Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сравнительный анализ традиционных уроков и уроков по фгос

Поиск

ГЛАВА 2 ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

 

Технологическая карта урока

 

Предмет Биология Класс 5

Тип урока: Игра «Следствие ведут знатоки»

Тема: «Грибы – паразиты».

Цель: -познакомить учащихся с особенностями строения и размножения грибов-паразитов;

-показать роль грибов в круговороте веществ и народном хозяйстве;

-познакомить учащихся с проводимыми мероприятиями по борьбе с ними.

Задачи:

1. Образовательная: создание условий для самостоятельной деятельности, направленной на изучение грибов паразитов.

2. Развивающая: продолжить формирование умений работать с текстом учебника, раздаточным материалом; навык распознавания грибов паразитов.

3. Воспитательная: воспитание положительной мотивации учения, умение работать индивидуально и в группе, воспитание у школьников бережного отношения и любви к природе, экологической культуры.

Формирование УУД

1. Предметные знания: учащиеся знакомятся со строением и жизнедеятельностью грибов паразитов.

2. Личностные: сформированность мотивации к обучению и целенаправленной деятельности, готовность к саморазвитию.

3. Метапредметные: развитие умений работы с текстом и иллюстрациями учебника, таблицами.

Методы методические приемы

Рассказ, беседа: постановка проблемы, демонстрация колосьев зерновых, поражённых головнёй и спорыньёй, ржавчиной на листьях, стеблях, цветах, гриб-трутовик; сравнение, обобщение, выявление признаков, выводы; смысловое чтение.

Образовательные ресурсы

1. В.В. Пасечник. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Дрофа, 2012. – 141, (3) с.

2. Е.М.Бенуж. Тесты по биологии. 6 класс

3. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. ООО «Кирилл и Мефодия»,2006.

Оборудование

Таблица «Грибы-паразиты», учебник, компьютер, проектор, презентация к уроку, гербарий колосьев зерновых, поражённых головнёй и спорыньёй, ржавчиной на листьях, стеблях, цветах, гриб-трутовик.

Содержательная часть урока:

1.Организационный момент

Взаимные приветствия учителя и учащихся; организация внимания и внутренней готовности.

Учащиеся настраиваются на работу на уроке.

Волевая саморегуляция на усвоение знаний (Р)

2. Актуализация

Выяснить степень усвоения заданного на дом материала; определить типичные недостатки в знаниях и их причины; ликвидировать обнаруженные нөдочёты.

Проверка домашнего задания.

Сегодня на уроке мы играем в сериал «Следствие ведут знатоки». Вы ребята следователи – знатоки (представление ребят)

К нам поступило заявление с просьбой найти преступника. Из заявления следует, что местонахождение и особые приметы преступника известны:

Запах тленный с ног сбивает

Плесень творог покрывает

Она - мать продуктных бед

Что случайно съел в обед.

Что, товарищ поплохело?

плесень знает свое дело.

Состав преступления: портит продукты и приносит вред здоровью.

Что выясняется из заявления: Запах тленный с ног сбивает. Мы можем составить фоторобот преступника (составляется на доске схема строения гриба)

Учитель: Прошу следственному отделу разойтись по кабинетам и собрать, как можно больше информации о преступнике (повторение д/з)

Начинаем совещание. Прошу доложить.

Кодовая кличка преступника – плесень. Каковы особые приметы гриба (белая плесень). Чем питается? Как грибы размножаются?

Учитель: Преступник найден, дело раскрыто, состав преступления на лицо. Как мы накажем преступницу?

Учащиеся включаются в работу следственного отдела и повторяют домашний материал.

Уметь замотивировать себя на целенаправленную познавательную деятельность (Л)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Р)

Уметь использовать информацию учебника, чтобы выполнить задание (П)

3. Мотивация

Мы продолжаем наш урок и вот к нам следующий гость:

«Барбарис»

Я к вам пришел сейчас сюда,

Чтоб не случилась здесь беда!

Выслушайте молю,

Историю печальную мою.

Надеюсь, ты узнал меня?

Я - Барбарис прекрасный.

Известен людям я давно

Как друг их безотказный.

То началось благой весною…

Звенел капелями апрель,

И листьев шелест робкий-

На них вдруг опустилась тень

Прекрасной незнакомки.

Просила крова у меня

И ненадолго - на два дня,

Ну, кто откажет в этом?

Гостила же до лета…

Я гостье был беспечно рад!

Она же, чуть смущаясь,

С листа прокралась внутрь, в него.

Все больше углубляясь.

Я полон был волшебных чувств,

Я думал о высоком.

Бокалы появились вдруг

Душистым полны соком.

Рой насекомых окружил

Меня жужжащим нимбом,

Но вскоре по всему кусту

Бокальчики возникли.

И я почувствовал тогда,

Что в дом мой прокралась беда.

Она ж, когда пришел черед

Созреть в бокалах спорам,

С попутным ветром - и вперед!

Навеки упорхнула.

А лето кончилось едва

Меня срубили на дрова…

А кто же отдал, сей приказ,

И в чем была причина.

Злосчастный рок сгубил меня,

Но знайте: погиб невинно!

Та леди, что весной пришла,

Меня, покинув, невзначай

Сгубила в поле урожай.

Слушают и мысленно воспроизводят картину событий.

Самооценка (Л);

Смыслообразование (Л);

Внутренняя позиция школьника (Л);

Учебно-познавательная мотивация (Л).

4. Изучение нового материала.

Физминутка

Как называются такие организмы, которые поселяются в живых организмах и используют его тело, как источник питания, среду обитания. (Работа с учебником стр. 81)

Как же мы сформулируем тему и цель нашего урока, чтобы помочь барбарису наказать преступника, совершивший над ним преступление.

Давайте составим план действий по раскрытию преступления и по поиску преступницы.

План действий:

1. Анализ заявления. Состав преступления.

2. Допрос пострадавшего, призван дать в распоряжение следователя максимально полную информацию о личности преступника, его приметах и признаках, действиях виновных.

3. Осмотр пострадавшего, если остались следы насильственных действий. (Работа с гербарием)

4. Сбор как можно больше информации о преступнике (дополнительные источники: Приложение №1)

5. По приметам преступнице составляются синтетические портреты, потерпевшему могут быть предъявлены фотоальбомы-гербарии преступников, имеющиеся в розыскных аппаратах органов внутренних дел.

 

Устали? Дети утром рано встали,

За грибами в лес пошли.

(Ходьба на месте.)

Приседали, приседали,

Белый гриб в траве нашли.

(Приседания.)

На пеньке растут опята,

Наклонитесь к ним, ребята,

Наклоняйся, раз-два-три,

И в лукошко набери!

(Наклоны.)

Вон на дереве орех.

Кто подпрыгнет выше всех?

(Прыжки.)

Если хочешь дотянуться,

Надо сильно потянуться.

(Потягивания — руки вверх.)

Три часа в лесу бродили,

Все тропинки исходили.

(Ходьба на месте.)

Работают с текстом учебника

 

 

Каждый учащиеся работает над целью. Через 2-3 минуты цель

озвучивается несколькими учениками и каждый в тетради дополняет свою цель. Предлагают план действий.

Анализ текста заявления и дополнительные источники

Работают по плану, с гербарием и с дополнительными источниками.

Составляют фоторобот преступницы.

Подведение под понятие (П);

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П)

Владение монологической и диалогической формами речи (К)
Синтез как составление целого из частей (П)

Поиск и выделение необходимой информации

(П)

Определение основной и второстепенной информации (П);

Построение логической цепи рассуждений (П)

Умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание (П)

Постановка вопрос (К)

Уметь приводить доказательства фактов (П)

5. Первичное закрепление

Установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы.

Начинаем совещание. Прошу доложить о ходе расследования.

Как объяснить барбарису:

-Почему нужно было его срубить?

-Что за гриб паразитирует в нем?

-Почему ржавчину называют паразитом?

Как можно представить информацию о мерах борьбы с грибами паразитами? Используя следующие рекомендации:

- Как происходит заражение ржавчиной?

- Какие меры борьбы существуют с этим грибом?

Учащиеся делают сообщения о раскрытых фактах преступления.

Готовят памятки рекомендации по уходу растений полей садов и огородов.

Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещѐ подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения (Р)

Построение логической цепи рассуждений (П)

Умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание (П)

6. Изучение нового материала

Групповая работа с учебником стр. 82-83, составить текст заявления пострадавших растений от грибов-паразитов (1-я группа: спорынья; 2-я группа: головня; 3-я группа: трутовик) в любой форме.

Составляют текст заявлений

Синтез как составление целого из частей (П)

Поиск и выделение необходимой информации

(П)

Определение основной и второстепенной информации (П);

Построение логической цепи рассуждений (П)

7.Закрепление

Выводы: Грибы-паразиты снижают урожай сельскохозяйственных растений, делают продукты из них непригодными в пищу, вызывают заболевания людей и животных

Споры паразитических грибов легко переносятся с больного организма на здоровый и борьбу с ними надо вести сразу после появления первых признаков заболевания

Делают вывод о значении грибов-паразитах

Построение логической цепи рассуждений (П)

Умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание (П)

6. Рефлексия учебной деятельности

Измерьте «температуру» вашего настроения на уроке, закрасив деления на градуснике:

Выбирают смайлик

Внутренняя позиция школьника (Л);

Самооценка на основе критерия успешности (Л)

 

7. Домашнее задание

1. В учебнике п. 15, ответить вопросы стр. 84-85;

2. Творческое задание: составить «Памятку рекомендации по уходу растений полей садов и огородов».

3. Подготовиться к проверочной работе по грибам стр. 86

4. Составьте диаграмму Эйлера — Венна:

 

 

Шляпочные грибы Грибы-паразиты

Плесневые грибы

Записывают домашнее задание

Выбор наиболее эффективных способов подготовки д/з (П)


Выводы по второй главе

 

В основе ФГОС нового поколения лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

- построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Решение задачи развития универсальных учебных действий в основной школе происходит не только на занятиях по отдельным учебным предметам, но и в ходе внеурочной деятельности, а также в рамках надпредметных программ курсов и дисциплин (факультативов, кружков).

Среди технологий, методов и приёмов развития УУД в основной школе особое место занимают учебные ситуации, которые специализированы для развития определённых УУД. Они могут быть построены на предметном содержании и носить надпредметный характер.

К числу основных составляющих организации совместного действия относятся:

- распределение начальных действий и операций, заданное предметным условием совместной работы;

- обмен способами действия, обусловленный необходимостью включения различных для участников моделей действия в качестве средства для получения продукта совместной работы;

- взаимопонимание, определяющее для участников характер включения различных моделей действия в общий способ деятельности (взаимопонимание позволяет установить соответствие собственного действия и его продукта и действия другого участника, включённого в деятельность);

- коммуникацию (общение), обеспечивающую реализацию процессов распределения, обмена и взаимопонимания;

- планирование общих способов работы, основанное на предвидении и определении участниками адекватных задаче условий протекания деятельности и построения соответствующих схем (планов работы);

- рефлексию, обеспечивающую преодоление ограничений собственного действия относительно общей схемы деятельности.

В основе формирования УУД лежит системно-деятельностный подход. В соответствии с ним именно активность обучающегося признаётся основой достижения развивающих целей образования — знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности.

 


Выводы по третьей главе

 

В ходе исследования удалось выявить, что при организации индивидуальной учебно-познавательной деятельности повышается уровень знаний, умений и навыков каждого учащегося в отдельности, что приводит к уменьшению его отставания в учебном процессе; происходит быстрое и качественное усвоение учебного материала; повышается мотивация к учению.

По данной проблеме были разработаны модульные уроки, результаты которых подтверждают возможность применения технологии индивидуальной учебно-познавательной деятельности в 5а и 5б классах средней школы. А именно: с каждым уроком уровень овладения учащимися учебным материалом повышается от 3% до 7%, а если брать в целом, то уровень овладения учащимися учебным материалом повышается от 5% до 11%; выполняемые работы на «отлично» и «хорошо» постепенно увеличиваются при использовании модульной технологии обучения.

Сравнительный анализ результатов внедрения модульной системы организации учебно-воспитательного процесса показывает возможность использования ее в школе.

Группа после занятий по формированию исследовательской деятельности учащихся основной школы превосходит группу до занятий, следовательно, гипотеза о достоверности подтвердилась


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Урок – это основная форма обучения, единица образовательного процесса, четко ограниченная временными рамками, возрастным составом участников, планом и учебной программой работы.

Типология урока – одна из самых сложных дидактических задач, авторское решение которой предлагали многие современные исследователи, классифицируя уроки по различным основаниям. Традиционно типология уроков чаще всего строится на основе полноты представленности (состава) его структурных элементов. При таком подходе выделяют следующие типы уроков: вводный, изучения нового материала, закрепления знаний и упражнений (выработки и совершенствования умений и навыков), повторительно-обобщающий, контрольно-проверочный. Наиболее распространенный – комбинированный урок, содержащий все или несколько структурных элементов.

Каждое образовательное учреждение должно обеспечить переход на ФГОС, а степень готовности к введению и реализации ФГОС определяется посредством оценивания деятельности образовательного учреждения по следующим критериям готовности: определить оптимальную для реализации модель организации образовательного процесса, обеспечивающую организацию урочной и внеурочной деятельности обучающихся.

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. В соотстветствии с этими требованиями должен проектироваться современный урок.

Для того, чтобы цель по формированию УДД на уроках биологии была реализована, необходимо составление технологической карты урока. Технологическая карта – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС второго поколения.

В ходе исследования удалось выявить, что при организации индивидуальной учебно-познавательной деятельности повышается уровень знаний, умений и навыков каждого учащегося в отдельности, что приводит к уменьшению его отставания в учебном процессе; происходит быстрое и качественное усвоение учебного материала; повышается мотивация к учению.

По данной проблеме были разработаны модульные уроки, результаты которых подтверждают возможность применения технологии индивидуальной учебно-познавательной деятельности в 5а и 5б классах средней школы. А именно: с каждым уроком уровень овладения учащимися учебным материалом повышается от 3% до 7%, а если брать в целом, то уровень овладения учащимися учебным материалом повышается от 5% до 11%; выполняемые работы на «отлично» и «хорошо» постепенно увеличиваются при использовании модульной технологии обучения.

Сравнительный анализ результатов внедрения модульной системы организации учебно-воспитательного процесса показывает возможность использования ее в школе.

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // «Российская газета» от 31 декабря 2012 г. N 303 (от 3 июля 2016 г. N 312-ФЗ)

2. Закон Челябинской области «Об образовании в Челябинской области» [Текст] / Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 29.08.2013 г. № 1543.

3. Акулова, О. В. Современная школа: опыт модернизации: книга для учителя [Текст] / О. В. Акулова, С. А. Писарева, Е. В. Пискунова, А. П. Тряпицына; под ред. А. П. Тряпициной. – СПб.: Издательство РГПУ им. А.И Герцена, 2005. – 280 с.

4. Бабанский, Ю. К. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических институтов [Текст] / Ю. К. Бабанский. – М.: Просвещение, 1988. – 478 с.

5. Баранова, Ю. Ю. Современные нормативно-правовые основы образования: учеб.-метод. пособие [Текст] / Ю. Ю. Баранова, Т. А. Данельченко, А. В. Коптелов, С. А. Ларюшкин. – Челябинск: ГОУ ДПО ЧИППКРО, 2011. – 157 с.

6. Бим-Бад, Б. М. Пед. энциклопедический словарь [Текст] / Б. М. Бим-Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 528 с.

7. Голуб, Б. А. Основы общей дидактики: учеб. пособие для студ. пед. вузов [Текст] / Б. А. Голуб. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 196 с.

8. Ермолаева, М. Г. Современный урок: тенденции, возможности, анализ: учеб.-метод. пособие [Текст] / М. Г. Ермолаева. – СПб.: СПбАППО, 2007. – 120 с.

9. Ильина, А. В. Кадровое и методическое обеспечение введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [Текст] / А. В. Ильина, Ю. Ю. Баранова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – Челябинск: Фотохудожник. – 2011. – № 1(6). – С. 120.

10. Ильясов, Д. Ф. Педагогическая деятельность в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты общего образования: метод. реком. [Текст] / Д. Ф. Ильясов, А. А. Севрюкова. – Челябинск: изд-во ООО «ПРОНТО», 2011. – 96 с.

11. Информационно-методические материалы для родителей о Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] / http://ipk74.ru/news.

12. Использование средств обучения на уроках биологии [Текст] / А. М. Розенштейн, Н. А. Пугал, И. Н. Ковалева, В. Г. Лепина. – М.: Просвещение, 1989. – 191 с.

13. Казакова, Е. Образовательная программа как основа стратегического планирования работы учебного заведения [Текст] / Е. Казакова //. Школьное планирование. – 2006. – № 6. – С. 3–9.

14. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: пособие для учителя [Текст] / под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.

15. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с.

16. Карабанова, О. А. Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы [Текст] / О. А. Карабанова // Управление начальной школой. – 2009. – № 12. – С. 9-11.

17. Карабанова, О. А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны [Текст] / О. А. Карабанова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2010. – № 2. – С. 11-12.

18. Климанова, Л. Ф. Универсальные учебные действия обучающихся: примеры формирования [Текст]/ Л. Ф. Климанова// Управление начальной школой. – 2010. – № 10. – С. 20-25.

19. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: учебное издание [Текст] / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М.: Просвещение, 2010.

20. Коптелов, А. В. Организация методической работы в образовательном учреждении в условиях введения ФГОС ОО [Текст] / А. В. Коптелов // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – Челябинск: Фотохудожник. – 2011. – № 3(8). – С. 24.

21. Кузнецова, О. В. Развитие универсальных учебных действий обучающихся средствами проектно-исследовательской деятельности [Текст] / О. В. Кузнецова, Н. В. Дудырева // Управление начальной школой. – 2011. – № 6. – С. 31-40.

22. Лихачев, Б. Т. Педагогика: курс лекций [Текст] / Б. Т. Лихачев. – М.: Академия, 2001. – 607 с.

23. Методические рекомендации для педагогических работников образовательных организаций по реализации Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] / http://ipk74.ru/news.

24. Методические рекомендации по учету национальных, региональных и этнокультурных особенностей при разработке общеобразовательными учреждениями основных образовательных программ начального, основного, среднего общего образования [Текст] / В. Н. Кеспиков, М. И. Солодкова, Е. А. Тюрина, Д. Ф. Ильясов, Ю. Ю. Баранова, В. М. Кузнецов, Н. Е. Скрипова, А. В. Кисляков, Т. В. Соловьева, Ф. А. Зуева, Л. Н. Чипышева, Е. А. Солодкова, И. В. Латыпова, Т. П. Зуева; Мин-во образования и науки Челяб. обл.; Челяб. ин-т переподгот. и повышения квалификации работников образования. – Челябинск: ЧИППКРО, 2013. – 164 с.

25. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс] / http://www.educom.ru/ru/ па-sha_novaya_shkola.

26. О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Челябинской области в 2011-2012 учебном году [Текст] / Письмо Министерства образования и науки Челябинской области № 103/4286 от 18.06.2011 г.

27. О внесении изменений в основные образовательные программы начального общего образования общеобразовательных учреждений Челябинской области [Текст] / Письмо Министерства образования и науки Челябинской области № 103/651 от 01.02.2012 г.

28. О приоритетных направлениях повышения квалификации педагогических и руководящих работников областной системы образования Челябинской области в 2014 году [Текст] / Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 12.02.2014 г. № 03-02/889.

29. О проведении мониторинга оценки качества образования в общеобразовательных организациях Челябинской области [Текст] / Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 15.04.2014г. № 03-02/2669.

30. О системе повышения квалификации работников образования [Текст] // Вестник образования. – 2006. – № 5.

31. Об особенностях повышения квалификации в условиях введения ФГОС общего образования [Текст] / Письмо Министерства образования и науки Челябинской области № 24/5868 от 08.08.2012 г.

32. Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области [Текст] / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 28.03.2013 г. № 03/961.

33. Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования [Текст] / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067).

34. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Текст] / Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550)

35. Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» [Текст] / Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 № 23290)

36. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [Текст] / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 (Зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009 г. № 17785).

37. Организация учебной деятельности школьников на уроках биологии [Текст] / А. Н. Мягкова, Е. Т. Бровкина, Г. С. Калинова. – М.: Просвещение, 1988. – 192 с.

38. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 ч. Ч. 3 [Текст] / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2013. – 240 с.

39. Пакулова, В. М. Современный урок биологии: учебное пособие [Текст] / В. М. Пакулова, Т. В. Голикова. – Красноярск, 2014. – 214 с.

40. Пакулова, В.М. Краткий курс методики биологии: учебное пособие для сту- дентов педагогических вузов и учителей биологии [Текст] / В. М. Пакулова, Н. В. Иванова, Т. В. Голикова, Е. Н. Прохорчук. – Красноярск, 2007. – 164 с.

41. Панкратова, О. А. ФГОС ООО: Формирование универсальных учебных действий на уроках биологии [Текст] / О. А. Панкратова, С. В. Балалаева, В. Н. Рылова, С. М. Хасьянова, Н. И. Кучумова, Е. С. Тютюник. – Петропавловск-Камчатский, 2012. – 82 с.

42. Планируемые результаты начального общего образования [Текст] / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009. – 120 с.

43. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа [Текст] / сост. Е. С. Савинов. – М.: Просвещение, 2011. – 342 с.

44. Прохорчук, Е. Н. Школьный учебник биологии. Приёмы работы с ним: учебное пособие [Текст] / Е. Н. Прохорчук. – Красноярск, 2007. – 188 с.

45. Пугал, Н. А. Кабинет биологии [Текст] / Н. А. Пугал, Д. И. Трайтак. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 192 с.

46. Скрипова, Н. Е. Обеспечение готовности педагогов начальной школы к работе в условиях федерального государственного образовательного стандарта [Текст] / Н. Е. Скрипова, Л. В. Корнилова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – Челябинск: Фотохудожник. – № 1(6), 2011. – С. 107.

47. Сластенин, В. А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. – М.: Академия, 2002. – 576 с.

48. Смирнов, С. А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учебное пособие [Текст] / С. А. Смирнов. – М.: Академия, 2010. – 544 с.

49. Сухова, Т. С. Урок биологии. Технологии развивающего обучения [Текст] / Т. С. Сухова. – М.: Вентана-Граф, 2001. – 112 с.

50. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя [Текст] / под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с.

51. Фундаментальное ядро содержания общего образования [Текст] / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2009.

52. Хуторской, А. В. Педагогическая инноватика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / А. В. Хуторский. – М.: Академия, 2008. – 256 с.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Ржавчинные грибы (Uгеdinаlеs) паразитируют на листьях, стеблях, плодах семенных растений, а также на листьях папоротников. Из культурных растений от них страдают различные злаки, бобовые, яблоня, груша, малина, смородина, лен и др. Всего известно свыше 4000 видов ржавчинных грибов.

Мицелий ржавчинных грибов растет внутри тканей по межклеточным пространствам, но часто внедряется в клетки. На поверхности органов бывают видны пятна и подушечки оранжевого цвета или цвета ржавчины, что зависит от скопления кучек спор, содержащих – в себе оранжевый пигмент, сходный по цвету с каротином. Ржавчинные грибы вызывают болезнь «ржавчину», которая в некоторые годы причиняет большой вред сельскому хозяйству, так как из-за нее снижается урожай культур и ухудшается качество продуктов. Иногда приходится преждевременно скашивать пораженные хлеба и получать одну плохую солому.

Линейная ржавчина:

I – листья барбариса, пораженные ржавчиной; II – разрез листа барбариса, пораженного ржавчиной – эцидий на нижней стороне, пикнида на верхней; III – ржаво-бурые «подушечки» на стебле и на влагалище листа злака; и т.д.

Борьба с разнообразными видами и формами ржавчинных грибов, приносящими вред культурным растениям, возможна при применении специальных мер борьбы в комплексе с агротехническими мероприятиями. Это уничтожение дикорастущих трав па полях и межах, уничтожение барбариса, слабительной крушины, применение устойчивых против ржавчины сортов, ранний посев яровых, лущение стерни, тщательная и глубокая обработка почвы, рациональное использование удобрений (особенно фосфорно-калийных), введение правильных севооборотов и многие другие агромероприятия.

В садах имеет значение опрыскивание деревьев растворами извести и бордоской жидкостью, а также новыми препаратами: гранозаном, меркураном, ТМТД и др.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Анкета (Н.Г. Лусканова).

Цель - выявить уровень мотивации познавательного интереса к уроку математики у учащихся.

Вопросы анкеты:

1. Тебе нравятся уроки, проводимые в школе?

Нравятся - 3 балла

Бывает по-разному - 2 балла

Не очень - 1 балла

Не нравятся - 0 баллов

2. Ты с радостью идешь на уроки?

Иду с радостью - 3 балла

Бывает по-разному - 2 балла

Чаще хочется остаться дома - 1 балл

Не с радостью - 0 баллов

3. Тебе нравится ваш учитель?

Нравится - 3 балла

Не очень нравится - 2 балла

Не нравится - 1 баллов

Не знаю - 0 баллов

4. Ты хотел бы, чтобы у вас был менее строгий учитель?

Не хотел бы - 3 балла

Иногда - 2 балла

Точно не знаю - 1 балла

Хотел бы - 0 баллов

5. Тебе нравится, когда у вас нет какого-нибудь урока?

Не нравится - 3 балла

Бывает по-разному - 2 балла

Нравится - 1 балл

Не знаю - 0 баллов

6. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашнее задание в школе?

Не хотел - 3 балла

Иногда - 2 балла

Не знаю - 1 балл

Хотел бы - 0 баллов

7. Ты часто рассказываешь родителям о своих успехах в школе?

Часто - 3 балла

Иногда - 2 балла

Редко - 1 балл

Не рассказываю - 0 баллов

8. Обсуждаете ли вы с одноклассниками интересные моменты урока?

Да - 3 балла

Бывает по-разному - 2 балла

Редко - 1 балл

Нет - 0 баллов

9. Посещаешь ли ты в кружки по предмету?

Да - 3 балла

Иногда - 2 балла

Очень редко - 1 балл

Нет - 0 балов

10. С интересом ли ты выполняешь полученные творческие задания, если они есть?

Да - з балла

Бывает по-разному - 2 балла

Иногда - 1 балл

Нет - 0 баллов

Критерии оценки

Высокий уровень - 25-30 баллов

Средний уровень - 20-24 баллов

Ниже среднего - 15-19 баллов

Низкий уровень - 10-14 баллов

Очень низкий - меньше 10 баллов - негативное отношение к предмету, учителю.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

Технологическая карта Урока 1

Тема: Как появился человек на Земле.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Используемые технологии: проблемного обучения, развивающего обучения.

Формируемые УУД:

- коммуникативные (к.) – слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- регулятивные (р.) – самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выдвигать версии ее решения;

- познавательные (п.) – выделять, анализировать, сравнивать факты; вычитывать все уровни текстовой информации;

- личностные (л.) – формировать знание основных принципов отношения к живой природе; формировать познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы.

Планируемые результаты: способствование формированию целостной научной картины появления человека на Земле.

Задачи:

- образовательные: сформировать представление о первых людях, появившихся на Земле, их образе жизни, изменении в строении и поведении в процессе исторического развития;

- развивающие: развивать умение самостоятельно работать с текстом, извлекать из различных источников необходимую информацию, оперировать ею и использовать для решения поставленных задач; работать в группе; развивать диалогическую и монологическую речь обучающихся;

- воспитательные: воспитывать интерес к предмету через изучение исторического развития человека; аккуратность и добросовестность; ответственность за результаты своего труда.

Оборудование: учебник (Биология. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова), презентация, проектор, схема «Родословная человека».

Ход урока

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Организационный момент 5 мин Делит учащихся на группы. Приветствие учащихся, эмоциональный настрой, создание доброжелательной атмосферы сотрудничества Учащиеся рассаживаются по группам. Готовят к уроку – учебники, тетради, ручки. Осуществляют самоконтроль
2. Актуализация знаний 5 мин - Ребята, мы закончили с вами изучать очередной раздел учебника. Как он называется? («Жизнь организмов на планете Земля»). - Жизнь заполняет все уголки нашей планеты. Моря и реки, горы и равнины, даже воздух населен живыми существами. А является ли человек частью живой природы? - Есть ли у человека черты сходства с животными, если есть – с какими? Чем человек отличается от животных? (На доске схема «Родословная человека»). - На уроках биологии мы изучили, как изменялся мир природы в процессе эволюции. Как вы думаете, человек всегда был таким, как сейчас или он тоже изменялся? Вы хотите это узнать? Давайте попробуем это узнать сегодня на уроке. - Давайте вместе сформулируем цель урока. Настраиваются на работу.   Несколько учеников дают ответы. Примерные ответы: - относится к царству животные; - имеет признаки живого; - позвоночное, млекопитающие; - обезьянами; - прямохождение, объем мозга, речь.     Самостоятельно определяют тему и цель урока
3. Самостоятельная работа с учебником 15 мин - Вопрос о том, как произошел человек, давно интересует человечество, существует много гипотез и теорий. Для того, чтобы рассмотреть различные теории происхождения человека, вы будете работать в группах. Создаются группы для работы с учебником: 1-я группа отвечает на вопрос: «Как и где появился первый человек?» 2-я группа: «Кто это человек умелый?» 3-я группа: «Кто такой неандерталец?» 4-я группа: «Кто были первыми представителями вида Человек разумный?» План: - когда появился; - почему так называется; - внешнее строение; - образ жизни; - орудия труда.   На подготовку дается 5-7 мин. Затем учитель дает слово представителю каждой группы. Во время выступления ученика на экране появляются слайды с представителями древних предков человека. По мере выступления учащиеся в тетради заполняют схему род


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 385; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.70.0 (0.012 с.)