Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психологическое консультирование семьи в ситуации ненормативного кризиса↑ Стр 1 из 21Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ СЕМЬИ В СИТУАЦИИ НЕНОРМАТИВНОГО КРИЗИСА Учебно-методическое пособие
Глазов 2010
СОДЕРЖАНИЕ Предисловие………………………………………………………………………..4 ГЛАВА 1. Теоретические и методологические основы психологического консультирования семьи 1.1. Научно-методологические направления, представляющие содержательную основу психологического консультирования семьи………………………………6 1.2. Концептуальные основы рассмотрения семьи как системы………………..10 1.3. Модели систем патологического семейного функционирования ………….16 1.4. Применение психотехник для исследования и коррекции семьи в практике психологического консультирования……………………………………………..28 1.4.1. Применение социометрических техник……………………………………35 1.4.2. Применение структурных техник…………………………………………..45 1.4.3. Применение поведенческих техник………………………………………..58 Выводы по главе…………………………….……………………………………...70 Основные понятия…………………………………………………………………72 Вопросы для самопроверки………………………………………………………..72 Список литературы………………………………………………………………....72 ГЛАВА 2. Психологическое консультирование семьи в ситуации ненормативного кризиса 2.1. Феномен «ненормативного кризиса семьи»….................................................74 2.2. Психологические особенности развёртывания ненормативных кризисов семьи… …………………………………………………………………………….79 2.2.1. Измена………………………………………………………………………..79 2.2.2. Развод…………………………………………………………………………82 2.2.3. Повторный брак……………………………………………………………...87 2.2.4. Усыновления приемных детей…………………………………....................90 2.2.5. Смерть одного из членов семьи…………………………………………….92 2.2.6. Тяжёлая болезнь одного из членов семьи …………………………………95 2.2.7. Инцест…………………………….…………………………………………..97 2.3. Этика поведения консультанта в работе с семьёй, переживающей ситуацию ненормативного кризиса……………………………….…………………………100 2.4. Применение психотехник, в работе с кризисными состояниями в практике психологического консультирования семьи…………………………………….102 Выводы по главе…………………………………………………………………..116 Основные понятия………………………………………………………………...117 Вопросы для самопроверки……………………………………………………....117 Список литературы………..………………………………………………………118 Терминологический словарь……………………………………………………...119
Предисловие Учебно-методическое пособие «Психологическое консультирование семьи в ситуации ненормативного жизненного кризиса» является эффективным теоретическим, практическим и методическим инструментарием при освоении учебных дисциплин: «Основы психологии семьи и семейного консультирования», «Основы психологического консультирования и психокоррекции» и др., которыеимеют значение для профессиональной подготовки, будущих педагогов-психологов и социальных педагогов. Целью пособия является формирование у студентов представлений о закономерностях и механизмах семейных отношений и методах консультирования семьи в ситуации ненормативного кризиса. В процессе изучения пособия предусмотрено решение следующих задач: • ознакомить студентов с теоретическими основами психологии семьи в ситуации ненормативного кризиса; • создать у студентов целостное представление о процессе семейного консультирования в ситуации ненормативного кризиса, его содержании, подходах и формах; • способствовать формированию у студентов навыков психологического консультирования при оказании психологической помощи семье в ситуации ненормативного кризиса; • создать условия, помогающие студентам осознать свои профессиональные возможности, определить пути профессионального роста; • развивать психологическую компетентность в области практической психологии. При решении задач основное внимание уделяется построению консультативных ситуаций и организаций взаимодействия в диадах «педагог-психолог – семья», «социальный педагог – семья» личностному, теоретическому и психотехническому самоопределению специалиста педагога психолога и социального педагога. В пособии раскрывается содержание, структура и динамика процесса семейного консультирования, отрабатываются приемы и методы консультативной работы с членами семьи. Уделяется внимание этике и специфике поведения специалиста, осуществляющего консультационную работу. В содержание пособия включены разделы с практическими упражнениями, вопросы для самопроверки, списки дополнительной литературы, а также терминологический словарь. В результате изучения учебной дисциплины студенты должны иметь представление о психологическом консультировании семьи, использования вспомогательных психотехник диагностики и коррекции семейной системы отношений с учётом развёртывания ситуации ненормативного кризиса. У студентов должно быть сформировано понимание принципов и закономерностей функционирования семьи и определения стратегий консультационной работы специалиста педагога-психолога и социального педагога. В итоге, они получают опыт практического применения полученных знаний, выполнения учебно-практических задач в качестве специалиста, оказывающего психологическую помощь семье в ситуации ненормативного кризиса. Таким образом, важной задачей пособия является подготовить студентов к тому, чтобы они были готовы к самостоятельной квалифицированной консультационной деятельности. Важным является, создать условия, активизирующие процессы профессионального самоопределения будущих специалистов. Таким образом, хочется отметить, что в данном пособии, представлены общие положения по представленной теме, и работа, в целом, не претендует на исчерпывающую полноту раскрытия вопросов. Мы с благодарностью примем замечания, пожелания и предложения. С.Т. Губина
Генограмма Генограмма представляет собой структурированную диаграмму системы внутрисемейных взаимоотношений в 3-4 поколениях. Предложена М. Боуэном. Генограмма показывает образцы поведения внутрисемейных взаимоотношений, передающиеся из поколения в поколение. Определяет, как события ненормативного и нормативного кризиса: смерть, болезнь, рождение ребёнка (не рождение ребёнка, например: аборт) и др. влияют на современные схемы поведения у членов семьи. На генограмме высвечиваются внутрисемейные диады, треугольники и др. Генограмма позволяет консультанту и семье получить целостную картину, рассматривая все феномены и события семейной жизни в некоей интегральной вертикально-направленной перспективе. Генограмма использует для иллюстрации специфики внутрисемейных взаимоотношений членов семьи и их позиций в семейной системе. Семейные сценарии, ценности, правила, мужские и женские стандарты поведения также могут быть выявлены в ходе интервью на основе этой техники. Цель методики - получить информацию, отражающую историю расширенной семьи как минимум на протяжении трех поколений. Работа может быть проведена в любое время после начала регулярных встреч с семьей и представляет собой рутинный метод сбора информации о семье для лучшего понимания проблемы и поиска пути ее решения. Генограмма составляется в присутствии всех членов семьи, способных слушать и воспринимать информацию, в том числе и детей. Чаще всего, членам семьи данная информация является интересной и полезной, и даёт почву для размышлений. Основой беседы является проблема предъявляемого симптома: определяется идентифицированный пациент, временное и пространственное развёртывание симптома и др. Необходимо учитывать, что поведение носителя симптома отражает особенности целостной дисфункции семьи. Описание семейной истории необходимо начинать с предыстории женитьбы (встречи будущих супругов), рождение детей, учитывать переезды и др. Полезно опираться на информацию, которая заранее собрана с помощью социограммы (описание которой представлено ниже). Информацию по семейной истории, консультант фиксирует с помощью специальных символов техники генограммы [8, с. 315-318; 12, с.178-183]. Данный метод позволяет охватить всю семейную историю как единую систему. В процессе работы на основе данной техники, члены семьи имеют возможность самоидентификации, узнают о том, что происходит в их семье, о своих исторических корнях и о том, как эти корни влияют на современное состояние отношений в семье. Генограмма обладает коррекционными и диагностическими свойствами, ускоряет процесс консультирования.
Социограмма Социограмма представляет собой метод оценки внутригрупповых взаимоотношений, основанный на предпочтениях членов группы. Для применения в семейной терапии эта техника адаптирована Робертом Шерманом. Членам семьи задают вопросы о том, с какими членами группы они бы предпочли делать или уже делают какие-то определенные вещи. Методика может быть эффективным средством выявления привязанностей и дружеских взаимоотношений в школьном коллективе. Она выявляет лидеров, отверженных, и другие различные роли в семейной группе. Выборы относительно тех или иных членов группы, приоткрывают убеждения, чувства, действия людей. Выявляется структурная организация семейной системы. Список вопросов всегда подготавливается заранее, в соответствии с конкретной ситуацией в семье. Чаще всего вопросы выглядят следующим образом: «С каким членом семьи вы обычно...? С каким членов семьи вам бы хотелось...?» Окончания вопросов могут быть следующие: «ходить в гости, составлять планы, заниматься работой по дому, вести беседу, шутить, ругаться, ходить за покупками, выяснять отношения и др.» Ответы на все вопросы заносятся на схему. Можно использовать другие варианты методики, например, применить формулировку: "Угадай кто" - "Кто в семье...?" Окончание формулировок могут быть следующие: «больше всего склонен к пессимизму, самый начальственный, самый одинокий, самый злой, самый умный, активный, хитрый и др.» Данная техника является средством оценки семейных ролей и ролевых ожиданий. Выявляемые различия между этими двумя показателями указывает на существующий в семье потенциальный конфликт или неудовлетворенность. Техника эффективна в работе с большими семьями. Она полезна в диагностике приемных семей и новообразованных семей, например, после развода [14, с. 49-58]. В практике психологического консультирования, часто, применяется проективная графическая методика «Семейная социограмма» [6]. Процедура исследования такова, что испытуемым на бланке, диаметром 110 мм необходимо нарисовать, используя символы кружков, членов своей семьи. Инструкция даётся следующая: «Перед Вами на листе изображён круг. Нарисуйте в нём самого себя и других членов семьи в форме кружков и подпишите их именами». Если данное задание выполняют несколько членов семьи, то они не должны советоваться друг с другом. Круг в семейной социограмме отражает психологическое пространство семьи, а символы внутри круга – положение её членов в данном пространстве. Производится оценка с учётом следующих критериев: число членов семьи, попавших в площадь круга; величина кружков, обозначающих членов семьи; расположение кружков относительно друг друга; дистанция между кружками. Например, своеобразное слипание (наслоение) кружков говорит о недифференцированности «Я» у членов семьи (симбиотических связях и эмоциональной поглощённости). Иногда, предлагается клиентам нарисовать социограмму в двух вариантах» «Реальная семья» и «Идеальная семья» - это даёт возможность сделать сопоставление реальных и идеальных самооценок испытуемого, принятие или непринятие им своего образа «Я» и наличие внутриличностного конфликта [9].
Семейное пространство "Семейное пространство" это техника, которая предоставляет консультанту важную информацию по поводу организации семейной системы. Члена семьи даётся инструкция - нарисовать план-схему их дома, включая все имеющиеся в нем комнаты и помещения. Изучение использования семейного пространства выявляет важные аспекты внутрисемейной динамики. На первом месте стоит – исследование, как используется семейное пространство. В работе с родителями, чаще всего используется следующий метод: предлагается большой лист бумаги, карандаши, мелки и др. На котором, консультант просит нарисовать план дома, где они жили до женитьбы в своих семьях. Находящиеся рядом дети в это время наблюдают за процессом. Если родители проживали в разных домах (по разным адресам), то, их просят нарисовать план дома, который наиболее запечатлелся в памяти. Консультант предлагает во время рисования клиентов, выполнять задания соответственно следующий вопросов: ü рисуя, отмечайте, с каким настроением ассоциируется у вас та или иная комната; ü попытайтесь вспомнить доминирующие запахи, звуки, цвета и людей в доме; ü была ли в вашем доме комната, специально предназначенная для встреч всех членов семьи; ü когда члены вашей расширенной семьи заходили к вам, в какой комнате происходили встречи; ü были ли в доме комнаты, в которые вам было запрещено заходить; ü было ли у вас какое-то особенное место в доме; ü попытайтесь как можно яснее представить себе, в вашем родительском доме решались вопросы близости, дистанции и уединённости; ü как был расположен ваш родительский дом по отношению к другим домам в этом квартале; выделялся он чем-нибудь или нет; ü вспомните какое-то типичное событие, происходившее в вашем родительском доме; ü вспомните типичные слова, фразы, которые произносились членами вашей семьи. [8, с. 322-323]. Можно использовать различные планы выполнения данной техники, а именно: 1) родители работают с рисунками, а дети наблюдают; 2) дети работаю с рисунками, а родители наблюдают; 3) и родители и дети работают над одним рисунком. Данная техника способствует выявлению воспоминаний, связанных с присутствующими в данной семье правилами и их источниками в родительских семьях. Воспоминания изучаются с целью анализа современных внутрисемейных отношений, особенностей ролевого поведения, использования семейных мифов и легенд в родительских семьях супругов. В целом, в процессе выполнения заданий создаётся возможность включить членов семьи во взаимодействие друг с другом, которое имеет психокоррекционное и диагностическое качество, где, с одной стороны, идёт оценивание семейной ситуации в целом, а другой стороны, активизируется взаимодействие и включенность членов семьи в жизнь друг друга.
Семейная скульптура Техника «Семейная скульптура» направлена на изучение внутрисемейных отношений, через определение видения места каждого члена в семейной системе. В процессе выполнения данной техники, происходит уменьшение проекций и защит, поскольку, сама по себе процедура выполнения несёт в себе элемент нестандартности и спонтанности. Техника «скульптура» является диагностическим и коррекционным средством. Поскольку, выступает как объединяющий фактор, заставляющий думать о семье как о неком единстве в разнообразии, где являются важными и целое и каждый его элемент - человеческая личность. «Семейную скульптуру» можно использовать на любом этапе консультирования. Её можно проводить с несколькими членами семьи, а мебель и предметы можно использовать в качестве заменителей отсутствующих членов семьи. «Скульптура» может изображать семью в различные временные периоды (настоящем, прошлом, будущем). Консультант, предлагает «скульптору» (клиенту) обращался с членами семьи так, как будто они сделаны из глины. Скульптор ставит каждого в такую позицию, которая могла бы его невербально охарактеризовать. Работа над скульптурой продолжается до тех пор, пока создающий «скульптор» не удовлетворится своим творением. Важно, чтобы другие члены семьи позволили скульптору свободно обращаться с собой как с "материалом". Можно предложит построить скульптуру «идеальной» семьи, использовать движения и фразы и др. Таким образом, существует много вариантов использования методики «семейная скульптура». При проведении анализа «творения» могут обсуждаться не только вся скульптура в целом, но и ее отдельные части. Психотерапевт может также задавать следующие вопросы: 1. (каждому члену семьи): Как вы чувствуете себя на этом месте среди ваших родственников? 2. (всей семье): Явилась ли данная скульптура сюрпризом для вас? 3. (каждому члену семьи): Знали ли вы раньше, что скульптор воспринимает вас именно так, как он это изобразил? 4. (всей семье): Согласны ли вы с тем, что ваша семья функционирует именно так, как это изображено в скульптуре? 5. (скульптору или семье): Какие изменения в функционировании семьи вы бы хотели видеть? 6. (скульптору, прежде всех других вопросов): Придумайте название вашему произведению. Можно также организовать обсуждение семьей и консультантом проделанной работы. Скульптура может быть использована при индивидуальной и группой работе. Скульптура не должна слишком жестко интерпретироваться, поскольку она отражает субъективное мнение одного из членов семьи [8, c. 319-321]. Ролевая карточная игра Данная техника направлена на выявление ролей и обязанностей во внутрисемейном взаимодействии, которые выполняется каждым членом семьи. При работе с данной техникой изучаются особенности межличностного общения в семье при совместном решении поставленных консультантом задач. Через игровую деятельность изучаются индивидуальные способности, негативные механизмы и семейная динамика. Члены семьи без предварительного обсуждения выбирают карты (список их приводится ниже) для себя и для других. В картах описывается домашние обязанности, которые необходимо кому-то выполнять в вечернее время, когда идет подготовка к ужину, собственно ужин, а потом семья укладывается спать. Предлагаются, также, карты, в которых имеется ряд ролей, где члены семьи играют во взаимоотношениях друг с другом. Члены семьи имеют возможность согласиться, или, наоборот, не согласиться с соответствием каждой карты конкретному индивиду, а также отклонить те карты, которые они не хотят взять себе. В картах предлагаются следующие роли: «Роли-обязанности»: организатор дома; закупщик еды; планировщик ужина; мойщик пола; его превосходительство плохой исполнитель всех своих обязанностей; мальчик на побегушках; распорядитель; убиральщик со стола после еды; делатель напитков; повар, накрывальщик стола; разгрузчик посудомойки; кормитель животных; купальщик маленьких детей; тот, кто укладывает детей спать; садовый работник; организатор праздников; создатель правил; «дисциплинарный» человек, отвечающий за все и др. «Роли во взаимодействии»: Позитивные: говорящий правду, помогающий, понимающий, творческий, счастливый, дипломат. Негативные: обвинитель, умиротворитель, компьютер, одинокий волк, сбиватель с толку, жертва, крикун и др. Цель данного упражнения - изучить в рамках личностно-безопасной карточной игры как члены семьи видят себя и друг друга в терминах обязанностей и социальных ролей. При этом важно следить за различиями между тем, как данный человек видит самого себя и как его видят другие. Консультант имеет возможность наблюдать семью в структурированной невербальной ситуации. Оборудование, необходимое для проведения данной техники включает в себя 36 ролевых карт (каждая роль печатается на отдельной карточке), лист бумаги, карандаш и резиновую ленту, скрепляющую колоду карт для каждого участника. Семья получает следующую инструкцию: «Перед вами лежит колода карт. Каждый из вас должен выбрать карты, ему соответствующие и положить их около себя на столе так, чтобы другие могли их видеть. Если кто-то выбрал карту, которая, как вы считаете, должна принадлежать вам, запишите ее на листе бумаги, который лежит перед вами. Но имейте ввиду, что это не соревнование за то, кто больше получит карт. Играть нужно молча, так что, пожалуйста, не разговаривайте. Карты предназначены не только для вашей семьи, поэтому нет необходимости, чтобы буквально все из них были выбраны. Вы можете считать, что какая-то определенная карта должна принадлежать больше чем одному человеку. Если это так, то отметьте, пожалуйста, это, на вашей бумаге». Каждому участнику дается также инструкция проверить весь набор карт и убедиться в том, что они распределены правильно. «Если вы не согласны с тем, что какая-то определенная карта должна принадлежать вам или кому-то другому, наговорите информацию об этом на магнитофон». Кроме того: «Если кому-то попалась карта, которая, как вы считаете, не должна ему принадлежать, также скажите об этом и положите ее в «неправильную колоду». Когда каждый участник использует свою возможность высказаться по поводу карт других, семье предоставляется возможность избавиться от любых ролей, которые им не нравятся, независимо от того, насколько они точны. При оценке результатов «игры» консультантом используется магнитофон, результаты видеосъёмки и др. Оценка ролевой карточной игры исследуется соответственно следующих направлений: УМЕНИЯ: 1.Факты, ценности и смыслы, которые разделяются членами семьи. Соглашения между членами семьи о ролях, взятых для себя и других. Являются ли большинство ролей точно сформулированными - или же они ложны и не должны достаться никому? 2.Ответственность, распределение обязанностей. Какая модель по поводу этого имеется у родителей и служит эталоном для детей? Какие конкретно обязанности выбираются разными членами семьи? 3.Позитивное взаимодействие друг с другом. Оставляют ли члены семьи друг другу в течении игры позитивные роли. 4.Способность играть. С удовольствием ли члены семьи играют? Скучно ли им во время игры или весело? Настроены ли они на соревнование друг с другом? 5.Принятие и поддержка индивидуальных различий. Допускается ли в данной семье отличаться от других и изменять установившийся образ себя? Способны ли члены семьи отвергать роли, которые им приписывают? Способны ли члены семьи давать другим свободу, поддерживать их особенность и индивидуальность? 6.Роли, принятые самим субъектом «не на показ». Думают ли члены семьи сами о себе и о других в позитивном ключе или иные могут отвергаться как «плохие», или такие, которые все время обвиняют, придираются и т.д. НЕГАТИВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ: 1. Унижения. Негативные социальные роли, которые члены семьи приписывают друг другу плюс негативные высказывания, зафиксированные на магнитофоне. 2. Самоунижения. Негативные социальные роли, которые члены семьи выбирают для самих себя, плюс соответствующие устные высказывания. 3. Другие негативные механизмы. Неадекватные шутки и ненужные вопросы (необходимо фиксировать и то, и другое). СЕМЕЙНАЯ ДИНАМИКА: 1.Сексизм. Распределяются ли обязанности на основе традиционного представления о половых ролях? Выбирает ли сразу же муж/отец роль «Создателя правил» и «Дисциплинария»? Могут ли члены семьи преодолеть традиционные представления о типично-женским и типично-мужских обязанностях? 2.Поиски «козлов отпущения». Выбирает ли кто-нибудь карту «Жертва» или может быть кто-то эту карту получает (в данном случае важно еще и то, принимается ли карта или отвергается)? Кто принимает на себя роль «Спасителя»? 3.Сила. Кто выполняет большую часть обязанностей, кто приписывает их другим и кто принимает те обязанности, которые приписываются ему другими членами семьи. 4.Семейные альянсы. Кто разделяет обязанности с другими (с кем именно)? Объединяются ли члены семьи в группы для приписывания другим негативных ролей? 5.Гнев. Кто отбирает роли у других, делая упор на негативном. При этом иногда гнев лежит на поверхности, а иногда скрыт. 6.Эмоциональная поддержка. Если члены семьи распределяют обязанности справедливо, приписывая друг другу только позитивные роли и отбирая карточки с негативными ролями - то таким образом они проявляют в игре эмоциональную поддержку (или стремятся произвести благоприятное впечатление на консультанта, выглядеть в лучшем свете). 7.Вопросы, которые не обсуждаются и являются скрытыми. Скрытые конфликты, о которых не говорят. Суждения о том, каков в действительности тот или иной член семьи и что ему нужно от других - все это может быть выявлено в ходе игры. Следует отмечать невербальные проявления в поведении. Какие реакции были у участников: фразы, эмоциональные звуки, проявление гнева, непредусмотренный правилами захват карт, необузданное веселье и др. Данная техника является очень полезной, так как показывает семье - кто какие обязанности в действительности выполняет и позволяет семье искать новые более конструктивные пути в распределении домашнего труда. Все скрытые установки, как позитивные, так и негативные, по поводу обязанностей всплывают здесь на поверхность [13].
Прослеживание Техника «прослеживание» предназначена для изучения в деталях специфических схем поведения, мышления и чувств, в конкретной семье. Техника помогает отследить симптом, особенности коммуникации, факты из истории семьи, семейные мифы. Через разыгрывание ролей и выполнение различных заданий консультант и члены семьи организуют взаимодействие между собой. Консультант как бы «вливается» в конкретную стандартную семейную ситуацию при этом, отмечает давление (воздействие), оказываемое на него семьей, которая стремиться организовать его поведение таким образом, чтобы оно соответствовало их привычным паттернам внутрисемейного взаимодействия. Суть в том, что сначала консультант вслушивается в историю и затем фокусирует внимание на природе межличностных взаимоотношений в семье и направляет членов семьи к применению нового поведения в стандартных ситуациях. С. Минухин [4] отмечал, что роль консультанта в данной технике подобна иголке, следующей по желобу в записывающем устройстве. Внешне прослеживание представляет собой серию проясняющих вопросов, одобрительных комментариев или выяснения подробностей в рассказах членов семьи. Консультант занимает позицию заинтересованной стороны в недирективном ключе. Для него важно проследить системную последовательность развёртывания стандартных схем поведения, прояснить природу симптоматического поведения, его последовательность. Определить образующую петлю само-подкрепляющейся обратной связи. Поэтому консультант может задавать следующие вопросы: «Кто первый проявит инициативу и начнет действовать в данной ситуации? Что будет сказано в ответ и кем?» и др. Консультанту важно отслеживать жалобу идентифицированного пациента, вскрывая процесс, посредством которого семья начинает поддерживать его в фрустрирующем положении, некой «ловушке», которая подкрепляет симптом. Консультант попеременно присоединяется то к одному, то к другому члену семьи, благодаря чему, он поддерживает личностную позицию каждого и, одновременно бросает вызов сложившимся в семье схемам отношений. Здесь, консультантом выдвигается вопрос на осознание реальной проблемной ситуации, который выглядит так: «Вы действительно хотите остаться в этой наблюдаемой Вами сейчас позиции?» «Прослеживание» помогает высвечивать прошлый опыт в конкретных жизненных ситуациях. Техника позволяет консультанту наблюдать действительную последовательность событий - выяснить то, какой вклад вносит в нее каждый член семьи. Техника может быть использована как в ходе беседы, так и в специальных упражнениях, например, в разыгрывании событий из жизни семьи, или в других играх. Пример: мать, которая воспитывает 15-летнего сына одна, недовольна его поведением, учёбой в школе и сетует на то, что он не помогает ей по дому. Консультант обращается к обоим и к сыну и к матери: «Проговорите типичную конфликтную ситуацию, которая приводит Ваши отношения традиционно в тупик. Сделайте это так, будто меня и нет рядом с Вами, прошу Вас давать ответы друг другу - как Вы привыкли. Кто из Вас начнёт первым общение?». Консультант обращается к сыну: «Как Вы чаще всего отвечаете, когда мама обращается к Вам с просьбой помочь ей по дому?; «Что Вы чувствуете, когда она недовольна Вами?» Консультант обращается к матери: «Когда Вы обращаетесь к сыну, какой ответ Вы от него хотите услышать?»; «Когда Ваш сын отвечает таким образом, что Вы чувствуете?». Консультант обращается и к матери и к сыну: «Как видите, Ваше общение, в подобной ситуации традиционно приходит в тупик. Хотели бы Вы что-то изменить?» и др.
Присоединение к субсистеме В основе данной техники лежат теоретические предпосылки, что семья - это иерархическая структура, члены субсистемы равны между собой. Отсюда, присоединение к субсистеме приводит к разбалансировке существующих взаимоотношений в семье и подталкивает эту подсистему к более эффективному выполнению своих функций. Внешне это выглядит так, что консультант проявляет сознательные усилия, направленные на перераспределение власти в семье, установление границ и уменьшение манипуляцией одних членов семьи другими - он «становится на сторону» одной из субсистем. Благодаря данной технике делается вызов существующему дисфункциональному распределению власти, таким параметрам внутрисемейного взаимодействия как дистанция-близость. Техника эффективна в семьях с запутанными эмоциональными связями, в которых имеется несколько треугольников, например, когда ребенок или бабушка доминантны, чем родители, или один из супругов доминирует над другим др. Входя во временный альянс с одной из семейных субсистем (родительской или детской), консультант некоторое время поддерживает конкретную субсистему или отдельного члена семьи. Затем он может осуществить альянс с другой субсистемой, для того, чтобы укрепить ее, когда уже проделана определенная работа с первой, и получены позитивные результаты. В результате диагностики и анализа семьи как системы [8, с. 310] консультант определяет, какая из субсистем должна быть усилена. Например, родители, оказавшиеся неэффективными в приучении к порядку своих детей, могут оказаться субъектами альянса с консультантом, который укрепляет их лидерское положение в семье. Сходным образом, когда один из супругов доминирует над другим и это приводит к дисфункциональности во взаимоотношениях, консультант, присоединяется к тому супругу, кого подавляют. Когда психотерапевт присоединяется к субсистеме, связи между ее членами укрепляются, а также укрепляются границы между субсистемами внутри системы. Необходимо осуществлять следующие приёмы: 1. Сесть рядом с членами конкретной субсистемы и заниматься какой-то деятельностью вместе с ними. 2. Слушать членов определённой субсистемы и способствовать тому, чтобы члены других субсистем тоже их внимательно слушали, признавали их право на самостоятельные высказывания. 3. Дать знать представителям одной из субсистем как конкретно они используют свою власть и тем самым достигают результата, противоположного желаемому (например: доминирующая жена продолжает ругать своего мужа, предъявляя ему завышенные требования, даже когда из-за этого муж становится все более пассивным; родители требует от взрослого ребенка-шизофреника, чтобы он наконец стал взрослым, хотя они и обращаются с ним как с младенцем и др.). 4. Тренировать супругов в адекватном родительском поведении и попросить их сразу же применить результаты этого тренинга во взаимодействии с ребенком. 5.Помогать членам субсистемы в определении своих собственных потребностей и позиций и делать это в откровенной манере. Затем консультант стремится к тому, чтобы члены другой субсистемы прореагировали на это конструктивно, и семья в целом включилась бы в открытый переговорный процесс. 6. Соотнести внутрисемейные роли и задачи с ясно очерченными границами внутри семьи. Кто осуществляет общее руководство процессом воспитания детей? Кто следит за дисциплиной? Каковы обязанности каждого ребенка? Каковы обязанности бабушек-дедушек, социальных работников, каждого супруга? Кто заботится о развлечениях, социальных контактах и др.? 7. Освободить ребенка от псевдородительской роли или позиции, равной родительской, приятельской по отношению к ним. Помочь ребёнку прекратить вести себя так, как будто он равен родителям или же превосходит их в терминах авторитета и власти. Для этого консультант просит родителей делать то, что обычно делают дети. 8. Напомнить членам каждой из субсистем об их адекватном месте в семейной системе и помочь членам семьи определить свои собственные права, привилегии и обязанности в рамках каждой из субсистем (можно применить арт-терапевтические приёмы: нарисовать герб, знак, символ субсистемы – как сообщества равных в правах членов семьи).
Стратегические альянсы Техника «стратегические альянсы» представляет собой встречи консультанта с одним из членов семьи с целью способствовать такому изменению поведения этого человека, которое привело бы к позитивным переменам на уровне всей системы. Отдельные встречи с одним из членов семьи создают особого рода взаимоотношения с ним. При этом данному члену семьи дается предписание вести себя по-новому, что должно поставить этого человека в иную позицию в семейной системе, создавая особую ситуацию, на которую другие члены семьи должны прореагировать. В результате может произойти такое изменение в семейной системе, которое модифицирует симптоматическое поведение. Встречи с одним из членов семьи осуществляются без ведения других членов. Техника отличается от техники присоединения к субсистеме. Стратегические альянсы могут оказаться наиболее успешными, когда они осуществляются с самым здоровым членом семьи, индивидом, наделенным самым большим уровнем власти, или же с тем, кто больше всего страдает. Альянсы проводятся последовательно с каждым из членов семьи, однако любой последующий альянс должен быть согласован со всеми предыдущими, и все это вместе взятое должно помочь семье в ее движении к функциональному, здоровому состоянию. Путем формирования таких альянсов один из членов семьи ставится в особое привилегированное положение и его мотивация, таким образом, усиливается. Осуществляя стратегический альянс с одним из членов семьи, консультант учит его самого быть позитивным стратегом, что способствует оздоровлению семейной системы. Пример: обратилась за помощью женщина, которая испытывает сильную тревожность и ярость из-за установки мужа возложить на нее ответственность за поведение 15-летней девочки (его родной дочери), которой она (женщина) недавно стала мачехой. Поведение девочки проявлялось в следующем: она игнорировала её, отказывалась разговаривать и др. Таким образом, девочка пыталась наказать супругов, показывая близким, какая она несчастная. Мачеха несколько раз безуспешно пыталась завоевать ее привязанность. Консультант обозначил, что отец неверно интерпретирует манипулятивное поведение девочки как имеющее своим источником плохие взаимоотношения, которые сложились между его женой и дочкой. Поскольку для этой своей установки он находил подтверждение в конкретных фактах обиды дочки, связанных с женой, он не мог самостоятельно скорректировать сложившуюся ситуацию. Консультант сформировал стратегический альянс с мачехой для того, чтобы стимулировать изменения во взаимоотношениях отца и дочки. Встретившись с ней отдельно, консультант отметил, что дочка негативно влияет на брак этой женщины с ее отцом, и для сохранения брака ей следует в
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 1200; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.219.11 (0.015 с.) |