Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Поддержка межпоколенных границСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Данная техника направлена на налаживание успешного функционирования семьи в целом и помогают различить подсистемы внутри семьи: где прочерчены границы между поколениями по отношению к внутрисемейным правилам; как распределена ответственность во взаимоотношениях между родителями и детьми; как сформированы вертикальные межпоколенные альянсы и треугольники, мешающие горизонтальным взаимоотношениям в семье. Техника помогает отследить следующие дисфункциональные проявления в семье: негласное разрешение одному из детей занять псевдородительскую позицию, равную роли одного из родителей; закрытые альянсы, когда один из родителей тайно поддерживает отклоняющееся поведение одного из детей, или когда ребенок учит одного из родителей, как ему совладать с другим, или когда бабушка отменяет наказание, наложенное родителями, и обращается с родителем как с одним из своих детей или внуков и др. Консультант опирается на основную теоретическую посылка, на которой основывается данная техника, которая состоит в том, что семья представляет собой социальную структуру, организованную по иерархическому принципу [13]. Отсюда, он поддерживает внутрисемейную иерархию путем укрепления межпоколенных границ, отделяющих родителей от детей. Консультант в ходе работы с семьёй, даёт такие задачи, благодаря которым поддерживаются субсистемы в достаточной мере разъединённом состоянии. Техника включает в себя следующие задачи: 1. Изменять порядок, в котором члены семьи сидят на консультации - родителей усадить вместе и детей вместе друг с другом, но отдельно от родителей. 2. Видоизменять задания, чтобы подчеркивать различия в ответственности родителей и ответственности детей. 3. Практиковать встречи с родителями (без детей) для обсуждения вопросов, находящихся исключительно в родительской компетенции. 4. Проводить консультирование с детьми отдельно от родителей, предлагая родителям наблюдать со стороны процесс работы (использовать видеозапись и др.) 5. Стимулировать развитие потребности в индивидуальном личностном пространстве, например, посоветовать ввести такие правила в домашний обиход, чтобы иметь возможность закрывать двери как в комнате у родителей, так и в комнате у детей. 6. Советовать родителям и детям проводить больше времени в отдельности друг от друга. 7. Подчеркивать руководящее значение родителей в семье, их определяющую роль в воспитании детей. 8. Побуждать родителей обсуждать свои проблемы с друзьями или профессионалами и не впутывать в это детей. 9. Побуждать родителей к тому, чтобы они вели себя с детьми как взрослые, не регрессировали, находясь в фрустрации, к детскому уровню. 10. Побуждать родителей к тому, чтобы они позволили детям вести себя и действовать в соответствии с их возрастом. 11. Помогать родителям, передавать часть своей ответственности в выполнении обязанностей детям с учётом их возраста.
Присоединение к субсистеме В основе данной техники лежат теоретические предпосылки, что семья - это иерархическая структура, члены субсистемы равны между собой. Отсюда, присоединение к субсистеме приводит к разбалансировке существующих взаимоотношений в семье и подталкивает эту подсистему к более эффективному выполнению своих функций. Внешне это выглядит так, что консультант проявляет сознательные усилия, направленные на перераспределение власти в семье, установление границ и уменьшение манипуляцией одних членов семьи другими - он «становится на сторону» одной из субсистем. Благодаря данной технике делается вызов существующему дисфункциональному распределению власти, таким параметрам внутрисемейного взаимодействия как дистанция-близость. Техника эффективна в семьях с запутанными эмоциональными связями, в которых имеется несколько треугольников, например, когда ребенок или бабушка доминантны, чем родители, или один из супругов доминирует над другим др. Входя во временный альянс с одной из семейных субсистем (родительской или детской), консультант некоторое время поддерживает конкретную субсистему или отдельного члена семьи. Затем он может осуществить альянс с другой субсистемой, для того, чтобы укрепить ее, когда уже проделана определенная работа с первой, и получены позитивные результаты. В результате диагностики и анализа семьи как системы [8, с. 310] консультант определяет, какая из субсистем должна быть усилена. Например, родители, оказавшиеся неэффективными в приучении к порядку своих детей, могут оказаться субъектами альянса с консультантом, который укрепляет их лидерское положение в семье. Сходным образом, когда один из супругов доминирует над другим и это приводит к дисфункциональности во взаимоотношениях, консультант, присоединяется к тому супругу, кого подавляют. Когда психотерапевт присоединяется к субсистеме, связи между ее членами укрепляются, а также укрепляются границы между субсистемами внутри системы. Необходимо осуществлять следующие приёмы: 1. Сесть рядом с членами конкретной субсистемы и заниматься какой-то деятельностью вместе с ними. 2. Слушать членов определённой субсистемы и способствовать тому, чтобы члены других субсистем тоже их внимательно слушали, признавали их право на самостоятельные высказывания. 3. Дать знать представителям одной из субсистем как конкретно они используют свою власть и тем самым достигают результата, противоположного желаемому (например: доминирующая жена продолжает ругать своего мужа, предъявляя ему завышенные требования, даже когда из-за этого муж становится все более пассивным; родители требует от взрослого ребенка-шизофреника, чтобы он наконец стал взрослым, хотя они и обращаются с ним как с младенцем и др.). 4. Тренировать супругов в адекватном родительском поведении и попросить их сразу же применить результаты этого тренинга во взаимодействии с ребенком. 5.Помогать членам субсистемы в определении своих собственных потребностей и позиций и делать это в откровенной манере. Затем консультант стремится к тому, чтобы члены другой субсистемы прореагировали на это конструктивно, и семья в целом включилась бы в открытый переговорный процесс. 6. Соотнести внутрисемейные роли и задачи с ясно очерченными границами внутри семьи. Кто осуществляет общее руководство процессом воспитания детей? Кто следит за дисциплиной? Каковы обязанности каждого ребенка? Каковы обязанности бабушек-дедушек, социальных работников, каждого супруга? Кто заботится о развлечениях, социальных контактах и др.? 7. Освободить ребенка от псевдородительской роли или позиции, равной родительской, приятельской по отношению к ним. Помочь ребёнку прекратить вести себя так, как будто он равен родителям или же превосходит их в терминах авторитета и власти. Для этого консультант просит родителей делать то, что обычно делают дети. 8. Напомнить членам каждой из субсистем об их адекватном месте в семейной системе и помочь членам семьи определить свои собственные права, привилегии и обязанности в рамках каждой из субсистем (можно применить арт-терапевтические приёмы: нарисовать герб, знак, символ субсистемы – как сообщества равных в правах членов семьи).
Стратегические альянсы Техника «стратегические альянсы» представляет собой встречи консультанта с одним из членов семьи с целью способствовать такому изменению поведения этого человека, которое привело бы к позитивным переменам на уровне всей системы. Отдельные встречи с одним из членов семьи создают особого рода взаимоотношения с ним. При этом данному члену семьи дается предписание вести себя по-новому, что должно поставить этого человека в иную позицию в семейной системе, создавая особую ситуацию, на которую другие члены семьи должны прореагировать. В результате может произойти такое изменение в семейной системе, которое модифицирует симптоматическое поведение. Встречи с одним из членов семьи осуществляются без ведения других членов. Техника отличается от техники присоединения к субсистеме. Стратегические альянсы могут оказаться наиболее успешными, когда они осуществляются с самым здоровым членом семьи, индивидом, наделенным самым большим уровнем власти, или же с тем, кто больше всего страдает. Альянсы проводятся последовательно с каждым из членов семьи, однако любой последующий альянс должен быть согласован со всеми предыдущими, и все это вместе взятое должно помочь семье в ее движении к функциональному, здоровому состоянию. Путем формирования таких альянсов один из членов семьи ставится в особое привилегированное положение и его мотивация, таким образом, усиливается. Осуществляя стратегический альянс с одним из членов семьи, консультант учит его самого быть позитивным стратегом, что способствует оздоровлению семейной системы. Пример: обратилась за помощью женщина, которая испытывает сильную тревожность и ярость из-за установки мужа возложить на нее ответственность за поведение 15-летней девочки (его родной дочери), которой она (женщина) недавно стала мачехой. Поведение девочки проявлялось в следующем: она игнорировала её, отказывалась разговаривать и др. Таким образом, девочка пыталась наказать супругов, показывая близким, какая она несчастная. Мачеха несколько раз безуспешно пыталась завоевать ее привязанность. Консультант обозначил, что отец неверно интерпретирует манипулятивное поведение девочки как имеющее своим источником плохие взаимоотношения, которые сложились между его женой и дочкой. Поскольку для этой своей установки он находил подтверждение в конкретных фактах обиды дочки, связанных с женой, он не мог самостоятельно скорректировать сложившуюся ситуацию. Консультант сформировал стратегический альянс с мачехой для того, чтобы стимулировать изменения во взаимоотношениях отца и дочки. Встретившись с ней отдельно, консультант отметил, что дочка негативно влияет на брак этой женщины с ее отцом, и для сохранения брака ей следует в значительной степени ограничить свои контакты с девочкой. Ей была дана инструкция более, не добиваться расположения и привязанности дочки и не давать своему мужу советы по поводу его взаимоотношений с девочкой. Выходя из этих взаимоотношений, она не только сохраняет свой брак, но также психологически освобождается от боли и отвержения со стороны своей падчерицы, а также от критики своего мужа. Такая стратегия облегчила ее эмоциональное состояние, и она с готовностью стала следовать таким предписаниям. Интервенция привела к желаемому эффекту.
Семейный ритуал Семейный ритуал - это техника, призванная изменить правила существующей семейной системы при помощи изменения структуры семьи и устойчивых способов взаимодействия в ней. Повторяющиеся симптоматичные стереотипы взаимодействия также обычно действуют как ритуальные формы поведения. Предполагается, что проявляемые симптомы относятся к тем мифам дисфункциональной семьи, которые жизненно необходимы для ее сохранения в таком качестве. Поэтому, если выживание семьи находится под угрозой, создаются жесткие ритуалы для обслуживания мифа, который бы способствовал сохранению семьи. Чтобы применить данную технику нужно исследовать семейную систему в нескольких поколениях и консультант должен иметь высокий уровень авторитета для всех членов семьи. Замысел ритуала должен быть специфичным для данной семьи, учитывать ее конкретную культурно-историческую ситуацию. Консультант подчеркивает важность для семьи быть верным в выполнении предписаний и получает от них твердое заверение в том, что они будут добросовестно следовать правилам. Затем предписание в деталях объясняется, его можно также представить для каждого члена семьи в письменном виде. Частью ритуала может быть чтение предписания одним из членов семьи всем остальным в каком-то определенном месте и в какое-то определенное время. Включая в себя требование приверженности первоначальному семейному мифу, ритуал получает парадоксальный эффект. Техника семейного ритуала драматично освещает существующие семейные образцы и семейные мифы, демонстрируя их всем членам семьи. Она парадоксальным образом использует ригидные стороны семейной структуры для производства позитивных изменений в ней. Она способствует возникновению новых конструктивных образцов поведения [13]. С помощью данной техники консультант следуя за семьей (ни в коем случае, не противопоставляя ей), постепенно изменяет качество внутрисемейных взаимоотношений. Техника особенно эффективна в работе с ригидными семьями, а также с такими семьями, один из членов которых является носителем психической патологии. Ритуалы также могут быть полезны семьям с недостаточным уровнем внутренней организации. В этом случае в качестве цели выступает обеспечение семьи структурой и общими формами вербального поведения, что могло бы способствовать внутрисемейной сплоченности. Например: установление фиксированного времени для общего семейного обеда, во время которого не разрешено обсуждать острые семейные проблемы, критиковать, жаловаться и т.д.; предписание составить список дней рождений членов семьи и заранее готовить каждый такой день (это необходимо, если в семье появились новые члены).
Отпуск Техника направлена помочь семье сформировать адекватные границы между составляющими ее субсистемами, заставив доминантных или сверхактивных членов отступить от своей обычной позиции. Например, родителям предписывалось покинуть дом и отправиться на неделю или больше в отпуск. Это стимулирует ребенка - носителя симптома позаботиться о самом себе, наладить отношения со своими братьями-сестрами. В результате сам ребенок и его симптоматическое поведение отодвигаются на периферию внимания семьи. Данная техника может быть предъявлена по отношению члена семьи, который жертвует собой для блага других. Данному члену семьи предписывается либо полностью освободиться от своих домашних обязанностей, либо провести отпуск отдельно от семьи. Типичными формами симптоматического поведения являются: придирки к другим членам семьи по самым разным поводам, обслуживание других, и в это же самое время нежелание получить ничего для себя лично и др. Также полезной, техника может быть для индивида, очень связанного с внешними по отношению к семье факторами. В частности, служебными обязанностями, отдаляющими от семьи. В этом случае, консультант предлагает «заработавшемуся» человеку провести отпуск со своей семьей. Это эффективный способ, помогающий членам семьи изменить свои позиции по отношению друг к другу и создать возможности для новых решений конфликтов между ними. Техника помогает освободить двух членов семьи от негативного влияния на их союз со стороны третьего – начать решать проблему конфликтного треугольника.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 370; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.200.197 (0.01 с.) |