Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Воспринимающий ум — основной принцип, вне объектов восприятия

Поиск

Большинство людей связывает свои надежды с наукой, которая должна привести их к развитию и сделать лучше повседневную жизнь с помощью новейших открытий. При этом они забывают, что счастье испытывают не внешние вещи и явления, а наш собственный ум. Наука производит знание. Она позволяет понять закономерности, контактировать с миром более осмысленно. Однако это было бы невозможно без воспринимающего ума. Не может быть независимого, самого по себе существующего внешнего мира вне ума, который воспринимает его. Поиск счастья во внешнем мире — очень сильная, устоявшаяся привычка, от которой сложно избавиться. Поэтому мы так много знаем обо всём во внешнем мире и так мало — о том, кто его воспринимает.

Тот, кто начинает интересоваться самим переживающим, с той или иной стороны приближается к природе собственного ума — к тому, что лежит в основе всех переживаний. Ученые исследуют взаимосвязь между наблюдаемым объектом и познающим умом, факты накапливаются и связываются друг с другом. Это может подтолкнуть нас к изучению теории познания и в ее контексте — коммуникации, исследований мозга или искусственного интеллекта. Но с какой бы стороны мы ни получали доступ к постижению, важно не оставаться на поверхности, но познавать природу самого познания со всеми сопутствующими процессами.

Очень близко к воспринимающему уму подступают философы. Однако важно, чтобы в поисках истины они не цеплялись за какое–либо ограниченное воззрение, но, выходя за пределы всех понятий и концепций, узнавали непосредственную истину — о ткрытую, ясную безграничность ума.

Если мы получаем доступ к переживающему уму посредством психологии, благодаря желанию понимать свои переживания, поведение и функции ума — то следует не останавливаться на обычном, общепринятом функционировании ума, а стараться узнавать за проекциями и иллюзиями абсолютные принципы, полностью развитые качества, окончательную действительность.

Творческие личности хотят переживать ум и его созидательную способность посредством соответствующих органов чувств. Художники и фотографы, например, концентрируются в основном на зрении, музыканты — на слухе, парфюмеры — на обонянии, повара — на вкусовых ощущениях, скульпторы и массажисты — на формах и осязании. Это легко может стать занятием на всю жизнь. И здесь тоже самое важное — не останавливаться на полпути, а продвигаться к постижению ума, переживающего все ощущения органов чувств, и таким образом узнавать его природу и способы самовыражения.

Религия ищет источник всех явлений и связывает с ним учение о спасении. Слепая вера или предвзятые воззрения здесь могут стать препятствием. С точки зрения науки и логики, поиски этого Всеобщего Начала приводят к выводу, что никакой первопричины всех вещей быть не могло, потому что она, в свою очередь, тоже должна была бы иметь причину. Вещи проявляются благодаря определенным причинам, они возникают друг из друга. Независимое, само по себе существующее нечто, которое могло бы являться подлинным истоком всех вещей, найти невозможно.

Часто задается вопрос о начале Вселенной и времени. Разговоры об этом совершенно безосновательны, потому что для возникновения нужна соответствующая причина. Идея о времени появления чего–либо — иллюзорна. Понятия «начало, середина и конец», «возникновение и исчезновение» относятся к уже появившейся Вселенной. Они связаны с последовательностью моментов, которые воспринимаются, в свою очередь, каким–нибудь наблюдателем. Поэтому причиной всех явлений является сам ум, а всё происходящее — это продукт привычных тенденций, которые были накоплены в нём с безначальных времен.

 

Таким образом, в поиске окончательной действительности мы приближаемся к принципу, стоящему за всеми явлениями, — природе ума. Пытаясь лишь менять картинки в зеркале ума, мы не можем распознать за ними зеркало — самого переживающего. Только с пониманием того, что «доброе и злое», «красивое и уродливое», «рай и ад» — все противоположности обуславливают друг друга, можно выйти за пределы обусловленных состояний и познать высшее, непреходящее счастье Освобождения и Просветления. Средством для этого являются концентрация и глубокое проникновение в сущность ума посредством практики медитации.

 

Знание и опыт в медитации

Для того чтобы решить какую–либо практическую задачу, необходимы хорошие базовые знания. Для решения сложных задач, таких как, например, овладение компьютером, требуются знания на уровне внушительных размеров пользовательской инструкции или помощь опытного человека. Только с такой поддержкой мы сможем совершить действие, необходимое для решения задачи, и не наделать ошибок. Это в полной мере относится и к медитации — здесь нам тоже необходимо хорошее знание основ, благодаря которому мы без лишних проблем преодолеем каждую ступень, избежим ошибок и придем к подлинному опыту.

Эти базовые знания могут иметь разные источники.

• Желающему выяснить всё самостоятельно придется долго и кропотливо учиться, и он не будет застрахован от ошибок в практике.

• Другая возможность — учиться с помощью опытных друзей в центрах медитации или посредством книг и видеозаписей,

которые содержат необходимые теоретические познания. Однако из этих источников можно почерпнуть только общую информацию — все нюансы индивидуального опыта работы с умом они передать не могут.

Лучше всего положиться на квалифицированного учителя — настоящего эксперта. Его пример ясно показывает цель медитации. Прямая связь со знаниями и опытом такого учителя очень полезна, и, кроме того, в своих наставлениях он всегда учитывают индивидуальные особенности практикующего. Такое непосредственное руководство — с амый быстрый и прямой способ научиться медитации. Оно поможет, не сбиваясь с пути, прийти к постижению вневременной истины в собственном потоке ума.

К сожалению, существует очень мало по–настоящему квалифицированных учителей, поэтому, особенно вначале, у нас может не быть возможности работать в тесном контакте с мастером медитации. Но, к счастью, между местной буддийской группой и учителем существует близкая связь, что позволяет развиваться, даже не имея постоянного контакта с ним. Для первого ознакомления будет достаточно общих инструкций по медитации, которые можно получить в буддийских центрах, прочесть в книгах или посмотреть на видео. Здесь очень важно, чтобы информация была как можно более точной и подробной, потому что только уверенность в правильном представлении о медитации и ее функции позволяет с полным доверием начать практиковать ее и быстро достичь результата.

 

Неуверенность и сомнения не позволяют работать в полную силу, они могут очень сильно затормозить духовное развитие. Это можно сравнить с ездой на автомобиле на ручном тормозе — даже если вкладываешь много энергии, вряд ли сдвинешься с места. Тот, кто постоянно сомневается и слишком всё обобщает вместо того, чтобы концентрироваться на ключевых моментах и искать решение, не получает уверенности в уже достигнутом — и поэтому вынужден поневоле начинать всё сначала.

Однако конструктивные сомнения (как и возможность не заставлять себя понимать всё с самого начала, но оставлять возникающие вопросы открытыми), напротив, позволяют нам развиваться намного эффективнее. Мы с безначальных времен следуем нашим привычкам и поэтому, как правило, обманываемся насчет сути вещей. Только тот, кто с открытым умом ищет вневременную истину за пределами иллюзий, сможет развить настоящую мудрость. Задавать «правильные» вопросы очень важно. Когда с помощью подробного изучения проясняются базовые понятия, возникает глубокое доверие к работе с умом, и мы медитируем с большей радостью и усердием.

Есть три аспекта знания, необходимого для медитации:

1. Знание о цели и пути медитации.
Это означает, что нужно получить информацию об общем контексте, в котором находится медитация, и особенно о той системе, на которой она базируется.

2. Знание о различных формах медитации.
Здесь речь идет о развитии правильного взгляда, необходимого для соответствующей медитации и для каждого уровня опыта, возникающего в ходе практики.

3. Точные инструкции по медитации.
Это одна из важнейших предпосылок собственно для практики, и, что особенно разумно, даются эти указания только в связи с конкретным применением. Первые два аспекта не связаны непосредственно с практикой.

В этой книге даются основные знания о медитации в буддизме — прежде всего в Алмазном пути тибетского буддизма. Она описывает общие основы буддийской практики, правильный взгляд на различных стадиях медитации, а также специальные условия, которые необходимы для той или иной практики. Кроме того, в книге содержатся объяснения о фазах медитации и о том, как перенести в повседневную жизнь опыт, полученный в процессе формальной практики. Таким образом, в ней показано, почему взгляд и медитация должны быть неразделимы. Знание и опыт имеют одну и ту же природу — но только тогда, когда они превратились в мудрость.

 


 
 

Часть 1. Основы и цели
медитации



Любая практика медитации обязательно включена в определенный контекст. Медитации есть во всех мировых религиях и входят во многие системы мировоззрения. Эти системы объединяет одно — п оиск счастья. В зависимости от мировоззрения, под счастьем могут подразумеваться приятные переживания, глубокое расслабление, мистические опыты или соединение с базовым принципом данной системы.

В буддизме различают два вида счастья:

• обычное, мирское, к которому относятся все виды приятных переживаний;

• абсолютное, постоянное, необусловленное счастье постижения природы ума — то есть Освобождение и Просветление, окончание всех страданий.

Когда в какой–нибудь системе на пути к достижению высшей цели не все шаги могут подтверждаться доказательствами, часть пути объясняется верой или мистическим откровением. В этом случае мы имеем дело с религиями веры — к ним относятся христианство, иудаизм, ислам, частично индуизм и т.д. Но уверенным в достижимости цели для каждого можно быть лишь тогда, когда учат полному и систематическому пути. Это подход религий опыта — буддизма, даосизма и некоторых школ индуизма. Только в той системе, где ясно показаны причины страдания и где учат, каким образом их можно искоренить, достигается абсолютное, постоянное счастье. Именно на это нацелена буддийская медитация.

Будда собственным совершенным примером развития и Просветления дает гарантию, что абсолютное освобождение от всех страданий действительно существует, и что каждый, кто прилагает усилия, может его достичь. Будда был человеком, который создал причины для Просветления, довел до совершенства сочувствие и мудрость и благодаря этому достиг результата — состояния Будды, состояния всеведения. Он дает эту уверенность также посредством своего Учения, которое содержит все методы — безупречный путь, позволяющий преодолеть страдание вместе с его причинами. Тот, кто следует примеру Будды и его учеников, пожавших с помощью этих методов свою истинную природу, наверняка достигнет той же цели.

Слово медитация происходит от латинского mederi — исцелять, помогать, делать целостным; и от meditari — размышлять, измерять, найти правильную меру, упражняться, идти к середине, позволять происходить. Индогерманский корень med изначально означает «путешествовать, отмерять, измерять». Так, «медик», в соответствии с данной этимологией, — «умно взвешивающий советчик». Важен и корень medius — середина.

Медитировать в буддийском смысле означает «привести ум в уравновешенное состояние, свободное от всех крайностей; без усилий пребывать в том, что есть». Другое значение — «тренироваться, к чему–то привыкать», что содержится и в тибетском слове «том», эквиваленте «медитации». Если соединить различные значения друг с другом, то получится, что практика медитации позволяет найти собственную середину, понять истинную природу вещей, без усилий пребывать в естественном состоянии ума. Без привязанности или отвращения, без малейшей искусственности — зеркало за картинками и океан под волнами осознают себя, как истинную суть всего.

В толковых словарях медитация чаще всего объясняется как «размышление, созерцание, глубокое размышление». Другие религии вкладывают в это понятие скорее молитвы, пожелания, самоанализ и т.д. Буддизм же характеризует медитацию как контемпляцию — то есть глубокое размышление на определенную тему. При помощи данного упражнения ум успокаивается и может глубоко расслабиться. В этом мирном состоянии ума часто всплывают решения проблем, поскольку в нём появляется больше пространства для свободной игры интуиции.

Другие методы, которые часто объединяют понятием «медитации», больше работают с силой воображения. Мы позволяем появляться различным картинкам на внутреннем экране ума, часто в сопровождении музыки, и таким образом уходим в отпуск от напряженной повседневности. Подобные упражнения в контролируемой форме применяются и в терапевтических целях: влияние определенных изображений на определенные состояния ума способствует улучшению здоровья и самочувствия.

 

Глубокое размышление или создание мысленных образов и понятий может быть первой ступенью медитации, если затем это превращается в непосредственный опыт, который оказывает влияние на самого воспринимающего и таким образом выходит за пределы понятий. Однако если остановиться на общих пожеланиях, понятиях и представлениях, то будет невозможно полностью удалить источник страдания. Мы останемся по–прежнему захваченными картинками в зеркале ума и не сможем узнать того, кто их переживает.

Осознать природу ума — значит освободиться от цепляния за картинки и воспринимать само зеркало: то, что прямо сейчас смотрит нашими глазами и слушает нашими ушами.


Буддизм — мировая религия.
Происхождение и развитие

2500 лет назад Будда явил Просветление и показал, что можно полностью освободиться от всякого неведения, дав всем своим последователям ключ к высшему, непреходящему счастью. Кроме того, собственное освобождение от всех страданий обусловленного существования посредством узнавания истинной природы всех явлений означало и неограниченную способность помогать другим на этом пути. Фантастическим подарком Будды мы можем пользоваться до сих пор. Благодаря практике его Учения и поддержке друзей и помощников на пути, можно, как и во времена Будды, преодолеть присущее неведение ума и достичь Освобождения и Просветления.

На своем собственном примере Будда показал, как важно избегать крайностей и идти Срединным путем. В начале жизни он, будучи принцем, был окружен всевозможными удовольствиями, которыми мог свободно наслаждаться. Только в возрасте 29 лет, столкнувшись с болезнью, старостью и смертью, Будда отверг стиль жизни, ориентированный на приятные переживания, осознав, что в круговороте существования невозможно найти непреходящую радость. Затем, на протяжении шести лет, он упражнялся в строгом аскетизме, который настолько ослабил его тело, что и ум его больше не мог функционировать как следует. Так он обнаружил, что обе крайности — цепляние за мирские радости и отказ от насущных потребностей, необходимых для физического и умственного здоровья, — не могут привести к Освобождению. Он следовал Срединному пути — вне привязанности и неприязни, благодаря чему в возрасте 35 лет достиг полного Просветления.

Достигнув цели, Будда из глубокого сочувствия давал своим ученикам руководство к каждому последующему шагу на пути, используя для этого слова, символы или собственный пример — в зависимости от их жизненных ситуаций. Так как у него были ученики с очень разными способностями и менталитетом — от простых людей до королей, от начинающих до архатов и высоких Бодхисаттв (т.е. продвинутых практикующих) — из его советов возник безупречный путь, который через все ступени практики ведет к цели. В целом известно 84000 различных поучений, которые действуют, как противоядие против такого же количества возможных омрачений и помех. Учение Будды подобно огромной аптеке, в которой найдется нужное лекарство от каждой болезни.

 

Три группы поучений

Группа Очищает Содержание поучений Тексты Тренировка
Поучения Винайи Привязанность Правила поведения Сутра Позитивное поведение
Поучения Сутры Отвращение Указания к практике медитации Сутра и Тантра Медитация
Поучения Абхидхармы Неведение Знания о Вселенной и осознающем уме Сутра Мудрость

 

Поучения Будды объединены в три группы (так называемые «три корзины»):

1) Поучения Винайи — касаются правил поведения, этики или дисциплины;

2) Поучения Сутры — указания к практике медитации. Сюда входят также Поучения Тантры — мощные методы медитаций Алмазного пути;

3) Поучения Абхидхармы — касаются мудрости, знания о Вселенной и осознающем уме.

Эти три группы работают как противоядие для одного из трех главных мешающих чувств: Винайя устраняет привязанность, Сутра — отвращение и Абхидхарма — неведение. Поучения Тантры, которые подразделяются на четыре класса, направлены против всех возможных комбинаций мешающих чувств.

 

Будда учил в течение 45 лет и за это время передал своим ученикам все уровни своего Учения. При этом он встречался с большинством наиболее образованных людей своего времени. В Индии уже тогда существовало девять высокоразвитых индуистских философских школ, самой древней из которых, школе Самкья, согласно некоторым историческим источникам, уже около 20 тысяч лет. Здесь важно ясно понимать разницу между буддизмом и индуизмом. Некоторые историки определяют буддизм как продолжение индуизма, как своего рода «новый индуизм». Однако это не соответствует действительности. Основное содержание Учения Будды — суть Освобождения и Просветления и методы, ведущие к достижению цели — не имеет отношения ни к одной из пяти больших или четырех малых индуистских традиций (см. глоссарий и статьи по индийской философии). Многие будущие ученики Будды искали истину выше того уровня, которого пни уже достигли в индуизме.

 

На санскрите Учение Будды обозначается термином Дхарма, который имеет десять различных значений. Два главных значения: «явления» (или «вещи») и «Учение Будды». То есть, Учение Будды, Дхарма, описывает природу вещей. Будда учит природе всех явлений, и показывает, как ее можно постичь. Это содержание Дхармы — письменных поучений, объединенных в три группы и четыре класса тантры. На практике эти поучения применяются посредством Дхармы постижения — трех видов тренировки позитивного поведения, медитации и мудрости (см. главу 8 моей книги «Термины буддизма»).

После смерти Будды его ученики, в соответствии со своими возможностями, использовали различные части обширного Учения, чтобы сделать следующий шаг в развитии. Из этого опыта за две с половиной тысячи лет истории буддизма возникли различные традиции. Из Индии они распространились но всем странам Азии, а оттуда, в свою очередь, по остальным частям света. Сейчас центры различных буддийских традиций существуют во всём мире.

Общее число буддистов в мире (в соответствии с большинством данных) составляет около 400 миллионов. К ним нужно прибавить многих людей, которые по различным причинам не могут официально заявить о том, что они буддисты. Только в коммунистическом Китае живет около 150 миллионов буддистов, которые в существующих условиях вряд ли могут открыто практиковать. В то время как в Азии ситуация для буддизма стала сложнее, интерес к нему сильно возрос на Западе. Однако, несмотря на то, что поток информации в СМИ по всему миру чрезвычайно увеличился, получить общее представление о буддизме довольно сложно, потому что за долгое время существования он стал очень многогранным. Самая простая модель для обзора буддийских традиций — это классификация в соответствии с тремя Поворотами колеса Дхармы, которая используется в тибетском буддизме. Она позволяет понять, как из отдельных практических советов Будды для его учеников сложилась мировая религия.


Три Поворота
Колеса Дхармы

Будда три раза поворачивал Колесо Дхармы: это значит, что он дал три больших цикла поучений, которые соответствуют различным способностям учеников и показывают путь к непреходящему счастью. Начиная с Первого поворота, в распоряжении всех, кто живет в эпоху после появления Будды, есть методы, при помощи которых можно достичь совершенного состояния полноты Просветления.

• Во время первого Поворота Колеса Дхармы:
Будда учил, в основном, Четырем благородным истинам, которые объясняют нашу ситуацию в круговороте существования и утверждают возможность освобождения от всех страданий и причин страданий.

• Во время второго Поворота Колеса Дхармы:
Будда дал поучения об относительной и абсолютной истине. Он показал, что вещи, которые появляются в соответствии с законом причины и следствия, по своей природе свободны от действительного, независимого существования. Это излагается, главным образом, в поучениях о Высшей Мудрости, «Праджняпарамите».

• Во время третьего Поворота Колеса Дхармы:
были даны поучения о присущей всем существам Просветленной природе, содержащей все совершенные качества Будды.

Если соотнести эти циклы поучений с различными направлениями буддизма, тогда можно сказать, что первый цикл поучений Будды является основой для традиции Тхеравады. С точки зрения Великой колесницы (Махаяны) ее также называют Малой колесницей (Хинаяной). Однако, эти два понятия — Тхеравада и Хинаяна — не тождественны, потому что содержание Тхеравады по большей части идентично Махаяне. Различаются только акценты в практике. Тхераваду практикуют преимущественно в южных странах Азии: в Шри-Ланке, Бирме (Мьянмаре), Таиланде, Лаосе и Камбоджии. Акцент здесь делается на позитивном внешнем поведении и на освобождении от страданий обусловленного существования посредством постижения отсутствия «эго» или «реальной сущности личности».

Второй и третий циклы поучений Будды являются основой для Великой колесницы (Махаяны). Ее практикуют, главным образом, на севере Азии: в странах Гималайского региона, в Тибете, Ладакхе, Непале, Сиккиме, Бутане, а также в Монголии, Китае, Японии, Вьетнаме, Тайване, Корее и т.д. Термин Махаяна означает великий настрой: желание достичь состояния Будды, чтобы освободить от страданий всех существ. Практикующего с такой мотивацией, направленной на благо всех существ, называют «Бодхисаттвой» (дословно: «герой Просветленного ума). Поэтому Махаяну называют еще «Колесницей Бодхисаттвы».

Внутри Махаяны существует подразделение на Колесницу сутры и Колесницу тантры.

Упрощенно можно сказать, что второй цикл поучений Будды является основой для Колесницы сутры, которая практикуется в большинстве стран Махаяны.

Третий цикл поучений Будды является основой для Колесницы тантры, которая сегодня в своей полной форме передается только в тибетском буддизме. Отдельные аспекты Колесницы тантры практикуются и в других традициях: например, в некоторых подшколах Чань-буддизма в Китае и Дзен-буддизма в Японии. Другие названия для буддийской тантры — тайная Мантраяна и Ваджраяна (Алмазная колесница или Алмазный путь).

 

Три Поворота Колеса Дхармы

Цикл поучений Традиция Содержание поучений Практика медитации Постижение
Первый цикл поучений Тхеравада Четыре благородные истины, Карма Сутра Отсутствие реальной сущности личности
Второй цикл Поучений Махаяна Взаимозависимое возникновение и пустота Сутра Отсутствие реальной сущности явлений
Третий цикл Поучений Махаяна и Ваджраяна Будда–природа, изначальная мудрость Сутра и Тантра Отсутствие реальной сущности явлений


Обзор исторического
развития

Индийский буддизм

Известные нам сегодня буддийские традиции возникли в процессе практики этих циклов поучений. Сам Будда давал только устные советы, но его первые ученики их записали и передали в первоначальной форме. Уже через год после смерти Будды в Раджгире состоялось первое из четырех больших буддийских собраний.

Упали прочитал на нём собрание «поучений Винайя», Ананда «поучения Сутры» и Кашьяпа — «поучения Абхидхармы». 500 лучших учеников Будды проверяли при этом точность прочитанного и помогали в компоновке. Позже совершенные буддийские мастера составляли дальнейшие комментарии, объясняя поучения Будды. Большое внимание уделялось подлинности и точности передачи Учения. Так, уже в Индии за несколько веков появились различные линии передачи, которые соответствовали трем циклам поучений.

Первоначальные поучения Будды (тиб. канджур; см. также глоссарий — «Канджур»), в зависимости от издания, состоят из 100 или 108 томов, а комментарии индийских мастеров (тиб. тенджур, см. также глоссарий — «Тенджур») — из 225 или 254 томов. Эти тексты позже были переведены на тибетский язык. Чтобы представить себе этот объем, будет, например, интересно узнать, что общий вес первоначальных индийских текстов составляет около 950 кг, то есть почти равен тонне. Тексты дополнены комментариями, которые на протяжении тысячи лет составляли тибетские мастера. Почти каждый великий мастер оставил после себя главный текст своей жизни. Сегодня эта огромная сокровищница мудрости становится доступна всему миру.

Первый период индийского буддизма. В первые годы после смерти Будды не все уровни Учения можно было практиковать открыто. Высшие поучения применялись и сохранялись в большой тайне самыми продвинувшимися на Пути учениками. В соответствии с большинством источников будда жил с 560 по 478 г. до н. э., и в первые 500 лет после его смерти открыто практиковалась только Тхеравада. Из 18 подшкол Тхеравады в долгосрочной перспективе имели успех только те, чьи мастера постоянно заботились о подлинности передачи — это были, преимущественно, старейшие в общине (на языке пали — «Тхера»). Поэтому понятие «Тхеравада» (дословно: «Учение Старших в общине»), которое в начале относилось только к одной из подшкол, сегодня используется как общее название для двух существующих школ — «Стхавиравадин» и «Сарвастивадин».

Второй период индийского буддизма, во время которого стали широко известны поучения сутры — Великой колесницы (Махаяны), начался во II в. до н. э., с появлением первых текстов поучений о Праджняпарамите. Однако это течение стало в Индии основным только начиная с христианского летоисчисления. Это произошло, в основном, благодаря деятельности двух великих мастеров, предсказанных Буддой, — Нагарджуны и Асанги, которые жили во II и V в. н.э., соответственно, а также благодаря основанию большого университета Наланды и других крупных университетов (примерно во II в. н.э.). Более тысячи лет эти учебные заведения были центрами сохранения и распространения Махаяны. Второй период индийского буддизма длительностью в 500 лет относится ко второму циклу поучений Будды.

Эти поучения легли в основу большинства традиций северного буддизма, так как в данный период в Индию пришли первые переводчики из других культур и принесли буддизм в свои страны. В I в. н.э. началось распространение Учения в Центральной Азии и Китае. В III в. буддизм достиг Бирмы, Камбоджи, Лаоса, Вьетнама и Индонезии. Вначале в этих странах практиковалась Махаяна, и только значительно позже они частично попали под влияние Тхеравады. Многие важные буддийские тексты в IV и V в. были переведены на китайский язык Кумарадживой (344-413), Хуюаном (344-416) и другими переводчиками. Великий индийский мастер Бодхидхарма около 520 г. отправился из Индии в Китай и основал в Китае Чань-буддизм. Через несколько лет в Японии появился Дзен-буддизм, который в 594 г. стал государственной религией.

Затем последовал третий большой период индийского буддизма — время великих Просветленных мастеров, так называемых «Махасиддхов», — когда многие последователи Будды успешно развивались и могли практиковать его высшие поучения, Ваджраяну (Алмазный путь). Хотя эти мастера с необыкновенными способностями (санскр. «сиддхи») были обоих полов и принадлежали ко всем социальным классам, среди них особенно известны «достигшие совершенства» (санскр. «йогины»), странствующие практики, которые часто отличались крайне необычным внешним видом и поведением. Традиция Алмазного пути объединяет самых важных мастеров этого периода в группу из в 84 Махасиддхов, во главе с мастером Сарахой. В знак своего Просветления, они сочиняли песни, которые известны под названием «доха».

Все три большие традиции: Тхеравада, Дзен-буддизм и буддизм Алмазного пути по содержанию восходят непосредственно к историческому Будде Шакьямуни:

· в Тхераваде есть «семь регентов», руководивших деятельностью общины практикующих после смерти Будды;

· передана Дзен-буддизма восходит к ученику Будды по имени Кашьяпа, который считается родоначальником этой школы;

· в буддизме Алмазного пути Будда дал поучения некоторым наиболее способным ученикам, таким как Бодхисаттва Ваджрапани, король Индрабодхи, Сухандра, Ратнамати, Ваджрагарбха и другим. Эти методы не практиковались открыто до времен Махасиддхов.

Таким образом, вплоть до полного разрушения мусульманами, индийский буддизм существовал около 1500 лет, которые делятся на три периода по 500 лет каждый. Эти периоды соответствуют трем циклам поучений. В последний период, в наивысшей стадии своего развития, в Индии передавались и практиковались все уровни Учения Будды. Индийский буддизм является источником, из которого берут начало все остальные буддийские традиции, имеющие свои собственные тексты и линии передач.

В Индии существовали все общественные роли, которые соответствуют различным уровням поучений:

· первому циклу поучений, в котором говорится, главным образом, о внешнем поведении, соответствует роль монаха или монахини;

· второму циклу поучений, в котором больше говорится о внутреннем настрое, соответствует роль мирянина, который берет на себя ответственность за других: например, за семью или за какие–либо социальные группы;

· третьему циклу поучений соответствует роль «достигшего совершенства», йогина, который соединяет чистый взгляд на вещи с постоянной практикой. При этом йогины могут иметь профессии или выполнять общественные функции, как это делали Махасиддхи.

Тибетский буддизм

В VIII в. великие мастера Шантаракшита (тиб. Шивацо) и Падмасамбхава (тиб. Гуру Ринпоче) пришли в Тибет по приглашению короля Трисонга Децена. Благодаря им и другим индийским мастерам буддизм начал распространяться в Тибете. Гуру Ринпоче особо выделял тантрический аспект учения — Алмазный путь, и с тех пор тибетский буддизм часто отождествляют с Алмазным путем. Одновременно король Трисонг Децен заботился о переводе многих важных текстов на тибетский язык. Эти ранние поучения и переводы легли в основу первой из четырех больших тибетских школ — Н ьингма (дословно: «старая традиция»).

Позже, в XI в., начался второй период переводов, во время которого в Тибете появились другие буддийские передачи. Это привело к образованию «новых традиций» (тиб. сарма), из которых наиболее известны Кагью, Сакья и Гелуг.

Марпа–переводчик (1012-1097) принес из Индии в Тибет четыре особые передачи, которые исходят от мастеров Тилопы и Наропы и вместе с поучениями Великой печати Майтрипы (1007— 1088) образуют стержень передачи линии Кагью.

Дрогми Лоцава (992-1082) дал передачу линии индийских мастеров Вирупы и Гайядхары Кхёну Кёнчогу Гьялпо (1034-1102), который, на основе этих поучений, основал традицию Сакья.

Великий индийский мастер Атиша (979-1053) поехал в Тибет и вместе с переводчиком Ринченом Сангпо (958-1055) и его главным учеником Дромтёнпой (1004-1065) основал традицию Кадампа, поучения которой Дже Цонгкхапа (1357-1419) сделал позднее стержнем передачи линии Гелуг (или Ганден).

Суть этих передач во всех традициях одна и та же. Они основываются на Учении исторического Будды Шакьямуни и комментариях индийских мастеров. Отличия в объяснениях тибетских учителей всегда связаны с особенностями учеников, и поэтому в них по–разному расставлены акценты. Три старые школы больше ориентированы на практику, а возникшая позже школа Гелуг делает акцент на изучение Дхармы. Последователи Гелугпы сами называют себя «традицией Махаяны». Примерно на протяжении 1000 лет буддийские поучения в Тибете непрерывно передавались в чистой форме и привели бесчисленных практикующих к полному узнаванию природы своего ума.

И сегодня, благодаря быстрым и эффективным методам Алмазною пути, тибетский буддизм делает возможным достижение Просветления для блага всех существ за сравнительно короткое время. В практике Алмазного пути заключена суть всех других поучений Будды. Практикуют здесь всегда под руководством квалифицированного учителя, и именно поэтому так много людей во всём мире открываются данному направлению буддизма.

Можно позволить себе легко принять этот большой подарок Будды, если подлинная передача гарантирует, что цель практики достижима и что можно создать непосредственную связь между Учением и повседневной жизнью. Различные традиции буддизма — это только внешние упаковки, в рамках которых осуществляется передача. Содержанием же является безупречный путь к узнаванию природы собственного ума — путь к непреходящему счастью.

 

Колесница Будды

При более точном изучении буддизма мы находим внушительное количество методов, которые используются в различных традициях. Большинство традиций вычленяют из всего богатства поучений только самые важные для себя аспекты и практикуют исключительно их. Однако в тибетском буддизме передается вся палитра методов и используются мощнейшие формы практики, относящиеся к Алмазному пути. В рамках обзора методов Алмазного пути здесь будет дано конспективное описание того, что включает в себя буддийская «колесница», и рассмотрена взаимосвязь различных колесниц между собой.

Хотя Будда Шакьямуни большую часть своей жизни ходил пешком и только иногда преодолевал большие расстояния на повозке, запряженной волами, посредством своего Учения он предоставил в распоряжение людям колесницу, на которой медленно, быстро или с невероятной скоростью можно преодолевать тройные пространства духовного развития. Колесница — это транспортное средство, инструмент для быстрого передвижения. метод, приводящий к определенной цели. В путешествии всегда есть исходный пункт, путь и цель. И в буддизме колесница является средством, которое приводит к цели — с остоянию вне страданий, бесстрашия, всеохватывающей радости и высшей мудрости.

Сам Будда никогда не делил путь к Освобождению и Просветлению на колесницы, потому что в окончательном смысле есть только одна колесница — Учение Будды. Это многократно подчеркивается в «Сутре лотоса» и в других текстах.

Из разнообразных методов, данных Буддой ученикам в соответствии с их способностями, образовались различные колесницы духовного развития, из которы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 250; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.254.103 (0.021 с.)