Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Конструктивные приемы ведения дискуссии↑ Стр 1 из 22Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Содержание Предисловие..................................................................................... 10 Важные замечания.......................................................................... 13 1. Быть, находчивым в споре...................................................... 15 Конструктивные приемы ведения дискуссии.............................. 19 Реакция на предметном уровне — «Правило трех Т»……...19 Вариации на тему..................................................................... 26 Упражнения к теме «Вопросы в критических ситуациях»................................................................................. 30 Упражнения для тренировки реакции на упреки, полемические замечания, фразы-убийцы и ложные утверждения.................................. 36 Окончание конфронтации.............................................................. 45 Эмоциональная желтая карточка............................................ 45 Ответная реакция по Бредемайеру......................................... 47 Совет: Хватит — значит, хватит!........................................... 51 Прочие приемы находчивого ведения дискуссий........................ 53 Игра слов................................................................................... 53 Вариации на тему игры слов................................................... 56 Игра слов с использованием ассоциаций....................... 56 Игра слов с использованием образных противопоставлений......................................................... 57 Игра слов с помощью ассоциативных цепочек слов…...57 Игра слов с употреблением имен собственных..............58 Игра слов с использованием образных ассоциаций……59 Игра слов посредством переноса значения ……………..60 Игра слов с помощью замены/подстановки дополнительных звуков в слово...................................... 61 Игра слов с помощью замены частей слова................... 62 Игра слов с использованием метода интерпретации…..62 Игра слов, основанная на неожиданном окончании фразы................................. 63 Игра слов, основанная на перефразировании................ 63 Игра слов, основанная на преднамеренном недопонимании............................... 64 Игра слов с использованием языковых образов……….65 Игра слов посредством перефразирования (иноязычных) цитат.......................................................... 65 Двусмысленности.............................................................. 66 Готовность отразить удар.............................................................. 69 Словесный бумеранг — прием противодействия № 1……...71 Бумеранг — переадресация.............................................. 73 Бумеранг — переадресация третьему лицу, не участвующему в споре (!)............................................ 73 Бумеранг — соглашение.................................................. 74 Бумеранг — разграничение............................................. 74 Бумеранг — терапевтическое средство.......................... 74 Бумеранг — четко адресованный, оценочный встречный вопрос.......................................... 75 Техника холостого хода................................................................. 76 Прием холостого хода с использованием согласия с упреком................................................................... 77 Прием холостого хода с использованием игры слов……….77 Прием холостого хода с использованием ответного удара-соглашения................... 78 Прием холостого хода с использованием смещения акцентов.................................. 78 Упражнения для тренировки приемов бумеранга и холостого хода.............................................................................. 78 Основы находчивости: «вербальная крышка»............................. 80 Каталог «злых вербальных крышек»..................................... 83 Находчивость «без слов» — невербальные и паравербальные сигналы.................................... 85 Тренируем находчивость и остроумие.......................................... 88 Серия тренингов....................................................................... 88 Ваш «закрепитель» для быстрой и находчивой реакции …..98 Ваш последний тест на выносливость................................. 102 2. Магическая сила призыва — новое измерение................ 113 Отрытые призывы......................................................................... 122 Закрытые призывы........................................................................ 123 Призывы, требующие ответа «да» или «нет»..................... 123 Призывы, побуждающие собеседника представить нужную информацию...................................... 124 Полуоткрытые/полузакрытые призывы...................................... 126 Прямые и косвенные призывы..................................................... 127 Типы призывов.............................................................................. 129 Альтернативные призывы..................................................... 129 Призывы с элементом внушения.......................................... 130 Призывы-уловки..................................................................... 131 Риторические призывы.......................................................... 132 Встречный призыв................................................................. 133 Призывы, повышающие мотивацию.................................... 136 Шокирующие и провокационные призывы........................ 137 Контролирующие или подтверждающие призывы………..138 Сократовские призывы («Зеленая улица» для утвердительных ответов)................. 139 Карикатурные, утрированные призывы.............................. 141 Конкретизирующие призывы.............................................. 142 Интроспективные и оценочные призывы........................... 143 Информационные призывы………………………………...144 Повествовательные и описательные призывы................... 145 Призывы-сценарии................................................................ 146 Призыв дать определение..................................................... 148 Призывы, увеличивающие взаимопонимание (открытые призывы, концентрация на собеседнике)..................................................................... 149 Интерпретационные призывы (закрытые)......................... 149 Призывы-мостики................................................................. 150 Призывы-фильтры................................................................. 151 Призывы, выражающие удивление или сомнение.............152 Психологические призывы................................................... 153 Дифференцирующие призывы............................................ 154 Призывы, связанные с восприятием и самоанализом……155 Призывы-связки..................................................................... 156 3. Задания для самопроверки.................................................... 159 Приложение Возможные варианты ответов к упражнениям................... 163 Список литературы................................................................ 181
Предисловие
Состояние, когда не хватает слов, чтобы достойно ответить оппоненту, возникает, если мы не владеем приемами, методами и инструментами, необходимыми для того, чтобы профессионально реагировать на вербальные (в том числе и запрещенные) удары. Если мы неверно оценили ситуацию или усвоили поведенческие шаблоны, которые со стороны выглядят как панацея в любой ситуации, однако на самом деле таковыми не являются, мы оказываемся несостоятельными в споре. Короче говоря, находчивость - это Ваше поведение в стрессовой ситуации, когда Вы открываете рот не только для того, чтобы набрать воздух.
Настоящая находчивость проявляется в умелых действиях, смелых репликах, быстрых реакциях, которые настолько уместно и логично следуют в ответ на разного рода нападки, что оппонент и/или свидетели разговора начинают думать, что в данной ситуации поступили бы так же. Находчивость - продукт не сильной глотки, а светлой головы. Находчивости можно научиться. Поэтому в данной книге приведены упражнения для тренировки конструктивной техники ведения дискуссии, а также освоения других профессиональных речевых приемов. Основные вопросы касаются тех приемов ведения дискуссии, которые я пропагандирую среди менеджеров среднего и высшего звена, призывая отказаться от привычных, передающихся из поколения в поколение образцов поведения или хотя бы их критически переосмыслить. Для устранения пробелов в этой области я хотел бы посоветовать своим благосклонным читателям мои предыдущие книги, вышедшие в издательстве Orell Fussli (см. список литературы в конце книги).
Именно поэтому я намеренно отказался от подробных объяснений и описаний, и там, где это необходимо, привел простые, понятные примеры. Таким образом, от этих упражнений у вас точно голова не пойдет кругом. Напротив, цель упражнений состоит в том, чтобы снабдить вас практическими примерами, которые могли бы служить в качестве образца, а в критической ситуации стали бы козырным тузом. Большое спасибо всем участникам семинаров, и в особенности RevivalTrainingsgroup Munich, за замечания и уточнения, вопросы и предложения. Кстати, хотя «находчивость» - слово моего родного языка, но это не сугубо немецкое понятие, о чем свидетельствуют лицензии на издание этой книги, проданные издательством Qrell Fussli в Турцию, Корею и Китай. Каждому свое, а эта книга для всех.
Важные замечания
Прочтите, пожалуйста, приведенные ниже пожелания, выполнение которых поможет сделать вашу работу с этой книгой наиболее продуктивной.
Находчивость - продукт не сильной глотки, а светлой головы! 1. Эта книга хотя и является сборником упражнений, однако места для вашего ответа здесь оставлено не так много. Пожалуйста, записывайте свои ответы в отдельную тетрадь или блокнот или скопируйте задание из книги, тогда через некоторое время вы сможете выполнить его снова! Я советую при этом записывать номер страницы или упражнения (в книге применена сквозная нумерация). Кроме того, фиксируйте время, которое потребовалось вам для выполнения упражнения, это привнесет элемент соревнования! Определите для себя лимит времени (секундомер или песочные часы) для ответа на некоторые вопросы. Если в течение этого времени ответ не приходит в голову или вы им недовольны, пропустите упражнение, чтобы вернуться к нему позднее, для этого вам и пригодится рабочая тетрадь. 2. Многие упражнения требуют тщательной проработки, усвоения шаблонов и примеров метких ответов, поэтому, выполняя их, не торопитесь, не бросайте, если не получается с первого раза, ибо меткость ответов - это как игра в покер: если намереваетесь вытащить туз из рукава, нужно его сначала туда положить. Находчивость можно усвоить, так же как грамматику. 3. Если ответы по-прежнему даются тяжело, вообразите себе ситуацию, разыграйте ее в лицах; лучше подольше поломать голову над ответом, чем бросить все на полпути.
4. Выполняя упражнения, оставляйте полстраницы (внизу или сбоку) свободной. 5. Активно задействуйте самопроверку, Есть три способа: вы отвечаете на вопросы вслух, включив предварительно диктофон, и таким образом вы лучше запомните прочитанное; вы отвечаете на вопросы письменно, и на это стоит потратить время. Вы усвоите прочитанное в два раза лучше; вы находите собеседника возможно, даже такого, взгляды которого не совпадают с вашими. Дискутируйте с ним и предавайтесь размышлениям, но в первую очередь старайтесь ограничиться рамками упражнений. 6. Возьмите за правило использовать определенные приемы на конференциях и собраниях, напишите цели упражнения на листочке бумаги и положите вместе с документами. 7. Запишите в свою рабочую тетрадь вербальные атаки и неожиданные удары, которые, будь то профессиональная область или сфера личного общения, вы не можете сразу отразить. В свободную минуту поработайте над ними тоже - для следующего раза. 8. Альтернатива: если вы хотите сначала разобраться в предмете и на пробу выполнить несколько отдельных упражнений, не очень углубляясь в тему, то это, конечно, тоже возможно. В этом случае решите, не будет ли полезнее сначала просмотреть ответы, а потом перейти к выполнению заданий.
Пожалуйста, прежде чем ответить, подумайте: второго шанса для первоклассного ответа не будет!
Быть находчивым в споре
Находчивость это...
с точки зрения процессов, происходящих внутри человека, - ваши профессиональные реакции на задаваемые вопросы, конечно, если на фоне подскочившего давления и нападок оппонентов вы способны сделать большее, чем просто открыть рот, набрать воздух и потом снова его закрыть; если речь идет о внешних проявлениях, под находчивостью следует понимать поступки, вовремя сказанные реплики, невербальные и вербальные действия в ответна нападки, фразы-убийцы или несправедливые выпады в свой адрес. Причем сказанные так, что противник/оппонент и/или присутствующие захотели бы в подобной ситуации поступить так же; подсознательный или сознательный навык и ответная реакция, которая «просто прочно усвоена». Ими, как и грамматикой, можно овладеть.
Ситуация, когда вы неспособны слова вымолвить, возникает, если вы не владеете профессиональными приемами, не используете подходящие в данной ситуации методы и инструменты, непрофессионально реагируете на словесные выпады, если вы неправильно оценили ситуацию или недооценили оппонента. Вот тогда вы и реагируете неадекватно: или слишком бурно, или вообще становитесь замкнутым, Поэтому для начала необходимо дать определение некоторым понятиям; • меткие ответы должны приходить в нужный момент. Они не могут вас посещать задним числом по пути или вообще на следующий день, и уж, конечно» они не должны создавать впечатления замедленной реакции, растягивания того промежутка, в течение которого в разговоре надо дать ответ (обычно 3—5 секунд). Однако в любом случае следует помнить, что лучше промедлить с ответом, чем потом объяснять, что вы имели в виду; • ваш ответ должен быть изящным и уместным; • вы должны оставить у себя самого и (что, конечно же, лучше всего) у своей аудитории или оппонента впечатление уместности сказанного в сложившейся ситуации. Поэтому в большинстве ситуаций орудия вербального поражения, язвительные оскорбления подобны зарядам, разорвавшимся еще в стволе, и в связи с этим они, как и ответы-бумеранги, исключаются. Быстро найденный стандартный ответ на замечание не добавит вам очков, а впоследствии может настроить аудиторию и оппонента против вас. Правда, для подобных случаев вы наверняка подготовили пару вербальных мин, но, к сожалению» жертвой будете только сами. Поэтому необходимо стремиться к тому, чтобы осталось приятное впечатление: вы дали подходящий ответ, продемонстрировали пример адекватной реакции, а вспоминая ситуацию, вы остаетесь довольны своим поведением и с уверенностью можете сказать: «Все было о'кей, я был о'кей, и ситуация была о'кей». Вот поэтому я и отличаю конструктивную находчивость в споре от всех остальных приемов! • меткие ответы подобны точным ударам рапиры, заставляющим противника задуматься, но никогда не должны быть фейерверком словесных оскорблений или костром инквизиции для вашего оппонента; • профессиональная находчивость призвана помочь найти выход из неприятной ситуации, а не инсценировать обмен боксерскими ударами и не провоцировать эскалацию; в переносном смысле под находчивостью в спорах можно понимать все ваши вместе взятые остроумные мысли, которые хотя и могут остаться невысказанными, однако позволяют удержаться на вершине, а не скатиться вниз; • уместные и конструктивные ответы в споре должны натолкнуть оппонента па размышления, разъяснить ситуацию, остаться у него в памяти, чтобы он смог их проанализировать; • находчивость в споре основывается на эмоциональном восприятии, поэтому ваши мет кие ответы — это осознанные вербальные, невербальные и паравербальные действия, объясняющие уместную критику поступков, слов нашего собеседника и приглашающие его к продолжению, если вы сами этого хотите, конструктивной беседы; • ваши меткие ответы должны быть связаны с контекстом, с конкретной фразой, на которую вы хотите отреагировать, и ни в коем случае не превращаться в словесный мусор, вываленный не к месту; • ваши находчивые ответы нацелены на то, чтобы разрешить противоречия, не позволив разговору превратиться в клубок эмоциональных проблем; • и наконец именно поэтому ваши меткие и находчивые ответы в разговоре с критически настроенным или неприятным собеседником должны стать отражением вашей репутации, независимости и одновременно высокого коммуникативного интеллекта. Будьте настойчивы в демонстрации своего превосходства.
Прежде всего, работайте головой и не повторяйте глупости вслед за другими — это серьезное требование к вашей самостоятельной работе с этой книгой и одновременно призыв к вам.
Находчивость в классическом понимании слова — это продукт светлой головы» а не сильной глотки.
Обратите внимание: Каждый раз, давая меткий ответ, призванный прекратить словесный поединок, вы должны прервать зрительный контакт. Тому, кто вставляет рискованную или, наоборот, уместную реплику во время словесной перепалки, дает хороший, убедительный ответ оппоненту на заседании, групповом обсуждении, в разговоре с глазу на глаз, во время беседы за «круглым столом» или на конференции, часто ничего другого не остается, кроме как позволить этому ответу оказать свое воздействие на собеседника. Она или он хочет насладиться вожделенными звуками фанфар в свою честь, реакцией оппонента, его поразительным раздражением и раздражающим поражением. Но вот потом (надо же!) передохнувший оппонент снова рвется в бой. По статистике, в словесной дуэли шансы удержаться на вершине 50/50. Но почему же, спросите вы себя, несмотря на такой великолепный словесный удар, он готов продолжить спор? А все дело в зрительном контакте, смотря на собеседника, вы как бы спрашиваете: «И что теперь? Я при всем своем желании не могу представить, что вы еще способны на это ответить!» Зрительный контакт — деталь, о которой часто забывают, но которая может быть решающей. С другой стороны, это глупая привычка, избавление от которой требует напряжения и концентрации. Важно запомнить: Посредством длительного зрительного контакта вы приглашаете собеседника к продолжению словесного поединка. Не стоит этого делать, если вы ожидаете прямо противоположного эффекта.
Вариации на тему Ситуация, когда не хватает слов для ответа, часто возникает у менеджеров из-за усвоения определенного шаблона ведения дискуссии, что заставляет действовать по заданной схеме: • наводящий вопрос — ответ, содержащий озадаченность /раздражение/встречный вопрос, либо • решительный упрек — вынужденные оправдания / отсутствие ответа. Я всегда испытывал недовольство, оттого что многие мои коллеги-преподаватели часто учат тому, как правильно и развернуто отвечать на вопросы, вместо того чтобы научить отвечать на правильные вопросы. А это непросто, так как мы с младых лет усваиваем, что должны отвечать на заданные вопросы и как это следует делать. «Не спрашивай — отвечай!» — старинное правило, которое не только не поможет вам в критической ситуации, но еще и повергнет в молчание. Еще раз:
(Встречные) вопросы исключаются, если имело место негативное высказывание по поводу: • вашей компетентности и/или имиджа; • вашей сферы деятельности, компании; • или личности и личных проблем.
Отвечать па вопросы критически настроенных или недобросовестных собеседников и принимать их высказывания — значит, оправдывать своих оппонентов и испытывать давление во время дискуссии Кое-что принципиально важное мы можем запомнить: (ложная) вежливость тpe6yeт отвечать на все вопросы собеседника, самодостаточность и профессионализм, напротив, — отвечать выборочно, ибо каждый ответ оправдывает вопрос! Бывший председатель ХДС Г. Гейслер всегда отвечал вопросом на вопрос о своей некомпетентности, говоря следующее: «Однако, прежде всего, возникает вопрос, чего мы достигли, а мы 1…,2...,3...,4…» Собеседникам было нелегко задавать ему вопросы на темы, имеющие негативный характер, и они могли только вычеркивать их из своих списков По-другому повел себя один топ-менеджер, который в одной из программ канала RTL «Der heijie Stuhl» старался ответить на все вопросы, даже не входившие в его компетенцию, пока перед включенной камерой с ним не случился сердечный приступ. Какая стратегия предпочтительнее объяснять не нужно.
А теперь несколько профессиональных советов на основе «правила трех Т» о том, как вести себя в критических ситуациях. Мы сделаем акцент на аспектах Touch/Оценка и Turn/Возврат.
Отнесите критические вопросы и полемические замечания к области теории: • «Это вопрос из области теории, исходя же из практического опыта, должен возразить, что...»
Переадресуйте вопросы и бездоказательные клеветнические высказывания другим участникам разговора: • «Правомерный вопрос, но не по адресу, спросите об этом
Во время дискуссии за «круглым столом» по-другому интерпретируйте вопросы и критические высказывания: • «Ваш вопрос относится к другому пункту, а не к затронутому только что!..»
Последовательно заменяйте вопросы и замечания критически настроенных или нечестных собеседников другими вопросами/высказываниями: • «Вопрос касается только темы «Стратегия», правильный
Усиливайте значение вопросов или замечаний оппонентов: • «Ваш вопрос не относится к теме, но за ним кроется, однако, основной вопрос...» • «Интересный вопрос с точки зрения постороннего, но вопрос, интересующий наших акционеров, звучит...».
Во время переговоров ограничивайте вопросы и возражения, фокусируясь на теме разговора: • «Это второстепенный аспект. В конце концов, речь идет о...» • «Ваш вопрос не относится к теме разговора, потому что мы обсуждаем...»
Сузьте абстрактные вопросы и упреки до уровня дефиниции или простого объяснения термина: • «Для того чтобы сделать ваш вопрос правомерным, я попрошу вас дать определение проектному менеджменту и объяснить сферу его применения». • «Понятие ответственности можно трактовать по-разному. О какой ответственности и в каком контексте говорите вы?»
Классически: дайте оценку вопросам и полемическим высказываниям оппонента: • «Прошу прощения, по это типичный вопрос консультанта по вопросам предпринимательства, поэтому перейдем сразу к перемещениям и компании!» • «Извините, но наши акционеры не задают этого вопроса. Они спрашивают...»
Конкретизируйте нападки и вопросы общего характера в интересах остальных участников дискуссии: • «Пожалуйста, для всех присутствующих конкретизируйте
Смело вскрывайте нечестные намерения критика: • «Какую цель вы преследуете, задавая этот дискредитирующий и спорный вопрос?»
Классифицируйте вопрос или высказывание оппонента в контексте: • «Дорогой господин Майер, вы снова задаете один и тот же
Противодействуйте критическим или полемическим вопросам, уточняя их контекст, но оставляя без ответа: • «Ваш полемический вопрос опять затрагивает лишь Подчеркивайте некомпетентность нечестных оппонентов: • «Как менеджер проекта вы должны знать, что вопрос носит чисто теоретический характер...» Упражнения к теме «Вопросы в критических ситуациях» Важно: Если ответы даются вам еще с трудом, представьте вопросы в виде образов; лучше подольше поломать голову над ответом, чем бросить все на полпути. Образцы удачных ответов вы должны выучить так же, как учите грамматику любого языка. Пожалуйста, записывайте свои ответы в отдельную тетрадь или блокнот или скопируйте задание из книги, тогда через некоторое время вы сможете выполнить его снова! Я советую при этом записывать номер страницы или упражнения (в книге используется сквозная нумерация). Кроме того, фиксируйте время, которое потребовалось для выполнения упражнения, это привнесет элемент соревнования! Прочтите инструкции на странице 11—12. Не позволяйте себе из-за кажущейся избыточности заданий ограничиться время упражнениями; задания необходимы для систематической тренировки.
Упражнение Вы — специалист по оптике в маленьком городке (50 000 душ населения). У вас три магазина, вы известны своей экстравагантной рекламой» которая помогла вам завоевать около 65% рынка. На открытом заседании совета по рекламе, во время активной дискуссии один новичок, недавно принявший дела в одном пришедшем в упадок магазине по торговле оптикой, говорит вам следующее: «У вашей компании ArtDesignOptikHaus плохой имидж в городе!»
Отреагируйте по приведенному ниже образцу! 1. Отнесите критические вопросы и полемические замечания к области теории: ________________________________________________________
2. Переадресуйте вопросы и бездоказательные клеветнические высказывания другим участникам разговора: ________________________________________________________
3. Во время дискуссии за «круглым столом» интерпретируйте вопросы и критические высказывания: ________________________________________________________
4. Последовательно заменяйте вопросы и замечания критически настроенных или нечестных собеседников другими вопросами/высказываниями: ________________________________________________________
5. Усиливайте значение вопросов или замечаний оппонентов: ________________________________________________________
6. Во время переговоров ограничивайте вопросы и возражения, фокусируясь на теме разговора: ________________________________________________________
7. Прежде чем отвечать на вопросы, которые носят абстрактный характер, попросите дать конкретное определение прозвучавшему термину: ________________________________________________________
8. Классически: дайте оценку вопросам и полемическим высказываниям оппонента: ________________________________________________________
9. Конкретизируйте нападки и вопросы общего характера в интересах остальных участников дискуссии: ________________________________________________________
10. Смело раскрывайте нечестные намерения критика: ________________________________________________________
11. Классифицируйте вопросили высказывание оппонента в контексте: ________________________________________________________
12. Противодействуйте критическим или полемическим вопросам, уточняя их контекст, но оставляя без ответа: ________________________________________________________
13. Подчеркивайте некомпетентность нечестных оппонентов: ________________________________________________________
Упражнение Вы — проектный менеджер и только что успешно закончили проект по реорганизации сбыта на предприятии. Во время заседания один из присутствующих клиентов делает мимоходом замечание, что сбыт пока нисколько не улучшился и результатов реорганизации не видно. Он начинает полемику: «Это опять такой проект, когда куча людей сидит за столом и сотрясает воздух, а результат более чем скромен!» Отреагируйте по приведенному ниже образцу!
14. Отнесите критические вопросы и полемические замечания к области теории: ________________________________________________________
15. Переадресуйте вопросы и бездоказательные высказывания другим участникам разговора: 16. Во время дискуссии за «круглым столом» интерпретируйте вопросы и критические высказывания. ________________________________________________________
17. Последовательно заменяйте вопросы и замечания критически настроенных или нечестных собеседников другими вопросами/высказываниями: ________________________________________________________
18. Усиливайте знамение вопросов или замечаний оппонентов: ________________________________________________________
19. Во время переговоров ограничивайте вопросы и возражения, фокусируясь на теме разговора: ________________________________________________________
20. Сузьте абстрактные вопросы и упреки до уровня дефиниции или простого объяснения термина: ________________________________________________________
21. Классически: дайте оценку вопросам и полемическим высказываниям оппонента; ________________________________________________________
22. Конкретизируйте нападки и вопросы общего характера в интересах остальных участников дискуссии: ________________________________________________________
23. Смело вскрывайте нечестные намерения критика: ________________________________________________________
24. Классифицируйте вопрос или высказывание оппонента в контексте: ________________________________________________________
25. Противодействуйте критическим или полемическим вопросам, уточняя их контекст, но оставляя без ответа: ________________________________________________________
26. Подчеркните некомпетентность нечестных оппонентов: ________________________________________________________
Упражнение Вспомните какое-нибудь критическое замечание в свой адрес, смоделируйте ситуацию, запишите это замечание здесь: Отреагируйте по приведенному ниже образцу!
27. Отнесите критические вопросы и полемические замечания к области теории: ________________________________________________________
28. Переадресуйте вопросы и бездоказательные высказывания другим участникам разговора: ________________________________________________________
29. Во время переговоров по-другому интерпретируйте вопросы и критические высказывания: ________________________________________________________
30. Последовательно заменяйте вопросы и замечания критически настроенных или нечестных собеседников другими вопросами/высказываниями: ________________________________________________________
31. Усиливайте значение вопросов или замечаний оппонентов: ________________________________________________________
32. Во время дискуссии за «круглым столом» ограничивайте вопросы и возражения, сконцентрируйтесь на теме разговора: ________________________________________________________
33. Сузьте абстрактные вопросы и упреки до уровня дефиниции или простого объяснения термина: ________________________________________________________
34. Классически: дайте оценку вопросам и полемическим высказываниям оппонента: ________________________________________________________
35. Конкретизируйте нападки и вопросы общего характера в интересах остальных участников дискуссии: ________________________________________________________
36. Смело вскрывайте нечестные намерения критика: ________________________________________________________
37. Классифицируйте вопрос или высказывание оппонента в контексте: ________________________________________________________
38. Противодействуйте критическим или полемическим вопросам, уточняя их контекст, но оставляя без ответа: ________________________________________________________
39. Подчеркните некомпетентность нечестных оппонентов: ________________________________________________________
Возможно, вы на основе собственного опыта ведения дискуссий знакомы с ситуацией, когда собеседник увиливает от поставленного вопроса и, отвечая на другие, настойчиво отклоняется от основной темы. Чтобы в интересах читателя и, конечно, своих собственных не оставить эту тему без внимания, предлагаю несколько профессиональных советов: • Решительно прервите дискутирующего и отклонившегося от темы собеседника, повторите свой вопрос: «Извините, вы отклонились от темы: мой вопрос звучал так...» • Открыто выскажите собеседнику свое мнение о том, что он говорит: «Пожалуйста, ответьте на мои вопрос без «если» и «но»!» — «Извините, но это неудовлетворительное объяснение».
И еще один важный совет! При ложных утверждениях немедленно прервите оппонента (сдержанность здесь неуместна), ясно выразите свой протест и несогласие, используйте жесты; смело выводите собеседника начистую воду! Избегайте стереотипных кивков в ответ! Когда вы киваете, вы хотите показать собеседнику, что знаете, к чему он клонит, что, в свою очередь, сигнализирует ему — он прав в своем высказывании. Такое поведение непродуктивно.
Окончание конфронтации
Представим ситуацию: несмотря на все ваши попытки вернуть разговор в деловое русло, назревает конфликт, Ваш собеседник продолжает спорить, использует фразы-убийцы, задействовал в дискуссии эмоциональный фактор, делает замечания личного характера и/или усложняет ситуацию обсуждением проблем, не имеющих прямого отношения к главной теме. В этом случае принципиально откажитесь принимать упреки и высказывания на свой счет. Здесь уместнее следующая реакция, назовем ее реакция N 2.
Игра слов Пресечение инициативы собеседника «Ваш доклад действительно хорошо подготовлен и нелишен смысла, мои комплименты, вам, должно быть, потребовалось много времени?» «Бы нравы, ваш же комментарий, в свою очередь, излишен». Заманчивое приглашение «Эй, не пора ли освободить гриль для детей?» вместо: «Освободи, наконец, гриль, чтобы приготовить колбаски для детей!» Ну, кто в такой ситуации сможет удержаться от демонстрации остроумия в ответ? Ожидаемый отпор «Вы не можете держать свое слово, канцлер Коль!» «Напротив, я даже речь держать могу!» (Бывший канцлер Г. Коль). «Так, я никак не могу вас уговорить?» «Нет, но у вас был шанс меня убедить. Но вы его упустили!» Нам всем знакомы подобные методы находчивого ведения дискуссий с помощью легкомысленной игры слов. Иногда, когда мы действительно в ударе, они просто льются сплошным потоком. А иногда против воли слетают с нашего языка. А именно; при досадных обмолвках, так называемых оговорках по Фрейду. Игра слов бывает разной, она может достигаться: • заменой слов на похожие по звучанию; • заменой части слова, например первой буквы или порядка слов; • с помощью словесных и образных ассоциаций; • с помощью намеренно неправильного ударения или искаженной интерпретации смысловой нагрузки слова посредством замены частей предложения или слов; • употреблением речевых «перлов» или двусмысленностей; • с помощью измененного порядка слов в контексте; • с помощью «перепутывания» слов, похожих по звучанию, но различных по значению; • наконец, с помощью изменения или искажения смысла посредством пропуска букв или целых слов; • употреблением оговорок по Фрейду, которые, на самом деле не просто оговорки.
Игра слов, или каламбур, — это крючок, на который мы нанизываем мысли и высказывания, «оружие, наносящее раны, которые могут никогда не затянуться» (Клаус Бёллинг) или же они просто свидетельствуют о легкости стиля. В индустрии развлечений игра слов — поистине сильнейший наркотик обожествленной «коммуникации всех со всеми». Цель использования приема игры слов состоит в том, чтобы сознательно — ориентируясь на определенный контингент слушателей! — придумать такие высказывания, которые мы называем остроумными и находчивыми ответами и благодаря которым можно продемонстрировать свое остроумие перед публикой/слушателем. В разговоре с глазу на глаз мы, жители северных областей Германии, называем это «подтрунивать», когда один из двух собеседников делает из другого «жертву». Игра слов — это «шахматы для ума» — требует образного мышления, жонглирования языковыми и образными ассоциациями, которые распространяют на нас свое волшебное очарование, притягивают словно магнит. Вместе с тем мы к ним не привыкли, в повседневной жизни мы используем так называемый Restricted Code1» суть которого состоит в серьезной аргументации. А каламбуры используют Elaborated Code2, цветистый стиль. Подумайте об этом; речь идет об игре слов, остроумных и колких замечаниях, имеющих, как говорят в рекламе, высокую развлекательную ценность. Каламбуры могут стать костром инквизиции для оппонентов в деловых разговорах и эмоциональными минами для серьезного собеседника. Таким образом, каламбуры пускаются в ход для противодействия серьезным аргументам, так как игра слов призвана не «выключить» соперника, <
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.103.57 (0.02 с.) |