Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция № 13. Теоретическая готовность к педагогической деятельностиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Теоретическая готовность – является элементом в структуре профессиональной компетенции. Представляет собой теоретическую деятельность, которая состоит из конструктивных и гностических умений. Конструктивная и гностическая деятельность требует 4 группы следующих умений: 1. Аналитические умения – с их помощью извлекаются знания из практики (это связано с мыслительной операцией – анализом). Они лежат в основе обобщенного умения педагогически мыслить, и при решении педагогических задач состоят из следующих умений: а) расчленять педагогические явления на составляющие элементы (условия, причины, мотивы, стимулы, средства, формы и т.д.); б) осмысливать каждое педагогическое явление во взаимосвязи со всеми компонентами педагогического процесса; в) находить в педагогических теориях идеи, выводы, закономерности, которые равнозначны (адекватны) логике рассматриваемого явления; г) правильно диагностировать педагогическое явление; д) вычленять основную педагогическую задачу (проблему) и определять способы ее оптимального решения.
2. Прогностические умения (в основе лежит умение делать прогноз) – это связано с представлениями у педагога о конечном результате (цели). В основе такого целеполагания лежит вариативность в подборе всевозможных путей для решения педагогической задачи (здесь возникает способность к антиципации, т.е. предвидению результата до его осуществления – эта способность ярко проявляется у творческих педагогов). Прогнозирование деятельности педагога предполагает: - знания сущности и логики педагогического процесса; - закономерности возрастного и индивидуального развития учащихся; - знание особенностей коллектива и т.д.
Состав прогностических умений: а) выдвижение педагогических целей и задач; б) отбор способов достижения педагогических целей; в) предвидение результата и возможных отклонений; г) определение этапов или стадий педагогического процесса; д) распределение времени; е) планирование совместно с учащимися жизнедеятельности.
Прогностические умения здесь распределены на 3 группы: 1. Умения прогнозировать развитие коллектива: в динамике его структур, развитие системы взаимоотношений, изменение положения актива и отдельных учащихся в системе взаимоотношений. 2. Умение прогнозировать развитие личности: ее качеств, чувств, воли и поведения, возможных отклонений в развитии, трудностей во взаимоотношениях и т.д. 3. Умение прогнозировать ход процесса: образовательные, воспитательные и развивающие возможности учебного материала, затруднение учащихся в учении, результаты применения методов, приемов и средств обучения и воспитания. Эти умения требуют от учителя овладения такими методами интеллектуальной деятельности, как моделирование, выдвижение гипотез, мысленный эксперимент и т.д. 3. Проективные умения (триада «анализ – прогноз – проект» предполагает выделение группы умений, которые материализуют результаты педагогического прогнозирования конкретных планов обучения и воспитания). Разработка проекта педагогической деятельности означает перевод на педагогический язык целей обучения и воспитания, затем определение содержания и видов деятельности и наконец, прогнозирование развития обученности и воспитанности школьников. Планы обучения и воспитания (как проекты деятельности педагога) могут быть перспективными и оперативными. Перспективные планы – учебный план школы, разработка планов на четверть, полугодие, год. Оперативные планы – учебные планы на урок и разработка воспитательных мероприятий. Проектирование педагогической деятельности требует следующих проективных умений: а) переводить цели и содержание образования в конкретные педагогические задачи; б) при этом учитывать потребности учащихся, их интересы, материальную базу, свой опыт и личностные качества; в) определять главные и подчиненные задачи для каждого этапа педагогического процесса; г) отбирать виды деятельности, которые соответствуют этим задачам; д) планировать индивидуальную работу с учащимися; е) отбирать содержание, формы, методы и средства педагогического процесса в их оптимальном сочетании; ж) планировать систему приемов стимулирования активности школьников; з) планировать способы создания развивающей среды и поддержки связей с родителями и общественностью.
4. Рефлексивные умения. Эти умения проявляются в контрольно-оценочной деятельности педагога, связанные с анализом собственной педагогической деятельности. Поэтому педагог должен быть способен к рефлексии, когда существует способность разумно и объективно анализировать свои суждения, поступки, деятельность. Педагог должен установить как положительные, так и отрицательные результаты, являющиеся следствием его деятельности. Рефлексивные умения требуют особых умений анализировать: а) правильная постановка целей, их перевод в конкретные задачи, адекватные исходным условиям; б) соответствие содержания деятельности учеников поставленным задачам; в) эффективность принимающихся методов, приемов и средств педагогической деятельности; г) соответствие применявшихся организационных форм возрастным особенностям учащихся, содержанию материала и т.д.; д) причины успехов и неудач, ошибок и затруднений в ходе реализации поставленных задач обучения и воспитания; е) опыт своей деятельности, его целостности и соотнесенности с критериями и рекомендациями педагогической науки.
Рефлексия – это не просто знание или понимание учителем самого себя, но и выяснение, как другие (учащиеся, родители, коллеги) знают и понимают его, как понимают его личные особенности, эмоциональные реакции, познавательные представления и т.д.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 812; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.86.53 (0.007 с.) |