Лекция № 1. Своеобразие педагогической профессии и ее гуманистический характер 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция № 1. Своеобразие педагогической профессии и ее гуманистический характер



Лекция № 1. Своеобразие педагогической профессии и ее гуманистический характер

План:

1. Понятие педагогической профессии.

2. Гуманистическая направленность профессии учителя.

Понятие педагогической профессии.

Под понятием «педагог» нередко понимается и профессия, и социальная роль, и вид деятельности, и направленность личности.

Специальность закрепляется в квалификационных документах и определяется через предмет деятельности. Может быть узкой и широкой, но, в любом случае, это арсенал знаний о некотором фрагменте объективной реальности, который отражен соответствующим научных предметом (педагог, психолог, филолог, историк и т.д.).

Профессия – это род трудовой деятельности человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы. Профессия – это деятельность, с собственной целью, продуктом деятельности, нормами и средствами, которые обусловлены социальной функцией и технологией. Профессия обслуживает определенную сферу общественной деятельности. В рамках одной специальности могут реально существовать самостоятельные профессии (учитель – предметник, учитель языка и литературы, переводчик и т.д.).

В специальности педагога имеется широкий спектр профессий:

- воспитатель;

- учитель;

- школьный психолог;

- социальный педагог;

- валеолог;

- методист и т.д.

В вузах государственных стандартов дается 41 специальность высшего и 16 специальностей среднего педагогического образования.

Например.

Специальность ----------Дошкольная педагогика и психология

Квалификация -----------Преподаватель дошкольной педагогики и психологии, методист дошкольного образования

Специальность ----------Педагогика и методика начального образования

Квалификация -----------Преподаватель начальных классов

Педагогическая квалификация – это уровень и вид профессиональной подготовленности, которая дает характеристику возможностям специалиста в решении определенного класса задач.

Гуманистическая направленность профессии учителя

Учитель в силу ярко выраженной гуманистической направленности его профессии деятельности является носителем и выразителем общечеловеческих, духовных ценностей и культуры.

Именно учителю принадлежит ведущая роль в развитии культуры и гуманизации общества.

От качества подготовки учителя и его личностных качеств зависит успех в образовании и воспитании подрастающего поколения. Учитель является представителем самой гуманной профессии и вооружен таким комплексом наук, которые составляют основу его профессиональной деятельности и которые с полным правом можно назвать «человековедение».

В.Г. Белинский профессию учителя называл гуманной: «Цель воспитания – человечность, средство – любовь»; «Хорошо быть строгим, еще лучше – добрым, но лучше всего – справедливым».

Целью педагогической деятельности является развитие личности ребенка. А любой учебный предмет служит средством для достижения этих целей.

Лекция № 3. Творчество учителя

План:

1. Понятие о творчестве учителя.

2. Уровни педагогического творчества.

3. Способы развития творчества учителя.

4. Творческий стиль деятельности.

Лекция № 4. Педагогическая деятельность

План:

1. Структура педагогической деятельности.

2. Направления педагогической деятельности.

 

Лекция № 5. Общая и профессиональная культура педагога

План:

1. Понятие о культуре.

2. Структура педагогической культуры.

3. Профессиональная культура учителя.

Понятие о культуре.

Общая культура является и процессом и одновременно результатом деятельности, представляет собой социальное явление, которое охватывает всё, что творит человек, осваивая мир объектов.

Можно утверждать, что структура культуры (субъект, цель, объект, средство, методы) порождена культурой. Исключение составляет лишь сам объект (человек), который частично уже окультурен на предшествующих этапах своего существования.

Обычно культуру делят на материальную и духовную.

Материальная – все те ценности, которые по преимуществу удовлетворяют наши материальные потребности.

Духовная – ценности, у которых на передний план выступают их не вещественные качества (хотя материальные свойства им также присущи). Например, научная концепция, фольклор, религиозный догмат, юридический закон, политическая идея и т.д.

Некоторые специалисты выделяют культуру художественную.

Художественная культура – охватывает явления, у которых вещественные стороны в их взаимодействии на человека уравновешены.

Лекция № 16. Подготовка учителя в вузе (Профессиональное становление учителя)

План.

1. Психолого-педагогическая подготовка.

2. Функции педагогических процессов в вузе.

 

1. Психолого-педагогическая подготовка.

Ведущей задачей вуза является формирование и развитие личности будущего учителя-воспитателя, обладающего творческой индивидуальностью. Это означает, что не только научные знания для будущей профессиональной деятельности, но и овладение профессиональной культурой (как часть общечеловеческой культуры).

В начальной школе содержание учебного предмета реализуется только через личность учителя, следовательно, учитель должен обладать общей и профессиональной культурой, профессионально-педагогическим мышлением. Поэтому в вузе любой будущий учитель должен соответствовать определенным обще-профессиональным требованиям, быть носителем общечеловеческих качеств личности, обладать педагогическими знаниями и умениями для будущей профессиональной деятельности.

Ядром профессионально-педагогической подготовки являются знания в области педагогики и психологии. Эта часть подготовки является инвариантной, т.е. обязательной для учителя любой специальности. Другая часть предметов связана с вариантной частью подготовки, т.е. учет особенностей профиля научной подготовки студента.

В структуре инвариантной части выделяют 3 основные блока:

БЛОК 1. - связан с общефилософскими проблемами воспитания.

А. Воспитание как путь развития всех сущностных сил личности, как усвоение общечеловеческих и выработка индивидуально-личностных ценностей.

Б. Биологическая и социальная деятельность и общение, диагностика и коррекция.

В. Связи между всеми направлениями воспитания (умственное, нравственное, физическое, трудовое и т.д.)

Г. Функции семьи и государства в воспитании, личность учителя в педагогике.

 

БЛОК 2. - связан с теорией образования и обучения.

А. Содержание образования (гуманизация)

Б. Воспитывающий и развивающий характер обучения.

В. Организационные формы и методы обучения.

Г. Мотивация учения школьников.

Д. Дифференциация и индивидуализация обучения.

Е. самообразование, самообучение школьников и т.д.

 

БЛОК 3. - связан с организационными аспектами образования.

А. Непрерывное образование.

Б. Сравнительная педагогика образовательных систем разных стран.

В. Школа как учебно-воспитательное учреждение (демократизация, гуманизация, и т.д.).

 

Блок инвариантного содержания с педагогической подготовкой будущих учителей (общедидактический или технологический подход)

Здесь студенты осваивают знания по:

- Учебным программам, учебникам и методикам их использования;

- Системе средств обучения и методикам их использования;

- Способам общения учителя, учащимся;

- Организации деятельности учителя и учащихся в условиях различных форм и видов учебной и внеучебной деятельности;

- Проверке и оценке знаний, умений и навыков учащихся.

 

Базовые профессионально-педагогические умения включают в себя следующие типы умений:

1. Диагностические умения – умения оценивать.

2. Проективные умения – умения прогнозировать.

3. Конструктивные умения – умения целенаправленно организовывать.

4. Коммуникативные умения – умения общения.

5. Аналитические – выделять, систематизировать.

 

Базовые и инвариантные педагогические знания и умения – это стандартный механизм в содержании профессиональной подготовки педагога любого профиля.

Лекция № 1. Своеобразие педагогической профессии и ее гуманистический характер

План:

1. Понятие педагогической профессии.

2. Гуманистическая направленность профессии учителя.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 1103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.27.232 (0.011 с.)