Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Трудовые правоотношения: понятие, система и место в системе трудового права.

Поиск

Виды трудовых договоров

Виды трудового договора по сроку его действия можно определить следующим образом:

  • на неопределенный срок;
  • на определенный срок не более пяти лет (срочный трудовой договор), если иной срок не установлен федеральными законами.

Основной разновидностью является договор на неопределенный срок, и именно он должен заключаться в большинстве случаев.

Срочный трудовой договор заключается, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, а именно в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 59 Трудового кодекса (например, временные работы, сезонные работы, пусконаладочные и др.).

Виды трудового договора по характеру трудовых отношений:

  • трудовой договор по основному месту работы;
  • трудовой договор на работе по совместительству (гл. 44 ТК РФ);
  • трудовой договор о временной работе сроком до двух месяцев (гл. 45 ТК РФ);
  • трудовой договор о сезонной работе (гл. 46 ТК РФ);
  • трудовой договор о работе у работодателя — физического лица (гл. 48 ТК РФ);
  • трудовой договор о работе на дому (гл. 49 ТК РФ);
  • контракт о государственной (муниципальной) службе.

8. Источники трудового права – это результаты нормотворческой деят-сти компетентных гос органов, а также совместного нормотворчества работодателей и работников в сфере регулировании трудовых и иных тесно связанных с ними отношений.
Классификация источники трудового права.

1. По юридической силе подразделяется 2 вида:

o законы

o подзаконные акты

2. По системе отрасли

o относящиеся к общей части

o относящиеся к особенной части

3. По органам их принявшим

o акты, принятые в высшим органом законодательной власти(Гос Дума)-акты принятые Президентом РФ

o акты, принятые в высшим органом исполнительной власти (правительство)

o акты принятые центральными органами государственного управления (министерство труда и другие министерства труда)

o акты принятые органами гос власти и управления республик РФ

o акты принятые органами местного самоуправления

o локальные нормативные акты.

4. По сфере действия

o федеральные

o региональные

o распространяющийся на территорию муниципальных образований

o отраслевые

o локальные

5. По субъектам к которым они применяются

o общие

o специальные (подзаконные акты, министерства труда)

 

1. Труд — это целенаправленная деятельность человека, реализация его физических и умственных способностей для получения опреде­ленных материальных или духовных благ.

Общественная организация труда — это совместный труд как кооперация труда для получения определенного продукта данно­го производства, в том числе и духовного, деятельности по управлению или оказанию опре­деленных услуг сферы обслуживания населения.

Основной предмет трудовых отношений — работа работника по оговоренной с ним его трудовой функции при подчинении дисциплине данной организации.

 

5. Принципы трудового права – положение, которое отражает смысл законодательства по труду, действующего в стране.

Принципы права по труду определяются требованиями закономерностей экономического характера, предъявляемыми к обществу в определенной стране.

Принципы прав по труду очень стабильны, в отличие от норм права. Естественно, под воздействием времени они могут дополняться, корректироваться, изменяться.

Различают следующие основные принципы:

1. Общеправовые. Они распространяются на все отрасли права. Сюда относится принцип законности, равноправия.

2. Отраслевые принципы. Именно они могут отразить специфику норм трудового права, оценить направленность норм.

3. Внутриотраслевые положения. Эти положения могут отразить смысл группы норм определённых институтов.

3. Система отрасли и система науки трудового права.

Система отрасли — это ее внутренняя структура, обеспечивающая оптимальное и внутренне обоснованное расположение правовых норм для эффективного их применения.

Система науки и учебного курса своим предметом имеют изучение норм трудового права в их историко-правовом развитии с привлечением международного и зарубежного опыта в сфере правового регулирования труда. При этом предмет науки несколько шире, так как она изучает не только отрасль российского трудового права, но и зарубежное и международное законодательство о труде, а также взгляды, идеи зарубежных ученых в данной отрасли.

Система отрасли — это группировка норм по предмету отрасли в однородные группы, образующие институты и подинституты, и последовательное их расположение внутри отрасли.

Традиционно в системе трудового права выделяют Общую и Особенную части. В Общую часть входят нормы, распространяющие свое действие на все отношения, входящие в предмет трудового права. В ней также определяются основные принципы и задачи трудового права, нормы о дифференциации труда отдельных категорий работников.

 

Особенная часть строится по отдельным институтам, исходя из совокупности однородных групп правовых норм.

Организация охраны труда.

Организация охраны труда включает государственное управ­ление, органы охраны труда, ее планирование и финансирование, предупредительный надзор и расследование несчастных случаев на производстве, их профилактику и учет.

Государственное управление охраной труда (ст. 216 ТК и ст. 11 Основ об охране труда) заключается в реализации ука­занных основных направлений государственной политики, разра­ботке нормативных актов в этой области, а также в утверждении требований к средствам производства, технологиям и организа­ции труда, обеспечивающим здоровые и безопасные условия тру­да всех работников.

Государственное управление охраной труда осуществляют не­посредственно Правительство РФ или по его поручению Мин­труд России и другие федеральные органы исполнительной вла­сти, а на территории субъектов Федерации — федеральные орга­ны и органы субъектов Федерации в пределах их полномочий. Распределение полномочий по охране труда между федеральны­ми органами осуществляет Правительство РФ.

В отраслевых министерствах, ведомствах и объединениях предприятий (концерны, ассоциации и др.) создаются службы охраны труда для обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением в каждой ор­ганизации производственной деятельности.

В организациях, осуществляющих производственную деятель­ность, с численностью более 100 работников создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, а с численностью 100 и менее работников решение о соз­дании такой службы или введении должности специалиста по охране труда принимается работодателем с учетом специфики деятельности организации. Если он решит не создавать их, то должен заключить договор со специалистами или организациями об оказании услуги в области охраны труда.

Структуру и численность работников службы охраны труда в организации определяет работодатель с учетом рекомендаций фе­дерального органа исполнительной власти по труду (ст. 217 ТК).

Кроме того, в организации по инициативе работодателя и (или) работников либо профсоюзного органа создается коми­тет (комиссия) по охране труда, состоящий из представителей работодателя и профсоюзного органа на паритетной основе.

Ответственность за состояние условий и охраны труда на произ­водстве законом возлагается на работодателя (его администрацию).

Планирование мероприятий по охране труда и их финанси­рование осуществляют работодатели. Комплексные планы улуч­шения условий и охраны труда конкретизируются в коллектив­ных договорах и соглашениях. В них, в частности, указывается, что выделенные на охрану труда средства запрещается использо­вать на другие цели. В Кодексе (ст. 226) предусмотрен порядок финансирования мероприятий по охране труда.

Предупредительный надзор за охраной труда в отличие от текущего (в процессе труда) осуществляется еще до пуска в экс­плуатацию промышленных зданий, сооружений, оборудования, технологических процессов. В предупредительный надзор входит прием в эксплуатацию промышленных зданий, машин, станков, технологических процессов (ст. 215 ТК). К предупредительному надзору относится и вводный предварительный при приеме на работу инструктаж работников по технике безопасности и произ­водственной санитарии. По срокам и содержанию инструктаж согласно ГОСТ 12.0.004—90 «Системы стандартов безопасности труда» бывает:

а) вводный со всеми работниками при их приеме на работу, а также со студентами и учащимися-практикантами, с лицами, командированными на данное производство;

б) первичный на рабочем месте;

в) повторный, если требуют обстоятельства;

г) внеплановый при изменении правил охраны труда, техно­логического процесса и т. д., а также при несчастных случаях, если в акте о нем указано на это;

д) целевой при работе по ликвидации последствий аварий, катастроф и т. д.

Работодатель обязан проводить все виды инструктажа.

Все работники организации, включая руководителей, обязаны проходить техническую учебу, инструктаж, проверку знаний, пра­вил и инструкций по охране труда в сроки и порядке, установ­ленные для определенных видов работ, профессий (ст. 225 ТК).

Работодателю в организации работ по обучению безопасным методам и приемам работ в инструктаже оказывает помощь со­вместный комитет (комиссия) по охране труда.

В предупредительный надзор входит также обязательный предварительный медицинский осмотр при приеме работников на работы с вредными, опасными и тяжелыми условиями труда, а также на работы, связанные с движением транспорта, а при приеме лиц моложе 18 лет — на любую работу. Далее эти катего­рии работников проходят периодический медицинский осмотр, а лица до 21 года — ежегодный.

Работники организаций пищевой промышленности, общест­венного питания и торговли, водопроводных сооружений, лечеб­но-профилактических и детских учреждений и др. проходят та­кие медосмотры в целях охраны здоровья граждан, ими обслу­живаемых, предупреждения и распространения инфекционных заболеваний.

В случае необходимости по решению органов местного само­управления в отдельных организациях могут быть введены допол­нительные условия и показания к проведению медицинского ос­мотра.

Работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, проходят психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом Правительством РФ (ст. 213 ТК).

Работники также имеют определенные обязанности в области охраны труда (ст. 214 ТК). Они обязаны:

  • соблюдать требования охраны труда, предусмотренные трудо­вым законодательством, инструкциями и правилами по охране труда;
  • правильно применять средства индивидуальной и коллектив­ной защиты;
  • проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры;
  • проходить обучение безопасным методам и приемам выполне­ния работ по охране труда, оказанию первой помощи при несча­стных случаях на производстве, инструктаж, стажировку на ра­бочем месте, проверку знаний требований охраны труда;
  • немедленно извещать своего непосредственного или выше­стоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания.

Трудовое право в мире.

В настоящее время трудовое право в промышленно развитых странах мира признается одной из главных отраслей права. И это понятно, поскольку именно в сфере применения труда, где создаются материальные и духовные блага, находится зона переплетения жизненно важных интересов различных социальных групп, интересов государственных, общественных и личных, частных. От методов правового регулирования труда во многом зависит общественное спокойствие и чувство обоюдного взаимопонимания между субъектами трудовых правоотношений. Это сфера, в которой задействовано наибольшее число членов общества. А потому она заслуживает особо пристального внимания государства.

Перед наукой трудового права стоит целый комплекс новых проблем, порожденных новыми условиями общественного развития.

Международно-правовые акты подразделяются на акты всемирного сообщества - акты ООН и МОТ, акты регионального сообщества (акты объединений государств Европы), а также двусторонние и многосторонние договоры.

Глобализация мирового хозяйства, унификация национальных экономик, потенциальная взаимовыгодность сотрудничества между государствами, активные миграционные процессы, наконец, тенденция к общему пониманию различными государствами содержания и объема социальных прав человека принуждают к поиску совместных моделей в решении общих проблем. Одной из наиболее общих тенденций развития зарубежного трудового права является тенденция к конвергенции, к единству и единообразию в регулировании важнейших компонентов трудовых отношений во всемирном масштабе. Чем выше будет уровень демократии и открытости общества, тем больше будут проявляться общие объективные процессы в отдельных государствах, в частности, в сфере применения труда.
В современных условиях происходит поиск основных подходов к выработке новой социально-рыночной экономики. Как считает известный американский экономист Дж. Голбрейт,"необходимо найти такую ​​систему, которая наилучшим образом связала бы в единое рыночную ориентацию с ориентацией на удовлетворение социальных нужд\"
Процесс конвергенции может быть успешным при соблюдении трех условий: сохранение всего лучшего в отечественном законодательстве; перенос лучших моделей, идей, принципов из зарубежного законодательства; учет особенностей национальной правовой системы. В этой связи не лишним будет определить, что же надо понимать под лучшими правовыми моделями. Очевидно, таковы положения о социальной защите работников - главных движущих сил экономического и социального прогресса, а также положения, предусматривающие достижение социального согласия в сфере трудовых отношений между работодателями и работниками на всех уровнях - производственном, отраслевом, государственном.
Актуальным является определение публичных и частных начал в правовом регулировании труда в переходный период к рыночной экономике. Трудовое право зародилось в гражданском праве и лишь осознание обществом необходимости обеспечения социальных прав человека в процессе осуществления наемного труда позволило трудовому праву получить статус самостоятельной отрасли права. Трудовое право всегда было публично-частным, хотя содержание каждой из основ, их соотношение в разные периоды исторического развития нашего государства были разными. В современном трудовом праве Украины сочетаются публичные и частные принципы и наметилась тенденция к преобладанию частных. Начиная с 90-х годов, получили дальнейшее расширение договорные принципы регулирования трудовых отношений, возросла роль коллективного договора, начали заключаться сделки на различных уровнях.
Вместе с тем необходимо учитывать традиции национальной правовой системы, в которой значительную роль играет государство. Проблема сохранения государственного регулирования приобрела ощутимую реальность после августовской (1998 г.) экономического кризиса в России.
Серьезные изменения происходят в трудовом праве стран Запада: перенасыщение рынка труда; безработицы изменяет содержание трудового договора, он становится более гибким; широкое применение получают неполная занятость, неполное рабочее время, использование работников другой организации"под ссуду\"; есть проблемы обеспечения гарантий работников на частных предприятиях.

Виды трудовых договоров

Виды трудового договора по сроку его действия можно определить следующим образом:

  • на неопределенный срок;
  • на определенный срок не более пяти лет (срочный трудовой договор), если иной срок не установлен федеральными законами.

Основной разновидностью является договор на неопределенный срок, и именно он должен заключаться в большинстве случаев.

Срочный трудовой договор заключается, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, а именно в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 59 Трудового кодекса (например, временные работы, сезонные работы, пусконаладочные и др.).

Виды трудового договора по характеру трудовых отношений:

  • трудовой договор по основному месту работы;
  • трудовой договор на работе по совместительству (гл. 44 ТК РФ);
  • трудовой договор о временной работе сроком до двух месяцев (гл. 45 ТК РФ);
  • трудовой договор о сезонной работе (гл. 46 ТК РФ);
  • трудовой договор о работе у работодателя — физического лица (гл. 48 ТК РФ);
  • трудовой договор о работе на дому (гл. 49 ТК РФ);
  • контракт о государственной (муниципальной) службе.

8. Источники трудового права – это результаты нормотворческой деят-сти компетентных гос органов, а также совместного нормотворчества работодателей и работников в сфере регулировании трудовых и иных тесно связанных с ними отношений.
Классификация источники трудового права.

1. По юридической силе подразделяется 2 вида:

o законы

o подзаконные акты

2. По системе отрасли

o относящиеся к общей части

o относящиеся к особенной части

3. По органам их принявшим

o акты, принятые в высшим органом законодательной власти(Гос Дума)-акты принятые Президентом РФ

o акты, принятые в высшим органом исполнительной власти (правительство)

o акты принятые центральными органами государственного управления (министерство труда и другие министерства труда)

o акты принятые органами гос власти и управления республик РФ

o акты принятые органами местного самоуправления

o локальные нормативные акты.

4. По сфере действия

o федеральные

o региональные

o распространяющийся на территорию муниципальных образований

o отраслевые

o локальные

5. По субъектам к которым они применяются

o общие

o специальные (подзаконные акты, министерства труда)

 

1. Труд — это целенаправленная деятельность человека, реализация его физических и умственных способностей для получения опреде­ленных материальных или духовных благ.

Общественная организация труда — это совместный труд как кооперация труда для получения определенного продукта данно­го производства, в том числе и духовного, деятельности по управлению или оказанию опре­деленных услуг сферы обслуживания населения.

Основной предмет трудовых отношений — работа работника по оговоренной с ним его трудовой функции при подчинении дисциплине данной организации.

 

5. Принципы трудового права – положение, которое отражает смысл законодательства по труду, действующего в стране.

Принципы права по труду определяются требованиями закономерностей экономического характера, предъявляемыми к обществу в определенной стране.

Принципы прав по труду очень стабильны, в отличие от норм права. Естественно, под воздействием времени они могут дополняться, корректироваться, изменяться.

Различают следующие основные принципы:

1. Общеправовые. Они распространяются на все отрасли права. Сюда относится принцип законности, равноправия.

2. Отраслевые принципы. Именно они могут отразить специфику норм трудового права, оценить направленность норм.

3. Внутриотраслевые положения. Эти положения могут отразить смысл группы норм определённых институтов.

3. Система отрасли и система науки трудового права.

Система отрасли — это ее внутренняя структура, обеспечивающая оптимальное и внутренне обоснованное расположение правовых норм для эффективного их применения.

Система науки и учебного курса своим предметом имеют изучение норм трудового права в их историко-правовом развитии с привлечением международного и зарубежного опыта в сфере правового регулирования труда. При этом предмет науки несколько шире, так как она изучает не только отрасль российского трудового права, но и зарубежное и международное законодательство о труде, а также взгляды, идеи зарубежных ученых в данной отрасли.

Система отрасли — это группировка норм по предмету отрасли в однородные группы, образующие институты и подинституты, и последовательное их расположение внутри отрасли.

Традиционно в системе трудового права выделяют Общую и Особенную части. В Общую часть входят нормы, распространяющие свое действие на все отношения, входящие в предмет трудового права. В ней также определяются основные принципы и задачи трудового права, нормы о дифференциации труда отдельных категорий работников.

 

Особенная часть строится по отдельным институтам, исходя из совокупности однородных групп правовых норм.

Трудовые правоотношения: понятие, система и место в системе трудового права.

Трудовые правоотношения – это урегулированные нормами трудового права трудовые и иные, непосредственно связанные с ними отношения.

1. Основание возникновения трудового правоотношения – добровольное волеизъявление работника и работодателя (соглашение).

2. Предмет соглашения между работником и работодателем – личное выполнение работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы).

3. Подчинение работника правилам внутреннего трудового распорядка.

4. Возмездный характер трудовых правоотношений.

5. Обеспечение работодателем условий труда.

Структура трудового правоотношения: субъект, объект, содержание правоотношения.

Субъект трудового правоотношения – это, согласно ТК РФ, одна из двух сторон трудового отношения, наделенная по отношению к другой стороне конкретными правами и обязанностями, установленными нормативными правовыми акта-ми и договорами (соглашениями).

Термин «сторона» применяется только к субъектам трудовых правоотношений и не применяется к субъектам иных непосредственно связанных с трудовыми правоотношений. Тем самым подчеркивается важность субъектов именно трудовых правоотношений, которые выступают источником для всех иных отношений, связанных с трудом.

Сторонами трудового правоотношения являются:

1) работник (гражданин РФ, иностранец, лицо без гражданства);

2) работодатель (юридическое или физическое лицо, иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры в случаях, установленных федеральными законами (ст. 20 ТК РФ).

Объект трудовых и иных непосредственно связанных с ними правоотношений – это предметы материального мира, продукты духовного творчества в объективной форме, личные имущественные и неимущественные блага сторон (участников), реальные действия, а также результаты этих действий (труда), на достижение которых было направлено поведение субъектов отношений в сфере труда.

Юридическим содержанием трудового правоотношения является определенное сочетание взаимосвязанных субъективных прав и обязанностей сторон трудового отношения – работника и работодателя.

Его необходимо отличать от материального содержания трудового правоотношения, под которым понимают само поведение, деятельность и действия лица.

Право стороны трудового правоотношения – это закрепленная в законе, ином нормативном правовом акте, содержащем нормы трудового права, или договоре возможность для стороны требовать от обязанной, в том числе виновной, стороны положительных действий по выполнению нормативных правовых актов в сфере труда и условий трудового договора, недопущения нарушений субъективного права или его восстановления в случае нарушения.

Основные субъективные права работника и работодателя, установленные ТК РФ, определяются, конкретизируются и детализируются ведомственными и локальными нормативными актами, коллективным договором, соглашениями и трудовым договором.

Юридическая обязанность в трудовом правоотношении – это предписанная нормами трудового права мера должного поведения обязанной стороны в интересах управомоченной стороны (субъекта), обеспеченная возможностью государственного принуждения.

Обязанность устанавливается всегда там, где есть субъективное трудовое право. Юридическая обязанность – это не действие, а всего лишь его необходимость. Свойствами обязанности в трудовом правоотношении являются:

– необходимость совершать активные положительные действия в пользу управомоченной стороны, чтобы не допустить нарушения ее прав;

– необходимость для обязанной стороны вести себя установленным образом;

– необходимость воздержания от действий, запрещенных нормами трудового права;

– возможность применения государственного принуждения к обязанной стороне в случае неосуществления ею требуемых законом или договором обязательных действий или совершения действий, которые запрещены ТК РФ.

Таким образом, в системе отношений, регулируемых трудовым правом, трудовые отношения являются центральным звеном. Иные непосредственно связанные с трудовыми отношения обусловлены их существованием. В подавляющем большинстве случаев прекращение трудовых отношений приводит к прекращению и других отношений, входящих в сферу трудового права, и, наоборот, возникновение трудовых отношений порождает и иные непосредственно связанные с ними отношения, регулируемые трудовым правом.

Организация охраны труда.

Организация охраны труда включает государственное управ­ление, органы охраны труда, ее планирование и финансирование, предупредительный надзор и расследование несчастных случаев на производстве, их профилактику и учет.

Государственное управление охраной труда (ст. 216 ТК и ст. 11 Основ об охране труда) заключается в реализации ука­занных основных направлений государственной политики, разра­ботке нормативных актов в этой области, а также в утверждении требований к средствам производства, технологиям и организа­ции труда, обеспечивающим здоровые и безопасные условия тру­да всех работников.

Государственное управление охраной труда осуществляют не­посредственно Правительство РФ или по его поручению Мин­труд России и другие федеральные органы исполнительной вла­сти, а на территории субъектов Федерации — федеральные орга­ны и органы субъектов Федерации в пределах их полномочий. Распределение полномочий по охране труда между федеральны­ми органами осуществляет Правительство РФ.

В отраслевых министерствах, ведомствах и объединениях предприятий (концерны, ассоциации и др.) создаются службы охраны труда для обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением в каждой ор­ганизации производственной деятельности.

В организациях, осуществляющих производственную деятель­ность, с численностью более 100 работников создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, а с численностью 100 и менее работников решение о соз­дании такой службы или введении должности специалиста по охране труда принимается работодателем с учетом специфики деятельности организации. Если он решит не создавать их, то должен заключить договор со специалистами или организациями об оказании услуги в области охраны труда.

Структуру и численность работников службы охраны труда в организации определяет работодатель с учетом рекомендаций фе­дерального органа исполнительной власти по труду (ст. 217 ТК).

Кроме того, в организации по инициативе работодателя и (или) работников либо профсоюзного органа создается коми­тет (комиссия) по охране труда, состоящий из представителей работодателя и профсоюзного органа на паритетной основе.

Ответственность за состояние условий и охраны труда на произ­водстве законом возлагается на работодателя (его администрацию).

Планирование мероприятий по охране труда и их финанси­рование осуществляют работодатели. Комплексные планы улуч­шения условий и охраны труда конкретизируются в коллектив­ных договорах и соглашениях. В них, в частности, указывается, что выделенные на охрану труда средства запрещается использо­вать на другие цели. В Кодексе (ст. 226) предусмотрен порядок финансирования мероприятий по охране труда.

Предупредительный надзор за охраной труда в отличие от текущего (в процессе труда) осуществляется еще до пуска в экс­плуатацию промышленных зданий, сооружений, оборудования, технологических процессов. В предупредительный надзор входит прием в эксплуатацию промышленных зданий, машин, станков, технологических процессов (ст. 215 ТК). К предупредительному надзору относится и вводный предварительный при приеме на работу инструктаж работников по технике безопасности и произ­водственной санитарии. По срокам и содержанию инструктаж согласно ГОСТ 12.0.004—90 «Системы стандартов безопасности труда» бывает:

а) вводный со всеми работниками при их приеме на работу, а также со студентами и учащимися-практикантами, с лицами, командированными на данное производство;

б) первичный на рабочем месте;

в) повторный, если требуют обстоятельства;

г) внеплановый при изменении правил охраны труда, техно­логического процесса и т. д., а также при несчастных случаях, если в акте о нем указано на это;

д) целевой при работе по ликвидации последствий аварий, катастроф и т. д.

Работодатель обязан проводить все виды инструктажа.

Все работники организации, включая руководителей, обязаны проходить техническую учебу, инструктаж, проверку знаний, пра­вил и инструкций по охране труда в сроки и порядке, установ­ленные для определенных видов работ, профессий (ст. 225 ТК).

Работодателю в организации работ по обучению безопасным методам и приемам работ в инструктаже оказывает помощь со­вместный комитет (комиссия) по охране труда.

В предупредительный надзор входит также обязательный предварительный медицинский осмотр при приеме работников на работы с вредными, опасными и тяжелыми условиями труда, а также на работы, связанные с движением транспорта, а при приеме лиц моложе 18 лет — на любую работу. Далее эти катего­рии работников проходят периодический медицинский осмотр, а лица до 21 года — ежегодный.

Работники организаций пищевой промышленности, общест­венного питания и торговли, водопроводных сооружений, лечеб­но-профилактических и детских учреждений и др. проходят та­кие медосмотры в целях охраны здоровья граждан, ими обслу­живаемых, предупреждения и распространения инфекционных заболеваний.

В случае необходимости по решению органов местного само­управления в отдельных организациях могут быть введены допол­нительные условия и показания к проведению медицинского ос­мотра.

Работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, проходят психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом Правительством РФ (ст. 213 ТК).

Работники также имеют определенные обязанности в области охраны труда (ст. 214 ТК). Они обязаны:

  • соблюдать требования охраны труда, предусмотренные трудо­вым законодательством, инструкциями и правилами по охране труда;
  • правильно применять средства индивидуальной и коллектив­ной защиты;
  • проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры;
  • проходить обучение безопасным методам и приемам выполне­ния работ по охране труда, оказанию первой помощи при несча­стных случаях на производстве, инструктаж, стажировку на ра­бочем месте, проверку знаний требований охраны труда;
  • немедленно извещать своего непосредственного или выше­стоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания.


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 474; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.188.185 (0.014 с.)