Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос о вегетарианском образе питания учащихся и детей, решаемый с педагогической точки зрения

Поиск

Учителя А.П. Китаева

Вопрос о питании учащихся и детей всегда интересовал всех мыслящих педагогов. В настоящее время доказано, что образ питания играет большую роль не только в физическом развитии детей, но и сильно влияет на успеваемость и поведение их в школе. Да ведь это иначе и быть не может.

Успешно учиться ребенок не может, если он болен. Здоровье же ребенка находится в большой зависимости от питания. Вывод отсюда ясный: правильное гигиеническое питания, давая ребенку хорошее здоровье, этим самым содействует и хорошим успехам в учении его. Что питание оказывает большое влияние на учебные занятия детей, это должны хорошо знать те родители, которые сами занимаются обучением детей своих дома. Стоит только ребенка посадить за учебные тотчас после сытного обеда или завтрака, - и по его вялым движениям, рассеянности, тщетно скрываемой зевоте и апатии к учению, можно видеть, какое в данном случае влияние на учебные занятия оказывает пища вообще и обильная в частности. Заставлять же учиться голодного ребенка – все равно, что голодного работника заставить работать или не кормленую лошадь – пахать. В своей учительской практике каждый год встречаюсь с одним и тем же явлением.

На первых трех днях сырной недели, когда ученики едят много блинов и вообще, подражая старшим, с усердием предаются праздничному обжорству, - возбуждать в классе и поддерживать внимание учеников, вызывать к чему-либо интерес, заставить сосредоточенно работать, - очень и очень трудно. Лень, апатия, рассеянность, невнимание царят в классе. – Ребенок ленив, апатичен, его ничто, по-видимому, не интересует.

Что это, как ни признаки болезненного состояния, причиной которого у детей главным образом является питание и питание, конечно, неправильное? Ведь вполне здоровый ребенок естественно всем интересуется, он весел, бодр, энергичен. При таком прекрасном состоянии духа и тела ученику легче и радостнее учиться: он скорее запоминает то, что предлагается его вниманию, которое в свою очередь сосредоточено, он ясно представляет себе, что нужно ему понять и усвоить. Словом, его умственные способности находятся в том благоприятном для учения состоянии, при котором учение, учебные занятия, конечно толковые рациональные, являются для ученика радостным и интересным делом его жизни, а не противным, скучным и постылым занятием.

Какой же образ питания наиболее пригоден в учебный период жизни ребенка? Ответить на этот вопрос необходимо всякому педагогу и всем родителям. На самом же деле вопрос этот не только не разрешается самими учителями, так и родителями, но и совершенно игнорируется как теми, так и другими. Учителя совершенно не обращают по большей части на это никакого внимания, тем более, что настаивать на том или другом образе питания своих учеников обыкновенно бывает не только весьма затруднительно, но и часто прямо-таки невозможно. Родители же, если и заботятся об этом, то все их работы, к сожалению, сводятся только лишь к тому, чтобы побольше пичкать, напитать своих детей, что конечно, приучает детей к неумеренному питанию и приносит им на самом деле вред. Исключения редки, так как большинство родителей является в вопросах гигиенического питания часто совершенными невеждами, придерживаясь того предрассудка, по которому, чем больше, слаще и вкуснее есть, тем лучше. В закрытых же учебных заведениях и пансионах столом заведуют экономы, которые все свое старание и искусство сводят, конечно, к экономии.

Для того, чтобы учиться, ученику необходимо обладать большой любознательностью, необходимо иметь ко всему живой интерес и при этом особенно важно, чтобы сознание учащегося было ясным, настроение духа – радостным.

Поэтому, с педагогической точки зрения, наилучший род пищи будет тот, который будет наиболее способствовать такому состоянию духа.

И такой пищей будет пища растительная и молочная, которая в своем химическом составе содержит все те элементы и питательные начала, которые нужны для питания, роста и развития человеческого тела, и в тоже время не возбуждает, а вносит во внутренний мир человека гармонию, содействует развитию в человеческом сердце добрых, кротких чувств и стремлений. Я не буду приводить здесь доказательство в пользу того, что растительная и молочная пища обладает вышесказанными качествами, так как все это уже доказано и научно обосновано, и писать об этом, значит повторять то, что не нуждается ни в каких больше доказательствах, тем более что в статье настоящей я хотел бы коснуться этого вопроса только с педагогической точки зрения.

Возбуждающая, мясная пища, насыщенная отбросами животных организмов, - мочевой кислотой и выделениями легких, почек и др. должна быть признана пищей весьма неподходящей и даже вредной для детского организма. Джон Локк в своем сочинении «Мысли о воспитании», между прочим, говорит: «Что касается до стола, то он должен быть неприхотлив и прост; и я бы посоветовал, не давать ребенку мяса, пока он мал, или, по крайней мере, до двух или трех лет. Но при всей пользе, которую может принести и в настоящем и в будущем его здоровью и крепости, я опасаюсь, что мой совет едва ли будет принят родителями, которые, привыкнув сами есть много мяса, думают поэтому, что дети будут голодать, если не давать им мяса два раза в день. Однако я убежден, что, если не пичкать их так, как это делают обыкновенно нежные маменьки и глупая прислуга, и совершенно не давать им мяса в первые три или четыре года жизни, то они гораздо вернее сохранят свои зубы, меньше будут болеть, и прочнее заложат себе фундамент сильного и здорового организма».

Так учил воспитывать детей двести лет тому назад один из замечательнейших мыслителей Англии. И слова эти еще тем более должны быть поучительными для нас, что Джон Локк обладал солидными сведениями в медицине, специально занимаясь этой наукой. Из этих слов Джона Локка мы видим, что мясная пища, безусловно, вредна для детей; если Джон Локк и ограничивает воздержание от мясной пищи первыми четырьмя годами жизни ребенка, то на этот компромисс он соглашается потому, что убедить нежных маменек и суровых папенек часто бывает совершенно невозможно. Итак, Джон Локк находил, что мясная пища вредна для детского организма, содействуя порче зубов и плохому состоянию здоровья, растительная же пища, наоборот, полезна, так как она содействует развитию сильного и здорового организма.

С тех пор, когда Джон Локк сказал эти слова, прошло двести лет, и мысль Локка не только не опровергнута, а находит полное подтверждение в учениях таких естествоиспытателей, какими являются Линней, Кавье и др. Доктор же медицины Стокхем находит, что мясо не только вредно действует на здоровье человека, но и способствует развитию в детях дурного характера и диких наклонностей и привычек. В своем замечательном сочинении «Токология или наука о рождении детей» она между прочим говорит: «Дети, кормящиеся мясом, бывают злы, упрямы, раздражительны и сварливы».

И в подтверждение этого рассказывает следующее:

«Года три тому назад одна добросовестная, хорошая мать высказалась так: «величайшее горе в моей жизни то, что дети у меня так ссорятся между собою. Не могу понять причины. Ничто меня так не тревожит и, как я ни убеждала, ни наказывала, я не могла искоренить в них эту привычку». Надеясь помочь, я сделала ей множество вопросов, между прочим, и относительно пищи. Она сообщила мне, что семья ее очень любит мясо, что муж и братья ее требовали мяса по три раза в день, а дети часто ничего другого не ели. Я рассказала ей историю о медведе, содержащемся в Гиссенском музее; когда его кормили только хлебом, он был смирен и послушен, так что дети могли безнаказанно играть с ним; но стоило несколько дней покормить его мясом, как он становился буйным, свирепым и опасным. Она согласилась испробовать этот способ над своими детьми. Я посоветовала ей, так как муж ее не обедал дома, готовить для детей особый обед.

Вместо мяса, пирогов, паштетов и т.п., я предложила давать им поджаренный хлеб в молоке, тонкие лепешки из грэгэмской или маисовой муки, раздробленную пшеницу или пудинг из пшеничной муки с фруктовым соком или целыми фруктами и т.д. Убеждала не жалеть трудов на то, чтобы сделать эти блюда вкусными и привлекательными, убрать стол цветами и фруктами и т.п.; перед общим обедом для всей семьи давать им закуску из простой мучнистой пищи. Дама усердно принялась за исполнение этого плана и, хотя для этого потребовалось с ее стороны много такта, внимания и выдержки, она была вознаграждена сторицею. Не прошло месяца, как уже в привычках детей она заметила перемену, а год спустя она засвидетельствовала, что вряд можно было узнать в них прежнюю семью. Дети были резвы, веселы и игривы, но взамен прежней раздражительности и наклонностям к ссорам сделались добрыми, доброжелательными и предупредительными друг к другу. При всем том, они стали менее подвергаться лихорадкам и воспалениям».

Выписавши эти строки, я бы и другим матерям посоветовала бы последовать примеру этой дамы, тем более, что вреда от этого опыта быть не может, а если бы вред и был обнаружен, то опыт можно прекратить. Мне кажется, что всякая любящая и мыслящая мать непременно попробует применить это к своим детям – и будет вознаграждена за свои хлопоты и попытку. Мне кажется также, что для любящей матери вопрос о том, пропадут или не пропадут ее труды и старания даром, когда речь идет о здоровье и счастье ее детей, – совершенно праздный, так как такая мать думает не о себе и своих заботах, а о детях своих и их благе. Выписанные мною строки должны быть поучительны не только для родителей, но и для учителей и воспитателей. Спросите любого учителя о том, что более всего в школе расстраивает его нервы и огорчает его – неуспеваемость и лень учеников или же их дурное поведение? И он ответит вам, что скорее согласится обучать целый класс идиотов лентяев, чем заниматься с двумя или тремя нравственно испорченными детьми. То же самое я могу сказать и про себя. Ссоры, драки, злобные выходки и проделки учеников действительно невыносимы и не потому только, что они доставляют много неприятности, расстраивают нервы, возмущают вас, но и потому, что самое сознание испорченности воспитываемых тобой учеников – крайне тяжело.

А между прочим причиной этого горького школьного явления, если не всецело, то в большей степени, служит неправильное питание учащихся детей, т.е. в таких случаях питание их возбуждающей мясной пищей.

Обыкновенно таких детей наказывают, чем, конечно, еще больше портят и развращают их, иногда даже совсем исключают их из школ. А между прочим одной их главных причин, за что их уволили из школы, как испорченных, негодных детей, является совершенно непригодная для них мясная пища. Вместо того, чтобы обратить главное внимание на причину, порождающую главным образом испорченность характера дитяти, ученика и его личность подвергаются воздействию тех или других педагогических, или, правильнее сказать, лжепедагогических и нравственных наставлений, мер и взысканий, которые в лучшем только случае не имеют никакого результата, так как воспитывать в ребенке нравственные качества души или, наоборот, отучать его от дурных привычек и наклонностей – нельзя, если одновременно с этим прививать ему задатки испорченности и порока.

Скажут на это, что многие ученики, не смотря на то, что питаются мясной пищей, отличаются прекрасными успехами в учении и отличным поведением, но это ровно ничего не значит, так же, как ничего не значит то, что многие пьяницы, не смотря на свой порок, продолжают быть весьма хорошими и симпатичными людьми.

Если лентяй, не смотря на свою лень, хорошо учится, то из этого вовсе не следует заключать того, что для успеха в учении нужно быть лентяем, а, как раз наоборот, что такой ученик учился бы еще лучше, если бы он был прилежен. Дурное влияние мясной пищи на характер человека не ограничивается, конечно, годами учебной жизни ребенка и остается на всю жизнь, принося самые плачевные и нежелательные результаты. Что мясная пища содействует развитию в учащихся детях дурных наклонностей и школьных пороков, то в этом можно убедиться, сделав следующее сравнение: ученики сельских школ, питающихся главным образом растительной пищей, по своему поведению всегда резко отличаются от учеников городских и фабричных школ, а также учеников среднеучебных заведений, которые питаются главным образом мясной пищей.

Спросите учителя, которому приходилось заниматься, как с учениками сельской школы, так и с учениками городской школы, какие из этих учеников лучше ведут себя, скромнее и кто их них вообще больше испорчен, – и он ответит вам, что учеников сельской школы, за самыми редкими исключениями, нельзя и сравнивать по поведению с учениками городских школ. Первые – послушны, скромны, вежливы; вторые – обыкновенно отличаются непослушанием. Скромные между ними часто преследуются, как маменькины сынки, любимчики учителей и пр.; вежливость между ними такое же редкое качество, как и послушание.

Злые выходки против учителя, авторитет которого всегда высоко стоит перед учениками – явление необычайное, почти никогда не встречающееся, тогда как между городскими учениками явление это совершенно обыкновенное. Да и сами игры и шалости как тех, так и других резко отличаются, как по своему внутреннему содержанию, так и по внешнему виду.

Игры городских детей и учеников по большей частью отличаются грубостью, в них много азарта, задора и жестокости. Почти во всех играх торжество сильного, смелого, нахального и унижение, обида слабого, скромного.

В играх сельских детей, напротив того главную роль играет не сила, а условие игры, уговор. В этих играх всегда играет больше степенности, порядочности и справедливости.

Даже в нежеланных явлениях сельской школы, как, например, кулачном бою, торжество победителя всегда ограничивается такими условиями как «лежачего не бьют» и пр. Мне самому приходится заниматься в железнодорожной школе, ученики которой главным образом питаются с мясной пищей, и, к сожалению, поведение учеников во всех классах очень и очень плохое. Драки, ссоры постоянны. Грубость, непочтительность, непослушание, склонность к азартным играм, к курению и даже выпивке в старшем классе – вот явления, с которыми приходится бороться больше всего.

Рядом с нашей железнодорожной школой находится сельская школа, ученики которой гораздо скромнее, послушнее. Учитель этой сельской школы перешел в нашу железнодорожную и был поражен тем контрастом в поведении учеников обоих школ, который пришлось наблюдать. При этом необходимо заметить, что в железнодорожной школе, несравненно лучше обставленной, где в каждом отделении особый учитель для каждого отделения – отдельное помещение и пр., не только поведение, но и успехи учеников в учении слабое. – В сельской школе, в которой на двух учителей приходится 3 группы в 180 человек учащихся, которые сидят в одной низкой комнате, и поведение и успехи учеников лучше, чем в благоустроенной железнодорожной школе. Почему же это? Если не всецело, то в большей степени зависит от образа питания учащихся описанных школ.

И действительно, стоит только посмотреть, что приносят на завтрак с собой ученики, как той, так и другой школы, чтобы убедиться в этом. В сельской школе дети на завтрак приносят по большей части черный хлеб, в нашей школе приходится настаивать на том, чтобы ученики не носили с собой колбасы, рыбы, так как запах от такой пищи, не всегда при том свежей, портит и без того испорченный дыханием воздух в классе.

Возьмите наши гимназии, реальные училища и пр. Все кажется благоприятствует тому, чтобы успешность учащихся была удовлетворительна. И домашняя обстановка содействует этому, и репетиторы и наглядные пособия и прекрасные учебники и в каждом классе по десяти и более учителей – специалистов, а 50% неуспеваемости – явление не редкое. Конечно, многое объясняется здесь причинами чисто педагогическими, но почему же в сельских условиях для учебных занятий успешность учеников часто и весьма часто достигает весьма хороших результатов. В описанной мною сельской школе в прошлом году все ученики старшей группы выдержали экзамен с похвальными листами. Ведь такой успешностью могла бы гордиться любая гимназия.

Я не хочу доказывать той нелепой мысли, что для успеха в учении нужно только одно – не есть мяса. Вовсе нет. Я хочу только доказать, что вообще образ питания играет большую роль в учении и развитии детей и что мясная пища является пищей неподходящей для учеников детей.

Доктор медицинских наук Кингсфорд доказывает, что мясная пища оказывает большое влияние и на развитие половых страстей и вызывает с этой стороны неутолимые потребности. Половые органы ребенка еще не развиты, а половая страсть, влечение к пороку и наслаждению, возбуждаемые мясной пищей, достигают все больших и больших размеров…

Последствия этого известны. Тайный порок явление в наше время чуть ли не обычное вреди учащихся детей, питающихся мясной пищей. Ребенок нервный, слабосильный, с синими кругами под глазами; он ищет уединения, в его взорах обнаруживаются нечистые помыслы, в его детское сердце закралось тайное влечение… Один вид такого ребенка возбуждает сострадание к нему. С этим борются, уговаривают, убеждают, наказывают – продолжают кормить той же возбуждающей и порождающей это мясной пищей. И что же? Последствия поистине ужасны. – «В настоящее время», - говорит доктор медицины Кингсфорд: «молодой человек, привыкший с детства к обильной мясной пище и в ранней юности к опьяняющим напиткам, начинает жизни с ненормальными, необузданными желаниями, которые нередко принимают характер настоящей болезни, парализующей всякое сознание долга, всякую способность к высшим духовным наслаждениям».

Возьмите сельских детей, питающихся простой пищей, хлебом, кашей, квасом и проч. и вы из тысячи может быть найдете одного, предающегося тайному пороку. Тайный порок – явление не только редкое, но и прямо таки необычайное среди крестьянских детей, тогда как развитие этого порока у городских детей – необычайно. А все более и более увеличивающаяся страсть к спиртным напиткам и пьянству среди воспитанников среднеучебных заведений в старших классах и среди студентов университетов и др. высших учебных заведений? Что это, как не последствия питания обильной мясной пищей? Само собой разумеется, что все это сильно и при том весьма плачевно отражается на учебных и научных занятиях учащихся. Но и самое потребление мясной пищи имеет непосредственное влияние на умственную работу.

Происходить это, мне кажется, по следующей причине.

Для того, чтобы успешно учиться, необходимо работать умственно и работать часто много и напряженно.

Ввиду этого прилив крови к мозгу и головным нервным центрам должен быть очень значителен.

Мясная же пища производит то, что наибольшее количество крови совершенно непроизвольно расходуется на пополнение и возмещение тех жизненных элементов, утрата которых вызвана сильным, нервным возбуждением, которое доставляется организму содержащимися в мясе возбудительными началами. Следовательно, прилив крови к голове будет недостаточен, питание мозга – слабое. Последствие этого – нерасположение к умственной работе, быстрая утомляемость, частая апатия и проч.

Мне кажется, что, если бы ученики и все люди, занимающиеся умственным трудом, питались растительной, вегетарианской пищей, то их умственная работа дала бы гораздо лучшие результаты, чем при питании мясом.

При умственном труде особенно важно, чтобы сознание трудящегося или учащегося было необыкновенно ясным и деятельным

При нервном же возбуждении от чего бы то ни было: мяса, алкоголя, никотина и проч. сознание работает плохо, при сильном же возбуждении почти совсем парализуется.

Потребление мясной пищи особенно вредно в 13, 14-летнем возрасте приблизительно, так как в этот период их жизни сильно развиваются половые органы, и прилив крови к ним очень значителен; поэтому прилив крови к голове гораздо слабее. Умственное напряжение должно быть ослаблено.

Принимая во внимание вышесказанное, нужно прийти к тому заключению, что мясная пища, оказывая сильное влияние и возбуждение на половые органы, еще в большей степени будет содействовать их преждевременному развитию, что самым печальным образом должно отразиться, как на нравственности ребенка, так и на его умственных и учебных занятиях.

И действительно, дети этого возраста обыкновенно учатся хуже, развитие школьных пороков в этот период учебной жизни сильнее. Таковы последствия питания мясной пищей учащихся детей. Вегетарианская пища является самой лучшей пищей для детей, тем боде, что дети всегда предпочитают такую пищу мясной. Так это с одной стороны. Посмотрим на вопрос о вегетарианском питании учащихся и детей с другой стороны, сообразуясь с чисто педагогическими теориями и идеалами. – Проповедь вегетарианцев о любви и сострадании к животным должна быть встречена педагогами весьма чувственно, так как одной из главных задач школы является развитие и воспитание в учащихся гуманных чувств и не только по отношению к человеку, но и по отношению к другим живым существам. Еще в начале XVII столетия чешский педагог Амос Коменский говорил о назначении школы: «Школы суть мастерская человечности, заботящаяся о том, чтобы человек сделался вполне человеком; он должен быть благодеянием для всей жизни, образуя умы, совершенствуя дар слова и облагораживая нравы». Из этих слов мы видим, что главной задачей воспитания является развитие в детях гуманности. В настоящее время большинством педагогов признано, что в целях воспитания в учащихся гуманности, необходимо развивать в них любовь и сострадание к животным. Всякое же проявление ребенком жестокости по отношению к животным должно, безусловно, так ил иначе преследоваться. Психологически доказано, что жестокость, проявляемая ребенком к животным, будет обнаруживаться и по отношению к людям. Не только жестокое и грубое обращение детей с животными, но и наблюдение детьми такого отношения со стороны старших действует на низ весьма дурно. – «Самые ужасные истязания домашних животных», говорит г. Бобровский, «закаляют сердца детей, и они, не осознавая того сами, является в свою очередь такими же грубыми и жестокими, как по отношению к своим сверстникам, так в особенности к животным.»

Школа всегда боролась и теперь борется с жестокостью и грубостью учеников к животным. Разоренье птичьих гнезд, стрельба из пращи в птиц и др. жестокие выходки должны преследоваться школой так же энергично, как преследуются лень, неповиновение и проч.

В тоже время всякое любовное и заботливое отношение ребенка к животному должно всячески поощряться.

Так это собственно и происходит на самом деле. Возьмите любую книжку для чтения в классе, хрестоматию, - и во всякой найдете статьи, поучающие детей любви и жалости к животным. Есть даже много книг, которые специально с этой целью составлены.

Читая и заучивая наизусть басни Крылова, в которых животные описаны, как существа мыслящие и разумные, подобно людям, дети опять таки получаются любить животных и сострадать им. Ребенок не испорченный естественно любит животных, ласкает их; его игрушками является собачка, лошадь, корова и проч.

Жесткое же и грубое отношение к животным по большей части приходится наблюдать у детей испорченных, злых. Принцип вегетарианского учения – любовь и сострадание к животным – есть в тоже время принцип воспитания и школы. Как вегетарианцы призывают людей к милосердию к животным, так школа учит своих учеников любить животных и не причинять страданий и мучений. Разница в том, что вегетарианцы в этом отношении пошли дальше. Любить животное и в то же время убивать и пожирать его – две вещи совершенно е совместимые, а потому полное воздержание от мясной пищи первое и необходимое, что должен сделать всякий глубоко чувствующий и мыслящий человек. Разумеется, что стремление школы воспитывать в учениках любовное отношение к животным по большей части не имеет никакого успеха. В школе ученику внушают, что мучить животное – стыдно, что к несу нудно относиться с любовью и жалостью, - дома, по приходу из школы, его заставляют есть мясо убитых животных, которое возбуждает в нем именно те зверские наклонности, которые пытается искоренить школа.

Но этого еще мало. Дети часто видят, как на кухне режут кур и другую птицу, видят, как их отцы и старшие братья отправляются на охоту, где ради собственного удовольствия истребляют животных и птиц; видят, как их матери и сестры носят на голове убитых птиц и проч. Все это способствует развитию в детях и жестокости и, еще того хуже, безразличное отношению к тому, хорошо или нехорошо убивать и мучить животных ради собственного удовольствия. – Ребенок видит, как отец собирается на охоту, слышит потом, как отец рассказывает о своих приключениях на охоте, - и в нем самом является желание быть охотником. Сначала палочка через плечо надетая на веревке, потом праща с камнями и последствие этого – подбитые воробьи, галки и проч. Таким образом, в ребенке развивается страсть к удовлетворению удовольствий, хотя бы оно приобреталось ценою крови и страданий. Приучаясь же не замечать страданий животных, которые служат для него предметом удовольствия и развлечения, ребенок незаметно для окружающих воспитывается так, что он уже не хочет и не может отказывать себе в таких удовольствиях, которые сопряжены с мучением или неприятностью кого бы то ни было. Приглядитесь к нашей жизни – и вы увидите, что десять десятых удовольствий одних искупаются не только удовольствием других, но и часто страданием других. И люди, не желающие признавать своих удовольствий безнравственными, и тем более отказаться от них, говорят, что счастье одного основано на несчастье другого и проч.

Точно также приучаются думать и поступать и дети. Мне кажется, что жестокость по отношению к людям, которую приходится наблюдать детям, производит на них не столь пагубное воздействие, как наблюдение ими жестокости к животным.

Происходит это по следующей причине. Жестокость к животным по большей части выражается в большой степени, чем жестокость к людям, - во-первых. Обиженные люди пользуются обыкновенно сочувствием кого-либо, тогда как животные не пользуются по большей части ничьим сочувствием и жалостью – во вторых.

Ребенок видит, как обижают человека, но часто в то же время он видит, как кто-либо заступается за этого самого человека и жалеет его. Так что в таком случае ребенок может вынести даже благотворное для него впечатление. Жестокость же к животному редко сопровождается заступничеством кого-либо, и ребенок видит одну жестокость и ей поучается.

Ивана Грозного мальчиком заставляли мучить животных и издеваться над ними, чтобы воспитать в нем известные качества и, как это известно, достигли полного результата. Вот почему в детях необходимо развивать чувства жалости и сострадания к животным. Итак, мы видели, что с педагогической точки зрения лучшим образом питание для детей и учащихся является вегетарианский образ питания, что такой образ питания способствует не только здоровью, но и хорошему поведению, успешности в учении и выработке благородного гуманного характера.

Отцы и матери! Если уже не из за вегетарианских доводов и принципов, с которыми вы не хотите согласиться, то из чисто педагогических соображений, во имя, наконец, вашей любви к детям, – не применяйте к ним кровавой системы питания, а кормите их простой, питательной растительной пищей; развивайте в них чувства любви и сострадания и к людям, и к животным, и ко всему живому, проникнитесь и сами этими чувствами всеобъемлющей любви и благоговения ко всякой твари, и поверьте, что дети, которые часто огорчают вас, принесут вам больше радости и утешения, да и самая жизнь ваша станет лучше и интереснее!

№6, стлб. 269-274

На бойне

Доктора медицины J.H.Kellogg ‘a

(с английского З.Л.)

Читатель, приходит ли вам когда-нибудь в голову, что тот нежный бифштекс или та самая баранья котлетка, которые вы кушаете за завтраком с таким аппетитом, могут быть менее здоровы и питательны, чем вы полагаете?

Я хочу обратить ваше внимание на тот факт, что все домашние животные, употребляемые в пищу, подвержены различным болезням и что многими страдают и люди. Чахотка, золотуха, ревматизм, тифозная лихорадка, малярия, оспа, скарлатина, воспаление легких, грипп, карбункул, желтуха, - вот краткий перечень лишь некоторых болезней, которым подвержены домашние животные, не говоря уже ничего о таких явлениях, как расстройство пищеварения, бездеятельность печени и других выделительных органов. Кроме всех перечисленных недугов, мы имеем еще налицо ужасные болезни – солитер и трихиноз, которые, как известно, возникают вследствие употребления мяса животных, зараженных этими болезнями, надо добавить, исключительно по одной этой причине. Случаи этих болезней особенно часто встречаются у рогатого скота и свиней и, как замечено в последнее время, принимают все большие размеры.

Читатель, вам, может быть, становится не по себе от нашего разговора? Если нет, то я предлагаю вам пойти мо мною и заглянуть хоть мимоходом на бойню, где ежедневно убивают и приготовляют для рынков десятки тысяч животных: рогатого скота, баранов и свиней. Мы не станем изучать это громадное дело во всех его подробностях, а лишь взглянем мельком туда и сюда и отметим из увиденного нами то, что имеет отношение к рассматриваемому вопросу. Вероятно, прежде всего, нам бросится в глаза длинная наклонная плоскость, вверх по которой гонят, по одной в линию, целый ряд свиней, тяжеловесных, с гноящимися глазами. Многие их них, судя по их внешнему виду, не пользуются особенно хорошим здоровьем, а некоторые выглядят положительно больными. Одна, очевидно, едва способна передвигать ноги; она идет, шатаясь из стороны в сторону и, наконец, падает на половине дороги. Если бы у нее хватило сил дойти до конца своего пути, ее там схватили бы за ноги, взмахнули бы ею в воздух, перерезали ей горло и, через мгновение, уже приготовляли бы для упаковки в бочонки. Теперь же ей выпало на долю попасть в другое отделение, где ее бросят в огромный котел и будут выпаривать в продолжение нескольких часов вместе с многими другими больными свиньями, после чего большая часть ее тела появится в виде прекраснейшего топленого сала первого сорта, а немного времени спустя будет отправлена на завод искусственного масла и обращена в олеомаргарин.

Нет сомнения, что громадное число свиней, зараженных холерой и другими болезнями, которым это животное подвержено, находят свой путь, в той или другой форме, в человеческие желудки. Если бы та больная свинья, о которой мы говорили, была в силах добраться до вершины наклонной плоскости, она была бы съедена без всяких околичностей; и если бы человек, отведавший ее мяса, умер от какой-то таинственной болезни, то это вероятно скорее приписали бы воле Провидения или влиянию дурной погоды, чем свиному мясу или вине мясника. Не подлежит никакому сомнению тот факт, что тысячи смертей такого рода случаются ежегодно, и что чрезвычайно редко люди подозревают их истинную причину. Несколько лет тому назад целое семейство в Мичигане заболело после употребления топленого свиного сала. Часть этого сала была послана одному известному исследователя, который объявил, что нашел в нем зародыши свиной холеры, чего, конечно, было достаточно, чтобы выяснить причину заболевания.

Теперь бросим взгляд на туши, с содранными шкурами, лежащие вокруг нас целыми массами. Вот одна, мясо которой означает, что животное страдало острой формой лихорадки в то время, когда его убивали. Можно ли предположить, чтобы подобного рода мясо доставило человеку чистую кровь и здоровые ткани тела? А вот другое мясо, имеющее бледно розовый цвет. Это что означает? Просто то, что мясник на месяц или два опередил чахотку, угрожавшую жизни животного. Если бы мы посмотрели на его легкие, мы бы нашли их покрытыми туберкулами. Более, чем вероятно, что тот, кто поест мяса этого животного, поглотит в то же время множество туберкулов, и весьма возможно, что некоторые, при этом схватят и самую болезнь. Есть полное основание предполагать, что тут кроется один из главнейших источников столь быстрого возрастания этого рода болезни, представляющей собой бич нашей цивилизации. Судя по статистическим данным, наиболее заслуживающим доверия, около одной пятой всех жертв смерти приходится на долю именно этого злого недуга. И вот один из источников заражения, которого разумно было бы избегать.

А вот то мясо, с золотисто-желтым оттенком, принадлежало животному, у которого была желтуха. Вся его туша окрашена желчью, а между тем кто-нибудь будет есть это мясо, и не подозревая, какое ужасное вещество он поглощает.

Рассмотрим-ка поближе некоторые их этих прекрасных ростбифов и жарких, которые будут поданы у кого-нибудь на стол, вероятно ранее, чем через неделю. Вот кусок великолепнейшего на вид мяса: при взгляде на него у любого «мясоеда» потекли бы слюнки. Отрежем-ка от него кусочек и положим под стекло карманного микроскопа, который мы случайно захватили с собой. Вы замечаете в этом кусочке мяса какие-то мелкие белые пятнышки, рассеянные здесь и там. Вы спросите, что это такое? Это маленькие мешочки, в которых заключаются мелкие ленточные глисты. При поступлении мяса в человеческие желудки, мешочки эти растворяются от действия желудочного сока и червячок освобождается. Вскоре при помощи двух крошечных щупальцев, он прицепляется к внутренней стенке кишечника и начинает расти и кормиться той переваренной пищей, которой должен бы был питаться приютивший его у себя хозяин. Такой червячок, разрастаясь, может достигнуть длины от 50 до 100 футов, а иногда и более. Тщательные исследования, произведенные за последнее время над солитерами, подтвердили тот факт, что почти во всех случаях заражения этими отвратительными паразитами, люди получали их из мяса быка, телят и свиней. Столь же достоверными исследованиями доказано, что прочти на каждый десяток свиней приходится одна зараженная трихинами, и легко можно предположить, что мясо такой свиньи, поступая в человека, порождает болезнь, под названием трихиноза, которая наполовину случаев оказывается смертельной.

Доказано также, что мясо животных, умерших от плевропневмонии, часто служит причиной очень тяжелой, смертельной болезни, называемой злокачественным карбункулом. Подобные же случаи доктор Ливингстон наблюдал в Южной Африке.

Известный английский профессор Браун спрашивает, какая участь постигает так называемых «паршивых» овец, иногда целыми сотнями встречающихся в табунах? – И сам отвечает на свой вопрос: «Для того, чтобы всех их погребать после смерти, потребовались бы обширные катакомбы, а потому, раньше чем раньше чем он окончит свое существование естественной смертью, настоящими катакомбами для них являются пищевые каналы человеческого тела.

Читатель, желаете ли вы, чтобы ваш желудок стал могилой больных животных? Если нет, то отнеситесь внимательнее к тому, что вы в него вводите.

 

№6, стлб. 275-276



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.43.109 (0.013 с.)