Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дидактические принципы. Принцип деятельности

Поиск

Принципы дидактики - это основные положения, которые определяют содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями. То есть принципы обучения характеризуют способы использования законов и закономерностей в соответствии с намеченными целями.

На протяжении истории развития образования как системы передачи знаний шли поиски механизма воздействия на ученика, при котором цель достигалась наиболее оптимальным способом. Эти поиски шли как на уровне философского осмысления, так и не уровне дидактической адаптации. Однако, каким бы путем ученые не шли к поиску ведущих принципов обучения, очевидным была связь образования, а в нем и обучения, с духовной культурой человечества.

Связь образования с культурой признавали Кант, Гегель, Руссо, Песталоцци. Однако впервые дидактические принципы, то есть правила, которыми должны руководствоваться учителя, чтобы реализовывать общественно значимые образовательные цели, были систематизированы в работах чешского педагога-просветителя Я. А. Коменского ("Великая дидактика").

Задачу образования Я. А. Коменский видел в изучении природы, придавая огромное значение развитию внешних органов чувств, благодаря которым человек познает ее. Отсюда и основное требование к обучению - наглядность: "Было бы жестоким заставлять кого-либо делать то, что ты хочешь, хотя он не знает, чего ты хочешь... Поэтому нужно серьезно позаботиться о том, чтобы в школе для всего, что приходится делать, были истинные, точные, простые, легко понимаемые, легкие для подражания формы, и образцы, и оригиналы всех вещей, или предварительные наброски и чертежи вещей, или руководящие правила и примеры упражнения в работах". Действия по образцу, иллюстрации и доведение подражания до автоматизма приведет к тому, что "ученик, наконец, научится судить о своих и научных изображениях и их изяществе".[5]

Большую ценность имела разработанная Я. А. Коменским система обще дидактических правил, пришедших на смену догматическому обучению. К наиболее общим из них относятся:

-учить кратко, приятно и основательно;

-все, что только возможно, представлять для восприятия чувствам, а именно: видимое - для восприятия зрением, слышимое - слухом, запахи - обонянием, подлежащее вкусу - вкусом, доступное осязанию - путем осязания.

Более конкретные правила гласят:

-всему учить при помощи доказательств, основанных на внешних чувствах и разуме и ничему не учить, опираясь только на один авторитет;

-изучать явления не в отрыве, не как "кучу дров", а в связи;

-обеспечивать всегда строгую последовательность в расположении учебного материала;

-в обучении идти не от словесного толкования о вещах и предметах, а от реального наблюдения над ними;

-от понимания идти к запоминанию и выражению понятого в речи, а отсюда - к упражнениям в действиях;

-следовать в обучении от легкого к трудному, от близкого к отдаленному, от общего ознакомления с предметом в целом к изучению отдельных его сторон;

-в обучении учитывать не только возрастные, но непременно и индивидуальные особенности учащихся;

-применять разнообразные пути и приемы в обучении.

Педагогические идеи великих мыслителей прошлого не исчерпали сегодня своей значимости. На основе идей Я. А. Коменского разработана дидактическая система "наглядного" обучения, которая является методологической основой так называемой "традиционной" школы:

-дидактические принципы - наглядность, доступность, научность, систематичность, последовательность изложения знаний, сознательность усвоения учебного материала;

-метод обучения - объяснительно-иллюстративный;

-форма обучения - классно-урочная.

Однако для всех очевидно, что существующая дидактическая система, не исчерпав своей значимости, вместе с тем не позволяет эффективно осуществлять развивающую функцию образования.

Это сказывается как на уровне профессиональной подготовленности (например, неспособность многих специалистов сегодня ориентироваться в новых условиях, найти поворот в профессиональном росте), так и на уровне всей культуры общества. В недавнем прошлом многие научные идеи, например, кибернетика, генетика и т.д., не были восприняты именно в силу образовательной неподготовленности, многие явления духовной культуры, искусства подверглись гонению в силу неспособности общества воспринять их в духовной диалектике.

Переакцентировка ценностей в общественном сознании породила потребность в пересмотре основных принципов образования. В последние годы в работах Л.В. Занкова, В.В. Давыдова, А.А. Леонтьева и многих других педагогов-ученых и практиков сформировались новые дидактические требования, которые помогут решать современные образовательные задачи с учетом запросов будущего.

Основной вывод психолого-педагогических исследований последних лет заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на "открытие" им нового знания.

Таким образом, основным механизмом реализации целей и задач развивающего обучения является включение ребенка в учебно-познавательную деятельность. В этом и заключается принцип деятельности. Обучение, реализующее принцип деятельности, называют деятельностным подходом.

Очевидно, что включение ребенка в деятельность коренным образом отличается от традиционной передачи ему готового знания. Теперь задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы наглядно и доступно, все объяснить, рассказать и показать. Теперь он должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы дети сами "додумались" до решения ключевой проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Образно говоря, если в наглядном обучении учитель выполняет роль музыканта-исполнителя, а дети - роль зрителей, то в деятельностном подходе их роли меняются: дети сами становятся исполнителями, а учитель - дирижером. И если мы хотим научить детей играть на музыкальных инструментах, то другого пути у нас нет.

Деятельностный подход ломает многие привычные стереотипы подготовки и проведения уроков, меняет саму систему взаимоотношений "учитель - ученик". Сразу же возникает множество вопросов:

Какой должна быть структура урока?

Как его подготовить?

Как добиться того, чтобы дети включались в деятельность, а. не ждали, пока учитель сам им все расскажет? и т.д.

Ответ на эти и многие другие вопросы дает построенная В. В. Давыдовым теория учебной деятельности, которая может служить конкретным руководством к построению и проведению уроков. Как известно, учебная деятельность включает в себя следующие компоненты:

Учебная задача

Учебные действия

Действия самоконтроля и самооценки

Любая деятельность характеризуется, прежде всего, наличием цели, личностно значимой для человека, осуществляющего эту деятельность, и побуждается различными потребностями и интересами (мотивами). Точно так же учебная деятельность может возникнуть лишь там и тогда, когда цель обучения личностно значима для учащегося, "присвоена" им. Поэтому первым необходимым элементом учебной деятельности является учебная задача.

Учебная задача - это цель, личностно значимая для ученика, которая мотивирует изучение нового материала.

Учебная задача ставится перед учащимися в форме проблемной ситуации. Она, с одной стороны, способствует осознанию целесообразности введения нового понятия, а с другой - активизирует и делает осмысленным сам процесс учебных действий. При постановке учебной задачи необходимо выполнение следующих требований:[6]

-учебная задача должна быть личностно значима для учащихся и ориентировать их на поиск нового способа действия;

-учебная задача должна содержать новизну, которая может быть разрешена в результате творческого применения известных способов действия.

Отсюда видно, что обычное сообщение темы урока не является постановкой учебной задачи, так как при этом познавательные мотивы не становятся личностно значимыми для учащихся.

Чтобы возник познавательный интерес, надо столкнуть их с "преодолимой трудностью", то есть предложить им такое задание, которое они не могут решить известными методами, а вынуждены изобрести, "открыть" новый способ действия.

Учитель подводит их к этому открытию, предлагая систему специальных вопросов и заданий. Отвечая на них, учащиеся выполняют предметные и мыслительные действия, которые называют учебными действиями.

Таким образом, учебные действия - это предметные и мыслительные действия учеников, направленные на разрешение учебной задачи и "открытие" нового знания.

Третьим необходимым компонентом учебной деятельности являются действия самоконтроля и самооценки, когда ребенок сам оценивает результаты своей деятельности и осознает свое продвижение вперед. На этом этапе чрезвычайно важно создать для каждого ребенка ситуацию успеха, которая становится стимулом для дальнейшего продвижения его по пути познания.

Следует подчеркнуть, что приемы и методы работы на каждом из перечисленных этапов не являются новыми ни для педагогической теории, ни для практики обучения. Они достаточно подробно описаны в разделе педагогических исследовании, посвященных "активизации" деятельности детей на уроке. Таким образом, почва для внедрения деятельностного подхода в практику работы общеобразовательной школы хорошо подготовлена.

Новым здесь является лишь понимание того, что все три этапа учебной деятельности необходимо проводить в системе, в комплексе. Именно в этом и заключается гениальная идея В.В. Давыдова, сумевшего перенести структуру любой человеческой деятельности, установленную А. Н. Леонтьевым, на учебную деятельность школьников.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 528; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.34.93 (0.009 с.)