Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Февральская буржуазно-демократическая революция и ее значение.

Поиск

Февральская буржуазно-демократическая революция и ее значение.

Причины и характер Февральской революции

После революции 1905-1907 гг. важнейшими в обществе продолжали считаться задачи демократизации страны - свержение самодержавия, введение демократических свобод, решение аграрного, рабочего, национального вопросов. Это были задачи буржуазно-демократического преобразования страны, поэтому Февральская революция, как и революция 1905-1907 гг., носила буржуазно-демократический характер.

Февральская революция проходила в иной обстановке, чем революция 1905-1907 гг. Участие России в изнурительной первой мировой войне резко обострило все социально-экономические и политические противоречия. Нужды и бедствия народных масс, порожденные экономической разрухой, вызвали острую социальную напряженность в стране, рост антивоенных настроений и крайнее недовольство политикой царизма не только левых и оппозиционных сил, но и значительной части правых. Авторитет самодержавной власти и ее носителя императора резко упал. Невиданная по своим масштабам война серьезно потрясла нравственные устои общества, внесла небывалое ожесточение в сознание и поведение масс. Миллионные массы солдат-фронтовиков, ежедневно видевшие смерть, легко поддавались революционной пропаганде и готовы были пойти на самые крайние меры. Они жаждали мира, возвращения к земле, и лозунг "Долой войну!" в то время был особенно популярен. Прекращение войны неизбежно связывалось с ликвидацией политического режима. Монархия теряла опору в армии. Февральская революция представляла собой сочетание стихийных и сознательных сил революционного процесса, она была проведена в основном силами рабочих и солдат.

К концу 1916 г. страна оказалась в состоянии глубокого социально-экономического и политического кризиса.

Николай II осознавал грозящую самодержавию опасность. Но он был глубоко религиозным человеком, полагался на Промысел Божий и считал, что "Господь все устроит".

Политическая обстановка в стране после свержения царизма до октября 1917г

Становление двоевластия

27 февраля в Петрограде по инициативе различных рабочих групп, социал-демократической фракции Государственной думы был создан орган власти - Совет рабочих депутатов (Петросовет). Помимо Петросовета в стране возникло свыше 600 Советов, которые избрали постоянно действующие органы - исполнительные комитеты. Преобладали в советах меньшевики и эсеры. В Петросовет вошли 12 человек: меньшевики, эсеры, лидеры профсоюзов и кооперативов. Так как большинство мест принадлежало меньшевикам, то возглавил его меньшевик Н.С.Чхеидзе.

Одновременно 27 февраля депутаты IV Государственной думы создали Временный комитет Государственной думы, в который вошли также 12 человек. Временный комитет должен был выполнять функции правительства. Председателем Временного комитета стал председатель IV Государственной думы М.В.Родзянко. Заседания Петросовета и Временного комитета проходили в одном здании - Таврическом дворце.

Так в России стала складываться своеобразная ситуация - двоевластие- одновременное существование двух органов власти - власти буржуазии в лице Временного комитета и власти революционной диктатуры пролетариата и крестьянства - Советы.

Между тем события развивались стремительно. Царю в Ставку была послана телеграмма, где сообщалось, что Петроград в руках черни и что Дума образовала Временный комитет, который берет на себя функции правительства. Царь в это время уже отправился из Ставки в Царское Село. Но царский поезд застрял в штабе Северного фронта во Пскове. В это время М.В. Родзянко в телеграммах стал склонять царя к "созданию правительства, ответственного перед Думой". В противном случае он предрекал гибель династии и монархии в России. После долгих колебаний Николай II согласился на создание ответственного перед Думой правительства. До сих пор правительство назначалось царем и было ответственно перед ним. Создание правительства, ответственного перед Думой, означало конец самодержавия в России и переход к конституционной форме правления. Со стороны царя это была серьезнейшая уступка.

Командующий Северным фронтом генерал Н.В. Рузский поспешил сообщить эту новость М.В. Родзянко, но узнал, что эта уступка царя уже устарела и рабочих Петрограда уже не устаивает просто создание ответственного перед Думой правительства. Рабочие требовали отречения Николая II от престола. Временный комитет решил спасти конституционную монархию в России. В руководстве Временного комитета возник новый план: отречение Николая II в пользу прямого наследника 13-летнего Алексея при регентстве брата царя Великого князя Михаила Александровича. И, не ожидая решения царя, в Псков выехали посланцы Думы А.И. Гучков и В.В.Шульгин.

До царя немедленно довели позицию лидеров Думы. В ответной телеграмме М.В. Родзянко Николай II пишет: "Нет такой жертвы, которой я не принес бы во имя действительного блага и для спасения родной матушки - России". Одновременно по распоряжению начальника штаба Верховного Главнокомандующего генерала М.В. Алексеева всем командующим фронтами и флотами были посланы телеграммы с требованием выразить свое мнение относительно плана отречения Николая II от престола. В телеграммах содержались "подсказки", что от императора следует требовать отречения.

Для Николая II мнение генералитета было решающим. В обстановке всеобщего паралича и анархии у него оставалась последняя организованная сила - армия - 6,5 млн. человек, Верховным Главнокомандующим которой он был. Армия в общем еще не была тронута большевистской пропагандой, давала присягу на верность императору и Верховному Главнокомандующему и могла за него постоять. Но русский генералитет предал Николая II.

Через несколько часов пришли ответы от Великого князя Николая Николаевича (дяди царя), М.В. Алексеева, А.А. Брусилова, А.Е. Эверта. "Во имя спасения родины и династии" они "умоляли" Николая II отречься от престола. Остальные командующие, в том числе и командующий Черноморским флотом адмирал А.В. Колчак, от выражения своего мнения воздержались.

2 марта 1917 г. в штабе командующего Северным фронтом генерала Н.В. Рузского Николай II откажется от престола. Вечером он принял думскую депутацию в составе А.И. Гучкова и В.В. Шульгина и сообщил о том, что переменил свое решение и теперь отрекается от престола за себя и за больного сына Алексея в пользу брата Великого князя Михаила Александровича.

На следующий день 3 марта 1917 г. состоялась встреча членов думского комитета и Временного правительства с Великим князем Михаилом Александровичем. Под давлением отрекся от престола и Михаил Александрович.

Так в России буквально за несколько дней - с 23 февраля по 3 марта 1917 г. - рухнула одна из сильнейших монархий в мире.

В апреле 1918 г. Романовы были отправлены в Екатеринбург. Там они провели последние месяцы своей жизни. В Екатеринбурге в доме Ипатьева в ночь на 17 июля Николай II и его семья были убиты. Трагична была и судьба тех Романовых, кто волей судеб оказался в России после 1917 г. Новая власть безжалостно уничтожала ближайших родственников последнего императора, в том числе младшего брата царя Великого князя Михаила Александровича и сестру царицы Великую княгиню Елизавету Федоровну.

Принятие

III Всероссийский съезд Советов в январе 1918 года выдвинул подготовку Конституции РСФСР в качестве одного из приоритетов Советской власти. Конституция была принята V Всероссийским съездом Советов на заседании 10 июля 1918 года.

[править]Государственное устройство

Высшим органом государственной власти провозглашался Всероссийский съезд советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов, не являвшийся постоянным органом и созывавшийся Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов один раз в год на сравнительно небольшой период. Всё остальное время ВЦИК СРККиКД работал без контроля со стороны представительных органов что создавало возможности для злоупотребления им властью вплоть до превращения его в "коллективного монарха" - это особенно ярко выразилось ещё до принятия конституции 1918 года когда ВЦИК СРККиКД (состоял преимущественно из членов и сторонников РКП (б)) в мае-июне 1918 года признал недействительными выборы в советы рабочих и крестьянских депутатов на которых побеждали РСДРП и ПСР, а позже (14 июня 1918 года) и аннулировать мандаты всех членов и сторонников этих партий в действующих советах рабочих и крестьянских депутатов. Постоянный всероссийский совет рабочих и крестьянских депутатов, который призывало в марте-октябре создать РСДРП(б), так и не был создан. При этом Всероссийский съезд советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов провозглашался полновластным органом - он мог принимать законы, бюджет, устанавливать налоги, ратифицировать международные договоры. Выборы во Всероссийский съезд советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов не были всеобщими - от выборов были отстранены лица живущие на нетрудовые доходы; не были равными - городские советы и сельские советы посылали разное число делегатов; не были прямыми - всероссийский съезд избирался городскими советами и губернскими съездами советов.

Провозглашение НЭПа

Декретом ВЦИК от 21 марта 1921 года, принятым на основании решений X съезда РКП(б), продразвёрстка была отменена и заменена натуральным продналогом[1], который был примерно вдвое ниже. Столь значительное послабление дало определённый стимул к развитию производства уставшему от войны крестьянству.

Введение продналога не стало единичной мерой. X съезд провозгласил Новую экономическую политику. Её суть — допущение рыночных отношений. НЭП рассматривался как временная политика, направленная на создание условий для социализма.

Главная политическая цель НЭПа — снять социальную напряжённость, укрепить социальную базу советской власти в виде союза рабочих и крестьян. Экономическая цель — предотвратить дальнейшее усугубление разрухи, выйти из кризиса и восстановить хозяйство. Социальная цель — обеспечить благоприятные условия для построения социалистического общества, не дожидаясь мировой революции. Кроме того, НЭП был нацелен на восстановление нормальных внешнеполитических связей, на преодоление международной изоляции.

Законодательные меры

В июле 1921 г. был установлен раз­решительный порядок открытия торговых заведений. Посте­пенно отменялись государственные монополии на различ­ные виды продукции и товаров. Для мелких промышленных предприятий был установлен упрощённый поря­док регистрации, были пересмотрены допустимые размеры ис­пользования наёмного труда (с десяти работников в 1920 г. до двадцати работников на одно предприятие по июльскому декрету 1921 г.). Осуществлялась денационализация мел­ких и кустарных предприятий.[2]

В связи с введением НЭПа вводились определённые правовые гарантии для частной собственности. Так, 22.05.1922 г. ВЦИК издал декрет «Об основных частных имущественных правах, признаваемых РСФСР, охраняемых её законами и защищаемых судами РСФСР».[3] Затем постановлением ВЦИК от 11.11.22 г. с 1.01.23 г. был введён в действие Гражданский кодекс РСФСР, который, в частности предусматривал, что каждый гражданин имеет право организовывать промышленные и торговые предприятия.[4]

Ещё в ноябре 1920 г. СНК принял декрет «О концессиях», однако лишь с 1923 г. начинается практика заключения кон­цессионных договоров, по которым иностранным компаниям предоставлялось право использования государственных предприятий (смотри статью Иностранные концессии в СССР).

Образование СССР и его значение.

I съезд Советов СССР открылся 30 декабря 1922 г. В нем приняли участие 2215 делегатов. Самой многочисленной была российская делегация - 1727 человек. С докладом об образовании СССР выступил И.В. Сталин.

Значение образования СССР

Вывод

Образование многонационального союзного государства отвечало многим культурным и историческим традициям народов, проживавших на территории бывшей Российской империи. Создание СССР способствовало также укреплению геополитического положения нового государства в рамках мирового сообщества. Однако первоначальная приверженность большевиков идеям унитаризма отрицательно сказалась на дальнейшем развитии государственности, которое после 1936 г. осуществлялось уже в рамках оформившейся административной системы. К концу 30-х гг. произошел окончательный переход к унитарной модели государства в ее сталинском варианте.

 

Образование мировой социалистической системы.

Значительным историческим событием послевоенного времени стали народно-демократические революции в ряде стран Европы: Албании, Болгарии, Венгрии, Восточной Германии, Польше, Румынии, Чехословакии, Югославии и Азии: Вьетнаме, Китае, Корее и несколько ранее – революция в Монголии.

В значительной мере политическая ориентация в названных странах определялась под воздействием пребывания на территории большинства из них советских войск, выполняющих освободительную миссию в период Второй мировой войны.

Это же во многом способствовало и тому, что в большинстве стран начались кардинальные преобразования в политической, социально-экономической и других сферах в соответствии со сталинской моделью, характеризовавшейся высочайшей степенью централизации народного хозяйства и засильем партийно-государственной бюрократии.

Выход социалистической модели за рамки одной страны и распространение ее на Юго-Восточную Европу и Азию заложил основы для возникновения сообщества стран, получившего название «мировая система социализма» (МСС). В 1959 г. Куба, а в 1975 г. Лаос вошли в орбиту новой системы, просуществовавшей более 40 лет.

В конце 80-х гг. в состав мировой системы социализма входили 15 государств, занимавших 26,2% территории земного шара и насчитывающих 32,3% мирового населения.

Принимая во внимание даже просто эти количественные показатели, можно говорить о мировой системе социализма как существенном факторе послевоенной международной жизни, требующем более углубленного рассмотрения.

Восточноевропейские страны. Как отмечалось, важной предпосылкой складывания МСС явилась освободительная миссия Советской Армии в странах Центральной и Юго-Восточной Европы. Сегодня ведутся достаточно острые дискуссии по этому вопросу. Значительная часть исследователей склонна считать, что в 1944-1947гг. не было народно-демократических революций в странах этого региона, а Советский Союз навязал освобожденным народам сталинскую модель общественного развития.

Если в Болгарии и Югославии сразу же после освобождения был взят курс на социалистические преобразования, то в остальных странах Юго-Восточной Европы новый курс стал осуществляться с момента установления по существу безраздельной власти национальных компартий, как это было в Чехословакии (февраль 1948 г.), Румынии (декабрь 1947 г.), Венгрии (осень 1947 г.), Албании (февраль 1946 г.), Восточной Германии (октябрь 1949 г.), Польше (январь 1947 г.). Таким образом, в ряде стран в течение полутора-двух послевоенных лет сохранялась возможность альтернативного, несоциалистического пути.

1949 г. можно считать своеобразной паузой, подведшей черту под предысторией МСС, а 50-е годы – выделить в относительно самостоятельный этап форсированного создания «нового» общества, по «универсальному образцу» СССР, составляющие черты которого достаточно хорошо известны.

Отход югославского руководства от «универсальной» сталинской схемы строительства явился причиной практической изоляции ее на ряд лет от СССР и его союзников. Лишь после осуждения сталинизма на XX съезде КПСС, только в 1955 г. отношения социалистических стран с Югославией стали постепенно нормализоваться.

Некоторый положительный экономический и социальный эффект, полученный от внедрения более сбалансированной хозяйственной модели в Югославии, казалось бы является подтверждением аргумента сторонников вышеприведенной точки зрения на причины кризисов 50-х гг. Образование СЭВ. Важной вехой в истории формирования мировой системы социализма можно считать создание Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) в январе 1949 г. По линии СЭВ осуществлялось экономическое и научно-техническое сотрудничество первоначально европейских социалистических стран. Военно-политическое сотрудничество велось в рамках созданного в мае 1955 г. Варшавского Договора.

Необходимо отметить, что социалистические страны Европы оставались сравнительно динамично развивающейся частью МСС. На другом же ее полюсе находились Монголия, Китай, Северная Корея, Вьетнам. Эти страны наиболее последовательно использовали сталинскую модель строительства социализма, а именно: в рамках жесткой однопартийной системы решительно искореняли элементы рыночных, частнособственнических отношений.

Начало «холодной войны».

«холодная война» возникла вскоре после окончания Второй Мировой войны, когда союзники принялись подводить ее итоги. Что же они увидели? Во-первых,. Пол-Европы оказалось в советской зоне влияния, и там лихорадочно возникали просоветские режимы. Во-вторых, возникла мощная волна освободительного движения в колониях против метрополий. В-третьих, мир быстро поляризовался и превращался в двухполюсной. В-четвертых, на мировой арене сформировались две сверхдержавы, военно-экономическая мощь которых давала им существенное превосходство над другими. Плюс ко всему, интересы стран Запада в различных точках земного шара начинают наталкиваться на интересы СССР. Вот это новое состояние мира, образовавшееся после Второй Мировой войны, быстрее других и осознал Черчиль, провозгласив «холодную войну».

Победа Хрущёва с Маленковым над Берия символизировала переход от диктатуры к демократическим переменам в политике. Курс на демократизацию в общественной жизни должен был найти адекватное продолжение в экономике страны.

Многие экономические проблемы пытались решить чисто политическими способами и методами. Так в 1957 году была введена форма управления промышленностью и строительством через систему совнархозов. На первых порах эта система дала положительный эффект, но негативные результаты оказались более серьёзными. Был нарушен отраслевой принцип управления производством, многоступенчатость привела к утрате оперативности в работе, усиливалась безответственность.

В ноябре 1962 года была осуществлена перестройка партийного руководства народным хозяйством по производственному признаку. По этому признаку перестроены советские, профсоюзные и комсомольские организации. Произошло и смешение функций, прав и обязанностей, разросся партийный аппарат управления. На первых порах это казалось конструктивным, некоторое время наблюдались устойчивые темпы развития, что позволило повысить материальный уровень жизни людей, стал возможен полёт в космос и другие достижения науки и техники. Однако в целом реформа не могла быть эффективной, так как в ходе её проведения не предполагалось задействование рыночных механизмов. Перестройка управления народного хозяйства, предпринятая без предварительных проверок, отрицательно сказалась на динамике основных показателей эффективности народного хозяйства. Сохранилась тенденция к падению роста производительности труда. В аграрной политике особенно ярко проявились импульсивность, импровизационность деятельности Хрущёва. Был допущен ряд ошибок, приведших в совокупности к аграрному кризису конца 1959- начала 1960 года.[6].

Важным событием этого периода стала выборочная кампания реабилитации жертв сталинского террора. В 1956 году на ХХ съезде КПСС на закрытом заседании с докладом «О культе личности и его последствиях» выступил Н.С.Хрущёв. В докладе был осуждён массовый террор, подвёргся критике Сталина за «деформации социализма» и осуждались нарушения внутрипартийной демократии. В июне 1956 года было принято постановление «О преодолении культа личности и его последствий». В обществе наметился поворот к демократии и реформам. Уже в июне 1957 года Хрущёв столкнулся с прямой попыткой сместить его (Маленков, Молотов, Каганович, Булганин, Ворошилов). Однако июньский 1957 года Пленум ЦК ПСС показал, что в партии укрепилось стремление к переменам. Сломав сопротивление верхушечной оппозиции, опираясь на поддержку политиков новой волны, Хрущёв получил возможность продолжить реформы. Кризис начала 1960-х годов, проблемы во внешней политике, неумеренные восхваления самого Хрущёва привели к падению его авторитета. В октябре 1964 года Пленум ЦК КПСС освободил Хрущёва от обязанностей первого секретаря и члена Президиума.

Окончание разрядки

§ 1979, 25 декабря: дворец Хафизуллы Амина взят штурмом группой советского спецназа, а сам он убит. Начало вторжения СССР в Афганистан.

§ 1980

§ 4 января: в связи с вводом советских войск Афганистан президент США Дж. Картер объявил о решении американской администрации отложить рассмотрение и ратификацию Договора ОСВ-2 в Сенате США; отсрочить открытие новых американских и советских консульств; прекратить или сократить экспорт в СССР ряда товаров, в том числе сельскохозяйственной продукции (8 января на поставки этой продукции было наложено эмбарго); приостановить экономические, научно-технические и культурные обмены между СССР и США.

§ 12 апреля: Национальный олимпийский комитет США принял решение не посылать команду США на Олимпийские игры 1980 года в Москву. К бойкоту Олимпийских игр присоединилось свыше 60 стран.

§ 6 августа: опубликовано сообщение о принятии администрацией Дж. Картера «новой ядерной стратегии», сформулированной в президентской директиве № 59.

§ 1981

§ 6 августа: президент США Р. Рейган отдал распоряжение о полномасштабном производстве нейтронного оружия.

§ 30 ноября: в Женеве начались переговоры между СССР и США об ограничении ядерных вооружений в Европе.

§ 28 декабря: опубликовано заявление президента США Р. Рейгана о введении санкций в отношении Советского Союза в связи с событиями в Польше — приостановить полеты самолетов «Аэрофлота» в США, отложить проведение ряда переговоров, ужесточить порядок выдачи разрешений на продажу СССР некоторых видов оборудования, отказаться от продления двусторонних соглашений, срок которых истекал в 1981.

 

События августа 1991 года.

Утром 19 августа радио сообщило, что Горбачев, находящийся в отпуске в Крыму, по состоянию здоровья не может исполнять обязанности президента, и руководство СССР осуществляет Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), который временно берет на себя всю полноту власти. В Москву "для охраны общественного порядка" были введены войска и бронетехника.

В состав ГКЧП входили: вице-президент Янаев, который исполнял обязанности главы государства во время отпуска Горбачева, премьер-министр, министры внутренних дел и обороны, председатель КГБ, член президентского совета по оборонной промышленности и председатели ассоциаций — промышленных предприятий и крестьянской. ГКЧП был поддержан практически всем кабинетом министров, который собрался 19 августа. По сути, в «заговоре» участвовала вся " команда Горбачева ", за исключением его самого — вся верхушка государственной власти СССР.

Руководство РСФСР "стало на защиту Конституции и Президента СССР". ЦК КПСС лишь укрепил свою репутацию абсолютно недееспособного органа, заявив, что "не скажет о своем отношении к ГКЧП, пока не узнает, что с его Генеральным секретарем товарищем Горбачевым". Большинство руководителей республик воздержалось от комментариев, сделав вид, что «путч» — внутреннее дело России.

Никаких шагов ГКЧП не предпринимал, определенной точки зрения по конкретным вопросам не высказывал. Ночью 20 августа произошел трагический инцидент: в туннеле на Садовом кольце, по которому следовал патруль на БМП, была устроена баррикада, две машины подожжены, возникла сумятица, в которой погибли трое юношей.

Утром 21 августа ситуация определилась: с Горбачевым официально связались по телефону, к нему поехали вице-президент России А.В.Руцкой и премьер-министр И.С.Силаев. Они привезли Горбачева в Москву, а членов ГКЧП арестовали.

В акцию ГКЧП не были вовлечены никакие организованные политические силы. Высший оперативный орган партии (Политбюро) никакой деятельности в этот период не вел и документов не принимал. Путч застал управление партией врасплох. 20 августа в Москве находилось примерно две трети членов ЦК, однако секретариат от проведения пленума отказался. Дела, возбужденные после августа против областных организаций КПСС, а также против ряда членов Политбюро и секретарей ЦК КПСС были закрыты ввиду полной непричастности этих организаций к событиям в Москве. Группа «Союз», которая требовала снятия президента и введения чрезвычайного положения, также оказалась вне «путча». Более того, председатель группы Н.Блохин заявил, что осуждает действия ГКЧП.

КГБ, якобы специально предназначенный для подобных операций, ничего не знал (вплоть до самых высших уровней командования) о планах «переворота» и не участвовал в нем. Московский, весьма консервативный, ОМОН получил 19 августа приказ "О мерах по усилению общественного порядка и безопасности в условиях чрезвычайного положения", а затем ОМОН был разоружен, склады с оружием опечатаны.

Не было также никаких массовых выступлений в поддержку ГКЧП или против него (в Москве, несмотря на призыв Б.Н.Ельцина и мэра Г.Х.Попова, не забастовало ни одно предприятие, кроме биржи). Эти события подтвердили, что все политические конфликты перестройки представляли собой борьбу между узкими группировками при полном безразличии и бездействии подавляющего большинства населения страны.

Распад СССР.

Осенью 1990 г. началась острая фаза политического кризиса. Политическая стагнация, усугубляемая борьбой слабеющего центра с республиками и постоянно ухудшающимся материальным положением народа, привела к радикализации требований всех политических сил в стране. Ситуация обострилась массовой бессрочной политической стачкой шахтеров (март 1990 г.) с требованиями отставки Горбачева и Верховного Совета СССР, роспуска Съезда народных депутатов СССР и передачи власти Совету Федерации.

Страна устала от колеблющейся политики Горбачева. Консерваторы подталкивали его к силовым методам решения проблем. Горбачеву были предоставлены чрезвычайные полномочия для наведения порядка в стране (ноябрьская 1990 г. сессия Верховного Совета СССР). Сторонники либерального курса покидали правительство. Ушли в отставку Н. И. Рыжков, Э. А. Шеварднадзе и А. Н. Яковлев. Вице-президентом СССР стал Г. И. Янаев, бывший комсомольский и профсоюзный работник. Правительство возглавил бывший министр финансов В. С. Павлов. Министром внутренних дел стал Б. К. Пуго, сохранивший одновременно ответственный пост в КГБ.

2 августа 1991 г. Горбачев выступил на телевидении с обращением по поводу предстоящего подписания союзного договора. 5 августа он уехал на отдых в Форос. 18 августа Горбачеву предложили ввести в стране чрезвычайное положение, ознакомив его с будущим составом ГКЧП. Горбачев отказался подписывать соответствующий указ.

Утром 19 августа по всем СМИ было объявлено о болезни М. С. Горбачева и создании Государственного комитета по чрезвычайному положению во главе с Г. И. Янаевым. В состав ГКЧП вошли председатель Совета Министров B.C. Павлов, председатель КГБ В. А. Крючков, министр внутренних дел Б. К. Пуго и др. ГКЧП брал власть в стране в свои руки и готовился предпринять решительные шаги по предотвращению «общенациональной катастрофы». Запрещалась деятельность партий и общественных организаций, дестабилизирующих обстановку, запрещались митинги и демонстрации, устанавливался контроль над СМИ, предполагалось расформировать органы власти, действовавшие вопреки Конституции СССР.

ГКЧП обратился к народу, пообещав навести порядок в стране, снизить цены, повысить заработную плату, обеспечить семьи жильем, земельными участками. В Москву были введены войска, были предприняты попытки ликвидировать свободные СМИ и резко ограничить деятельность демократических сил.

Однако заговорщики столкнулись с решительным сопротивлением правительства и Верховного Совета России. Утром 19 августа Ельцин издал ряд указов, в котором действия ГКЧП оценивались как попытка государственного переворота. Он призвал народ ко всеобщей забастовке. Армия призывалась к неисполнению приказов ГКЧП. 19 августа у здания Совмина РСФСР — Белого дома собрались тысячи людей. Нарастала волна недовольства по всей стране. Приказ о штурме здания российского парламента так и не был отдан, а войска были выведены из Москвы. Члены ГКЧП растерялись и вопреки логике заговора прилетели 21 августа для консультаций к Горбачеву в Форос. Чрезвычайная сессия Верховного Совета РСФСР (21 августа) поддержала действия Ельцина. 22 августа члены ГКЧП были арестованы.

После августовского «путча» деятельность КПСС была приостановлена, началась реформа КГБ, было принято решение о радикальной военной реформе. Независимость провозгласили все республики, включая те, которые участвовали в новоогаревском процессе.

Последний, V Съезд народных депутатов СССР (сентябрь 1991 г.) принял закон о власти в переходный период. Управление страной должен был осуществлять Государственный Совет СССР в составе высших должностных лиц союзных республик. 9 сентября 1991 г. он официально признал независимость трех прибалтийских государств, которые вскоре были приняты в ООН. Дезинтеграция Союза продолжалась, хотя в октябре-ноябре предпринимались попытки ее затормозить.

8 декабря 1991 г. в резиденции «Вискули» в Беловежской пуще руководители Украины, Белоруссии и России заявили о прекращении существования СССР как субъекта международного права. Было подписано Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). 21 декабря 1991 г. в Алма-Ате к нему примкнули пять среднеазиатских государств и Армения. На встрече лидеров в Алма-Ате была принята Декларация об окончательном прекращении существования СССР и урегулировании связанных с этим проблем. До конца 1991 г. к СНГ примкнули Молдова и Азербайджан. 25 декабря Горбачев заявил об уходе с поста Президента СССР и сложил с себя полномочия Верховного главнокомандующего. 26 декабря Совет Республик принял формальную декларацию о прекращении существования СССР. Независимость всех бывших союзных республик была признана международным сообществом.

Февральская буржуазно-демократическая революция и ее значение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 857; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.117.237 (0.017 с.)