Внутренняя политика России в XVII В. Крепостное право. Народные движения протеста в XVII В. Церковный раскол. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внутренняя политика России в XVII В. Крепостное право. Народные движения протеста в XVII В. Церковный раскол.



 

Во второй половине XVII в. многочисленные категории крестьян в России были объединены в две группы - крепостных и черносошных. Крепостные крестьяне вели свои хозяйства на вотчинных, поместных и церковных землях, за что несли различные феодальные повинности в пользу землевладельцев. Черносошные крестьяне входили в разряд «тяглых людей», плативших многочисленные налоги и подати государству и находившихся под административно-полицейским контролем органов государственной власти. Массовые бегства черносошных крестьян.

В 1607 году Василий Шуйский принимает Уложение о крестьянах, по которому вводит срок сыска беглых крестьян до 15 лет, вместо 5 лет. В 1649 году - Соборное Уложение отменило урочные лета, таким образом закрепив бессрочный сыск беглых крестьян.

Московское восстание 1648 года («Соляной бунт») было вызвано резким ухудшением социально-экономического положения горожан, крестьян и служилых людей. В 1646 правительство ввело крайне обременительный для трудового люда косвенный налог на соль. В 1646—1648 годы с широким применением насильственных мер взыскивались недоимки по государственным налогам за многие годы, а также недоборы по соляной пошлине, несмотря на её отмену в 1647. Продолжало увеличиваться частно-феодальное землевладение в городах, против которого вела упорную борьбу основная масса горожан. В итоге было завершено «Соборное уложение», удовлетворившее основные интересы дворянства, верхушки купечества и отдельные требования широких кругов горожан.

Псковское восстание 1650 года, крупнейшее антифеодальное городское восстание в России. Главной причиной восстания было резкое обострение классовых противоречий между феодально-крепостническим государством и основной массой горожан (купцов, ремесленников и др.) и служилых людей «по прибору». Поводом к восстанию послужила спекуляция зерном, предпринятая правительством в Пскове и в его землях, что резко повысило стоимость продуктов питания. В результате была восстановлена власть правительства. Руководители восстания были арестованы, сосланы и подвергнуты пыткам.

Новгородское восстание 1650 года, антифеодальное городское восстание. Причины Новгородского восстания крылись в обострении классового антагонизма между феодально-крепостническим государством и основной массой горожан, стрельцов и др. служилых людей, в усилении противоречий между богатым купечеством и низшими слоями горожан. Поводом к восстанию послужила правительственная спекуляция зерном, связанная с закупкой хлеба для Швеции в пограничных с нею городах, в силу чего подорожал хлеб, усилилось недовольство народа. Восстание провалилось, а после подавления восстания в Пскове власти отправили активных участников Новгородского восстания в ссылку.

Московское восстание 1662 года («Медный бунт») было вызвано финансовой катастрофой в государстве и тяжёлым экономическим положением трудовых масс города и деревни в результате резкого роста податного гнёта в ходе войн России с Польшей и Швецией. Массовый выпуск правительством медных денег с 1654, приравненных к стоимости серебряных денег, и их значительное обесценивание к середине 1662 года в 6—8 раз привели к резкому вздорожанию продуктов питания, огромной спекуляции, злоупотреблениям и массовой подделке медных монет. В ходе расправы и последующих казней было убито, потоплено, повешено и казнено около 1 тыс. человек, до 1,5—2 тысяч повстанцев сослано (с семьями до 8 тыс. чел.). Несмотря на поражение, Московское восстание 1662 привело к отмене медных денег и другим уступкам правительства.

Историей начала церковного раскола можно считать тот момент, когда речь Никона и Аввакума заходила о выборе образцов, по которым надлежало производить исправления для церковных служб. Одни считали, что за основу нужно положить древнерусские рукописные книги (Аввакум), другие - греческие оригиналы (Никон). В 1652 году Никон становится патриархом и сразу же проводит церковную реформу. Никон заменил обычай креститься двумя пальцами троеперстием. В богослужебные книги вписывали слова, по сути равнозначные, но по форме другие, произошла замена и других ритуалов. В 1654, 1656 годах проходят церковные соборы, отлучение и ссылка противников реформы. В 1658 - произошел разрыв между Никоном и Алексеем Михайловичем, когда Никон стал претендовать на государственную власть, стал занимать место Алексея Михайловича во время его отсутствия и когда подчеркивал превосходство духовной власти над светской. Церковный собор 1666 г. вынес приговор о низложении Никона и ссылке его простым монахом в северный Ферапонтов монастырь. Вместе с тем, церковный собор объявил проклятие всем противникам реформы. После этого раскол между реформатами и старообрядцами разгорелся с гораздо большей силой. Преследования старообрядцев вынудили их уйти в глухие места - на Север, в Заволжье. Официальная церковь пошла на компромисс со светской властью. Церковный Собор 1667 г. подтвердил независимость духовной власти от светской. По решению этого же собора был упразднен Монастырский приказ, а также отменялась практика суда светского учреждения над духовенством.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 754; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.254.35 (0.005 с.)