Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Украинская культура в ХІХ ст.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Большие изменения в общественно-экономической жизни Украины, которые произошли во второй половине XIX века, побудили заметное оживление культурной жизни украинского народа. Эпоха бурного развития промышленного капитализма, нуждался более передовой науки, техники и образования, завершение формирования украинской нации, развитие национально-освободительной борьбы, передовые идеи общин - все это, почти, повлекло глубокие изменения не только в сфере материальной, но и духовной культуры в Украине в пореформенную эпоху. Для развития товарно-рыночных отношений необходимы были люди, ко-и | ii имели хотя бы минимум элементарных знаний. Поэтому образование второй половины XIX в. претерпела заметных изменений, хотя в целом ее развитие оставлял желать лучшего. Школ для обучения детей простого народа не хватало, да и привлечение молодежи к учебе был поставлен слабо. Поэтому более 70% детей школьного возраста оставалось вне учебы. Вот почему по данным переписи 1897 г. в Украине 87% населения было неграмотным, что стало следствием политики колониального гнета. Царизм тормозил развитие образования в Украине еще и тем, и прежде всего тем, запрещавший обучения на родном языке. В этих условиях решающую роль в распространении образования в Украине должны были сыграть созданные представителями прогрессивной интеллигенции воскресные школы. Такое название они получили потому, что обучение в них проводилось в воскресенье и в нерабочие дни. Эти школы организовывались в Киеве, Харькове, Чернигове, Екатеринославе, Полтаве, Одессе и многих других городах, a иногда и в селах. Сначала правительство не отрицал их основания. Большую роль в открытии и улучшении работы воскресных школ сыграл тогдашний попечитель Киевского и Одесского учебных округов, известный уже тогда ученый-хирург и педагог, профессор М.И. Пирогов. Прославилась развитием воскресных школ в Харьковской и близлежащих губерниях талантливая поэтесса, педагог-просветитель, автор методических работ по обучению грамоте взрослых Христина Алчевская. Она основала в Харькове первую женскую воскресную школу. В воскресных школах охотно учились как взрослые, так и дети. Тем более, что обучение во многих из них велось на родном украинском языке. Именно потому, что многие воскресных школ находилось под влиянием национально-освободительных идей общин, правительство запретило в 1862 г. эти школы, и только y 1864 их частично восстановили под строгим надзором органов власти. Преследовались все образовательные прогрессивные идеи, особенно украинская речь. Так, в Российской империи украинский язык в 1864 г. было издано 12 книг и брошюр, в 1865 г. - 5, а в 1866 г. - не выдано ни одной. Непосредственно в Украине с 1863 по 1872 г. на украинском языке не издано ни одной книги. Значительный вклад в развитие математической Приднепровье сделали земства, покрывшие сетью собственных школ Левобережья и Южную Украину. Земскую образование часто возглавляли передовые, прогрессивные люди, которые способствовали внедрению в обучение математике, истории, литературы, географии и природоведения, работали над улучшением методики преподавания, вытесняли схоластику и зазубривания. Характерный показатель: на Правобережье земства начали действовать только в 1911 p., i поэтому этот край стоял на последнем месте в империи по уровню грамотности. Здесь функционировали церковно-приходские школы. На Западной Украине система народного образования была более развита, хотя и здесь насаждались чуждые польский и немецкий языки. На маленькой Буковине три украинские гимназии, учительская семинария, украинские начальные школы действовали в каждом селе. Сеть украинских гимназий в городах и школ в селах существовала и в Галичине. Чтобы обеспечить растущие потребности экономики в образованных кадрах, правительству пришлось увеличить количество средних и высших заведений. На конец XIX века в Украине действовало 129 гимназий, 19 реальных училищ и 17 коммерческих. Образованных специалистов готовили Киевский, Харьковский, а с 1865 г. также открыт Новороссийский (Одесский) университеты и основаны в конце XIX в. Харьковский технологический институт, Киевский политехнический институт, Екатеринославское высшее горное училище, Нежинский историко-филологический институт. На Западной Украине - Львовский университет, Львовский политехнический институт. В 1875 p., на базе духовной семинарии, в Черновцах открыт университет, в составе трех факультетов, который стал пятым в Украине. Преподавание в нем велось на немецком языке. Но количество выпускников вузов и гимназий была мизерной. Они составляли: со средним образованием - 1% населения Украины, а с высшим образованием - лишь около 0,1%. В высших учебных заведениях бралась высокая плата за обучение, поэтому они почти недоступны для трудящихся, и в них преимущественно учились дети состоятельных родителей - дворян, священников, мещан, купцов
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.134.139 (0.008 с.) |