Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Истоки украинской ментальности.

Поиск

Украинский этнос возник и формировался в собственном этническом ареале. Украинские плодородные земли, мягкий и умеренный климат, вечные Днепр и Карпаты стали для украинцев не столько элементами среды обитания, сколько их неизменным домом, их миром, кладезью национальной духовности и культуры. Образ родной земли для украинца неразрывно связан с образом матери, что находит отражение в национальном фольклоре, поэзии и литературе.

Основными национально-специфичными признаками украинского менталитета являются: доминирующая над рациональностью эмоциональность, сентиментальность, чувственность и лиризм, прекрасное чувство юмора. Многие из упомянутых характеристик присущи «кардиоцентризму» (т.н. философии сердца): способу познания мира преимущественно с помощью чувств, а не разума. Чувство, интуиция для традиционного украинца важнее доказательств, поэтому в украинских песнях столько лиризма, нежности и грусти.

Украинская ментальность, видимо еще со времен Запорожской Сечи, зиждется на индивидуализме - в отличие, например, от японской, где главенствуют коллективистские приоритеты. Вольнолюбивый казак-индивидуалист, непосредственное воплощение украинского духа, больше всего ценил свою свободу и свободу отдельно взятого человека. Семья - главная общественная единица украинца, где воочию можно убедиться, что украинскому этносу так же присущи: трудолюбие, бережливость, умение радоваться жизни, гостеприимность и прочие качества, живописно представленные в народных легендах и историях.

В силу свойственной украинцам эмоциональности, для них характерен высокий уровень использования жестикуляции. Приветствие обычно сопровождается рукопожатием, несущим определенный смысл. К примеру, если вам подали два пальца - высокомерное приветствие; протянули ладонь лодочкой – выразили смущение; долго жмут руку не отпуская - выражают дружеский или фамильярный интерес. Для народов, использующих жестикуляцию в незначительной степени, например, финнов или шведов, украинское общение кажется сильно насыщенным жестами.

Культура скифов.

В науке усиливаются попытки проследить культурогенез народов Евразии со времен палеолита. В частности, варианты обрядов захоронений, ряд символов и изображений, элементы звериного стиля (лошадка палеолитической Сунгири) и т. п. находят аналоги через 20 — 23 тыс. в культурах евразийских народов.

[править]Искусство

Среди художественных изделий, обнаруженных в погребениях скифов, наиболее интересны предметы, декорированные в зверином стиле: обкладки колчанов и ножен, рукоятки мечей, детали уздечного набора, бляшки (использовавшиеся для украшения конской сбруи, колчанов, панцирей, а также в качестве женских украшений), ручки зеркал, пряжки, браслеты, гривны и т. д.

Наряду с изображениями фигур животных (оленя, лося, козла, хищных птиц, фантастических животных и т. д.) на них встречаются сцены борьбы зверей (чаще всего орла или другого хищника, терзающего травоядное животное). Изображения выполнялись в невысоком рельефе при помощи ковки, чеканки, литья, тиснения и резьбы, чаще всего из золота, серебра, железа и бронзы. Восходящие к образам тотемных предков, в скифское время они представляли различных духов и играли роль магических амулетов; кроме того, они, возможно, символизировали силу, ловкость и храбрость воина.

Несомненный признак скифской принадлежности того или иного изделия — особый способ изображения животных, так называемый скифский звериный стиль [13]. Животные всегда изображаются в движении и сбоку, но с обращённой в сторону зрителя головой.

Особенностями скифского звериного стиля являются необычайная живость, характерность и динамика образов, замечательная приспособленность изображений к формам предметов. В искусстве скифов IV—III вв. до н. э. образы животных получали все более орнаментальную, линейно-плоскостную трактовку. Существовали и каменные, сильно схематизированные изваяния скифов-воинов, устанавливавшиеся на курганах. С V в. до н. э. греческие мастера изготовляли предметы декоративно-прикладного искусства для скифов, сообразуясь с их художественными вкусами. Известнейшие памятники искусства скифов, живших на территории Европейской части бывшего СССР (а также древнегреческих произведений), найдены в Келермесских курганахи курганах Карагодеуашх, Куль-Оба, Солоха, Чертомлык, Толстая Могила и др.; уникальные настенные росписи открыты в Неаполе Скифском.

[править]Мифология

Основная статья: Скифская мифология

Мифология скифов имеет многочисленные иранские и индоевропейские параллели, что в ряде работ по язычеству показали академик Б. А. Рыбаков и профессор Д. С. Раевский и развивают современные исследования.

Геродот отмечал, что в каждой области Скифии было святилище Ареса, которого на вершине огромных куч хвороста символизировал меч[14]. Геродот перечисляет названия следующих божеств[15]: Табити (Гестия в греческой мифологии), Папайос (Зевс), Апи (Гея), Ойтосир (Аполлон), Аргимпаса (Афродита Урания), Фагимасад (Посейдон); кроме того, он упоминает о Геракле и Аресе. Табити, божество семьи, домашнего очага, пользовалось особым уважением, считалась покровителем скифов. Поклясться очагом, домашним божеством начальника — величайшая клятва; ложная клятва этим божеством причиняла, по мнению скифов, болезнь начальнику. Изображением бога войны (Ареса, как его назвал Геродот по аналогии с греческой мифологией) был меч; раз в год ему приносили жертву — различных животных (в частности, лошадей) и пленных, из ста — одного.

В целом скифская мифология, с учетом находок археологов, сложна и многообразна, требует учета большого круга источников

Военное дело

Бой славян со скифами (В. М. Васнецов)

У скифов первыми среди народов континента конница стала действительно основным видом войск, численно преобладавшим над пехотой, а во время переднеазиатских походов — единственной силой.

Скифы первыми (насколько позволяют судить источники) в истории войн успешно применили стратегическое отступление с целью коренного изменения соотношения сил в свою пользу. Они первыми пошли на разделение войска на две взаимодействующие части с постановкой отдельных задач перед каждой из них. В военной практике они удачно применили способ ведения войны, удачно названной античными авторами «малой войной». Они продемонстрировали умелое ведение значительных по объёму кампаний на обширном театре военных действий, приведших к изгнанию измотанных войск противника (война с Дарием) или разгрома значительных масс противника (разгром Зопириона, битва при Фате).

Во втором веке до н. э. скифское военное искусство уже устарело. Скифам наносят поражения фракийцы, греки и македонцы.

Скифское военное ремесло получило два продолжения: у сарматов и парфян, с упором на тяжелую конницу, приспособленную к ближнему бою и действующую в сомкнутом строю, и у восточных кочевников: саков, тохаров, позднее — тюрков и монголов, с упором на дальний бой и связанное с изобретением принципиально новых конструкций луков.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.151.11 (0.007 с.)