Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Украинская культура в ХVIII ст.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Но эти слова лишний раз подчеркивают, что всякая песня является всего лишь поэтической формой мечты. На самом же как социальная, так и политическое неравенство в Украине никогда не переводился. Примером того является отношение к украинскому народу каждого нового политического режима. Действительно, как Польша в 1569 г., так теперь Россия в 1783 г. не только полностью закрепостила крестьян, но и был ликвидирован Юрьев день. Одновременно происходил наступление самодержавия и на украинские города. Если по Польше много украинских городов пользовались магдебургским правом, то уже в 1775 г. городское самоуправление в Украине были упразднены, а за несколько лет перед тем первым был арестован весь магистрат и забрано грамоты Киева. Церковный характер образования в Украине. Киево-Мо-гилянська академия и коллегии. Киев имел ведущее место в духовной жизни украинского народа еще с первой половины XVII в. и удерживал его до конца XVIII в. Церковь на протяжении этого столетия еще сохраняет одну из главных своих назначений - быть очагом образования. Под эгидой церкви продолжает развиваться Киево-Мо-гилянська коллегия, которая в 1700-1701 pp. была преобразована в академию. По ее образцу были созданы другие православные коллегии: на Левобережье - Черниговская коллегия с 1700 p.; Харьковская коллегия с 1734 г. и коллегия в Переяславе с 1738 p., которая называлась то семинарией, то коллегией. Возникли также первые профессиональные школы: госпитальные, артиллерийские и штурманские. Преподавание в них велось на латинском языке. По структуре все коллегии были подобны Киево-Моги-лянськои академии. Обучение в коллегиях было доступным для всех слоев населения Украины и сыграло выдающуюся роль в распространении образования и науки. Коллегия состояла из 7-8 классов, в них изучались восемь освобожденных искусств. Со второй половины XVIII века, после того как по приказу Екатерины II у монастырей отобрали земли, которые были основным источником существования коллегий на Левобережье, эти центры образования постепенно исчезли. В Киево-Могилянской академии ежегодно училось свыше 1000 спудеев (студентов). Талантливых из них посылали для завершения образования в западноевропейских университетов. Хотя академия и не была школой национальной в полном смысле этого слова - содержание и форма (язык и прочее) науки были довольно далеки от народных нужд, все же это был образовательное учреждение высшего качества. С годами ряд выдающихся воспитанников академии стала носителем образования на Московии. Среди многих можно вспомнить М. В. Ломоносова, который учился здесь в 1733 г. Не менее яркой личностью был и воспитанник академии знаменитый писатель и философ Григорий Саввич Сковорода. Однако самодержавие, усматривая в этом образовательном учреждении центр духовной оппозиции против своих посягательств, прилагало все усилия, чтобы превратить академию в обычную богословскую школу, и почти достигло своего. На старых принципах академия существовала до конца XVIII в. При академии существовала бурса для содержания менее состоятельной части учащихся. Бурса (от латинского слова - кошелек, сумка) была общежитием для бедных студентов, а в Украине - это духовная школа вообще. При Екатерине II уже были железными старания казацкой старшины превратить академию в университет. Российское правительство начало активную ликвидацию украинских школ, доступных народу. Надо сказать, что в Киево-Могилянской академии рядом сидели дети простых казаков и гетманов, духовные и светские. Зато учреждаются школы московские. Они не были плохими, но они были одинаковыми и в России, и на Кавказе, и в Украине. К тому же они были доступны лишь для состояний привилегированных. Начальные школы. Как считает Н. Полонская-Василенко, в XVIII в. почти каждое село имело свою начальную (партикулярные) школу. Существовали эти школы при церквях и обучали в них благодарности. В I половине века в семи из десяти полков было 866 школ на 1099 поселений, то есть одна школа приходилась на 1000 душ. Со временем, в 1768 г. на территории позднейших уездов Черниговского, Городенского и Сосницкого было 134 школы, и на каждую приходилось 746 душ насленння. Интересно, что почти через сто лет на этой территории осталось только 52 школы, и на каждую приходилось 6750 душ населения. Важным было то, что эти школы учреждало же населенный, которое понимало необходимость обучения. Учителями были странствующие дьяки, которых называли дидаскалами. Средства общины удерживали дьяка и нанимали помещение под школу. Правда, не всегда такая школа отвечала простейшим требованиям. Ниже приводится студенческий стихотворение той поры, который позволяет представить нищую жизнь странствующих учителей и спудеев: В школе топлено, Так тоже и на кухне нич не ные. В школе топлено, нится где согретые, а что же я беден мире оказывать... А еще еден брат за мной зубами скрежещет, а то все, господа, щося объема кушать хочет... История. Духовенство Украине, в руках которого был такой мощное средство культурного влияния как Киево-Могилянская академия, через сьою аполитичность потеряло ведущее положение. Так же заперлись в узких рамках литературного любительства украинские писатели и перестали быть оружием масс. Однако духовная жизнь в Украину не замерла. Этом все же способствовали прежде всего художественная литература, исторические труды. XVIII в. оставило нам в наследство казацкие летописи. Казаки писали в боях оружием и кровью, а со временем переписывали на бумагу и хранили потомкам в пример. В конце XVII и начале XVIII в. появляются казацкие летописи, «Летопись Самовидца» был написан, видимо, Романом Ракушкой, принимавший участие в освободительной войне и закончил жизнь протопопом Стародубсышм.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.119.34 (0.006 с.) |