Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Украинская культура в ХVIII ст.

Поиск

Но эти слова лишний раз подчеркивают, что всякая песня является всего лишь поэтической формой мечты. На самом же как социальная, так и политическое неравенство в Украине никогда не переводился. Примером того является отношение к украинскому народу каждого нового политического режима.

Действительно, как Польша в 1569 г., так теперь Россия в 1783 г. не только полностью закрепостила крестьян, но и был ликвидирован Юрьев день. Одновременно происходил наступление самодержавия и на украинские города. Если по Польше много украинских городов пользовались магдебургским правом, то уже в 1775 г. городское самоуправление в Украине были упразднены, а за несколько лет перед тем первым был арестован весь магистрат и забрано грамоты Киева.

Церковный характер образования в Украине. Киево-Мо-гилянська академия и коллегии. Киев имел ведущее место в духовной жизни украинского народа еще с первой половины XVII в. и удерживал его до конца XVIII в. Церковь на протяжении этого столетия еще сохраняет одну из главных своих назначений - быть очагом образования. Под эгидой церкви продолжает развиваться Киево-Мо-гилянська коллегия, которая в 1700-1701 pp. была преобразована в академию. По ее образцу были созданы другие православные коллегии: на Левобережье - Черниговская коллегия с 1700 p.; Харьковская коллегия с 1734 г. и коллегия в Переяславе с 1738 p., которая называлась то семинарией, то коллегией. Возникли также первые профессиональные школы: госпитальные, артиллерийские и штурманские.

Преподавание в них велось на латинском языке. По структуре все коллегии были подобны Киево-Моги-лянськои академии. Обучение в коллегиях было доступным для всех слоев населения Украины и сыграло выдающуюся роль в распространении образования и науки. Коллегия состояла из 7-8 классов, в них изучались восемь освобожденных искусств. Со второй половины XVIII века, после того как по приказу Екатерины II у монастырей отобрали земли, которые были основным источником существования коллегий на Левобережье, эти центры образования постепенно исчезли.

В Киево-Могилянской академии ежегодно училось свыше 1000 спудеев (студентов). Талантливых из них посылали для завершения образования в западноевропейских университетов. Хотя академия и не была школой национальной в полном смысле этого слова - содержание и форма (язык и прочее) науки были довольно далеки от народных нужд, все же это был образовательное учреждение высшего качества. С годами ряд выдающихся воспитанников академии стала носителем образования на Московии. Среди многих можно вспомнить М. В. Ломоносова, который учился здесь в 1733 г. Не менее яркой личностью был и воспитанник академии знаменитый писатель и философ Григорий Саввич Сковорода. Однако самодержавие, усматривая в этом образовательном учреждении центр духовной оппозиции против своих посягательств, прилагало все усилия, чтобы превратить академию в обычную богословскую школу, и почти достигло своего.

На старых принципах академия существовала до конца XVIII в. При академии существовала бурса для содержания менее состоятельной части учащихся. Бурса (от латинского слова - кошелек, сумка) была общежитием для бедных студентов, а в Украине - это духовная школа вообще.

При Екатерине II уже были железными старания казацкой старшины превратить академию в университет. Российское правительство начало активную ликвидацию украинских школ, доступных народу. Надо сказать, что в Киево-Могилянской академии рядом сидели дети простых казаков и гетманов, духовные и светские. Зато учреждаются школы московские. Они не были плохими, но они были одинаковыми и в России, и на Кавказе, и в Украине. К тому же они были доступны лишь для состояний привилегированных.

Начальные школы. Как считает Н. Полонская-Василенко, в XVIII в. почти каждое село имело свою начальную (партикулярные) школу. Существовали эти школы при церквях и обучали в них благодарности.

В I половине века в семи из десяти полков было 866 школ на 1099 поселений, то есть одна школа приходилась на 1000 душ. Со временем, в 1768 г. на территории позднейших уездов Черниговского, Городенского и Сосницкого было 134 школы, и на каждую приходилось 746 душ насленння. Интересно, что почти через сто лет на этой территории осталось только 52 школы, и на каждую приходилось 6750 душ населения. Важным было то, что эти школы учреждало же населенный, которое понимало необходимость обучения. Учителями были странствующие дьяки, которых называли дидаскалами. Средства общины удерживали дьяка и нанимали помещение под школу. Правда, не всегда такая школа отвечала простейшим требованиям. Ниже приводится студенческий стихотворение той поры, который позволяет представить нищую жизнь странствующих учителей и спудеев:

В школе топлено, Так тоже и на кухне нич не ные. В школе топлено, нится где согретые, а что же я беден мире оказывать... А еще еден брат за мной зубами скрежещет, а то все, господа, щося объема кушать хочет... История.

Духовенство Украине, в руках которого был такой мощное средство культурного влияния как Киево-Могилянская академия, через сьою аполитичность потеряло ведущее положение. Так же заперлись в узких рамках литературного любительства украинские писатели и перестали быть оружием масс. Однако духовная жизнь в Украину не замерла. Этом все же способствовали прежде всего художественная литература, исторические труды. XVIII в. оставило нам в наследство казацкие летописи. Казаки писали в боях оружием и кровью, а со временем переписывали на бумагу и хранили потомкам в пример.

В конце XVII и начале XVIII в. появляются казацкие летописи, «Летопись Самовидца» был написан, видимо, Романом Ракушкой, принимавший участие в освободительной войне и закончил жизнь протопопом Стародубсышм.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.119.34 (0.006 с.)