Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Санкции и практика их примененияСодержание книги Поиск на нашем сайте
1. Большинство видов поставления в опасность вызывает в основном одинаковую ответственность (см. табл. 1). Несколько более тяжкое наказание установлено за поставление в опасность нарушением правил движения и эксплуатации железнодорожного, водного и воздушного транспорта (ч. 1 ст. 82) и незаконным ношением, хранением, изготовлением, сбытом взрывчатых веществ (ч. 1 ст. 213), поскольку в этих случаях создается конкретная угроза для многих людей и значительных материальных ценностей. Наиболее суровой является санкция за содержание притонов для потребления наркотиков (ст. 221). Особая опасность этого преступления состоит в том, что систематическое потребление наркотиков, чему содействует содержание притонов, ведет к моральному и физическому разложению потерпевшего, связано с фактическим причинением вреда его здоровью, хотя это и выходит за рамки состава, и создает, как уже отмечалось, отдаленную угрозу здоровью нации. В сравнении с большинством санкций за поставление в опасность несколько более мягким является наказание за загрязнение водоемов и воздуха (ст. 218) и нарушение правил техники безопасности во взрывоопасных предприятиях (ч. 1 ст. 211). Последнее вызывает возражение. Нарушение правил безопасности во взрывоопасных цехах — более тяжкое Таблица 1
* Условные обозначения: Л — лишение свободы; С — ссылка; И — исправительные работы; Ш — штраф; УД — увольнение от должности; ОП — общественное порицание; ЛПЗ — лишение права заниматься врачебной деятельностью; МОВ — меры общественного воздействия. В таблице приведены максимальные наказания, а в ст. 82 — и минимальные. Наказания, перечисленные в одной графе, являются альтернативными. Не указаны дополнительные наказания.
преступление, чем такое же нарушение на иных предприятиях. Весь смысл выделения этих нарушений в самостоятельный состав преступления состоит в том, что во взрывоопасных цехах они угрожают значительно более тяжкими последствиями. Поэтому за поставление в опасность на взрывоопасных предприятиях следует предусмотреть наказание более строгое, чем за аналогичные нарушения на иных предприятиях, как это и установлено отдельными уголовными кодексами (например, УК Каз. ССР, ст. 208, ч. 3). 2. В числе основных наказаний за поставление в опасность имеются: ссылка, штраф, лишение права заниматься врачебной деятельностью и увольнение от должности. Поскольку в соответствии со ст. 21 УК эти наказания могут применяться в качестве основных и дополнительных, в судебной практике возник вопрос, могут ли они, если не применены как основные, назначаться в качестве дополнительных. Так, например, народный суд Заводского района г. Минска приговорил С. по ч. 1 ст. 211 к штрафу и увольнению от должности[318]. Судебная коллегия по уголовным делам Минского областного суда, основываясь на том, что в данном случае применено два основных наказания, предусмотренных ч. 1 ст. 211 УК, одно из них (штраф) исключила[319]. Вопрос выходит за рамки только рассматриваемых преступлений и имеет общее значение. Поскольку ссылка (ст. 25), высылка (ст. 26) и штраф (ст. 30) могут назначаться в качестве основных и дополнительных наказаний только в случаях, специально предусмотренных законом, постольку они (если не избраны в качестве основных) не могут назначаться и в качестве дополнительных. Нельзя поэтому, приговаривая, например, по ст. 221 к лишению свободы, применить как дополнительное наказание ссылку или по ст. 137 присоединить к лишению свободы штраф. Такое присоединение было бы нарушением закона. Обсуждаться может лишь вопрос о применении в качестве дополнительного наказания запрещения занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст. 29) и увольнения от должности (ст. 31), если они не применены в качестве основных. В судебной практике РСФСР частично вопрос получил разрешение в постановлении № 4 пленума Верхов-
ного суда от 10 июня 1961 г. «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Уголовного и Уголовно-процессуального кодекса РСФСР 1960 года»[320]. Пункт 8 этого постановления говорит: «В соответствии со ст. 29 УК РСФСР[321] лишение права занимать определенные должности может быть назначено в качестве основного или дополнительного наказания. При этом закон не исключает возможности применения этой дополнительной меры наказания и по тем статьям УК РСФСР, санкция которых предусматривает лишение права занимать определенные должности в качестве одной из основных мер наказания». Такое решение представляется правильным и отвечает интересам борьбы с преступностью. Однако его следует распространить и на лишение права заниматься определенной деятельностью и на увольнение от должности, которые также могут применяться в качестве дополнительной меры и по тем статьям уголовного кодекса, санкции которых предусматривают возможность применения их в качестве одной из основных мер наказания. Таким образом, увольнение от должности можно присоединить к лише-нию свободы или исправительным работам (по ч. 1 ст. 137 УК) и к исправи-тельным работам или штрафу (по ч. 1 ст. 211 УК), а лишение права занимать-ся врачебной деятельностью — к лишению свободы (по ч. 1 ст. 114 УК). Применяя дополнительное наказание из числа названных в санкции в качестве одной из основных, суд должен указать в приговоре, какое наказание является основным и какое дополнительным. При этом должны соблюдаться требования ст. 21 УК о тяжести наказаний: дополнительное наказание не может быть более тяжким, чем основное. Соответственно этому нельзя, например, к штрафу — основному наказанию — присоединить лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. 3. В санкции за незаконное врачевание (ст. 216) указывается на возможность применения мер общественного воздействия. Тем самым соответственно ч. 2 ст. 49 УК лицо, впервые совершившее такое преступление, может быть освобождено от уголовной ответственности с передачей дела на рассмотрение товарищеского суда.
За незаконное врачевание в качестве максимального наказания может быть назначено лишение свободы сроком на один год. В то же время ст. 218 УК с максимальной санкцией в один год исправительных работ не содержит указаний на возможность применения мер общественного воздействия. Очевидно, это можно объяснить тем, что субъектом преступления, предусмотренного ст. 218 УК, в большинстве случаев могут быть руководители или лица, входящие в руководящий состав промышленных и коммунальных предприятий. Максимальное наказание за многие другие преступления поставления в опасность также не превышает одного года лишения свободы, вследствие чего возникает вопрос о возможности применения и в этих случаях мер общественного воздействия. Степень опасности преступления определяется по максимуму установленного законодателем наказания. Другого основного мерила опасности не существует. Поэтому все преступления поставления в опасность с максимальным пределом наказания в один год лишения свободы законодатель по существу считает одинаково опасными. И если в случае, предусмотренном ст. 216, прямо говорится о возможности применения мер общественного воздействия, то такие же меры могут быть применены и в остальных случаях, где предусмотренное законом наказание не превышает года лишения свободы[322]. Правовым основанием для применения мер общественного воздействия является здесь ч. 3 ст. 49 УК, согласно которой лицо может быть освобождено от уголовной ответственности с передачей дела на рассмотрение товарищеского суда, когда лицо впервые совершило «малозначительное преступление, если по характеру совершенного деяния и личности виновного он может быть исправлен без применения наказания, с помощью мер общественного воздействия». Таким образом, за большинство преступлений поставления в опасность могут быть применены меры общественного воздействия. И главное заключается не в том, будет ли виновный подвергнут уголовному наказанию или дело о нем передано в товарищеский суд для применения мер общественного воздействия, а в суровой государственной оценке поставления в опасность жизни, здоровья и материальных ценностей, которая достига-
ется признанием поставления в опасность преступлением. Понятие «малозначительное преступление» должно быть уточнено указанием на определенный формальный критерий, который и следует ввести в ч. 3 ст. 49 УК. Из всех советских уголовных кодексов такой критерий содержит лишь УК Груз. ССР, признающий малозначительным такое преступление, за которое может быть назначено лишение свободы на срок не свыше одного года или другое более мягкое наказание (ст. 52). Отсутствие в нашем уголовном кодексе подобного указания ведет к разнобою в судебной практике и вовсе не способствует укреплению социалистической законности[323]. 4. Санкции за поставление в опасность, содержащиеся в действующем кодексе, несмотря на отдельные их недостатки, способны обеспечить успешную борьбу с этими преступлениями. Дело, однако, обстоит так, что в большинстве случаев они на практике не применяются. Дел о нарушениях правил безопасности труда, которые не повлекли, но могли повлечь смерть или телесные повреждения, в судебной практике БССР в 1956 – 1962 гг. не было. Не было также случаев привлечения к судебной ответственности за загрязнение водоемов, хотя и это преступление встречается нередко[324]. Редко применяется на практике ч. 2 ст. 82 УК. Количество осужденных по этой части ст. 82 работников железнодорожного транспорта совсем незначительно от общего количества зарегистрированных случаев «брака особого учета»[325]. В это же время случаев применения ч. 2 ст. 82 к работникам водного транспорта не было. Не является ли отсутствие или малое количество дел в суде следствием широкого применения органами прокуратуры БССР мер общественного воздействия в порядке ст.ст. 49 и 50 УК? В Минске и Минской области в 1961 – 1962 гг. органы прокуратуры лишь в двух случаях применили ст.ст. 49 и 50 УК и то в отношении лиц, совершивших преступление, предусмотренное ч. 3 ст. 137 УК. Случаев применения в эти годы ст.ст. 49 и 50 за нарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 137 и ч. 2 ст. 82 УК, не было[326].
Подавляющее число уголовно наказуемых случаев поставления в опасность не доходит до прокуратуры вследствие установленного порядка их расследования. Соответственно Положению о техническом инспекторе, утвержденному Президиумом ВЦСПС 17 января 1958 г.[327], он имеет право привлекать к ответственности лиц администрации, виновных в нарушении правил техники безопасности и производственной санитарии, «путем наложения штрафа (в установленных размерах) или передачи материалов о нарушителях следственным органам» (ст. 6). Положение о Всесоюзной государственной санитарной инспекции, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 21 ноября 1949 г.[328], указывает, что в случаях загрязнения воздуха или водоемов органы этой инспекции ставят вопрос о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности, налагают денежные штрафы, а «в необходимых случаях возбуждают перед органами прокуратуры вопрос о привлечении виновных к уголовной ответственности» (п. «в» ст. 8). На основании Инструкции о порядке служебного расследования случаев брака в поездной и маневровой работе, утвержденной 22 августа 1960 г. заместителем министра путей сообщения СССР, расследование браков особого учета на железной дороге производят сами работники железнодорожной администрации: начальник отделения дороги, ревизор по безопасности движения отделения, начальники отделов отделений дороги, начальники дистанций пути, сигнализации и связи, локомотивных и вагонных депо, станций, участков энергоснабжения и др., по хозяйству которых учитывается брак (ст. 2). Инструкция о порядке служебного расследования и учета аварий и аварийных происшествий на внутренних водных путях от 19 мая 1960 г. указывает, что об авариях и аварийных происшествиях начальник пароходства, бассейнового управления пути, управления судоходного канала, а также начальник судоходной инспекции бассейна немедленно информирует соответствующие управления речного флота, «а в необходимых случаях и органы прокуратуры» (§ 11). Практика свидетельствует о том, что соответствующие лица не находят «необходимых случаев», чтобы
сообщать о них прокуратуре, и последняя оказывается не осведомленной не только о нарушениях, создавших конкретную опасность, но, что касается водного транспорта, и об авариях и аварийных происшествиях. Пользуясь правами, предоставленными названными положениями и инструкциями, технический инспектор, органы санитарного надзора, железнодорожная администрация и судоходная инспекция ограничиваются применением за нарушения, создающие конкретную опасность, мер дисциплинарного или административного воздействия и дел в прокуратуру не передают. Между тем если нарушение образует состав преступления, то определение характера ответственности должно принадлежать прокуратуре, которая передает дело в суд либо применяет ст. 49 или ст. 50 УК. Упоминаемые положения и инструкции о порядке расследования поставлений в опасность следует привести в соответствие с нормами уголовного кодекса. Передача материалов о нарушителях следственным органам должна быть обязанностью технического инспектора, органов санитарного надзора, железнодорожной администрации, судоходной инспекции, если нарушение образует состав преступления. В сложившейся практике в определенной мере повинны и органы прокуратуры, которые не пользуются правом проверки законности решений, принимаемых должностными лицами в связи с правонарушениями, являющимися поставлением в опасность. Как видно, распространены нарушения закона и явная недооценка социальной опасности преступлений поставления в опасность жизни, здоровья и материальных ценностей. 5. Недооценка законов об ответственности за нарушение правил безопасности имеет место даже в тех случаях, когда оно повлекло смерть или телесные повреждения. Число осужденных за нарушения правил техники безопасности, повлекшие смерть или телесные повреждения, невелико по сравнению с количеством нарушений, вызвавших такие последствия. При этом почти нет случаев привлечения к уголовной ответственности за нарушения, явившиеся причиной лишь менее тяжких телесных повреждений.
Количество осужденных в 1960 – 1962 гг. по ч. 1 ст. 82 УК работников железнодорожного транспорта почти соответствует числу крушений. Это означает, что при менее тяжких последствиях (авариях, иных тяжких последствиях) виновные в большинстве своем к судебной ответственности не привлекаются. Количество привлеченных в республике к ответственности по ч. 1 ст. 82 УК работников водного транспорта составляло в 1960 г. 4% и в 1961 г. — 9% от общего количества аварий и аварийных происшествий, имеющих место по вине работников водного транспорта. Хотя количество аварий и аварийных происшествий в 1962 г. по сравнению с 1961 г. значительно возросло, ни одного уголовного дела не было возбуждено. Дела о криминальных абортах, как правило, возбуждаются лишь по материалам, поступившим из больниц. 6. До ноябрьского Пленума ЦК КПСС 1962 г. имели место случаи освобождения от судебной ответственности членов КПСС, хотя они являлись основными виновниками наступивших последствий. Несколько примеров. В приговоре по делу десятника М., признанного виновным в ненадлежащем креплении стенок траншеи во время земляных работ, вследствие чего был засыпан песком и погиб рабочий К., указывается, что основным виновником является главный инженер П., но к уголовной ответственности он не привлекается, так как «за допущенные нарушения наказан в партийном порядке»[329]. Во время спуска двутавровой балки при помощи пеньковой веревки последняя оборвалась, и конец балки ударил по голове К. Хотя руководили спуском балки главный механик завода X. и механик цеха М., что и отмечено в приговоре, за наступивший несчастный случай осужден лишь М.[330] Г. признан виновным в том, что, управляя паровозом, при приближении к переезду не подал оповестительного сигнала, не следил за путями и поэтому поздно заметил стоящий на рельсах состав полувагонов и работавших около него людей[331]. В результате столкновения была убита работница С. Снижая Г. наказание, областной суд указал, что основными виновниками крушения являются Д. — дежурный по станции, который отправил паровоз на ст. П., где произошло крушение, без согла-
сия дежурного этой станции, и исполняющий обязанности начальника железнодорожного цеха Ц., который не принял мер к ограждению выставленных на перегон вагонов установленными знаками. Между тем ни Д., ни Ц. к уголовной ответственности не привлечены. В отношении Д. в деле имеется постановление об отказе в возбуждении против него уголовного дела на том основании, что «он привлечен к партийной ответственности». В таких случаях не только нарушался принцип неотвратимости наказания, но создавалось положение неравенства перед законом, что подрывало авторитет его и правосудия. В докладе на Пленуме ЦК КПСС 19 ноября 1962 г. т. Н.С. Хрущев говорил о том, что совершенно недопустимо, когда отдельные партийные комитеты выгораживают, берут под защиту коммунистов, совершивших преступления. «Нам надо, — говорил Н.С. Хрущев, — неотступно руководствоваться указаниями В.И. Ленина о том, что члены партии не имеют никаких преимуществ и привилегий перед остальными трудящимися, они имеют лишь более высокие обязанности»[332]. 7. Характерной особенностью судебной практики является широкое применение крайне мягких мер наказания и условного осуждения, хотя нарушения правил безопасности повлекли тяжкие последствия. Такие наказания применялись за нарушения правил техники безопасности[333], что уже неоднократно отмечалось в литературе[334], за преступления, предусмотренные ч. 1 ст. 82 УК БССР. Число условно осужденных в 1960 – 1962 гг. по этой части ст. 82 достигло трети общего числа осужденных. Так, например, условно осужден по ч. 1 ст. 82 УК БССР П., признанный виновным в том, что, работая капитаном-механиком и управляя теплоходом с рудовозом на буксире, производил разворот во время движения по реке Струмень без предварительной подачи сигнала и на близком расстоянии от идущего навстречу мотокатера с плотом леса. В результате происшедшего столкновения был опрокинут мотокатер и утонул моторист Б.[335] Такая же мера применена к Л., который, выполняя обязанности дежурного по станции и будучи в нетрезвом состоянии, отправил грузовой поезд на занятый путь, что привело к крушению с причи-
нением материального ущерба на сумму 10 680 руб. (в старых денежных знаках)[336]. Аналогичная карательная политика проводилась и по делам о криминальных абортах, совершенных при отягчающих обстоятельствах. Делать аборт женщине в заведомо антисанитарных условиях и ставить под угрозу ее жизнь и здоровье — тяжкое преступление, заслуживающее серьезного наказания, даже если это касается пожилой женщины или женщины, имеющей малолетних детей, но совершающей такие преступления неоднократно. По изученным делам 58,3% осужденных инкриминировалось неоднократное производство абортов[337], но ко многим все же применялось условное осуждение. Так, например, К., 1929 г. рождения, мать троих детей в возрасте от 4 до 10 лет, домохозяйка, признана виновной в совершении 20 абортов, все за плату. В большинстве случаев ее жертвы попадали в тяжелом состоянии в больницу. Виновная осуждена к условной мере наказания[338]. С., 1900 г. рождения, судима в 1953 году за производство абортов к 5 годам лишения свободы; в 1959 г. снова привлечена за то же к уголовной ответственности. Потерпевшая в тяжелом состоянии доставлена в больницу, где проболела 5 месяцев. С. осуждена к 6 месяцам исправительных работ[339]. К условной мере наказания осуждена М., 1913 г. рождения, неграмотная, работавшая дворником, несовершеннолетних детей не имеет, произвела аборт С. при 5-месячной беременности. Потерпевшая в тяжелом состоянии доставлена в больницу. Перед совершением аборта и после него М. потребляла спиртные напитки[340]. Мы не против применения условного осуждения или наказания ниже низшего предела по ч. 3 ст. 114 УК. Но для такого снисхождения должны быть серьезные смягчающие обстоятельства. Аборты совершаются, как правило, за плату. Среди осужденных есть и такие, которые безжалостно обирают свою жертву. Г., осужденная за производство аборта студентке В.[341], потребовала от нее 150 руб. (в старых денежных знаках). Так как у потерпевшей денег не было, она оставила в залог свое шерстяное платье. Когда
В. вернулась из больницы, Г. потребовала от нее денег, но уже не 150 руб., а 300, продала ее платье за280 руб. и деньги присвоила. Ни в этом, ни во всех остальных случаях вопрос о взыскании денег, добытых преступным путем, ни один суд даже не ставил. Аборт как корыстное преступление должен влечь и имущественное взыскание. Ст. 114 УК не дает возможности применять в качестве дополнительного наказания штраф[342], что затрудняет борьбу с криминальными абортами. Поэтому в санкцию статьи 114 нужно внести указание на возможность применять в качестве дополнительного наказания штраф. Во всяком случае суды должны в соответствии с п. 4 ст. 81 УПК БССР взыскивать сумму, взятую осужденным за производство аборта, и обращать ее в доход государства. При наличии иска с осужденных необходимо также взыскивать убытки, связанные с лечением потерпевшей, и в случае ее смерти расходы на погребение. Хотя участие медицинского персонала в криминальных абортах незначительно, его полному искоренению содействовало бы применение к виновным в качестве дополнительного наказания запрещения права заниматься своей специальностью[343]. Однако суд этого не делает. 8. Как видно, между законами об ответственности за поставление в опасность и практикой их применения образовался значительный разрыв. Такая практика не способна обеспечить успешную борьбу с этими преступлениями. В истории Советского государства был небольшой отрезок времени, когда законы служили формой пропаганды. На XI съезде РКП(б) В.И. Ленин об этом говорил: «У нас была полоса, когда декреты служили формой пропаганды. Над нами смеялись, говорили, что большевики не понимают, что их декретов не исполняют; вся белогвардейская пресса полна насмешек на этот счет, но эта полоса была законной, когда большевики взяли власть и сказали рядовому крестьянину: вот как нам хотелось бы, чтобы государство управлялось, вот декрет, попробуйте. Простому рабочему и крестьянину мы свои представления о политике сразу давали в форме декретов»[344].
Так было в первые месяцы Советской власти, когда она еще не была достаточно сильной, чтобы обеспечить соблюдение всех своих декретов. Полоса, когда законы выполняли только пропагандистскую роль, давно прошла. Сейчас законы не говорят «попробуйте», а требуют от всех граждан строго соблюдать содержащиеся в них предписания, а от соответствующих государственных органов — привлекать к ответственности виновных в несоблюдении этих предписаний. Закон, в частности уголовный закон, сохраняет свое предупредительно-воспитательное воздействие до тех пор, пока он не нарушается или когда его нарушение влечет применение указанных в нем санкций, будь то меры уголовного наказания или общественного воздействия. Если же неоднократные нарушения данного закона остаются вне воздействия, то его предупредительно-воспитательное значение теряется. Так обстоит дело со значительной частью статей уголовного кодекса об ответственности за поставление в опасность. Большая часть наших граждан не читает уголовного кодекса и свои суждения о преступности и наказуемости тех или иных аморальных деяний основывает на судебно-прокурорской практике. Когда деяния, предусмотренные уголовным кодексом в качестве преступных, фактически не преследуются, они и оцениваются этими гражданами, как непреступные. Мало кто знает, что закон считает преступлением само нарушение правил безопасности труда, не повлекшее никаких вредных последствий, но лишь создавшее угрозу наступления таких последствий. Еще меньше людей осведомлено о преступности загрязнения воздуха или водоемов. Все это является следствием того, что соответствующие законы на практике не применяются. Таким образом, создается разрыв между оценкой данных деяний законом и большинством граждан. Сказанным не исчерпываются отрицательные последствия неприменения на практике ряда анализируемых в настоящей работе законов. Главное заключается, пожалуй, в том, что неисполнение указанных законов воспитывает неуважение к законам вообще.
«Мы должны воспитывать уважение к советским законам»[345]. Н.С. Хрущев говорит: «Раз решение принято — никто не имеет права его нарушать. Если кто не согласен с этим решением, то он может внести свои предложения в ЦК, Правительство или Верховный Совет. Но пока это постановление или закон не изменены, ими надо руководствоваться, их нужно строго соблюдать»[346]. Тем более, что не возникает сомнений в необходимости законов, признающих преступлением создание конкретной опасности для жизни, здоровья людей и материальных ценностей.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.42.122 (0.011 с.) |