Формирующий и развивающий подходы педагогической деятельности.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирующий и развивающий подходы педагогической деятельности.



10. Взаимосвязь культуры и образования. Цели и ценности образования.

В настоящее время педагогика, как и другие социально-гуманитарные науки, находится в состоянии обновления и обогащения своего научного аппарата. Об этом свидетельствует появление в категориальном аппарате педагогики таких понятий, как «картина мира», «синергетика», «прогностическая модель», «компетенция». Стремительно входит в категориальный аппарат и понятие «парадигма».

В общей философии образования, которая выступает методологической основой теории образования и воспитания, термин «парадигма» используется для обозначения культурно-исторических типов педагогического мышления и практики.

К основным положениям парадигмы образования Е.В.Бондаревская [55] относит следующие содержательные данности: сущность и назначение образования; отношение учителя к ученику и его позиции в образовательном процессе; определение человекообразующих функций образования (гуманитарной, культурообразующей, функции социализации); содержание образования (аксиологический, когнитивный, деятельностно-творческий, личностный компоненты); педагогические технологи образования.

Образовательная парадигма позволет определить тип педагогического мышления и практики как гуманистический. Это означает, что целью образования в наши дни становится не только формирование профессиональной пригодности, то есть получение знаний, умений и навыков, но и развитие личности, причем с уникальным внутренним пространством и индивидуально-специфическим процессом познания, что определяет приоритетную значимость культуры.

Еще в конце прошлого века был обоснован ряд фундаментальных положений теории культуры, которые могут выступить методологической основой педагогики и образования:

- о надбиологическом, социальном характере культуры как формы человеческого бытия, воплощающей специфику образа жизни человека;

- о «человекотворческой» функции культуры, в силу которой она выступает как способ реализации творческих возможностей индивида;

- о единстве духовной и материальной сторон культуры, неправомерности их противопоставления и обособления;

- о наличии ценностного ядра культуры, утверждаемого и транслируемого системой образования;

- о необходимости системного подхода к изучению культуры;

- о диалоге культур как основе нового гуманистического (гуманитарного) мышления человечества в условиях информационного общества;

- о разнообразии культур и неоправданности европоцентристского взгляда на историческое развитие мировой культуры;

- о поликультурном пространстве образовательного взаимодействия;

- о приоритете обмена ценностями в системе межкультурной коммуникации.

Следовательно, новая педагогика должна ориентироваться не только на науку, то есть рациональный способ познания мира, а на всю культуру в целом, и в установке на синтез дидактики и культуры видится суть новой образовательной парадигмы. Итак, культура не существует вне человека и вне его деятельности, и можно предположить, что каждая культура воплощает специфический набор способов социальной практики конкретного сообщества, нации, обусловленный идеями и ценностями данной кокретной культуры, передающимися от поколения к поколению при помощи традиций, обычаев и новаций. Тем самым культурные системы могут рассматриваться, с одной стороны, как результат уже совершенных действий, а с другой – как одна из основ прогнозирования действия и поведения в будущем.

Таким образом, культура, формируя систему базовых ценностей и социальных стереотипов, предопределяет различные модели поведения людей из разных стран в абсолютно схожих ситуациях. Знание таких особенностей культур особенно важно в условиях поликультурности современного мира.

Тем не менее, к настоящему времени учеными разных стран сформулированы и описаны свыше двадцати различных параметров классификации феноменов культуры. Однако далеко не все они имеют одинаковую практическую ценность и значимость, что существенно осложняет процесс направленного формирования такого интегративного качества личности, как межкультурная компетентность.

Представления о ценности образования базовых ценностях общества

 

В зависимости от ответа, который дается человеком или - более широко - обществом о смысле человеческого существования, формируется и представление о ценности образования как одного из действенных способов передать будущим поколениям свое понимание смысла человеческой жизни. Говоря о ценностях образования, необходимо учитывать три "слоя" ценностей:

· это ценности образования как ценности государственной;

· как ценности общественной;

· как ценности личностной.

Первые две ценности образования отражают коллективную, групповую значимость этого культурного феномена, и в советский период отечественного образования именно они выступали во многих педагогических концепциях на первый план. (См. дополнительный иллюстративный материал.) В последнее время приоритет отдается личностной ценности образования, индивидуально мотивированного, пристрастного отношения человека к уровню и качеству своего образования. По-видимому, существует тесная связь между признанием личностноориентированной ценности образования и тенденцией к пониманию образования как непрерывного процесса, протекающего в течение всей жизни человека. Образование способно не только поддерживать на должном уровне ценности общества, ценности социума, но и обогащать, развивать их.

Увидеть тесную связь образования и приоритетных ценностей общества можно на примере "культуры полезности" и "культуры достоинства", понятий, введенных известным психологом А.Г.Асмоловым. Культура полезности, или культура, ориентированная на полезность как базовую ценность общества, имеет "единственную цель... - воспроизводство самой себя без каких-либо изменений… образованию отводится роль социального сироты, которого терпят постольку, поскольку приходится тратить время на дрессуру, подготовку человека к исполнению полезных служебных функций". По его мнению, оппозицией такой культуре, такому устройству общества представляет новый тип культуры, ориентированной на достоинство. "В такой культуре ведущей ценностью является ценность личности человека, независимо от того, можно ли что-либо получить от этой личности для выполнения того или иного дела или нет". Очевидно, что культура достоинства требует новой парадигмы образования - образования, ориентированного на воспитание чувства собственного достоинства человека, чувства свободы, профессиональной и общеобразовательной (общекультурной) компетентности. Это требует коренного изменения содержания и организационных форм всей образовательной системы, изменения ценностей образования как социального и культурного явления.

Настоящий период времени характеризуется деидеологизацией общества, переосмыслением и изменением системы ценностей, в том числе и ценностей образования, и определяется рядом ученых как "аксиологическая революция". Социально-экономические реформы, бурный темп жизни, экономический кризис, переход к рыночной экономике в одно мгновение низвергли то, что еще недавно казалось немыслимым. "Старые" ценности, еще недавно казавшиеся неопровержимыми, заменяются "новыми", чуждыми предшествующей практике ценностными ориентациями.

Ценности образования в российской педагогической школе

Все выдающиеся педагогические школы и направления прошлого включали в себя размышления о ценности образования человека. И российская педагогическая школа тому не исключение. Для дореволюционного времени характерно формирование христианских духовных ценностей (религия, Бог, Вера, Совесть, Любовь), а также ценностей общецивилизационного характера (наука, знание, просвещение, культурное наследие). Так, Лев Николаевич Толстой в Яснополянской школе вводил уроки морали. Для него личностным образцом - педагогическим идеалом - был человек, умеющий трудиться и создавать духовные и материальные ценности. В педагогических размышлениях философов дореволюционного периода ценность личности превалировала над ценностью общества, нации, государства (Н. Бердяев, С. Булгаков, Н.Лосский). Можно сказать, что основной ценностью образования в этот период признавались именно личностно-ориентированные ценности. Одной из педагогических систем, ориентированных на государственно-общественные ценности, является система А.С. Макаренко. Его подход был ориентирован на такую организацию образовательного процесса, в которой трудовое воспитание занимало ведущее место, как ценности, созидаемой человеком. В настоящее время идею ценностного подхода связывают с гуманистической парадигмой образования, для которой характерны следующие принципы: Равенства, Диалогизма, Сосуществования, Свободы, Соразвития, Единства, Принятия. Реализация гуманитарной парадигмы в образовании предполагает обращение к культурным, общецивилизационным ценностям, ценностям трансцендентного характера и воспроизводство их в новых поколениях. Понятие гуманизм (от лат. Humanus - человеческий, человечный) означает человечность человека, любовь к людям, коммуникативность социума, уважение к личности. Таким образом, главной ценностью образования в рамках гуманистической парадигмы является человек, личность. Отсюда, образовательный процесс будет пониматься как создание условий для саморазвития, самодвижения конкретной личности. Вышеуказанное не означает, что для образования снимается задача обучения как усвоения суммы знаний и умений. Происходит смещение, перестановка акцентов. Если прежде тип ценностных ориентаций можно было охарактеризовать как технократический, ориентированный на экономическую эффективность и максимальное использование обучающегося в интересах государства (как отражение базовой ценности культуры полезности),то гуманистический тип ценностных ориентаций ориентирован на интересы каждого обучающегося как отдельной личности, его самодвижение и саморазвитие, ориентирован на создание условий для реализации им своего потенциала (как отражение зарождающейся культуры достоинства). Таким образом, образование тесно связано с особенностями человеческого существования и имеет несколько разных аксиологических (ценностных) измерений, которые меняются в ходе исторического развития человеческого общества.

ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ.

Традиционно Ц.о. определяются как формирование у обучаемого знаний, навыков и умений, приобщения человека к культуре, подготовка его к труду. В контексте гуманистической парадигмы, опирающейся на развивающий подход, в Ц.о. приоритетное место занимает раскрытие индивидуального творческого потенциала личности. В реформируемой школе доминанта переносится с образования и обучения на воспитание, способное сформировать личность, экзистенциальные ценности которой отвечают жизненным потребностям нового времени. При этом под воспитанием понимается создание таких условий, которые способны обеспечить раскрытие задатков и способностей личности обучаемого. Воспитание личности осуществляется тогда, когда происходит осознание им экзистенциальной задачи освоения и овладения сложностью собственного бытия. Таким образом и Ц.о., как процесса раскрытия индивидуальных задатков и способностей личности - исключительно сложны и многогранны. Следует рассмотривать два уровня Ц.о.: по отношению к обучаемому, и по отношению к учебному заведению, образовательной системе. Важнейшей целью функционирования образовательных систем является подготовка носителей социальных функций, способных обслуживать современное производство. В спектре ведущих Ц.о. по отношению к личности обучаемого следует выделить:

· раскрытие индивидуальных задатков личности;

· приобщение обучаемого к мировой и национальной культуре через освоение систематизированных основ наук и искусств;

· ценностное воспитание и развитие мировоззрения как системы ценностных ориентации и взглядов на мир, место человека в нем;

· физическое и валеологическое воспитание;

· общая и профессиональная подготовка к трудовой деятельности;

· выведение личности на уровень самовоспитания и саморазвития, восприятия учебной и профессиональной деятельности как творчества и основы моральной, нравственной свободы.

В контексте гуманистической парадигмы образования задачи научного образования, профессиональной подготовки по отношению к цели развития личности должны рассматриваться как средство, обеспечивающее достижение последней.



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.230.173.249 (0.008 с.)