Дети с нарушениями интеллекта и зрения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дети с нарушениями интеллекта и зрения



В настоящее время отмечается снижение числа детей с тяжелыми нарушениями зрения, но одновременно наблюдается увеличение слабовидящих детей. На их фоне наиболее отчетливо стала выделяться группа детей, не усваивающих программу вспомогательной школы, у которых выявляется умственная отсталость, с постепенным ростом их числа (6,5 % в 1967 году, 17,3 % в 1981 году).

У умственно отсталых слепых дополнительно затрудняется процесс овладения чтением, письмом и счетом, что объясняется тем, что на фоне органического поражения ЦНС компенсаторные возможности умственно отсталого ребенка снижены, и механизмы тактильного и слухового анализаторов без специальной работы в компенсаторную деятельность не включаются. Для формирования представлений, понятий и обобщений на уровне слова при обучении нормально видящих умственно отсталых обычно используются средства наглядности, а при обучении интеллектуально полноценных слепых - слово и специальные тифлографические наглядные пособия. Причем в обоих случаях требуется определенный уровень абстрактного мышления, который нарушен у умственно отсталых детей.

Слепоглухонемые дети

Это наиболее сложная категория нарушений в развитии. К ней относятся не только дети полностью лишенные зрения, слуха и речи, но и с частичным поражением сенсорных функций: слепые с такой потерей слуха, которая препятствует усвоению речи на слух, и глухие с такой потерей зрения, которая препятствует зрительной ориентировке. Без специального обучения, лишенные сенсорной информации, они не развиваются адекватно в интеллектуальном плане, хотя у них есть для этого потенциальные возможности. Коррекционная педагогика позволяет им закончить среднюю школу. Обучение слепоглухонемых осуществляется в специальном учреждении - детском доме г. Загорска Московской области, относящемся к системе социального обеспечения. Воспитание и обучение этих детей осуществляется тифлосурдопедагогами по специальным программам с применением необходимой аппаратуры. Занятия с воспитанниками проводятся по группам в 3-4 человека, подобранным по степени их физического, умственного и речевого развития. Каждая группа посменно обслуживается тремя педагогами. В учебных группах школы учащиеся получают образование в пределах 12 классов школы глухих или для некоторых выпускников в объеме 10 классов массовой школы. Поступив с 3-х лет в диагностическую группу, воспитанники заканчивают обучение к 19-20 летнему возрасту.

Вопросы и задания

1. Дайте определение сложного /комбинированного/ дефекта.

2. Какие формы выделяют?

3. В чем особенности сочетанного нарушения слуха и интеллекта?

4. Дайте характеристику сочетанного нарушения зрения и интеллекта.

5. Проанализируйте особенности слепоглухонемых детей.

Литература

1. Клинико–психологическое исследование глухих детей со сложным дефектом: Сб. научных трудов / Под ред. М.С. Певзнер и Т.В. Розановой. – М., 1980.

2. Мещерякова А.И. Слепоглухонемые дети. – М., 1974.

3. Певзнер М.С., Бертынь Г.П., Мареева Р.А. Комплексное изучение детей со сложными сенсорными дефектами //Дефектология. – 1979. - №4

4.Учащиеся вспомогательной школы: (Клинико–психологическое изучение) / Под ред. М.С. Певзнер, К.С. Лебединской. – М., 1979. – С.135-158

5.Специальная педагогика /Под ред Н.М. Назаровой.- М., 2000

6.Трошин О.В. Дети с девиацией развития.- Н. Новгород, 1998.

7.Трошин О.В. Специальная психология и педагогика.- Н. Новгород,1999.- Т.8.

Дети с нарушением функций опорно-двигательного аппарата

1. Этиология нарушений опорно-двигательного аппарата.

2. Особенности развития детей с ДЦП.

3. Основные направления коррекционной работы с детьми, страдающими

ДЦП.

Проблемный анализ темы.

Врожденные и приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата наблюдаются у 5-7-% детей. Нарушения функций опорно-двигательного аппарата могут носить как врожденный, так и приобретенный характер. У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата ведущим является двигательный дефект (недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций). Основную массу среди них составляют дети с церебральным параличом (89%). У этих детей двигательные расстройства сочетаются с психическими и физическими нарушениями, поэтому большинство из них нуждается не только в лечебной и социальной помощи, но и в психолого-педагогической и логопедической коррекции.

Основные задачи:

- дать представление о структуре нарушений психофизического развития при нарушениях функций опорно-двигательного аппарата для правильного понимания подходов к осуществлению психолого-педагогической коррекционной работы с детьми данной категории;

- рассмотреть причины возникновения нарушений опорно-двигательного аппарата;

- познакомить с различными нарушениями психофизического развития при ДЦП;

- сформировать понимание основных подходов к воспитанию и обучению детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;

- дать общее представление об организации, средствах и формах комплексного подхода к коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения функций опорно-двигательного аппарата.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 362; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.233.150 (0.008 с.)