Цели и задачи курса философии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цели и задачи курса философии



 

Современный этап развития общества характеризуется глубокими качественными изменениями во всех сферах человеческого бытия. В этой ситуации проблемы мировоззренческой ориентации человека, осознание им своего места и роли в общественной жизни, целей и смысла социальной и личной активности, ответственности за свои поступки и выбор форм и направлений своей деятельности приобретают первостепенное значение.

В формировании мировоззренческой культуры человека философия всегда играла особую роль, связанную с многовековым опытом как критически-рефлексивного размышления над глубинными ценностями и жизненными ориентациями, так и синтетического целостного мирочувствия. Философы во все времена исследовали проблемы бытия мира и человека, ставили и решали вопросы взаимосвязи индивидуального и социального в человеке, а также земного и космического, анализировали его потребности, интересы и возможности в познании и преобразовании мира.

Курс философии имеет целью, опираясь на мировую философскую мысль, ознакомить студентов с философскими проблемами бытия природы, Космоса, общества и человека, получить представление о различных мировоззренческих подходах к их решению, осмыслить методологию исследования, а также оказать помощь в формировании у студентов мировоззрения, адекватного современным реалиям.

Задачами курса является:

- сформировать у студентов представление о своеобразии философии, ее месте в культуре; о научных, философских и религиозных картинах мира; о сущности, назначении и смысле жизни человека и общества;

- сформировать у студентов понимание роли духовного и телесного, индивидуального и социального в бытии человека, тесной взаимосвязи человека, общества, природы, Космоса;

- познакомить студентов с различными представлениями о личности, ее совершенстве, о ее свободе и ответственности;

- сформировать у студентов понимание многообразия форм знания и возможности их синтетического постижения; о соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального, иррационального и сверхрационального в познавательной деятельности человека;

- сформировать у студентов понимание важной роли науки в жизни человеческого общества и ее тесной связи с другими сферами жизни; выработать понимание структуры, форм и методов научного познания и знания;

- способствовать формированию у студентов целостного мировоззренческого подхода в оценке жизненных ситуаций, включающего как научный аспект, так и этические, эстетические и религиозные ценности общества, с целью совершенствования человека, развития его культуры;

- выработать у студентов представление о космической эволюции человечества.

ОБЪЕМ ЧАСОВ ПО ВИДАМ ЗАНЯТИЙ И ФОРМАМ ОБУЧЕНИЯ

Дневная форма обучения

Виды занятий Часовая нагрузка по семестрам
  Лекции  
  Семинарские занятия  
  Самостоятельная работа студентов  
  Форма контроля: рубежный контроль, экзамен  
  Итого  

 

Заочная форма обучения

Виды занятий Часовая нагрузка по семестрам
  Лекции  
  Семинарские занятия  
  Самостоятельная работа студентов  
  Форма контроля: контрольная работа, зачет, экзамен  
  Итого  

 

Примерное распределение лекционных и семинарских занятий

по темам курса философии для студентов дневного отделения

Тема Кол-во часов лекций Кол-во часов семинаров
    Природа философии Основные исторические этапы и направления философии Учение о бытии (онтология) Учение о познании (гносеология) Философия человека Философия общества Философия истории Культура и цивилизация ВСЕГО    

 

Примерное распределение лекционных и семинарских занятий по темам

курса философии для студентов вечернего и заочного отделений:

Тема Кол-во часов лекций Кол-во часов семинаров
    Природа философии Основные исторические этапы и направления философии Учение о бытии (онтология) Учение о познании (гносеология) Философия человека Философия общества Философия истории Культура и цивилизация ВСЕГО 2-4   16-18 2-4   16-18

СПРАВКА ИЗ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ ПОДГОТОВКИ (СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ)

 

Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания.

Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия. Понятия материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира.

Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести.

Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Искусство спора, основы логики. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника.

Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЛОСОФИЯ»

 

Тема 1. Природа философии

Предмет философии. Место и роль философии в человеческом сознании и общественной жизни. Понятие мировоззрения. Основные типы мировоззрений: мифологическое, религиозное и философское.

Философия и искусство. Философия и наука. Философия и идеология. Философия и обыденное сознание. Функции философии. Специфика философских проблем. Философская рефлексия, специфика языка философии.

Культурно-исторические и духовные предпосылки возникновения философии. Исторические типы философствования: космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм, социоцентризм.

Основные философские направления и течения. Диалектика и метафизика. Концепция синтеза

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 699; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.244.201 (0.009 с.)