ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ОНТОЛОГИИ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ОНТОЛОГИИ



 

Онтология – тематический раздел, который присутствует в философии на всем протяжении ее исторического развития. Поэтому, знакомясь с онтологией, мы рассматриваем эпохи, последовательно сменявшие друг друга в истории культуры; при подготовке к каждому семинару начинать следует с исторической характеристики периода. Философия существует в контексте культуры своего времени, несет на себе отпечаток особенностей этого времени, и ее нельзя понять, не увидев этой связи: в античности – поиск целостного и рационального образа мира, во многом определявшийся эстетическими эталонами культуры, стремлением к гармонии; в средневековье – усиление религии, подчинение всей культуры религии и соответствующая трансформация философии; в Новое время – формирование новой идеологии, становление классической науки и развитие философии во взаимодействии с естествознанием, с ориентацией на практическую значимость знания и с верой в познавательное могущество человека.

Онтология – учение о бытии, или о сущем, т. е. обо всем существующем, рассмотренном с точки зрения единства, подчиненности общим закономерностям. Первоначальным объектом онтологии был космос как живая, гармоничная целостность, охватывающая весь организованный и упорядоченный мир. Онтология рассматривает мир в целом, управляющие им глобальные силы, ищет общие законы его развития. Онтология вводит понятие истинного бытия, предполагая, что вещи, которые мы воспринимаем с помощью органов чувств, и наблюдаемые процессы – еще не самая подлинная реальность, что сущность может отличаться от видимости, и существуют некоторые глубинные основания (или начала), породившие все многообразие вещей. Задача онтологии в том и состоит, чтобы добраться до понимания истинного бытия. Истинное бытие существует само по себе, в отличие от вторичных по отношению к нему вещей. Понятие истинного бытия в античности связывалось с субстанцией, в средневековье – с Богом. Онтология Нового времени возвращается к понятиям материи, субстанции, но ищет новые их интерпретации. В ХХ в. после кризиса онтологии, ориентированной на естествознание, возникают различные варианты построения альтернативной онтологии, в том числе – на основе идеи космоса (русский космизм), на основе трактовки бытия как сверхреальности (С. Л. Франк), бытия как человеческого бытия, самоосуществления человека (экзистенциализм).

При подготовке к семинару 4 сравните трактовки соотношения бытия и небытия в древнекитайском трактате «Даодэцзин» и у греческого философа Парменида. В чем принципиальное различие? Попробуйте на основе анализа особенностей античной культуры, античной философии ответить на вопрос: почему античная философия выводит небытие за рамки рассмотрения? Выделите логические этапы в развитии представлений о субстанции в античной онтологии. Чем обусловлен переход от одного этапа к другому?

При подготовке к семинару 5 обратите внимание на ключевые понятия темы: сакрализация, креационизм, теоцентризм. В чем смысл характеристики философии в этот период как «естественной теологии»? Почему А. Н. Чанышев пишет, что это уже не философия, а парафилософия, каковы основания для такой оценки? Выделите идею, которую А. И. Введенский в приведенном тексте характеризует как главную идею метафизики. Объясните, используя эту идею, в чем сущность дискуссии номиналистов и реалистов.

В тексте к семинару 6 переход от классической к неклассической картине мира анализирует один из самых выдающихся ученых ХХ в. – В. Гейзенберг. В чем он видит главное различие и главную особенность современного понимания мира? Что означают понятия «объективное» и «субъективное», когда речь идет о картине реальности?

 

Семинар 4.

ФОРМИРОВАНИЕ ОНТОЛОГИИ

 

1. Понятия бытия и небытия. Проблема соотношения бытия и небытия в восточной и греческой философии.

2. Космоцентризм ранней греческой философии. Понятие субстанции и основные варианты его трактовки.

 

Список литературы

 

1. Философия: Справочник студента / Г. Г. Кириленко, В. Е. Шевцов. М., 1999. С. 37 - 44, 49 - 52, 56 - 58.

2. Философия / Под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной, В. П. Филатова. М., 1997. С. 35 - 53.

3. Введение в философию / Под ред. И. Т. Фролова. М., 1990. Ч. 1. С. 93 - 98.

4. Философский энциклопедический словарь / Под ред. С. С. Аверинцева, Э. А. Араб оглы, Л. Ф. Ильичева и др. М., 1989. С. 24, 25, 38 - 41, 117, 118, 157, 481, 682.

5. История философии в кратком изложении / Сост. П. Вошагликова, В. Соучек, П. Ваврушек и др. М., 1991. С. 70 - 122, 136 - 138, 148 -155.

6. Философия: Под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. М., 1998. С. 60 - 66, 69 - 71, 73 - 76.

 

ТЕКСТЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ

 

«Даодэцзин» о бытии и небытии

 

ДАО постижимое - не подлинное ДАО

Имя произносимое - не подлинное имя

Безымянное - начало Неба и Земли

Именуемое - всех вещей

Свободный от страстей

видит дивную тайну ДАО

Подверженный страстям - только его проявления

То и другое одного корня, но зовутся по-разному

То и другое - глубочайшие

Путь от одного глубочайшего к другому -

Неисповедим

(…)

Когда узнали, что красивое красиво

Появилось безобразное

Когда узнали, что доброе хорошо

Появилось зло

Поэтому бытие и небытие порождают друг друга

Трудное и легкое создают друг друга

Длинное и короткое сравниваются

Высокое и низкое соотносятся

Звуки образуют мелодию

Начало и конец чередуются

Потому-то мудрый свершает в бездействии

Учит безмолвно

вызывает перемены безучастно

Творит бескорыстно, начинает без усилий

Завершая, не гордится

Не гордится, и его не избегают

(…)

Тридцать спиц входят в одну ступицу

Но не будь она пуста посредине

не было бы колеса

Кувшин лепят из глины

Но не будь он пуст внутри - на что был бы пригоден?

В доме делают окна, двери и стены

Но не будь пустоты между ними - где тогда жить?

Во всем главное - внутренняя пустота

(…)

Смотрю на него и не вижу и зову незримым

Внимаю и не различаю и зову неслышным

Хватаю и не могу удержать и зову неуловимым

Не стремись узнать, откуда оно - оно едино,

Сверху оно не в свете и внизу не во тьме

Оно бесконечно и безымянно

Оно вечно возвращается в небытие

Его называют формой без формы

образом без сущности

Его зовут неясным и туманным

Стою перед ним и не вижу лица его

Иду за ним и не вижу спины его

На путях древнего ДАО познаешь изначальное

Овладеешь сущим

ДАО называют законом всего

(…)

ДЭ, великая чистота, полна ДАО

ДАО бестелесно

ДАО туманно и неопределенно -

В его туманной неопределенности таятся образы

Туманно и неопределенно -

В туманной неопределенности скрыто все множество вещей

Глубоко и темно -

В глубокой тьме роятся тончайшие частицы

Тончайшие частицы - сама достоверная действительность

Издревле по сию пору имя его незабвенно

Только на его путях познаем изначальное

Где найти начало вещей?

Только в нем

 

Превращение противоположностей -

проявление ДАО

Слабость - признак ДАО

Все в мире рождается в Бытии

Бытие рождается в Небытии

Лао Цзы. Даодэцзин. Дубна: Свента, 1994.

Парменид о небытии

 

Ибо то, чего нет, нельзя ни познать (не удается),

Ни изъяснить...

Ибо мыслить - то же, что быть...

Можно лишь говорить и мыслить, что есть; бытие ведь

Есть, а что не есть; прошу тебя это обдумать.

 

То же самое - мысль и то, о чем мысль возникает,

Ибо без бытия, о котором ее изрекают,

Мысли тебе не найти. Ибо нет и не будет другого

Сверх бытия ничего: судьба его приковала

Быть целокупным, неподвижным. Поэтому именем будет

Все, что приняли люди, за истину то полагая...

Парменид. О природе // Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989. Ч. 1. С. 296, 297 .

 

Платон о материи и идеях

 

Поэтому и всеприемлющая материя, чтобы полностью вместить виды, должна быть субстратом, совершенно их лишенным, не имеющим - ради восприятия видов - ни качества, ни вида. Как таковая, она не может быть ни телом, ни бестелесным, но - телом в возможности, в том смысле, в каком медь называется статуей в возможности, раз с принятием вида она будет статуей.

Идея у бога есть его мышленье, для нас она - первое умопостигаемое, в материи - мера, для чувственного космоса - образец, в себе - сущность. Вообще все возникающее по замыслу должно возникать в соответствии с чем-либо: до него (как в случае возникновения чего одного от другого, например от меня - моего отражения) должен существовать образец. И хотя не для всего есть внешний образец, любой ремесленник всегда придерживается образца в себе самом, а его форму воспроизводит в материи.

 

В существовании идей можно убедиться и так. Ум ли, бог или вообще нечто мыслящее, - оно должно иметь мысли, причем мысли вечные и неизменные; а раз так - существуют идеи. В самом деле, раз материя по своему собственному смыслу лишена меры, она должна столкнуться с чем-то иным, лучшим, нематериальным, с мерами; но первое - верно; следовательно, верно и второе. А раз так, значит, идеи суть некие бестелесные меры. Кроме того, если этот космос таков не самопроизвольно, т. е. если он возник не только “из чего”, но и “из кого”, более того - “в уподобление чему”, значит, то, в употребление чему он возник, если иное, нежели идея? Итак, идеи должны существовать.

 

Если бог - тело, значит, он материальный, т. е. он вода, или земля, или воздух, или что-нибудь в таком роде. Но все такое не первоначально. Кроме того, если он будет материален, он окажется после материи. Поскольку это нелепо, нужно признать, что он бестелесен. Будь он телом, он был бы подвержен уничтожению, возникновению и переменам; но все это нелепо по отношению к нему.

Платон. Альбин // Платон. Диалоги. М., 1986. С. 450.

 

Семинар 5.

 

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ОНТОЛОГИЯ

 

1. Теоцентризм средневековой онтологии. Концепция отношения Бога и мира.

2. Связь средневековой онтологии с античной. Проблема универсалий.

 

Список литературы

 

1. Философия: Справочник студента / Г. Г. Кириленко, В. Е. Шевцов. М., 1999. С. 65 - 81, 84 - 90.

2. Философия / Под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной, В. П. Филатова. М., 1997. С. 54 - 63, 68 - 71.

3. Введение в философию / Под ред. И. Т. Фролова. М., 1990. Ч. 1. С. 115 - 124.

4. Философский энциклопедический словарь / Под ред. С. С. Аверинцева, Э. А. Араб оглы, Л. Ф. Ильичева и др. М., 1989. С. 282, 364, 365, 647.

5. Чанышев А. Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991. С. 486 - 507.

6. Философия / Под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. М., 1998. С. 84 - 86, 89 - 94.

7. Спиркин А. Г. Философия. М., 1999. С. 93 - 104.

8. История философии в кратком изложении / П. Вошагликова, В. Соучек, П. Ваврушек и др. М., 1991. С. 231 - 238, 260 - 267.

 

ТЕКСТЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.230.173.249 (0.014 с.)