Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Геронтология как наука↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Тема 1. Геронтология как наука План 1. Предмет и объект социальной геронтологии. Цели и задачи социальной геронтологии. 2. Этапы развития геронтологии. 3. Разделы геронтологии: биология старения, гериатрия, социальная геронтология. 4. Направления социальной геронтологии. Вопросы (на которые необходимо ориентироваться при подготовке ответов на вопросы по плану) 1. Что изучает геронтология как наука? 2. Раскройте основные этапы развития геронтологии. 3. Сравните возрастные периодизации со времен Гиппократа до наших дней. 4. Определите предмет социальной геронтологии. 5. Каковы основные подходы к определению старости как феномена социальной жизни? 6. Назовите направления и уровни социальной геронтологии. Задания для самостоятельной работы 1. Исходя из предмета социальной геронтологии, сделайте вывод о ее связи с другими науками. 2. Каковы основания для выделения различных возрастных этапов? 3. Каковы характерные черты "пенсионерского" стиля поведения"? 4. Какие проблемы становятся приоритетными в позднем возрасте в контексте теории геронтологической трансцендентальности? Основная литература 1. Альперович В.Д. Социальная геронтология. Ростов н/Д, 1997. 2. Котельников Г.П., Яковлев О.Г., Захарова Н.О. Геронтология и гериоатрия. М., 1995. 3. Медведева Г.П. Введение в социальную геронтологию. М.-Воронеж. 2000. 4. Социальная геронтология/Под общ. Ред. Р.С. Яцемирской. М.,1998. 5. Холостова Е.И., Егоров В.В., Рубцов А.В. Социальная геронтология: Учебное пособие.-М., 2005. 6. Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. Социальная геронтология: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2000. Дополнительная литература 1. Дупленко Ю. К. Старение: очерки развития проблемы. Спб.: НАУКА, 1985. 2. Мелькумян А.С. Геронтология: Учеб. Пособие. М., 2000. 3. Филатова С.А. Геронтология. Учебник/ С.А. Филатова, Л.П. Безденежная, Л.С. Андреева. - Изд.3-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. 4. Ревуцкая З.Г., Деркач Н.В.//Геронтология и гериатрия. Ежегодник, 1969 – 1970. Киев, 1970. Тема 2. Теоретико-методологический анализ старения и старости План 1. Понятия старения, старости и витаукта. Механизмы старения и витаукта. 2. Происхождение и эволюция понятия "старость". История развития отношения к старости. 3. Методологические основания анализа старости. 4. Определение старости на макро-, мезо- и микроуровнях. 5. Роль и место старости в онтогенезе человека. 6. Сущность и виды старения. 5. Социогеронтологические теории.
Вопросы (на которые необходимо ориентироваться при подготовке ответов на вопросы по плану) 1. Проведите этимологический анализ слова “старость”. 2. Дайте определение старости на макро-, мезо- и микроуровнях. 3. Сформулируйте прагматические ценности старости. 4. Дайте обоснование одному из определений старости как этапа жизненного пути. Задания для самостоятельной работы 1. Докажите несинонимичность понятий “болезнь” и “старость” 2. В чем принципиальное различие процесса старения у диких животных и у людей? 3. Каковы основные аргументы в пользу теории наименования? 4. В чем заключается особенность темпорального подхода к анализу старости? Основная литература 1. Альперович В.Д. Социальная геронтология. Ростов н/Д, 1997. 2. Анисимов В.Н., Соловьев М.В. Эволюция концепций в геронтологии. Спб.: Эскулап, 1999. 3. Александрова М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. Л.: изд-во Ленингр. Ун-та, 1974. 4. Елютина М.Э., Чеканова Э. Е. Социальная геронтология: Учеб. Пособие. - М., 2004. 5. Стюарт-Гамильтон Я. Психология старения. - СПб.: Питер, 2002. 6. Филатова С.А. Геронтология. Учебник / С.А. Филатова, Л.П. Безденежная, Л.С. Андреева. - Ростов н/Д., 2005. Дополнительная литература 1. Анцыферова Л.И. Поздний период жизни человека: Типы старения и возможности поступательного развития личности//Психологический журнал. Т.17. 1996.№ 6. 2. Бовуар С. Старость (Эссе)//Социальная геронтология: современные исследования. Реферативный сборник. М.: РАН ИНИ по общественным наукам, 1994. 3. Старость: Популярный справочник./ Пер. С польского. М.: Большая Российская Энциклопедия, 1996. 4. Грмек М.Д. Геронтология – учение о старости и долголетии: Пер. С хорват. М.: Наука, 1964. 5. Елютина М.Э. Историко-понятийная рефлексия слова "старость"// Российский журнал социальной работы. 1998. № 1/7. 6. Елютина М.Э. Социогеронтологические теории// Российский журнал социальной работы. 1997. № 2/6. Вопросы (на которые необходимо ориентироваться при подготовке ответов на вопросы по плану) 1. Какие проблемы влечет за собой старение современного общества? 2. Назовите особенности процесса старения, характерные для России. 3. Охарактеризуйте новую модель старости. 4. Назовите принципы ООН в отношении пожилых людей. 5. Раскройте понятия "геронтофилия" и "геронтофобия". Задания для самостоятельной работы 1. Проведите сравнительный анализ отношения государства и общества к пожилым и старым людям в России и за рубежом. Основная литература 1. Бреев Б.Д. К вопросу о постарении населения и депопуляции// Социологические исследования. 1998. №2. 2. Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период.Л.:Наука, 1990. 3. Демографическое старение: Демографический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1985. 4. Урланис Б.Ц. Проблемы динамики населения СССР. М.: Наука, 1974. 5. Холостова Е.И., Егоров В.В., Рубцов А.В. Социальная геронтология: Учебное пособие.-М., 2005. Дополнительная литература 1. Докторов Б.З. Россия в европейском социокультурном пространстве// Социологический журнал. 1994. №3. 2. Егорова Е.А. Эволюция процесса постарения населения России// Проблемы социального и демографического развития. М., 1995. 3. Елизаров В.В. Демографическое положение в современной России// Уровень жизни населения регионов России. 2001. № 9. 4. Жуков В.И. Народонаселение России и современная сравнительная социология// Ученые записки Московского государственного социального университета. 2003. № 5. 5. Клемина Т.Н. Новая социальная политика в России: проблемы становления с учетом зарубежного опыта//Вестник С.-Петерб. Ун-та. Серия 5. Экономика. Вып. 1.1992.
План 1. Проблема старения в психологии. 2. Изменение когнитивных функций при старении (ощущение, восприятие, память, мышление, интеллектуальные функции). 3. Особенности эмоционально-личностной сферы в пожилом возрасте: Индивидуальная реакция человека на старение. 4. Психические нарушения в период поздней взрослости и старости. 5. Изменения в мотивационной сфере. Специфика Я-образа на этапе старения. Вопросы (на которые необходимо ориентироваться при подготовке ответов на вопросы по плану) 1. С чем связаны психические изменения, наблюдающиеся в процессе старения? 2. В чем заключается роль механизмов компенсации и адаптации к возрастным изменениям? 3. Как происходит изменение когнитивных функций при старении? 4. С чем связаны нарушения памяти у пожилых и старых людей? 5. Каковы формы интеллектуального развития на поздних этапах онтогенеза? 6. В чем заключается связь возрастных изменений личности в пожилом возрасте с самовосприятием и восприятием своей ситуации? 7. Какова специфика потребностей пожилого человека? 8. Каковы возможности личностного развития человека и его особенности в позднем периоде жизни? Задания для самостоятельной работы 1. Подберите методики для проведения психодиагностики индивидуальных особенностей пожилого человека. Основная литература 1. Александрова М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. Л., 1974. 2. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. 3. Психология развития: Учеб.для студ.высш.психол.учеб.заведений/ Т,Д. Марцинковская, Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко и др.-М.: “Академия”, 2005. 4. Психология человека от рождения до смерти. Полный курс психологии развития. Под редакцией члена-корреспондента РАО А.А. Реана – СПб.: "прайм – ЕВРОЗНАК", 2005. 5. Стюарт-Гамильтон Я. Психология старения. - СПб.: Питер, 2002. Дополнительная литература 1. Анциферова Л. И. Новые стадии поздней жизни: Время теплой осени или суровой зимы // Психологический журнал. - 1994. - Т. 15. - № 3. 2. Болтенко В. В.Изменение личности у престарелых, проживающих в домах- интернатах. - М., 1980. 3. Кемпер И. Легко ли не стареть? - М., 1996. 4. Лидерс А. Г.Кризис пожилого возраста: Гипотеза о его психологическом содержании // Психология зрелости и старения. - 2000. - № 2 (10). 5. Молчанова О.Н.Особенности динамики самооценки в зрелом и позднем возрасте // Психология сегодня: Ежегодник Российского психологического общества. - 1996. - Т. 2. - Вып. 1. 6. Немчин Т. А.Специфика социально-психологических факторов генезиса эмоций и их проявление в позднем возрасте // Вест. ЛГУ. Сер. 6. - 1987. - Вып. 4. 7. Шахматов Н. Ф. Психическое старение. - М., 1996. План 1. Поведенческие особенности в пожилом возрасте. 2. Тематические предпочтения пожилых людей и запретные темы. 3. Трудности межвозрастного общения. 4. Досуг пожилого человека. 5. Проблема одиночества в пожилом возрасте. 6. Понятие "Андрогин". Принципы формирования андрогинного жизненного курса. Вопросы (на которые необходимо ориентироваться при подготовке ответов на вопросы по плану) 1. В чем состоит специфика темпоральных характеристик восприятия у пожилых людей? 2. Что стоит в центре бесед пожилых людей? 3. Чем определяются трудности межвозрастного общения? 4. Каковы ключевые предпосылки формирования андрогинного жизненного курса? 5. По каким направлениям происходит формирование андрогинного жизненного курса? Задания для самостоятельной работы 1. Что такое фатическая беседа? Приведите свои наблюдения. 2. Каковы основные функции свободного времени в детстве, юношеском, взрослом и пожилом возрасте? В чем принципиальные сходства и различия? 3. В чем проявляется организующая роль свободного времени у пожилых людей? 4. Какие существуют формы, виды организации досуга пожилых людей? 5. Какова роль творчества в системе ценностей пожилого человека? Основная литература 1. Психология человека от рождения до смерти. Полный курс психологии развития. Под редакцией члена-корреспондента РАО А.А. Реана – СПб.: "прайм – ЕВРОЗНАК", 2005. 2. Елютина М.Э., Чеканова Э.Е. Социальная геронтология: Учеб.пособие.- М.: ИНФРА-М., 2004. Дополнительная литература 1. Стюарт-Гамильтон Я. Психология старения. - СПб.: Питер, 2002. 2. Немчин Т. А.Специфика социально-психологических факторов генезиса эмоций и их проявление в позднем возрасте // Вест. ЛГУ. Сер. 6. - 1987. - Вып. 4. 3. Шахматов Н. Ф. Психическое старение. - М., 1996.
План 1. Основные направления деятельности отделений социальной помощи. 2. Стимулирующие стратегии. 3. Повышение активности пожилого человека. 4. Стратегии выживания пожилых семей. Институциональные формы поддержки пожилых людей. Адаптация к выходу на пенсию. Роль семьи в адаптации и социализации пожилого человека. Вопросы (на которые необходимо ориентироваться при подготовке ответов на вопросы по плану) 1. Какие виды социальной помощи престарелым вы знаете? 2. Как удовлетворяются в нашей стране потребности престарелых граждан в различных видах социальной поддержки? 3. Виды профилизации домов-интернатов? 4. Современные формы социального обслуживания одиноких пенсионеров? 5. Какую модель поведения пожилых людей определяют российские культурные традиции? 6. Какие опекающие стратегии характеризуют направленность современной социальной политики в отношении пожилых людей? 7. Каковы ключевые позиции, характеризующие стимулирующее направление геронтологической социальной политики? 8. Каковы критерии социально-психологической адаптации в позднем возрасте? 9. Как влияет выход на пенсию на изменение жизни пожилых людей? 10. С чем связана социальная ситуация развития пожилых людей? 11. Как проходит социализация в пожилом возрасте? 12. Какова роль семьи в жизни старшего поколения? 13. Каковы ключевые характеристики пожилых семей? 14. Каким образом происходит изменение иерархии потребностей семьи с возрастом? Каковы основные направления изменения иерархии потребностей? Основная литература 1. Елютина М.Э., Чеканова Э.Е. Социальная геронтология: Учеб.пособие.- М.: ИНФРА-М., 2004. 2. Основы социально-медицинской работы: Учебное пособие. /Под ред. Е. А. Сигиды. Вып. 1. М.: ГАБСУ, 1998. 3. Сачук Н. Н., Панина Н. В., Москалей Г. М. Проблемы адаптации к выходу на пенсию // Геронтология и гериатрия: старение и адаптация: Сб. ст. Киев, 1981. С. 141-145. 4. Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учеб. пособие. М., 2002. 5. Шапиро В.Д. Человек на пенсии. - М., 1980. Дополнительная литература 1. Васильчиков В.М. Социальное обслуживание пожилых людей//Возведение "мостов" сотрудничества между Россией и ЕС в развитии социальных служб накануне третьего тысячелетия: Материалы науч.-практич. Конф. Самара: Пенза: М., 2000. 2. Гуслякова Л.Г. Социальная работа в структуре социальных наук//Российский журнал социальной работы. 1996.№1. 3. Егоров В. В. Проблемы медико-социального обслуживания городских жителей старшего возраста и пути ее решения в г. Ульяновске // Пожилой человек: проблема возраста и аспекты социальной работы: Межвузовский сб. 3-е изд., перераб. и доп. Ульяновск: УлГУ, 2002. План 1. Понятия "психогигиена", "реабилитация", "реабилитология". 2. Цель социально-психологической и гериатрической реабилитации. 3. Реабилитационные учреждения. 4. Особенности реабилитации пожилых на производстве. 5. Наука геронтологического ухода (диагностика, вмешательство, результаты). 6. Задачи медико-санитарного обслуживания престарелых людей. 7. Организационные принципы реабилитационной концепции. 8. Направления реабилитации престарелых: медицинская, геронтологический уход, социальная, просветительная, экономическая, профессиональная. Вопросы 1. Назовите основные направления и виды реабилитации? 2. Какова главная цель реабилитации пожилых? 3. Чем отличается реабилитация от адаптации? 4. Каковы возможности психологической помощи и работы с пожилыми людьми? 5. Какие виды социальной помощи престарелым вы знаете? 6. Как удовлетворяются в нашей стране потребности престарелых граждан в различных видах социальной поддержки? 7. Виды профилизации домов-интернатов? 8. Современные формы социального обслуживания одиноких пенсионеров? Основная литература 1. Филатова С.А. Геронтология. Учебник / С.А. Филатова, Л.П. Безденежная, Л.С. Андреева. - Ростов н/Д., 2005. 2. Холостова Е. И., Дементьева Н. Ф.Социальная реабилитация: Учеб. пособие. 2-е изд. М.: ИТК "Дашков и К”, 2003. 3. Холостова Е.И., Егоров В.В., Рубцов А.В. Социальная геронтология: Учебное пособие.-М., 2005. Дополнительная литература 1. Карюхин Э. В. Общие понятия о реабилитации // Клиническая геронтология. 1998. № 1. С. 48-59. 2. Планирование и организация гериатрических служб: Доклад научной группы ВОЗ. Женева, 1977. С.5-6. 3. Решетюк А. Л. Превентивная профессионально-трудовая реабилитация // Геронтология и гериатрия: превентивная геронтология и гериатрия (ежегодник). Киев, 1991. С. 36-41. 4. Тибилова А. У.Восстановительная терапия психически больных позднего возраста.-Л., 1991.
Тема 1. Геронтология как наука План 1. Предмет и объект социальной геронтологии. Цели и задачи социальной геронтологии. 2. Этапы развития геронтологии. 3. Разделы геронтологии: биология старения, гериатрия, социальная геронтология. 4. Направления социальной геронтологии. Вопросы (на которые необходимо ориентироваться при подготовке ответов на вопросы по плану) 1. Что изучает геронтология как наука? 2. Раскройте основные этапы развития геронтологии. 3. Сравните возрастные периодизации со времен Гиппократа до наших дней. 4. Определите предмет социальной геронтологии. 5. Каковы основные подходы к определению старости как феномена социальной жизни? 6. Назовите направления и уровни социальной геронтологии. Задания для самостоятельной работы 1. Исходя из предмета социальной геронтологии, сделайте вывод о ее связи с другими науками. 2. Каковы основания для выделения различных возрастных этапов? 3. Каковы характерные черты "пенсионерского" стиля поведения"? 4. Какие проблемы становятся приоритетными в позднем возрасте в контексте теории геронтологической трансцендентальности? Основная литература 1. Альперович В.Д. Социальная геронтология. Ростов н/Д, 1997. 2. Котельников Г.П., Яковлев О.Г., Захарова Н.О. Геронтология и гериоатрия. М., 1995. 3. Медведева Г.П. Введение в социальную геронтологию. М.-Воронеж. 2000. 4. Социальная геронтология/Под общ. Ред. Р.С. Яцемирской. М.,1998. 5. Холостова Е.И., Егоров В.В., Рубцов А.В. Социальная геронтология: Учебное пособие.-М., 2005. 6. Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. Социальная геронтология: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2000. Дополнительная литература 1. Дупленко Ю. К. Старение: очерки развития проблемы. Спб.: НАУКА, 1985. 2. Мелькумян А.С. Геронтология: Учеб. Пособие. М., 2000. 3. Филатова С.А. Геронтология. Учебник/ С.А. Филатова, Л.П. Безденежная, Л.С. Андреева. - Изд.3-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. 4. Ревуцкая З.Г., Деркач Н.В.//Геронтология и гериатрия. Ежегодник, 1969 – 1970. Киев, 1970.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 378; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.47.89 (0.011 с.) |