Основные сферы духовной деятельности и духовной культуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные сферы духовной деятельности и духовной культуры



Человек и мир: проблемы познания. Проблема познаваемости мира. Скептицизм, агностицизм. “Три системы истины”: истина чувств, истина разума и истина веры. “Человек познающий” и проблема эталонного знания. Рационализм, эмпиризм, иррационализм. Критерии истины.

Теория как высшая форма знания. Понятие теории и ее функции. Становление теории: факт, проблема, идея, гипотеза, теория.

Эстетическое отношение человека к миру. Искусство как способ “чистого, объективного” созерцания сущности вещей, “безвольного познания” (А. Шопенгауэр). Искусство и фантазия; гениальность. Прекрасное и возвышенное. Символы в искусстве.

Многообразие искусств. Идеациональная, идеалистическая и чувственная формы искусств (П. Сорокин). Искусство классическое и романтическое.

Мораль. Свобода воли, человеческие поступки и ответственность. Проблема высшего основоположения морали. Критерии морально-ценных поступков. Многообразие моралей; “по ту сторону добра и зла” (Ф. Ницше). Идеациональная, идеалистическая и чувственная системы этики.

Религия и культура. Бог как Благо, Красота, Истина. Культура и культ. Христианство и художественная культура: тема Красоты и искусства в русской религиозной философии. Мораль и религия.

Литература: самостоятельный поиск.

Изучение основных сфер культуры следует предварить рассмотрением особенностей трех основных видов духовной деятельности - открытия, изобретения и регламентации, откуда и выводятся особенности познавательного, эстетического и нравственного отношения к миру (наука, искусство, мораль). Эти три основных вида духовного отношения человека к миру нужно сопоставить с религиозной верой как отношением человека к трансцендентному, вследствие чего можно будет решить вопрос о соотношении религии и культуры.

Проблемы познания и истины как его главной ценности целесообразно рассматривать на фоне многообразия мировоззренческих позиций, что позволит понять различные способы обоснования знания, а также подходы к его классификации.

Классическими образцами учения об эстетическомотношении человека к миру (в том числе – о красоте и искусстве) можно назвать эстетику А. Шопенгауэра, восходящую к эстетике И. Канта, «Лекции по эстетике» Гегеля. Для изучения основных понятий эстетики можно рекомендовать сначала обратиться к книге А. Шопенгауэра, затем – к «Лекциям…» Гегеля.

Рассматривая различные этические учения, следует исходить из того, что моральный поступок всегда свободен. Это общее требование нужно отличать от многообразных систем нравственных норм, сложившихся в разных культурах в разное время. На этом фоне решается проблема соотношения нравственного закона и свободы человека.


 

Список литературы

 

1. Аббаньяно Н. Структура экзистенции. Введение в экзистенциализм. Позитивный экзистенциализм. СПб., 1998.

2. Августин А. Исповедь. М., 1991.

3. Августин А. О граде Божьем. В 22 кн. В 4 т. М., 1994 (Репринт Киев 1905-1910).

4. Аристотель. Соч.: В 4 т. М., 1976-1984.

5. Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.

6. Бердяев Н. А. Человек и машина: Проблема социологии и метафизики техники // Вопросы философии. 1989. № 2.

7. Бердяев Н. А. Русская идея // Вопросы философии. 1990. № 1,2.

8. Бердяев Н. А. Судьба России. М., 1990.

9. Бердяев Н. А. Смысл истории. М., 1990.

10.Бердяев Н. А. Философия свободного духа. М., 1994.

11.Бердяев Н. А. Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995.

12.Беркли Д. Трактат о принципах человеческого знания. Три разговора между Гиласом и Филоноусом // Соч. М.,1978.

13.Брюнинг В. Философская антропология. Исторические предпосылки и современное состояние // Западная философия: Итоги тысячелетия. Екатеринбург. Бишкек. 1997.

14.Бубер М. Два образа веры. М., 1995.

15.Булгаков С. Героизм и подвижничество. М., 1992.

16.Булгаков С. Свет невечерний. М., 1994.

17.Вебер М. “Объективность” социально-научного и социально-политического познания // Избр. произв. М., 1990.

18.Виндельбанд В. История древней философии. М., 1995.

19.Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988.

20.Гегель Г. В. Ф. Философия права. М.,1990.

21.Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии: В 3 т. СПб., 1993-1994.

22.Гегель Г. В. Ф. Лекции по философии истории. СПб., 1993.

23.Гегель Г. В. Ф. Эстетика: В 4 т. М., 1968-1973.

24.Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского // Избр. произв.: В 2 т. М., 1964. Т. 2.

25.Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолвствующих. М., 1995.

26.Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М., 1991.

27.Зеньковский В. В. История русской философии. Л., 1991.

28.Зеньковский В. В. Основы христианской философии. М., 1996.

29.Ильин И. А. Путь к очевидности. М., 1993.

30.Камю А. Бунтующий человек. М., 1990.

31.Кант И. Соч.: В 6 т. М., 1963-1966.

32.Карсавин Л. П. Философия истории. М., 1994.

33.Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. М., 1997.

34.Культурология. ХХ век: Антология. М., 1995.

35.Лебон Г. Психология народов и масс. М., 1995.

36.Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1994.

37.Лосев А. Ф. История античной философии в конспективном изложении. М., 1989.

38.Лосев А. Ф. Из ранних произведений. М., 1990.

39.Лосев А. Ф. Философия, мифология, культура. М., 1991.

40.Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1993.

41.Лосев А Ф., Тахо-Годи А. А. Платон. Аристотель. М., 1993.

42.Лосский В. Н. Догматическое богословие. Очерк мистического богословия Восточной церкви. М., 1990.

43.Лосский Н. О. История русской философии. М.,1991.

44.Лосский Н. О. Избранное (Обоснование интуитивизма; Мир как органическое целое; Свобода воли). М., 1991.

45.Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.

46.Марсель Г. Трагическая мудрость философии. М., 1995.

47.Минин П. Главные направления древнецерковной мистики // Мистическое богословие. Киев, 1991.

48.Ницше Ф. Соч.: В 2 т. М., 1990.

49.Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1991; Вопросы философии. 1989. № 3, 4.

50.Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? М., 1991.

51.Платон. Государство; Тимей; Критий; Политик; Законы // Соч.: В 3 т. М., 1971-1972. Т. 3. Ч.1, 2.

52.Плотин. Эннеады. Киев, 1995.

53.Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1992.

54.Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 2. Средневековье. СПб., 1994.

55.Риккерт Г. Философия истории // Риккерт Г. Философия жизни. Киев, 1998.

56.Сартр Ж.П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки богов. М., 1989.

57.Соколов В. В. Средневековая философия. М., 1979.

58.Соловьев В. С. Против позитивизма // Соч.: В 2 т. М., 1988. Т. 2.

59.Соловьев В. С. Соч.: В 2 т. М., 1989.

60.Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

61.Тайлор Э. В. Первобытная культура. М., 1983.

62.Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987.

63.Тиллих П. Избранное: Теология культуры. М., 1995.

64.Тиллих П. Систематическое богословие. СПб., 1998.

65.Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.

66.Трельч Э. Историзм и его проблемы. М., 1994.

67.Трубецкой Е. Н. Смысл жизни. М., 1994.

68.Трубецкой С. Н. Соч. М., 1994.

69.Утопический социализм. Хрестоматия. М., 1982.

70.Утопия и утопическое мышление: антология зарубежной литературы. М., 1991.

71.Флоренский П. А. Столп и утверждение истины. М., 1990.

72.Франк С. Л. Соч. М., 1990.

73.Франк С. Л. Духовные основы общества. М., 1992.

74.Франк С. Л. Предмет знания. Душа человека. СПб., 1995.

75.Франк С. Л. Реальность и человек. СПб., 1997.

76.Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

77.Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1991.

78.Фрейд З. “Я” и “Оно”. Труды разных лет: В 2 т. Тбилиси, 1991.

79.Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1991.

80.Фромм Э. Иметь или быть? М., 1990.

81.Фромм Э. Душа человека. М., 1992.

82.Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993.

83.Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994.

84.Фрэзер Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. М., 1983.

85.Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. М., 1991.

86.Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.

87.Хейзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. М., 1992.

88.Хюбнер К. Истина мифа. М., 1996.

89.Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир - эпоха Просвещения. М., 1991; 19 век. М., 1995.

90.Шелер М. Избр. произв. М., 1994.

91.Шопенгауэр А. Мир как воля и представление // Собр. соч.: В 5 т. М., 1992. Т.1.

92.Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М., 1992.

93.Шпенглер О. Закат Европы. М.,1993. Т. 1; М., 1998. Т. 2.

94.Элиаде М. Аспекты мифа. М., 1995.

95.Юнг К. Г. Архетип и символ. М., 1991.

96.Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. М., 1994

97.Юнг К. Г. Психология бессознательного. М., 1994.

98.Юнг К. Г. Ответ Иову. М., 1995.

99.Юнг К. Г. Синхронистичность. М., 1997.

100.Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

 

 

Учебные пособия:

Суровегина Н. А. Человек - общество - история - культура. Тверь, 2004.

Суровегина Н. А. Эволюция европейской философии: основные типы мышления. Тверь, 2007.


6. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов

 

Использовать методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям.

 

1. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ по темам курса

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.37.169 (0.017 с.)