Человек и проблемы человеческого существования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Человек и проблемы человеческого существования



ХХ век: проблема человека как проблема эпохи. “Приступ мирового одиночества”.

 

Проблема сущности (природы) человека

Главные проблемы философской антропологии. Антропология естественнонаучная, философская и теологическая.

Существует ли человеческая сущность? Пять основных идей о сущности человека (М. Шелер): идея религиозной веры, идея “homo sapiens”, идея “homo faber”, идея неизбежного декаданса человека и идея “сверхчеловека”.

Человек как “ гражданин двух миров ”. Духовное и телесное в человеке. М. Шелер: три основных определения подлинно человеческого отношения к миру - предметность, любовь, идеация.

 

Сознание как духовное отношение человека к миру

Неорганические тела, растения и животные, человек как ступени организации мира. Личность как надорганизменный, волевой, духовный центр человека. Животное и мир: органическое единство. Человек и мир: предметное отношение. Сознание как субъективная реальность. Интенциональность (предметность) сознания. Знание как бытийное отношение; сознание и знание. Сознание и самосознание. Идеация. Мышление (интуиция и дискурсия). Основные сферы духовной деятельности.

Биологические и социальные факторы сознания. Психофизиологическая проблема. Индивидуальное и коллективное сознание.

 

Сознание и бессознательное как регуляторы человеческой деятельности

Духовная и органическая жизнь. Идеи и ценности - воля - влечения.

З. Фрейд. Структурные отношения психической личности: Я, Оно, Сверх-Я: Я - сознательный центр, Оно - “темная” часть личности (иррациональность, внеморальность, безволие), Сверх-Я - самонаблюдение, совесть, идеал. “Я” как “слуга трех господ”. Идеал-Я и социальные чувства; массовая психология. «Принцип удовольствия» и «принцип реальности» («Недовольство культурой»).

К. Г. Юнг. Индивидуальное и коллективное бессознательное в структуре личности. Архетипы коллективного бессознательного как “архаические остатки”; мифы, сказки и художественное творчество как выражение архетипов.

Э. Фромм. “Социобиологический принцип историзма”. Характер как замена инстинктов. Социальный характер. Характер и культура.

 

Проблема отчуждения

Обладание или бытие ” как коренная проблема человеческого существования. “Иметь” и “быть” в природе человека. Эвдемонизм и установка на обладание. Бытие как творческая (неотчужденная) активность.

Понятие отчуждения. Объективация внутренних сил человека; отрыв существования от сущности. Идолопоклонство как модель отчуждения. Отчуждение и рабское сознание.

Многообразие отчуждения

Человек и природа: микрокосм и макрокосм. Цивилизация как победа над рабством у природы и порабощение техникой.

Человек и общество: часть и целое. Концепции тоталитаризма. “Органическое” рабство человека у коллектива. Мифы и коллективность. Человек и нация: национализм как идолопоклонство.

Человек и цивилизация. Социальное рабство и цивилизация. Техника как новая реальность: технические устройства и техника деятельности. Имперсоналистичность техники. Технически-машинная эпоха: восстание твари против творца. Техника и теллурическое сознание, техника и экзистенциальное время. Дионисизм как реакция против техники.

Человек и государство: идея суверенитета государства. Религиозная санкция государственной власти. Иллюзия анархизма. Человек и война: порабощение коллективностью и деперсонализация.

Человек и история: человек как раб “исторической необходимости”. Отчуждение надежды.

Человек и материальные ценности: проблема “буржуазности”. “Рыночный” характер.

Человек и Бог. Антропоморфизм и социоморфизм представлений о Боге как феномен ограниченного сознания. Церковь и объективация.

Самоотчуждение: человек как средство для собственной жизни. Страсти человека и проблема одержимости. Эгоцентризм.

Преодоление отчуждения: от “обладания” к “бытию”

Раб, господин и свободный. Отчужденное сознание и бессмысленность жизни.

Человек с “рыночным” характером: десубъективация и адаптивность (конформизм). Деньги, слава и власть как главные ценности и установка на обладание.

 

Проблема смысла человеческого существования

Человек перед вопросом о смысле. “Экзистенциальный вакуум”, конформизм и тоталитаризм. Отчуждение и утрата смысла существования. Ценностные ориентации человека как замена инстинктивной регуляции. Безусловные ценности и смысл существования. Свобода человека как условие смысла его существования.

Бессмысленность жизни (абсурд). Абсурд как характеристика отношения человека к миру. Возникновение чувства абсурда. Иррациональность мира как основа абсурда. Бунт как непрерывная борьба с абсурдом.

Экзистенциализм: человек как “проект самого себя”. Отчужденное существование как “неаутентичное”. Свобода человека: аксиологический выбор и ответственность. Проблема одиночества и “заброшенности” человека. Человек как выход за пределы и центр этого выхода: самотрансценденция как фундаментальное свойство человека. Трансцендирование к Я, миру и сообществу (Н. Аббаньяно).

Человек как внутренне противоречивое существо. Экзистенциальные противоречия (Э. Фромм). Одиночество и социальность человека (Н. А. Бердяев). Человек - волк или овца? (Э. Фромм). Человек - раб, господин или свободный? (Н. А. Бердяев).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.74.54 (0.005 с.)