Практическое занятие 1. Дискуссия «Сущность тренинга и его отличие от семинаров, деловых и ролевых игр»



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практическое занятие 1. Дискуссия «Сущность тренинга и его отличие от семинаров, деловых и ролевых игр»



Практическое занятие 1. Дискуссия «Сущность тренинга и его отличие от семинаров, деловых и ролевых игр»

Анализ пирамиды познания

Цель: выявить и проанализировать особенности тренинговой деятельности.

Задание 1.1. Дискуссия

Студенты сначала работают индивидуально, отвечая на вопрос преподавателя: В чем заключается сущность тренинга. Время выполнения задания 5-10 минут.

Каждый студент дает свое определение сущность тренинга и говорит о своих ассоциациях с данным понятием.

Преподаватель выстраивает на доске ментальную карту по понятию «Тренинг».

Затем студенты отвечают на второй вопрос преподавателя «В чем заключаются отличия тренинга от семинаров, деловых и ролевых игр. Для выполнения данного задания студенты могут воспользоваться Интернет-ресурсами. Время выполнения задания – 30 минут.

По мере готовности студентов преподаватель организует выступление каждого участника и дискуссию между ними.

По окончании дискуссии преподавательподводит итог.

 

Задание 1.2. Анализ пирамиды познания

До выполнения задания ознакомьтесь с характеристикой известных методов обучения.

Задание. Расставьте в %-ном соотношении, как вы думаете, насколько эффективны следующие методы обучения?

5%, 10%, 20%, 30%, 50%, 70%, 90%

Указанные проценты могут быть использованы в таблице только один раз.

 

Методы обучения %
Беседа  
Дискуссия  
Лекция  
Работа с учебником и книгой  
Аудио-визуальные методы  
Практические действия  
Обучение других  
8. Другие методы… (укажите, какие)  

Практическое занятие 2, 3. Деловая игра «Разработка тренинга»

Работа студентов может проходить индивидуально или по группам в зависимости от размера студенческой группы.

Структура деловой игры:

1. Точка отсчета - первоначальная идея

Группа (или студент индивидуально) разрабатывают идею тренинга. Стартовая точка программы может брать начало из разных источников. Вот некоторые из них:

• Идея, которая есть у вас для открытой программы.

• Ответ на запрос клиента.

• Доработка существующей программы.

• Способы достижения целей бизнеса.

Определение потребностей клиента

Разработка программы тренинга

· определение цели, задач и предполагаемых результатов тренинга;

· встреча с клиентом (в случае закрытого тренинга);

· разработка содержания тренинга;

· разработка сценария (программы) тренинга с указанием временных границ и, если возможно, ответственных за каждый этап (см. пример);

· разработка практической деятельности (упражнения, разбор случая из практики, игра-симулятор или ролевые игры).

4. Подготовка материалов.Это могут быть:

· раздаточный материал;

· слайды для проектора, которые будут содержать четкую информацию или иллюстрации к ключевым пунктам;

· видео для обеспечения разнообразия в преподнесении информации (длительностью максимум двадцать минут);

· флип-чарты, которые могут использоваться при «мозговом штурме» или для записи выводов из упражнений;

Проведение программы.

Практическое занятие 4. Деловая игра «Проведение тренинга»

Как правило тренинг проводится в несколько этапов. Вот основные из них:

 

1.Вступительное слово тренера:

1. Название и цель тренинга

2. План тренинга

3. Содержание каждого этапа.

4. Правила-нормы тренинга.

Знакомство и создание работоспособности группы.

Ориентация на проблему.

Тело тренинга».

Завершение тренинга.

Задание 4.1.Каждый студент осуществляет вступительное слово по подготовленному им тренингу.

Обсуждение проводится либо после каждого студента, либо после того, как выступили все. В последнем случае студенты отвечают на вопрос, какое вступительное слово им понравилось больше всего, какой студент заинтриговал остальных и они ждут его тренинга.

 

Задание 4.2.При проведении этого задания студенческая группа отрабатывает разные способы знакомства участников и создания работоспособности группы.

Часть студентов предлагают конкретные методы знакомства, которые сразу же используются в группе. Другая часть студентов предлагает психологические разминки для создания работоспособности группы и также сразу проводит их.

По окончании задания студенческая группа подводит итог:

1. какой способ знакомства оказался наиболее эффективным;

2. какая разминка позволила максимально создать атмосферу активности в студенческой группе.

 

Задание 4.3. Ориентация на проблему

Цель данного этапа сориентировать участников на проблему тренинга, промотивировать к участию, показать, что цели тренинга и личные цели участников совпадают.

Может осуществляться несколькими способами:

1. тестирование «на входе», например, психодиагностика;

2. экспресс диагностика знаний в начале тренинга;

3. дискуссия по проблеме тренинга;

4. ассоциации с заявленной темой.

Студенты, используя материалы лекций и проработанных литературных и интернет источников, проводят по очереди ориентацию на проблему своего тренинга.

По заверешении этого этапа итоги подводит преподаватель.

 

Задание 4.4. «Тело тренинга»

Студенты по очереди проводят подготовленный тренинг.

Преподаватель помогает по мере необходимости создать рабочую атмосферу и провести тренинг. Если для проведения тренинга не хватает участников, преподаватель становится одним из них.

 

Задание 4.5. Завершение тренинга

Каждый студент предлагает по своему тренингу игры на завершение.

Это может быть «Чемодан в дорогу», «Боевой листок», «Скульптура» и т.п.

Все студенты выполняют предложенное их коллегой задание.

 

Разбор трудных ситуаций

Задание 5.1. Типы тренингов и тренеров

Опишите особенности тренингов и тренеров, принципы работы, роли и черты поведения тренера.

Типы тренингов Типы тренеров
Тренинг для самораскрытия   Принципы работы Фасилитатор     Роли:     Черты поведения:  
Тренинг как тренировка   Принципы работы   Тренер Роли:     Черты поведения:  
Тренинг как активное обучение     Принципы работы:   Консультант     Роли:     Черты поведения:  
Тренинг как дрессура     Принципы работы: Дрессировщик     Роли:     Черты поведения:  

Задание 5.2. Компетенции тренера

Задание выполняется в несколько этапов.

На первом этапе каждый студент работает индивидуально. Нужно самостоятельно перечислить на листке 7 компетенций, которые должны быть присущи успешному тренеры по мнению студента. Время выполнения – 5 минут.

На втором этапе студенческая группа делится на подгруппы. Каждая подгруппа обсуждает компетенции, предложенные членами подгруппы. В конце нужно выбрать 5 компетенций успешного тренера. Время исполнения – 10 минут.

На третьем этапе выступают представители подгрупп. Результаты на доске фиксирует преподаватель или участники подгрупп.

На четвертом этапе преподаватель предлагает каждому студенту выбрать из получившегося перечня несколько компетенций (например, по принципу Парето), предпочтения студентов обрабатываются. Компетенции, набравшей большее число предпочтений, присвается первое место и т.д.

На пятом этапе студенты оценивают себя лично по 5-балльной системе по предпочтительным компетенциям. Оценки снова фиксируются на доске.

 

 

Например,

Компетенции баллы
Умение сдерживать эмоции          
Адаптивность к группе          
Открытость к общению          
Взаимоподдержка          

После заполнения таблицы на доске преподаватель подводит итоги, комментирует, какие качества нужно развивать у присутствующих.

 

Задание 5.3. Разбор трудных ситуаций

 

Ситуация 1.Один из участников тренинговой группы категорически отказывается принимать участие в активных формах занятия (ролевых, ситуационных и т.п. играх). Предпочитает просто слушать других.

Как вовлечь данного участника в работу?

 

Ситуация 2. Преподаватель делит студентов на группы. Каждой из подгрупп дается задание придумать сложную ситуацию из собственного опыта. Затем назначить активного участника из другой группы и подыгрывающего участника. Сложная ситуация разыгрывается в ролях.

Активный участник – ответственен за ситуацию и ее развитие. Его задача изменить сложившуюся ситуацию.

Подыгрывающий участник не мотивирован на достижение цели и не несет ответственность за развитие ситуации.

Далее организуем сцену. Все садятся полукругом, чтобы было место для «сцены».

Для оценки участников наблюдателям нужно вести дневник.

 

Что помогало достижение цели Что мешало достижению цели
1. 1.
2. 2.
и т.д. и т.д.

 

Обсуждение ролевой игры:

1. Сначала выслушиваем активного участника. Например, о том, как он понял состояние своего партнера по игре, каковы мотивы его поведения, легко ли было с ним общаться и т.п.

2. Затем – подыгрывающего о его впечатлениях о взаимодействии, захотелось ли ему изменить свое поведение, благодаря чему.

3. Выступление наблюдателей.

4. Преподаватель подводит итог проведенной ролевой игры, говороит о том, какие методы были эффективны.

 

Ситуация 3. Участник тренинговой группы отказывается от предлагаемой ему роли. Что делать?

Студенты работают по подгруппам, разрабатывают тактику поведения в данной ситуации, затем поочередно предлагают найденные пути выхода из ситуации.

 

Задание 6.1. Счет с закрытыми глазами.

Студенческая группа должна досчитать до 20. Порядковые номера называются студентами, договариваться о последовательности вступления в игру нельзя.

Обсуждение: как можно получить нужный результат, что мешало группе выполнить данное задание.

 

Задание 6.2. Отхлопывание мелодии.

Преподаватель показывает, как с помощью хлопков можно получить нужную мелодию. Студенты повторяют за преподавателем предлагаемый ритм все вместе.

Затем задача усложняется. Каждый студент – это один хлопок. Кто ошибается, выбывает из игры. Каждому хочется остаться в группе. Отрабатывается умение слушать друг друга.

Обсуждение: почему не получилось, почему не все слышат друг друга. Как сделать так, чтобы никто не выбывал?

 

Задание 6.3. Соперничество с другой группой

Студенческая группа разбивается на подгруппы с одинаковым числом участников. Победившей считается команда, которая выполнит задание быстрее. Преподаватель (или один из студентов) следит за временем.

Преподаватель объявляет задание: Каждый член команды должен подбросить мячик вверх, назвать себя и этот же мячик поймать. Так должен сделать каждый член команды.

Преподаватель дает командам время на выработку стратегии экономии времени. Затем команды по очереди выполняют задание. Побеждает та команда, которая выполнила задание быстрее.

Обсуждение: какие пути экономии времени вы предлагали, все ли были согласны с предлагаемыми идеями, что можно было сделать, чтобы победить.

Задание 6.4. Игра «Блиндаж»

 

Описание процедуры

На полу расстилается 4-5 газет такого размера, чтобы на них могла свободно уместиться вся группа. Группе объясняется, что расстеленные на полу газеты будут являться блиндажами, в которых участникам необходимо «укрыться» по сигналу ведущего. (Таким сигналом может быть остановка музыки. Также для подачи сигнала может быть использован свисток.)

Участники свободно перемещаются по комнате и по сигналу ведущего «укрываются в блиндажах» – вставая (запрыгивая!) на ближайшие газеты. Участник, не уместившийся на газете, считается погибшим. В этом случае группа получает порицание ведущего за то, что не уберегла товарища, и выполняет упражнение еще раз в том же варианте сложности.

При успешном выполнении ведущий уменьшает количество «блиндажей», убирая одну газету, и продолжает упражнение.

На последнем этапе группе предстоит «уместиться в очень маленьком блиндаже», что невозможно без реальной физической поддержки участниками друг друга.

В процессе обсужденияполезно обратить внимание на вопросы: что мешало выполнению упражнения? Что помогало при выполнении упражнения?

.

СРС

Тема 2. Разработка тренинга

Индивидуальное домашнее задание:

Используя различные источники студент в качестве подготовки к деловой игре, разрабатывает свой тренинг. В программе тренинга следует отразить:

1.первоначальную идею тренинга.Т.е. описать сферу деятельности, для которой разрабатывается тренинг, или тематику открытого тренинга.

2.тип клиента, для которого этот тренинг может быть предложен;

3.содержание тренинга, включающее:

· определение цели, задач и предполагаемых результатов тренинга;

· содержание тренинга;

· сценарий (программу) тренинга с указанием временных границ.

Программа тренинга сдается преподавателю в письменном виде.

 

Далее студент разрабатывает практическую часть тренинга - упражнения, случаи из практики, игры-симуляторы, ролевые игры, психологические разминки. Проделанная работа оформляется в письменном виде и сдается преподавателю на проверку.

 

При подготовке материалов для деловой игры студент может использовать разную форму:

· раздаточный материал;

· слайды для проектора, которые будут содержать четкую информацию или иллюстрации к ключевым пунктам;

· видео для обеспечения разнообразия в преподнесении информации (длительностью максимум двадцать минут).

Тема 3. Проведение тренинга

Индивидуальное домашнее задание:

Для подготовки к участию в деловой игре «Проведение тренинга» студент готовит и оформляет в письменном виде следующие разделы:

1.Вступительное слово тренера (название и цель тренинга, план тренинга, краткое описание содержания каждого этапа и ожидаемых руезультатов).

2.Правила-нормы поведения участников тренинга.

3.Предлагаемую процедуру проведения знакомства членов тренинга.

4.Предлагаемые способы создания работоспособности группы.

5.Предлагаемые способы ориентирования участников на проблему, мотивации их к активному участию в тренинге.

6.Описывает один из блоков разработанного тренинга (любое упражнение, ролевую игру и т.п.)

7.Предлагаемые задания по завершению тренинга.

 

Практическое занятие 1. Дискуссия «Сущность тренинга и его отличие от семинаров, деловых и ролевых игр»

Анализ пирамиды познания

Цель: выявить и проанализировать особенности тренинговой деятельности.

Задание 1.1. Дискуссия

Студенты сначала работают индивидуально, отвечая на вопрос преподавателя: В чем заключается сущность тренинга. Время выполнения задания 5-10 минут.

Каждый студент дает свое определение сущность тренинга и говорит о своих ассоциациях с данным понятием.

Преподаватель выстраивает на доске ментальную карту по понятию «Тренинг».

Затем студенты отвечают на второй вопрос преподавателя «В чем заключаются отличия тренинга от семинаров, деловых и ролевых игр. Для выполнения данного задания студенты могут воспользоваться Интернет-ресурсами. Время выполнения задания – 30 минут.

По мере готовности студентов преподаватель организует выступление каждого участника и дискуссию между ними.

По окончании дискуссии преподавательподводит итог.

 

Задание 1.2. Анализ пирамиды познания

До выполнения задания ознакомьтесь с характеристикой известных методов обучения.

Задание. Расставьте в %-ном соотношении, как вы думаете, насколько эффективны следующие методы обучения?

5%, 10%, 20%, 30%, 50%, 70%, 90%

Указанные проценты могут быть использованы в таблице только один раз.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.171.164.78 (0.019 с.)