Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие о представлении. Свойства представления. Роль представлений в развитии познавательной сферы.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Представления (imagery) это психические образы, гештальты, смысловые интегральные единицы воображения. В повседневной речи под представлением подразумевают разновидность внутреннего опыта, или картины, открывающиеся так называемому «мысленному взору». Такое описание, обычно, называется «рисуночной метафорой». Однако представления также относятся к опыту, полученному в других областях восприятия, таких как слух, вкус и кинестезия. Когда люди утверждают, что они действительно видят несуществующие объекты, считается, что они страдают галлюцинациями. Если же существующие объекты неверно истолковываются, то мы говорим об иллюзиях. Обычно, представления характеризуют как бледные и быстротечные, лишенные деталей и фрагментарные. Однако некоторые люди рассказывают о своих ярких, детальных внутренних образах. Предположительно, люди отличаются по силе своих представлений. Несомненно, люди различаются по результатам, достигнутым в различных тестах, созданных для измерения яркости или ясности внутренних образов в различных сенсорных областях. На ранних этапах развития психологии, Вильгельм Вундт рассматривал представления как один из трех основных элементов сознания, наряду с ощущениями и чувствами. Представления рассматривались В. Вундтом и другими учеными как ранее испытанные и восстановленные в памяти сенсорно-перцептивные впечатления. Вследствие личной, субъективной природы так называемых сообщенных представлений, Джон Уотсон называл их «призраками ощущения». Как психические образования, представления утратили свою привлекательность в качестве объектов исследования, с того времени, как набрал силу бихевиоризм, и так было до тех пор, пока бихевиоризм не утратил своего мирового влияния. Интерес к представлениям, как к психическим объектам стал оживать и существенно повысился в 1960 — 70-х г.г. XX века. Это произошло тогда, когда то направление в психологии, что в последствии получило название когнитивная психология, стало представлять интерес для ученых. Психологи снова начали придавать значение представлениям, в частности, в исследовании процессов научения, восприятия, мышления и смыслообразования. Одной из важных причин оживления интереса к представлениям была публикация книги Френсис Амелии Йейтс «Искусство памяти» (The art of memory). Йейтс описала, как древние греки и римляне практиковали различные мнемотехнические приемы, основанные на внутренних образах уже известных систем отсчета, таких, например, как план собственного жилища. Мысленно помещая каждый предмет в соответствующее ему место, например, в комнату в доме, можно было запомнить длинный перечень отдельных предметов. Потом вышла в свет следующая книга Йейтс, в которой собрано большое количество исследований мнемоники. По-видимому, единственным ограничением для описанной здесь мнемонической методики является то, что следует делать поправку на время, необходимое для связывания двух образов. Это время, обычно, занимает около 5 секунд.Другие исследователи просили испытуемых просматривать длинные списки слов и оценивать каждое слово по 7-баллыюй шкале с точки зрения образности, т.е. способности слова вызывать какие-либо представления. Было обнаружено, что слова с высокой образностью заучивались гораздо быстрее, чем слова с низкой образностью. Еще важнее, как выяснилось, то, что слова с высокой образностью могут заучиваться быстрее, чем так называемые высокозначимые слова. В таком случае можно утверждать, что образность важнее значимости и что она фактически оказалась лучшим индексом значения, смысла слова, чем т.н. меры значимости. В области восприятия, исследования привели к установлению связи представлений, т.е. внутренних образов, с центрами мозга, вовлеченными в процессы перцептивной дискриминации различных сенсорных входов. В исследованиях так называемого расщепленного мозга было обнаружено, что правое полушарие, по-видимому, сильнее вовлечено в обработку визуальных форм и структур по сравнению с левым полушарием, которое, как известно, в большей степени связано с лингвистической сферой. Выяснилось, что мысленное вращение какой-либо геометрической фигуры испытуемыми занимало приблизительно такое же время, какое потребовалось бы им для ее физического вращения, и что на основании этого можно оценить, как испытуемые вращали бы данную фигуру в воображении или мысленно. Трудно описать все внутренние образы в четких, точных выражениях, так же как и вообще все внутренние реакции. Мы действительно выучиваемся описывать некоторые из наших внутренних реакций такие, например, как голод и жажду, однако, видимо, невозможно абсолютно точно для другого человека описать то, в какой степени можно быть голодным. Описать воображаемое яблоко также невозможно, если потребовать, чтобы это описание удовлетворяло любым строгим критериям. Тем не менее, тот факт, что у нас есть проблемы при описании наших образов, не делает их менее реальными, чем, например, зубная боль или другие виды боли. Но, какими бы реальными они ни являлись, мы, тем не менее, должны признать, что наши представления не могут быть хорошими ориентирами для всех решений. При изучении так называемых эйдетических образов, одно время полагали, что дети — или, по меньшей мере, некоторые из детей — отличаются поразительной яркостью и точностью представлений, которые, если их описать, практически эквивалентны рассматриванию реального предмета. Ральф Хабер доказал, однако, что дети, предположительно отнесенные к «эйдетикам», были не более точны в своем описании увиденного ранее рисунка, чем другие дети. Истинность, представлений, то есть их объективное соответствие реальному оригиналу, по-прежнему вызывает большие сомнения. Уже давно известно, что условные реакции отличаются от безусловных. Тогда почему представление должно быть хотя бы чуть точнее предшествующей реакции, воспроизведением которой оно является? В конце концов, при этом стимул для фактической реакции отсутствует. Другое интересное приложение внутренних образов имеет место в спортивных играх и навыках, таких как метание дротиков, координация движений в гимнастике и свободные броски в баскетболе. Люди, потратившие некоторое время, представляя в воображении, что совершают успешные движения, явно смогли улучшить свои результаты больше, чем контрольная группа, которая не занималась «мысленной тренировкой». Если такое преимущество так называемого простого представления достоверно подтвердится, можно будет извлечь из него пользу во многих других областях. Остается лишь полностью раскрыть действительно полезные детали сеансов воображения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 432; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.251.103 (0.01 с.) |