Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социальный тип и психологические характеристики ведущей деятельности на каждой возрастной эпохе психического развития человека.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Младенчество: (0 - 1/1,5 год) - интимно-личностное общение с ближайшими взрослыми (матерью). Формирование психофизиологических систем, дифференциация ощущений, формирование сенсомоторных систем - органов чувств и движения. Двигательная, ориентировочно-исследовательская деятельность. Раннее детство: (1/1,5 - 3 года) - формирование психомоторной регуляции движений и поведения; осознание своего Я, развитие речи по этапам: номинативность - грамматизация - семантизация. Предметно-манипулятивная деятельность. Дошкольное детство: (3 - 6/7 лет) - игра, игровая деятельность, соответственно, в развитии предметно-манипулятивная игра, сюжетно-ролевая игра и игра-драматизация (сказка). Формирование замещающей функции игрушки, осуществление принятия роли и произвольности волевого поведения. Проигрывание сказочных сюжетов во внутреннем плане сознания. Младший школьный возраст: (6/7 - 10/11 лет) - учебная деятельность с выраженной осознанной мотивацией познания и самосовершенствования. Формирование замещающей произвольности принятия учебной задачи, становление и развитие способностей и умений совершать учебные действия по анализу и преобразованию условий задачи. Осуществление контроля последовательности учебных действий на уровне конкретных операций. Формирование внутреннего контроля последовательности учебных действий, становление умения обобщенной оценки своих учебных действий и их результата. Средний школьный (подростковый) возраст: (10/11 - 15/16 лет) - ведущая деятельность - межличностное общение со сверстниками. Формирование половозрастной идентификации. Развитие дифференцированной самооценки: личностной, как общей, так и ситуативной, формирование самооценки способностей к разным профессиям, к спорту, к музыке, живописи и т.п. Интеграция самооценки референтных (значимых) отношений в группах сверстников. Старший школьный и студенческий (ранняя юность и юношеский) возраст: (15/16 - 20/21 лет) - познавательная профессионально-ориентированная деятельность. Характеризуется переходом из "мира детства" и подростковой субкультуры в общественный мир социальных отношений. Интеграция в социальные институты, стратификация (вхождение в социально-профессиональные группы), осознанно-личностное осмысление общественных норм культуры, морали, нравственности и поведения. Молодой возраст (молодость): (20/21 - 29/30 лет) - ведущей является самосоциализационная, осознанная интегративная деятельность, направленная на становление в профессии, укрепление старых и получение новых профессиональных ЗУНов. Происходит закрепление начавшей становление в подростничестве и активно формирующейся в юности Я - концепции. Я - концепция кристаллизуется в качестве сознательно формулируемого, когнитивно обоснованного и активно социально-поведенчески отстаиваемого Образа Я. Осуществляется личностная идентичность с определенными профессионально-культурными и религиозными воззрениями и парадигмами. Завершается формирование личностного, социального и профессионального самоопределения. Производится определение "смысла жизни" (происходит осознание собственной иерархически ведущей, доминирующей мотивации), завершается личностное самоопределение перспективы индивидуально-психологического и профессионального развития. Взрослость (взрослый, средний возраст): (29/30 - 40/42) - ведущей деятельностью является личностно-интимное, эмоционально-семейное ролевое самоопределение. Сознательный отход от родительской семьи и субъектное, деятельностное основание своей семьи. Семья становится ареной приложения сил и областью индивидуальной самореализации. Производится построение ячейки общества с супругом. Семья строится как свой маленький, отдельный от большого социума мир. Дети являются сферой передачи опыта, ЗУНов, компонентами самоактуализации. Самосовершенствование происходит в воспитании и обучении детей. Семья, - супруг, дети, дает новые стимулы для профессионального роста и развития. Существуют данные о возникновении кризиса среднего возраста (происходящего примерно в 33-38 лет) как периода переоценки ценностей у взрослого человека. Зрелость (зрелый, возраст): (40/42 - 53/55) - профессионально-трудовая деятельность. Самореализация в профессии, актуализация личностного потенциала, качественное расширение богатства способностей, формирование полного самосознания жизнедеятельности. Новая качественная профессионально-общественная социализация и самоинтеграция. Ориентация на общественные ценности, мотивация к изменению общественной жизни, к самосовершенствованию в контексте общественных связей. Производственные отношения становятся главным компонентом в общении и совместной деятельности. Профессиональные ценности вновь качественно интериоризируются (присваиваются), происходит их экстериоризация (личностное продуцирование вовне), они являются ориентирами для дальнейшего саморазвития и самораскрытия. Пожилой возраст (поздняя зрелость): (53/55 - 63/65) - ведущей деятельностью вновь является личностно-семейное ролевое самоопределение. Данный процесс происходит на иной качественной основе, - появляются внуки. Происходит пересмотр семейных ролей, эмоционально наступает вторая молодость, производится самоориентация на воспитание внуков, что происходит на иной качественно-сознательной основе, нежели с детьми. Между супругами углубляется интимно-личностное эмоциональное единение в общении и совместной деятельности по воспитанию внуков и помощи молодой семье. Совершается также профессиональное дальнейшее развитие и самоактуализация в наиболее сложных областях профессии. Происходит осознание пройденного жизненного пути и переосмысление личностного опыта. Старческий возраст (старость): 63/65 - 73/75 - в качестве ведущей деятельности выступает творческая самореализация в науке, в искусстве и в специфических, узкоспециальных аспектах профессии. Происходит осмысление сделанного и переоценка достигнутого в жизни. Осуществляется формирование мудрости жизнедеятельности. Производится "оформление личностных вкладов". Вновь, как и в подростковом возрасте, активизируется общение со сверстниками, - оно, конечно, не является ведущей деятельностью, но, тем не менее, обладает очень важным психотерапевтическим эффектом и деятельностным потенциалом. Преклонный (дряхлый) возраст: 73/75 - 83/85 - ведущей деятельностью является самоосмысление и самосознание, а также осмысление проблем бытия, вечности и Бога. Производится подведение жизненных итогов, содержательно осознается завершение жизненного цикла, переосмысливается свое место в мире и во вселенной. На первый план в деятельности выходят религиозные, мировоззренческие, политические и нравственные проблемы. Происходит ресоциализация (повторная социализация) в семье, имеет место занятие новых семейных жизненных ролей (прабабка, прадед, патриарх), производится воспитание взрослых внуков. При условии отсутствия семейной ресоциализации, имеет место быть, как правило, ресоциализация в новых областях деятельности и знания, - культура, религия, общественная мораль. Также, часто имеется процесс отхода даже от пассивных форм (в отличие от старого возраста) выполнения профессиональной деятельности. Если условия жизни в преклонном возрасте негативны, возможно, размывание и нивелирование (сведение к минимуму) ведущей деятельности данного возраста.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 386; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.112.169 (0.01 с.) |