Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. История, предмет, структура и задачи экологии.↑ Стр 1 из 20Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Тема 1. История, предмет, структура и задачи экологии. Цель: Ознакомиться с основными этапами становления и развития экологии, ее структурой и задачами.
1.1. История экологии. 1.1.1.Формирование естественно-исторических представлений в древнем мире, средневековье и 16-18 столетиях. 1.1.2.Развитие экологического направления в 19 столетии. 1.1.3.Развитие экологии в первой половине 20 века. 1.1.4.Развитие эклогии во второй половине 20-начале 21 века. 2. Предмет и структура экологии. 3. Задачи экологии. 4. Экология в системе наук. 5. Методы экологических исследований.
История экологии.
Формирование естественно-исторических представлений в древнем мире, средневековье и 16-18 столетиях.
Термин «экология» (от греческого слова «oicos» - дом, жилище и «logos» - наука, учение; в буквальном смысле - наука о местообитании) предложил известный немецкий естествоиспытатель Э. Геккель в 1866 г. в работе «Всеобщая морфология организмов». Однако элементами экологических знаний человечество владело уже с первых шагов своего становления, так как, только зная места обитания растений и животных, их биологию, первобытный человек (собиратель, рыболов, охотник) мог выжить. Эти и приобретенные позднее знания описательного харак тера, впоследствии были зафиксированы в древних египетских, индусских, китаи ских, а затем греческих и римских письменных источниках. Вместе с тем, в трудах античных ученых имеется ряд важных по тому времени обобщений. Так Аристотель (384-322г. до н.э.) классифицировал всех известных ему животных (около 500 видов) по среде обитания, способам передвижения, питания; его ученик Теофраст (384-280 г. до н.э.) заложил основы классификации жизненных форм растений, выделив деревья, кустарники травы; римлянин Плиний Старший (23-79 г.н.э.) в «Естественной истории» обобщил все известные к тому времени сведения о растениях и животных. Этими трудами заканчивается первый этап истории экологии - этап первичного накопления и систематизации сведений о растительном и жи вотном мире, видах, имевших важное значение в практике земледелия и животноводчества основных очагов цивилизации. Из средневековых источников наиболее популярна «Энциклопедия природы» Альберта Великого», «Зеркало природы» и «Канон врачебной науки», в которых основное внимание было уделено лекарственным растениям, хотя в целом открытия этой эпохи, даже важнейшие, оказывались мало кому известными и быстро забывались. Качественно новый этап в систематизации и обобщении экологических материалов, собранных в течении столетий в различных (в т.ч. новых, описанных во время Великих географических открытий) регионах заложен трудами К. Геснера (1516-1565), У. Альдрованди (1522-1605), Дж. Рея (1623-1705) и ряда других есте ствоиспытателей эпохи Возрождения. В 17-18 веках сведения экологического характера, подтверждающие зависимость распространения, особенностей строения и образа жизни от климатических условий и других «внешних обстоятельств» составляли уже значительную часть в работах многих натуралистов, в том числе российских – С.П. Крашенинникова (1713-1755), И.И. Лепехина (1740-105), П.С. Палласа (1741-1811) и других. В это же время начато более подробное изучение образа жизни отдельных групп животных (Реамюр - насекомых), влияния отдельных факторов среды на живые организмы (Р. Бойль - низкого давления) и взаимодействия организмов друг с другом (А. Левенгук - пищевые цепи); много таких сведений дала и практика сельского хозяйства. Обобщение накопленных материалов было проведено крупнейшими естествоиспытателями того времени – Ж. Бюффоном в «Естественной истории», К. Вильденовым в «Основах травоведения» и К. Линнеем в «Экономии природы» и «Общественном устройстве природы».
Важнейшие задачи экологии.
Важнейшими задачами, стоящими пред современной экологией является изучение: - экологических механизмов адаптации организмов к окружающей среде; - механизмов регуляции численности популяции, что позволяет разрабатывать мероприятия по управлению численностью вредителей сельского и лесного хозяйства, переносчиков болезней человека и животных, промысловых и разводимых видов; - продукционных процессов, в т.ч. фотосинтеза и образование вторичной продукции; -устойчивости природных и антропогенных сообществ; -оздоровление ландшафтов и восстановление нарушенных экосистем; Основными проблемами прикладной экологии, ориентированной на природопользование,являются: - разработка теории взаимодействия природы и общества; - разработка экологической политики и стратегии ресурсосберегающего развития экономики; - предупреждение и преодоление кризисных ситуаций.
Экология в системе наук. Как уже отмечалось, экология относится к фундаментальным биологическим наукам, изучающим взаимоотношения организмов между собой и окружающей средой. Однако, поскольку некоторые аспекты этих отношений изучаются и другими науками, то они между собой определенным образом связаны. Наиболее тесные связи существуют между экологией (с одной стороны) и физиологией и морфологией (с другой), поскольку адаптации организмов и их популяций имеют физиологический или морфологический характер. Тесно связаны с экологией также: - систематика (экологический критерий видов); - генетика (роль факторов среды в сохранении и распространении генетических изменений); - географические дисциплины (условия существования); - геология (особенно геохимия); - химия; - другие науки естественного цикла; - ряд общественных наук (социология). Сейчас экологические принципы постепенно пронизывают все более широкий круг проблем и экология в целом становится теоретической основой рационального природопользования. Окружающая среда человека.
Окружающая человека среда включает элементы неживой природы, затем живую при- роду, а также множество факторов, связанных с жизнью и деятельностью самого человека. Человек по-разному влияет на окружающую среду: - как живое существо, которое питается, дышит, занимает определенное пространство (антропическое влияние); - как часть производительных сил (антропогенное влияние). По направленности воздействия бывают случайными или непреднамеренными и преднамерен ными, которые осуществляются с определенной целью. По характеру воздействие бывает пря мым или непосредственным и косвенным или опосредованным, которое обычно проявляется в изменении условий существования организмов. В пос ледние десятилетия оно значительно превышает масштабы прямого воздействия. Основными видами вмешательства человека в экологические процессы являются: - упрощение экосистем и разрыв биологических циклов; - введение в экосистему новых видов; - появление генетических изменений в организмах растений, животных и человека; - увеличение массы отходов от различных производств. (по Б. Коммонеру, 1974). По масштабам преобразования окружающую среду человека обычно подразделяют на: - слабо трансформированную; - квазиприродную, включающую преобразованные человеком природные ландшафты, поля, сады, другие агроценозы, отличительной особенностью которых является неспособность к самоподдержанию; - артеприродную - техногенную среду населенных мест с искусственным окружением людей. По масштабам окружающую человека среду делят на: - ближайшую, включающую жилые и другие искусственные сооружения, семью, соседей и коллектив, где человек проводит 60-90% всей жизни; - ближнюю, включающую среду населенных пунктов, их зеленые зоны, окружение земляков; - дальнюю или региональную, обеспечивающую людей условиями для труда, продовольстви ем, условиями для отдыха и восстановления здоровья, окружение родного этноса; - глобальную, включающую весь земной шар. Характерной особенностью нашего времени является интенсификация и глобализация воздействия человека на окружающую среду. Если на первых этапах своего становления чело век находился с окружающей средой в тесном единстве, то позднее, став охотником, а затем земледельцем и животноводом, он вступил на путь разрыва с природой и его отношения с ней стали чреваты опасностью локальных и региональных кризисов. Вообще накопливается все больше данных о то, что древние цивилизации гибли не только от нашествия завоевателей, но и от собственных экологических трудностей, с которыми не смогли справиться. Новым фактором обострения экологического положения стало развитие индустриализации, в результате которой мы оказались на пороге экологического кризиса. В итоге, если раньше локальные и региональ ные кризисы могли привести даже к гибели какой-либо цивилизации, но они не могли остано вить прогресс рода человеческого в целом, то теперешняя экологическая ситуация чревата гло бальной экологической катастрофой, поскольку современный человек разрушает механизмы функционирования биосферы в планетарном масштабе. Именно это обстоятельство позволяет говорить о наличии глобального экологического кризиса и угрозе экологической катастрофы.
Общая характеристика.
Водная среда является той средой, где возникла и более 3 млрд. лет развивается жизнь. Она сыграла важную роль в геологической истории Земли и сейчас определяет ее важнейшие параметры, выполняя тем самым важную экологическую роль. Она выполняет и важную социально-экономическую функцию, поскольку является обязательным компонентом всех технологических процессов и объем ее потребления служит своеобразным показателем уровня разви тия общества(человек каменного века потреблял около 10 л в сутки, в Римском государстве - до 70 л, столько же сейчас потребляется в развивающихся странах, в развитых странах уровень потребления составляет в среднем 320 л, а в отдельных случаях доходит до 700 л в сутки). Общее количество воды на планете оценивается в 1,5- 2,5 млдр. куб. км. В действитель ности она занимает около 75% поверхности планеты, в т.ч. 71% занимают моря и океаны и бо лее 4% поверхностные воды(реки, озера, ледники); она обнаруживается в толще земли, содер жится и в атмосфере (до 3%). Большая часть воды - 96,5% сосредоточена в морях и океанах, 1,75%- в реках, озерах, ледниках, чуть меньше приходится на подземные воды. Большая часть воды соленая, а на долю пресной воды приходится лишь 2,1-2,53% (28-30 км3). Вместе с тем все виды природных вод тесно связаны и это единство обеспечивается ее круговоротом, движущей силой которого является энергия Солнца и сила тяжести.
Почва как среда жизни. 4.2.1. Почвы, их состав и свойства. 4.2.2. Почва как среда обитания.
Почвы, их состав и свойства Почва по определению В.В.Докучаева это наружный слой горных пород измененный под влиянием воды, воздуха и различных организмов Любую почву можно рассматривать как гетерогенную, многофазную систему, состоящую из твердой (минеральные и органические компоненты), жидкой (почвенный раствор) и газообразной (почвенный воздух) фаз. Твердая часть почвы включает минеральные и органические вещества. Минеральные вещества по дисперсности делят на две группы: - с диаметром частиц более 0,001 мм (обломки пород, минералов и минеральные новообразования); - с диаметром частиц менее 0,001 мм (частицы выветривания глинистых минералов). В состав минеральной части почвы входят кремний, алюминий, железо, калий, натрий, магний, кальций, фосфор, сера и другие элементы, которые в основном находятся в виде оксидов или солей угольной, серной, фосфорной, соляной и других кислот. Органический компонент почв представлен гумусовыми веществами, образующимися в результате превращений органических остатков, поступающих в почву после отмирания растений и животных. Биологическая составляющая представлена зелеными растениями, микроорганизмами и животными. В формировании плодородия важная роль принадлежит почвенным микроорганизмам. Гумусовые вещества содержат водород, углерод, кислород, серу, азот и фосфор. Многие из них растворены в почвенной влаге, заполняющей часть пор, а в остальной части пор находится воздух, который в верхних слоях в основном состоит из азота(78-86 %), кислорода (11-21 %) и углекислого газа (0,3-8,0 %). В настоящее время почва рассматривается как саморазвивающаяся система, обеспечивающая круговорот веществ в природе.
Почва как среда обитания
Почва (эдафический фактор) является второй жизненной средой нашей планеты, которая сформировалась в результате длительного преобразования поверхностных слоев литосферы под воздействием гидросферы, атмосферы живых и мертвых организмов. Сейчас она выполняет ряд глобальных функций: - она является средой обитания множества живых организмов, выполняя тем самым своеобразную информационную и санитарную роль; - она является своеобразным регулятором взаимодействия геологического и биологического круговоротов веществ в биосфере, поскольку обеспечивает взаимодействие растений, микроорганизмов и животных; - благодаря «плодородию» она обеспечивает существование человечества и его социальную эволюциию. Как среда обитания, почва представляет сложную систему, в которой твердые частицы окружены воздухом и водой. Это, по мнению М.С.Гилярова, дает основание предполагать, что она явилась той средой, через которую первоначально водные обитатели смогли перейти к наземному образу жизни. Твердую часть образуют в основном минеральные компоненты (размеры частиц до 3мм), соотношение которых определяет механический состав, структуру, пористость, воздухо- и водопроницаемость, а также воздушный, водный и температурный режим. Помимо неживых компонентов в почве располагаются корни наземных растений, обитает много крупных и «мириады» мелких и мельчайших животных. В круговороте веществ в почве растения выполняют роль продуцентов, образующих органическое вещество. Животные производят механическое и биохимическое разрушение его (фитофаги, хищники, сапрофаги, копрофаги). Микроорганизмы синтезируют и разлагают почвенный гумус. Всю совокупность живущих в почве организмов называют эдафоном. По этой причине В.И.Вернадский отнес почву к особым биокосным телам природы, тем самым подчеркивая насыщенность ее жизнью и неразрывную связь ее неорганических компонентов с живыми. Вместе с тем, почва далеко не однородна, что резче всего проявляется в ее вертикальном расчленении на горизонты (А, В, С) и более дробные слои. Многообразие материнских пород и разнообразие условий привели к формированию более 100 генетических типов почв, из которых на территории России важнейшими являются черноземы, каштановые, подзолистые, серые лесные, пойменные, каждый из которых отличается структурой, содержанием гумуса, температурным режимом, влажностью и рядом других показателей. Отмеченная неоднородность почвы приводит к тому, что для различных организмов она выступает, как разная среда. По степени связи со средой почвенные организмы объединяют в следующие экологические группы: - геобионты, постоянно обитающие в почве; - геофилы, у которых лишь часть цикла развития протекает в почве; - геоксены, которые иногда укрываются в почве. С учетом роли животных в почвообразовательных процессах и их размеров, обитателей почвы делят на: -микрофауну - основное звено детритной цепи питания (2-5 - 10-15 мкм); -мезофауну - членистоногие и почвенные нематоды (до 2-3 мм); - макрофауна и мегафауну - крупные виды. Помимо постоянных обитателей почвы иногда выделяют особые группы обитателей нор, псаммофилов (населяют сыпучие пески), галофилов(обитателей засоленных почв) и некоторые другие. Растения по отношению к почве делят на: - эутрофы - заселяют плодородные почвы; - олиготрофы - обитатели малоплодородных почв; - мезотрофы - растения с промежуточными признаками. Ряд групп выделяют по отношению к содержанию некоторых элементов (нитрофиты, кальцефиты и т.д.), ионов (ацидофилы, базифилы, нитрофилы) или грунтов (петрофиты, псамофиты, галофиты).
4.3. Наземно - воздушная среда. 4.3.1. Общая характеристика наземно-воздушной среды. 4.3.2. Солнечное излучение и его роль и в жизни наземных организмов. 4.3.3. Влияние температуры на живые организмы и специфика теплообмена растений и животных. 4.3.4. Роль влажности в жизни наземных организмов и адаптации наземных растений и животных к водному режиму 4.3.5. Совместное действие температуры и влажности 4.3 .1. Общая характеристика наземно-воздушной среды В процессе эволюции биосферы наземно-воздушная среда была освоена живыми организмами значительно познее водной. Это обусловлено тем, что выход на сушу потребовал значительной перестройки организации растений и животных, приспособление их в жизни в газообразной среде с низкой плотностью,с высоким содержанием О2, высокой интенсивностью освещения, занчительными колебаниями температуры и влажности в зависимости от географического положения, сезона и времени суток. Низкая плотность и, как следствие, незначительное подъемная сила вздуха, потребовали развитие механических тканей у растений и твердого (реже гидростатического) скелета у животных. Малая подъемная сила воздуха привела к тому,что по размерам и массе наземные организмы уступают водны. В то же время малая плотность воздуха и низкая сопротивляемость позволила почти 75% всех наземных животных приспособиться к активному полету или пассивному перемещению подвижных воздушных массах. Ветер является и своебразным формообразующим фактором - придает флагообразную форму деревьям, элиминирует плохих летунов. Сейчас важнейшие экологические особенности нашей планеты определяются наличием и свойствами ее газовой оболочки атмосферы. Считается, что она формировалась с 4 этапа из газов, выделенных при формировании планеты, под влиянием солнечного излучения, химических реакций между ее компанентам и пародами, деятельностью живых организмов. В настоящее время атмосфера имеет слоистую сферическую структуру, которая в основном определяется особенностью вертикального распредения температур (термическая структура).Обычно в ней выделяют следующие слои: - тропосферу(tropos - поворот), простирающиеся до высоты 7-18 км и включающую около 80% всей массы воздуха. Здесь наблюдается перепад температур от +70 до - ; - стратосферу (stratos- слой), которая простирается до 50-55 км и отличается повышением температуры у верней границы до + ; - мезосферу, которая простирается до 80 км. с температурой от плюс +10 до - ; здесь образуются серебристые облака: - ионосферу, простирающуюеся до 800 - 1300 км. Отличается высокой ионизацией газов, резкими колебаниями магнитного поля (бури) и полярным сиянием, температура изменяется от - ; - экзосферу – сферу утечки Н2 и Не, образующих вокруг земли корону до 10-20 тыс.км. Каждая из них отличается определенным сочетанием физических и химических факторов, среди которых наиболее значимы солнечное излучение, температура, влажность и химический состав. Наиболее ярко их комплексное воздействие проявляется в тропосфере.
4.3.2. Солнечное излучение и его роль в жизни наземных организмов.
Солнечное излучение поступает на Землю в виде элементарных частиц разной длины волны, сумманая энергия которого составляет 2 кал/ .мин (солнечная постоянная). Из общего количества 42% радиации отражается в космическое пространство, 15% поглощается атмосферой и лишь 43% достигает земной поверхности (в т.ч. 27% прямая и 16% рассеянная). Наибольшее значение имеют: -электромагнитны волны (волны Герца), влияющие на ориентированные способности насекомых, червей, птиц; -лучи Рентгена, в больших дозах нарушающие функции важнейших систем жизнеобеспечения, а в малых вызывают мутации в генофонде; -ультрафиолетовые лучи, способствуют образованию защитных пигментов в коже и провитамина Д, обладают бактерицидным действием; -инфракрасные лучи, влияющие на ход окислительных процессов и двигательные реакции; -видимые лучи (около 50% всего спектра). Наибольшее значение они имеют для растений, поскольку влияют на образование хлорофилла, обеспечивают фотосинтез, синтез белков и нуклеиновых кислот, влияют на ростовые процессы, оказывают формообразующее воздействие, определяют сроки цветения, плодоношения и других фенологических явлений. Однако разные части видимого спектра влияют неодинакого. Так, растения, поглощающие красные и оранжевые лучи, располагаются обычно на открытых участках, а в лесу занимают верхние ярусы; улавливающие зеленые и желтые лучи – занимают низшие ярусы (в тени). Разная продолжительность освещенности в различных природных зонах определила формирование длиннодневных видов (обитателей высоких и умеренных широт) и короткодневных (обитателей низких широт). Ряд адаптаций выработался и по отношению к световому режиму. По их совокупности выделяют растения: - светолюбивые (гелиофиты), населяющие открытые места. Отличаются приземистостью, сильным ветвлением, розеточностью, листья фотосинтетической способностью; - тенелюбивые (сциофиты)- антиподы первых; - теневыносливые, с промежуточными признаками (это большинство растений наших лесов). Для животных свет имеет меньшее, главным образом, информационное значение (облегчает поиск пищи, половых партнеров, обеспечивает избегание врагов, ориентацию в пространстве). Однако полнота зрительного восприятия у них неодинакова, а зависит от эволюционного уровня группы и образа жизни конкретных видов. В процессе эволюции различные животные приспосабливались к освещению определенной длительности (длинно- и короткодневные), в условиях слабой (ночные, сумеречные – фотофобы) или сильной освещенности (дневные – фотофилы). Отношение к освещенности влияет и на распространение животных. Так в высоких и умеренных широтах очнь мало ночных видов, а в тропиках количество дневных и ночных видов примерно одинаково. В то же время, ночные животные в условиях длинного дня менее плодовиты. Суточные и сезонные смены освещенности и общего количества света (фотопериодизм) определяют так же чередование периодов покоя и активности животных и ряд связанных с ними циклических биологических явлений (размножения, линьки, миграций). Световой режим здесь выступает в роли сигнального фактора, своеобразного механизма, включающего ряд физиологических процессов и внутренние биологические часы.
Суточные и циркадные ритмы.
Периодическое изменение освещенности Земли, вызываемое ее вращением вокруг своей оси привело к формированию суточной ритмики, обнаруженной у самых различных организмов - от одноклеточных до человека включительно. Так у растений фотосинтез идет только в светлое время суток. К определенному времени суток приурочены также открывания и закрывания цветков, поднятие и опускание листьев, максимальная интенсивность дыхания и некоторые другие; у животных ряд видов активны днем, другие в ночные часы; у человека известно около 100 физиологических процессов, затронуты суточной периодичностью, в том числе сон и бодрствование, изменение температуры, ритма сердечных сокращений, глубины и чистоты дыхания, мышечной и умственной работоспособности и т.д. Сходная картина наблюдается и у многих животных, причем она чаще всего (обычно) проявляется в изменении активности. По смене периодов сна и подрствования животных делят на дневных, сумеречных, ночных и активных круглосуточно (периоды активности приблизительно одинаковые как днем, так и ночью, чередуется с короткими периодами покоя). Такой ритм называют полифазным. Он наблюдается у ряда хищных, насекомоядных (землеройки) и др. Суточный ритм четко прослеживается и в жизни обитателей крупных водных систем в виде вертикальных миграций - днем вглубь, ночью - к поверхности. Это особенно хорошо проявляется у зоопланктонных форм и питающихся ими более крупных животных. У многих животных суточная периодичность не сопровождается существенными отклонениями физиологических функций, а проявляются в основном в изменениях двигательной активности, что отражается на количестве потребляемого О2, изменении отношения к температуре, влаж ности и целому ряду других факторов. Однако очень резкие изменения при этом наблюдаются лишь у небольшого числа видов. Наиболее яркие примеры резких физиологических сдвигов в течении суток дают летучие мыши. Днем они ведут себя как типичные хладнокровные животные - т.е. температура тела их лишь немногим превышает температуру среды, возбудимость органов чувств резко понижена и чтобы взлететь потревоженой мыши требуется некоторое время на разогрев тела. Вечером и ночью - это настоящие теплокровные животные с активными и точными движениями, быстрой реакцией на добычу, врагов и т.п. Как отмечалось, режим суточной активности представляет собой приспособление ко многим факторам внешней среды – температуре, влажности, ветру, осадкам, освещенности, условиям добывания пищи и т.д. Поэтому с изменениями этих факторов периоды активности могут сдвигаться в ту или иную сторону. Так, например, пустынные грызуны, большие песчанки весной и осенью деятельны все светлую часть суток, летом максимум активности проявляется лишь в утренние и вечерние часы: а в жару они отсиживаются в норах. Далее - в пасмурные дни могут совсем не открываться корзинки одуванчика, не работают т.н. цветочные часы (освещенность). Однако среди всех факторов наибольшее значение в силу свей устойчивости имеет световой режим. Именно он служит основным фактором – сигналом, регулирующим суточную ритмику. Вместе с тем при полном постоянстве внешних условий (t, влажность и т.д.) у многих видов длительное время сохраняются циклы близкие по периоду к суточному. У дрозофил такой ритм отмечался в течении десятков поколений. Очевидно, живые организмы, в процессе эволюции приспосабливаясь к колебаниям внешней среды настраивали свои физиологические процессы соответственно этим изменениям. Это происходило в основном под влиянием вращения Земли по отношению к Солнцу, Луне и Звездам, которые накладываясь друг на друга воспринимались живыми организмами как ритмика близкая, но не точно соответствующая 24-часобому периоду. Эти ритмы закрепились эндогенно (т.е. в генофонде) и получили название циркадные, т.е. приближающиеся к суточному ритму. Наличие циркадных ритмов доказано и у человека, причем массой опытов, проведенных в самых различных условиях - в пещерах, герметических камерах, подводных лодках и других местах, где влияние внешних условий практически исключалось. Вместе с тем эти ответы показали, что даже у близких людей, например, членов одной семьи, ритмы могут отличаться и отличия эти в значительной степени обусловлены особенностями их нервной системы. Невольно встает вопрос - имеют ли эти ритмы какое- нибудь значение для организма и если имеют, то какое? Наличие циркадных ритмов обуславливает определенный стереотип поведения в постоянных условиях, а это облегчает в значительной степени существование организмов при определенных суточных изменениях среды. Вместе с тем при расселении животных и растений в условия с иной ритмикой дня и ночи этот ритм может оказаться неблагоприятным, ограничивающим фактором. У большинства же видов перестройка циркадного ритма возможна, хотя происходит не сразу, а захватывают несколько циклов и сопровождается рядом нарушений в физиологическом состоянии организма. Например, если мы перелетим в Петропавловск- Камчатский, то наш организм первое время будет функционировать по старой ритмике, т.е. со смещением на 7 часов. Затем начнется перестроика, сопровождаемая повышением усталости, недомоганием, желание спать днем и бодрствовать ночью. Этот период может продолжаться до двух недель. Закончилась командировка, вы возвращаетесь домой и здесь начинается то же самое. Десинхронизация ритма представляет и важную медицинскую проблему при организации ночной и сменной работы людей очень многих профессий.
Жизненные формы растений. Жизненные формы животных. Они также многообразны, как и у растений. Наиболее принятой у зооэкологов является классификация, предложенная Д.Н. Кашкаровым (1945) и частично уточненная последующими зоологами. Однако, эта система охватывает лишь часть животных и не отражает всех особенностей строения организмов в связи с жизнью в условиях той или иной среды обитания. Итак, по Д.Н.Кашкарову (1945) выделяются следующие основные типы жизненных форм: 1.Плавающие – водные 1. Чисто водные (нектон, планктон, бентос); 2.Полуводные (ныряющие, неныряющие и добывающие пищу из воды. 3.Роющие формы (абсолютные и относительные землерои); 4. Наземные формы: - не делающие нор (бегающие, прыгающие, ползающие), - делающие норы (бегающие, прыгающие ползающие), 3. Животные скал. 4. Древесные лазающие формы (не сходящие с деревьев, наземно-древесные); 5. Воздушные формы (добывающие пищу в воздухе и высматривающие ее с воздуха). Нетрудно заметить, что основным исходным или определяющим признаком при выделении крупных групп является среда обитания, по которым выделяют наземных, подземных, древесных, воздушных и водных. При выделении более мелких групп учитывают характер передвижения или особенности поступательного движения. Поэтому у наземных млекопитающих выделяют передвигающие с помощью ходьбы, бега и прыжков, что хорошо проявляется в их внешнем облике. Так прыгающие животные (тушканчики, кенгуру) отличаются компактным телом с удлиненными задними и укороченными передними конечностями. У них сильно развиты мышцы разгибатели спины, увеличивающие мощность толчка; длинный хвост играет роль балансира и руля, который позволяет резко изменять направление движения. У сидящих животных он служит дополнительной точкой опоры. Кроме этих общих адаптивных признаков, каждый вид отличается деталями внешнего строения в зависимости от экологической специфики. Четкая приуроченность к определенным типам местообитаний и характер передвижения при добывании пищи проявляется и у птиц. Их по среде обитания разделяют на древесных, открытых пространств суши, болот, отмелей и водных пространств. По способу добывания пищи выделяют добывающих пищу с помощью лазания (дятлы), добывающих пищу в полете на открытых пространствах (стрижи), в лесах (совы), над водой (трубконосые), кормящиеся при передвижении по земле на открытых пространствах, лесные, на болотах и отмелях, добывающие пищу с помощью плавания и ныряния. У рыб адаптации ярче всего проявляются в форме тела: стреловидная (сарганы), торпедовидная (тунцы, скумбрия), лещевидная, камбаловидная, змеевидная (угорь), лентовидная (сельдяной король), сплющенная в дорзо-вентральном направлении (скат), шаровидная и некоторые другие. Богатством жизненных форм отличаются и насекомые. По В.В.Яхонтову (1969) среди них выделяют следующие основные группы жизненных форм: - геобионты - обитатели почвы, - эпигеобионты - обитатели открытых участков почвы, - герпетобионты, живущие среди остатков на поверхности почвы под опавшей листвой, - хортобионты - обитатели травяного покрова, - тамно- и дендробионты - обитатели кустарников и деревьев, - ксилобионты - обитатели древесины, - гидробионты- водные насекомые. В свою очередь в каждой из этих основных групп выделяют более мелкие. Среди эпигеобионтов, например, можно отметить эремобионтов, обитающих на поверхности глинистых почв, псаммобионтов - на песках, петробионтов - на каменистых участках и т.д. В конкретных систематических группах есть и свои специфические особенности, которые также находят отражение в жизненных формах. Так, жизненные формы мелких почвенных членистоногих выделяются по приуроченности их к определенным слоям почвенного профиля, так как с глубиной меняется весь комплекс условий обитании - размеры полостей, освещенность, режим температуры, влажность и т.д. Жизненная форма организма может изменяться и в процессе индивидуального развития. Например, бабочки и другие насекомые с полным превращением в процессе развития проходят через стадии яйца, гусеницы (личинки) и куколки (взрослей особи). Сходные жизненные формы встречаются в сходных условиях жизни в разных зоогеографических областях и на разных материках и по встречам тех или иных представителей жизненных форм можно оценить (определить) специфику местообитаний, структуру и своеобразие условий жизни в них. Выясняя соотношение разных жизненных форм в тех или иных районах, модно получить картину действия условий среды, экологическую емкость местообитаний. Тема 7. Человек в экосфере. Тема 1. История, предмет, структура и задачи экологии. Цель: Ознакомиться с основными этапами становления и развития экологии, ее структурой и задачами.
1.1. История экологии. 1.1.1.Формирование естественно-исторических представлений в древнем мире, средневековье и 16-18 столетиях. 1.1.2.Развитие экологического направления в 19 столетии. 1.1.3.Развитие экологии в первой половине 20 века. 1.1.4.Развитие эклогии во второй половине 20-начале 21 века. 2. Предмет и структура экологии. 3. Задачи экологии. 4. Экология в системе наук. 5. Методы экологических исследований.
История экологии.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 848; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.27.70 (0.014 с.) |