Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос.Предмет метод и задачи курса

Поиск

Рациональное природ-ие

1 Изучение 2 Охрана 3 Освоение 4 Преобразование

(учет и оценка прогноза развития)(обеспечение качества) (эффективность) (улечшение и оптимизация)


 

Вопрос.Предмет метод и задачи курса

Термин экол. ввел Геккель в 1866. Эколог. – наука об отношениях организмов с окруж. средой, куда относятся все условия существования.

ОЭиЭП – межотраслевая учебная дисциплина, кот. синтезирует знания 2 научных систем естеств.(физики, химия, биология) и обществ(философия, история, социология, экономика)

Объект изучения – Природоп-е: особая сфера деят, направл. на взаимосвязанное решение задач ресурсообеспеченности экономики, ресурсосбережения, сокращения среды жизни и охраны разнообразия природы. Основные направл.: ресурсопотребление, конструктивное преобразование природы, воспроизводство прир. рес-сов, охр. прир., управление и мониторинг.

Предмет курса – отношение между людьми, кот. складываются в процессе взаимодействия с окруж. средой по поводу использ. сил и рес-сов природы, ее охраны и восстановления, т.е.эколого-экономические отношения.

Методы исследования:

1.диалектиче­ский(исследование эколого- эконом процессов и исторического развития)

2.исторический(позволяет проследить динамику взаимоотношений прир. и общества что необходимо как для лучшего понимания совр. состояния ЭЭС так и научно обоснованных прогнозов)

3.системный (сост в определении сост частей ЭЭС и взаимодействий с ним внешних объектов установления структуры системы т.е совокупности внутрен связей и отношений)

4.нормативный()

5.эконом.-матем. моделирования

6. картографический 7.космиче­ский


Вопрос. Ф-ции и задачи эколого-экономич. иследований

основные ф-ции:

1. направляющую (обоснование экологич. целей и выбор главных путей их реализации);

2. координирующую (сбалансирование важнейших пропорций в потреблении прир.х рес-сов и согласование производственных интересов с экологич. интересами общества);

3. стимулирующую (активизация прир.охр. дея-ти субъектов хозяйствования и общества).

Выполнение этих ф-ций в свою очередь выдвигает перед экономикой природоп-я следующие задачи:

1. разработка стратегических направл. ресурсосберегающего развития эконом. и экологич. политики гос-ва;

2. формиров. системы гос-ного регулирования, прогнозирования и контроля прир.охр. дея-сти;

3. исследов. и научное обоснование хоз-ного механизма природоп-я в условиях становления рыночных отношений;

4. теоретическое обоснование и выработка методических подходов к определению экономич. показателей прир.охр. дея-ти производственных объектов и степени их воздействия на окруж. среду;

5. установл. путей и методов повышения эффективн. использов. прир. рес-сов, их воспроизводства, усиления режима экономии, комплексной переработки сырья и вторичных рес-сов производства, снижения материало- и энергоемкости.

Главной задачей явл. формирование сис-мы знаний о рацион. природоп-нии, путях достижения устойчивого эколого-экономич. развития, функционировании и совершенствовании хоз-ного механизма природоп-я, адекватного рыночной экономике.


 

Вопрос. Экология как наука и ее структура.

Экол. как наука сформировалась в недрах биологии в середине 19в. Термин экол. был введен в науку немецким ученым Геккелем в 1866.Наиболее выдающиеся экологи: Элтон, Джо, Одума, Медоуза.

Экология “oikos”-дом”logos”-наука тоесть экол. наука о место обитании.

Экология по Геккелю- общая наука об отношении организмов к окрю среде, куда мы относим все условия существования органической и неорганич природы.

Совр. экология:

1. общая(растения)

2. частная(животные)

Задачи общей:

1, иследование популяций, биоцинозов биосферы, а также эколог. систем и биогеоцинозов.

Выделяются направления:

- аутэкология(отдельнах видов/особей)

-симэкология(сообществ)

-демоэкология(популяции)

Обострение проблем окр. среды привело к проникновению экологии в различные области науки и практики т.е. экологизации знаний.

Появляются прикладные отрасли экологии:

1. промышленная

2. агроэкология

3. соц. экология

1987 «Краткий экологич. словарь» Экология –наука об общих закономерностях взаимод. природы и общества специал сфера деят. общества направл. на охр. окр среды и целесообразное использов. природ рес-сов.


 

Вопрос. Сложности определ. экологии. Методы и задачи экологии как науки.

Сложности определения экологии:

1. Неопредел. границ дисциплины взаимоотношений со смежными дисциплинами

2. Неустоявшееся представление о структуре дисциплины

3. Деление экол. на общую и частную

4. Подразделение экол. на 3 отдела: особи, популяции. биоценозов.

5. Место экологич. популяций при разделении на аутэкологию и синэкологию.

6. Различие в терминологии между экологами растений и экологами животных.

Предметом изучения- организация и функционирование таких систем(популяция, биоценозы, экосистемы, вся биосфера.)

Задачи:

1.иследование закономерности организации жизни

2. создание научной основы рациональной эксплуатации биологич и земных ресурсов. Прогнозирование изменения природы под влиянием человека, сохран среды обитания

3. регуляция численности популяций.

4. восстановление нарушенных экосистем.

Методы:

1. полевые

2. экспериментальные

3. моделирование

- представляют собой наблюдение за функционированием организмов в их естест среде обитания

-Варьирование различных фак-ров влияющих на организмы по выработанной программе в стационарных мониторных условиях

-Позволяет прогнозировать развитие различных процессов взаимодействий живых систем сежду сабой и орк средой.

Вопрос: Основополагающие понятия экологии.

Окруж.я среда (или окруж. прир. среда) - та часть природы, на которую простирается влияние человека.

Биота – совокупн.видов растений, животных и микроорганизмов, объединенных общей областью распростря. В отличие от биоценоза, может хар-ся отсутствием эколог. связей между видами.

В прир. популяции разных видов объединяются в сис-мы более высокого ранга – сообщества

Популяцией - группу особей одного вида, занимающую определ. пространство и обладающую необходимыми возможностями для поддержания своей численности в постоянно изменяющихся условиях среды.

Фак-р, кот. за пределами зоны своего оптимума приводит к стрессовому состоянию орг-ма – лимитирующий.


 

Вопрос. Трофическая структура экосистемы.

Трофическая структура. Виды, входящие в состав экосистемы, связаны между собой пищевыми связями, т.к. служат объектами питания друг для друга.

Различают 2 типа трофических (пищевых) цепей. Пищевые цепи, кот. начинаются с растений, идут через растительноядных животных к др. потребителям, называют пастбищными или цепями выедания.

Линейные пищевые цепи - большая редкость в прир.. Как правило, пищевые цепи в экосистеме тесно переплетаются. Совокупн. пищевых связей в экосистеме образует пищевые сети, в кот. многие консументы служат пищей нескольким членам экосистемы. В то же время некоторые животные могут принадлежать сразу к нескольким трофическим ур-ям, т.к. питаются и растительной, и животной пищей, т.е. явл. всеядными.

Для каждого трофич. ур-ня хар-на своя биомасса - суммарная масса организмов какой-либо группы. В пищевых цепях биомасса организмов на разных трофич. ур-нях различна: биомасса продуцентов (1й трофич. ур-нь) значительно выше, чем биомасса консументов - растительноядных животных (2й трофич. ур-нь). Биомасса каждого из последующих трофич. ур-ней пищевой цепи также прогрессивно уменьшается. Эта закономерность получила название пирамиды биомасс.


Вопрос. Экол. фак-ры.

Элементы среды, воздействующие на живые организмы, называются экологическими факторами.

По своему происхождению и специфике влияния эколог. фак-ры делят на 3 основные группы:

абиотические фак-ры – это св-ва неживой природы, которые прямо или косвенно влияют на живые организмы, определяя условия их существования.

биотические фак-ры – это все формы воздействия живых существ друг на друга.

антропогенные фа-ры – все формы дея-ти чел-ка, которые приводят к изменению прир. как среды обитания др. видов или непосредственно сказываются на условиях их существования.

Любой из эколог. фак-ров может то проявляться как непосредственная причина изменения обмена в-в, то дей-вать косвенно, влияя на жизнедеят. организмов, изменяя среду обитания.


 

Рациональное природ-ие

1 Изучение 2 Охрана 3 Освоение 4 Преобразование

(учет и оценка прогноза развития)(обеспечение качества) (эффективность) (улечшение и оптимизация)


 

вопрос.Предмет метод и задачи курса

Термин экол. ввел Геккель в 1866. Эколог. – наука об отношениях организмов с окруж. средой, куда относятся все условия существования.

ОЭиЭП – межотраслевая учебная дисциплина, кот. синтезирует знания 2 научных систем естеств.(физики, химия, биология) и обществ(философия, история, социология, экономика)

Объект изучения – Природоп-е: особая сфера деят, направл. на взаимосвязанное решение задач ресурсообеспеченности экономики, ресурсосбережения, сокращения среды жизни и охраны разнообразия природы. Основные направл.: ресурсопотребление, конструктивное преобразование природы, воспроизводство прир. рес-сов, охр. прир., управление и мониторинг.

Предмет курса – отношение между людьми, кот. складываются в процессе взаимодействия с окруж. средой по поводу использ. сил и рес-сов природы, ее охраны и восстановления, т.е.эколого-экономические отношения.

Методы исследования:

1.диалектиче­ский(исследование эколого- эконом процессов и исторического развития)

2.исторический(позволяет проследить динамику взаимоотношений прир. и общества что необходимо как для лучшего понимания совр. состояния ЭЭС так и научно обоснованных прогнозов)

3.системный (сост в определении сост частей ЭЭС и взаимодействий с ним внешних объектов установления структуры системы т.е совокупности внутрен связей и отношений)

4.нормативный()

5.эконом.-матем. моделирования

6. картографический 7.космиче­ский




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.148.222 (0.011 с.)