Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие формы трудового права. Соотношение трудового права и трудового законодательства.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Традиционно различают понятие источников в материальном и формальном смысле. Источники (в материальном) – политические, социальные, культурные, исторические предпосылки формирования системы права в соответствующем государстве. Источники (в формальном) – внешнее выражение норм соответствующей отрасли, способ объективирования норм, их выражения. Традиционно для России основной единицей источников права является НПА. Иные источники (обычаи) в трудовом права не получили формального признания, поэтому мы не можем признавать обычаи. Характеристика НПА – им свойственны общеобязательность, формальная определенность, применимость на неопределенное число случаев, компетентность органов, принимающих акт. Существуют договорные акты (акты нормативно-договорной природы). Необходимо разграничивать систему НПА и систему Трудового законодательства. Кодекс в статье 5 делает указание на то, что источником (формой) трудового права, прежде всего, является система законов (федеральных и субъектов федерации) и иные акты, содержащие нормы трудового права. Трудовое законодательство – один из элементов формы трудового права, система права – содержание. Соотношение форма-содержание. Между собой они не совпадают (это проблема законодательства). Если система права представлена в виде общей, особенной, специальной частях, то система законодательства выражена в форме трудового кодекса, кроме этого представляет собой совокупность иных законов, принимаемых по отдельным направлениям, не всегда соответствующих структурным направлениям отрасли. Сам ТК РФ не соответствует структуре и системе трудового права. Равенства между системой права и системой законодательства нет. Характеризуя НПА, как основополагающий элемент формы (источника), нужно также учитывать, что по своим свойствам НПА могут отличаться, в этом смысле целесообразно их классифицировать по различным основаниям. Это касается и актов договорного характера. Но не всякий договор (соглашение) может рассматриваться в качестве источника, а только такой, который имеет признаки нормативности, следовательно акты, которые устанавливают индивидуальное соотношение прав и обязанностей нельзя рассматривать в качестве источника или формы, ибо они создают права и обязанности только для 2 сторон и лишены признака общеобязательности (например, трудовой договор не является источником (формой)). В ряде случаев выделяются акты, которые принимаются работодателем в одностороннем порядке, такие как приказы, распоряжения, несмотря на односторонний характер, эти акты нельзя рассматривать, как форму трудового права, так как они не имеют общеобязательный характер. Однако, если речь идет о приказе, который утверждает локальный нормативный акт, он все же имеет некоторые признаки формы трудового права. Классификация источников по юридической форме их выражения: 1. Международно-правовые акты Как и в К РФ (ст.15), так и в ТК (ст.10) устанавливает приоритет международных актов перед национальным законодательством; условием является ратификация международных актов; нормы международного акта имплементируются (включаются) в национальное законодательство. Хотя международные акты и имеют приоритет, не определяется соотношение К РФ и Международных актов. Нормы международного права должны иметь приоритет в том числе и перед нормами К, в противном случае бессмысленно существование международного права, основывается эта точка зрения на теории координации, государство на основе Венской конвенции 1969 года устанавливается, что государство, ратифицировавшее международный акт не вправе ссылаться на нормы внутреннего законодательства (включая К) в качестве основания для неисполнения международных обязательств. Наибольшее значение имеют Конвенции международной организации труда (проходят конференции в Женеве), принимаемые на конференции соответствующей организации (МОТ), которая состоит из представителей национальных профсоюзов, представителей национальных объединений работодателей и представителей государств. МОТ принимает рекомендации, направленные на улучшение применения норм. Конвенция больше 190, однако, РФ является участницей чуть менее 60 (сейчас это 58). Кроме конвенций МОТ, имеют значение Всеобщая декларация прав человека, международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конвенция о защите прав ребенка и т.д. Существуют также двусторонние договоры РФ в области труда и отношений по социальному обеспечению (с Испанией, Болгарией и другими). Помимо межгосударственного уровня имеет место межправительственные договоры; акты в рамках содружества государств (в рамках СНГ - договор о создании союза с Белоруссией: граждане Белоруссии могут свободно осуществлять работу на территории РФ). Международные акты делятся на: - акты, имеющие обязательный характер (большинство актов); - акты, имеющие рекомендательный характер (меморандумы, рекомендации). Также можно разделить на: - двусторонние; - многосторонние. 2. Конституция РФ Лектор не сторонник выделения К РФ в качестве источника какой-либо отрасли, кроме КП РФ. 3. Законы Акты, принимаемые в специальном порядке представительными законодательными органами; это касается федерального и регионального уровня. Федеральный уровень Нет ФКЗ, все законы имеют обычный характер. В этой отрасли законодательства существуют базовый закон, который в силу статьи 5 имеет приоритет перед иными законами, имеющими отношение к трудовому праву (primus inter pares – первый среди равных). В случае противоречия или если был принят новый ФЗ и он не соответствует положениям ТК РФ, применяются положения ТК РФ, а нормы ФЗ не будут применяться, до внесения изменений. Это обеспечивает единство законодательства, системность и иерархичность законодательных актов. Что касается иных законов – Закон «О профессиональных союзах и правах и гарантиях деятельности» 1996 года, он не соответствуют полностью ТК РФ, ФЗ «О российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений», законы, касающиеся муниципальной, гражданской службы, но не всякие ФЗ должны подчиняться ТК РФ, если ФЗ специальный, то он отменяет действие ТК РФ. Законы субъектов федерации Они касаются вопросов, входящих в компетенцию субъекта (статья 6 ТК РФ). В основном принимаются в тех сферах, где законодатель определяет основы, а субъект распространяет. 4. Подзаконные акты 5. Постановления Правительства РФ Распространяют положения, установленные в законе (правила исчисления среднего заработка). 6. Акты Федеральных органов Исполнительной власти Акты министерств; специальное министерство – министерство здравоохранение и социального развития имеет широкие полномочия, определяемые законом, акты этого министерства имеют координационный характер перед актами других министерств в области труда. Кроме МинЗдравСоцРазвития, выполняют функции особые РосПотребНадзор, министерство по ЧС (в его составе противопожарная служба). Помимо федерального уровня определенные полномочия имеют исполнительные органы субъектов (управления, департаменты субъектов). 7. Акты социального партнерства характеризуют специфику отрасли Трудового права. Это результат совместного правотворчества работодателя и работников и один из элементов метода правового регулирования. Договор о регулирования всегда является санкционированным и разрешен, стороны могут решать те вопросы, которые установлены законодательством. С точки зрения механизма – это всегда договоры, но с точки зрения действия – отдельные положения имеют нормативный характер. К таким актам относятся коллективные договоры и социально партнерские соглашения на соотвествующих уровнях. 8. Локальный нормативный акт Это акты, которые действуют в пределах работодателя, имеют санкционированный характер; эти акты нельзя рассматривать, как способ восполнения пробелов. Таких актов довольно много. Они могут приниматься работодателями самостоятельно, а могут в особом порядке, в рамках социального партнерства, они принимаются в отношении различных аспектов регулирования трудовых отношений. Классификация по способу принятия: 1. Законодательный порядок 2. Административно-распорядительный порядок 3. Социальное партнерство 4. Единолично принимаемые работодателем Классификация по сроку действия: 1. Акты постоянного действия (на неопределенное время) 2. Срочные акты (определены на время) 3. Условно-срочные или условные (срок не определяется, определяется условия, до которого акт действует) Классификация по действию в пространстве: 1. Акты общефедерального действия 2. Акты межрегионального действия 3. Акты регионального действия 4. Акты территориального действия 5. Акты локального действия (в пределах работодателя) Классификация по принципу действия в пространстве: 1. Акты территориального действия (в пределах компетенции территориального органа) 2. Акты экстерриториального действия (закон может распространяться за пределами территории РФ – на морские суда, представительства РФ; акты распространения за пределы территории работодателя)
Классификация по кругу лиц: 1. Акты общего действия 2. Акты отраслевого действия 3. Акты межотраслевого действия 4. Акты специального действия в отношении отдельных категорий работников по специальности
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 394; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.10.75 (0.008 с.) |