ТОП 10:

Послевоенное урегулирование в оккупированной Японии



Послевоенное урегулирование в оккупированной Японии

В отличие от Германии, оккупированной союзниками в ходе боев на ее собственной территории, Япония была оккупирована через две недели после капитуляции. При этом США воспрепятствовали созданию зон оккупации стран-победителей в Японии. Поскольку соотношение сил СССР и западных держав на Дальнем Востоке было совершенно иным, чем в Европе, а советский вклад в разгром Японии был внесен лишь на последнем этапе Тихоокеанской войны в условиях фактически начавшейся “холодной войны”, Москва была вынуждена с этим согласиться. В результате американские войска под командованием генерала Макартура оккупировали Японию единолично, хотя формально представляли интересы всех стран, воевавших с Японией.

Подписав безоговорочную капитуляцию, Япония тем самым как минимум приняла условия Потсдамской Декларации. Перед победившими Японию державами стояла задача такого послевоенного урегулирования в этой стране, которое предотвратило бы возрождения ее как агрессивной силы. Это было возможно только посредством демократизации, ликвидации помещичьего землевладения как источника самурайского авантюризма, роспуска монополистических группировок – дзайбацу как источника агрессии, демилитаризации и наказания военных преступников в назидание на будущее.

Практически все вышеперечисленные задачи были решены на первом этапе оккупации (1945-47 гг.) благодаря относительному единству среди стран-победителей. В эти годы общественное мнение США помнило вероломство и жестокость японской военщины и поддерживало курс на максимальное ослабление Японии как возможного в будущем противника. В Японии была введена одна из самых демократических в мире буржуазных Конституций, написанная специалистами Пропагандистского отдела штаба Макартура и переведенная на японский (сами японские юристы подготовили несколько крайне реакционных вариантов Конституции, с которыми страны-победители не могли согласиться). Не решившись на ликвидацию института Императорской власти, авторы Конституции ограничили ее декоративными функциями. Конституция провозглашает отказ Японии от решения внешнеполитических проблем военным путем и запрещает ей иметь Вооруженные силы. Проведенной по настоянию держав аграрной реформой завершился начатый в эпоху Мэйдзи процесс дефеодализации.

Преобразования 1945-47 гг. освободили японский империализм от его угрожающих военно-феодальных характеристик, открыли возможность буржуазно-демократического развития. Однако США не спешили с подписанием Мирного Договора и прекращением оккупации: их устраивало эластичное бездоговорное положение Японии в условиях “холодной войны”. На втором этапе оккупации (1948-51 гг.) Вашингтон делает ставку на превращение Японии в своего союзника на Дальнем Востоке (вместо гоминдановского Китая, доживающего последние дни). С этой целью США создают благоприятные условия для деятельности проамериканских сил и осложняют возможности левых партий Японии, После проведения ряда профилактических мероприятий, обеспечивающих лояльность японского правительства, Вашингтон вынес на Сан-Францисскую конференцию 1951 г. проект Мирного Договора победителей с Японией. На конференции, созванной в разгар корейской войны, неизбежно должны были возникнуть разногласия по тексту Договора.

Япония в современном мире

Японский феномен, сам по себе достаточно впечатляющий, породил множество мифов и измышлений относительно этой страны и ее возможностей – в результате престиж Японии в мире намного выше ее объективного статуса: во-первых, этому способствовала односторонняя оценка отдельных показателей Японии в тех сферах, где она действительно достигла выдающихся результатов, как характерных для всего ее хозяйства в целом. Во-вторых, экономические конкуренты Японии преднамеренно раздувают японскую экономическую мощь и угрозу, чтобы добиться от общественного мнения и Правительств своих стран создания преград на пути японского экспорта (высокие таможенные сборы, квотирование…) – тем самым они невольно рекламируют эту страну и ее товары. В-третьих, сами японские экспортеры, памятуя, что реклама – двигатель торговли, не стесняются в пропаганде своих достижений (рекламная индустрия входит в первый десяток крупнейших отраслей Японии).

Беспристрастная статистика свидетельствует: в к. 80 гг. доля Японии в мировом промышленном производстве составляла 18% (ЕЭС – 36%, США – 34%). Если принять техвооруженность экономики США за 100, то показатели ФРГ – 56, Японии – 50, Франции – 38. По производству ЭВМ Япония уступает американской компании Ай Би Эм (но при этом большая часть продукции Ай Би Эм потребляется внутри необъятного американского рынка, а большая часть японской электроники экспортируется в другие страны, создавая там впечатление о Японии как главной электронной Державе мира). По многим параметрам японская экономика чрезвычайно уязвима. Поскольку только 17% территории страны пригодно для с/х производства, существует продовольственная зависимость от США – площадь пашни в Калифорнии, занятая с/х культурами для экспорта в Японию, превышает площадь с/х угодий в самой Японии. В рамках товарооборота между двумя странами на США приходится 20% японского экспорта, а на Японию – только 10% американского: т. е., благополучие японское зависит от допуска ее товаров на рынок США (на каждого американца приходится японских товаров на 360 долл. в год). Рынки РС, на которые в наибольшей степени ориентирован японский экспорт, также находятся в целом под контролем стран Запада, культивирующих в Азии традиционно антияпонские настроения, оставшиеся со времен Второй мировой войны.

Послевоенное урегулирование в оккупированной Японии

В отличие от Германии, оккупированной союзниками в ходе боев на ее собственной территории, Япония была оккупирована через две недели после капитуляции. При этом США воспрепятствовали созданию зон оккупации стран-победителей в Японии. Поскольку соотношение сил СССР и западных держав на Дальнем Востоке было совершенно иным, чем в Европе, а советский вклад в разгром Японии был внесен лишь на последнем этапе Тихоокеанской войны в условиях фактически начавшейся “холодной войны”, Москва была вынуждена с этим согласиться. В результате американские войска под командованием генерала Макартура оккупировали Японию единолично, хотя формально представляли интересы всех стран, воевавших с Японией.

Подписав безоговорочную капитуляцию, Япония тем самым как минимум приняла условия Потсдамской Декларации. Перед победившими Японию державами стояла задача такого послевоенного урегулирования в этой стране, которое предотвратило бы возрождения ее как агрессивной силы. Это было возможно только посредством демократизации, ликвидации помещичьего землевладения как источника самурайского авантюризма, роспуска монополистических группировок – дзайбацу как источника агрессии, демилитаризации и наказания военных преступников в назидание на будущее.

Практически все вышеперечисленные задачи были решены на первом этапе оккупации (1945-47 гг.) благодаря относительному единству среди стран-победителей. В эти годы общественное мнение США помнило вероломство и жестокость японской военщины и поддерживало курс на максимальное ослабление Японии как возможного в будущем противника. В Японии была введена одна из самых демократических в мире буржуазных Конституций, написанная специалистами Пропагандистского отдела штаба Макартура и переведенная на японский (сами японские юристы подготовили несколько крайне реакционных вариантов Конституции, с которыми страны-победители не могли согласиться). Не решившись на ликвидацию института Императорской власти, авторы Конституции ограничили ее декоративными функциями. Конституция провозглашает отказ Японии от решения внешнеполитических проблем военным путем и запрещает ей иметь Вооруженные силы. Проведенной по настоянию держав аграрной реформой завершился начатый в эпоху Мэйдзи процесс дефеодализации.

Преобразования 1945-47 гг. освободили японский империализм от его угрожающих военно-феодальных характеристик, открыли возможность буржуазно-демократического развития. Однако США не спешили с подписанием Мирного Договора и прекращением оккупации: их устраивало эластичное бездоговорное положение Японии в условиях “холодной войны”. На втором этапе оккупации (1948-51 гг.) Вашингтон делает ставку на превращение Японии в своего союзника на Дальнем Востоке (вместо гоминдановского Китая, доживающего последние дни). С этой целью США создают благоприятные условия для деятельности проамериканских сил и осложняют возможности левых партий Японии, После проведения ряда профилактических мероприятий, обеспечивающих лояльность японского правительства, Вашингтон вынес на Сан-Францисскую конференцию 1951 г. проект Мирного Договора победителей с Японией. На конференции, созванной в разгар корейской войны, неизбежно должны были возникнуть разногласия по тексту Договора.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.210.22.132 (0.004 с.)