Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности внешней политики Японии после второй мировой войны

Поиск

Характерной чертой внешней политики Японии, не имеющей средств военно-политического воздействия на развитие международных процессов, является ее гибкость и изощренность. Прежде всего следует отметить наличие двух параллельных внешнеполитических линий, пересекающихся или расходящихся в зависимости от конъюнктуры.

Официальная политика проводится МИДом Японии с учетом международных обязательств Токио и с оглядкой на старшего партнера по Пакту безопасности, и представляет собой среднюю линию между интересами японского капитала и Вашингтона. Неофициальная политика проводится самим крупным японским капиталом в сотрудничестве с Министерством внешней торговли и промышленности (МВТП). МВТП непосредственно обеспечивает удовлетворение потребностей крупного капитала, формулируемых его организациями (Президента крупнейшей из них “Кэйдайрэн” даже называют “финансовым Премьер-министром” Японии). В борьбе “проамериканского” МИДа и “патриотического” МВТП финансовое и численное преимущество не на стороне официальной дипломатии (штат МИДа значительно уступает персоналу японских Торговых Представительств и филиалов компаний за рубежом, он меньше дипкорпуса Австрии). Таким образом, оставаясь формально и официально верной Вашингтону, Япония в неофициальном порядке отстаивает свои собственные интересы, далеко не всегда совпадающие с американскими.

Японо-американский Союз за 4 десятилетия своего существования претерпел значительные изменения по духу и букве в сторону повышения в нем роли Японии (лишение США права вмешательства во внутренние дела Японии, акцент на “совместную” ответственность Токио и Вашингтона за безопасность Дальнего Востока, право выхода Японии из Пакта, возвращение ей административных прав на архипелаг Рюкю при сохранении там американского военного присутствия и т. д.) В истории взаимоотношений двух стран неоднократно зафиксированы случаи игнорирования Вашингтоном интересов своего союзника, остающегося все-таки на положении “младшего партнера”, однако Токио явно не заинтересован в расторжении Союза. США по прежнему ценны для Японии с экономической точки зрения как крупнейший рынок сбыта японских товаров (к тому же в эпоху “холодной войны” Токио было спокойнее иметь над собой американский “атомный зонтик” от таких соседей, как СССР и КНР). В то же время, Япония по-прежнему ценна для США как единственный крупный союзник на Дальнем Востоке с военно-политической точки зрения.

Глубина и разносторонность японо-американского сотрудничества привели к настолько тесному переплетению их интересов, что позволяют говорить об отношениях асимметричной взаимозависимости двух стран. Статус “младшего партнера” в рамках этой взаимозависимости, с интересами которого Вашингтон не всегда считается, Токио не смущает – в соответствии с конфуцианским принципом “амаэ” старший не может удовлетворить все претензии младших, которые в любом случае обязаны следовать за ним. Можно предположить, что Токио оказывает умеряющее воздействие на США, т. к. в Вашингтоне знают, что торгово-финансовой Японии более импонирует применение несиловых методов борьбы на международной арене.

Япония в современном мире

Японский феномен, сам по себе достаточно впечатляющий, породил множество мифов и измышлений относительно этой страны и ее возможностей – в результате престиж Японии в мире намного выше ее объективного статуса: во-первых, этому способствовала односторонняя оценка отдельных показателей Японии в тех сферах, где она действительно достигла выдающихся результатов, как характерных для всего ее хозяйства в целом. Во-вторых, экономические конкуренты Японии преднамеренно раздувают японскую экономическую мощь и угрозу, чтобы добиться от общественного мнения и Правительств своих стран создания преград на пути японского экспорта (высокие таможенные сборы, квотирование…) – тем самым они невольно рекламируют эту страну и ее товары. В-третьих, сами японские экспортеры, памятуя, что реклама – двигатель торговли, не стесняются в пропаганде своих достижений (рекламная индустрия входит в первый десяток крупнейших отраслей Японии).

Беспристрастная статистика свидетельствует: в к. 80 гг. доля Японии в мировом промышленном производстве составляла 18% (ЕЭС – 36%, США – 34%). Если принять техвооруженность экономики США за 100, то показатели ФРГ – 56, Японии – 50, Франции – 38. По производству ЭВМ Япония уступает американской компании Ай Би Эм (но при этом большая часть продукции Ай Би Эм потребляется внутри необъятного американского рынка, а большая часть японской электроники экспортируется в другие страны, создавая там впечатление о Японии как главной электронной Державе мира). По многим параметрам японская экономика чрезвычайно уязвима. Поскольку только 17% территории страны пригодно для с/х производства, существует продовольственная зависимость от США – площадь пашни в Калифорнии, занятая с/х культурами для экспорта в Японию, превышает площадь с/х угодий в самой Японии. В рамках товарооборота между двумя странами на США приходится 20% японского экспорта, а на Японию – только 10% американского: т. е., благополучие японское зависит от допуска ее товаров на рынок США (на каждого американца приходится японских товаров на 360 долл. в год). Рынки РС, на которые в наибольшей степени ориентирован японский экспорт, также находятся в целом под контролем стран Запада, культивирующих в Азии традиционно антияпонские настроения, оставшиеся со времен Второй мировой войны.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 384; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.189.124 (0.008 с.)