Русская религиозная ф-фия 19 – начала 20в.в.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Русская религиозная ф-фия 19 – начала 20в.в.



В 80е годы формируется оригинальная русская религиозная философия в лице В. Соловьева, Н. Бердяева, Федорова, Шестова.

Вл. Соловьев : («Чтение о богочеловечестве», «Оправдание добра», «Смысл любви»)

Онтология: абсолютное первоначало всего - Бог, он един, идеален, присутствует в своем творении (природе), но не однороден ей. Природа противоречива и расколота на множество элементарных сущностей – атомов, к-ые находятся в постоянном дв-ии, изменении и стремятся к всеединству, т.е. к Богу. Стремление к единству обеспечивается лювовью, ведет природу к одухотворению.

Гносеология: в познании проводит принцип всеединства или цельного знания, к-ое складывается на основе 3х знаний:

4) эмпирического (наука)

5) рационального (ф-фия)

6) мистического (религия)

Цельное знание он называет теософией.

Антропология: идеальный человек представляет собой сущ-во и универсальное, и индивидуальное, таким был Адам. Но грехопадение разрушило эту целостность, но не до конца. Восстановление этого единства возможно через любовь к богу и природе.

3 черты ч-ка:

· стыд

· жалость

· благоговение

Стыд регулирует наше поведение, удерживает нас.

Жалость – основа должного отношения к другим людям и живым существам.

Благоговение – должное отношение ч-ка к Богу, яв-ся основой любой религии.

Религиозное чув-во – творить добро, оно может носить не только религиозный хар-р.

Человек – существо двойственное:1)тело; 2)образ божий.

Любовь позволяет нам открывать образ божий в другом ч-ке, она помогает нам преодолевать эгоизм, утверждать зн- ие другой личности, а через это своей.

Соц. взгляды: мировой процесс включает в себя несколько фаз:

4) космогоническая ( неорганич. и органич. природа)

5) исторический процесс ( начинается с возникновением ч-ка)

6) богочеловеческий процесс (ч-к движется к воссоединению с Богом)

Т.о., история – продолжение космического процесса, смысл истории – в ее завершении, воссоединении ч-ка с богом и создании вселенной теократии.

В работе «3 силы» он выделяет 3 фактора, влияющих на историю:

4. мусульманский восток (на востоке личность находится в полном подчинении об-ву, это мир «бесчеловечного бога»)

5. западная цивилизация (на западе господствует индивидуализм, это мир «безбожного ч-ка»)

6. славянский мир (должен преодолеть ограниченность 1го и 2го, но не на основе их отрицания, а на основе их синтеза, и как результат возникает духовное чел-во.)

 

Прагматизм.

П. –от греч. «дело», «действие». Возникает в США в 70-е гг. 19в. У истоков стоит Чарлз Пирс, кот. Делает след-е выводы:

1- новая фил-ия должна исходить из того, что всякое действие есть основная форма чел. Жизни. При этом действие носит не рефлекторный хар-ер, а сознательный и поэтому фил-ия должна изучать механизмы сознания, кые обеспечивают действие.

2- задача познания - не получение объективных знаний, а преодоление сомнений, кые затрудняют наши действия.

3- истина - общезначимое принудительное верование, к кму пришли бы исследователи, если бы процесс познания продолжался бесконечно.

Идею Пирса развил Джемс, кый создал концепцию радикального эмпиризма, суть кго заключалась в отождествлении опыта и реальности.

 

19.Экзистенциализм.

Э. – от лат. существование, развивается после ВОВ. Представители: в Германии Хайдеггер, Ясперс; в России-Бердяев, Шестов; во Франц -Сартр, Камю

Идеи:

1- наука не может познать человека, т.к. истина- зло, которое делает наше существование ещё более тяжёлым, а мифы и сказки - помогают человеку жить. Чем больше человек знает, тем менее он свободен. Центральная категория - экзистенция, т. е. существование. Суть его такова - рождаясь, ребёнок существует, но свою сущность он приобретает только в процессе жизни. Т. о. экзистенция - переживание своего бытия в мире. А бытие наше временно и направлено в ничто. И человек осознает конечность существования.

2- Об - во враждебно человеку, т. к. оно подавляет нашу индивидуальность, делает нас похожими, превращает человека в винтик, отчуждает человека от самого себя, ведет человека к утрате своей индивидуальности. Спасение человека-это он сам, его неповторимость, стремление человека к свободе.

3- Учение о «пограничной ситуации». Суть-т. к. человек все время испытывает страх, он стремится к небытию и на этом пути он попадает в «пограничн. ситуации». Когда он познает самого себя таким, каким он есть на самом деле, он свободен в своем выборе, и он отвечает за свой выбор. Чел-к несет свою тяжесть в жизни на своих плечах.

 

Фрейдизм и неофрейдизм.

Основатель психоанализа-Фрейд. Он практикующий врач. Вышел ходе своей практики на философское осмысление человеческой сущности. Глав. Раб.: «Введение в психоанализ», «Я и оно», «Психоанализ, религия, культура». Он дал свое понимание структуры психики личности:

1 элемент: я-эго - сознание человека, которое действует по принципу реальности.

2 э-т: оно - бессознательное в человеческой психики. Оно стремиться действовать по принципу удовольствия и включает в себя влечения, страсти. Либидо - сексуальная энергия человека, энергия пола. Прорыв бессознательного во сне.

3 э-т: сверх я-суперэго - нормы культуры, которым подчиняется человек.

Культура основана на отказе от удовлетворения желаний бессознательного и существует культура за счет сублимации - перевод энергии либидо к более к высоким целям. Человек в современной культуре часто несчастлив, т.к. не может реализовать свои природные желания. Ведущими инстинктами чел. поведения 1) сексуальный инстинкт, 2) инстинкт самосохранения.

И по сути он абсолютизировал знание биологического, за что был подвергнут критике не только оппонентов, но и своих последователей.

Эрик Фромм - продолжатель Фрейда (« Бегство от свободы», «Иметь или быть», «Душа чеп-ка»). Его фил-ия - синтез идей Фрейда и Маркса. Идеи:

1. сущность человека есть противоречие между его природным, биологическим и соц-м человеческим началом, т. о. всю свою жизнь мы стремимся разрешить это противоречие и способов разрешить его мало- 2 способа: 1- прогрессивный путь- раскрытие в себе всего человеческого: любовь, творчество, свобода. 2-регрессивный путь- возврат к животному состоянию, биологическому: алкоголь, пьянство, наркомания. Но стать до конца животным чел-к не может, поэтому у чел-ка единственный путь- развить в себе всё чел-ое.

2. создает концепцию «социального характера». Суть - соц. хар-ер - синтез внешних условий и внутренней природы человека, т. е. каждой эпохе соответствует свой соц. хар-ер, свой тип человека. Он позволяет приспособиться к соц. деятельности и помогает быть востребованным обществом. Несколько типов характера: 1) рыночный (всё на продажу); 2) продуктивный. В разную историч. эпоху чел-ек руководствуется разными принципами: раньше - принцип иметь, затем-потреблять. Но это не подлинные принципы существования, а подлинный - быть: « важно быть многим, а не иметь много»

3. Идея чел-ой свободы. Свобода- возможность выбора между несколькими альтернативами. Но степень свободы чел-ка меняется и она зависит от того на сколько своевременно вы увидели, что стоите перед выбором и на сколько правильно вы делайте свой выбор.

 

Философия жизни

- направление в западноевропейской мысли, возникшее в Германии в последней трети 19 века. Возникло в противовес классической философии, стремившейся к систематичности, ценности и завершенности. Ф./Ж дает альтернативу разуму – волю. Первичным является не восприятие или мышление, а воля как первооснова всего сущего (волюнтаризм). Центром антропологии становиться подсознание и интуиция человека.

Предметом Ф/Ж является – жизнь, как творческий порыв, вечное становление, поток –культурно-исторических переживаний.

Ф/Ж (иррациональная философия)-против всемогущества разума и науки, Истоки начинаются с Шопенгауэра, работа «Мир как воля и представления». Мир – в нашем сознании и без нас он не мыслим. Мир такой каким мы его представляем. Познать мир разумом невозможно, постигнем интуицией.

Фридрих Ницше работа:»Так говорил Залатустра», «воля к власти». Мир – это вечное становление, в основе которого лежит борьба , поэтому нет порядка, единства, смысла. Прогрессивное развитие - это иллюзия, время бесконечно,. то что происходило раньше возвращается, Мир не познаваем.

Учение о сверх человеке – человек который преодолел самого себя, а значит переоценил прежние ценности ,прежние морали (в связи с этим критика христианства)- полагая что это религия слабых, униженных, рабов. Оно проповедует ложные ценности: смирение, покорность и подавляет волю к победе, власти. – христ – во противоречит инстинкту самосохранения . Критика современного общества – мораль, которая носит лицемерный двойственный характер – стремится отвергнуть даже общие человеческие ценности ; всех людей делит на 2 группы: 1) элита 2) низший – толпа,

большинство тиранит меньшинство, большинство должно стать средством для меньшинства.



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.186.91 (0.006 с.)