Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Б-1.Предмет ф-ии и ее ф-ии в общ-ве.↑ Стр 1 из 11Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Б-1.Предмет ф-ии и ее ф-ии в общ-ве. Философия происходит от 2х слов: филио -любовь, софия- мудрость.Впервые употребил термин философия Пифагор, а ввел в науку- Платон. В разные времена под предметом философии понималось разное. В античные времена Аристотель считал, что предметом ф-ии явл. знание общего, умение постичь причины мира. В Средние века Сенека считал, что предметом ф-ии явл. учение о нравственности, обучение людей правильной жизни и правильному пониманию себя в этой жизни. Кант в Новое время считал, что предметом ф-ии явл. отношение человеческого знания к целям челов-го знания. Соловьев считал, что ф-ия- это любовь к мудрости, не только теоретическое знание, но и как практическое нравств. поведение. С помощью ф-ии люди пытаются ответить на такие вопросы, как познаваем ли мир? каково место чел-ка в мире? что есть любовь? и т.д. Все многообразие вопросов Кант свел к 4м основным 1) что я могу знать? 2) что я должен делать? 3) на что я могу надеяться? 4) что есть человек? Ф-ия выполняет следующие ф-ии: 1) мировоззренческая- формирует у людей взгляд на мир, на место чел-ка в мире. 2) критическая- основной принцип этой ф-ии закл. в том, что каждая последующая ф-ия критикует предыдущую, отвергает все ошибочное и принимает все лучшее.3) методологическая – формирует новые методы познания.4) аксиологическая- формирует опред. систему ценностей. 5) прогностическая-исследуя природные и социальные процессы, ф-ия способна дать прогноз на будущее. поведение в обществе. Аристотель в 4 веке до нашей эры преобразует эту совокупность норм в философское учение- этика. Б-2.Истоки фило-и, их харак-ка. Ф-ия- это учение о сущностных проблемах бытия, познания и отношения мира и чел-ка. Ф-ия появилась около 2,5 тыс. лет назад.Ее возникновению способствовали некоторые предпосылки: материальные и духовные. К матер-ым относятся: переход чел-ка от бронзы к железу и как следствие этого увеличение произв-ти труда и как следствие увеличение производ-ых сил и увеличение власти над природой, следствие понять сущность мира, постичь его (Гегель). К духовным относится прежде всего мифология- это исторически 1й способ объяснения мира древними людьми. Мифы выполняли след-ие ф-ии: 1) формировали у людей коллективное представление о том или ином явлении, 2) связывали поколения, т.к передавались по наследству,3) формировали опред. систему ценностей, 4) стремились гармонизировать отношения людей с природой. Между ф-ей и мифологией есть некоторые различия: 1) мифы обращались к богам, а ф-ия к природе самих вещей, к их сущности, 2) мифология не представляла особых доказ-тв своим утверждениям, тогда как ф-ия все доказывала. 3) мифы - это художественное, эмоционально-психологическое объяснение мира, а ф-ия- рациональное, с помощью понятий, категорий. Из мифологии философия заимствовала некоторые свои основные вопросы. Преднаука (математика и астрономия). С помощью матем-ки ф-ия перешла к доказ-ам, размышлениям, абстрогированию. Глядя на звездное небо люди начали задумываться о происхождении космоса, о его сущности, о месте чел-ка в космосе. Обыденная нравственность - совокупность норм, правил, обычаев, традиций, запретов с помощью которых регулировалось Б-6.Фил-ия Демокрита. Демокрит- жил в 5 веке до н. э. Онтология: Будучи математиком, он применил к миру предел деления и пришел к выводу, что мир состоит из атомов. Исходя из этого, он пришел к выводам: 1) все состоит из атомов и на атомы распадается, 2) атомы движутся в пустоте и сталкиваясь образуют многообразие вещей, 3) атомы движутся по заданной траектории, поэтому все в мире происходит по необходимости, случайности нет, 4) мир вечен и бесконечен, т.к. атомы вечны и бесконечны. ГНОСЕОЛОГИЯ: Ощущение- первоначальный источник познания, рассуждение- на 2 уровне, которое мы осуществляем с помощью разума. АНТРОПОЛОГИЯ: В чел-ке выделяет 2 вида благ: блага телесные и блага душевные(главные, божественные). Ни сила, ни деньги делают чел-ка счастливым, а правота и многосторонняя мудрось. Счастье- хорошее расположение духа. Главные недостатки чел-ка: глупость и невежество. СОЦИАЛЬНАЯ Ф-ИЯ: Сторонник рабовладельческой демократии, лучше бедность при демократии, чем богатство при царе, как лучше свобода, нежели рабство. Возможно создание гос-ва без конфликта- идеальное (причина конфликта- зависть). Материалист, т.к. атомы материальны. Б-7.Ф-ия Платона. Платон- основоположник объективного материализма. Родился в 427 году до нашей эры. На его мировоззрение оказал влияние афинский мыслитель Сократ. Идея Платона -создание идеального гос-ва. После себя он оставил много трудов. ОНТОЛОГИЯ: Первоначало всего -душа, Бог, а весь мир он разделил на мир идей (совершенен, неизменен, вечен) и мир вещей (не вечен, изменчив, мир вещей- это отблеск мира идей). ГНОСЕОЛОГИЯ: 2 уровня познания: чувственный- не точный не дает полного представления о вещи; познание разума- более совершенное, т.к. разум мы познаем идеей. В центре его гносеологии лежит теория воспоминаний, согласно которой познание- припоминание душой тех идей, с которыми она встречалась, пока не соединилась с телом. АНТРОПОЛОГИЯ: Чел-к создан Богом и явл-ся величайшим из жив-ых. Все остальное произошло от чел-ка: трусы и жулики превратились в женщин, легкомысленные- в птиц, тупые- в рыб.В чел-ке выделяет смертное тело и бессмертную душу. Тело- темница души. Разделяет идею переселения души (душа вечна, неделима, едина). + кач-ва чел-ка: на 1месте-мудрость, мужество, справедливость. Справ-ть отождествляет с компетентностью. Справедливость- это знание своего дела (справедлив врач в болезни). СОЦИАЛЬНАЯ Ф-ИЯ:. Идея идеального гос-ва. Его труды "Государство", "Законы". Идеи: 1) всякое гос-во, как и любая другая часть мира вещей рождается, растет, деградирует и погибает, 2) закон деградации можно остановить силой воли и разума, 3) идеальное гос-во должно быть основано на общей собств-ти пр-ва, не признает частную(все люди- дети одной матери), 4) каждый чел-к д/б на своем месте (мудрецы, воины, работники). Форма правления- аристократия, не признавал олигархию и тиранию. Б-8.Ф-ия Аристотеля. Аристотель систематизировал и обобщил, поставил на новое место ф-ию древнего мира. Родился в 384 году до нашей эры. Осиротел в 18 лет, после этого он уходит в Афины и становится учеником Платона. После смерти Платона он уходит из Афин, и нач-ет заниматься др. делом. Он воспитатель сына А.Македонского. Когда Македонский стал императором и начал завоевательную политику Арист. не принял его политику и ушел от него.Потом он основал лицей. После смерти Македонского на Аристотеля начались гонения и он покинул Афины и в 322г. до н. э. умер. Оставил после себя свыше 150 трудов. Все их условно можно разделить на 4 гр: 1)метафизика - изложенная ф-ия Аристотеля, 2)исследование проблем естествознания, 3)органон-орудие познания, 4)прблема обще-го устройства -гл. труд "Политика". ОНТОЛОГИЯ: Основа всякого бытия первоматерия. Она есть предпосылка сущ-ия всех предметов и явлений. Вода, воздух, солнце, огонь- разнообразные сочетания образ. вещи, явления. Любая вещь- сумма материи+ формы. Чистая форма-Бог, душа. Важным св-ом мира явл. явл. движение. Без движения никакое явление не существует. Источник движения-Бог. Аристотель выделяет формы движения: возникновение, исчезновение, уменьшение, увеличение, превращение, перемещение в пр-ве. Вещи обладают св-ми прост-ва и времени. Пр-во - место вместилища тела, кажд. вещь имеет свое природ. место. Время- деление движения на "сначала" и "потом". ПОЗНАНИЕ: Он считает, что главным этапом в познании явл. чувств. познание. Мы познаем конкр. вещи и явления. Но одних чувств мало, поэтому познание разумом дает нам знание общего. На этом уровне возможны ошибки, преодолеть ошибки можно соединив чувств. образ предмета с понятием о нем, что мы осуществ. в опыте. Познание- это процесс, кот. проходит неск. этапов: ощущение, представление, опыт, иск-во, наука- получаем знание общего. АПТРОПОЛОГИЯ: В основе антроп-ии лежит учение о душе. Выделяет 3 уровня души: вегетативный- душа растений, чувств-й- душа жив-х, разумный- душа чел-ка. 1 и 2 уровни тесно связаны с телом чел-ка и умирают вместе с ним. 3 уровень не связан, след-но вечна. Целью чел-ой деят-ти явл. достижение счастья, кот. возможно только через добродетели-это середина между 2мя видами зла(избытком и недостатком); " золотая середина". Гл. принципом нравс-ой жизни чел-ка- принцип "ничего слишком". Нрав-ые действия людей основаны на разуме. Чел-к сам выбирает зло и добро. Справед-ть-это середина между нарушением закона и неодинаковым отношением к равным. СОЦИАЛЬНЫЕ ВЗГЛЯДЫ. В основе обществ. жизни должна лежять частная собств-ть. Она делает ч-ка самостоя-ым, свободным, заинтересованным. Жить в гос-ве для ч-ка естеств-но. Ч-ек- гос. животное, т.к. он удовлетворяет свои потребности через посредства др. людей. Люди делятся на 3 слоя: богатые, сред. слой, бедные. Чем шире ср. слой, тем стабильнее гос-во, т.к. ср. слой препятствует конфликтам между богатыми и бедными. Задача гос-ва- сделать как можно больше народу счастливыми, для чего оно должно выполнять след. ф-ии: 1) препятствовать сосредоточению власти в руках немногих, 2) препят-ть сосредот-ю богатства в руках отдельных людей, 3)держать рабов в повиновении.6 форм правления: правильные(монархия, аристократия, полития) и неправильные(тирания, олигархия, демократия- легко вырождается в охлократию). Б-9. Средневековая ф-ия. Ф-ия средневековья соотв-ет периоду феодализма, когда господствующей идеологией в общ-ве была религиозная, поэтому ф-ия средневековья носит религиозный хар-ер (на западе она связана с христианством). Харак-ые черты: 1) теоцентризм- в центре внимания Бог, обоснование его существ-я, 2) креационизм- согласно ему мир создан Богом посредством чистой воли, 3) в Ср. века идея ч-ка меняется- че-к выше космоса, в нем выдел-т смертное тело и бессмертную душу, 4) 3 уровня познания-чувства, разум, вера, 5) к античным нравств. кач-м + чисто христианские кач-ва: смирение, покорность, вера, надежда, любовь, 6) дается новое понимание человеч. истории: человеч. история протяженного времени- линейна, этапна и имеет завершение, 7) провиденциализм- конц-ия, согласно которой все вмире предначертано. Выделяют 2 периода: 1) патристика- философы опирались на философию Платона (Августин), 2) схоластика- опирались на фил-ю Аристотеля (Аквинский). ФОМА АКВИНСКИЙ: Основная работа "Сумма теологии". В 1323 был причислен к лику святых, один из первооснователей идеологии римской католич. церкви. ОНТРОПОЛОГИЯ: Мир создан Богом и представляет систему, кот-я включает 3 ступени: мир неживой природы, мир жив-ых и растений, мир чел-ка. Мир чел-ка выступает посредником между природой И Богом. ПОЗНАНИЕ: Включает 3 ступени: самая высшая ступень- вера, вторая-разум, 3- чувства.Ф-ия по Аквинскому должна служить богословию и доказ-ть сущес-ие Бога. В связи с этим он приводит 5 док-тв бытия Бога: 1) в мире все движимо другим след-но есть перводвигатель -Бог, 2) в мире все имеет причину следов-но есть первопричина-Бог, 3) в мире сущ-ет случайная и необходимая, необходимая важнее случайной, 4) в мире все различается по степени совершенства, след-но есть высшее совер-во- Бог, 5) в мире все стремится к цели, след-но все целесообразно, кто-то двигает к цели- Бог. К добродетелям + христианские добродетели (смирение, покорность, вера, надежда, любовь). ОБЩЕСТВО: Идеал- монархия, 1 правитель на небе и 1 на земле. Задача гос-ва заботиться о благе граждан. Соц. неравенство и деление на сословия вечны, т.к. это установлено Богом. Выше гос-ва –церковь, т.к. гос-во заботится о благе земном, а церковь проявляет заботу о благом и вечном. Б-11. Ф-ия нового времени. 17-18 в.в. На смену феод. общ. устр-ву пришел капитализм. 1609- 1я буржуазная рев-ия в Нидерландах, 1642- бурж. рев-ия в Англии. Интересы нового класса сословия требуют более осн-го изучения окр. природы, поэт. развив. естествозн-е. Это привело к накоплению разл. фактов, кот. треб-ли осмысления, т.е. создать целостную картину мира. Хар-ые черты: 1) наукоцентризм, 2) 2 периода: эмпиризм(познание с пом. чувств) и реализм (познание с пом. разума), 3) под влиянием ньютоновской механики склад. новая картина мира- механистическая, 4) появл. теория общ-го договора, т.е. люди свободно передают часть своих прав. БЭКОН: закончил Кембриджский универ. Счит., что познание возм-о только через опыты, эксперименты. Гл. работа "Новый органон- орган познания". Гл. задача- созд. новый метод познания- метод индукции, когда на основе множества фактов делается 1 общий вывод. Гл. уровень познания- чувствен-й. Мир познается искл-но с пом. опыта. Чтобы овладеть этим методом ч-к должен преодолеть ряд ошибок (идолов), которые засоряют наше сознание: 1) идолы рода- оссбен-ти нашего сознания, кот. могут привести к заблуждению, их надо осознать и тогда их можно преодолеть; 2) идолы р-ка, площади- ошибки, возник. при совместной договоренности людей, при неправильном выборе слов; 3) идолы пещеры- индив. особ-ти кажд. ч-ка, т.е. субъективизм в познании; 4) идолы пещеры -в познании мы испол-ем устаревшие методы. ДЕКАРТ: "Мыслю, след-но сущ-ую". Занимался фил-й и матема-й. Гл. метод познания- дедукция (от общего к частному). Гл. роль познании принадл-т разуму, чтобы овладеть этим методом, ч-к должен следовать 4м правилам: 1) не принимайте любую вещь за истину, пока не познали ее как истину с очевидностью;2) решающий? разд. на столько частей, ск-ко необходимо, чтобы лучше познать его; 3) познавайте от изв-го к неизвестному, от простого к сложному; 4) всегда делайте столько расчетов и полных обзоров, чтобы быть уверенным, что ничего не пропустили. Декарт не дооценивал чувств. познание. МЕХАНИСТ. КАРТИНА МИРА: Под влиянием ньютоновской мех-ки в фил-ии сложилась новая картина мира. Согласно этой картине мира материя - это вещ-во, состоящее из атомов. Движение - перемещение тел в прос-ве, все многообразие движения сводится к 1 форме- механич. движение. Первоисточник движения выносится за пределы мира, им познается Бог. Пространство - пустота, вместилище тел, поэт. пр-во абс-но. Время - понимается абс-но, течет равномерно из прошлого в наст., буд., для удобства люди разделили его на отрезки. Время не связано ни с движением, ни с прст-ом, ни с материей. Такая картина мира просуще-ла до сер.19 века. Б-12. Ф-ия Канта. Нем. ф-ия охватила период с конца 18 до сер. 19 века. Хар-ые черты: 1) нем. классики в-первые стали рассматр. роль ф-ии в об-ве как совесть ку-ры, 2) нем. философы придали ф-ии форму системы дисциплин, идеи и понятия и четко выделили онтологию, гносеологию и т.д., 3) нем. философы сформулировали новый метод познания действ-ти: метод диалектики, 4) нем. философы впервые научно-теоретич. исслед. историч. процесс и выделили в нем закономерности, 5) все размышления нем. фило-ф о чел-ке и общ-ве были связаны с принципом свободы и другими общечел-ми ценностями. Кант родился в 1724 г. в Кенигсберге. Женат не был. Ни разу не выезжал за пределы города. В творчестве Канта выдел-т 2 периода: докритичес-й и критич-й. В 1 периоде гл. внимание- прблеиа естествозн-ия. Он сформул-л гипотезу ест-го происхождения вселенной в рез-те вращения огромного диффузного облака или первона-ой туманности- гипотеза Канта- Лапласа. Т.о он выступает матер-ом. Идеи: 1)он счит, что мир возник ест. путем, никем не создан, 2) мир нах-ся в пост. движении развитии, 3) мир есть сист., кот. подчинается опред. законам и элементы этой с/мы чел-к будет пост. открывать. Во 2 периоде гл. внимание Кант уделил проблеме гносеологии. Мир возде-ет на органы чувств чел-ка, но вместе с тем знание, истиной к-го явл.: 1) опыт, содержание знания, 2) познават. спос-ть и носит априорный хар-ер. Априорн. яв-ся формы знания (простр-во и время). Процесс познания вкл. вкл. след ступени: 1- ощущение, 2- простр-во и время в опред. послед-ти и получим восприятие, 3- рассудок+ понятие, рассудок сам конструирует предмет. Вывод: "посред-ом чувств предметы нам даются, мыслятся же они разумом. Но познать мир до конца чел-к не может. Наше знание о вещи всегда будет отличаться от того, что есть вещи на самом деле. Сущность вещи не познаваема, след-но "вещь в себе". Мы способны познать только явление. На этом основании его послед-ли выделили огностицизм. Кант дает новое представление на соотн-ие эмпирич. и рацион. познания. Кант говорит " мысли без созерцания пусты, а созерцание без понятия слепы". АНТРОПОЛОГИЯ: Чел-к- это самый гл. предмет в мире. Гл. его отличие закл-ся в самосознании. Природным св-м явл. эгоизм, но т.к. ч-к сущ-во социальное, Кант дает предпочтение плюрализму. Ч-к должен рассмат-ть себя не как центр мира, а как часть мира. Основой поведения ч-ка в об-ве Кант наз-ет " категорический императив". "Поступай так, чтобы максима твоей воли мгла стать принципом всеобщего законодат-ва". Но для этого ч-к д/б свободен, д. иметь возм-ть выбирать м/у добром и злом, хотя эта свобода не явл. абс-ой, она ограничена свобо-й др. людей. Долг любить- бесмыслица, но делать людям добро- долг-это пробудет в тебе человеколюбие. ОБЩЕСТВО: Идеал- гражд-правовое, где свобода одних людей совместима со свободой др. В развитии общ-во проходит 3 этапа: др. Греция, Рим, германские народы. Б-13. Ф-ия Гегеля. Нем. ф-ия охватила период с конца 18 до сер. 19 века. Хар-ые черты: 1) нем. классики в-первые стали рассматр. роль ф-ии в об-ве как совесть ку-ры, 2) нем. философы придали ф-ии форму системы дисциплин, идеи и понятия и четко выделили онтологию, гносеологию и т.д., 3) нем. философы сформулировали новый метод познания действ-ти: метод диалектики, 4) нем. философы впервые научно-теоретич. исслед. историч. процесс и выделили в нем закономерности, 5) все размышления нем. фило-ф о чел-ке и общ-ве были связаны с принципом свободы и другими общечел-ми ценностями. Г. род. в 1770 г. в семье чиновника. Умер в 1831 г. во время холеры. "Феноменология духа", "Наука логики". Он объект. идеалист. ОНТОЛОГИЯ: первопричина мира- абс. дух, он развив. и проходит 3 этапа: 1) многообразие понятий, 2) многообразие природы, 3) на 3 этапе дух развив-я в форме человеч. сознания и возникает религия, иск-во, наука, фил-ия- познание абсол-ым духом самого себя. Т.о 1) мир нах-ся в пост. развитии, идущем от прост. к сложному, 2) развитие носит закономерный хар-ер, 3) Г. формулирует 3 закона диалектики: 1) з-н единства и борьбы противопол-ей, кот. указ-т на ист-к развития, 2) з-н перехода кол-ва в кач-во, кот. отвечает на? как возн-т новое, 3) з-н отрицания, кот. отвечает на? как соотносится старое и новое. Рац-ым зерном Гегел. фил-ии станов-ся его диалект. метод, котор. предполагает рассмотрение всего в развитии, дв-ии, измен-ии. Т.к. Г. идеалист, след-но диалектика Г. носит огранич. хар-ер. Гл. противоречие его ф-ии- противоречие м/у методом диал. и метафиз-ой с/ой. ГНОСЕОЛОГИЯ: В познании он выд-т 3 этапа: 1) чувствен-й- самое бедное содер-е знаний, 2) восприятие- воспринимаем вещь как целое обобщение ощущения, 3) рассудок, кот. формирует понятие и кот. позволяет идти от явл-ия к сущности. Истина достижима и явл. целью познания. АНТРОПОЛОГИЯ: Гл. признак чел-ка- сознание и способ-ть удовл-ть свои потр-ти в об-ве посред-м труда. Благодаря труду ч-к развивает свое сознание. Г. один из 1ых дает анализ форм общ. сознания, кот. выступает в разл. формах (религия, наука, иск-во, фил-ия). Но личностью ч-к становится т-о в общ-ве при посредствии др. людей. Основа формиро-я личнсти- собств-ть. Требование равенства есть черта пустого рассудка, потому что люди от рождения не равны, а общ-во т-о усиливает это неравенство. ОБЩЕСТВО: История- есть закономерный проц. развития абс. духа во времени. Критерий прогресса- свобода, след-но выдел-ют 3 этапа разв-ия об-ва: 1) восточный мир- свободен 1 ч-к- монарх, 2)античн. мир- свободна группа людей, но и это об-во несоверш. Там, где есть рабство, там нет свободы, 3) германский мир- свободно больше людей, благод. христиан-ву. Б-14. Ф-ия Фейербаха. Нем. ф-ия охватила период с конца 18 до сер. 19 века. Хар-ые черты: 1) нем. классики в-первые стали рассматр. роль ф-ии в об-ве как совесть ку-ры, 2) нем. философы придали ф-ии форму системы дисциплин, идеи и понятия и четко выделили онтологию, гносеологию и т.д., 3) нем. философы сформулировали новый метод познания действ-ти: метод диалектики, 4) нем. философы впервые научно-теоретич. исслед. историч. процесс и выделили в нем закономерности, 5) все размышления нем. фило-ф о чел-ке и общ-ве были связаны с принципом свободы и другими общечел-ми ценностями. Родился в 1804г., был учеником и послед-ем Гегеля. В 1831 г. опубл-л работу "Мысли о смерти и бессмртии", его работы- " сущность христи-ва", " Сущность религии". ОНТОЛОГИЯ: В понимании мира –материалист. Счит, что природа ни кем не создана, она есть причина самог себя. Материа-м Ф. непоследователен, т.к. он не понял диалектики Гегеля, поэт. материалист метефизич-й. В познании- сенсуалист- решающую роль в позн. отводит чувствам. Метафизика не позволила ему понять, что переход от чувств к разуму происходит ввиде скачка. Истина- соглашение большинства по тому или иному?. АНТРОПОЛОГИЯ: Центр. место в ф-ии Ф. принадлежит ч-ку_ антропологич. ф-ия. Отлич. черта ч-ка-воля, разум, сердце, т.к. ч-к сущ-ет для того, чтобы желать, познавать и любить. Ч-к по его мнению, сущ-во природное, но вместе с тем абстрактное, т. к. Ф. не понял историч-ой сущ-ти ч-ка, соц. усл-й его жизни. ОБЩЕСТВО: Ф.- идеалист, т.к. из всего многообразия обществ. отн-й главные отн-ия любви. Об-во нсчастно, потому что люди перестали любить друг друга и стали любить Бога. Предлагает на смену христианства поставить нов. религию- рел. любви к ближнему.
Марксистская философия. Предпосылки марксистской ф-фии: 1. В 1825г. – 1й кризис перепроизводства, это привело к закрытию фабрик, безработице, нищете, …В рез-те начинаются массовые выступления. 2. О крытия в естествознании (открытие клетки, закон о сохранении и превращении энергии, …) доказали идею о том, что развитие природы носит закономерный характер, что основой ее яв-ся материя, что все находится в постоянном дв-ии и изменении. 3. Теоретические предпосылки:1) ф-фия Гегеля, из к-ой Маркс берет рациональное зерно – диалектику и отбрасывает идеализм; 2) ф-фия Фейербаха – был взят материализм и отброшена метафизика. Т.о., Маркс и Энгельс впервые в философии соединили воедино диалектику и материализм. Характерные черты: 1) Создали новую фил-ую систему – диалектический материализм, согласно к-му природа первична по отношению к чел-му сознанию, она постоянно развивается, изменяется. 2) Маркс и Энгельс распространили материализм на понимание об-ва и сформировали новое материалистическое его понимание: а) определяющей сферой общ-ой жизни яв-ся эконом-ие отношения людей, в первую очередь – производственные. б) движущей силой общ-го развития яв-ся трудящиеся. в) общ-ое бытие определяет общ-ое сознание. 3) дает новое понимание сущ-ти ч-ка. Ч-к – есть совокупность общ-ых отношений. 4) Маркс и Энгельс по-новому сформулировали главную задачу ф-фии: задача в том, чтобы объяснить и изменить мир. В Европе после смерти Маркса и Энгельса сложились 2 направления марксизма: 1. Ортодоксальное – считали, что учение Маркса неизменно и верно (Каутский) 2. Реформаторское – учение Маркса имеет ошибки и заблуждения (Бернштейн) В России возникло 2 направления последователей марксизма: 1 - Плеханов, считал, что Россия не готова к социализму. 2 - Ленин. Марксистская ф-фия положила начало формированию новой картины мира, которая приходит на замену механистической. Новая картина мира выражается в следующем: I. На основе новых данных естествознания Энгельс делает вывод о том, что материя – не только в-во, атом должен быть делим, поэтому материя – более общее понятие, которое отражает сущностное единство мира; Выводы: а) материя – активное начало мира; б) она бесконечна как количественно, так и качественно; в) главный ее признак – первичность по отношению к сознанию; Эти фил-ие идеи нашли подтверждение в открытиях естествознания. После смерти Энгельса были сделаны следующие открытия: 1) открытие радиоактивности 2) открытие рентгеновских лучей 3) открытие электрона 4) эволюционное учение Дарвина В начале 20в. было сформулировано философское определение материи - философская категория для обозначения объективной реальности (Ленин) В настоящее время наука изучает 2 вида материи: вещ-во, поле. Вещ-во характеризуется тем, что состоит из атомов, имеет постоянную массу покоя, частицы вещ-ва находятся в механическом дв-ии. Поле – состояние материи, занимающее промежутки между макро- и микротелами. Частицы поля не имеют постоянной массы покоя, дв-ие происходит по законам квантовой механики; современная наука изучает несколько видов полей: электромагнитные, гравитационные, поля ядерных сил. II. Движение Энгельс определяет как всякое изменение вообще. Дв-ие – способ существования материи. Источник дв-ия находится внутри самих материальных тел – борьба противоположных сил, качеств, свойств предмета. Опираясь на современное ему естествознание, Энгельс выделил 5 форм дв-ия материи, причем каждая более сложная форма возникает на основе предшествующей, переход от одной к другой происходит в виде скачка. 5 форм дв-ия материи: 1. механистическое 2. физическое 3. химическое 4. биологическое 5. социальное Современная наука выделяет 3 формы дв-ия: А) дв-ие в неживой природе Б) дв-ие в живой природе В) дв-ие в об-ве. III. По-новому сформулировано представление о пространстве и времени. Пространство и время тесно связаны с материей, т.е.нет материи, которая не обладала бы пространством и не существовала бы во времени. Согласно теории относительности Эйнштейна, пространственно-временные отношения находятся в прямой зависимости от скорости дв-ия материальных тел (космический парадокс) Пространство – протяженность и структурность материальных тел. Время – длительность существования материальных тел и последовательность смены состояния. В современной науке, пространство трехмерно (имеет ширину, длину, высоту), а время течет в одном направлении. Обычному миру свойственны пространственные отношения, выраженные Эвклидовой геометрией. Для микромира свойственны другие пространственно-временные отношения. Прагматизм. П. –от греч. «дело», «действие». Возникает в США в 70-е гг. 19в. У истоков стоит Чарлз Пирс, кот. Делает след-е выводы: 1- новая фил-ия должна исходить из того, что всякое действие есть основная форма чел. Жизни. При этом действие носит не рефлекторный хар-ер, а сознательный и поэтому фил-ия должна изучать механизмы сознания, кые обеспечивают действие. 2- задача познания - не получение объективных знаний, а преодоление сомнений, кые затрудняют наши действия. 3- истина - общезначимое принудительное верование, к кму пришли бы исследователи, если бы процесс познания продолжался бесконечно. Идею Пирса развил Джемс, кый создал концепцию радикального эмпиризма, суть кго заключалась в отождествлении опыта и реальности.
19.Экзистенциализм. Э. – от лат. существование, развивается после ВОВ. Представители: в Германии Хайдеггер, Ясперс; в России-Бердяев, Шестов; во Франц -Сартр, Камю Идеи: 1- наука не может познать человека, т.к. истина- зло, которое делает наше существование ещё более тяжёлым, а мифы и сказки - помогают человеку жить. Чем больше человек знает, тем менее он свободен. Центральная категория - экзистенция, т. е. существование. Суть его такова - рождаясь, ребёнок существует, но свою сущность он приобретает только в процессе жизни. Т. о. экзистенция - переживание своего бытия в мире. А бытие наше временно и направлено в ничто. И человек осознает конечность существования. 2- Об - во враждебно человеку, т. к. оно подавляет нашу индивидуальность, делает нас похожими, превращает человека в винтик, отчуждает человека от самого себя, ведет человека к утрате своей индивидуальности. Спасение человека-это он сам, его неповторимость, стремление человека к свободе. 3- Учение о «пограничной ситуации». Суть-т. к. человек все время испытывает страх, он стремится к небытию и на этом пути он попадает в «пограничн. ситуации». Когда он познает самого себя таким, каким он есть на самом деле, он свободен в своем выборе, и он отвечает за свой выбор. Чел-к несет свою тяжесть в жизни на своих плечах.
Фрейдизм и неофрейдизм. Основатель психоанализа-Фрейд. Он практикующий врач. Вышел ходе своей практики на философское осмысление человеческой сущности. Глав. Раб.: «Введение в психоанализ», «Я и оно», «Психоанализ, религия, культура». Он дал свое понимание структуры психики личности: 1 элемент: я-эго - сознание человека, которое действует по принципу реальности. 2 э-т: оно - бессознательное в человеческой психики. Оно стремиться действовать по принципу удовольствия и включает в себя влечения, страсти. Либидо - сексуальная энергия человека, энергия пола. Прорыв бессознательного во сне. 3 э-т: сверх я-суперэго - нормы культуры, которым подчиняется человек. Культура основана на отказе от удовлетворения желаний бессознательного и существует культура за счет сублимации - перевод энергии либидо к более к высоким целям. Человек в современной культуре часто несчастлив, т.к. не может реализовать свои природные желания. Ведущими инстинктами чел. поведения 1) сексуальный инстинкт, 2) инстинкт самосохранения. И по сути он абсолютизировал знание биологического, за что был подвергнут критике не только оппонентов, но и своих последователей. Эрик Фромм - продолжатель Фрейда («Бегство от свободы», «Иметь или быть», «Душа чеп-ка»). Его фил-ия - синтез идей Фрейда и Маркса. Идеи: 1. сущность человека есть противоречие между его природным, биологическим и соц-м человеческим началом, т. о. всю свою жизнь мы стремимся разрешить это противоречие и способов разрешить его мало- 2 способа: 1- прогрессивный путь- раскрытие в себе всего человеческого: любовь, творчество, свобода. 2-регрессивный путь- возврат к животному состоянию, биологическому: алкоголь, пьянство, наркомания. Но стать до конца животным чел-к не может, поэтому у чел-ка единственный путь- развить в себе всё чел-ое. 2. создает концепцию «социального характера». Суть - соц. хар-ер - синтез внешних условий и внутренней природы человека, т. е. каждой эпохе соответствует свой соц. хар-ер, свой тип человека. Он позволяет приспособиться к соц. деятельности и помогает быть востребованным обществом. Несколько типов характера: 1) рыночный (всё на продажу); 2) продуктивный. В разную историч. эпоху чел-ек руководствуется разными принципами: раньше - принцип иметь, затем-потреблять. Но это не подлинные принципы существования, а подлинный - быть: «важно быть многим, а не иметь много» 3. Идея чел-ой свободы. Свобода- возможность выбора между несколькими альтернативами. Но степень свободы чел-ка меняется и она зависит от того на сколько своевременно вы увидели, что стоите перед выбором и на сколько правильно вы делайте свой выбор.
Философия жизни - направление в западноевропейской мысли, возникшее в Германии в последней трети 19 века. Возникло в противовес классической философии, стремившейся к систематичности, ценности и завершенности. Ф./Ж дает альтернативу разуму – волю. Первичным является не восприятие или мышление, а воля как первооснова всего сущего (волюнтаризм). Центром антропологии становиться подсознание и интуиция человека. Предметом Ф/Ж является – жизнь, как творческий порыв, вечное становление, поток –культурно-исторических переживаний. Ф/Ж (иррациональная философия)-против всемогущества разума и науки, Истоки начинаются с Шопенгауэра, работа «Мир как воля и представления». Мир – в нашем сознании и без нас он не мыслим. Мир такой каким мы его представляем. Познать мир разумом невозможно, постигнем интуицией. Фридрих Ницше работа:»Так говорил Залатустра», «воля к власти». Мир – это вечное становление, в основе которого лежит борьба, поэтому нет порядка, единства, смысла. Прогрессивное развитие - это иллюзия, время бесконечно,. то что происходило раньше возвращается, Мир не познаваем. Учение о сверх человеке – человек который преодолел самого себя, а значит переоценил прежние ценности,прежние морали (в связи с этим критика христианства)- полагая что это религия слабых, униженных, рабов. Оно проповедует ложные ценности: смирение, покорность и подавляет волю к победе, власти. – христ – во противоречит инстинкту самосохранения. Критика современного общества – мораль, которая носит лицемерный двойственный характер – стремится отвергнуть даже общие человеческие ценности; всех людей делит на 2 группы: 1) элита 2) низший – толпа, большинство тиранит меньшинство, большинство должно стать средством для меньшинства. Проблема познания в ф-ии. Проблема познания явл-ся центр-й и в ее решении сложилось несколько подходов. Агностицизм - достижение ист-ны невозможно(Шопенгауэр, Ницше). Скептицизм -познание возможно, но в опр-ых пределах. Эмпиризм (Бекон), рационализм (Декарт). Гносеологический оптимизм -мир познаваем, но процесс познания сложен и бесконечен. Познание -это процесс получения и развития наших знаний о мире и самом себе.Истор-ие формы познания: 1) обыденно-практич-е познание-оно опирается на жизн-й опыт чел-ка и дает нам элемент-ое знание об окр-ей природе. Носит стихийный хар-ер,испо-ет только собств-й опыт чел-ка. 2) игровое познание. 3) миф-ое познание-его специфика в том,что оно отражает мир с пом-ю фантаст-х образов. Гл форма отражения- эмоцион- художеств. На нач-ых стадиях-определяющее. 5) иск-во. 6) научное познание-высш форма, отраж-т мир через науку.В стр-ре познания выд-ют объект (то, на что напр-но дей-е) и субъект (познающий чел-к).Выделяют 2 уровня познания: чувтв-й и рацион-й. Чувст-й уровень осущ-ся непосре-но нашими органами чувств. Выд-ют 3 осн формы чувств-го познания. Ощущение - это отражение в нашем сознании отд-ых сторон, св-в и кач-в предметов и явл-й, кот-ые непосред-о воздейс-ют на наши органы чувств. Восприятие -это целостный образ предмета, кот-й формир-ся на основе совок-ых ощущений. Представление -это сохр0ие образов предмета в памяти. Т.о., чел-к на чувств-ом ур-не одновр-но ощущает, воспр-ет и предст-ет, но чувств. отражение мира чел-ом отлич-ся от чувств. отражения жив-ых 1)тем, что чувств. отражение ч-ка обусло-но его жизн-ым опытом, 2)это всегда понимающее отражение. Рац-ое познание(мышление)-это обобщенное, опосредованное отражение мира. Рац-ое позн. выст-т в 3х формах. Понятие -это логически обобщенный образ предмета. Понятие отражает общие закономерные связи, стороны, признаки явл-й. Выр-ся в языковой форме с пом. слов, терминов, словосоч-й. Суждение -это логич. связь понятий, выраженные в форме предложения, это утверждение или отрицание чего либо. Умозаключение -вывд нового знания на основе сопоста-ия 2х или более суждений. Б-26. ИСТИНА В ФИЛОСОФИИ. Непоср целью познания явл-ся истина. На решение этой проблемы сложилось неск-о методов: 1. объектив. идеалистов. Истина- совпадение наших представлений о вещи с идеей, кот лежит в основе этой вещи. 2. Субъектив идеал-ов - истина вообще не достижима. 3. Материалисты-метафизики.(Фейербах). Истина есть соглашение большинства по тому или иному вопросу. 4. Прагматизм. Истина-то, что полезно. 5. Диалектико-матер понимание истины. Итина-совпадение наших представлений о предмете с самой вещью. Противоположением истины явл-ся заблуждение -знание,не соотв-ее своему предмету, не совпадающее с ним. Гл причинами забл-ия явл-ся 1. ограничен
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.190.6 (0.021 с.) |