Этапы становления и характерные черты русской философии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этапы становления и характерные черты русской философии.



1этап. ”Древний”, основные философско- религиозные идеи нашли отражение в былинах, сказках, легендах, песнях…, например, «Велесова книга»(9в.н.э.), где можно найти представление древних славян о 3х основах вселенной:

· явь

· навь (потусторонний мир)

· правь (мир истины и закон Сворога)

Существовало представление о вселенной – род (вселенная).

2этап. Связан с принятием христианства на Руси в 988г. Князем Владимиром.

В 11в. Илларион пишет «Слово о законе и благодати», где формирует богословско-историческую концепцию о том, что русская земля – часть христианского мира и она также ведет борьбу света (христианства) против тьмы (язычества).

Владимир Мономах пишет «Поучения» - нравственный кодекс христианина, где провозглашаются:

· Нравственные дела,

· Смирение,

· Милостыня,

· Лжи остерегайся, пьянства, блуда, т.к. от этого гибнут тело и душа.

Т.о., во 2м периоде утверждается христианский взгляд на мир и место в нем человека.

3этап. 18- 1 четверть 19в. Начинается с реформ Петра 1.На философию оказали влияние: церковная, образовательная реформы.

Здесь формируются 2 направления:

· Материализм в форме деизма (Ломоносов)

· Религиозно-идеалистическое (Григорий Сковорода).

Ломоносов («О силах земных», «О причинах теплоты и холода»)

Идеи:

1. Бог- архитектор мира, он создал мир, но в дальнейшее развитие мира он не вмешивается, задача ч-ка – познать законы развития.

2. Основа мира – материя, к-ую отождествляет с в-вом, обладающую протяженностью, непроницаемостью, дв-ем.

3. В познании решающую роль играют опыт и эксперимент, знание и вера не противоречат друг другу, они одинаково исследуют мир.

4. В понимании об-ва стоит на позиции просвещения. Основой развития об-ва яв-ся развитие наук, искусств и ремесел.

Гр. Сковорода:

Онтология: в понимании мира он – дуалист. Мир состоит из 2х натур: видимая (тварь) и невидимая (Бог). Бог пронизывает всю природу, является внутренней пружиной всему.

Гносеология: в познании он дуалист: познание, скользящее по поверхности (чувственное); познание «в Боге». Оба уровня взаимосвязаны, но не каждому ч-ку дано увидеть «следы божьи» в природе.

Антропология: в понимании ч-ка 2 начала: ч-к – искра божья и царство зла. Ч-к стремится разрушить это противоречие. Путь решения – жить в согласии с собой.

Многие ошибаются, когда полагают, что счастье находится во внешнем: власти, богатстве… Счастье – внутри нас самих, это согласие с самим собой и душевный покой.

4этап. 2 четверть19- нач. 20в.в.

На формирование особенностей ф-фии этого периода оказали влияние:

a) Внешние факторы – философские взгляды немецких мыслителей, французских просветителей.

b) Внутренние – рост самосознания русского народа, которое формируется под влиянием ряда факторов (война 1812г., восстание декабристов1825г., отмена крепостного права 1861г.).

В 30-40е годы 19в. в философии формируются 2 осн. направления:

1. западники

2. славянофилы

Западники (Герцен, Чернышевский, Добролюбов, Писарев) утверждали, что Россия – часть Европы и она должна развиваться по западно-европейскому образцу.

Умеренные – за капитализм.

Крайние – за социализм.

Славянофилы (Хомяков, братья Аксаковы, Кириевский) утверждали, что Россия – особая страна:

1) в России никогда не было острой классовой борьбы.

2) Для российского об-ва характерен общинный, артельный хар-р жизни.

3) Православие, как истинная вера, и как истинное христианство. Православие сформировало особый русский дух, идеи соборности.

В 80е годы на смену им приходит оригинальная русская религиозная философия в лице В. Соловьева, Н. Бердяева, Федорова, Шестова.

Вл. Соловьев: («Чтение о богочеловечестве», «Оправдание добра», «Смысл любви»)

Онтология: абсолютное первоначало всего- Бог, он един, идеален, присутствует в своем творении (природе), но не однороден ей. Природа противоречива и расколота на множество элементарных сущностей – атомов, к-ые находятся в постоянном дв-ии, изменении и стремятся к всеединству, т.е. к Богу. Стремление к единству обеспечивается лювовью, ведет природу к одухотворению.

Гносеология: в познании проводит принцип всеединства или цельного знания, к-ое складывается на основе 3х знаний:

1) эмпирического (наука)

2) рационального (ф-фия)

3) мистического (религия)

Цельное знание он называет теософией.

Антропология: идеальный человек представляет собой сущ-во и универсальное, и индивидуальное, таким был Адам. Но грехопадение разрушило эту целостность, но не до конца. Восстановление этого единства возможно через любовь к богу и природе.

3 черты ч-ка:

· стыд

· жалость

· благоговение

Стыд регулирует наше поведение, удерживает нас.

Жалость – основа должного отношения к другим людям и живым существам.

Благоговение – должное отношение ч-ка к Богу, яв-ся основой любой религии.

Религиозное чув-во – творить добро, оно может носить не только религиозный хар-р.

Человек – существо двойственное:1)тело; 2)образ божий.

Любовь позволяет нам открывать образ божий в другом ч-ке, она помогает нам преодолевать эгоизм, утверждать зн- ие другой личности, а через это своей.

Соц. взгляды: мировой процесс включает в себя несколько фаз:

1) космогоническая (неорганич. и органич. природа)

2) исторический процесс (начинается с возникновением ч-ка)

3) богочеловеческий процесс (ч-к движется к воссоединению с Богом)

Т.о., история – продолжение космического процесса, смысл истории – в ее завершении, воссоединении ч-ка с богом и создании вселенной теократии.

В работе «3 силы» он выделяет 3 фактора, влияющих на историю:

1. мусульманский восток (на востоке личность находится в полном подчинении об-ву, это мир «бесчеловечного бога»)

2. западная цивилизация (на западе господствует индивидуализм, это мир «безбожного ч-ка»)

3. славянский мир (должен преодолеть ограниченность 1го и 2го, но не на основе их отрицания, а на основе их синтеза, и как результат возникает духовное чел-во.)

5этап. После октябрьской революции1917г ., известен как марксистско-ленинский этап.

Господствующей была марксистская ф-фия.

6этап. С периода перестройки (1986г), этап Возрождения.

Характерные черты русской ф-фии:

1. антропоцентризм

2. большая роль отводится личности в истории, где личность – подвижник, герой, противостоящий официальной власти.

3. значительное место отведено осмыслению об-ва, дается критика настоящего, надежды на будущее.

4. русская ф-фия тесно связана с действительностью.

5. главной формой философских рассуждений стала публицистика и худ. произведения.

6. в русской ф-фии нет четкой системы.

7. уникальным явлением русской ф-фии яв-ся космизм, т.е., стремление понять ч-ка как часть космоса.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 363; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.110.169 (0.008 с.)