Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Б-10. Ф-ия эпохи Возрождения.
Эпоха Возрождения- ренессанса- это процесс идейн. и культ. развития в Зап. Евр. накануне ранних бурж. революций. Возр-ие начинается в Италии, когда пр-ит возр-ие лучших традиций антич. ку-ры. Хар-ые черты: 1) происх-ит переход от теоцентризма к антропоцентризму, 2) изменяется отношение к чел. труду- если раньше труд рассматривался как наказание, то сейчас как сп-б изменения окр. среды и самого себя, 3)ф-ия обр-ся к природе- людей не устраивает религио-е объяснение явл-й, 4) познание обращает особое внимание на разум, 5) понимание чел-го об-ва- в это время появл-ся соц. утопии Мора и Кампанеллы, в кот-х они критикуют соц. общ-во и рисуют картину идеального общ-ва. В ф-ии Возр. выдел-т 2 периода: гуманистический и период ф-ии природы. Гуманистич.: гуманизм- в шир. смысле слова- стремление к человечности, созд. усл-й, достойных для чел-ой жизни. В узком смысле- это идейное движение, изучающее и распространяющее ант. языки, лит-ру, иск-во. Основателем был Франческо Петрарко. В своем трактате "О собств-ом незнании и незнании других" сформулировал гл. гуманист. идеи: 1) подверг критике средневек-й схоластический сп-б мышления, для которого авторитетом была церковь, ее отцы, учителя, 2) гл. внимание ф-ия должна уделять чел-ку, изучению его сущности, способ-ти, 3) высшим выражением духов-ти чел-ка явл. любовь, 4) новый метод филос-ния, гл. черта мудрости- не знание многого, а знание пути мудрости. Предлагает по-новому рассматривать диалектику, Цель спора-достижение истины, 5) как поэт высоко ценил значение слова в познании, счит, что через человеч. речь открывается внутр. мир чел-ка. Ф-ия природы. Нач-ся в Италии. Основоположник Джордано Бруно. Он опирался на идее Коперника, за что поплатился жизнью- его сожгли. Создал направление- пантеизм, т.е. все есть Бог. Осн. идеи излагал в "О причине, принципе и едином", "О бесконечности всел-й и мира". ОНТОЛОГИЯ: Основа мира- единая материя, она есть причина всего, космос- есть Бог. Т. о. он снимает границу м/у творцом и творением- пантеизм, след-но природа вечна и бесконечна, она активна и движение явл. ее внутр. принципом. Будучи диалектиком он доказал, что в природе происходит пост. превращение материи из одного состояния в др.(то, что было семенем стало колосом, затем хлеб и все это приходит к бесконечному множеству мира).ПОЗНАНИЕ: 1- восприятие, осущ-ем с пом. наших органов чувств, 2-представление с пом. рассудка, 3- разум (интеллект). Познание бесконечно, т.к. мир бесконечен. Истину можно достичь только через науку, а не религию. Т.о. он отвергает "Теорию двойств-й истины". АНТРОПОЛОГИЯ: Чел-ка отличает душа, в кот. проявляется единая вселенч. душа. Она отлич-я особым строением и разумом. Сам разум стал развиваться под влиянием труда. Цель разума- проникнуть в глубь природных явл-й, познать ее божественность. Цель нашей жизни- добро, но это требует опред. жертв от чел-ка.
Б-11. Ф-ия нового времени. 17-18 в.в. На смену феод. общ. устр-ву пришел капитализм. 1609- 1я буржуазная рев-ия в Нидерландах, 1642- бурж. рев-ия в Англии. Интересы нового класса сословия требуют более осн-го изучения окр. природы, поэт. развив. естествозн-е. Это привело к накоплению разл. фактов, кот. треб-ли осмысления, т.е. создать целостную картину мира. Хар-ые черты: 1) наукоцентризм, 2) 2 периода: эмпиризм(познание с пом. чувств) и реализм (познание с пом. разума), 3) под влиянием ньютоновской механики склад. новая картина мира- механистическая, 4) появл. теория общ-го договора, т.е. люди свободно передают часть своих прав. БЭКОН: закончил Кембриджский универ. Счит., что познание возм-о только через опыты, эксперименты. Гл. работа "Новый органон- орган познания". Гл. задача- созд. новый метод познания- метод индукции, когда на основе множества фактов делается 1 общий вывод. Гл. уровень познания- чувствен-й. Мир познается искл-но с пом. опыта. Чтобы овладеть этим методом ч-к должен преодолеть ряд ошибок (идолов), которые засоряют наше сознание: 1) идолы рода- оссбен-ти нашего сознания, кот. могут привести к заблуждению, их надо осознать и тогда их можно преодолеть; 2) идолы р-ка, площади- ошибки, возник. при совместной договоренности людей, при неправильном выборе слов; 3) идолы пещеры- индив. особ-ти кажд. ч-ка, т.е. субъективизм в познании; 4) идолы пещеры -в познании мы испол-ем устаревшие методы. ДЕКАРТ: "Мыслю, след-но сущ-ую". Занимался фил-й и матема-й. Гл. метод познания- дедукция (от общего к частному). Гл. роль познании принадл-т разуму, чтобы овладеть этим методом, ч-к должен следовать 4м правилам: 1) не принимайте любую вещь за истину, пока не познали ее как истину с очевидностью;2) решающий? разд. на столько частей, ск-ко необходимо, чтобы лучше познать его; 3) познавайте от изв-го к неизвестному, от простого к сложному; 4) всегда делайте столько расчетов и полных обзоров, чтобы быть уверенным, что ничего не пропустили. Декарт не дооценивал чувств. познание. МЕХАНИСТ. КАРТИНА МИРА: Под влиянием ньютоновской мех-ки в фил-ии сложилась новая картина мира. Согласно этой картине мира материя - это вещ-во, состоящее из атомов. Движение - перемещение тел в прос-ве, все многообразие движения сводится к 1 форме- механич. движение. Первоисточник движения выносится за пределы мира, им познается Бог. Пространство - пустота, вместилище тел, поэт. пр-во абс-но. Время - понимается абс-но, течет равномерно из прошлого в наст., буд., для удобства люди разделили его на отрезки. Время не связано ни с движением, ни с прст-ом, ни с материей. Такая картина мира просуще-ла до сер.19 века.
Б-12. Ф-ия Канта. Нем. ф-ия охватила период с конца 18 до сер. 19 века. Хар-ые черты: 1) нем. классики в-первые стали рассматр. роль ф-ии в об-ве как совесть ку-ры, 2) нем. философы придали ф-ии форму системы дисциплин, идеи и понятия и четко выделили онтологию, гносеологию и т.д., 3) нем. философы сформулировали новый метод познания действ-ти: метод диалектики, 4) нем. философы впервые научно-теоретич. исслед. историч. процесс и выделили в нем закономерности, 5) все размышления нем. фило-ф о чел-ке и общ-ве были связаны с принципом свободы и другими общечел-ми ценностями. Кант родился в 1724 г. в Кенигсберге. Женат не был. Ни разу не выезжал за пределы города. В творчестве Канта выдел-т 2 периода: докритичес-й и критич-й. В 1 периоде гл. внимание- прблеиа естествозн-ия. Он сформул-л гипотезу ест-го происхождения вселенной в рез-те вращения огромного диффузного облака или первона-ой туманности- гипотеза Канта- Лапласа. Т.о он выступает матер-ом. Идеи: 1)он счит, что мир возник ест. путем, никем не создан, 2) мир нах-ся в пост. движении развитии, 3) мир есть сист., кот. подчинается опред. законам и элементы этой с/мы чел-к будет пост. открывать. Во 2 периоде гл. внимание Кант уделил проблеме гносеологии. Мир возде-ет на органы чувств чел-ка, но вместе с тем знание, истиной к-го явл.: 1) опыт, содержание знания, 2) познават. спос-ть и носит априорный хар-ер. Априорн. яв-ся формы знания (простр-во и время). Процесс познания вкл. вкл. след ступени: 1- ощущение, 2- простр-во и время в опред. послед-ти и получим восприятие, 3- рассудок+ понятие, рассудок сам конструирует предмет. Вывод: "посред-ом чувств предметы нам даются, мыслятся же они разумом. Но познать мир до конца чел-к не может. Наше знание о вещи всегда будет отличаться от того, что есть вещи на самом деле. Сущность вещи не познаваема, след-но "вещь в себе". Мы способны познать только явление. На этом основании его послед-ли выделили огностицизм. Кант дает новое представление на соотн-ие эмпирич. и рацион. познания. Кант говорит " мысли без созерцания пусты, а созерцание без понятия слепы". АНТРОПОЛОГИЯ: Чел-к- это самый гл. предмет в мире. Гл. его отличие закл-ся в самосознании. Природным св-м явл. эгоизм, но т.к. ч-к сущ-во социальное, Кант дает предпочтение плюрализму. Ч-к должен рассмат-ть себя не как центр мира, а как часть мира. Основой поведения ч-ка в об-ве Кант наз-ет " категорический императив". "Поступай так, чтобы максима твоей воли мгла стать принципом всеобщего законодат-ва". Но для этого ч-к д/б свободен, д. иметь возм-ть выбирать м/у добром и злом, хотя эта свобода не явл. абс-ой, она ограничена свобо-й др. людей. Долг любить- бесмыслица, но делать людям добро- долг-это пробудет в тебе человеколюбие. ОБЩЕСТВО: Идеал- гражд-правовое, где свобода одних людей совместима со свободой др. В развитии общ-во проходит 3 этапа: др. Греция, Рим, германские народы.
Б-13. Ф-ия Гегеля. Нем. ф-ия охватила период с конца 18 до сер. 19 века. Хар-ые черты: 1) нем. классики в-первые стали рассматр. роль ф-ии в об-ве как совесть ку-ры, 2) нем. философы придали ф-ии форму системы дисциплин, идеи и понятия и четко выделили онтологию, гносеологию и т.д., 3) нем. философы сформулировали новый метод познания действ-ти: метод диалектики, 4) нем. философы впервые научно-теоретич. исслед. историч. процесс и выделили в нем закономерности, 5) все размышления нем. фило-ф о чел-ке и общ-ве были связаны с принципом свободы и другими общечел-ми ценностями. Г. род. в 1770 г. в семье чиновника. Умер в 1831 г. во время холеры. "Феноменология духа", "Наука логики". Он объект. идеалист. ОНТОЛОГИЯ: первопричина мира- абс. дух, он развив. и проходит 3 этапа: 1) многообразие понятий, 2) многообразие природы, 3) на 3 этапе дух развив-я в форме человеч. сознания и возникает религия, иск-во, наука, фил-ия- познание абсол-ым духом самого себя. Т.о 1) мир нах-ся в пост. развитии, идущем от прост. к сложному, 2) развитие носит закономерный хар-ер, 3) Г. формулирует 3 закона диалектики: 1) з-н единства и борьбы противопол-ей, кот. указ-т на ист-к развития, 2) з-н перехода кол-ва в кач-во, кот. отвечает на? как возн-т новое, 3) з-н отрицания, кот. отвечает на? как соотносится старое и новое. Рац-ым зерном Гегел. фил-ии станов-ся его диалект. метод, котор. предполагает рассмотрение всего в развитии, дв-ии, измен-ии. Т.к. Г. идеалист, след-но диалектика Г. носит огранич. хар-ер. Гл. противоречие его ф-ии- противоречие м/у методом диал. и метафиз-ой с/ой. ГНОСЕОЛОГИЯ: В познании он выд-т 3 этапа: 1) чувствен-й- самое бедное содер-е знаний, 2) восприятие- воспринимаем вещь как целое обобщение ощущения, 3) рассудок, кот. формирует понятие и кот. позволяет идти от явл-ия к сущности. Истина достижима и явл. целью познания. АНТРОПОЛОГИЯ: Гл. признак чел-ка- сознание и способ-ть удовл-ть свои потр-ти в об-ве посред-м труда. Благодаря труду ч-к развивает свое сознание. Г. один из 1ых дает анализ форм общ. сознания, кот. выступает в разл. формах (религия, наука, иск-во, фил-ия). Но личностью ч-к становится т-о в общ-ве при посредствии др. людей. Основа формиро-я личнсти- собств-ть. Требование равенства есть черта пустого рассудка, потому что люди от рождения не равны, а общ-во т-о усиливает это неравенство. ОБЩЕСТВО: История- есть закономерный проц. развития абс. духа во времени. Критерий прогресса- свобода, след-но выдел-ют 3 этапа разв-ия об-ва: 1) восточный мир- свободен 1 ч-к- монарх, 2)античн. мир- свободна группа людей, но и это об-во несоверш. Там, где есть рабство, там нет свободы, 3) германский мир- свободно больше людей, благод. христиан-ву.
Б-14. Ф-ия Фейербаха. Нем. ф-ия охватила период с конца 18 до сер. 19 века. Хар-ые черты: 1) нем. классики в-первые стали рассматр. роль ф-ии в об-ве как совесть ку-ры, 2) нем. философы придали ф-ии форму системы дисциплин, идеи и понятия и четко выделили онтологию, гносеологию и т.д., 3) нем. философы сформулировали новый метод познания действ-ти: метод диалектики, 4) нем. философы впервые научно-теоретич. исслед. историч. процесс и выделили в нем закономерности, 5) все размышления нем. фило-ф о чел-ке и общ-ве были связаны с принципом свободы и другими общечел-ми ценностями. Родился в 1804г., был учеником и послед-ем Гегеля. В 1831 г. опубл-л работу "Мысли о смерти и бессмртии", его работы- " сущность христи-ва", " Сущность религии". ОНТОЛОГИЯ: В понимании мира –материалист. Счит, что природа ни кем не создана, она есть причина самог себя. Материа-м Ф. непоследователен, т.к. он не понял диалектики Гегеля, поэт. материалист метефизич-й. В познании- сенсуалист- решающую роль в позн. отводит чувствам. Метафизика не позволила ему понять, что переход от чувств к разуму происходит ввиде скачка. Истина- соглашение большинства по тому или иному?. АНТРОПОЛОГИЯ: Центр. место в ф-ии Ф. принадлежит ч-ку_ антропологич. ф-ия. Отлич. черта ч-ка-воля, разум, сердце, т.к. ч-к сущ-ет для того, чтобы желать, познавать и любить. Ч-к по его мнению, сущ-во природное, но вместе с тем абстрактное, т. к. Ф. не понял историч-ой сущ-ти ч-ка, соц. усл-й его жизни. ОБЩЕСТВО: Ф.- идеалист, т.к. из всего многообразия обществ. отн-й главные отн-ия любви. Об-во нсчастно, потому что люди перестали любить друг друга и стали любить Бога. Предлагает на смену христианства поставить нов. религию- рел. любви к ближнему.
Марксистская философия. Предпосылки марксистской ф-фии: 1. В 1825г. – 1й кризис перепроизводства, это привело к закрытию фабрик, безработице, нищете, …В рез-те начинаются массовые выступления. 2. О крытия в естествознании (открытие клетки, закон о сохранении и превращении энергии, …) доказали идею о том, что развитие природы носит закономерный характер, что основой ее яв-ся материя, что все находится в постоянном дв-ии и изменении.
3. Теоретические предпосылки:1) ф-фия Гегеля, из к-ой Маркс берет рациональное зерно – диалектику и отбрасывает идеализм; 2) ф-фия Фейербаха – был взят материализм и отброшена метафизика. Т.о., Маркс и Энгельс впервые в философии соединили воедино диалектику и материализм. Характерные черты: 1) Создали новую фил-ую систему – диалектический материализм, согласно к-му природа первична по отношению к чел-му сознанию, она постоянно развивается, изменяется. 2) Маркс и Энгельс распространили материализм на понимание об-ва и сформировали новое материалистическое его понимание: а) определяющей сферой общ-ой жизни яв-ся эконом-ие отношения людей, в первую очередь – производственные. б) движущей силой общ-го развития яв-ся трудящиеся. в) общ-ое бытие определяет общ-ое сознание. 3) дает новое понимание сущ-ти ч-ка. Ч-к – есть совокупность общ-ых отношений. 4) Маркс и Энгельс по-новому сформулировали главную задачу ф-фии: задача в том, чтобы объяснить и изменить мир. В Европе после смерти Маркса и Энгельса сложились 2 направления марксизма: 1. Ортодоксальное – считали, что учение Маркса неизменно и верно (Каутский) 2. Реформаторское – учение Маркса имеет ошибки и заблуждения (Бернштейн) В России возникло 2 направления последователей марксизма: 1 - Плеханов, считал, что Россия не готова к социализму. 2 - Ленин. Марксистская ф-фия положила начало формированию новой картины мира, которая приходит на замену механистической. Новая картина мира выражается в следующем: I. На основе новых данных естествознания Энгельс делает вывод о том, что материя – не только в-во, атом должен быть делим, поэтому материя – более общее понятие, которое отражает сущностное единство мира; Выводы: а) материя – активное начало мира; б) она бесконечна как количественно, так и качественно; в) главный ее признак – первичность по отношению к сознанию; Эти фил-ие идеи нашли подтверждение в открытиях естествознания. После смерти Энгельса были сделаны следующие открытия: 1) открытие радиоактивности 2) открытие рентгеновских лучей 3) открытие электрона 4) эволюционное учение Дарвина В начале 20в. было сформулировано философское определение материи - философская категория для обозначения объективной реальности (Ленин) В настоящее время наука изучает 2 вида материи: вещ-во, поле. Вещ-во характеризуется тем, что состоит из атомов, имеет постоянную массу покоя, частицы вещ-ва находятся в механическом дв-ии. Поле – состояние материи, занимающее промежутки между макро- и микротелами. Частицы поля не имеют постоянной массы покоя, дв-ие происходит по законам квантовой механики; современная наука изучает несколько видов полей: электромагнитные, гравитационные, поля ядерных сил. II. Движение Энгельс определяет как всякое изменение вообще. Дв-ие – способ существования материи. Источник дв-ия находится внутри самих материальных тел – борьба противоположных сил, качеств, свойств предмета. Опираясь на современное ему естествознание, Энгельс выделил 5 форм дв-ия материи, причем каждая более сложная форма возникает на основе предшествующей, переход от одной к другой происходит в виде скачка. 5 форм дв-ия материи: 1. механистическое 2. физическое 3. химическое 4. биологическое 5. социальное Современная наука выделяет 3 формы дв-ия: А) дв-ие в неживой природе Б) дв-ие в живой природе В) дв-ие в об-ве. III. По-новому сформулировано представление о пространстве и времени. Пространство и время тесно связаны с материей, т.е.нет материи, которая не обладала бы пространством и не существовала бы во времени. Согласно теории относительности Эйнштейна, пространственно-временные отношения находятся в прямой зависимости от скорости дв-ия материальных тел (космический парадокс) Пространство – протяженность и структурность материальных тел. Время – длительность существования материальных тел и последовательность смены состояния. В современной науке, пространство трехмерно (имеет ширину, длину, высоту), а время течет в одном направлении. Обычному миру свойственны пространственные отношения, выраженные Эвклидовой геометрией. Для микромира свойственны другие пространственно-временные отношения.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.45 (0.047 с.) |