Б-10. Ф-ия эпохи Возрождения.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Б-10. Ф-ия эпохи Возрождения.



Эпоха Возрождения- ренессанса- это процесс идейн. и культ. развития в Зап. Евр. накануне ранних бурж. революций. Возр-ие начинается в Италии, когда пр-ит возр-ие лучших традиций антич. ку-ры. Хар-ые черты: 1) происх-ит переход от теоцентризма к антропоцентризму, 2) изменяется отношение к чел. труду- если раньше труд рассматривался как наказание, то сейчас как сп-б изменения окр. среды и самого себя, 3)ф-ия обр-ся к природе- людей не устраивает религио-е объяснение явл-й, 4) познание обращает особое внимание на разум, 5) понимание чел-го об-ва- в это время появл-ся соц. утопии Мора и Кампанеллы, в кот-х они критикуют соц. общ-во и рисуют картину идеального общ-ва. В ф-ии Возр. выдел-т 2 периода: гуманистический и период ф-ии природы. Гуманистич.:гуманизм- в шир. смысле слова- стремление к человечности, созд. усл-й, достойных для чел-ой жизни. В узком смысле- это идейное движение, изучающее и распространяющее ант. языки, лит-ру, иск-во. Основателем был Франческо Петрарко. В своем трактате "О собств-ом незнании и незнании других" сформулировал гл. гуманист. идеи: 1) подверг критике средневек-й схоластический сп-б мышления, для которого авторитетом была церковь, ее отцы, учителя, 2) гл. внимание ф-ия должна уделять чел-ку, изучению его сущности, способ-ти, 3) высшим выражением духов-ти чел-ка явл. любовь, 4) новый метод филос-ния, гл. черта мудрости- не знание многого, а знание пути мудрости. Предлагает по-новому рассматривать диалектику, Цель спора-достижение истины, 5) как поэт высоко ценил значение слова в познании, счит, что через человеч. речь открывается внутр. мир чел-ка. Ф-ия природы.Нач-ся в Италии. Основоположник Джордано Бруно. Он опирался на идее Коперника, за что поплатился жизнью- его сожгли. Создал направление- пантеизм, т.е. все есть Бог. Осн. идеи излагал в "О причине, принципе и едином", "О бесконечности всел-й и мира". ОНТОЛОГИЯ: Основа мира- единая материя, она есть причина всего, космос- есть Бог. Т. о. он снимает границу м/у творцом и творением- пантеизм, след-но природа вечна и бесконечна, она активна и движение явл. ее внутр. принципом. Будучи диалектиком он доказал, что в природе происходит пост. превращение материи из одного состояния в др.( то, что было семенем стало колосом, затем хлеб и все это приходит к бесконечному множеству мира).ПОЗНАНИЕ: 1- восприятие, осущ-ем с пом. наших органов чувств, 2-представление с пом. рассудка, 3- разум ( интеллект). Познание бесконечно, т.к. мир бесконечен. Истину можно достичь только через науку, а не религию. Т.о. он отвергает "Теорию двойств-й истины". АНТРОПОЛОГИЯ: Чел-ка отличает душа, в кот. проявляется единая вселенч. душа. Она отлич-я особым строением и разумом. Сам разум стал развиваться под влиянием труда. Цель разума- проникнуть в глубь природных явл-й, познать ее божественность. Цель нашей жизни- добро, но это требует опред. жертв от чел-ка.

Б-11. Ф-ия нового времени.

17-18 в.в. На смену феод. общ. устр-ву пришел капитализм. 1609- 1я буржуазная рев-ия в Нидерландах, 1642- бурж. рев-ия в Англии. Интересы нового класса сословия требуют более осн-го изучения окр. природы, поэт. развив. естествозн-е. Это привело к накоплению разл. фактов, кот. треб-ли осмысления, т.е. создать целостную картину мира. Хар-ые черты: 1) наукоцентризм, 2) 2 периода: эмпиризм( познание с пом. чувств) и реализм ( познание с пом. разума), 3) под влиянием ньютоновской механики склад. новая картина мира- механистическая, 4) появл. теория общ-го договора, т.е. люди свободно передают часть своих прав. БЭКОН: закончил Кембриджский универ. Счит., что познание возм-о только через опыты, эксперименты. Гл. работа "Новый органон- орган познания". Гл. задача- созд. новый метод познания- метод индукции, когда на основе множества фактов делается 1 общий вывод. Гл. уровень познания- чувствен-й. Мир познается искл-но с пом. опыта. Чтобы овладеть этим методом ч-к должен преодолеть ряд ошибок ( идолов), которые засоряют наше сознание: 1) идолы рода- оссбен-ти нашего сознания, кот. могут привести к заблуждению, их надо осознать и тогда их можно преодолеть; 2) идолы р-ка, площади- ошибки, возник. при совместной договоренности людей, при неправильном выборе слов; 3) идолы пещеры- индив. особ-ти кажд. ч-ка, т.е. субъективизм в познании; 4) идолы пещеры -в познании мы испол-ем устаревшие методы. ДЕКАРТ: "Мыслю, след-но сущ-ую". Занимался фил-й и матема-й. Гл. метод познания- дедукция ( от общего к частному). Гл. роль познании принадл-т разуму, чтобы овладеть этим методом, ч-к должен следовать 4м правилам: 1) не принимайте любую вещь за истину, пока не познали ее как истину с очевидностью;2) решающий ? разд. на столько частей, ск-ко необходимо, чтобы лучше познать его; 3) познавайте от изв-го к неизвестному, от простого к сложному; 4) всегда делайте столько расчетов и полных обзоров, чтобы быть уверенным, что ничего не пропустили. Декарт не дооценивал чувств. познание. МЕХАНИСТ. КАРТИНА МИРА: Под влиянием ньютоновской мех-ки в фил-ии сложилась новая картина мира. Согласно этой картине мира материя- это вещ-во, состоящее из атомов. Движение- перемещение тел в прос-ве, все многообразие движения сводится к 1 форме- механич. движение. Первоисточник движения выносится за пределы мира, им познается Бог. Пространство- пустота, вместилище тел, поэт. пр-во абс-но. Время- понимается абс-но, течет равномерно из прошлого в наст., буд., для удобства люди разделили его на отрезки. Время не связано ни с движением, ни с прст-ом, ни с материей. Такая картина мира просуще-ла до сер.19 века.

Б-12. Ф-ия Канта.

Нем. ф-ия охватила период с конца 18 до сер. 19 века. Хар-ые черты: 1) нем. классики в-первые стали рассматр. роль ф-ии в об-ве как совесть ку-ры, 2) нем. философы придали ф-ии форму системы дисциплин, идеи и понятия и четко выделили онтологию, гносеологию и т.д., 3) нем. философы сформулировали новый метод познания действ-ти: метод диалектики, 4) нем. философы впервые научно-теоретич. исслед. историч. процесс и выделили в нем закономерности, 5) все размышления нем. фило-ф о чел-ке и общ-ве были связаны с принципом свободы и другими общечел-ми ценностями. Кант родился в 1724 г. в Кенигсберге. Женат не был. Ни разу не выезжал за пределы города. В творчестве Канта выдел-т 2 периода: докритичес-й и критич-й. В 1 периоде гл. внимание- прблеиа естествозн-ия. Он сформул-л гипотезу ест-го происхождения вселенной в рез-те вращения огромного диффузного облака или первона-ой туманности- гипотеза Канта- Лапласа. Т.о он выступает матер-ом. Идеи: 1)он счит, что мир возник ест. путем, никем не создан, 2) мир нах-ся в пост. движении развитии, 3) мир есть сист., кот. подчинается опред. законам и элементы этой с/мы чел-к будет пост. открывать. Во 2 периоде гл. внимание Кант уделил проблеме гносеологии. Мир возде-ет на органы чувств чел-ка, но вместе с тем знание, истиной к-го явл.: 1) опыт, содержание знания, 2) познават. спос-ть и носит априорный хар-ер. Априорн. яв-ся формы знания ( простр-во и время). Процесс познания вкл. вкл. след ступени: 1- ощущение, 2- простр-во и время в опред. послед-ти и получим восприятие, 3- рассудок+ понятие, рассудок сам конструирует предмет. Вывод: "посред-ом чувств предметы нам даются, мыслятся же они разумом. Но познать мир до конца чел-к не может. Наше знание о вещи всегда будет отличаться от того, что есть вещи на самом деле. Сущность вещи не познаваема, след-но "вещь в себе". Мы способны познать только явление. На этом основании его послед-ли выделили огностицизм. Кант дает новое представление на соотн-ие эмпирич. и рацион. познания. Кант говорит " мысли без созерцания пусты, а созерцание без понятия слепы". АНТРОПОЛОГИЯ: Чел-к- это самый гл. предмет в мире. Гл. его отличие закл-ся в самосознании. Природным св-м явл. эгоизм, но т.к. ч-к сущ-во социальное, Кант дает предпочтение плюрализму. Ч-к должен рассмат-ть себя не как центр мира, а как часть мира. Основой поведения ч-ка в об-ве Кант наз-ет " категорический императив". "Поступай так, чтобы максима твоей воли мгла стать принципом всеобщего законодат-ва". Но для этого ч-к д/б свободен, д. иметь возм-ть выбирать м/у добром и злом, хотя эта свобода не явл. абс-ой, она ограничена свобо-й др. людей. Долг любить- бесмыслица, но делать людям добро- долг-это пробудет в тебе человеколюбие. ОБЩЕСТВО: Идеал- гражд-правовое, где свобода одних людей совместима со свободой др. В развитии общ-во проходит 3 этапа: др. Греция, Рим, германские народы.

Б-13. Ф-ия Гегеля.

Нем. ф-ия охватила период с конца 18 до сер. 19 века. Хар-ые черты: 1) нем. классики в-первые стали рассматр. роль ф-ии в об-ве как совесть ку-ры, 2) нем. философы придали ф-ии форму системы дисциплин, идеи и понятия и четко выделили онтологию, гносеологию и т.д., 3) нем. философы сформулировали новый метод познания действ-ти: метод диалектики, 4) нем. философы впервые научно-теоретич. исслед. историч. процесс и выделили в нем закономерности, 5) все размышления нем. фило-ф о чел-ке и общ-ве были связаны с принципом свободы и другими общечел-ми ценностями. Г. род. в 1770 г. в семье чиновника. Умер в 1831 г. во время холеры. "Феноменология духа", "Наука логики". Он объект. идеалист. ОНТОЛОГИЯ: первопричина мира- абс. дух, он развив. и проходит 3 этапа: 1) многообразие понятий, 2) многообразие природы, 3) на 3 этапе дух развив-я в форме человеч. сознания и возникает религия, иск-во, наука, фил-ия- познание абсол-ым духом самого себя. Т.о 1) мир нах-ся в пост. развитии, идущем от прост. к сложному, 2) развитие носит закономерный хар-ер, 3) Г. формулирует 3 закона диалектики: 1) з-н единства и борьбы противопол-ей, кот. указ-т на ист-к развития, 2) з-н перехода кол-ва в кач-во, кот. отвечает на ? как возн-т новое, 3) з-н отрицания, кот. отвечает на ? как соотносится старое и новое. Рац-ым зерном Гегел. фил-ии станов-ся его диалект. метод, котор. предполагает рассмотрение всего в развитии, дв-ии, измен-ии. Т.к. Г. идеалист, след-но диалектика Г. носит огранич. хар-ер. Гл. противоречие его ф-ии- противоречие м/у методом диал. и метафиз-ой с/ой. ГНОСЕОЛОГИЯ: В познании он выд-т 3 этапа: 1) чувствен-й- самое бедное содер-е знаний, 2) восприятие- воспринимаем вещь как целое обобщение ощущения, 3) рассудок, кот. формирует понятие и кот. позволяет идти от явл-ия к сущности. Истина достижима и явл. целью познания. АНТРОПОЛОГИЯ: Гл. признак чел-ка- сознание и способ-ть удовл-ть свои потр-ти в об-ве посред-м труда. Благодаря труду ч-к развивает свое сознание. Г. один из 1ых дает анализ форм общ. сознания, кот. выступает в разл. формах (религия, наука, иск-во, фил-ия). Но личностью ч-к становится т-о в общ-ве при посредствии др. людей. Основа формиро-я личнсти- собств-ть. Требование равенства есть черта пустого рассудка, потому что люди от рождения не равны, а общ-во т-о усиливает это неравенство. ОБЩЕСТВО: История- есть закономерный проц. развития абс. духа во времени. Критерий прогресса- свобода, след-но выдел-ют 3 этапа разв-ия об-ва: 1) восточный мир- свободен 1 ч-к- монарх, 2)античн. мир- свободна группа людей, но и это об-во несоверш. Там, где есть рабство, там нет свободы, 3) германский мир- свободно больше людей, благод. христиан-ву.

Б-14. Ф-ия Фейербаха.

Нем. ф-ия охватила период с конца 18 до сер. 19 века. Хар-ые черты: 1) нем. классики в-первые стали рассматр. роль ф-ии в об-ве как совесть ку-ры, 2) нем. философы придали ф-ии форму системы дисциплин, идеи и понятия и четко выделили онтологию, гносеологию и т.д., 3) нем. философы сформулировали новый метод познания действ-ти: метод диалектики, 4) нем. философы впервые научно-теоретич. исслед. историч. процесс и выделили в нем закономерности, 5) все размышления нем. фило-ф о чел-ке и общ-ве были связаны с принципом свободы и другими общечел-ми ценностями. Родился в 1804г., был учеником и послед-ем Гегеля. В 1831 г. опубл-л работу "Мысли о смерти и бессмртии", его работы- " сущность христи-ва", " Сущность религии". ОНТОЛОГИЯ: В понимании мира –материалист. Счит, что природа ни кем не создана, она есть причина самог себя. Материа-м Ф. непоследователен, т.к. он не понял диалектики Гегеля, поэт. материалист метефизич-й. В познании- сенсуалист- решающую роль в позн. отводит чувствам. Метафизика не позволила ему понять, что переход от чувств к разуму происходит ввиде скачка. Истина- соглашение большинства по тому или иному ?. АНТРОПОЛОГИЯ: Центр. место в ф-ии Ф. принадлежит ч-ку_ антропологич. ф-ия. Отлич. черта ч-ка-воля, разум, сердце, т.к. ч-к сущ-ет для того, чтобы желать, познавать и любить. Ч-к по его мнению, сущ-во природное, но вместе с тем абстрактное, т. к. Ф. не понял историч-ой сущ-ти ч-ка, соц. усл-й его жизни. ОБЩЕСТВО: Ф.- идеалист, т.к. из всего многообразия обществ. отн-й главные отн-ия любви. Об-во нсчастно, потому что люди перестали любить друг друга и стали любить Бога. Предлагает на смену христианства поставить нов. религию- рел. любви к ближнему.

 

Марксистская философия.

Предпосылки марксистской ф-фии:

1.В 1825г. – 1й кризис перепроизводства, это привело к закрытию фабрик, безработице, нищете, …В рез-те начинаются массовые выступления.

2.О крытия в естествознании (открытие клетки, закон о сохранении и превращении энергии, …) доказали идею о том, что развитие природы носит закономерный характер, что основой ее яв-ся материя, что все находится в постоянном дв-ии и изменении.

3.Теоретические предпосылки:1) ф-фия Гегеля, из к-ой Маркс берет рациональное зерно – диалектику и отбрасывает идеализм; 2) ф-фия Фейербаха – был взят материализм и отброшена метафизика. Т.о., Маркс и Энгельс впервые в философии соединили воедино диалектику и материализм.

Характерные черты:

1)Создали новую фил-ую систему – диалектический материализм, согласно к-му природа первична по отношению к чел-му сознанию, она постоянно развивается, изменяется.

2)Маркс и Энгельс распространили материализм на понимание об-ва и сформировали новое материалистическое его понимание:

а) определяющей сферой общ-ой жизни яв-ся эконом-ие отношения людей, в первую очередь – производственные.

б) движущей силой общ-го развития яв-ся трудящиеся.

в) общ-ое бытие определяет общ-ое сознание.

3) дает новое понимание сущ-ти ч-ка. Ч-к – есть совокупность общ-ых отношений.

4) Маркс и Энгельс по-новому сформулировали главную задачу ф-фии: задача в том, чтобы объяснить и изменить мир.

В Европе после смерти Маркса и Энгельса сложились 2 направления марксизма:

1.Ортодоксальное – считали, что учение Маркса неизменно и верно (Каутский)

2.Реформаторское – учение Маркса имеет ошибки и заблуждения (Бернштейн)

В России возникло 2 направления последователей марксизма:

1- Плеханов, считал, что Россия не готова к социализму.

2- Ленин.

Марксистская ф-фия положила начало формированию новой картины мира, которая приходит на замену механистической.

Новая картина мира выражается в следующем:

I.На основе новых данных естествознания Энгельс делает вывод о том, что материя – не только в-во, атом должен быть делим, поэтому материя – более общее понятие, которое отражает сущностное единство мира; Выводы: а) материя – активное начало мира;

б) она бесконечна как количественно, так и качественно;

в) главный ее признак – первичность по отношению к сознанию;

Эти фил-ие идеи нашли подтверждение в открытиях естествознания. После смерти Энгельса были сделаны следующие открытия:

1) открытие радиоактивности

2) открытие рентгеновских лучей

3) открытие электрона

4) эволюционное учение Дарвина

В начале 20в. было сформулировано философское определение материи - философская категория для обозначения объективной реальности (Ленин)

В настоящее время наука изучает 2 вида материи: вещ-во, поле.

Вещ-во характеризуется тем, что состоит из атомов, имеет постоянную массу покоя, частицы вещ-ва находятся в механическом дв-ии.

Поле – состояние материи, занимающее промежутки между макро- и микротелами. Частицы поля не имеют постоянной массы покоя, дв-ие происходит по законам квантовой механики; современная наука изучает несколько видов полей: электромагнитные, гравитационные, поля ядерных сил.

II. ДвижениеЭнгельс определяет как всякое изменение вообще. Дв-ие – способ существования материи. Источник дв-ия находится внутри самих материальных тел – борьба противоположных сил, качеств, свойств предмета. Опираясь на современное ему естествознание, Энгельс выделил 5 форм дв-ия материи, причем каждая более сложная форма возникает на основе предшествующей, переход от одной к другой происходит в виде скачка.

5 форм дв-ия материи:

1. механистическое

2. физическое

3. химическое

4. биологическое

5. социальное

Современная наука выделяет 3 формы дв-ия:

А) дв-ие в неживой природе

Б) дв-ие в живой природе

В) дв-ие в об-ве.

III.По-новому сформулировано представление опространстве и времени.Пространство и время тесно связаны с материей, т.е.нет материи, которая не обладала бы пространством и не существовала бы во времени. Согласно теории относительности Эйнштейна, пространственно-временные отношения находятся в прямой зависимости от скорости дв-ия материальных тел (космический парадокс)

Пространство – протяженность и структурность материальных тел.

Время – длительность существования материальных тел и последовательность смены состояния.

В современной науке, пространство трехмерно (имеет ширину, длину, высоту), а время течет в одном направлении.

Обычному миру свойственны пространственные отношения, выраженные Эвклидовой геометрией. Для микромира свойственны другие пространственно-временные отношения.



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.177.17 (0.015 с.)