Диагностика синдрома гиперактивности у детей



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагностика синдрома гиперактивности у детей



Оглавление

Пояснительная записка. 3

Теоретическая часть. 4

Рекомендации учителям.. 7

Памятка родителям «Как успокоить ребёнка». 8

Советы родителям гиперактивных детей.. 8

Памятка родителям «Что необходимо помнить при приготовлении уроков с гиперактивными детьми». 10

Программа коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.. 10

Занятие 1. 11

Занятие 2. 13

Занятие 3. 17

Занятие 4. 19

Занятие 5. 21

Занятие 6. 23

Занятие 7. 24

Занятие 8. 26

Занятие 9. 28

Занятие 10. 30

Занятие 11. 32

Занятие 12. 34

Занятие 13. 36

Занятие 14. 38

Занятие 15. 40

Занятие 16. 42

Родительское собрание «Гиперактивный ребёнок в школе». 45

Список литературы.. 52


Пояснительная записка

Наблюдая за детьми старшего предшкольного и младшего школьного возраста, беседуя с воспитателями, педагогами и родителями, невольно приходиться обращать внимание на появление всё большего числа эмоционально неустойчивых, тревожных детей, застенчивых, гиперактивных и агрессивных учащихся. Возможно, это связано с нестабильностью современной жизни, с многочисленными социальными проблемами, издержками воспитания детей в семье, в детском саду, в школе, и целым рядом других факторов.

Но наряду с явными и понятными причинами появления «проблемных» детей, существуют и скрытые, не очевидные для родителей и педагогов. Вот с ними чаще всего и приходится иметь дело детскому и школьному психологу.

В настоящее время особенно остро стоит вопрос психологического (эмоционального) здоровья школьников. При оценке влияния школы на здоровье учащихся в центр внимания ставится вопрос эмоционального благополучия, т.е. психического здоровья. Окружающие (родители, педагоги) предъявляют повышенные требования к личности ребёнка, которая отличается неустойчивостью эмоциональной сферы, высоким уровнем тревожности, напряжённости, неумением правильно отреагировать на какую-либо ситуацию напряжения.

Предупредить их формирование можно, используя комплекс продуманных социальных, психолого-педагогических и медицинских мероприятий, имеющих психопрофилактическую направленность, расширяющих диапазон воздействия взрослого на эмоциональное и социальное развитие ребёнка. Но, прежде всего, необходимо своевременно диагностировать отклонения в поведении ребёнка, его склонность к беспокойству и страхам, отсутствие адекватной психологической защиты, неблагоприятно сказывающихся на самочувствии ребёнка, создающих определенные трудности в его жизни.

Сегодня, к сожалению, количество «проблемных» детей в школах растет. Сравнивая разные типы «проблемных» детей, можно видеть, что они существенно различаются по характеру своего поведения и по степени трудностей, которые они создают для окружающих и, в первую очередь, для самих себя. Одни из них постоянно дерутся, и приходится все время призывать их к порядку, другие всеми силами стремятся привлечь к себе внимание и выглядеть «хорошими», третьи прячутся от посторонних глаз и избегают всяких контактов. В обязанности школьного психолога входит работа со всеми категориями «проблемных» детей.

Во второй (предлагаемой) части пособия по работе с такими детьми, изложены основные сведение о проявлениях и причинах появления у детей гиперактивности, механизмах природы детской импульсивности и причинах её порождающих. Описаны различные методики для комплексной работы с такими детьми и их родителями, а также подходы к воспитанию, обучению и коррекции поведения детей.

В последнее время родители, воспитатели все чаще сталкиваются с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребенке. Большинство детей дошкольного и младшего школьного возраста отличается подвижностью, импульсивностью, непосредственностью и эмоциональностью, но при этом они могут внимательно выслушать взрослого и выполнить его указания. С гиперактивными детьми трудно наладить контакт уже потому, что они находятся в постоянном движении: они не ходят, а бегают, не сидят, а ёрзают, не стоят, а крутятся или залезают куда-нибудь, не смеются, а хохочут, принимаются за дело или убегают, не дослушав задание до конца. Внимание их рассеянно, глаза блуждают, взгляд трудно поймать. Родители жалуются на то, что ребёнок не дает им покоя — он постоянно вмешивается в разговоры взрослых, с ним всё время что-то случается, а для того чтобы добиться послушания, приходится повышать голос, но замечания и наказания не приносят результатов. Во время коллективных занятий и уроков такие дети часто вскакивают с места, не понимают, чего хочет от них воспитатель, не могут выполнить задания до конца. Гиперактивный ребёнок получает больше всех замечаний, окриков, и отрицательного внимания; он мешает другим детям и обычно попадает в число «изгоев». Претендуя на лидерство, эти дети не умеют подчинять свое поведение правилам или уступать другим и, как следствие, вызывают многочисленные конфликты в детском коллективе. Поэтому своевременно проведённые занятия с гиперактивным ребёнком должны помочь ему справиться с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

Гиперактивность встречается у большого количества детей и серьезно мешает их адаптации в обществе. По данным различных исследований, ей страдают от 2,2 до 18 % школьников. По сравнению с девочками у мальчиков в 4-5 раз чаще наблюдается гиперактивность в сочетании с синдромом дефицита внимания. Такие дети вне зависимости от ситуации, в гостях, дома, в школе, на улице бесцельно двигаются, бегают, недолго задерживают внимание на предметах. На невнимательного ребёнка не действуют наказания, уговоры и просьбы. Чтобы понять, что делать с гиперактивным ребёнком, и какое лечение выбрать, необходимо сначала выяснить истинную причину проблемы.

Пособие представляет интерес для психологов, педагогов, воспитателей, родителей, а также всех тех, кто хочет овладеть знаниями и навыками конструктивного общения с детьми.

Актуальность представленной коррекционно-развивающей программы обусловлена анализом практики работы в школе, которая свидетельствует о том, что у младших школьников нередко преобладают негативные эмоции в различных ситуациях.

Данное методическое пособие представляет собой цикл программ для работы с разными категориями «проблемных» детей. Предлагаемая программа, (вторая из цикла) направлена на работу с детьми, относящимися к категории гиперактивных детей или детей с СДВГ.

 

Теоретическая часть

Понятие гиперактивности

«Гипер…» - (от греч. над, сверху) - составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово «активный» пришло в русский язык из латинского и означает «действенный, деятельный». Внешние проявления гиперактивности: отвлекаемость, невнимательность, импульсивность, повышенная двигательная активность. Часто таким детям сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. Как правило, в основе синдрома гиперактивности лежит ММД (минимальная мозговая дисфункция), это могут быть генетические факторы, родовые травмы, инфекционные заболевания, перенесённые ребёнком в первые месяцы жизни. Добиться того, чтобы такой ребёнок стал послушным и покладистым, ещё не удавалось никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ним - вполне посильная задача. Первый шаг в работе с гиперактивными детьми - выявление такого ребёнка.

В 60-х годах ХХ века врачи называли гиперактивность патологическим состоянием и объясняли ее минимальными расстройствами функций мозга. В 80-х годах чрезмерную двигательную активность стали относить к самостоятельным заболеваниям, назвав «синдром дефицита (нарушения) внимания с гиперактивностью» (СДВГ). СДВГ у детей обусловлен нарушением функций центральной нервной системы и выражается в проблемах с концентрацией внимания, памятью и обучением. Мозг такого ребёнка с трудом обрабатывает информацию, внешние и внутренние стимулы. Гиперактивные дети не в состоянии быть сосредоточенными продолжительное время, контролировать свои действия и отличаются неусидчивостью, невнимательностью и импульсивностью.

Симптомы СДВГ

Обычно симптомы СДВГ у детей начинают возникать в возрасте 2-3 лет. Однако в большинстве случаев родители обращаются к врачу, когда ребёнок начинает ходить в школу, и у него обнаруживаются проблемы с учебой, которые являются следствием гиперактивности.

У ребёнка симптомы гиперактивного поведения проявляются следующим образом:

  • неусидчивость, суетливость, беспокойство;
  • импульсивность, эмоциональная нестабильность, плаксивость;
  • игнорирование правил и норм поведения;
  • наличие проблем со сном;
  • задержка речевого развития и т.д.

Каждый симптом является поводом для обращения к специалисту, который расскажет, как успокоить гиперактивного ребёнка, бороться с СДВГ и помочь ему адаптироваться в обществе.

Провоцирующие факторы

1. Осложнения течения беременности. Если будущая мама на протяжении всей беременности страдала от токсикоза и повышенного давления, и у малыша была выявлена внутриутробная асфиксия, в дальнейшем риск развития синдрома ДВГ увеличивается минимум в 3 раза.

2. Нарушения нормального образа жизни беременной женщины. На развитие нервной системы ребёнка влияет образ жизни будущей мамы. Тяжёлые условия труда и вредные привычки, например курение, могут негативно сказаться на здоровье малыша.

3. Осложнения течения родов. Затяжные или, наоборот, стремительные роды также увеличивают риск развития синдрома ДВГ у детей.

Рекомендации учителям

1.работу с гиперактивным ребёнком строить индивидуально, при этом основное внимание уделять отвлекаемости и слабой организации деятельности;

2.по возможности игнорировать вызывающие поступки ребёнка с синдромом дефицита внимания и поощрять его хорошее поведение;

3.во время урока ограничить до минимума отвлекающие факторы. Этому может способствовать, в частности, оптимальный выбор места за партой для гиперактивного ребёнка – в центре класса напротив доски;

4.предоставлять ребёнку возможность быстро обращаться за помощью к учителю в случаях затруднения;

5.учебные занятия строить по четко распланированному, стереотипному распорядку;

6.научить гиперактивного ребёнка пользоваться специальным дневником или календарем;

7.задания, предлагаемые на уроке, писать на доске;

8.на определённый отрезок времени давать только одно задание;

9.дозировать ученику выполнение большого задания, предлагать его в виде последовательных частей и периодически контролировать ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы;

10.во время учебного дня предусматривать возможности для двигательной разрядки: занятия физическим трудом.

 

Занятие 1

 

Растяжка «Половинка»

Цель: оптимизация тонуса мышц.

И.п. - сидя на полу.

Общее напряжение тела. Расслабление. Напряжение и расслабление по осям: верх-низ (напряжение верхней половины тела, напряжение нижней половины тела), левостороннее и правостороннее (напряжение правой и затем левой половин тела), напряжение левой руки и правой ноги, а затем правой руки и левой ноги.

Дыхательное упражнение

Цель:развитие произвольности и самоконтроля, ритмирование организма.

И.п. - сидя на полу.

Вдох. Детям предлагается расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять). Пауза (задержка дыхания).

Выдох. Детям предлагается втянуть живот как можно сильнее. Пауза. Вдох. При вдохе губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.

Задание «Ассоциативный ковёр»

Цель: обогащение словарного запаса, развитие воображения, гибкости и беглости дивергентного мышления, создание положительного эмоционального отношения к уроку.

Содержание: ученик называет и записывает на чистом листе или на доске одно существительное (например, «яблоко»). Затем он придумывает два слова, которые, на его взгляд, имеют ассоциативную связь с данным словом (например, «зелёное» и «сад»). На следующем этапе он добавляет по два слова к каждому из придуманных им слов-ассоциаций (например, «зелёное» - «покрывало», «растение»; «сад» - «заброшенный», «фрукты») и т.д. Упражнение можно провести один-два раза в течение недели, можно сделать его определённым ритуалом начала урока, можно, придумав цепочку слов, вернуться к её продолжению через день, два, неделю. Также упражнение может служить разминкой перед каким-либо видом работы (например, перед написанием сочинения) или отдельным этапом индивидуальной коррекционной работы.

Рекомендации: при работе с учащимися с низким уровнем готовности к систематическому изучению грамматики и орфографии выбор слов-ассоциаций не ограничивается учителем (это могут быть существительные, глаголы, прилагательные и др.). По мере изучения теоретического курса можно вводить дополнительные условия: все слова должны относиться только к категории существительных; все использованные ребёнком глаголы должны быть только настоящего времени и т.д. Могут быть оговорены дополнительные ограничения: использовать ассоциации только по смежности, по сходству, по контрасту.

Релаксация «Поза покоя»

Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук.

Необходимо сесть ближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставить. Формула общего покоя произносится инструктором медленно, тихим голосом, с длительными паузами.

Все умеют танцевать,

Прыгать, бегать, рисовать,

Но пока не все умеют

Расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая –

Очень лёгкая, простая,

Замедляется движенье,

Исчезает напряженье...

И становится понятно –

Расслабление приятно!

 

Занятие 2

Растяжка «Лучики»

И.п. - сидя на полу.

Поочередное напряжение и расслабление:

шеи, спины, ягодиц;

правого плеча, правой руки, правой кисти, правого бока, правого бедра, правой ноги, правой стопы;

левого плеча, левой руки, левой кисти, левого бока, левого бедра, левой ноги, левой стопы.

Дыхательное упражнение

И.п. - сидя на полу.

Вдох, пауза, выдох, пауза. Ребёнку предлагается вокализировать на выдохе, пропевая отдельные звуки («а», «о», «у» и др.) и их сочетания.

Упражнение «Лезгинка»

Ребёнок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.

5. Упражнение «Колпак мой треугольный»

Цель: развитие концентрации внимания и двигательного контроля, элиминация импульсивности.

Участники садятся в круг. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы:

«Колпак мой треугольный,

Треугольный мой колпак.

А если не треугольный,

То это не мой колпак».

Затем фраза повторяется, но дети, которым выпадает говорить слово «колпак», заменяют его жестом (легкий хлопок ладошкой по голове).

Затем фраза повторяется ещё раз, но при этом на жесты заменяются два слова: слово «колпак» (легкий хлопок ладошкой по голове) и «мой» (показать рукой на себя).

При повторении фразы в третий раз заменяются на жесты три слова: «колпак», «мой» и «треугольный» (изображение треугольника руками).

Игра «Ералаш»

Цель: развитие устойчивости, концентрации и объёма внимание, успокоение возбудимости ребёнка.

Строки стихотворения разделены на две части. Первые слова каждой строчки написаны слева, а продолжение - справа. Но всё перепуталось, получается бессмыслица. Ты должен как можно быстрее расставить всё по своим местам, чтобы каждая часть стихотворения оказалась на своём месте по смыслу написанного.

Уничтожь ералаш!

Вариант 1

Злой кабан Сидел на ветке
Пароход томился В клетке
Соловей Точил клыки
Дикобраз Давал гудки
Кошка физику учила
Маша хвостик свой ловила
Буратино шил себе штаны
Портной все поел блины
Ёж накрыт к обеду был
Чиж усами шевелил
Рак летал под облаками
Стол гонялся за мышами
Чайник прыгал во дворе
Мальчик булькал на костре

На выполнение задания даётся 5 минут.

Правильный ответ.

Злой кабан точил клыки,

Пароход давал гудки,

Соловей сидел на ветке,

Дикобраз томился в клетке,

Кошка хвостик свой ловила,

Маша физику учила,

Буратино все поел блины.

Портной сшил себе штаны.

Ёж гонялся за мышами.

Чиж летал под облаками.

Рак усами шевелил,

Стол накрыт к обеду был,

Чайник булькал на костре,

Мальчик прыгал во дворе

Вариант 2

Огурцы играют в прятки
Малыши растут на грядке
Мушкетёры спят в овраге
Поросята точат шпаги
Раки в цирк бегут ватагой
Дети дремлют под корягой
Волки плавают по дну
Щуки воют на луну
Это что за ералаш Заточите карандаш!
Я приказываю Вам Всё расставить по местам!

Правильный ответ.

Малыши играют в прятки,

Огурцы растут на грядке,

Поросята спят в овраге,

Мушкетёры точат шпаги.

Дети в цирк бегут ватагой.

Раки дремлют под корягой.

Щуки плавают по дну.

Волки воют на луну.

Задание «Сочинение – 4 минуты»

Цель: развитие воображения, гибкости и беглости мышления, волевой регуляции, ориентации во времени, умения чётко формулировать свои мысли, создание положительного эмоционального настроя к написанию сочинения.

Содержание: учитель просит учащихся назвать два существительных, а затем весь класс в течение четырёх минут пишет мини-сочинение ровно из четырёх предложений с использованием названных слов.

По окончании времени написания сочинения учитель предлагает желающим прочитать свою работу. Когда сочинения прочитают 5-6 человек, можно переходить к другим упражнениям.

Рекомендации: данное упражнение помогает учителю учесть индивидуальные особенности каждого ребёнка. Так, если оно повторяется из урока в урок и становится ритуалом, тревожные ученики на первых этапах могут не читать вслух свои сочинения, а только выполнять письменно работу. Гиперактивные дети, испытывающие потребность в двигательной и речевой активности, получают возможность в числе первых представить классу результаты своего труда.

Как показывает практика, подобный вид работы способствует развитию речи, умения писать сочинения. После проведения подобной работы в течение длительного времени у учащихся повышается мотивация к выполнению этого вида работы, снижается тревожность.

Релаксация «Кулачки»

Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук.

И.п. - сидя на полу. Инструктор: «Сожмите пальцы в кулачок покрепче. Руки положите на колени. Сожмите их сильно-сильно, чтобы косточки побелели. Руки устали. Расслабили руки. Отдыхаем. Кисти рук потеплели. Легко, приятно стало. Слушаем и делаем, как я. Спокойно! Вдох - пауза, выдох - пауза! Это и каждое последующее упражнение повторяется 3 раза

Руки на коленях,

Кулачки сжаты,

Крепко, с напряжением

Пальчики прижаты (сжать пальцы).

Пальчики сильней сжимаем –

Отпускаем, разжимаем. (Легко поднять и уронить расслабленную кисть.)

Знайте, девочки и мальчики,

Отдыхают наши пальчики».

 

Занятие 3

Растяжка

Ребёнку предлагается сесть удобно, закрыть глаза и сосредоточить внимание на своем теле; выполнить 3-4 цикла глубокого дыхания в индивидуальном темпе, обращая внимание только на дыхание.

Затем он должен напрячь все тело, как можно сильнее, через несколько секунд напряжение сбросить, расслабиться; проделать то же самое с каждой частью тела (инструктор называет поочередно части тела, останавливаясь на каждом сегменте в отдельности - правая рука, левая рука, шея, грудь, спина, живот, поясница, правая нога, левая нога); по позе ребёнка и «волне» его дыхания можно легко определить «зажатые» места.

Необходимо научить ребёнка прислушаться к своему телу и дополнительно поработать с напряжёнными участками тела, например, сделать несколько медленных круговых движений головой или «размять» икры ног и т. д.

Дыхательное упражнение

(см. занятие 1)

Упражнение «Лезгинка»

(см.занятие 2)

Упражнение «Ухо-нос»

Левой рукой взяться за кончик носа, а правой - за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью да наоборот».

Упражнение «Черепаха»

Цель:развитие двигательного контроля.

Инструктор встает у одной стены помещёния, играющие - у другой. По сигналу инструктора дети начинают медленное движение к противоположной стене, изображая маленьких черепашек. Никто не должен останавливаться и спешить. Через 2-3 минуты инструктор подает сигнал, по которому все участники останавливаются. Побеждает тот, кто оказался самым последним. Упражнение может повторяться несколько раз. Затем инструктор обсуждает с группой трудности в выполнении упражнения.

Упражнение «Движение»

Цель: формирование двигательной памяти.

Инструктор предлагает детям несколько последовательных движений (танцевальных, гимнастических и т.д.). Дети должны повторить их как можно точнее и в той же последовательности.

Гвалт»

Цель: развитие концентрации внимания.

Один из участников (по желанию) становится водящим и выходит за дверь.

Группа выбирает какую-либо фразу или строчку из известной всем песни, которую распределяют так: каждому участнику по одному слову. Затем входит водящий, и игроки все одновременно, хором, начинают громко повторять каждый свое слово. Водящий должен догадаться, что это за песня, собрав её по словечку.

Желательно, чтобы до того как войдет водящий, каждый ребёнок повторил вслух доставшееся ему слово.

Задание «Проверь себя и соседа»

Цель: развитие навыков самоконтроля, выявление собственного способа нахождения орфограмм, повышение уверенности в себе.

Содержание: учитель предлагает ученикам небольшое письменное задание, после выполнения, которого они сначала проверяют свои работы (исправляя ошибки), а потом соседи по парте меняются тетрадями и проверяют друг друга (желательно отмечать ошибки другим цветом).

После взаимопроверки учитель предлагает каждому ученику проанализировать: сколько ошибок и на какое правило он допустил при выполнении задания (и попытаться определить причины). Сколько ошибок ему удалось обнаружить самостоятельно, какие ошибки он так и не нашёл и почему, что надо было сделать ещё, чтобы не пропустить допущенные ошибки, какие ошибки удалось обнаружить в тетради соседа, какие способы помогли в этом, что было проще: проверять свою работу или работу соседа и почему. Подобный анализ поможет учащимся выработать эффективную стратегию на будущее и сократит количество допускаемых ошибок за счет формирующегося чувства ответственности за собственное грамотное письмо.

Релаксация «Олени»

Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук.

Инструктор: «Представьте себе, что вы - олени. Поднимите руки над головой, скрестите их, широко расставив пальцы. Напрягите руки. Они стали твердыми! Нам трудно и неудобно держать так руки, уроните их на колени. Расслабьте руки. Спокойно. Вдох - пауза, выдох - пауза.

Посмотрите: мы - олени,

Рвётся ветер нам на встречу!

Ветер стих,

Расправим плечи,

Руки снова на колени.

А теперь немножко лени...

Руки не напряжены

И расслаблены.

Знайте, девочки и мальчики,

Отдыхают ваши пальчики!

Дышится легко, ровно, глубоко».

 

Занятие 4

Растяжка «Половинка»

(см. занятие 1)

Дыхательное упражнение

И.п. - сидя на полу.

Глубокий вдох, руки медленно поднять до уровня груди. Задержать дыхание, внимание сконцентрировать на середине ладоней. Медленно выдохнуть, руки опустить вдоль тела.

Упражнение «Змейки»

Предложите ребёнку представить, что его пальцы - это маленькие змейки. Они могут двигаться-извиваться, вращаясь направо, налево, снизу вверх и сверху вниз. При двуручном выполнении ладони сначала «смотрят» от ребёнка, потом - друг на друга. При этом сначала прорабатываются одноименные пальцы рук, а затем разноимённые (например, большой палец правой руки и мизинец левой руки).

Упражнения «Кулак-ребро-ладонь»,

(см. занятие 1)

Упражнение «Лезгинка»

(см. занятие 2)

Упражнение «Ухо-нос»

(см. занятие 3)

Упражнение «Ритм»

Цель: ритмирование правого полушария.

И.п. - сидя на полу. Инструктор задаёт ритм, отстукивая его одной рукой, например, «2-2-3» (в начале освоения даётся зрительное подкрепление - дети видят руки инструктора, а в процессе освоения происходит постепенный переход только к слуховому восприятию, т.е. с закрытыми глазами). Затем детям предлагается повторить ритмический рисунок правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно (хлопки или удары перед собой) комбинированно (например, 2 - правой рукой, 2 - левой рукой, 3 - одновременно двумя руками). После освоения первой части упражнения детям предлагается воспроизвести тот же ритмический рисунок ногами.

Упражнение «Маска»

Цель: развитие эмоций.

Дети садятся в круг. Первый участник упражнения фиксирует на своем лице какоё-нибудь выражение (маску), демонстрирует его всем детям и «передает» соседу справа (слева). Сосед должен в точности повторить это выражение, поменять на новое и «передать» следующему участнику упражнения. Так же делают все остальные. Выражение лица может быть страшным, смешным, комическим, угрожающим и т.д.

Упражнение «Руки-ноги»

Цель:развитие концентрации внимания и двигательного контроля, элиминация импульсивности, развитие навыков удержания программы.

И.п. - стоя. Прыжки на месте с одновременными движениями руками и ногами.

Ноги вместе - руки врозь.

Ноги врозь - руки вместе.

Ноги вместе - руки вместе.

Ноги врозь - руки врозь.

Цикл прыжков повторить несколько раз.

Разговор с руками»

Цель:развитие умения детей контролировать свои действия.

Если ребёнок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней.

Затем предложить ему оживить ладошки - нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками.

Спросить: «Кто вы, как вас зовут?», «Что вы любите делать?», «Чего не любите?», «Какие вы?».

Если ребёнок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина.

Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней (сегодняшнего вечера или, в случае работы с гиперактивными детьми, ещё более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.

Если ребёнок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.

Упражнение «Аист»

Цель:преодоление расторможенности и тренировка усидчивости.

Ведущий предлагает детям изобразить аиста, который стоит на одной ноге: встав на одну ногу, простоять, проговаривая одновременно стихотворение:

Аист-птица, аист-птица,

Что тебе ночами снится?

Мне болотные лягушки!

А ещё?

Ещё? Лягушки!

Их ловить - не изловить...

Вот и всё!

Пора ходить!

Дети ходят на месте. Затем дети декламируют стихотворение, повторяя за «аистом» все движения (машут «крыльями»):

Аист, аист, длинноногий

Покажи домой дорогу.

Аист отвечает (дети стоят на месте):

Топай правою ногой,

Топай левою ногой.

Снова правою ногой,

Снова левою ногой,

После правою ногой,

После левою ногой,

Вот тогда придешь домой.

Релаксация «Загораем»

Цель:расслабление мышц ног.

Ведущий: «Представьте себе, что ноги загорают на солнышке (вытянуть ноги вперёд, сидя на полу). Поднимите ноги, держите на весу. Ноги напряглись (можно предложить ребёнку самому потрогать, какими твёрдыми стали его мышцы). Напряжённые ноги стали твёрдыми, каменными. Опустите ноги. Они устали, а теперь отдыхают, расслабляются. Как хорошо, приятно стало. Вдох - пауза, выдох - пауза.

Мы прекрасно загораем!

Выше ноги поднимаем!

Держим... Держим... Напрягаем...

Загораем! Опускаем (ноги резко опустить на пол).

Ноги не напряжены, расслаблены».

 

Занятие 5

Растяжка «Половинка»

(см. занятие 1)

Дыхательное упражнение

И.п. - сидя на полу.

Ребёнок кладет одну руку на грудь или живот и акцентирует внимание на том, как на вдохе рука поднимается, а на выдохе - опускается. Затем в такт с дыханием другой рукой он показывает, как дышит (на вдохе рука поднимается до уровня груди, а на выдохе - опускается). Далее ребёнок должен плавно и медленно поднимать и опускать руку или обе руки одновременно в такт дыханию, но уже на определённый счёт (на 8, на 12).

Упражнение «Змейки»

(см. занятие 4)

Упражнение «Лезгинка»

(см. занятие 2)

Упражнение «Ухо-нос»

(см. занятие 3)

Упражнение «Крик в пустыне»

Цель: элиминация агрессии и импульсивности.

Участники садятся в круг, скрестив ноги «по-турецки», и по сигналу психолога начинают громко кричать. При этом необходимо наклоняться вперёд, доставая руками и лбом пола.

Упражнение «Дракон»

Цель: развитие двигательного контроля и навыков взаимодействия со сверстниками.

Участники стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего ребёнка. Первый ребёнок - это «голова дракона», последний – «кончик хвоста». Дракон будет ловить свой хвост. Остальные дети должны цепко держаться друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост за определённое время, то на место головы дракона встает другой ребёнок.

Упражнение «Руки-ноги»

Цель: развитие концентрации внимания и двигательного контроля, элиминация импульсивности, развитие навыков удержания программы.

И.п. - стоя. Прыжки на месте с одновременными движениями руками и ногами. Ноги вправо - руки влево.

Ноги влево - руки вправо.

Ноги вправо - руки вправо.

Ноги влево - руки влево.

Цикл прыжков повторить несколько раз.

Упражнение «Кораблик»

Цель: расслабление мышц рук, ног, корпуса.

Инструктор:«Представьте себе, что вы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, расставьте ноги шире и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу, прижмите к полу правую ногу (правая нога напряжена, левая расслаблена, немного согнута в колене, носком касается пола). Выпрямьтесь! Расслабьте ногу. Качнуло в другую сторону, прижмите к полу левую ногу. Выпрямитесь. Вдох - пауза, выдох - пауза.

Стало палубу качать!

Ногу к палубе прижать!

Крепче ногу прижимаем,

А другую расслабляем.

Упражнение выполняется поочередно для каждой ноги. Обратите внимание ребёнка на напряженные и расслабленные мышцы ног. После обучения расслаблению ног рекомендуется ещё раз повторить позу покоя.

Снова руки на колени,

А теперь немного лени...

Напряженье улетело,

И расслаблено все тело...

Наши мышцы не устали

И ещё послушней стали.

Дышится легко, ровно, глубоко...».

Релаксация «Штанга»

Цель: расслабление мышц рук, ног, корпуса.

И.п. - стоя. Инструктор: «Встаньте. Представьте, что вы поднимаете тяжёлую штангу. Наклонитесь, возьмите её. Сожмите кулаки. Медленно поднимите руки. Они напряжены! Тяжёло! Руки устали, бросаем штангу (руки резко опускаются вниз и свободно опускаются вдоль туловища). Они расслаблены, не напряжены, отдыхают. Легко дышится. Вдох - пауза, выдох - пауза.

Мы готовимся к рекорду,

Будем заниматься спортом (наклониться вперёд).

Штангу с пола поднимаем (выпрямиться, руки вверх).

Крепко держим...

И бросаем!

Наши мышцы не устали

И ещё послушней стали.

Во время выполнения упражнения можно прикоснуться к мышцам плеча и предплечья ребёнка и проверить, как они напряглись.

Нам становится понятно:

Расслабление приятно».

 

Занятие 6

Растяжка «Медуза»

Сидя на полу, совершать плавные движения руками, подражая медузе, плавающей в воде.

Дыхательное упражнение

И.п. - сидя на полу.

Глубоко вдохнуть. Завернуть уши от верхней точки до мочки. Задержать дыхание. Выдохнуть с открытым сильным звуком а-а-а (чередовать со звуками ы-ы-ы, у-у-у, о-о-о).

Упражнение «Лягушка»

Положить руки на пол (стол). Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно (реципрокно) менять положение рук. Усложнение упражнения состоит в ускорении.

Упражнение «Замок»

Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. Двигать пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и чётко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук. В дальнейшем дети могут выполнять упражнение в парах.

Упражнение «Змейки»

Предложите ребёнку представить, что его пальцы - это маленькие змейки. Они могут двигаться-извиваться, вращаясь направо, налево, снизу вверх и сверху вниз. При двуручном выполнении ладони сначала «смотрят» от ребёнка, потом - друг на друга. При этом сначала прорабатываются одноименные пальцы рук, а затем разноимённые (например, большой палец правой руки и мизинец левой руки).

Упражнение «Головомяч»

Цель: развитие навыков сотрудничества и двигательного контроля. Участники разбиваются на пары или тройки, ложатся на пол голова к голове. Между головами находится мяч, который необходимо поднять при помощи голов и подняться самим. Некоторое время можно передвигаться по комнате, удерживая мяч головами.

Упражнение «Руки-ноги»



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.25.42.117 (0.069 с.)