Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Территория как признак статуса Забайкальского краяСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Государственное территориальное устройство субъекта Российской Федерации не отнесено ни к ведению Российской Федерации, ни к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Согласно ст. 73 Конституции Российской Федерации государственное территориальное устройство субъектов Российской Федераии является исключительной сферой ведения республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. [8] Национально-территориальное государственное устройство субъектов Российской Федерации основано на административно-территориальном делении, которое, с одной стороны, обеспечивает централизованное единство государственной власти и территориальную целостность субъекта Российской Федерации, а, с другой стороны, ограничение властных функций по вертикали и их децентрализацию через местные органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также посредством самоуправления национальных административно-территориальных образований[9]. Территория Забайкальского края, в соответствии со ст. 2 Устава является частью единой территории Российской Федерации. Граница края с другими субъектами Российской Федерации может быть изменена только с их взаимного согласия. Изменение границы края может быть осуществлено при условии свободного прямого волеизъявления большинства граждан, проживающих на территории края, путем краевого референдума. В соответствии со ст. 6 Устава в целях осуществления государственного управления вся территория Забайкальского края делится на административно-территориальные единицы. Кроме этого, в целях осуществления местного самоуправления территория края разграничивается между муниципальными образованиями. Таким образом, параллельно существует два территориального деления – на территории административных единиц и на территории муниципальных образований. Принципы административно-территориального устройства края, виды административно-территориальных единиц, их статус и состав, порядок их создания, преобразования и упразднения, а также установления и изменения их границ определяются законами края[10]. Создание, преобразование и упразднение административно-территориальных единиц, изменение их границ, установление административных центров административно-территориальных единиц осуществляются с учетом мнения населения соответствующей территории в соответствии с законом края. В соответствии со ст. 3 Закона Забайкальского края «Об административно-территориальном устройстве Забайкальского края» Забайкальский край состоит из административно-территориальных единиц и входящих в них населенных пунктов. Административно-территориальная единица – часть территории Забайкальского края, служащая территориальной основой для создания и (или) деятельности органов государственной власти, отнесенная в установленном порядке к одному из видов административно-территориальных единиц, имеющая статус, наименование, установленные границы и административный центр; Населенный пункт – территория, имеющая наименование, статус, компактную застройку в пределах установленной границы и служащая местом постоянного и временного проживания людей. Законодательством Забайкальского края установлены следующие виды административно-территориальных единиц: 1) район – административно-территориальная единица, в границах которой расположены городские и сельские населенные пункты с прилегающими к ним землями, которые объединены вокруг административного центра района. В законах Забайкальского края слова «административный район» и «район» применяются в одном значении. 2) Агинский Бурятский округ – административно-территориальная единица с особым статусом, созданная в соответствии с Федеральным конституционным законом «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа». 3) закрытое административно-территориальные образование (ЗАТО) – административно-территориальная единица с особым статусом, созданная в соответствии с федеральным законом. Законодательством Забайкальского края установлены виды и категории населенных пунктов. По роли в экономической жизни и управлении, характеру организации территории Забайкальского края все населенные пункты Забайкальского края делятся на виды: городские населенные пункты и сельские населенные пункты. Городские населенные пункты подразделяются на следующие категории: город, поселок городского типа (рабочий и курортный). Город – населенный пункт, являющийся промышленным, культурным и административным центром, имеющим развитую социальную, производственную, инженерную и транспортную инфраструктуры, с населением не менее пяти тысяч жителей, преимущественно (не менее половины от общего числа трудоспособного населения) занятым несельскохозяйственными видами производства и обслуживания. Поселок городского типа (рабочий или курортный) – населенный пункт с населением, преимущественно (не менее половины от общего числа трудоспособного населения) занятым несельскохозяйственными видами производства и обслуживания, либо населенный пункт, расположенный в местности, имеющей лечебно-оздоровительное значение, с численностью населения не менее одной тысячи жителей, при условии, что количество приезжающих ежегодно для лечения и отдыха в этот населенный пункт составляет не менее 50 процентов постоянного населения. К сельским населенным пунктам относятся населенные пункты, не соответствующие характеристикам городских населенных пунктов. Сельские населенные пункты подразделяются на следующие категории: село, поселок, станция, поселок сельского типа, поселок при станции, населенный пункт, разъезд, хутор. Законодательство определяет, что населенные местности, имеющие временное значение и непостоянный состав населения или являющиеся объектами служебного назначения (железнодорожные будки, дома лесников, заимки, полевые станы, метеостанции, животноводческие стоянки, прииски, лесоучастки, чабанские стоянки, дачные поселки и другие объекты), а также одиночные дома не являются самостоятельными населенными пунктами и числятся за теми населенными пунктами, с которыми находятся в административных, производственно-коммерческих и социально-бытовых отношениях. Создание, преобразование, упразднение районов и населенных пунктов, установление или изменение границ административно-территориальных единиц, установление и перенесение административных центров районов осуществляются с учетом мнения населения или органов местного самоуправления соответствующей территории. Мнение населения выявляется в соответствии с формами, установленными федеральными законами для непосредственного осуществления населением местного самоуправления, уставами муниципальных образований и (или) муниципальными нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. В настоящее время в новых субъектах Российской Федерации приняты уставы, в которые включены специальные нормы, посвященные административно-территориальным единицам с особым статусом. Поэтому исследование правового статуса административно-территориальных единиц целесообразно провести в ракурсе рассмотрения вариативности элементов данного статуса, закрепленных в уставах новых субъектов Российской Федерации[11]. К числу атрибутивных признаков округов, согласно уставам, следует отнести следующие. Во-первых, собственные органы управления. Наличие собственных органов управления является одной из важнейших характеристик, указывающей на особый статус таких единиц. Так, Устав Пермского края в Коми-Пермяцком округе учреждает институт должностного лица, возглавляющего Коми-Пермяцкий округ. Глава Коми-Пермяцкого округа как должностное лицо возглавляет в ранге министра края краевой орган исполнительной власти Министерство края по делам Коми-Пермяцкого округа. Аналогичная система управления округом была воссоздана и в Иркутской области. Вторым элементом особого статуса указанных округов является особая организация их территории. Это выражается, прежде всего, в уставных положениях о территориальной целостности данных округов. Так, например, одним из принципов административно-территориального устройства уставы Красноярского и Пермского краев указали принцип территориальной целостности административно-территориальной единицы. В третьих, несмотря на нивелирование в Красноярском крае статуса округов до муниципальных районов, в остальных федеральных конституционных законах и уставах субъектов четко прослеживается логика создания данных округов в качестве надмуниципальных структур. Так, например, ст. 109 Забайкальского края подчеркивает, что организация местного самоуправления на территории Агинского Бурятского округа осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Забайкальского края с учетом особенностей административно-территориальной единицы[12]. Важной особенностью является то, что административно-территориальные единицы являются преемниками автономных округов, образованных по национально-территориальному признаку. Таким образом, анализ законодательства объединенных субъектов показывает, что сборными атрибутивными признаками особого статуса административно-территориальных единиц являются: целостность и единство территории в пределах установленных ранее границ, административное деление, административный центр, собственные органы управления, символика, использование в официальных сферах общения национального языка[13]. В зависимости от вариативности набора указанных признаков, округа можно разделить на три группы. Первая группа предполагает наиболее жесткую правовую регламентацию статуса административно-территориальной единицы, фактическую трансформацию округа в муниципальный район. Исключение составляет лишь гарантированное федеральным конституционным законом представительство административно-территориальной единицы в законодательном органе объединенного субъекта. Примером такого урегулирования правового статуса административно-территориальной единицы является законодательство Красноярского края. Второй вариант правового регулирования особого статуса административно-территориальной единицы был реализован в Иркутской области и Камчатском крае. В указанных субъектах, на наш взгляд, логика категории «особый статус административно-территориальной единицы» была соблюдена больше, и статус бывших автономных округов не стали нивелировать до статуса муниципальных образований. Согласно федеральным конституционным за конам и уставам вышеназванных субъектов, административно-территориальные единицы с особым статусом здесь являются надмуниципальными структурами. Вследствие этого в органах исполнительной власти субъектов были созданы специальные администрации территориальных единиц, а в законодательных органах увеличена норма представительства от них[14]. Третий вариант правовой регламентации особого статуса административно-территориальной единицы является наиболее широким, и применен в Забайкальском и Пермском краях. Здесь прослеживается попытка законодателя сформировать административную автономию в рамках округов. Если принять во внимание, что три варианта регулирования были выделены на основе анализа законодательства о пяти объединенных субъектах, то напрашивается вывод, что законодатели в настоящее время не пришли к единому пониманию особого статуса административно-территориальной единицы. Если учитывать также и то, что процессы по объединению субъектов имели целью упорядочить сложный субъектный состав Российской Федерации и административно-территориальную структуру страны, решить «проблему» сложносоставных субъектов Российской Федерации в целях эффективности управления, то можно сделать вывод и о том, что данные цели также не были достигнуты. Фактически в Российской Федерации появился новый вид субъектов Российской Федерации – объединенные субъекты с административно территориальными единицами, обладающими особым (практически всегда различным) статусом. Таким образом, реформа если и не привела к кардинально противоположным результатам, то дала определенный концептуальный сбой. И если все же действительно преследуется цель оптимизации управления территориями, то одним из выходов из создавшейся правовой ситуации видится принятие единого федерального закона об особом статусе административно-территориальной единицы в объединенных субъектах[15]. Так или иначе, за исключением Красноярского края, анализ соответствующих объединительных федеральных конституционных законов и уставов вновь образованных субъектов Российской Федерации позволяет сделать следующие обобщения: 1. Административно-территориальные единицы с особым статусом учреждаются федеральными конституционными законами, этими же законами сохраняется их территориальное единство в границах соответствующих бывших автономных округов – субъектов Российской Федерации. 2. Статус этих административно-территориальных единиц устанавливается федеральным законодательством (на данный момент это только соответствующие объединительные федеральные конституционные законы), уставами и законами вновь образованных субъектов Российской Федерации. 3. В рамках особого статуса эти административно-территориальные единицы получают дополнительные права и обязанности по сравнению с обычными административно-территориальными единицами: наличие специальных органов государственной власти, представительство в законодательном органе субъекта Российской Федерации, отдельные разделы в программах социально-экономического развития соответствующего субъекта Российской Федерации и т. д. 4. Закрепление дополнительных прав и обязанностей в уставах и законах субъектов Российской Федерации означает, что их изъятие возможно лишь в порядке внесения изменений и поправок в указанные правовые акты[16]. Учреждение административно-территориальных единиц с особым статусом в процессе образования новых субъектов Российской Федерации привело к тому, что появились региональные территориальные автономии в административной форме. Таким образом, объединение «сложносоставных» субъектов Российской Федерации привело к образованию в границах бывших автономных округов национально-территориальных автономных образований регионального уровня[17]. Как было сказано выше, Агинский Бурятский округ – административно-территориальная единица с особым статусом, созданная в составе Забайкальского края в границах территории Агинского Бурятского автономного округа. Статус Агинского Бурятского округа устанавливается федеральными законами, Уставом и законами Забайкальского края. Можно выделить следующие особенности Агинского Бурятского округа как административно йединицы с особым статусом. Во-первых, в границах Агинского Бурятского округа находятся административные районы: Агинский, Дульдургинский и Могойтуий, то есть данная административная единица включает в свой состав три. Во-вторых, хотя государственная власть на территории Агинского Бурятского округа осуществляется органами государственной власти Забайкальского края, однако, в структуре исполнительных органов государственной власти края образуется исполнительный орган государственной власти Забайкальского края, осуществляющий функции по взаимодействию с иными исполнительными органами государственной власти Забайкальского края и координации деятельности их территориальных органов на территории Агинского Бурятского округа. Руководитель указанного органа одновременно является заместителем председателя Правительства края. Таким органом является Администрация Агинского Бурятского округа[18]. В третьих, Законодательное Собрание Забайкальского края на срок своих полномочий образует консультативно-совещательный орган – Собрание представителей Агинского Бурятского округа, обеспечивающий формирование предложений по защите законных интересов народов, проживающих на территории Агинского Бурятского округа, их прав на сохранение самобытности, культуры, языка, обычаев и традиций. В четвертых, исполнительные органы государственной власти края и их территориальные органы разрабатывают и участвуют в реализации на территории Агинского Бурятского округа федеральных, краевых целевых программ, в том числе по сохранению и развитию национальной культуры, языка, национальных видов спорта, народных промыслов и ремесел, а также в реализации приоритетных национальных проектов, в которых цели и источники финансирования выделяются обособленно. В пятых, на территории Агинского Бурятского округа наряду с государственным языком может использоваться бурятский язык, обеспечивается право граждан получать и распространять информацию на бурятском языке через средства массовой информации, органы государственной власти края способствуют созданию на территории Агинского Бурятского округа учреждений образования и культуры для сохранения языков и культур. В настоящее время в Российской Федерации отсутствуют федеральные законы, устанавливающие правоотношения в вопросах определения особого статуса административно-территориальных единиц в составе субъекта Российской Федерации, хотя уже образованы новые субъекты Российской Федерации, в состав территорий которых входят административно-территориальные единицы с особым статусом. В целях устранения пробела в правовом регулировании вопросов, связанных с установлением особого статуса административно-территориальных единиц в составе новых субъектов Российской Федерации и установления общих правил для федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, связанных с определением особого статуса административно-территориальной единицы в новом субъекте Российской Федерации представляется целесообразным принятие федерального закона «Об особом статусе административно-территориальных единиц в составе объединенных субъектов Российской Федерации»[19]. Начиная с 2003 г., укрупнение регионов как направление преобразований в государственно-территориальном устройстве Российской Федерации перешло от дискуссий на тему о его целесообразности к практическому воплощению. В 2005-2008 гг. объединительный процесс охватил 11 субъектов Российской Федерации, было осуществлено 5 объединительных проектов, в результате число субъектов Российской Федерации сократилось с 89 до 83. Таким образом, процесс объединения регионов, в частности, «матрешечных» субъектов состоялся, на карте Российской Федерации появились новые объединенные субъекты[20]. Объединительный процесс в регионах столкнулся с проблемой «особого статуса» бывших автономных округов в составе новых субъектов Российской Федерации. Этот политико-правовой вопрос до сих пор не решен. Бывшие автономные округа пытались отстаивать право на «особый статус», мотивируя это тем, что жители автономных округов шли на референдумы и голосовали за объединение только потому, что округ, перестав быть автономным, сохранит «особый статус» в будущем укрупненном регионе. Опубликованные и утвержденные после референдумов федеральные конституционные законы содержат статьи об особом статусе округов. В Забайкалье представители бурятского этноса фактически полностью пытаются юридически реставрировать бывшую автономию Агинского округа[21]. Как было сказано выше, на территории края могут создаваться закрытые административно-территориальные образования, которые имеют особый статус. Порядок образования, правовой статус закрытого административно-территориального образования определяются федеральным законодательством[22].
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.248.17 (0.009 с.) |