Глава 1. ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ



И.Ю. Лупенко

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО

ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

Учебное пособие для студентов

УГС 030000 – Гуманитарные науки

Чита

РНиУМЛ ЗабГУ


УДК 342.2 (075)

ББК 66.033.12 (253.5) я 7

ББК Ф033.12 (2 Рос – 4 Чит) я 7

Л 851

 

Рецензенты:

Р.В. Антропов, канд. юрид. наук, доцент, зав. кафедрой теории и истории государства и права, ЗИП СИБУПК

О.Б. Березина, канд. юрид. наук, доцент, зав. кафедрой государственно-правовых дисциплин, ЧИ БГУЭиП

 

Лупенко И.Ю.

Л 851 Государственное устройство Забайкальского края: учеб. пособие / сост. И.Ю. Лупенко. – Чита: ЗабГУ, 2013. – 158 с.

 

 

ISBN 978-59293-5

 

 

В учебном пособии излагается характеристика отдельных признаков правового статуса Забайкальского края как государственно-территориального образования, рассмотрены основные аспекты организации и деятельности органов различных ветвей государственной власти на примере отдельного субъекта Российской Федерации.

Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности 030900 – Юриспруденция.

 

Утверждено и рекомендовано к изданию решением редакционно-издательского совета ЗабГУ

 

Ответственный за выпуск А.В. Макаров

 

 

УДК 342.2 (075)

ББК 66.033.12 (253.5) я 7

ББК Ф033.12 (2 Рос – 4 Чит) я 7

Л 851

 

 

© Забайкальский государственный университет, 2014

ISBN 978-59293-5© И.Ю. Лупенко, 2014

Предисловие

Настоящее пособие составлено в соответствии с рабочей программой дисциплины «Государственное устройство Забайкальского края», которая изучается студентами специальности 030900 – юриспруденция в соответствии с учебным планом ЗабГУ.

Составителем учебного пособия является Лупенко Игорь Юрьевич, кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой государственного и муниципального права юридического факультета Забайкальского государственного университета.

При написании учебного пособия не ставилась цель осветить все вопросы государственного устройства Забайкальского края, вместе с тем достаточно полно рассмотрены основные аспекты организации и деятельности органов различных ветвей государственной власти на примере отдельного субъекта Российской Федерации.

 


Введение

Изучение учебной дисциплины «Государственное устройство Забайкальского края» предусмотрено учебным планом Забайкальского государственного университета специальности 030501.65 в качестве дисциплины специализации и учебным планом направления 030900 в качестве вариативной дисциплины профессионального цикла.

Учебная дисциплина «Государственное устройство Забайкальского края» органично входит в систему юридических дисциплин, ее теоретической основой является современная модель осуществления государственной власти и построения системы государстенных органов субъектов Российской Федерации, воплощенная в Конституции Российской Федерации, законодательстве Российской Федерации и Забайкальского края.

Дисциплина, не подменяя другие учебные дисциплины, призвана интегрировать приобретаемые обучаемыми юридических образовательных учреждений знания в сфере государственного устройства субъектов Российской Федерации.

Основными задачами учебной дисциплины «Государственное устройство Забайкальского края» является ознакомление студентов с особенностями правового статуса Забайкальского края как субъекта Российской Федерации, особенностями государственного и правового устройства Забайкальского края, организацией деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, общественных организаций на территории Забайкальского края, а также выработка у студентов практических навыков и умений, связанных с поиском и правильным применением нормативных актов, составлением юридических документов.

В результате изучения учебной дисциплины «Государственное устройство Забайкальского края» выпускник должен знать: основные положения устава Забайкальского края, систему органов государственной власти забайкальского края, законодательный процесс в забайкальском крае, территориальное деление края, основы правового регулирования социально-экономических отношений в Забайкальском крае, бюджетный процесс, основы социальной политики, статус Агинского бурятского округа. Должен уметь: толковать и правильно применять нормативные акты органов Забайкальского края, составлять юридические документы. Иметь навыки: работы с нормативными актами, составления юридических документов.

Указанными задачами обусловлена структура настоящего учебного пособия, которая включает две главы, при этом в первой главе излагаются основные признаки статуса Забайкальского края как субъекта Российской Федерации, во второй главе дана системная характеристика органов государственной власти Забайкальского края.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Правовой статус Забайкальского края представляет собой сложную юридическую конструкцию, определяющую правовое положение субъекта, обусловленное сущностью и природой федеративного устройства государства, установленное законодательством путем определения границ власти субъекта, закрепления его прав, обязанностей, гарантий деятельности и ответственности. Правовой статус края определяется Конституцией Российской Федерации и Уставом края.

Правовой статус включает следующие элементы (признаки):

1) территория,

2) население,

3) предметы ведения и полномочия,

4) Устав и законы,

5) органы государственной власти,

6) собственность и бюджет,

7) официальные государственные символы,

8) другие признаки статуса государственно-территориального образования.

В систему органов государственной власти Забайкальского края, которая определяется краем самостоятельно, входят:

1) законодательный (представительный) орган государственной власти Забайкальского края – Законодательное Собрание Забайкальского края;

2) высшее должностное лицо Забайкальского края - Губернатор Забайкальского края;

3) высший исполнительный орган государственной власти Забайкальского края – Правительство Забайкальского края;

4) иные исполнительные органы государственной власти Забайкальского края.

 

Библиографический список

Нормативные акты

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2009. – № 4. – Ст. 445.

2. О судебной системе Российской Федерации: федеральный конституционный закон [от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ (с посл. изм. и доп.)] // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1997. – №1. – Ст. 1.

3. О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации: федеральный конституционный закон [от 17 декабря 2001 г. № 6-ФКЗ (с посл. изм. и доп.)] // Собр. законодательства Рос. Федерации . – 2001. – № 52 (часть 2). – Ст. 4916.

4. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон [от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ (с посл. изм. и доп.)] // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2003. – №40. – Ст. 3822.

5. О мировых судьях в Российской Федерации: федеральный закон [от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ (с посл. изм. и доп.)] // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1998. – № 51. – Cт. 6270.

6. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: федеральный закон [от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ (с посл. изм. и доп.)] // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1999. – № 42. – Ст. 5005.

7. О системе государственной службы Российской Федерации: федеральный закон [от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ (с посл. изм. и доп.)] // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2003. – Ст. 2063.

8. Бюджетный кодекс Российской Федерации: федеральный закон [от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (с посл. изм. и доп.)] // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1998. – Ст. 3823.

9. Устав Забайкальского края: закон Забайкальского края [от 17 февраля 2009 г. №125-ЗЗК (с посл. изм. и доп.)] // Заб. рабочий. – 2009. – 18 февраля.

10. Об административных правонарушениях: закон Забайкальского края [от 2 июля 2009 г. №198-ЗЗК (с посл. изм. и доп.)] // Заб. рабочий. – 2009. – 6 июля.

11. Об административных правонарушениях: закон Забайкальского края [от 24 июня 2009 г. № 198-ЗЗК (с посл. изм. и доп.)] // Заб. рабочий. – 2009. – 6 июля.

12. О статусе административного центра (столицы) Забайкальского края: закон Забайкальского края [от 4 мая 2010 г. № 358-ЗЗК (с посл. изм. и доп.)] // Заб. рабочий. – 2010. – 7 мая.

13. Об осуществлении международных и внешнеэкономических связей Забайкальского края: закон Забайкальского края [от 20 мая 2009 г. № 193-ЗЗК (с посл. изм. и доп.)] // Заб. рабочий. – 2009. – 12 июня.

14. О гербе и флаге Забайкальского края: закон Забайкальского края [от 11 февраля 2009 г. № 130-ЗЗК (с посл. изм. и доп.)] // Заб. рабочий. – 2009. – 25 февр.

15. О наградах в Забайкальском крае: закон Забайкальского края [от 11 февраля 2009 г. № 131-ЗЗК (с посл. изм. и доп.)] // Заб. рабочий. – 2009. – 25 февр.

16. Об административно-территориальном устройстве Забайкальского края: закон Забайкальского края [от 18 декабря 2009 г. № 320-ЗЗК (с посл. изм. и доп.)] // Заб. рабочий. – 2009. – 21 дек.

17. Об управлении и распоряжении государственной собственностью Забайкальского края: закон Забайкальского края [от 16 декабря 2009 г. № 326-ЗЗК (с посл. изм. и доп.)] // Заб. рабочий. – 2009. – 28 дек.

18. О бюджетном процессе в Забайкальском крае: закон Забайкальского края [от 18 марта 2009 г. № 155-ЗЗК (с посл. изм. и доп.)] // Заб. рабочий. – 2009. – 13 апр.

19. Об Уполномоченном по правам человека в Забайкальском крае: закон Забайкальского края [от 16 декабря 2009 г. № 333-ЗЗК (с посл. изм. и доп.)] // Заб. рабочий. – 2009. – 28 дек.

20. О нормативных правовых актах Забайкальского края: закон Забайкальского края [от 16 декабря 2009 г. № 321-ЗЗК (с посл. изм. и доп.)] // Заб. рабочий. – 2009. – 21 дек.

21. О Законодательном Собрании Забайкальского края: закон Забайкальского края [от 14 марта 2011 г. № 477-ЗЗК] // Заб. рабочий. – 2011. – 16 марта.

22. О Регламенте Законодательного Собрания Забайкальского края: постановление Законодательного Собрания Забайкальского края [от 22 сентября 2010 г. № 263] // Заб. рабочий. – 2010. – 4 окт.

23. О статусе депутата Законодательного Собрания Забайкальского края: закон Забайкальского края [от 14 марта 2011 г. № 478-ЗЗК] // Заб. рабочий. – 2011. – 16 марта.

24. О некоторых вопросах обеспечения деятельности Губернатора Забайкальского края: закон Забайкальского края [от 23 сентября 2009 г. № 227-ЗЗК (с посл. изм. и доп.)] // Заб. рабочий. – 2009. – 7 окт.

25. О Правительстве Забайкальского края: закон Забайкальского края [от 23 сентября 2009 г. № 226-ЗЗК (с посл. изм. и доп.)] // Заб. рабочий. – 2009. – 7 окт.

26. О системе исполнительных органов государственной власти Забайкальского края: закон Забайкальского края [от 23 сентября 2009 г. № 228-ЗЗК (с посл. изм. и доп.)] // Заб. рабочий. – 2009. – 7 окт.

27. О порядке назначения и деятельности мировых судей Забайкальского края: закон Забайкальского края [от 26 сентября 2008 г. № 49-ЗЗК (с посл. изм. и доп.)] // Заб. рабочий. – 2008. – 3 нояб.

28. О создании должностей мировых судей и судебных участков в Забайкальском крае: закон Забайкальского края [от 23 сентября 2009 г. № 225-ЗЗК (с посл. изм. и доп.)] // Заб. рабочий. – 2009. – 2 окт.

29. О государственной поддержке традиционных видов хозяйственной деятельности и традиционных промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в Забайкальском крае: закон Забайкальского края [от 29 марта 2010 г. № 354-ЗЗК (с посл. изм. и доп.)] // Заб. рабочий. – 2010. – 2 апр.

30. О символах Агинского Бурятского округа Забайкальского края: закон Забайкальского края [от 23 сентября 2009 г. № 231-ЗЗК (с посл. изм. и доп.)] // Заб. рабочий. – 2009. – 7 окт.

31. Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов Забайкальского края: закон Забайкальского края [от 18 декабря 2009 г. № 311-ЗЗК (с посл. изм. и доп.)] // Заб. рабочий. – 2009. – 21 дек.

32. Об Избирательной комиссии Забайкальского края: закон Забайкальского края [от 23 сентября 2009 г. № 230-ЗЗК (с посл. изм. и доп.)] // Заб. рабочий. – 2009. – 7 окт.

33. О Контрольно-счетной палате Забайкальского края: закон Забайкальского края [от 2 ноября 2011г. № 579-ЗЗК (с посл. изм. и доп.)] // Заб. рабочий. – 2011. – 8 нояб.

34. О государственной гражданской службе Забайкальского края: закон Забайкальского края [от 4 июля 2008 г. № 21-ЗЗК (с посл. изм. и доп.)] // Заб. рабочий. – 2008. – 11 авг.

35. О противодействии коррупции в Забайкальском крае: закон Забайкальского края [от 4 июля 2008 г. № 18-ЗЗК (с посл. изм. и доп.)] // Заб. рабочий. – 2008. – 4 авг.

Материалы судебной практики

39. О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия: постановление Пленума Верховного Суда Рос. Федерации [от 31 октября 1995 г. № 8] // Рос. газета. – 1995. – 11 дек.


 

ОГЛАВЛЕНИЕ    
Предисловие ………………………………….………………………..
Введение …………………………………………………………….….
Глава 1. Признаки правового статуса Забайкальского края ….. 1.1. Территория как признак статуса Забайкальского края …….. 1.2. Население как признак статуса Забайкальского края ……… 1.3. Предметы ведения и полномочия как признак статуса Забайкальского края ……………………………………..………….. 1.4. Устав и законы как признак статуса Забайкальского края … 1.5. Органы государственной власти как признак статуса Забайкальского края ………………………………………………… 1.6. Собственность и бюджет ка признак статуса Забайкальского края …………………………………………………………….. 1.7. Официальные государственные символы как признак статуса Забайкальского края ………………………………………. 1.8. Другие признаки статуса государственно-территориального образования Забайкальский край …………………………….          
Глава 2. Система органов государственной власти Забайкальского края ………………………………………………..……….... 2.1. Законодательное Собрание Забайкальского края …………. 2.2. Губернатор Забайкальского края ………….............................. 2.3. Правительство Забайкальского края ......................................... 2.4. Иные исполнительные органы государственной власти Забайкальского края …………………………..............................    
Заключение ……………………………………………………………….
Библиографический список …..……………………………………...

 

Учебное издание

ЛупенкоИгорь Юрьевич

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО

ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

 

 

Учебное пособие

 

 

Редактор А.В. Ильина

Сдано в производство 26.03.13

Форм. бум. 60х84 1/16 Бум. тип № 2

Печать офсетная Гарнитура литератуная

Уч.-изд. л. 6,9 Усл. печ. л. 6,4

Тираж 50 экз. Заказ №

 

Забайкальский государственный университет

672039, Чита, ул. Александро-Заводская, 30

РНиУМЛ ЗабГУ

672039, Чита, ул. Александро-Заводская, 30

www.rul2012@bk.ru


ДЛЯ ЗАМЕТОК

 


[1] См.: Борисова М.М. Концепция правового статуса субъекта Российской Федерации. Дис. … канд. юрид. наук. – Саранск, 2005. – С. 11.

[2] Бырлэдяну В.И. Правовая система субъекта Российской Федерации: некоторые теоретические и конституционно-правовые проблемы // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2011. – № 2. – С. 160-166.

[3] Там же.

[4] Бырлэдяну В.И. Правовая система субъекта Российской Федерации: некоторые теоретические и конституционно-правовые проблемы // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2011. – № 2. – С. 160-166.

[5] Бырлэдяну В.И. Правовая система субъекта Российской Федерации: некоторые теоретические и конституционно-правовые проблемы // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2011. – № 2. – С. 160-166.

[6] Там же.

[7] Франчук Я.А. Конституция (устав) субъекта Российской Федерации как форма выражения его статуса // Ученые записки Российского государственного социального университета. – 2007. – № 2. – С. 55-61.

[8] Кочев В.А., Анфилофьев А.В. Основы государственного территориального устройства субъектов Российской Федерации // Вестник ВЭГУ. – 2008. – № 5. – С. 19-24.

[9] Там же.

[10] Об административно-территориальном устройстве Забайкальского края: Закон Забайкальского края 18 декабря 2009 г. № 320-ЗЗК

 

 

[11] Борисова М.М. Административно-территориальные единицы с особым статусом в объединенных субъектах Российской Федерации // Гуманитарные науки и образование. – 2010. – № 3. – С. 98-101.

[12] Борисова М.М. Административно-территориальные единицы с особым статусом в объединенных субъектах Российской Федерации // Гуманитарные науки и образование. – 2010. – № 3. – С. 98-101.

[13] Борисова М.М. Административно-территориальные единицы с особым статусом в объединенных субъектах Российской Федерации // Гуманитарные науки и образование. – 2010. – № 3. – С. 98-101.

[14] Борисова М.М. Административно-территориальные единицы с особым статусом в объединенных субъектах Российской Федерации // Гуманитарные науки и образование. – 2010. – № 3. – С. 98-101.

[15] Борисова М.М. Административно-территориальные единицы с особым статусом в объединенных субъектах Российской Федерации // Гуманитарные науки и образование. – 2010. – № 3. – С. 98-101.

[16] Дамдинов Б.Д. Административно-территориальные единицы с особым статусом: проблемы теории // Сибирский юридический вестник. – 2009. – № 3. – С. 28-32.

[17] Там же.

 

[18] Об утверждении Положения об Администрации Агинского Бурятского округа Забайкальского края: Постановление Правительства Забайкальского края 16 февраля 2010 г. № 41

[19] Чуднов Д.М. Правовое положение автономных округов, утративших статусы субъектов Российской Федерации // Бизнес в законе. – 2010. – № 1. – С. 177-181.

[20] Анучина Н.А. Укрупнение субъектов Российской Федерации на этапе реформирования российского федерализма // Вестник Забайкальского государственного университета. – 2011. – № 11. – С. 63-67.

[21] Там же.

[22] О закрытом административно-территориальном образовании: закон Рос. Федерации 14 июля 1992 г. № 3297-1

[23] О языках народов Российской Федерации: закон Рос. Федерации [25 октября 1991 г. № 1807-1(с посл. изм. и доп.)] // Ведомости СНД и ВС РСФСР. – 1991. – №31.

[24] Уханкин В.В. О юридической возможности принятия в Российскую Федерацию нового субъекта и обеспечении ее государственной целостности // Пробелы в российском законодательстве. – 2008. № 2. – С. 49-50.

 

[25] Стародубцева И. А. Противоречия в регулировании организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации // Вестник ВГУ. Серия Право. – 2007 –. №1. – С52-53

 

[26] Закон ЗК «Об управлении и распоряжении государственной собственностью Забайкальского края»

[27] Бюджетный кодекс Российской Федерации: федеральный закон [от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с посл. изм. и доп.)] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1998. – № 31. – ст. 3823.

[28] Закон ЗК «О гербе и флаге Забайкальского края»

 

 

[29] Об административных правонарушениях: Закон Забайкальского края [24 июня 2009 г. № 198-ЗЗК] // Забайкальский рабочий. – 2009. – 6 июля.

 

[30] О статусе административного центра (столицы) Забайкальского края: Закон Забайкальского края 4 мая 2010 г. № 358-ЗЗК

 

[31] Об осуществлении международных и внешнеэкономических связей Забайкальского края: Закон Забайкальского края 20 мая 2009 г. № 193-ЗЗК

 

 

[32] Никитенко Н.С. Международно-правовой статус субъектов Российской Федерации: теоретические подходы и законодательные предпосылки // Академический юридический журнал. – 2007. – № 29. – С. 32-40.

 

[33] Никитенко Н.С. Международно-правовой статус субъектов Российской Федерации: теоретические подходы и законодательные предпосылки // Академический юридический журнал. – 2007. – № 29. – С. 32-40.

 

[34] Шейба С. Конституционные основы правового статуса законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации // Право и управление. XXI век. – 2010. – № 1. – С. 86-90.

 

[35] Шейба С. Конституционные основы правового статуса законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации // Право и управление. XXI век. – 2010. – № 1. – С. 86-90.

[36] Тюльпанов В.А. Контрольная функция в системе функций законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации // Журнал российского права. – 2011. – № 11. – С. 58-64.

[37] Барамидзе С.М. Роль депутатских фракций законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации в защите интересов избирателей // Вестник Удмуртского университета. – 2011. – № 2-2. – С. 137-139.

[38] Постановление Законодательного Собрания Забайкальского края от 25 февраля 2011 г. № 42 «О Положении о комитетах и постоянных комиссиях Законодательного Собрания Забайкальского края»

[39] Сероус А.В. Особенности парламентских процедур в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации // Известия высших учебных заведений. Уральский регион. – 2011. – № 1. – С. 8-13.

[40] Сероус А.В. Особенности парламентских процедур в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации // Известия высших учебных заведений. Уральский регион. – 2011. – № 1. – С. 8-13.

[41] Коренев М.В. Депутат законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в системе народного представительства // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2010. – № 3-1. – С. 278-283.

[42] Окулич И.П. Морально-правовые основы статуса парламентария законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ // Известия высших учебных заведений. Уральский регион. – 2009. – № 1. – С. 77-84.

[43] Сумароков Г.П. Использование законодательной и исполнительной властью системы сдержек и противовесов в региональном правотворчестве // Пробелы в российском законодательстве. – 2010. – № 2. – С. 45-47.

[44] Сумароков Г.П. Использование законодательной и исполнительной властью системы сдержек и противовесов в региональном правотворчестве // Пробелы в российском законодательстве. – 2010. – № 2. – С. 45-47.

[45] Сумароков Г.П. Использование законодательной и исполнительной властью системы сдержек и противовесов в региональном правотворчестве // Пробелы в российском законодательстве. – 2010. – № 2. – С. 45-47.

И.Ю. Лупенко

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО

ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

Учебное пособие для студентов

УГС 030000 – Гуманитарные науки

Чита

РНиУМЛ ЗабГУ


УДК 342.2 (075)

ББК 66.033.12 (253.5) я 7

ББК Ф033.12 (2 Рос – 4 Чит) я 7

Л 851

 

Рецензенты:

Р.В. Антропов, канд. юрид. наук, доцент, зав. кафедрой теории и истории государства и права, ЗИП СИБУПК

О.Б. Березина, канд. юрид. наук, доцент, зав. кафедрой государственно-правовых дисциплин, ЧИ БГУЭиП

 

Лупенко И.Ю.

Л 851 Государственное устройство Забайкальского края: учеб. пособие / сост. И.Ю. Лупенко. – Чита: ЗабГУ, 2013. – 158 с.

 

 

ISBN 978-59293-5

 

 

В учебном пособии излагается характеристика отдельных признаков правового статуса Забайкальского края как государственно-территориального образования, рассмотрены основные аспекты организации и деятельности органов различных ветвей государственной власти на примере отдельного субъекта Российской Федерации.

Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности 030900 – Юриспруденция.

 

Утверждено и рекомендовано к изданию решением редакционно-издательского совета ЗабГУ

 

Ответственный за выпуск А.В. Макаров

 

 

УДК 342.2 (075)

ББК 66.033.12 (253.5) я 7

ББК Ф033.12 (2 Рос – 4 Чит) я 7

Л 851

 

 

© Забайкальский государственный университет, 2014

ISBN 978-59293-5© И.Ю. Лупенко, 2014

Предисловие

Настоящее пособие составлено в соответствии с рабочей программой дисциплины «Государственное устройство Забайкальского края», которая изучается студентами специальности 030900 – юриспруденция в соответствии с учебным планом ЗабГУ.

Составителем учебного пособия является Лупенко Игорь Юрьевич, кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой государственного и муниципального права юридического факультета Забайкальского государственного университета.

При написании учебного пособия не ставилась цель осветить все вопросы государственного устройства Забайкальского края, вместе с тем достаточно полно рассмотрены основные аспекты организации и деятельности органов различных ветвей государственной власти на примере отдельного субъекта Российской Федерации.

 


Введение

Изучение учебной дисциплины «Государственное устройство Забайкальского края» предусмотрено учебным планом Забайкальского государственного университета специальности 030501.65 в качестве дисциплины специализации и учебным планом направления 030900 в качестве вариативной дисциплины профессионального цикла.

Учебная дисциплина «Государственное устройство Забайкальского края» органично входит в систему юридических дисциплин, ее теоретической основой является современная модель осуществления государственной власти и построения системы государстенных органов субъектов Российской Федерации, воплощенная в Конституции Российской Федерации, законодательстве Российской Федерации и Забайкальского края.

Дисциплина, не подменяя другие учебные дисциплины, призвана интегрировать приобретаемые обучаемыми юридических образовательных учреждений знания в сфере государственного устройства субъектов Российской Федерации.

Основными задачами учебной дисциплины «Государственное устройство Забайкальского края» является ознакомление студентов с особенностями правового статуса Забайкальского края как субъекта Российской Федерации, особенностями государственного и правового устройства Забайкальского края, организацией деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, общественных организаций на территории Забайкальского края, а также выработка у студентов практических навыков и умений, связанных с поиском и правильным применением нормативных актов, составлением юридических документов.

В результате изучения учебной дисциплины «Государственное устройство Забайкальского края» выпускник должен знать: основные положения устава Забайкальского края, систему органов государственной власти забайкальского края, законодательный процесс в забайкальском крае, территориальное деление края, основы правового регулирования социально-экономических отношений в Забайкальском крае, бюджетный процесс, основы социальной политики, статус Агинского бурятского округа. Должен уметь: толковать и правильно применять нормативные акты органов Забайкальского края, составлять юридические документы. Иметь навыки: работы с нормативными актами, составления юридических документов.

Указанными задачами обусловлена структура настоящего учебного пособия, которая включает две главы, при этом в первой главе излагаются основные признаки статуса Забайкальского края как субъекта Российской Федерации, во второй главе дана системная характеристика органов государственной власти Забайкальского края.


Глава 1. ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

 

В соответствии со ст. 66 Конституции Российской Федерации «Статус республики определяется Конституцией Российской Федерации и конституцией республики. Статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией Российской Федерации и уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, принимаемым законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта Российской Федерации». Таким образом, правовой статус Забайкальского края определяется Конституцией Российской Федерации и Уставом.

Так, М.М. Борисова полагает, что «Статус субъекта Федерации – это правовое положение субъекта, обусловленное сущностью и природой федеративного устройства государства, установленное законодательством Федерации и субъекта путем определения границ власти субъекта, закрепления его прав, обязанностей, гарантий деятельности и ответственности в интересах всей Федерации в целом и каждого субъекта в отдельности»[1].

При этом следует учитывать, что на содержание всех конституционных прав субъекта Российской Федерации (и, в конечном счете, на его конституционно-правовой статус) влияют следующие институциональные особенности конкретного субъекта Федерации, определенные богатством и разнообразием правоотношений, в которых участвует субъект Российской Федерации. К ним мы относим: 1) наличие относительно обособленного населения субъекта Российской Федерации (действующего в соответствии с собственными публично-правовыми интересами, но с учетом публично-правовых интересов населения (народа) всей Российской Федерации) – исключительное право субъекта Российской Федерации; 2) наличие относительно самостоятельной собственной правовой системы субъекта Российской Федерации, функционирующей в рамках единой правовой системы Российской Федерации, но обладающей уникальными особенностями, присущими каждому конкретному субъекту, – исключительное право субъекта Российской Федерации; 3) наличие системы права субъекта Российской Федерации, являющейся частью системы права Российской Федерации, – исключительное право субъекта Российской Федерации; 4) наличие относительно обособленной системы законодательства субъекта Российской Федерации, каждый элемент которой (закон) принимается в строгом соответствии с действующей федеральной системой законодательства, – исключительное право субъекта Российской Федерации; 5) наличие системы подзаконных нормативных актов, принятых на уровне конкретного субъекта Российской Федерации; 6) наличие системы органов государственной власти субъекта Российской Федерации (законодательных, исполнительных, судебных и иных) – исключительное право субъекта Российской Федерации; 7) наличие населения в каждом муниципальном образовании, территориально входящем в субъект Российской Федерации (действующего в соответствии с собственными публично-правовыми интересами, но с учетом публично-правовых интересов населения (народа) всей Российской Федерации и населения субъекта Российской Федерации); 8) наличие системы органов местного самоуправления, действующих на территории конкретного субъекта Российской Федерации; 9) наличие системы элементов гражданского общества, действующих на территории конкретного субъекта Российской Федерации[2].

Можем утверждать, что перечисленные нами девять институциональных систем в совокупности являют собой институциональную структуру современного субъекта Российской Федерации, определяющими факторами для которых являются федеральное законодательство и практика федеративных отношений. При этом методологической проблемой остается вопрос о деконцентрации публичной власти в федеральном центре и системной связанности перечисленных институтов. Обозначенные проблемы относятся по своей практической и теоретической значимости к фундаментальным, при этом недостаточность изученности, фрагментарность и неоднозначность аргументов и выводов на общем фоне отсутствия специальных конституционно-правовых трудов позволяют говорить о необходимости и целесообразности проведения системного исследования правовой системы субъекта Российской Федерации[3].

М.М. Борисова полагает, что структура статуса субъекта Федерации представлена следующими элементами: 1) признаки субъекта Федерации (признаки субъекта Федерации представляют собой необходимую и достаточную совокупность характеристик, позволяющих отразить юридическую природу и сущность данного государственноподобного образования; к признакам субъекта Федерации относятся: состояние субъекта Федерации в федеративном государстве, наличие территории, обладание государственной властью и осуществление ее посредством собственных государственных органов, наличие предметов ведения, системы законодательства, официального наименования и собственных государственных символов); 2) права и обязанности субъекта во взаимоотношениях с иными субъектами права; 3) ответственность субъекта Федерации; 4) гарантии правового статуса субъекта Федерации. Следует напомнить, что в действующей Конституции России термин «статус» применительно к федеративным правоотношениям вообще и к субъекту Российской Федерации в частности употребляется несколько раз. Мы встречаем термины «статус республики» (ч. 1 ст. 66), «статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа» (ч. 2 ст. 66), «статус субъекта Российской Федерации» (ч. 5 ст. 66), «конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации» (ч. 1 ст. 137). Но каково содержание этих терминов и как они соотносятся друг с другом, ни законодательство, ни конституционная теория ответов не дают. Как была права Н.А. Богданова, когда говорила о том, что «…будучи отраженными в нормах конституционного права, институциональные характеристики регулируемых ими отношений приобретают форму конституционно-правового статуса». Развивая ее мысль, мы полагаем, что основу элементного состава конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации составляют институциализированная совокупность исключительных прав и обязанностей субъекта Российской Федерации[4].



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.66.171 (0.036 с.)