Тема 8.6. Стратегия инноваций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 8.6. Стратегия инноваций



Содержание понятия «инновация». Факторы, обусловливающие потребность в инновациях. Жизненный цикл инновации.

Инновационный процесс и его основные этапы. Фундаментальные и прикладные разработки.

Элементы стратегического управления инновационной деятельностью. Сущность инновационной стратегии. Основные типы инновационных стратегий.

Термин «инновация» был введен в научный оборот известным экономистом Й. Шумпетером. Сегодня в него вкладывается два понятия.

1) Новшество — новый (усовершенствованный) продукт, услуга, технология, внедренные на рынок, в производственно-хозяйственную деятельность, потребление, общественную сферу и пр.

2) Нововведение — сам процесс внедрения такого новшества, который представляет собой совокупность последовательных действий по приспособлению продуктов научно-технической деятельности к практическому применению в различных сферах жизни человека.

Опираясь на нововведения, фирмы имеют возможность перехватить у рынка инициативу в формировании механизма спроса. Поэтому к ним нужно подходить с точки зрения рыночной перспективы.

Потребность в инновациях возникает под воздействием как внешних, так и внутренних факторов: обострения конкурентной борьбы, исчерпания существующей и появления новой технологии (технологического разрыва), необходимости завоевания новых рынков, изменения запросов потребителей, требований законодательства, роста затрат.

Инновации создаются в результате интеллектуальной деятельности, которая превращает результаты исследований и открытий в новшества, принципиально отличающиеся от предыдущих образцов более высокими техническими, потребительскими, экономическими и иными свойствами, способствующие развитию технической или хозяйственной системы, достижению ею оптимального состояния.

Инновационный процесс характеризуется значительной неопределенностью. В силу этого даже его тщательное планирование не позволяет повысить вероятность получения ожидаемых результатов, а сами они далеко не всегда адекватны затратам времени и средств.

Любая инновация имеет свой жизненный цикл, который состоит из трех основных элементов:

1) периода от начала разработки до выхода новшества на рынок (стадия создания);

2) периода от выхода на рынок до прекращения выпуска;

3) периода устаревания (от снятия с производства до завершения эксплуатации у потребителей); здесь происходит исчерпание возможностей прежнего новшества и замещение его альтернативным.

Возможность быстрого восприятия, производства и распространения новой продукции и услуг характеризует инновационную способность организации. Она обусловливается структурной характеристикой последней и не зависит от уровня развития науки и техники.

Под инновационным процессом понимается единая цепь последовательных событий от исследований и разработок новой технической идеи до практического внедрения (коммерциализации) созданного на ее основе новшества.

Он состоит из нескольких этапов, первым из которых являются фундаментальные исследования, сбор и систематизация информации по соответствующей проблеме о потребностях и тенденциях развития, отбор и определение возможности реализации перспективных идей.

Фундаментальные исследования состоят из теоретических, которые формируют концептуальные подходы к проблеме, и поисковых, чьим результатом являются новые принципы создания изделий и технологий.

Следующим этапом инновационного процесса являются прикладные исследования, направленные на определение и уточнение способов применения результатов предыдущего этапа. Они могут быть теоретическими и экспериментальными. Конечным результатом этапа является техническое задание, рекомендация, опытный образец.

В рамках стадии опытно-конструкторских разработок, которые завершают научный цикл инновационной деятельности, происходит первичная материализация инноваций, создание новых образцов, пригодных для производственного и коммерческого использования.

На завершающей стадии инновационного процесса происходит освоение производства нового изделия и его распространение среди потребителей.

С точки зрения готовности выйти на рынок с новинками выделяют:

1) разведчиков. Это энергичные инноваторы, не боящиеся проигрыша, быстро реагирующие на новые идеи и целенаправленно их осуществляющие;

2) аналитиков. Они заимствуют идеи разведчиков и предлагают новые товары с улучшенными характеристиками, отдавая предпочтение инновации, а не имитации;

3) защитников. Хорошо зная как существующих, так и потенциальных покупателей, они остаются верными рынку или сегменту, одновременно выступая имитаторами и инноваторами;

4) ленивцев. Реагируют на конкурентные инициативы только в крайнем случае.

Элементами стратегического управления инновационной деятельностью считаются:

§ определение ее основных задач (повышение качества выпускаемого товара; снижение себестоимости и цен за счет оптимизации затрат, расширения масштабов производства, внедрения новых технологий и пр.);

§ прогноз длительности и характера стадий жизненного цикла новшества;

§ исследование потенциального рынка для новых продуктов, его емкости и рациональный выбор целевых сегментов;

§ обеспечение патентной чистоты;

§ определение способов реализации, поиск поставщиков и возможностей кооперации с другими фирмами, в том числе с конкурентами;

§ выбор организационной формы производства;

§ планирование инновационной деятельности;

§ контроль над разработкой и внедрением новой продукции;

§ координация инновационной деятельности подразделений;

§ обеспечение программ нововведений финансовыми и материальными ресурсами, персоналом;

§ создание временных целевых групп для комплексного решения инновационных проблем.

Инновационная стратегия ориентирована на приобретение конкурентных преимуществ с помощью создания принципиально новых товаров и технологий, не имеющих на рынке аналогов, или удовлетворения потребностей новым способом, что должно обеспечить повышенную прибыльность и возможность захватить доминирующую долю рынка.

Она должна соответствовать общей стратегии фирмы в области НИР, гарантировать технический и коммерческий успех, обеспечивать достижение заданного уровня затрат, продаж, дохода, быть в необходимой мере обеспеченной ресурсами, гарантировать патентную чистоту новшеств, их экологическую и технологическую безопасность.

Для реализации инновационной стратегии необходимы значительные затраты на НИОКР и создание опытно-производственной базы. Поэтому и случае неудачи фирма может в течение долгого времени нести убытки.

Можно выделить следующие типы инновационных стратегий.

Во-первых, наступательная. Она предполагает активное вторжение в новые области рынка, создание новых рынков, что позволяет вытеснить конкурентов. Такая стратегия осуществляется на основе технологического скачка и достижения преимуществ в конкуренции за счет временного монопольного использования прогрессивных технологий. Она обеспечивает фирме место «законодателя мод».

Преимуществами наступательной стратегии являются:

1) получение сверхприбыли за счет высоких цен на новинки;

2) ограничение входа в отрасль конкурентов за счет монопольного положения, обеспечиваемого патентами, отсутствием аналогов и заменителей;

3) создание имиджа фирмы, использующей собственные изобретения.

Здесь нет задачи снижения себестоимости или дифференциации продукции; главное — опередить конкурентов и единолично занять благоприятную нишу. Следующие этой стратегии фирмы сталкиваются с двумя главными проблемами:

§ как быстрее окупить затраты на новшество и получить прибыль;

§ как уберечься от последователей и копировщиков.

Поэтому стратегия требует значительных издержек, особенно на начальных этапах осуществления, активного противодействия другим нововведениям, наличия потенциального спроса, высококвалифицированного персонала и руководства.

НТП ведет к тому, что даже лучшие компании могут лидировать в своей области лишь несколько лет. Если осознаны глубинные научно-технические факторы, можно определить, когда наступит технический и технологический предел развития, и нужно менять технологию. Это происходит, когда издержки производства на базе новых технологий оказываются ниже, чем на базе существующих.

Во-вторых, выжидательная стратегия следования за лидером. Она предполагает выход на рынок только после анализа причин успеха его действий и реализуется в двух формах:

§ использование инноваций вслед за ним с учетом его ошибок;

§ имитация новинок и копирование технологических подходов лидера (этим достигается экономия затрат на НИР и маркетинг). Здесь расходы на НИОКР невелики, но и прибыль также мала из-за незначительной доли рынка.

В-третьих, промежуточная стратегия, ориентирующаяся на заполнение ниши между конкурентами. Она предполагает применение известных технологий и решений в условиях специфического сегмента рынка или разработку для него собственных локальных инноваций. Обеспечивает лидерство в данном сегменте.

Недостаток ресурсов ограничивает возможность разработать и реализовать стратегии даже при наличии благоприятных условий.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.119.66 (0.01 с.)