Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 8.6. Стратегия инноваций↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Содержание понятия «инновация». Факторы, обусловливающие потребность в инновациях. Жизненный цикл инновации. Инновационный процесс и его основные этапы. Фундаментальные и прикладные разработки. Элементы стратегического управления инновационной деятельностью. Сущность инновационной стратегии. Основные типы инновационных стратегий. Термин «инновация» был введен в научный оборот известным экономистом Й. Шумпетером. Сегодня в него вкладывается два понятия. 1) Новшество — новый (усовершенствованный) продукт, услуга, технология, внедренные на рынок, в производственно-хозяйственную деятельность, потребление, общественную сферу и пр. 2) Нововведение — сам процесс внедрения такого новшества, который представляет собой совокупность последовательных действий по приспособлению продуктов научно-технической деятельности к практическому применению в различных сферах жизни человека. Опираясь на нововведения, фирмы имеют возможность перехватить у рынка инициативу в формировании механизма спроса. Поэтому к ним нужно подходить с точки зрения рыночной перспективы. Потребность в инновациях возникает под воздействием как внешних, так и внутренних факторов: обострения конкурентной борьбы, исчерпания существующей и появления новой технологии (технологического разрыва), необходимости завоевания новых рынков, изменения запросов потребителей, требований законодательства, роста затрат. Инновации создаются в результате интеллектуальной деятельности, которая превращает результаты исследований и открытий в новшества, принципиально отличающиеся от предыдущих образцов более высокими техническими, потребительскими, экономическими и иными свойствами, способствующие развитию технической или хозяйственной системы, достижению ею оптимального состояния. Инновационный процесс характеризуется значительной неопределенностью. В силу этого даже его тщательное планирование не позволяет повысить вероятность получения ожидаемых результатов, а сами они далеко не всегда адекватны затратам времени и средств. Любая инновация имеет свой жизненный цикл, который состоит из трех основных элементов: 1) периода от начала разработки до выхода новшества на рынок (стадия создания); 2) периода от выхода на рынок до прекращения выпуска; 3) периода устаревания (от снятия с производства до завершения эксплуатации у потребителей); здесь происходит исчерпание возможностей прежнего новшества и замещение его альтернативным. Возможность быстрого восприятия, производства и распространения новой продукции и услуг характеризует инновационную способность организации. Она обусловливается структурной характеристикой последней и не зависит от уровня развития науки и техники. Под инновационным процессом понимается единая цепь последовательных событий от исследований и разработок новой технической идеи до практического внедрения (коммерциализации) созданного на ее основе новшества. Он состоит из нескольких этапов, первым из которых являются фундаментальные исследования, сбор и систематизация информации по соответствующей проблеме о потребностях и тенденциях развития, отбор и определение возможности реализации перспективных идей. Фундаментальные исследования состоят из теоретических, которые формируют концептуальные подходы к проблеме, и поисковых, чьим результатом являются новые принципы создания изделий и технологий. Следующим этапом инновационного процесса являются прикладные исследования, направленные на определение и уточнение способов применения результатов предыдущего этапа. Они могут быть теоретическими и экспериментальными. Конечным результатом этапа является техническое задание, рекомендация, опытный образец. В рамках стадии опытно-конструкторских разработок, которые завершают научный цикл инновационной деятельности, происходит первичная материализация инноваций, создание новых образцов, пригодных для производственного и коммерческого использования. На завершающей стадии инновационного процесса происходит освоение производства нового изделия и его распространение среди потребителей. С точки зрения готовности выйти на рынок с новинками выделяют: 1) разведчиков. Это энергичные инноваторы, не боящиеся проигрыша, быстро реагирующие на новые идеи и целенаправленно их осуществляющие; 2) аналитиков. Они заимствуют идеи разведчиков и предлагают новые товары с улучшенными характеристиками, отдавая предпочтение инновации, а не имитации; 3) защитников. Хорошо зная как существующих, так и потенциальных покупателей, они остаются верными рынку или сегменту, одновременно выступая имитаторами и инноваторами; 4) ленивцев. Реагируют на конкурентные инициативы только в крайнем случае. Элементами стратегического управления инновационной деятельностью считаются: § определение ее основных задач (повышение качества выпускаемого товара; снижение себестоимости и цен за счет оптимизации затрат, расширения масштабов производства, внедрения новых технологий и пр.); § прогноз длительности и характера стадий жизненного цикла новшества; § исследование потенциального рынка для новых продуктов, его емкости и рациональный выбор целевых сегментов; § обеспечение патентной чистоты; § определение способов реализации, поиск поставщиков и возможностей кооперации с другими фирмами, в том числе с конкурентами; § выбор организационной формы производства; § планирование инновационной деятельности; § контроль над разработкой и внедрением новой продукции; § координация инновационной деятельности подразделений; § обеспечение программ нововведений финансовыми и материальными ресурсами, персоналом; § создание временных целевых групп для комплексного решения инновационных проблем. Инновационная стратегия ориентирована на приобретение конкурентных преимуществ с помощью создания принципиально новых товаров и технологий, не имеющих на рынке аналогов, или удовлетворения потребностей новым способом, что должно обеспечить повышенную прибыльность и возможность захватить доминирующую долю рынка. Она должна соответствовать общей стратегии фирмы в области НИР, гарантировать технический и коммерческий успех, обеспечивать достижение заданного уровня затрат, продаж, дохода, быть в необходимой мере обеспеченной ресурсами, гарантировать патентную чистоту новшеств, их экологическую и технологическую безопасность. Для реализации инновационной стратегии необходимы значительные затраты на НИОКР и создание опытно-производственной базы. Поэтому и случае неудачи фирма может в течение долгого времени нести убытки. Можно выделить следующие типы инновационных стратегий. Во-первых, наступательная. Она предполагает активное вторжение в новые области рынка, создание новых рынков, что позволяет вытеснить конкурентов. Такая стратегия осуществляется на основе технологического скачка и достижения преимуществ в конкуренции за счет временного монопольного использования прогрессивных технологий. Она обеспечивает фирме место «законодателя мод». Преимуществами наступательной стратегии являются: 1) получение сверхприбыли за счет высоких цен на новинки; 2) ограничение входа в отрасль конкурентов за счет монопольного положения, обеспечиваемого патентами, отсутствием аналогов и заменителей; 3) создание имиджа фирмы, использующей собственные изобретения. Здесь нет задачи снижения себестоимости или дифференциации продукции; главное — опередить конкурентов и единолично занять благоприятную нишу. Следующие этой стратегии фирмы сталкиваются с двумя главными проблемами: § как быстрее окупить затраты на новшество и получить прибыль; § как уберечься от последователей и копировщиков. Поэтому стратегия требует значительных издержек, особенно на начальных этапах осуществления, активного противодействия другим нововведениям, наличия потенциального спроса, высококвалифицированного персонала и руководства. НТП ведет к тому, что даже лучшие компании могут лидировать в своей области лишь несколько лет. Если осознаны глубинные научно-технические факторы, можно определить, когда наступит технический и технологический предел развития, и нужно менять технологию. Это происходит, когда издержки производства на базе новых технологий оказываются ниже, чем на базе существующих. Во-вторых, выжидательная стратегия следования за лидером. Она предполагает выход на рынок только после анализа причин успеха его действий и реализуется в двух формах: § использование инноваций вслед за ним с учетом его ошибок; § имитация новинок и копирование технологических подходов лидера (этим достигается экономия затрат на НИР и маркетинг). Здесь расходы на НИОКР невелики, но и прибыль также мала из-за незначительной доли рынка. В-третьих, промежуточная стратегия, ориентирующаяся на заполнение ниши между конкурентами. Она предполагает применение известных технологий и решений в условиях специфического сегмента рынка или разработку для него собственных локальных инноваций. Обеспечивает лидерство в данном сегменте. Недостаток ресурсов ограничивает возможность разработать и реализовать стратегии даже при наличии благоприятных условий.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.198.181 (0.007 с.) |