ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ НА РЫНКЕ.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ НА РЫНКЕ.



Для оценки состояния конкурентной среды на рынках проводится расчетно-аналитическая работа в несколько этапов:

Этап 1. Продуктовые границы товарного рынка. Определение продуктовых границ рынка представляет собой процедуру определения товара (его потребительских свойств), товаров-заменителей и формирования товарной группы (группы товаров, рынки которых расцениваются как один товарный рынок). В основе определения продуктовых границ рынка должно лежать мнение покупателей о взаимозаменяемости товаров, составляющих одну товарную группу.

Этап 2. Определение состава продавцов и покупателей. Выявляются все продавцы, функционирующие на товарном рынке, для которого определены продуктовые границы. Определяются все группы покупателей, приобретающих товар у конкретного продавца. Группировку покупателей следует производить по способам приобретения ими конкретного товара.

Этап 3. Географические границы товарного рынка. Географические границы товарного рынка определяются экономическими, технологическими, административными барьерами, ограничивающими возможности участия покупателей в приобретении данного товара на рассматриваемой территории. Географические границы товарного рынка определяют территорию, на которой покупатели из выделенной группы имеют экономическую возможность приобрести рассматриваемый товар и не имеют такой возможности за пределами этой территории.

Этап 4. Определение объема товарных ресурсов рынка и доли хозяйствующего субъекта на рынке. Количественной характеристикой объема товарных ресурсов рынка является общий объем реализации (поставки) товара в географических границах рынка выделенной группе покупателей в стоимостных и (или) натуральных показателях.

Этап 5. Доля хозяйствующего субъекта - продавца на рассматриваемом товарном рынке определяется как отношение реализованной им на рынке товарной продукции к общему объему реализации (поставки) товара.

Этап 6. Количественные показатели структуры товарного рынка. Количественными показателями, характеризующими структуру товарного рынка, являются:

- численность продавцов, действующих на данном товарном рынке;

- доли, занимаемые продавцами на данном товарном рынке;

- показатели рыночной концентрации.

а) Коэффициент рыночной концентрации (CR). Рассчитывается как процентное отношение реализации (поставки) продукции определенным числом крупнейших продавцов к общему объему реализации (поставки) на данном товарном рынке.

Рекомендуется использовать уровень концентрации трех (CR-3), четырех (CR-4), шести (CR-6), восьми (CR-8), десяти (CR-10), двадцати пяти (CR-25) крупнейших продавцов.

б) Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (ННI). Рассчитывается как сумма квадратов долей, занимаемых на рынке всеми действующими на нем продавцами.

В соответствии с различными значениями коэффициентов концентрации и индексов Герфиндаля-Гиршмана выделяются три типа рынка:

I тип - высококонцентрированные рынки: при 70 проц. < CR-3 < 100 проц.; 2000 < HHI < 10000;

II тип - умеренно концентрированные рынки: при 45 проц. < CR-3 < 70 проц.; 1000 < HHI < 2000;

III тип - низкоконцентрированные рынки: при CR-3 < 45 проц.; HHI < 1000.

Этап 7. Качественные показатели структуры рынка (барьеры входа на рынок).

7.1. Качественными показателями, характеризующими структуру рынка являются:

- наличие (или отсутствие) барьеров входа на рынок для потенциальных конкурентов, степень их преодолимости;

- открытость рынка для межрегиональной и международной торговли.

Рекомендуется анализировать следующие барьеры входа на рынок потенциальных конкурентов:

- Экономические и организационные ограничения.

- Административные ограничения.

- Неразвитость рыночной инфраструктуры.

- Влияние вертикального объединения действующих организаций на рынке.

- Стратегия поведения действующих на рынке хозяйствующих субъектов.

- Барьеры, связанные с эффектом масштаба.

- Барьеры, основанные на абсолютном превосходстве в уровне затрат.

- Экологические ограничения.

- Ограничения по спросу.

- Барьеры капитальных затрат или объемы первоначальных инвестиций, необходимых для входа на товарный рынок.

При оценке степени преодолимости барьеров входа на рынок, рекомендуется использовать критерии:

- своевременности;

- вероятности;

- достаточности входа на рынок новых субъектов.

Этап 8. Рыночный потенциал хозяйствующего субъекта.

Под термином рыночный потенциал понимается возможность хозяйствующего субъекта оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке и (или) затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам, и не связанная напрямую с долей хозяйствующего субъекта на товарном рынке.

Рыночный потенциал хозяйствующего субъекта может быть связан с наличием его доминирующего положения на рынке. Однако, на отдельных товарных рынках возникают ситуации, когда хозяйствующий субъект с долей на рынке менее 35% обладает рыночным потенциалом по отношению к другим хозяйствующим субъектам на этом же товарном рынке.

В таблице приведены основные критерии различных форм рынков, которыми можно воспользоваться при окончательном формировании оценки конкурентной среды.

Параметры рынка формы рынков
совершенная конкуренция монополистическая конкуренция олигополия монополия
1. Количество производителей много много, но товар каждого из них имеет существенные отличия мало (2-8) один
2. Сила конкуренции очень сильная сильная слабая отсутствует
3. Доли на рынке малые малые большие весь рынок
4. Доступ к рынку открыт затруднен затруднен блокирован
5. Объем продаж определяется конкурентоспособностью и спросом на товар определяется конкурентоспособностью и сговором участников определяется конкурентоспособностью и сговором участников определяется спросом
6. Политика ценообразования на основе закона спроса и предложения на основе спроса и конкурентоспособности определяется спросом и конкурентоспособностью определяется производителем / продавцом
7. Роль качества и конкуренции очень высокая очень высокая высокая определяется ситуацией
8. Роль рекламы в продвижении товара высокая высокая очень высокая определяется ситуацией
9. Ориентировочная норма прибыли производителя незначительная 2-8% 8-20% более 20%
10. Эффективность использования ресурсов очень высокая высокая средняя низкая

 

По результатам проведенного анализа делаются выводы о развитости или неразвитости конкуренции на рынке, для выбора наиболее оптимальной стратегии поведения предприятия на нем.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.2.190 (0.006 с.)