Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Работа 6. Состав клеточного сока↑ Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ российский государственный аграрный университет – МСха имени К.А. Тимирязева Факультет садоводства и ландшафтной архитектуры Кафедра ботаники
Л.Н. Козловская, А.В. Чичёв
Ботаника Часть 1 Рабочая тетрадь
20____/20_____ уч. год
Ф.И.О. студента ______________________________________________________
Факультет ______________________________________________________
Группа ______________________________________________________
Преподаватель(и) 1 семестр __________________________________
Преподаватель(и) 2 семестр __________________________________
Москва ИздательствоРГАУ – МСХА УДК 581.14 + 581.16 +581.3 + 581.4 + 581.5 (083.131) ББК 28.55+28.56я81 Ботаника. Часть 1: Рабочая тетрадь / Составители: Л.Н. Козловская, А.В.Чичёв, М.: Издательство РГАУ-МСХА, 2015. 81 с. Рабочая тетрадь предназначена для лабораторно-практических занятий по курсу «Ботаника». В ней представлены основные теоретические понятия, рисунки или схемы препаратов, которые необходимо изучить под микроскопом. Она составлена с учетом требований ФГОС ВО к обязательному минимуму содержания по дисциплине «Ботаника» подготовки бакалавров очной и очно-заочной форм обучения по направлениям: 05.03.06 – «Экология и природопользование», 06.03.01 – «Биология», 19.03.01 – «Биотехнология», 35.03.01 – «Лесное дело», 35.03.03 – «Агрохимия и агропочвоведение», 35.03.04 – «Агрономия», 35.03.05 – «Садоводство», 35.03.07 – «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции», 35.03.10 – «Ландшафтная архитектура», и рабочих программ по ботанике. Рекомендовано к изданию Учебно-методической комиссией факультета садоводства и ландшафтной архитектуры (протокол № 10 от «08» июня 2015 г.).
© Козловская Л.Н., Чичёв А.В., © ФГБОУ ВО РГАУ-МСХА им. К.А Тимирязева, 2015 © ИздательствоРГАУ – МСХА, 2015
Оценки за ведение рабочей тетради
К зачёту (экзамену) допускается
1 семестр. Преподаватель _________ (___________) «____»___________20__г.
2 семестр. Преподаватель _________ (___________) «____»___________20__г.
Оглавление
Введение. 6 Тема. Компоненты растительной клетки. 8 Работа 1. Клетки "листа" мха Мния остроконечного (Mníum cuspidátum Hedw.). 8 Работа 2. Хромопласты в клетках мякоти плодов Рябины обыкновенной - Sórbus aucupária L., ландыша майского – Convallária majális L.. 8 Работа 3. Крахмальные зерна (лейкопласты с крахмалом) вторичного запасного крахмала клубня картофеля (Solánum tuberósum L.) и Крахмальные зерна из клеток эндосперма и зародыша семени. 9 Работа 4. Запасные вещества в клетках эндосперма зерновки Пшеницы твердой (Tríticum dúrum Desf.). 10 Работа 5. Запасной полисахарид-инулин в клетках клубня земляной груши – топинамбура, Подсолнечника клубненосного (Heliánthus tuberósus L.) 11 Работа 6. Состав клеточного сока. 12 Работа 7. Строение клеточной стенки. 14 Работа 8. Видоизменения клеточной стенки. 15 Работа 9 Митоз в клетках кончика корня Лука репчатого (Állium cépa L.) 16 Вопросы для самоконтроля и подготовки к коллоквиуму и зачету. 17 Раздел 2. Гистология. 18 Работа 1. Покровные ткани. 19 Работа 2. Механические ткани. 22 Работа 3. Проводящие ткани и проводящие пучки. 23 Вопросы для самоконтроля и подготовки к коллоквиуму и зачету. 26 Раздел 3. Морфология и анатомия вегетативных органов растения. 27 Тема: Корень. Корнеплоды. 27 Работа 1. Структурно-функциональные зоны растущего корня. 27 Работа 2. Первичное анатомическое строение корня Ириса германского (Íris germánica L.). 27 Работа 3. Вторичное строение корня Тыквы обыкновенной (Cucúrbita pépo L.). 28 Работа 4. Морфология корнеплодов. 29 Работа 5. Вторичное анатомическое строение монокамбиальных корнеплодов. 30 Работа 6 Анатомическое строение поликамбиального корнеплода Свёклы обыкновенной - Béta vulgáris L. 31 Вопросы для самоконтроля и подготовки к коллоквиуму и зачету. 32 Тема - Стебель. 33 Работа 1. Первичное анатомическое строение стебля однодольных растений. 33
Работа 2. Вторичное анатомическое строение стебля травянистых двудольных растени 35 Работа 3. Строение стебля двудольного древесного растения Липы сердцелистной (Tília cordáta Mill.). 37 Работа 4. Рассеяннососудистая древесина стебля Яблони домашней - Málus doméstica Borkh.. 38 Работа 5. Строение стебля хвойного растения. 39 Работа 6. Макроскопическое строение ствола дерева на спиле - поперечный срез. 41 Вопросы для самоконтроля и подготовки к коллоквиуму и зачету. 42 Тема Лист. 43 Работа 1. Морфология листьев. 43 Работа 2. Анатомическое строение дорсовентрального листа Камелии японской (Caméllia japónica L.) 44 Работа 3. Анатомическое строение хвоинки Сосны обыкновенной (Pínus sylvéstris L.). 44 Вопросы для самоконтроля и подготовки к коллоквиуму и зачету. 45 Тема. Метаморфозы вегетативных органов. 46 Работа 1. Метаморфозы корня. 46 Работа 2. Метаморфозы листа. 47 Работа 3. Метаморфозы побега. 48 Вопросы для самоконтроля и подготовки к коллоквиуму и зачету. 54 Раздел 4. Размножение. 55 Тема. Цветок. Соцветие. 55 Работа 1. Разнообразие строения околоцветника. 56 Работа 2. Строение тычинки и анатомическое строение пыльника. 60 Работа 3. Типы Гинецея. Семязачаток. 61 Работа 4. Соцветие. 63 Вопросы для самоконтроля и подготовки к коллоквиуму и зачету. 64 Тема. Семена, проростки, плоды. 65 Работа 1. Строение семян. 65 Работа 2. Проростки 66 Работа 3. Плоды. 67 Вопросы для самоконтроля и подготовки к коллоквиуму и зачету. 73 Источники рисунков. 74
Введение Рабочая тетрадь по курсу «Ботаника» предназначены для студентов очной и очно-заочной форм обучения факультетов садоводства и ландшафтной архитектуры, агрономии и биотехнологии, технологического, почвоведения, агрохимии и экологии, зоотехнии и биологии. Рабочая тетрадь написана с учетом требований к обязательному минимуму содержания по дисциплине «Ботаника» Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования подготовки бакалавров по направлениям: 05.03.06 – «Экология и природопользование», профиль – Экология; 06.03.01 – «Биология», профиль – Кинология и Охотоведение; 19.03.01 – «Биотехнология»; 35.03.01 – «Лесное дело», профиль – Лесное хозяйство; 35.03.03 – «Агрохимия и агропочвоведение», с профилями: Агроэкология, Почвоведение и агроэкологическая оценка земель; Питание растений и качество урожая; Сельскохозяйственная радиология; Сельскохозяйственная микробиология; Агропочвоведение и агроэкологическая оценка земель (прикладной бакалавриат); 35.03.04 – «Агрономия», с профилями: Агробизнес; Защита растений; Луговые ландшафты и газоны; Селекция и генетика сельскохозяйственных культур, Защита растений и фитосанитарный контроль (прикладной бакалавриат); 35.03.05 – «Садоводство», с профилями: Плодоводство; Овощеводство; Виноградарство и виноделие; Декоративное садоводство и флористика; Производство и переработка лекарственного и эфиромасличного сырья; Генетика, селекция и биотехнология садовых культур, Тепличное садоводство (прикладной бакалавриат); 35.03.07 – «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции», с профилями: Технология производства, хранения и переработки продукции растениеводства; Технология производства, хранения и переработки продукции животноводства; Технология производства, хранения и переработки продукции плодоводства и овощеводства; 35.03.10 – «Ландшафтная архитектура», с профилями: Ландшафтное строительство; Декоративное растениеводство; Газоноведение, и рабочих программ по ботанике. В результате изучения курса ботаники студент должен иметь представление об анатомических и морфологических особенностях организации растений, сформированное преимущественно на представителях возделываемых культур, строении генеративных органов, формировании и распространении семян и плодов, а также иметь представление о растении как целостной структурно-функциональной системе, адаптированной в ходе эволюции к определенным условиям среды обитания.
В результате изучения предмета студент должен знать: - анатомию, морфологию, систематику, закономерности происхождения и изменения растений; - структуру основных вегетативных органов покрытосеменных, их метаморфозов на клеточном, тканевом и органном уровнях; строение генеративных органов покрытосеменных и процесс образования семян и плодов; строение растений; многообразие мира растений, эволюцию их структурно-функциональной организации в ходе приспособления к изменяющимся условиям жизни на Земле. Студент должен уметь (иметь навыки): - распознавать культурные и дикорастущие растения по морфологическим признакам; - распознавать в полевых условиях наиболее типичные растения местной флоры, выявлять систематическое положение и видовую принадлежность растений с помощью определителей, осуществлять камеральную обработку природного материала, производить морфологические описания, оформлять отчетные материалы.
Дата: «___» ____________ 201___
Работа 3. Крахмальные зерна (лейкопласты с крахмалом) вторичного запасного крахмала клубня картофеля (Solánum tuberósum L.) (рис. 3а) и Крахмальные зерна из клеток эндосперма и зародыша семени (рис. 3б).
Обозначьте типы крахмальных зерен.
А. Крахмальные зерна из клеток клубня картофеля – Solánum tuberósum L. Рис. 3а. Крахмальные зерна (кз) 1- простые эксцентрические кз, 2- простые концентрические кз, 3 – полусложные кз, 4 – сложные кз, 5 – слои крахмала, 6 - центр крахмалообразования (хилум)
Б. Крахмальные зерна из клеток эндосперма и зародыша семени Рис. 3б. Крахмальные зерна (кз) 1- простые эксцентрические кз, 2- простые концентрические кз, 3 – полусложные кз, 4 – сложные кз, 5 – слои крахмала, 6 - центр крахмалообразования (хилум) 9
Работа 4. Запасные вещества в клетках эндосперма зерновки Пшеницы твердой (Tríticum dúrum Desf.).
Рис. 4. Алейроновые (протеиновые) и крахмальные зёрна на поперечном срезе зерновки пшеницы твёрдой - Tríticum dúrum Desf. Раскрасьте и обозначьте: 1 – околоплодник, сросшийся с кожурой семени, 2 – эндосперм, 3 - алейроновый слой, 4 - алейроновые зерна, 5 - крахмальные зерна, 6 – клетки крахмалистой части эндосперма 10
Работа 5. Запасной полисахарид-инулин в клетках клубня земляной груши – топинамбура, Подсолнечника клубненосного (Heliánthus tuberósus L.) (рис. 5).
Рис. 5. Сферокристалл в клетках Подсолнечника клубненосного, топинáмбура, Heliánthus tuberósus L. Раскрасьте и обозначьте: 1 - клетки клубня, 2 – сферокристаллы 11
Раздел 2. Гистология
Тема. Образовательные ткани (меристемы)
Дата: «___» ____________ 201___ Заполните таблицу 2. Таблица 2 Классификация образовательных тканей
Тема. Постоянные ткани Дата: «___» ____________ 201___
Работа 1. Покровные ткани
1.1. Эпидерма листа (рис. 11)
Рис. 11. Эпидерма листа Гороха посевного- Písum satívum L. Раскрасьте и обозначьте: 1 - основные клетки эпидермы, 2 - замыкающие клетки, 3 - устьичная щель, 4 - подустьичная полость, 5 - вакуоль, 6 - цитоплазма, 7 - хлоропласты
19
А
Б Рис. 12. Поперечный срез перидермы Бузины кистевидной, или красной – Sambúcus racemósa L.: А - участок перидермы; Б - чечевичка Раскрасьте и обозначьте: 1 - отмирающая эпидерма, 2. - замыкающий слой чечевички, 3 - выполняющие клетки чечевички, 4 – феллема, 5 – феллоген, 6 – феллодерма 7-перидерма
Дата: «___» ____________ 201___
Тема - Стебель.
Дата: «___» ____________ 201___
Раздел 4. Размножение
Репродуктивные (генеративные) органы у покрытосеменных (цветковых) растений - цветок, плод, семя.
Тема. Цветок. Соцветие.
Дата: «___» ____________ 201___
Формула цветков. Характеристику цветка можно дать сокращенно в виде формулы, при составлении которой используют начальные буквы латинского названия его частей, а так же цифры и знаки. * - цветок правильный (полисимметричный, актиноморфный) ↑ - цветок неправильный (моносимметричный, зигоморфный) Са - Calyx чашечка состоит из чашелистиков Со - Corolla - венчик, состоит из лепестков Р - Perigonium - простой околоцветник, состоит из листочков или долей. Он бывает чашечковидный - зеленый, венчиковидный, окрашенный в какой либо но не зеленый цвет. А - Androeceum - андроцей, совокупность тычинок G- Gynoeceum - гинецей, совокупность плодолистиков 1... 12 - число одноименных элементов цветка () - срастание G n завязь верхняя, число плодолистиков - над чертой Gñ завязь нижняя, число плодолистиков - под чертой, , - одноименные, но морфологически различные части цветка, расположенные в одном круге + - одноименные части цветка, расположенные в разных кругах
55 Работа 4. Соцветие. Рис. 66. Простые моноподиальные соцветия. 1- кисть у черёмухи (Padus sp.), 2 - колос у подорожника (Plantágo sp.), 3 - початок у белокрыльника (Árum sp.), 4 - зонтик у лука (Állium sp.), 5 - головка у клевера (Trifólium sp.), 6 – корзинка у подсолнечника (Heliánthus sp.), 7 - щиток у вишни (Cerásus sp.) Рис. 67. Сложные моноподиальные соцветия. 1 - сложный зонтик у Борщевика сибирского (Herácleum sibiricum), 2 – метелка у овса (Avéna satíva), 3 – сложный щиток у Тысячелистника обыкновенного(Achilléa millefolium), у рябины (Sorbus aucuparia), 4 - сложный колос у ржи (Secále cereále)
Рис. 68. Симподиальные соцветия 1 – монохазий (извилина) ушпажника (Gladíolus sp.), 2 – монохазий (завиток) у незабудки (Myosótis sp.), 3– дихазий у звездчатки (Stellária sp.), 4 – плейохазий у молочая (Euphórbia sp.) 63 Вопросы для самоконтроля и подготовки к коллоквиуму и зачету 1. Что такое цветок? Перечислите его части. 2. Назовите типы околоцветников. 3. Что называют андроцеем? Как устроена тычинка? 4. Что такое микроспорогенез? Где и как он протекает? Каково развитие и строение пыльцы (мужского гаметофита)? 5. Какие бывают типы гинецея? Как устроен пестик и семязачаток? 6. Что такое мегаспорогенез? Где и как он протекает? Как развивается зародышевый мешок (женский гаметофит)? 7. Что такое амфимиксис? Апомиксис? 8. Каковы принципы классификации соцветий?
Работа 1. Строение семян. Рис. 69. Строение семени Фасоли обыкновенной (Phaséolus vulgáris L.) Раскрасьте и обозначьте: 1 – зародышевый корешок, 2 – семявход (микропиле), 3 – рубчик, 4 – семяшов, 5 – семенная кожура, 6 – почечка, 7 – семядоли, 8 - стебелёк
Рис. 70. Зерновка пшеницы Раскрасьте и обозначьте: 1 – хохолок, 2 – зародыш, 3 – околоплодник и кожура семени, 4 – алейроновый слой эндосперма, 5 – крахмальная часть эндосперма, 6 – щиток, 7 - колеоптиль, 8 – зачатки листьев, 9 – конус нарастания, 10 - эпибласт, 11 – стебелек, 12 – корешок, 13 – колеориза, 14 – корневой чехлик
Дата: «___» ____________ 201___ Работа 2. Проростки.
Дата: «___» ____________ 201___
Работа 3. Плоды.
Простые плоды
Рис. 73. Простые, сухие, многосемянные, вскрывающиеся плоды Раскрасьте и обозначьте: 1 – листовка сокирки полевые (Consólida regális S.F. Gray ), 2 – боб гороха посевного- Písum satívum L .; 3 – стручок капусты огородной - Brássica olerácea L.; 4 – стручочек ярутки полевой - Thláspi arvénse L.;5 – коробочка мака- Papáver sp ., 6 - коробочка белены - Hyoscýamus sp.; 7 – коробочка хлопчатника обыкновенного – Gossýpium hirsútum L. 67
Рис. 74. Простые, сухие, односемянные невскрывающиеся плоды Раскрасьте и обозначьте: 1 - зерновка, 2 – семянка подсолнечника однолетнего, 3 семянка одуванчика лекарственного (с летучкой); 4– – крылатка вяза, 5 – крылатка ясеня; 6 – орех лещины: а – с плюской, б – без плюски
Рис. 75. Простые сочные многосемянные ягодовидные плоды Раскрасьте и обозначьте: А – ягода картофеля - Solánum tuberósum L. - поперечный разрез; Б – померанец мандарина – Cítrus únshiu Marc .: 1 – побег с плодами, 2 – поперечный разрез плода (схема); В – яблоко яблони домашней - Málus doméstica Borkh. – продольный разрез. а, б, в – экзо-, мезо- и эндокарп, г – семя, д – цветочная трубка
69
Рис. 76. Простые, сочные односемянные плоды Раскрасьте и обозначьте: А – костянка: 1. сливы домашней – Prúnus doméstica L., 2 – Персика обыкновенного – Pérsica vulgáris Mill. Б –сухая костянка грецкого ореха – Júglans régia L., 3- внешний вид плода с растрескавшимся экзо- и мезокарпом, 4 – вскрытый плод с семенем; а, б, в –экзо-, мезо- и эндокарп, г - семя
70
Рис. 77. Простые, сухие, многосемянные, распадающиеся плоды Раскрасьте и обозначьте: А – дробные: двукрылатка клена – ácer sp. Б – членистые: стручок редьки дикой - Ráphanus raphanístrum L.
71
Рис. 78. Сборные плоды Раскрасьте и обозначьте: 1 – сборный орешек земляники – Fragáriasp ., 2 – сборный орешек шиповника – Rósa sp ., 3 – сборная костянка малины обыкновенной - Rúbus idaéus L., побег с плодами, 4 – сборная костянка малины обыкновенной - Rúbus idaéus L. продольный разрез плода (схема); 5 – сборная листовка водосбора обыкновенного- Aquilégia vulgáris L. а – чашечка, б – цветоложе, в – орешки, г – гипантий, д - костянки
72
Рис. 79. Соплодия Раскрасьте и обозначьте: 1. тутовая ягода шелковицы (Morus sp.), 2.соплодие ананаса (Ananas sp.), 3. сиконий - грушевидное соплодие инжира или смоковницы (Ficus carica L.)
Вопросы для самоконтроля и подготовки к коллоквиуму и зачету 1. Из чего и после какого процесса образуются семена? 2. Из каких частей состоит семя? С чем связана их классификация? 3. Какие виды растений при прорастании выносят семядоли на поверхность почвы? Какие не выносят? 4. Из каких частей цветка образуются плоды? 5. Каковы принципы классификации плодов? 6. Из каких частей состоит околоплодник? 7. С чем связано деление плодов на простые и сборные-сложные? Что такое соплодия?
Источники рисунков
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 430; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.27.70 (0.013 с.) |