Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работа 6. Состав клеточного сока

Поиск

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

российский государственный аграрный университет –

МСха имени К.А. Тимирязева

Факультет садоводства и ландшафтной архитектуры

Кафедра ботаники

 

Л.Н. Козловская, А.В. Чичёв

 

Ботаника

Часть 1

Рабочая тетрадь

 

20____/20_____ уч. год

 

 

Ф.И.О. студента ______________________________________________________

 

Факультет ______________________________________________________

 

Группа ______________________________________________________

 

 

Преподаватель(и) 1 семестр __________________________________

 

Преподаватель(и) 2 семестр __________________________________

 

Москва

ИздательствоРГАУ – МСХА


УДК 581.14 + 581.16 +581.3 + 581.4 + 581.5 (083.131)

ББК 28.55+28.56я81

Ботаника. Часть 1: Рабочая тетрадь / Составители: Л.Н. Козловская, А.В.Чичёв, М.: Издательство РГАУ-МСХА, 2015. 81 с.

Рабочая тетрадь предназначена для лабораторно-практических занятий по курсу «Ботаника». В ней представлены основные теоретические понятия, рисунки или схемы препаратов, которые необходимо изучить под микроскопом. Она составлена с учетом требований ФГОС ВО к обязательному минимуму содержания по дисциплине «Ботаника» подготовки бакалавров очной и очно-заочной форм обучения по направлениям: 05.03.06 – «Экология и природопользование», 06.03.01 – «Биология», 19.03.01 – «Биотехнология», 35.03.01 – «Лесное дело», 35.03.03 – «Агрохимия и агропочвоведение», 35.03.04 – «Агрономия», 35.03.05 – «Садоводство», 35.03.07 – «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции», 35.03.10 – «Ландшафтная архитектура», и рабочих программ по ботанике.

Рекомендовано к изданию Учебно-методической комиссией факультета садоводства и ландшафтной архитектуры (протокол № 10 от «08» июня 2015 г.).

 

 

© Козловская Л.Н., Чичёв А.В.,

© ФГБОУ ВО РГАУ-МСХА

им. К.А Тимирязева, 2015

© ИздательствоРГАУ – МСХА, 2015


 

Оценки за ведение рабочей тетради

 

раздел дата оценка преподаватель
1. Цитология      
2. Гистология      
3. Морфология и анатомия вегетативных орг анов      
4. Размножение      
5. Низшие растения      
6. Высшие споровые растения      
7. Голосеменные растения      
8. Систематика цветковых растений      

 

К зачёту (экзамену) допускается

 

 

1 семестр. Преподаватель _________ (___________) «____»___________20__г.

 

 

2 семестр. Преподаватель _________ (___________) «____»___________20__г.

 

 


Оглавление

 

Введение. 6

Тема. Компоненты растительной клетки. 8

Работа 1. Клетки "листа" мха Мния остроконечного (Mníum cuspidátum Hedw.). 8

Работа 2. Хромопласты в клетках мякоти плодов Рябины обыкновенной - Sórbus aucupária L., ландыша майского – Convallária majális L.. 8

Работа 3. Крахмальные зерна (лейкопласты с крахмалом) вторичного запасного крахмала клубня картофеля (Solánum tuberósum L.) и Крахмальные зерна из клеток эндосперма и зародыша семени. 9

Работа 4. Запасные вещества в клетках эндосперма зерновки Пшеницы твердой (Tríticum dúrum Desf.). 10

Работа 5. Запасной полисахарид-инулин в клетках клубня земляной груши – топинамбура, Подсолнечника клубненосного (Heliánthus tuberósus L.) 11

Работа 6. Состав клеточного сока. 12

Работа 7. Строение клеточной стенки. 14

Работа 8. Видоизменения клеточной стенки. 15

Работа 9 Митоз в клетках кончика корня Лука репчатого (Állium cépa L.) 16

Вопросы для самоконтроля и подготовки к коллоквиуму и зачету. 17

Раздел 2. Гистология. 18

Работа 1. Покровные ткани. 19

Работа 2. Механические ткани. 22

Работа 3. Проводящие ткани и проводящие пучки. 23

Вопросы для самоконтроля и подготовки к коллоквиуму и зачету. 26

Раздел 3. Морфология и анатомия вегетативных органов растения. 27

Тема: Корень. Корнеплоды. 27

Работа 1. Структурно-функциональные зоны растущего корня. 27

Работа 2. Первичное анатомическое строение корня Ириса германского (Íris germánica L.). 27

Работа 3. Вторичное строение корня Тыквы обыкновенной (Cucúrbita pépo L.). 28

Работа 4. Морфология корнеплодов. 29

Работа 5. Вторичное анатомическое строение монокамбиальных корнеплодов. 30

Работа 6 Анатомическое строение поликамбиального корнеплода Свёклы обыкновенной - Béta vulgáris L. 31

Вопросы для самоконтроля и подготовки к коллоквиуму и зачету. 32

Тема - Стебель. 33

Работа 1. Первичное анатомическое строение стебля однодольных растений. 33

 


Работа 2. Вторичное анатомическое строение стебля травянистых двудольных растени 35

Работа 3. Строение стебля двудольного древесного растения Липы сердцелистной (Tília cordáta Mill.). 37

Работа 4. Рассеяннососудистая древесина стебля Яблони домашней - Málus doméstica Borkh.. 38

Работа 5. Строение стебля хвойного растения. 39

Работа 6. Макроскопическое строение ствола дерева на спиле - поперечный срез. 41

Вопросы для самоконтроля и подготовки к коллоквиуму и зачету. 42

Тема Лист. 43

Работа 1. Морфология листьев. 43

Работа 2. Анатомическое строение дорсовентрального листа Камелии японской (Caméllia japónica L.) 44

Работа 3. Анатомическое строение хвоинки Сосны обыкновенной (Pínus sylvéstris L.). 44

Вопросы для самоконтроля и подготовки к коллоквиуму и зачету. 45

Тема. Метаморфозы вегетативных органов. 46

Работа 1. Метаморфозы корня. 46

Работа 2. Метаморфозы листа. 47

Работа 3. Метаморфозы побега. 48

Вопросы для самоконтроля и подготовки к коллоквиуму и зачету. 54

Раздел 4. Размножение. 55

Тема. Цветок. Соцветие. 55

Работа 1. Разнообразие строения околоцветника. 56

Работа 2. Строение тычинки и анатомическое строение пыльника. 60

Работа 3. Типы Гинецея. Семязачаток. 61

Работа 4. Соцветие. 63

Вопросы для самоконтроля и подготовки к коллоквиуму и зачету. 64

Тема. Семена, проростки, плоды. 65

Работа 1. Строение семян. 65

Работа 2. Проростки 66

Работа 3. Плоды. 67

Вопросы для самоконтроля и подготовки к коллоквиуму и зачету. 73

Источники рисунков. 74

 


Введение

Рабочая тетрадь по курсу «Ботаника» предназначены для студентов очной и очно-заочной форм обучения факультетов садоводства и ландшафтной архитектуры, агрономии и биотехнологии, технологического, почвоведения, агрохимии и экологии, зоотехнии и биологии.

Рабочая тетрадь написана с учетом требований к обязательному минимуму содержания по дисциплине «Ботаника» Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования подготовки бакалавров по направлениям:

05.03.06 – «Экология и природопользование», профиль – Экология;

06.03.01 – «Биология», профиль – Кинология и Охотоведение;

19.03.01 – «Биотехнология»;

35.03.01 – «Лесное дело», профиль – Лесное хозяйство;

35.03.03 – «Агрохимия и агропочвоведение», с профилями: Агроэкология, Почвоведение и агроэкологическая оценка земель; Питание растений и качество урожая; Сельскохозяйственная радиология; Сельскохозяйственная микробиология; Агропочвоведение и агроэкологическая оценка земель (прикладной бакалавриат);

35.03.04 – «Агрономия», с профилями: Агробизнес; Защита растений; Луговые ландшафты и газоны; Селекция и генетика сельскохозяйственных культур, Защита растений и фитосанитарный контроль (прикладной бакалавриат);

35.03.05 – «Садоводство», с профилями: Плодоводство; Овощеводство; Виноградарство и виноделие; Декоративное садоводство и флористика; Производство и переработка лекарственного и эфиромасличного сырья; Генетика, селекция и биотехнология садовых культур, Тепличное садоводство (прикладной бакалавриат);

35.03.07 – «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции», с профилями: Технология производства, хранения и переработки продукции растениеводства; Технология производства, хранения и переработки продукции животноводства; Технология производства, хранения и переработки продукции плодоводства и овощеводства;

35.03.10 – «Ландшафтная архитектура», с профилями: Ландшафтное строительство; Декоративное растениеводство; Газоноведение, и рабочих программ по ботанике.

В результате изучения курса ботаники студент должен иметь представление об анатомических и морфологических особенностях организации растений, сформированное преимущественно на представителях возделываемых культур, строении генеративных органов, формировании и распространении семян и плодов, а также иметь представление о растении как целостной структурно-функциональной системе, адаптированной в ходе эволюции к определенным условиям среды обитания.

 

 


В результате изучения предмета студент должен знать:

- анатомию, морфологию, систематику, закономерности происхождения и изменения растений;

- структуру основных вегетативных органов покрытосеменных, их метаморфозов на клеточном, тканевом и органном уровнях; строение генеративных органов покрытосеменных и процесс образования семян и плодов; строение растений; многообразие мира растений, эволюцию их структурно-функциональной организации в ходе приспособления к изменяющимся условиям жизни на Земле.

Студент должен уметь (иметь навыки):

- распознавать культурные и дикорастущие растения по морфологическим признакам;

- распознавать в полевых условиях наиболее типичные растения местной флоры, выявлять систематическое положение и видовую принадлежность растений с помощью определителей, осуществлять камеральную обработку природного материала, производить морфологические описания, оформлять отчетные материалы.

 

 


 

Раздел 1. Цитология Тема. Компоненты растительной клетки
Дата: «___» ____________ 201___ Работа 1. Клетки "листа" мха Мния остроконечного (Mníum cuspidátum Hedw.) (Рис. 1).   А Б Рис. 1. Клетки "листа" мха Мния остроконечного – Mníum cuspidátum Hedw. Паренхимная () и прозенхимная () клетки. Раскрасьте и обозначьте: 1 - клеточные стенки, 2 – хлоропласты Дата: «___» ____________ 201___ Работа 2. Хромопласты в клетках мякоти плодов Рябины обыкновенной - Sórbus aucupária L., ландыша майского – Convallária majális L. (рис. 2).     Рис. 2. Хромопласты в клетках мякоти зрелых плодов (А) ландыша майского – Convallária majális L. и (Б) рябины обыкновенной – Sórbus aucupária L. Раскрасьте и обозначьте: 1 – стенка клетки, 2 – вакуоль, 3 – цитоплазма, 4 - хромопласты

Дата: «___» ____________ 201___

 

Работа 3. Крахмальные зерна (лейкопласты с крахмалом) вторичного запасного крахмала клубня картофеля (Solánum tuberósum L.) (рис. 3а) и Крахмальные зерна из клеток эндосперма и зародыша семени (рис. 3б).

 

Обозначьте типы крахмальных зерен.

 

А. Крахмальные зерна из клеток клубня картофеля – Solánum tuberósum L.

Рис. 3а. Крахмальные зерна (кз)

1- простые эксцентрические кз, 2- простые концентрические кз, 3 – полусложные кз,

4 – сложные кз, 5 – слои крахмала, 6 - центр крахмалообразования (хилум)

 

   
кукуруза – Zéa máys L. Пшеница мягкая – Tríticum aéstivum L. Рожь посевная – Secále cereale L. Фасоль обыкновенная – Phaséolus vulgáris L.
 
Овес посевной – Avéna satíva L. Рис посевной– Orýsa satíva L. Гречиха съедобная - Fagopýrum esculéntum Moench  
             

Б. Крахмальные зерна из клеток эндосперма и зародыша семени

Рис. 3б. Крахмальные зерна (кз)

1- простые эксцентрические кз, 2- простые концентрические кз, 3 – полусложные кз,

4 – сложные кз, 5 – слои крахмала, 6 - центр крахмалообразования (хилум)

9
Дата: «___» ____________ 201___

 

Работа 4. Запасные вещества в клетках эндосперма зерновки Пшеницы твердой (Tríticum dúrum Desf.).

 

Рис. 4. Алейроновые (протеиновые) и крахмальные зёрна на поперечном срезе зерновки пшеницы твёрдой - Tríticum dúrum Desf.

Раскрасьте и обозначьте: 1 – околоплодник, сросшийся с кожурой семени, 2 – эндосперм, 3 - алейроновый слой, 4 - алейроновые зерна, 5 - крахмальные зерна, 6 – клетки крахмалистой части эндосперма

10
Дата: «___» ____________ 201___

 

Работа 5. Запасной полисахарид-инулин в клетках клубня земляной груши – топинамбура, Подсолнечника клубненосного (Heliánthus tuberósus L.) (рис. 5).

 

Рис. 5. Сферокристалл в клетках Подсолнечника клубненосного, топинáмбура, Heliánthus tuberósus L.

Раскрасьте и обозначьте: 1 - клетки клубня, 2 – сферокристаллы

11
Дата: «___» ____________ 201___

 

Раздел 2. Гистология

 

Тема. Образовательные ткани (меристемы)

 

Дата: «___» ____________ 201___

Заполните таблицу 2.

Таблица 2

Классификация образовательных тканей

 

Топография Происхождение
Первичное Вторичное
     
     
     

 

 


Тема. Постоянные ткани

Дата: «___» ____________ 201___

 

Работа 1. Покровные ткани

 

1.1. Эпидерма листа (рис. 11)

 

А. Вид сверху
 
Б. Вид на поперечном разрезе

Рис. 11. Эпидерма листа Гороха посевного- Písum satívum L.

Раскрасьте и обозначьте: 1 - основные клетки эпидермы, 2 - замыкающие клетки, 3 - устьичная щель, 4 - подустьичная полость, 5 - вакуоль, 6 - цитоплазма, 7 - хлоропласты

 

 

19
1.2. Перидерма (рис. 12)

 

А

 

Б

Рис. 12. Поперечный срез перидермы Бузины кистевидной, или красной – Sambúcus racemósa L.: А - участок перидермы; Б - чечевичка

Раскрасьте и обозначьте: 1 - отмирающая эпидерма, 2. - замыкающий слой чечевички, 3 - выполняющие клетки чечевички, 4 – феллема, 5 – феллоген, 6 – феллодерма 7-перидерма


1.3. Корка  
Рис. 13. Поперечный срез корки Дуба черешчатого - Quércus róbur L. Раскрасьте и обозначьте: 1 - участки отмерших тканей, 2 - слои феллемы       Рис. 14. Поперечный срез корки Сосны обыкновенной - Pínus sylvéstris L. Раскрасьте и обозначьте: 1 – корка, 2 – древесина  

Дата: «___» ____________ 201___

 

Тема - Стебель.

 

Дата: «___» ____________ 201___

 

Раздел 4. Размножение

 

Репродуктивные (генеративные) органы у покрытосеменных (цветковых) растений - цветок, плод, семя.

 

Тема. Цветок. Соцветие.

 

Дата: «___» ____________ 201___

 

Формула цветков.

Характеристику цветка можно дать сокращенно в виде формулы, при составлении которой используют начальные буквы латинского названия его частей, а так же цифры и знаки.

* - цветок правильный (полисимметричный, актиноморфный)

↑ - цветок неправильный (моносимметричный, зигоморфный)

Са - Calyx чашечка состоит из чашелистиков

Со - Corolla - венчик, состоит из лепестков

Р - Perigonium - простой околоцветник, состоит из

листочков или долей. Он бывает чашечковидный - зеленый,

венчиковидный, окрашенный в какой либо но не зеленый

цвет.

А - Androeceum - андроцей, совокупность тычинок

G- Gynoeceum - гинецей, совокупность плодолистиков 1... 12 - число одноименных элементов цветка

() - срастание

G n завязь верхняя, число плодолистиков - над чертой

Gñ завязь нижняя, число плодолистиков - под чертой,

, - одноименные, но морфологически различные части цветка, расположенные в одном круге

+ - одноименные части цветка, расположенные в разных кругах

 

 

55

Работа 4. Соцветие.

Рис. 66. Простые моноподиальные соцветия.

1- кисть у черёмухи (Padus sp.), 2 - колос у подорожника (Plantágo sp.), 3 - початок у белокрыльника (Árum sp.), 4 - зонтик у лука (Állium sp.), 5 - головка у клевера (Trifólium sp.), 6 – корзинка у подсолнечника (Heliánthus sp.), 7 - щиток у вишни (Cerásus sp.)

Рис. 67. Сложные моноподиальные соцветия.

1 - сложный зонтик у Борщевика сибирского (Herácleum sibiricum), 2 – метелка у овса (Avéna satíva), 3 – сложный щиток у Тысячелистника обыкновенного(Achilléa millefolium), у рябины (Sorbus aucuparia), 4 - сложный колос у ржи (Secále cereále)

 

Рис. 68. Симподиальные соцветия

1 – монохазий (извилина) ушпажника (Gladíolus sp.), 2 – монохазий (завиток) у незабудки (Myosótis sp.), 3– дихазий у звездчатки (Stellária sp.), 4 – плейохазий у молочая (Euphórbia sp.)

63

Вопросы для самоконтроля и подготовки к коллоквиуму и зачету

1. Что такое цветок? Перечислите его части.

2. Назовите типы околоцветников.

3. Что называют андроцеем? Как устроена тычинка?

4. Что такое микроспорогенез? Где и как он протекает? Каково развитие и строение пыльцы (мужского гаметофита)?

5. Какие бывают типы гинецея? Как устроен пестик и семязачаток?

6. Что такое мегаспорогенез? Где и как он протекает? Как развивается зародышевый мешок (женский гаметофит)?

7. Что такое амфимиксис? Апомиксис?

8. Каковы принципы классификации соцветий?

 

Работа 1. Строение семян.

Рис. 69. Строение семени Фасоли обыкновенной (Phaséolus vulgáris L.)

Раскрасьте и обозначьте: 1 – зародышевый корешок, 2 – семявход (микропиле), 3 – рубчик, 4 – семяшов, 5 – семенная кожура, 6 – почечка, 7 – семядоли, 8 - стебелёк

 

Рис. 70. Зерновка пшеницы

Раскрасьте и обозначьте: 1 – хохолок, 2 – зародыш, 3 – околоплодник и кожура семени, 4 – алейроновый слой эндосперма, 5 – крахмальная часть эндосперма, 6 – щиток, 7 - колеоптиль, 8 – зачатки листьев, 9 – конус нарастания, 10 - эпибласт, 11 – стебелек, 12 – корешок, 13 – колеориза, 14 – корневой чехлик

 


Дата: «___» ____________ 201___

Работа 2. Проростки.

Рис. 71. Надземное прорастание. Прорастание семени фасоли обыкновенной - Phaséolus vulgáris L. Раскрасьте и обозначьте: 1 – главный корень, 2 – боковые корни, 3 – гипокотиль, 4 – семядоли, 5 – эпикотиль, 6 – первая пара срединных листьев, 7 – верхушечная почка Рис. 72. Подземное прорастание зерновки пшеницы – Tríticum sp. Раскрасьте и обозначьте: 1 – колеоптиль; 2 – корни; 3 – первый фотосинтезирующий лист

Дата: «___» ____________ 201___

 

Работа 3. Плоды.

 

Простые плоды

 

Сухие Сочные
многосемянные односемянные многосемянные односемянные
вскрывающиеся распадающиеся
Листовка Двусемянка Зерновка Ягода Костянка
Боб Двукрылатка Семянка Тыквина  
Стручок Четырехорешек Крылатка Померанец  
Стручочек Дробная коробочка Орех    
Коробочка Членистый боб Орешек    
  Членистый стручок Желудь    

 

 

Рис. 73. Простые, сухие, многосемянные, вскрывающиеся плоды

Раскрасьте и обозначьте: 1 – листовка сокирки полевые (Consólida regális S.F. Gray ), 2 – боб гороха посевного- Písum satívum L .; 3 – стручок капусты огородной - Brássica olerácea L.; 4 – стручочек ярутки полевой - Thláspi arvénse L.;5 – коробочка мака- Papáver sp ., 6 - коробочка белены - Hyoscýamus sp.; 7 – коробочка хлопчатника обыкновенного – Gossýpium hirsútum L.

67

 

 

 

Рис. 74. Простые, сухие, односемянные невскрывающиеся плоды

Раскрасьте и обозначьте: 1 - зерновка, 2 – семянка подсолнечника однолетнего, 3 семянка одуванчика лекарственного (с летучкой); 4– – крылатка вяза, 5 – крылатка ясеня; 6 – орех лещины: а – с плюской, б – без плюски

 


 

Рис. 75. Простые сочные многосемянные ягодовидные плоды

Раскрасьте и обозначьте: А – ягода картофеля - Solánum tuberósum L. - поперечный разрез; Б – померанец мандарина – Cítrus únshiu Marc .: 1 – побег с плодами, 2 – поперечный разрез плода (схема); В – яблоко яблони домашней - Málus doméstica Borkh. – продольный разрез.

а, б, в – экзо-, мезо- и эндокарп, г – семя, д – цветочная трубка

 

69

 

 

Рис. 76. Простые, сочные односемянные плоды

Раскрасьте и обозначьте: А – костянка: 1. сливы домашней – Prúnus doméstica L., 2 – Персика обыкновенного – Pérsica vulgáris Mill.

Б –сухая костянка грецкого ореха – Júglans régia L., 3- внешний вид плода с

растрескавшимся экзо- и мезокарпом, 4 – вскрытый плод с семенем; а, б, в –экзо-,

мезо- и эндокарп, г - семя

 

70

 

 

Рис. 77. Простые, сухие, многосемянные, распадающиеся плоды

Раскрасьте и обозначьте: А – дробные: двукрылатка клена – ácer sp.

Б – членистые: стручок редьки дикой - Ráphanus raphanístrum L.

 

71
Сложные сборные плоды

 

Рис. 78. Сборные плоды

Раскрасьте и обозначьте: 1 – сборный орешек земляники – Fragáriasp ., 2 – сборный орешек шиповника – Rósa sp ., 3 – сборная костянка малины обыкновенной - Rúbus idaéus L., побег с плодами, 4 – сборная костянка малины обыкновенной - Rúbus idaéus L. продольный разрез плода (схема); 5 – сборная листовка водосбора обыкновенного- Aquilégia vulgáris L.

а – чашечка, б – цветоложе, в – орешки, г – гипантий, д - костянки

 

72
Соплодия

 

Рис. 79. Соплодия

Раскрасьте и обозначьте: 1. тутовая ягода шелковицы (Morus sp.), 2.соплодие ананаса (Ananas sp.), 3. сиконий - грушевидное соплодие инжира или смоковницы (Ficus carica L.)

 

 

Вопросы для самоконтроля и подготовки к коллоквиуму и зачету

1. Из чего и после какого процесса образуются семена?

2. Из каких частей состоит семя? С чем связана их классификация?

3. Какие виды растений при прорастании выносят семядоли на поверхность почвы? Какие не выносят?

4. Из каких частей цветка образуются плоды?

5. Каковы принципы классификации плодов?

6. Из каких частей состоит околоплодник?

7. С чем связано деление плодов на простые и сборные-сложные? Что такое соплодия?

 

 

Источники рисунков

Рисунок Источник
Рис. 1. Клетки "листа" мха Мния остроконечного (Mníum cuspidátum Hedw.) Иконотека кафедры ботаники РГАУ-МСХА
Рис. 2. Хромопласты в клетках мякоти зрелых плодов (А) ландыша майского – Convallária majális L. и (Б) рябины обыкновенной – Sórbus aucupária L. 1. Хржановский и др., 1960, 13, рис. 5 с изменениями 2. Иконотека кафедры ботаники РГАУ-МСХА
Рис. 3. Крахмальные зерна 1. Суворов, 1961, 21, рис. 6 с изменениями 2. Родман, 2001, 31, рис. 8 с изменениями
Рис. 4. Алейроновые (протеиновые) и крахмальные зёрна на поперечном срезе зерновки пшеницы твёрдой - Tríticum dúrum Desf. Хржановский, Пономаренко, 1979, 35, рис. 18 с изменениями
Рис. 5. Сферокристалл в клетках Подсолнечника клубненосного, или Топинáмбура – Heliánthus tuberósus L. Хржановский, Пономаренко, 1979, 37, рис. 21 с изменениями
Рис. 6. Результаты реакции Иконотека кафедры ботаники РГАУ-МСХА
Рис. 7. Результаты реакции с хлорным железом Иконотека кафедры ботаники РГАУ-МСХА
Рис. 8. Кристаллы щавелевокислого кальция в клетках растений Хржановский, Пономаренко, 1979, 39, рис. 22 с изменениями
Рис. 9. Клеточные стенки. Иконотека кафедры ботаники РГАУ-МСХА
Рис. 10. Фазы митоза и цитокинез в кончике корня Лука репчатого- Állium cépa L. Хржановский, 1969, 38, рис. 17 с изменениями
Рис. 11. Эпидерма листа Гороха посевного- Písum satívum L. Родман, 2001, 46, рис. 12 с изменениями
Рис. 12. Поперечный срез перидермы Бузины кистевидной, или красной – Sambúcus racemósa L. 1. Хржановский и др., 1960, 35, рис. 20 с изменениями 2. Яковлев, Челомбитько, 1990, 49, рис. 30 с изменениями
Рис. 13. Поперечный срез корки Дуба черешчатого - Quércus róbur L. Хржановский и др., 1960, 35, рис. 20 с изменениями
Рис. 14. Поперечный срез корки Сосны обыкновенной - Pínus sylvéstris L. Иконотека кафедры ботаники РГАУ-МСХА  

 

Рис. 15. Механические ткани на поперечном срезе стебля Тыквы обыкновенной - Cucúrbita pépo L. 1. В.Ф. Раздорский, 1949, 198, рис. 137 2. Иконотека кафедры ботаники РГАУ-МСХА
Рис. 16. брахисклереиды и клетки основной ткани на поперечном срезе околоплодника груши – Pýrus commúnis L. Иконотека кафедры ботаники РГАУ-МСХА
Рис. 17. Типы сосудов на срезе стебля Тыквы обыкновенной - Cucúrbita pépo L. Иконотека кафедры ботаники РГАУ-МСХА
Рис. 18. Элементы флоэмы на продольном срезе стебля Тыквы обыкновенной - Cucúrbita pépo L. Хржановский, 1969, 89, рис. 45 с изменениями
Рис. 19. Поперечный срез закрытого коллатерального пучка стебля кукурузы - Zéa máys L. 1. Хржановский, 1969, 89, рис. 45 с изменениями 2. Иконотека кафедры ботаники РГАУ-МСХА
Рис. 20. Открытый биколлатеральный проводящий пучок на поперечном срезе стебля Тыквы обыкновенной - Cucúrbita pépo L.: 1. Хржановский и др., 1960, 47, рис. 30 с изменениями 2. Иконотека кафедры ботаники РГАУ-МСХА
Рис. 21. Продольный срез кончика корня Пшеницы мягкой (Tríticum aéstivum L.) (схема). Иконотека кафедры ботаники РГАУ-МСХА
Рис. 22. Поперечный срез корня Ириса германского (Íris germánica L.) 1. Хржановский, 1969, 120, рис. 67 с изменениями 2. Родман, 2001, 70, рис. 23 с изменениями
Рис. 23. Поперечный срез корня Тыквы обыкновенной - Cucúrbita pépo L. Родман, 2001, 73, рис. 24 с изменениями
Рис. 24. Корнеплоды. Родман, 2001, 78, рис. 27 с изменениями
Рис. 25. Схема поперечных срезов корней Моркови посевной – Dáucus satívus (Hoffm.) Roehl. (А) и Редьки посевной - Ráphanus satívus L. Андреева И.И., Родман Л.С., 2002, 105, рис. 42
Рис. 26. Схема поперечного срез корня Свёклы обыкновенной - Béta vulgáris L. Иконотека кафедры ботаники РГАУ-МСХА        
  Рис. 27 Строение стебля Кукурузы обыкновенной (Zéa máys L.)на поперечном срезе.   1. Суворов, 1961, 96, рис. 56 с изменениями 2. Иконотека кафедры ботаники РГАУ-МСХА  
Рис. 28 Строение молодой соломины Ржи посевной (Secále cereále L.)на поперечном срезе 1. Родман, 2001, 101, рис. 40 с изменениями 2. Иконотека кафедры ботаники РГАУ-МСХА  
Рис. 29. Пучковое строение стебля на поперечном срезе стебля Клевера лугового - Trifólium praténse L. 1. Родман, 2001, 104, рис. 42 с изменениями 2. Иконотека кафедры ботаники РГАУ-МСХА  
Рис. 30. Переходное строение стебля на поперечном срезе стебля Подсолнечника однолетнего - Heliánthus ánnuus L. Иконотека кафедры ботаники РГАУ-МСХА  
Рис. 31. Сплошное строение стебля на поперечном срезе стебля Льна обыкновенного – Línum usitatíssimum L. Родман, 2001, 105, рис. 43 с изменениями  
Рис. 32. Строение стебля двудольных древесных растений (поперечный срез трехлетней ветки Липы сердцелистной - Tília cordáta Mill.). 1. Суворов, 1961, 101, рис. 61 с изменениями 2. Родман, 2001, 107, рис. 44 с изменениями  
Рис. 33. Строение ствола двудольного древесного растения (поперечный срез двулетней ветки Яблони домашней - Málus doméstica Borkh.) Хржановский и др., 1960, с изменениями  
Рис. 34. Строение стебля хвойного растения (поперечный срез четырехлетней ветки сосны обыкновенной - Pínus sylvéstris L.) Хржановский и др., 1960, с изменениями  
Рис. 35. Древесина Сосны обыкновенной - Pínus sylvéstris L. на поперечном срезе. Андреева, Родман, 1994, с изменениями  
Рис. 36. Продольный радиальный разрез древесины Сосны обыкновенной Pínus sylvéstris L. Курсанов и др., 1966      
       

 

Рис. 37. Спил дерева 1.Рисунок с сайта http://pila.pp.net.ua/publ/11-1-0-14 2. 2. Рисунок с сайта http://www.comap.com.ua/index.php? name=Pages&op=page&pid=20
Рис. 38. Простые и сложные листья 1. Андреева И.И., Родман Л.С., 1999, 153, рис. 73, с изменениями 2. Блукет и др., 1975, 218, рис. 61 с изменениями
Рис. 39. Лист Камелии японской - Caméllia japónica L. Иконотека кафедры ботаники РГАУ-МСХА
Рис. 40. Хвоинка Сосны обыкновенной – Pínus sylvéstris L. на поперечном срезе. 1. Хржановский, 1969, 148, рис. 91 с изменениями 2. Иконотека кафедры ботаники РГАУ-МСХА
Рис. 41. Корневые шишки Чистяка весеннего - Ficaria verna (А) и георгина - Dahlia pinnata (Б) Чистяк весенний www.atlas-roslin.pl/foto/mo/mo-Ficaria_verna_1is.jpg Чистяк весенний http://medicina.kharkov.ua/herbal/chistj.html Клубни георгин с сайта: http://www.dekor-it.ru/9.3_3_hranenie-korneklubnej.html
Рис. 42. Шпажник - Gladiolus sp. (А), лилии - Lilium sp. (Б), гадючий лук - Muscari (В). Шпажник с сайта: http://www.mlib.basnet.by/kray/ gorki/372.html Лилия http://flowers31.narod.ru/lily_sleep_6.jpg Гадючий лук с сайта: http://www.encyclopediya.ru/ big/051/011_bolshaya-sovetskaya.htm Гадючий лук с сайта: http://www.plantclon.ru/bio/modules.php? name=invitro&file=spec1&sid=1672&gid=742&fid= 336&rid=19&bpid=57860&newlang=russian
Рис. 43. Метаморфозы листа у А - опунции (Opúntia sp.), Б - эхинокактуса (Echinocáctus platyacánthus), В - барбариса (Bérberis sp.), Г - Гороха посевного (Písum satívum L.), Д - чины (Láthyrus sp.), Е - акации (Acácia sp.). Опунция O. humifusa с сайта:http://www.aroma.su/articles.php?id=497 Echinocactus platyacánthus с сайта:http://www.cactuslove.ru/foto.php?page=37 Барбарис: Киселевой К.В., 2000, рис. 30. Горох с сайта:http://www.travushka.net/news/2008-06-08 Рис.1.Чина посевная - Lathyrus sativus L. с сайта: skazka.nsk.ru Акация с сайта: http://bse.sci-lib.com/particle029764.html
Рис. 44. Закрытые почки Конского каштана обыкновенного - Aésculus hippocástanum L. Иконотека кафедры ботаники РГАУ-МСХА    

 

Рис. 45. Боковые побеги (филлокладии) Иглицы колхидской - Rúscus cólchicus P.F. Yeo, вид снизу. Иконотека кафедры ботаники РГАУ-МСХА
Рис. 46. Надземные столоны земляники (Fragária sp.) Иконотека кафедры ботаники РГАУ-МСХА
Рис. 47. Корневище Купены душистой, или лекарственной – Polygonátum odorátum (Mill.) Druce Иконотека кафедры ботаники РГАУ-МСХА
Рис. 48. Корневище пырея ползучего – Elytrígia répens (L.) Nevski Иконотека кафедры ботаники РГАУ-МСХА
Рис. 49. Туникатная (А), сложная (Б) и имбрикатная (В) луковицы. Иконотека кафедры ботаники РГАУ-МСХА
Рис. 50. Клубнелуковица гладиолуса Gladiólus sp. (наружные чешуи сняты). Иконотека кафедры ботаники РГАУ-МСХА
Рис. 51. Схема строения надземного клубня Капусты кольраби – Brássica olerácea L. var. gongylóides L. Иконотека кафедры ботаники РГАУ-МСХА
Рис. 52. Подземные клубни картофеля - Solánum tuberósum L. Родман, 2001, 93, рис. 35 с изменениями
Рис. 53. Цветок лютика едкого - Ranúnculus ácris L. Иконотека кафедры ботаники РГАУ-МСХА
Рис. 54. Строение цветка Яблони домашней - Málus doméstica Borkh. рис. 55 Цветки со спайнолепестным венчиком Фото с сайта http://zastavki-oboi.ru/search/flora/     1. Хржановский и др., 1960, рис. 76 б с изменениями 2. Шостаковский С.А., 1971, рис. 149
рис. 56. Неправильный (зигоморфный) цветок с двойным околоцветником: а. яснотки белой - Lámium álbum L., б. гороха посевного - Písum satívum L 1. Шостаковский С.А., 1971, рис. 158, а, б 2. Цветок гороха с сайта: dic.academic.ru/dic.nsf/dic_biology/1446/ГОРОХ    

 

Рис. 57. Строение цветка Пролески сибирской, или сциллы сибирской - Scílla sibírica Haw. in Andrews, Albert LeRoy: Фото с сайта flowers.cveti-sadi.ru/golub Ой-САД /
Рис. 58. Строение цветка Ландыша майского - Convallária majális L. Рисунок с сайта www.travniku.ru/artviewoxx. landyiw-maxskix/
Рис. 59. Строение цветка лилейника (Hemerocallis sp.)  
Рис. 60. Тычинка лилейника (Hemerocallis sp.) Иконотека кафедры ботаники РГАУ-МСХА
Рис. 61. Строение гнезда пыльника тычинки лилейника (Hemerocallis sp.) при малом (а) и большом (б) увеличениях, пыльцевое зерно (в) Иконотека кафедры ботаники РГАУ-МСХА
Рис. 62. Пестик Иконотека кафедры ботаники РГАУ
Рис. 63. А – генетическая классификация типов гинецея Иконотека кафедры ботаники РГАУ
Рис. 64. Типы гинецея на примерах рис. 65.Строение семязачатка прол


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 430; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.27.70 (0.013 с.)