Совокупность законов, правил и практических приемов, относящихся к сбору налогов, называется налогообложением. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Совокупность законов, правил и практических приемов, относящихся к сбору налогов, называется налогообложением.



Лекции по налогам

Автор Тихонова А.В.

Понятие налога дано в статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).

Налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образовательных учреждений.

Основными свойствами налогов являются:

1.Обязательность, т.е. государство взимает определенную часть дохода налогоплательщика в виде обязательного взноса и в порядке общественного принуждения.

2.Безвозмездность, т.е. свидетельствует о том, что уплата налогов не сопровождается прямым встречным исполнением со стороны государства каких-либо обязательств или оказанием услуг.

От налогов следует отличать сборы.

Сбор - обязательный взнос, который взимается с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Характерными чертами сбора являются: обязательность и оказание услуг государственными или иными органами в интересах плательщиков.

Совокупность законов, правил и практических приемов, относящихся к сбору налогов, называется налогообложением.

Одним из основоположников системы налогообложения считается английский экономист А. Смит, который в своей книге «Исследования о природе и причинах богатства народов» сформулировал основные принципы налогообложения:

1) подданные всякого государства обязаны участвовать в поддержке государства по возможности, сообразно со своими средствами, т.е. соответственно тем доходам, которые получает каждый под охраной государства;

2) налог, который должен уплачивать каждый, должен быть точно определен, а не произведен. Время его уплаты, способ и размер уплачиваемого налога должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому;

3) каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые удобны для плательщика;

4) каждый налог должен быть устроен так, чтобы он извлекал из кармана населения возможно меньше сверх того,чтопоступает в кассы государства.

 

Функции налогов.

У налогов имеются четыре основные функции:

• фискальная;

• регулирующая (экономическая);

• распределительная;

• контрольная.

С помощью данных функций налоги используются государством как средство регулирования экономики путем увеличения или уменьшения общего налогового бремени для целевого воздействия на отдельные категории налогоплательщиков или виды деятельности через установление налоговых льгот, снижение налоговых ставок и др. Эти меры оказывают влияние на изменение структуры и темпов развития производства. Налоги в значительной степени определяют величину затрат на производство продукции и прибыль предприятий. Рост налогов снижает покупательную способность населения и, таким образом, определяет уровень его жизни.

Налоги позволяют государству учитывать доходы организаций и физических лиц, движение финансовых потоков и на этой основе разрабатывать рекомендации по совершенствованию системы налогообложения, выявлять случаи неполной или несвоевременной уплаты налогов.

Элементы налога.

Прежде чем взимать тот или иной налог, государство в лице законодательных или представительных органов власти в законодательных актах должно определить элементы налога.

Элементы налога - это принципы построения и организации налогов. Существуют следующие элементы налогов:

1. Субъект налога (налогоплательщик ) - юридические или физические лица, на которые в соответствии с законодательством возложена обязанность уплачивать налог.

Различают два понятия: налоговый резидент и налоговый нерезидент. В соответствии с НК РФ к налоговым резидентам относятся физические лица, фактически находящиеся на территории РФ не менее 183 дней в календарном году, а к нерезидентам - менее 183 дней в календарном году. Налоговые резиденты платят все налоги, предусмотренные НК, а для налоговых нерезидентов установлены специальные правила по оплате налогов.

2. Объект налога - имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров, выполненных работ, оказанных услуг либо иное экономическое основание, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которых у налогоплательщика возникает обязанность уплачивать налоги. Для того, чтобы исчислить налог недостаточно определить его объект, необходимо рассчитать налоговую базу.

3. Налоговая база может быть выражена в стоимостном или количественном измерении. Иными словами - это та база, к которой применяется ставка налога.

4. Налоговая ставка - размер налога на единицу обложения. Ставки бывают в рублях, процентах, количестве МРОТ.

5. Единица обложения - единица измерения объекта налогом. Она необходима для получения налоговой базы. На практике используют денежные (рубли, Евро, ЭКЮ) и натуральные (лошадиная сила) единицы обложения.

6. Налоговый оклад - сумма налога, уплачиваемая субъектом с одного объекта. Налоговая база * ставка налога = сумма налога (налоговый оклад).

7. Источник налога - доход, из которого субъект уплачивает налог (з/плата, прибыль).

8. Налоговый период (ст.55 НК РФ) - календарный год или иной период времени (месяц, кв.) применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

Если организация была создана после начала календарного года, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня ее создания до конца данного года.

При создании организации в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня ее создания до конца календарного года, следующего за годом создания.

9. Срок уплаты налога - срок, в который уплачивается налог. Он определяется законом отдельно по отношению к каждому налогу.

При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ. В соответствии со ст.75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ (23%).

10. Налоговые льготы - полное или частичное освобождение от налогов юридических или физических лиц в соответствии с законом.

Основные виды налоговых льгот:

- необлагаемый минимум - это часть объекта налогообложения полностью освобождаемая от уплаты налога.

- освобождение от уплаты налогов отдельных видов деятельности или категорий плательщиков.

- понижение ставок налогов.

В главе 1 Конституции Российской Федерации содержатся принципы, определяющие федеративное устройство государства. Специфику российского федерализма определяет ст.5 Конституции Российской Федерации. В ее первой части указаны равноправные субъекты Российской Федерации - республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. Конституционные принципы федерализма перечислены в третьей части этой статьи - государственная целостность, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. На этих конституционных принципах строится российская налоговая система.

Можно выделить следующие черты налоговых систем федеративных государств.

1. Правовые основы налоговой системы определены конституционными нормами и основанными на них иными нормативными правовыми актами, принятыми на федеральном, региональном и местном уровнях.

2. Все налоги и сборы разделены по уровням государственной власти на федеральные, региональные и местные налоги и сборы.

3. Налоговые системы всех уровней построены по единым принципам.

4. Единый механизм взимания налогов действует на всех уровнях.

5. Налоговые полномочия разделены по уровням власти.

6. Налоговые поступления в бюджеты разных уровней дифференцированы на закрепленные, т.е. налоги, законодательно закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами (см. ст.47 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г., с изм. и доп. по состоянию на 27.12.2000 г.), и регулирующие, т.е. федеральные и региональные налоги, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в региональные или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (см. ст.48 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Федеративное устройство России имеет еще одну существенную особенность. Субъекты Российской Федерации - города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург) - своими законами вправе устанавливать и вводить в действие не только региональные, но и местные налоги и сборы (ст.12 НК РФ). В налоговом праве других федеративных государств аналогов этому положению нет.

Современная трехуровневая налоговая система Российской Федерации достаточно динамична и претерпела за последнее десятилетие ряд существенных изменений. Все они были вызваны необходимостью создания налоговой системы, наиболее соответствующей рыночным отношениям и предоставляющей возможность каждому уровню власти самостоятельно формировать доходную часть своего бюджета исходя из собственных налогов, регулирующих налогов и неналоговых поступлений. Безусловно, ее нельзя назвать совершенной, но все же ее развитие происходит эволюционным путем, обеспечивая преемственность и совершенствование налогового права.

Четкое распределение налогов по уровням государственного управления является одним из основных принципов не только организации, но и реформирования налоговой системы в условиях рыночной экономики. Действующая трехуровневая налоговая система предполагает примерную экономическую равноценность и самодостаточность региональных и местных уровней.

 

 

Тема 2. Основные виды налогов. Налоговый контроль и виды ответственности

 

В условиях рыночной экономики все виды налогов на всех уровнях государственного управления в федеративных и унитарных государствах формируют превалирующую часть доходов бюджетов. Система разделения налогов по уровням власти обеспечивает осуществление государством регулирующей функции, позволяя ему воздействовать на социальные и экономические процессы на федеральном, региональном и местном уровнях.

Разделение налогов по уровням власти целесообразно проводить с учетом следующих принципов:

ü налоговые доходы каждого уровня власти должны быть достаточны для финансирования закрепленных сфер или предметов ведения;

ü чем менее мобильна налоговая база (стоимостная, физическая или иная характеристики объекта налогообложения), тем на более низком уровне государственной власти производится ее налогообложение. Например, высокой мобильностью обладают труд и капитал, а низкой - природные ресурсы и недвижимость. Поэтому целесообразно закрепить на федеральном уровне налогообложение доходов физических и юридических лиц, а на иных уровнях - налогообложение имущества;

ü большинство регулирующих налогов закрепляется на федеральном уровне;

ü косвенные налоги (взимаемые в виде надбавки к цене товара) - акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины - взимаются на федеральном уровне;

ü число совместных сфер ведения по налоговым вопросам Федерации и ее субъектов должно быть минимизировано.

Согласно ст.12 НК РФ в Российской Федерации установлены три вида налогов и сборов:

ü федеральные налоги и сборы;

ü налоги и сборы субъектов Российской Федерации (региональные налоги и сборы);

ü местные налоги и сборы.

Федеральные налоги представляют собой обязательные платежи физических и юридических лиц, которые устанавливаются высшим органом законодательной власти федеративного государства. Поступления от федеральных налогов зачисляются в федеральный бюджет либо распределяются между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации. Состав федеральных налогов, их налоговая ставка, налоговая база, режим уплаты определяются высшим законодательным органом Федерации.

Рассмотрим систему федеральных налогов Российской Федерации. Они создают основу доходной части федерального бюджета (поскольку формируются из наиболее доходных источников), за счет них поддерживается финансовая стабильность региональных и местных бюджетов. Перечень федеральных налогов и сборов устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ) (ст.13), эти налоги и сборы обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации (ст.12). Объекты налогообложения, перечень плательщиков, виды налоговых льгот и ставок, порядок взимания налогов и их зачисления в бюджет и внебюджетные фонды устанавливаются законодательным органом Российской Федерации.

Федеральными являются:

1. налог на добавленную стоимость;

2. акцизы;

3. налог на доходы физических лиц;

4. единый социальный налог;

5. налог на прибыль организаций;

6. налог на добычу полезных ископаемых;

7. водный налог;

8. сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

9. государственная пошлина.

 

 

Большинство федеральных налогов являются регулирующими, и в отношении таких налогов субъекты Российской Федерации имеют определенные права. Тем не менее компетенция субъекта Российской Федерации в отношении этих налогов ограничена рамками доли ставки (величины исчислений на единицу измерения налоговой базы, ст.53 НК РФ), которая полагается ему в соответствии с законодательством. Например, по налогу на прибыль организаций определена ставка до 30%, распределяемая между федеральным и региональными бюджетами: 11% - в федеральный бюджет и не более 19% - в бюджеты субъектов Российской Федерации (см. ст.15 Закона "О налоге на прибыль предприятий и организаций"). В пределах закрепленной за ними налоговой ставки субъекты Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные льготы и создавать свой режим налогообложения.

Между федеральным и региональными бюджетами распределяются:

налог на добавленную стоимость;

налог на прибыль организаций;

акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;

налог на доходы физических лиц;

платежи за пользование природными ресурсами;

налоги, зачисляемые в дорожные фонды.

Налоги субъектов Российской Федерации (региональные налоги) - это обязательные платежи, право устанавливать которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации или иными законодательными актами принадлежит субъектам Российской Федерации. Налоги субъектов Российской Федерации определяются исходя из тех функций по расходным полномочиям, которые законодательно отнесены к компетенции властей субъектов Российской Федерации. Поступления от налогов субъектов Российской Федерации либо зачисляются в бюджет субъекта Российской Федерации, либо распределяются между бюджетом субъекта Российской Федерации и местными бюджетами.

Региональные налоги и сборы обеспечивают региональные бюджеты собственными источниками финансирования своих расходов (тем не менее доля регулирующих налогов в доходах региональных бюджетов значительно превышает долю собственных налоговых доходов). Общий порядок установления и сбора региональных налогов предусмотрен частью 3 ст.12 НК РФ. В соответствии с ней перечень региональных налогов и сборов устанавливается НК РФ (ст.14) и законами субъектов Российской Федерации. Введение в действие региональных налогов производится законами субъектов Российской Федерации. Эти налоги обязательны к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

При установлении региональных налогов законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации наделены правом определять указанные в НК РФ элементы налогообложения: налоговые ставки (в пределах, установленных НК РФ), порядок и сроки уплаты налога, формы отчетности по данному региональному налогу и предусматривать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Если субъект Российской Федерации по какой-либо причине не реализует вышеуказанные права, то применяются предельные ставки и льготы, установленные федеральным законодательством.

Региональными являются следующие налоги и сборы:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

 

 

Местные налоги - это обязательные платежи физических и юридических лиц, поступающие в местные бюджеты. Характерными чертами местных налогов являются их регрессивность и множественность. Они оказывают регулирующее воздействие на развитие социальной инфраструктуры.

Платежи по местным налогам и сборам поступают в местные бюджеты. Это городские, районные (с позиций налогообложения в понятие "район" не входит район внутри города), поселковые налоги и сборы. Общий порядок установления и сбора местных налогов предусмотрен частью 4 ст.12 НК РФ. В соответствии с ней перечень местных налогов и сборов устанавливается НК РФ (ст.15) и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Введение в действие местных налогов производится нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Эти налоги обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

При установлении местных налогов представительные органы местного самоуправления наделены правом определять указанные в НК РФ элементы налогообложения: налоговые ставки (в пределах, установленных НК РФ), порядок и сроки уплаты налога, формы отчетности по данному местному налогу и предусматривать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Если представительный орган местного самоуправления по какой-либо причине не реализует вышеуказанные права, то применяются предельные ставки и льготы, установленные федеральным законодательством.

Местными являются следующие налоги и сборы:

  1. земельный налог;
  2. налог на имущество физических лиц.

 

Основным документом о подтверждение уплаты и исчисление налогов является налоговая декларация. Налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Налоговая декларация может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.

Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации и обязан по просьбе налогоплательщика проставить отметку на копии налоговой декларации о принятии и дату ее представления. При получении налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи налоговый орган обязан передать налогоплательщику квитанцию о приемке в электронном виде.

 

Целью налогового контроля является предупреждение и выявление налоговых правонарушений (в том числе налоговых преступлений), а также привлечение к ответственности лиц, нарушивших налоговое законодательство.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.

Приведенный список не исчерпывающий, но формы налогового контроля могут быть установлены только Налоговым кодексом РФ.

Формы налогового контроля складываются из установленных в п.1 ст.31 НК РФ прав налоговых органов:

требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов;

производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;

осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества. Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке утверждается Минфином России и МНС России;

контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам;

привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;

вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;

создавать налоговые посты в порядке, установленном НК РФ.

В НК РФ также установлены составы налоговых правонарушений и санкции за незаконное воспрепятствование проведению налогового контроля со стороны налогоплательщика (см.табл.2).

Показания свидетелей

Свидетелем может выступать любое лицо, которому известны факты, имеющие отношение к финансовой деятельности проверяемого предприятия.

В соответствии с НК РФ в качестве свидетелей не могут быть допрошены:

- лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков неспособны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела;

- лица, которые обладают сведениями, относящимися к профессиональной тайне, в частности адвокаты, аудиторы.

Все другие лица могут быть вызваны и допрошены инспектором в качестве свидетелей. За отказ от дачи показаний статьей 128 НК РФ предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 3 000 рублей. Такая же сумма штрафа грозит свидетелю в случае дачи заведомо ложных показаний.

По общему правилу опрос свидетеля происходит в помещении налогового органа. Однако если свидетель вследствие болезни, старости, инвалидности и других причин не в состоянии явиться в налоговый орган, то показания могут быть получены по месту его пребывания.

Показания свидетелей тщательно фиксируются в протоколе. В нем также должна быть отметка, что свидетель предупрежден об ответственности за отказ и уклонение от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. Под этой отметкой должна стоять подпись свидетеля.

Выемка документов

Выемка документов - мера принудительная. Однако налоговый инспектор обязан сначала предложить налогоплательщику выдать документы добровольно. И лишь в случае отказа инспектор вправе самостоятельно вскрыть помещение, где эти документы хранятся. Как правило, при выемке изымаются "подлинники". Но выемка - это не обязательно изъятие. В некоторых случаях налоговые инспекторы лишь указывают в протоколе наименование, количество и реквизиты документов.

Составление акта проверки

В соответствии со статьей 100 НК РФ все требования по составлению акта налоговой проверки устанавливаются Министерством РФ по налогам и сборам. 31 марта 1999 года МНС России своим приказом от 31 марта 1999 г. N ГБ-3-16/66 приняло Инструкцию N 52 "О порядке составления акта выездной налоговой проверки и вынесения решения по результатам рассмотрения ее материалов" (далее Инструкция). Указанная Инструкция устанавливает, в каком порядке проводить выездные налоговые проверки и выносить решения по ним.

В акте налоговой проверки указываются не только документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, но и выводы и предложения проверяющих по их устранению (со ссылками на статьи НК РФ).

К акту проверки должны быть приложены все постановления и протоколы, связанные с действиями по осуществлению проверки. Это протокол осмотра документов или предметов, протоколы опроса свидетелей, а также иные протоколы, составленные в ходе действий проверяющих инспекторов.

Акт налоговой проверки должен быть подписан составившим его налоговым инспектором и руководителем проверяемого предприятия. Ему акт вручается под расписку или передается другим способом, позволяющим установить дату получения этого документа.

Однако в случае несогласия с результатами проверки руководитель может отказаться подписывать акт, о чем в нем делается соответствующая запись. В течение двух недель со дня получения акта проверки налогоплательщик вправе письменно объяснить свой отказ подписывать акт или представить свои возражения по акту. К объяснению можно приложить документы, подтверждающие обоснованность возражений.

После того как истечет двухнедельный срок для представления налогоплательщиком письменного объяснения, акт налоговой проверки и документально подтвержденные возражения налогоплательщика в течение 14 дней рассмотрит руководитель госналогинспекции или его заместитель. В результате может быть принято одно из следующих решений:

- о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;

- об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;

- о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Окончание проверки

Согласно новой редакции НК РФ, налоговая проверка считается законченной, когда налогоплательщику выдается справка о проведенной проверке. В этой справке фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения. На основании этой справки не позднее чем через два месяца после ее составления налоговый инспектор должен составить акт налоговой проверки.

Тема 3. Федеральные налоги.

НДС

Налог представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуги стоимостью материальных затрат отнесенных на издержки производства и обращения

Плательщики налога:

-предприятия и организации являющиеся юридическими лицами по законодательству РФ

-полные товарищества реализующие товары от своего имени

-индивидуальные частные предприятия осуществляющие производственную или коммерческую деятельность

-международные объединения и иностранные юридические лица

Объектом налогообложения является:

-обороты по реализации товаров работ и услуг

-товары ввозимые на территорию РФ в соответствии с таможенными режимами

-обороты по реализации товаров внутри предприятия для нужд собственного потребления

-обороты по передаче безвозмездно или с частичной оплатой товаров другим предприятиям, а также предметы залога

Облагаемый оборот определяется на основе стоимости реализуемых товаров исходя из применяемых цен и тарифов с учетом акцизов (для подакцизных товаров) без включения в них НДС, при осуществлении предприятиями обмена продукцией, либо ее безвозмездной передачи.

Операции, не облагаемые НДС:

- медицинские услуги, которые оказывают врачи, занимающиеся частной практикой;

- реализация учреждениями культуры и искусства входных билетов на аттракционы в зоопарках, парках культуры и отдыха, а также реализация экскурсионных путевок;

- продажа или передача для собственных нужд предметов религиозного культа и религиозной литературы (по перечню, утвержденному Правительством РФ). Раньше эта льгота касалась только религиозных объединений. А теперь эта льгота распространяется и на те организации, которые находятся в собственности таких объединений (подп. 1 п. 3 ст. 149 НК РФ);

- услуги, которые коллегии адвокатов оказывают своим членам (подп. 14 п. 3 ст. 149 НК РФ).

Налоговые ставки (ст. 164 Налогового кодекса РФ):

 

1. Налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации:

1) товаров (за исключением нефти, включая стабильный газовый конденсат, природного газа, которые экспортируются на территории государств - участников Содружества Независимых Государств), вывезенных в таможенном режиме экспорта при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса;

2) работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в подпункте 1 настоящего пункта.

Положение настоящего подпункта распространяется на работы (услуги) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров и импортируемых в Российскую Федерацию, выполняемые российскими перевозчиками, и иные подобные работы (услуги), а также работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенные режимы переработки товаров на таможенной территории и под таможенным контролем;

3) работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой (транспортировкой) через таможенную территорию Российской Федерации товаров, помещенных под таможенный режим транзита через указанную территорию;

4) услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории Российской Федерации, при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов;

5) работ (услуг), выполняемых (оказываемых) непосредственно в космическом пространстве, а также комплекса подготовительных наземных работ (услуг), технологически обусловленного и неразрывно связанного с выполнением работ (оказанием услуг) непосредственно в космическом пространстве;

6) драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими их добычу или производство из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации, банкам;

7) товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного пользования дипломатического или административно-технического персонала этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей.

Реализация товаров (выполнение работ, оказание услуг), указанных в настоящем подпункте, подлежит налогообложению по ставке 0 процентов в случаях, если законодательством соответствующего иностранного государства установлен аналогичный порядок в отношении дипломатических и приравненных к ним представительств Российской Федерации, дипломатического и административно-технического персонала этих представительств (включая проживающих вместе с ними членов их семей), либо если такая норма предусмотрена в международном договоре Российской Федерации. Перечень иностранных государств, в отношении представительств которых применяются нормы настоящего подпункта, определяется федеральным органом исполнительной власти, регулирующим отношения Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями совместно с Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.

Порядок применения настоящего подпункта устанавливается Правительством Российской Федерации;

8) припасов, вывезенных с территории Российской Федерации в таможенном режиме перемещения припасов. В целях настоящей статьи припасами признаются топливо и горюче-смазочные материалы, которые необходимы для обеспечения нормальной эксплуатации воздушных и морских судов, судов смешанного (река - море) плавания.

 

2. Налогообложение производится по налоговой ставке 10 процентов при реализации:

1) следующих продовольственных товаров:

скота и птицы в живом весе;

мяса и мясопродуктов (за исключением деликатесных: вырезки, телятины, языков, колбасных изделий - сырокопченых в/с, сырокопченых полусухих в/с, сыровяленых, фаршированных в/с; копченостей из свинины, баранины, говядины, телятины, мяса птицы - балыка, карбонада, шейки, окорока, пастромы, филея; свинины и говядины запеченных; консервов ветчины, бекона, карбонада и языка заливного);

молока и молокопродуктов (включая мороженое, произведенное на их основе, за исключением мороженого, выработанного на плодово-ягодной основе, фруктового и пищевого льда);

яйца и яйцепродуктов;

масла растительного;

маргарина;

сахара, включая сахар-сырец;

соли;

зерна, комбикормов, кормовых смесей, зерновых отходов;

маслосемян и продуктов их переработки (шротов(а), жмыхов);

хлеба и хлебобулочных изделий (включая сдобные, сухарные и бараночные изделия);

крупы;

муки;

макаронных изделий;

рыбы живой (за исключением ценных пород: белорыбицы, лосося балтийского и дальневосточного, осетровых (белуги, бестера, осетра, севрюги, стерляди), семги, форели (за исключением морской), нельмы, кеты, чавычи, кижуча, муксуна, омуля, сига сибирского и амурского, чира);



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 252; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.113.197 (0.114 с.)