Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Учет нематериальных активов

Поиск

Лекционные вопросы:

- Понятие, состав и оценка нематериальных активов.

- Учет поступления и выбытия нематериальных активов.

- Особенности начисления амортизации. Положение о бухгалтерском учете 14/2000.

Согласно ПБУ 14/2000 к нематериальным активам могут быть отнесены:

1. исключительные права патентообладателя на изобретения, промышленные образцы, полезные модели и селекционные достижения;

2. исключительные авторские права на программы для ЭВМ и базы данных;

3. исключительные права владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименования места происхождения товара;

4. имущественное право автора или иного правообладателя на топологии интегральных микросхем;

5. деловая репутация организации, а также организационные расходы, которые
в соответствии с учредительными документами признаны вкладом в уставной капитал организации.

Объект нематериальных активов должен использоваться предприятием более
12 месяцев в производственных целях, либо для управленческий нужд и при этом не иметь материально-вещественную структуру.

У предприятия должны быть в наличии документы, подтверждающие существование самого актива и исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности.

Нематериальный объект может поступать на предприятие:

1. От поставщиков

    Поступили от поставщиков
    НДС по приобретенным НМА
    Учли в составе НМА

2. От учредителей в счет уставного капитала

3. Создали на предприятии

4. Безвозмездно поступили

Амортизацию начисляют:

1. Линейным способом

2. Способ списания стоимости пропорционально объему продукции

3. Способом уменьшаемого остатка

 

 

Для начисления амортизации необходимо определять срок полезного использования, который рассматривается на основании:

1. срока действия патента, свидетельства;

2. ожидаемого срока использования НМА, в течение которого предприятие может получать экономическую выгоду (доход);

3. количества продукции или иного натурального показателя объема работ, ожидаемого к получению в результате использования НМА.

 

По тем НМА, срок полезного использования определить невозможно, нормы устанавливаются в расчете на 20 лет (но не более срока деятельности предприятия).

Реализацию и выбытие проводят через 91 счет “ Прочие расходы”.

 

Практическое занятие 3

Учет нематериальных активов

Цель практической работы – ознакомление с порядком регистрации учетных операций, оформление учетных регистров и первичных операций, обработка учебной информации.

 

Задача 1.

Организация приобрела неисключительное право пользования компьютерной программой (обновляющиеся базы данных). Договорная стоимость приобретенной программы составляет 60 000 руб., в т.ч. НДС. Установку программы произвела организация - разработчик. Стоимость установки составила 1 200 руб., в т.ч. НДС. Организация - разработчик оказывает также ежемесячные услуги по пополнению базы данных приобретенных программ, стоимость данных услуг составляет 3 600 руб., в т.ч.
Использование программы осуществляется организацией в производственных целях. Согласно учетной политики предприятия списание затрат производится равномерно. Предполагаемый срок использования программы составляет 3 года.

Составить корреспонденцию счетов по данной задаче и заполнить соответствующие документы.

Задача 2.

Составить корреспонденцию счетов.

 

Содержание операции Д К Сумма Документы
           
           
           
           
           
           

Тема 5. Учет товарно-материальных ценностей
и производственных запасов

Лекционные вопросы:

- ПБУ “Учет материально-производственных запасов” 5/2001.

- Понятие, классификация, оценка и основные задачи учета ТМЦ производственных запасов. Фактические затраты, оценка производственных запасов. Формирование себестоимости ТМЦ.

- Документы по учету ТМЦ. Синтетический и аналитический учет данных ценностей.

Согласно ПБУ 5/01 к товарно-материальным ценностям и производственным запасам относят сырье, материалы, готовую продукцию, товары, т.е. любое имущество, которое организация использует в производстве продукции (работ, услуг) для управленческих нужд или для продажи. Единственное ограничение срок полезного использования не может превышать 12 месяцев.

Материальные ресурсы (сырье, материалы, покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия, конструкции, детали, топливо и др.) являются предметами, на которые направлен труд человека с целью получения готового продукта. Предметы труда потребляются целиком и полностью переносят свою стоимость на этот продукт и заменяются после каждого производственного цикла.

К материальным ценностям относятся все элементы средств производства и предметов потребления, имеющих материальную форму, т. е. все элементы валового общественного продукта, с помощью которых удовлетворяются материальные потребности общества
в целом и каждого его члена в отдельности.

Перед бухгалтерским учетом, контролем и анализом использования ТМЦ
на предприятии стоят следующие задачи:

1) правильное и своевременное документальное отражение всех операций
по заготовке, поступлению и отпуску материалов;

2) выявление и отражение затрат, связанных с их заготовлением;

3) получение достоверной информации об остатках и движении материалов в местах их хранения, определение уровня обеспеченности ими предприятия;

4) правильный расчет и списание отклонений по направлениям затрат;

5) контроль за сохранностью материальных ценностей в местах их хранения
и на всех стадиях движения;

6) постоянный контроль за соблюдением установленных норм производственных запасов;

7) систематический контроль за использованием материалов в производстве на базе обоснованных норм их расходования;

8) контроль за технологическим отходами и потерями и их использованием;

9) своевременное получение точной информации о величине экономии или перерасхода материальных ресурсов по сравнению с установленными лимитами;

10) систематический контроль за выявлением излишних и неиспользованных материалов, их реализация.


Все направление расходования материалов на предприятии может отражаться
по следующей схеме:

Схема 3.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА

 

 
 

 

 

 


Для учета товарно-материальных ценностей используют следующие документы.

Материально-производственные ценности поступают от поставщиков
и сопровождаются следующими документами:

С/ф + накладная

Принятые на склад кладовщиков материалы оформляются

Приходный ордер М-4

Если количество и качество прибывших на склад материалов не соответствует данным счета поставщика, то оформляется

Акт о приемке материалов М-7

Расход материалов, отпускаемых в производство и на другие нужды оформляется

Лимитно-заборная карта М-8

Для учета движения материалов внутри п/п применяют

Требование накладная М-11

Отпуск материалов сторонним п/п оформляются

Накладная на отпуск материалов на сторону М-15

Вместо первичных документов по расходу материала можно использовать

Карточка учета материалов М-17

Фактически израсходованные материалы по их видам отражаются

Акт на списание материалов

В установленные дни документы по приходу и расходу материалов сдают
в бухгалтерию п/п.

Аналитический учет материалов организуется по местам их хранения (складам), по каждому материально ответственному лицу, по каждому номенклатурному номеру материала в количественном и стоимостном выражении.

Согласно приказу Минфина Российской Федерации от 09.12.98г. №60н
"Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика предприятия", способ организации аналитического учета материалов на предприятии должен быть
в обязательном порядке отражен в его учетной политике, которая не может быть изменена в течение отчетного года, а, следовательно, должна быть продумана еще до его начала.

Выбор наиболее эффективного способа организации аналитического учета материальных ценностей зависит от конкретной деятельности предприятия, его размеров и финансовых возможностей, он должен быть основан на следующих предпосылках:

1) классификация материалов в зависимости от их роли в процессе производства;

2) система кодирования различных номенклатур, необходимых для учета движения материалов;

3) современное состояние складского хозяйства;

4) разработка прогрессивных технико-экономических норм хранения и отпуска материалов;

5) механизация и автоматизация операций учета движения материалов.

Материальные ценности для целей бухгалтерского учета и контроля выделяют
в следующие группы материалов:

1) основные и вспомогательные материалы;

2) покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия;

3) топливо;

4) тара и тарные материалы;

5) запасные части;

6) материалы, переданные в переработке.

Группировка материалов по роли в процессе производства лежит в основе организации синтетического учета материалов. Однако она недостаточна для всестороннего контроля
за состоянием и движением материалов, поэтому внутри групп и подгрупп материалы показываются в разрезе отдельных видов, марок, сортов и типоразмеров. С этой целью разрабатываются номенклатуры (перечни) потребляемых в производстве материалов, которые также являются одной из предпосылок рациональной организации учета материалов на предприятии.

Номенклатура - систематизированный перечень материалов, применяемых
на предприятии, в нем указывается номенклатурный номер материала, технически грамотное наименование, единица измерения.

Номенклатурный номер материала - это условное обозначение в виде цифрового кода, присваиваемое каждому отдельному виду материальных ценностей.

Существуют несколько разновидностей методов учета материалов:

- количественно - суммовой,

- с помощью отчетов материально ответственных лиц,

- оперативно - бухгалтерский (сальдовый) метод.

В настоящее время наиболее прогрессивным методом учета материалов является оперативно-бухгалтерский (сальдовый).

Основные принципы оперативно- бухгалтерского учета следующие:

- оперативность и бухгалтерская достоверность количественного учета при помощи карточек складского учета, которые ведутся материально ответственными лицами;

- систематический контроль работников бухгалтерии за правильным и своевременным документированием операций по движению материалов на складах;

- осуществление учета движения материалов бухгалтерией только в денежном выражении по учетным ценам и по фактической себестоимости по группам материалов
и местам их хранения;

- систематическая взаимосверка данных складского и бухгалтерского учета путем сопоставления остатков материалов по данным складского и бухгалтерского учета.


Счета, предусмотренные

В Плане счетов бухгалтерского учета для организации учета материалов

Синтетические счета Субсчета
код Наименование код Наименование
  Материалы         Сырье и материалы Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали Топливо Тара и тарные материалы Запасные части Прочие материалы Материалы, переданные в переработку на сторону Строительные материалы
  Заготовление и приобретение материалов   За наличный расчет Приобретение сырья и материалов Приобретение материалов
  Отклонение в стоимости материалов   Отклонение в стоимости материалов Отклонение по топливу

Важнейшей предпосылкой эффективной организации учета материалов является
их оценка. В соответствии с "Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации" от 29.07.98г. № 34н и Положением по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ5/98, утвержденный приказом Минфина РФ от 15.06.98г. №25н производственные запасы в учете и отчетности должны отражаться по их фактической себестоимости.

Фактическая себестоимость производственных запасов слагается из затрат
на их приобретение (включая оплату процентов за приобретение в кредит, предоставленный поставщиком этих ценностей), наценок (надбавок), комиссионных вознаграждений, уплаченных снабженческим, внешнеэкономическим организациям, стоимость услуг товарных бирж, таможенных пошлин, расходов на транспортировку, хранение и поставку, осуществляемых силами сторонних организаций.

Важной задачей бухгалтерского учета является расчет себестоимости материально-производственных запасов, отпущенных в производство. Её решение при большой номенклатуре и поступлении одних и тех же видов материальных ценностей от разных поставщиков и по разным ценам часто оказывается трудоемким.

В соответствии с п.58 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов РФ 29.07.98. №34н материальные ресурсы отражаются по фактической себестоимости. Фактическую себестоимость материальных запасов, списываемых в производство, разрешается определять одним из следующих методов:

· по себестоимости единицы запасов;

· по средней себестоимости (среднескользящей);

· по себестоимости первых по времени закупок (ФИФО);

· по себестоимости последних по времени закупок (ЛИФО).

Метод оценки по средней себестоимости материальных ресурсов является традиционным для нашей отечественной учетной политики. В течение отчетного месяца материальные ресурсы списываются на производство по среднескользящим ценам, а в конце месяца сюда же относится соответствующая доля отклонения фактической себестоимости материалов от стоимости их по сложившимся на момент списания. Описанный метод применяется на ОАО "ЧМЗ". Пример расчета фактической себестоимости списанных материалов по этому способу будет рассмотрен далее.

Если, согласно учетной политике, предприятие все расходы по заготовлению материалов учитывает непосредственно на соответствующих счетах по учету материальных ценностей (10 "Материалы") по каждому номенклатурному номеру, то оценка материалов
по средней (средневзвешенной) себестоимости производится в следующем порядке:

I.1) определяют фактическую себестоимость остатка материальных ресурсов
на начало месяца (СН);

2) фактическую себестоимость заготовленных материальных ресурсов в отчетном месяце (СЗ);

3) остаток материальных ресурсов (в натуральном выражении) на начало месяца (Он);

4) количество материальных ресурсов, заготовленных за месяц (ОЗ).

II. Определяют средневзвешенную фактическую себестоимость единицы ресурса
(Ссед): Ссед =(СН + СЗ): (ОН + ОЗ)

III. Определяют фактическую себестоимость израсходованных материалов
на производство умножением средневзвешенной себестоимости единицы ресурса данного вида на общее количество израсходованных материалов данного вида.

В связи с тем, что в соответствии с требованиями рыночной экономики бухгалтерский учет в Российской Федерации постепенно переходит к международным стандартам
его организации (Постановление Правительства Российской Федерации от 12.02.93г. № 121
"О мерах по реализации Государственной программы перехода в Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и отчетности...") Минфином Российской Федерации рекомендовано применение в учетной практике таких методов оценки материалов по фактической себестоимости, как "ФИФО" и "ЛИФО" (Приказ Минфина России от 28.07.94 г. № 103 в редакции приказа от 26.12.94г. № 170).

Метод ФИФО (FIFO, т.е. FIRST-IN-FIRST-OUT) заключается в оценке материальных ценностей по их первоначальной стоимости, что означает: "первая партия
на приход и она же первая в расход", т.е. расход материальных ценностей оценивается по стоимости их приобретения в определенной последовательности: сначала списываются
в расход материалы по цене первой закупочной партии, затем второй, третьей и т.д.
в порядке очередности до расхода общего количества. Порядок оценки не зависит
от фактической последовательности расходования партий поступивших материалов.

По методу ЛИФО(LIFO, т.е. LAST-IN-FIRST-OUT) оцениваются материальные ценности по восстановительной стоимости (по текущим ценам) исходя из правила: "последняя партия на приход - первая на расход". Материальные ценности, выданные
со склада, оцениваются по стоимости последнего приобретения, затем предыдущего и т.д., хотя фактическое движение на складе может быть иным.

Методы ФИФО и ЛИФО в условиях изменения цен требуют организации аналитического учета материалов не только по их видам, но и по партиям поступления.
Это значительно усложняет учет и повышает его трудоемкость.

Таким образом, при выборе метода оценки запасов могут списываться достаточно отличающиеся друг от друга величины себестоимости, что естественно, сказывается
на окончательных расчетах суммы прибыли и налоговых платежей.

Влияние метода оценки материальных запасов на налоговые обязательства организации сводится к следующему:

1. Стоимость израсходованных в процессе производства материальных ценностей относится на себестоимость (п.6 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного постановлением Правительства РФ
от 05.08.1992 №552) и, следовательно, уменьшает налогооблагаемую базу по налогу
на прибыль.

2. Запасы материальных ценностей участвуют в расчете налогооблагаемой базы
по налогу на имущество (ст.2 Закона РФ от 13.12.1991 № 2030-1 "О налоге на имущество предприятий").

3. Поскольку налог на имущество относится на финансовые результаты организации
(ст.8 Закона РФ от 13.12.1991г. № 2030-1 "О налоге на имущество предприятий"),
на сэкономленную в результате уменьшения стоимости остатка материальных запасов величину налога на имущество увеличивается налогооблагаемая прибыль. При увеличении стоимости остатка материальных ценностей на сумму дополнительно начисленного налога на имущество уменьшается налогооблагаемая база по налогу на прибыль.

Следовательно, оптимальный, с точки зрения уменьшения налоговых обязательств, выбор метода оценки ТМЦ призван увеличить стоимость списываемых ценностей
и уменьшить стоимость остатка ценностей. При выборе такого метода, во-первых, уменьшается среднегодовая стоимость имущества и налоговые обязательства по налогу
на имущество.

Если предполагается рост цен на ТМЦ, что и доказывают реалии, сложившиеся
в России, то оптимальным будет выбор метода ЛИФО: на себестоимость будут списываться материальные ценности по ценам последних по времени закупок (т.е. по самым высоким ценам), а остаток ТМЦ на складе оценивается по ценам более ранних закупок (по более низким ценам).

Если цены на ТМЦ будут снижаться, выгоднее всего выбирать метод ФИФО:
на себестоимость будут отнесены материальные ценности по ценам первых по времени закупок (по наиболее высоким ценам), тогда как остаток ценностей на складе будет оценен по ценам последних по времени закупок, которые были сделаны по сниженным ценам.

Если же не представляется возможным сделать с достаточной степенью уверенности прогноз относительно динамики цен на ТМЦ или организация использует разный набор ресурсов, динамика цен на которые имеет разнонаправленный характер (на одни группы ценностей цены растут, а на другие - снижаются), оптимальным может стать выбор метода оценки материальных ценностей по средней себестоимости.

Таким образом, при выборе метода оценки запасов могут списываться достаточно отличающиеся друг от друга величины себестоимости, что естественно, сказывается
на окончательных расчетах суммы прибыли и налоговых платежей.

Бухгалтерские проводки по учету материалов и расчет сумм транспортно - заготовительных расходов (ТЗР) и фактической себестоимости израсходованных материалов (пример условный ).

 

Операции Корреспон. счета, с/сч
дебет Кредит
     
1. Акцептованы расчетные документы поставщиков за поставленные материалы по оптовым ценам (без НДС): - Жидкий хлор - коагулянт - прочие основные материалы    
  Итого 10/1  
2. Налог на добавленную стоимость по материалам    
3. Начислено железной дороге за доставку 10/2  
4. НДС по транспортным услугам    
5. Списываются материалы по оптовым ценам, отпущенным со склада основному производству: - жидкий хлор - коагулянт - прочие основные материалы      
  Итого   10/1
6. Списываются материалы по оптовым ценам, отпущенным со склада вспомогательному производству: - коагулянт - прочие основные материалы      
  Итого   10/1
7. Списываются ТЗР, относящиеся к израсходованным материалам: - на основное производство - на вспомогательное производство      
  Итого   10/2
8. Оплачены счета поставщиков и железной дороги    
9.Списывается НДС по оплаченным материалам    

 


Практическое занятие 4

 

Задача 1

Учет материалов

Исходные данные:

На 01.07.2004 г. Аналитическое сальдо по счету 10

 

Доска 3 см 50 м 100 = 5000 =

Доска 4 см 30 м 120 = 3600 =

 

Синтетическое сальдо счета 10 8600 =

 

В июле 2004 года, согласно договору купли-продажи № 53 от 01.07.04г., по накладным № 123 и № 165 от поставщика АО “Удмуртлес” поступил материал.

 

Расчеты с поставщиком проведены с расчетного счета:

1. ПП № 167 от 07.07.2001г. å 30000 =

2. ПП № 198 от 22.07.2001 г. å 16000 =

3. Доска 3 см. 250 х 120 = 30 000

4. Доска 4 см. 100 х 160 = 16 000

 

По накладным материал со склада был отпущен:

  1. В производство:

a. Накладная от 10.07.2004г.

Доска 3 см – 60 м

Доска 4 см – 50 м

b. Накладная от 23.07.2004г.

Доска 3 см – 50 м

Доска 4 см – 30 м

  1. На коммерческие расходы:

Накладная от 21.07.2004г.

Доска 3 см – 40 м

Доска 4 см – 30 м

 

  1. На внепроизводственные расходы:

Накладная от 20.07.2004г.

Доска 3 с – 30м

  1. Реализация на сторону:

Накладная от 25.07. 2004г. № 87. Получатель: МП “Сокол”

Оплата от МП “Сокол” поступила на р/с å 7080 от 25.07.2004г.

Задание:

Оформить решение задачи:

a. Журналом хозяйственных операций;

b. Заполнить ж/о № 6, ж/о № 8, оборотную ведомость по ТМЦ

Вариант 1- метод средних цен;

Вариант 2 – метод ФИФО;

Вариант 3 – метод ЛИФО.

Тема 6. Учет труда и заработной платы

 

Лекционные вопросы:

Правовые основы организации и оплаты труда в РФ. Трудовой кодекс РФ.

Виды и формы заработной платы. Система оплаты труда.

Порядок расчета средств на оплату труда.

Начисления и удержания согласно нормативным документам по заработной плате.

Расчет соответствующих пособий.

Документальное оформление по заработной плате. Синтетический и аналитический учет по заработной плате.

Заработная плата - это основная часть средств, направляемых на потребление, представляющая собой долю дохода (чистую продукцию), зависящую от конечных результатов работы коллектива и распределяющуюся между работни­ками в соответствии
с количеством и качеством затраченного труда, реальным тру­довым вкладом каждого
и размером вложенного капитала.

В новых условиях хозяйствования важнейшими задачами по учету труда и заработной платы являются:

1) в установленные сроки производить расчеты с персоналом предприятия по оплате труда (начисление зарплаты и прочих выплат, сумм к удержанию и выдаче на руки);

2) своевременно и правильно относить на себестоимость продукции (работ, услуг) суммы начисленной заработной платы и отчислений органам социального страхования;

3) собирать и группировать показатели по труду и заработной плате для оперативного руководства и составления необходимой отчетности, а также расчетов с органами социального страхования, пенсионным фондом и фондом обязательного медицинского страхования.

Учет труда и заработной платы должен обеспечить оперативный контроль
над количеством и качеством труда, за использованием средств, включаемых в фонд заработной платы и выплаты социального характера.

Различают основную и дополнительную оплату труда.

К основной оплате относится оплата, начисляемая работникам за отработанное время, количество и качество выполненных работ: оплата по сдельным расценкам, тарифным ставкам, окладам, премии сдельщикам и повременщикам, различные доплаты и т.д.

К дополнительной заработной плате относятся выплаты за непроработанное время, предусмотренное законодательством по труду: оплата очередных отпусков, льготных часов подростков, за время выполнения государственных и общественных обязанностей и т.д.

Предприятия самостоятельно, но в соответствии с законодательством устанавливают штатное расписание, формы и системы оплаты труда, премирования. Различают
две основные формы оплаты труда:

1) сдельную (в основу расчета берется объем работы и расценка за выполнение
его единицы);

2) повременную (за основу берется тарифная ставка за час работы или оклад
и отработанное время).

Кроме того, возможно применение разновидностей этих форм (простая повременная, повременно-премиальная, прямая сдельная, сдельно-премиальная и т.д.).

На основании выбранной системы оплаты труда на предприятии учет
ее регламентируется следующими документами:

1) выписка из протокола собрания о ставках повременщиков;

2) табель учета рабочего времени;

3) карточка учета выработки;

4) наряды, договоры, контракты, трудовые соглашения с визой руководителя
о выплате, приказы и др.

 

 

Для рассмотрения вопроса по заработной плате необходимо большое внимание уделять фонду оплаты труда, который формируется на предприятие в начале отчетного периода. Фонд заработной платы – это сумма вознаграждений, предоставленных наемным работникам в соответствии с количеством и качеством их труда, а также компенсаций, связанных с условиями труда.

В состав фонда оплаты труда включаются начисленные организациями суммы оплаты труда в денежной и натуральной формах за отработанное и неотработанное время, компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, стимулирующие доплаты и надбавки, премии, единовременные поощрительные выплаты,
а также оплата питания, жилья, топлива, носящая регулярный характер.

В состав выплат социального характера включаются выплаты на лечение, отдых, проезд, трудоустройство, выходное пособие при прекращении трудового договора, суммы, выплаченные уволенным работникам на период трудоустройства в связи с реорганизацией или ликвидацией организации, сокращением численности (штата) работников, материальная помощь, предоставленная отдельным работникам по семейным обстоятельствам,
на медикаменты, погребение и др.

Включению в фонд заработной платы подлежат:

1. Оплата за отработанное время заработная плата, начисленная работникам
по тарифным ставкам, окладам за отработанное время;

- заработная плата, начисленная за выполненную работу работникам по сдельным расценкам, в процентах от выручки от продажи продукции; денежное вознаграждение государственных и муниципальных служащих РФ;

- стоимость продукции, выданной в порядке натуральной оплаты;

- разница в окладах при временном заместительстве, а также работникам, трудоустроенным из других организаций, с сохранением в течение определенного срока размеров должностного оклада по предыдущему месту работы;

- компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда;

- выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда;

- доплаты за работу во вредных или опасных условиях или на тяжелых работах;

- доплаты за работу в ночное время;

- оплата работы в выходные и праздничные дни;

- оплата сверхурочной работы;

- оплата работникам за дни отдыха (отгулы), предоставленные в связи с работой сверхустановленной нормальной продолжительности рабочего времени;

- надбавки за вахтовый метод работы;

- надбавки за подвижной характер работ;

- полевое довольствие;

- стимулирующие доплаты и надбавки к тарифным ставкам и окладам;

- ежемесячные и ежеквартальные надбавки за выслугу лет, стаж работы;

- оплата труда лиц, принятых по совместительству.

2. Оплата труда за неотработанное время:

- оплата ежегодных и дополнительных отпусков;

- оплата льготных часов подростков, инвалидов 1 и 2 групп;

- оплата учебных отпусков;

- оплата вынужденного прогула;

- оплата простоев не по вине работника;

- оплата работникам за дни медицинского осмотра, сдачи крови и отдыха, предоставляемого после сдачи крови;

- оплата дней болезни за счет средств организации.

3. Единовременные поощрительные выплаты

- единовременные премии независимо от источников выплаты;

- вознаграждение по итогам работы за год, за выслугу лет;

- денежная компенсация за неиспользованный отпуск;

- материальная помощь всем или большинству работников;

- единовременные выплаты к юбилейным датам, к празднику, стоимость подарков.

4. Оплата питания, жилья, топлива

- стоимость бесплатно предоставленных работникам отдельных отраслей экономики питания и продуктов в соответствии с законодательством;

- стоимость бесплатно предоставленных работникам жилья и коммунальных услуг; оплата предоставленного работникам топлива.

Основой заработной платы любого работника предприятия являются начисления
и удержания согласно нормативной базы РФ. Данные начисления можно представить
в следующем порядке:

Основная заработная плата начисляется в соответствии со сдельными расценками, тарифными ставками, окладами. Учитываются также доплаты в связи с отклонениями
от нормальных условий работы, за работу в ночное время, за сверхурочные работы,
за руководство бригадой, оплата простоев не по вине рабочих и т.п.

Ночным считается время с 22 до 6 часов.

Согласно статье 96 ТК РФ продолжительность работы (смены) в ночное время сокращается на один час по сравнению с установленной продолжительностью работы (смены) в дневное время.

Не сокращается продолжительность работы (смены) в ночное время для работников, которым установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, а также для работников, принятых специально для работы в ночное время, если иное не предусмотрено коллективным договором. Например, ночной сторож, вахтеры и т.д.

При сокращении продолжительности рабочей смены в ночное время не должна уменьшаться недельная норма часов, графики сменности должны обеспечивать работнику 40-часовую рабочую неделю (исключение в отдельных случаях может составлять сменная работа). К работе в ночное время не допускаются: беременные женщины, инвалиды, работники моложе 18-ти лет, за исключением лиц, участвующих в создании и (или) исполнении художественных произведений, и других категорий работников в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами.

Согласно статье 154 ТК РФ каждый час работы в ночное время оплачивается
в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных законами и иными нормативными актами.

Конкретные размеры повышения устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников, коллективным договором, трудовым договором.

Сверхурочная работа – работа, производимая работником по инициативе работодателя
за пределами установленной продолжительности рабочего времени, ежедневной работы (смены), а также работа сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.

В соответствии со ст. 99 ТК РФ привлечение к сверхурочным работам производится работодателем с письменного согласия работников в исключительных случаях, предусмотренных законодательством.

Не допускается привлечение к сверхурочным работам беременных женщин, работников моложе 18-ти лет, других категорий работников в соответствии с федеральным законом. Привлечение инвалидов, женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет,
к сверхурочным работам допускается с их письменного согласия и при условии, если такие работы не запрещены им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением, а также должны быть в письменной форме ознакомлены со своим правом отказаться от сверхурочных работ.

Сверхурочные работы не должны превышать для каждого работника четырех часов
в течение двух дней подряд и 120 часов в год.

Работодатель обязан обеспечить точный учет сверхурочных работ, выполненных каждым работником.

 

 

Сверхурочная работа оплачивается в соответствии с положениями ст. 152 ТК РФ:

- за первые два часа производится доплата не менее чем в полуторном размере;

- за последующие часы – не менее чем в двойном размере.

Временная приостановка работы предприятия в целом или его отдельного подразделения по причинам производственного, организационно- технического или экономического характера считается простоем.

Простои, т.е. время, в течение которого работник, находясь на рабочем месте,
не может исполнять свои трудовые обязанности, оплачиваются в том случае, если соблюдены два условия согласно ст. 157 ТК РФ:

- простой не является следствием вины работника (независимо от того, является
ли виновником простоя работодатель или иное лицо);

- работник в письменной форме предупредил работодателя (представителя администрации - бригадира, мастера и т.д.) о начале простоя.

Законодательством установлен минимальный размер оплаты простоя:

- 2/3 средней заработной платы работника, если простой произошел по вине работодателя;

- 2/3 установленной работнику тарифной ставки (оклада), если простой произошел
по причинам, не зависящим ни от работодателя, ни от работника.

Продолжительность оплаты простоя не ограничена.

Не подлежит оплате время простоя, произошедшего по вине работника или если работник не поставил в известность о начале простоя представителя администрации.
Во втором случае оплата не производится даже при условии отсутствия вины работника.

Оформление простоя не по вине работника в случае приостановки деятельности предприятия производится приказом (распор



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 326; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.219.221 (0.015 с.)