Структура и структурные компоненты исследовательской работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура и структурные компоненты исследовательской работы



 

Структура научно-исследовательской работы

 

Структура научно-исследовательской работы, представленной к публичной защите, единообразна для различных уровней таких работ – от курсовых и выпускных квалификационных до работ на соискание ученой степени кандидата или доктора наук. Конечно, определенные различия имеются, но общая структура, логика ее организации − неизменны.

В учебно-исследовательских работах стандарт представления научных работ прослеживается в полной мере. Обязательными их элементами являются следующие:

· Титульный лист

· Оглавление

· Введение

· Основная часть

- Глава 1. Обзор научных источников
- Глава 2. Организация и методы эмпирического исследования
- Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение

· Выводы

· Заключение

· Библиографический список

· Приложения (при необходимости)

 

В зависимости от курса обучения структура работы несколько меняется (см. пункт 1.3. Краткие требования к содержанию и структуре курсовых и выпускных работ). Так, в курсовой работе бакалавра 2-го курса основная часть обычно представляет обзор научных источников (в нескольких главах) по заявленной проблеме. Обычно в ней отсутствует описание организации и результатов самостоятельного эмпирического исследования.

Начиная с третьего курса обучения исследовательская работа студента приобретает более полную структуру. Кроме того, в зависимости от ориентации студента на научно-исследовательскую или практическую деятельность в сфере, предусмотренной ФГОС ВО соответствующего направления подготовки (см. прил. 2–3), исследовательская работа студента может иметь «научную» или «прикладную» доминанту. В психологических исследованиях «прикладная» доминанта предполагает для 3–4-х курсов обучения бакалавров использование и проверку эффективности известных программ и разработок коррекционного, развивающего и иного воздействия. Для прикладной магистратуры, например, по направлению подготовки 050400.68 (2010 г.) или 44.04.02 (2014 г.) «Психолого-педагогическое образование» в ходе исследовательской работы возможны разработки новых программ психологического воздействия или оригинального диагностического инструментария.

 

3.2. Содержание структурных компонентов
исследовательской работы

 

Титульный лист

 

Первым листомработы является титульный лист. Титульный лист оформляется в соответствии с примерами, приведенными в прил. 5.

На титульном листе должны быть указаны:

- название учредителя, вуза, факультета, кафедры, где выполнялась работа (вверху, в центре);

- название темы (посередине, в центре);

- фамилия, имя, отчество, личная подпись обучающегося (полностью, ниже названия, справа), направление подготовки (с указанием кода), а для магистров – название магистерской программы;

- фамилия, имя, отчество, ученая степень, должность и личная подпись научного руководителя;

- информация о допуске работы к защите с подписью заведующего
кафедрой;

- город, год написания работы (внизу, в центре).

Номер страницы на титульном листе не указывается.

 

Оглавление

 

На втором листе помещается оглавление, где указываются основные разделы работы и соответствующие им страницы. Оглавление включает введение, наименование всех глав, разделов и подразделов, заключение, список использованных источников и литературы, наименование приложений, с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы работы. В ГОСТе 2.105-95 «Общие требования к текстовым документам» указано, что наименования, которые включены в содержание, прописываются строчными буквами, начинаясь с прописной. Однако ГОСТ 7.32-2001 «Отчет о научно-исследовательской работе» не затрагивает этот вопрос, а по причине обладания им предпочтением над ГОСТ 2.105-95, автор решает сам, как прописывать наименования. Желательно (но не обязательно), чтобы оглавление помещалось на одной странице. Текст должен соответствовать оглавлению, как по содержанию, так и по форме.

При условии создания в текстовом редакторе Word (корпорации Microsoft) электронной структуры документа оглавление автоматически генерируется в нужном месте с указанием страниц каждого структурного компонента. Это очень удобно, так как после коррекции текста изменить оглавление с указанием новых номеров страниц и новых пунктов можно автоматически. Обучающие уроки по созданию автоматического оглавления в текстовом редакторе Word (корпорации Microsoft) легко найти в Интернете.

Пример оформления оглавления приведен в прил. 6.

 

Введение

 

Раздел «Введение» располагается непосредственно после оглавления (содержания) и должен включать следующие подразделы:

- краткое обоснование выбора темы;

- проблема исследования и его актуальность;

- теоретическая и/или практическая значимость работы, возможности и формы использования полученных результатов;

- методологические основания исследования (перечисление теорий, концепций, подходов, которые лежат в его основе, с указанием авторов);

- эмпирические основания работы (результаты эмпирических исследований, лежащие в основе работы);

- цель, объект, предмет и задачи исследования;

- гипотеза(ы) исследования;

- методы исследования и анализа данных;

- апробация (этот пункт может быть опущен).

Задача введения – сориентиро­вать читателя в том, для чего проводилась работа и на чем она основывалась. В этой части желательно кратко раскрыть содержательную структуру выпускной работы, т.е. прокомментировать обозначенные в оглавлении ее разделы. Объем этого раздела – 2–4 страницы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.226.210.133 (0.007 с.)