Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инновационная инфраструктура и характеристики ее основных составляющих

Поиск

Создание национальной инновационной инфраструктуры было провозглашено на государственном уровне в качестве стратегического направления развития страны в целом и научно-технологической сферы в частности в 1997 г. С тех пор создавались отдельные элементы (государственные фонды, технопарки, инновационно-технологические центры, Венчурный инновационной фонд и т.п.), но вне связи друг с другом и с другими секторами экономики (такими, как промышленность и сфера образования). При этом заимствование зарубежного опыта происходило путем переноса отдельных элементов целостных экономических механизмов и потому не приводило к ожидавшимся результатам. В итоге, несмотря на положительный опыт целого ряда инициатив, прорыва в области инновационного развития экономики не произошло. Главной проблемой остается отсутствие действенных экономических механизмов, стимулирующих как инвестирование в инновационную сферу, в создание нововведений.

Согласно классическим определениям по Лундвалу и Нельсону, «инновации представляют собой комплексный процесс, объединяющий различных участников, таких, как фирмы, производители новых знаний, технологические центры, аналитические центры, которые соединены множеством взаимосвязей, создающими таким образом инновационную систему».

Обычно выделяются, по крайней мере, следующие виды (подсистемы) инновационной инфраструктуры:

а ) финансовая: различные типы фондов (бюджетные, венчурные, страховые, инвестиционные), а также другие финансовые институты, такие как, например, фондовый рынок, особенно в части высокотехнологичных компаний;

б ) производственно-технологическая (или материальная): технопарки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы и т.п.;

в ) информационная: собственно базы данных и знаний и центры доступа, а также аналитические, статистические, информационные и т.п. центры (т.е. организации, оказывающие услуги);

г) кадровая: образовательные учреждения по подготовке и переподготовке кадров в области научного и инновационного менеджмента, технологического аудита, маркетинга и т.д.;

д ) экспертно-консалтинговая: организации, занятые оказанием услуг по проблемам интеллектуальной собственности, стандартизации, сертификации, а также центры консалтинга, как общего, так и специализирующегося в отдельных сферах (финансов, инвестиций, маркетинга, управления и т.д.).

Во всех перечисленных выше случаях субъектам инновационной деятельности предоставляется доступ к некоторым видам необходимых им ресурсов и услуг, а именно (в соответствии с принятым выше порядком):

· к финансовым ресурсам напрямую, либо через получение доли в рыночной стоимости субъектов;

· к зданиям, сооружениям, оборудованию, приборам и т.д.;

· к необходимой информации;

· к кадровым ресурсам требуемой квалификации, либо системам, обеспечивающим повышение их квалификации;

· к различного вида специальным услугам, которые могут быть оказаны данному субъекту инновационной деятельности.

 

22.Основные этапы инновационного процесса:

Под инновационным процессом будем понимать процесс, охватывающий весь цикл преобразования научного знания, научных идей, открытий и изобретений в инновацию.

Инновационный процесс может быть рассмотрен с различных позиций и с разной степенью детализации

· в виде временных этапов жизненного цикла инновации от возникновения идеи и до разработки и распространения (генетическая структура);

 

· как параллельно-последовательное осуществление научно-исследовательской, инновационной и производственной деятельности и маркетинга (функциональная структура);

1^ В основе определения генетической структуры инновационного процесса лежит основной закон развития систем. В соответствии с этим законом система проходит в своем развитии несколько стадий: возникновение, становление, зрелость, преобразование (в литературе для обозначения такого процесса развития используется понятие "жизненный цикл").

Применительно к инновационному процессу это означает следующее. ^ На первом этапе происходит возникновение инновации в результате определенной деятельности: инновационная идея (замысел), открытие, изобретение и т.д. превращаются в инновацию, начинается ее "самостоятельное" существование и функционирование. Затем инновационный процесс вступает в новую фазу, причем лишь в случае широкой заинтересованности потенциальных потребителей инновации в ее использовании, что и предопределяет переход на новую стадию.

2^ Вторым этапом можно назвать этап становления инновации (широкое внедрение инновации, постепенно нарастающее применение в различных областях человеческой деятельности, завоевание потенциальной области эффективного использования). Завершается данный этап прекращением проникновения инновации в области ее применения, относительной ее стабилизацией.

3^ Третьим этапом инновационного процесса является процесс его зрелости. Это этап «господства» определенной инновации как способа удовлетворения конкретной потребности. Завершается этот этап эффективной альтернативы началом замены данного продукта, техники, технологии, отношения новым, более прогрессивным.

4^ Четвертый этап инновационного пресса характеризуется сокращением масштабов применения инновации, связанный с замещением новыми инновациями, находящимися на стадии роста (становления).

Таким образом, подразумевая, что конкретный инновационный процесс происходит в течение, возможно, и длительного, но конечного промежутка времени, графически генезис и развитие инновации можно представить в виде S- образной (так называемой, логистической) кривой (см. рис. 1). По оси абсцисс откладывается время, по оси ординат - один или несколько параметров, так или иначе характеризующих инновационный процесс. Это может быть степень распространения инновации, комплексный эффект от ее использования, степень удовлетворения конкретной потребности и т.д.

 

23.Понятие конкуренции и риска в инновационном менеджменте:

Под конкурентными действиями понимаются действия субъектов бизнеса. И направлены они против различных представителей своего внешнего окружения для обеспечения себе наивысших потребительских, функциональных и общественных оценок с целью создания, поддержания и развития конкурентных преимуществ, а также обеспечения выгод.

Конкурентные действия всегда производятся субъектами бизнеса на определенном поле конкуренции и состоят из воздействия одних конкурирующих соперников на других либо отражения одними конкурирующими соперниками попыток воздействия на них со стороны внешнего окружения. Суть конкуренции заключается в том, что. с одной стороны, создаются такие условия, при которых покупатель на рынке имеет великое множество возможностей для приобретения товаров, а продавец для их реализации. Конкурентные действия субъектов предпринимательского бизнеса могут быть подразделены на следующие виды: Наступательными называются конкурентные действия, в ходе которых субъекты предпринимательского бизнеса пытаются избавиться от конкурентных недостатков, приобрести и развить конкурентные преимущества.. Оборонительными называются конкурентные действия, в ходе которых субъекты бизнеса пытаются поддержать ранее достигнутые конкурентные преимущества и не допустить появления новых конкурентных недостатков. Такие действия обычно направлены на сохранение места в цепочке ценностей, удержание целевых секторов и сегментов рынка, закрепление сложившейся общественной репутации. Еще одним важным видом конкурентных действий субъектов предпринимательского бизнеса, проявляющимся в условиях прерывания или полного завершения оборонительных действий, является отступление, которое представляет собой прямую противоположность наступательным действиям. Субъекты предпринимательского бизнеса имеют возможность не только осуществлять конкурентные действия против своего окружения, но и имитировать такие действия, создавать их видимость, производить ложные действия, создавать иллюзии действий при полном фактическом бездействии. Поэтому имитация других действий, создание видимости, иллюзии других действий признаются самостоятельным видом конкурентных действий и называются отвлекающими действиями. Изоляционизм представляет собой такой вид конкурентных действий субъектов предпринимательского бизнеса, когда фирма фактически старается уйти от конкурентного столкновения с кемлибо. Комбинированными являются конкурентные действия субъектов предпринимательского бизнеса в условиях, когда компании не планируют собственный «выход из игры», не предполагают изолировать себя от конкурентов, но вместе с тем они не могут или не хотят фокусировать внимание на отдельных соперниках. Поэтому комбинированные конкурентные действия осуществляются на основе их рассеянного внимания по отношению к различным представителям внешнего окружения.

Риск находит свое проявление через ущерб, т. е. связан с вероятностью гибели или повреждения объекта. И чем меньше изучены риски, тем больше

ущерб. В связи с этим возникает потребность в сборе и анализе информации о различных неблагоприятных явлениях с целью выяснения общих тенденции развития и закономерностей их проявления. Для предпринимателя важно знать

действительную стоимость риска, которому подвергается его деятельность. Под

стоимостью риска следует понимать фактические убытки предпринимателя,

затраты на снижение величины убытков или затраты по возмещению убытков и

их последствий. Правильная оценка риск-менеджером действительной стоимости риска позволяет ему объективно представить объем убытков и наметить пути по их уменьшению.

Конкуренция - свойственная товарному производству борьба между предпринимателями на рынке за более выгодные условия производства и сбыта продукции, за получение наивысшей прибыли.

 

Исследования конкурентоспособности предлагаемых товаров и услуг - одно из основных звеньев исследований в рыночной экономике, позволяющее выявить сильные и слабые стороны предлагаемых товаров и услуг.

 

Конкуренция - это состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

 

  • Конкуренция в экономике выполняет ряд функций, наиболее важные из которых - определение рыночной стоимости товаров, сведение конкретного труда к общественно необходимому. Она содействует выравниванию индивидуальных стоимостей и соответственно дифференциации размеров прибыли на основе различий в производительности труда и управлении производством. В межотраслевом аспекте конкуренция формирует среднюю норму прибыли, ведет к перераспределению дохода между отраслями, регулирует пропорции производства, осуществляет экономический отбор, поощряет сильнейших. В период перехода к рыночной экономике конкуренция должна способствовать предпринимательской деятельности, интенсивному развитию экономики, обеспечивать ускоренное внедрение научно-технического прогресса в производство, более полное удовлетворение потребностей в разнообразной высококачественной продукции и услугах, охранять потребителей от диктата производителей, бороться с монополией.

 

Конкуренция является важной предпосылкой в перегруппировке ресурсов, упорядочении цен; стимулом выступает мощный фактор более выгодных условий производства и сбыта товаров. Для современной конкуренции характерны техническое превосходство, качество и надежность продукции. Конкуренция должна заинтересовывать предпринимателей, нацеливать производство на удовлетворение рыночного спроса, а через него - на меняющиеся потребности, повышение качества продукции, услуг. Состязающиеся между собой предприятия различных форм собственности должны пойти по пути увеличения многообразия предложений на рынке.

 

Главное условие, способствующее развитию конкуренции, - эффективное давление на нерентабельное производство, развитие рынка, борьба с монополией. У потребителей должен быть выбор, чтобы заставить производителей считаться с потребительским спросом.

24.Производственный менеджмент и его основные функции:

Менеджмент производства - как прикладная техника, экономическая наука и род деятельности, представляет собой комплекс знаний и навыков по проектированию и реализации производственных и трудовых процессов, установлению норм труда, организации его оплаты и стимулирования.

 

Производственный менеджмент является частью организации производства, хотя все больше выделяется из нее, поскольку основной его задачей является поддержание уже созданных производственных систем в работоспособном состоянии.

 

Организация производства - совокупность правил, процессов и действий, обеспечивающих форму и порядок соединения труда и вещественных элементов производства в целях повышения эффективности производства и увеличения прибыли.

 

Производственный менеджмент интегрирует в себе или вокруг себя все виды менеджмента: инновационный, финансовый, налоговый, стратегический, маркетинговый и др. Материальное производство - главное звено системы менеджмента. Не будет производства - не будет конечного продукта - прибыли, а также воспроизводства общественного продукта и удовлетворения потребностей населения.

 

Эффективность производственного менеджмента во многом определяется точностью прогнозов стратегических тенденций развития общества, идеологии, производственных и информационных технологий, форм интеграции, организации производства, инновационной политики и др.

 

Основными элементами системы производственного менеджмента являются:

 

  • организационная структура системы управления (управляющая подсистема);

 

  • производственная структура (управляемая подсистема);

 

  • прогнозирование и планирование деятельности предприятия;

 

  • организация основного производства;

 

  • организация обслуживающего производства;

 

  • организация подготовки производства новой продукции;

 

  • реализация стратегии маркетинга.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 422; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.86.30 (0.007 с.)