Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая структурно-функциональная характеристика нервной системы

Поиск

ВВЕДЕНИЕ

Дисциплина «Анатомия центральной нервной системы» относится к циклу естественнонаучных дисциплин в системе подготовки специалиста психолога.

Целью изучения данного предмета является знакомство студентов со строением нервной системы человека и структурно-функциональными взаимосвязями, лежащими в основе нервно-психической деятельности.

Знание этих вопросов необходимо психологу для грамотного с позиции медицины и биологии понимания психической функции человека.

Материал курса можно условно разделить на шесть разделов.

Первый раздел посвящён общим анатомическим закономерностям организации нервной системы человека.

Второй раздел включает в себя детальную структурную характеристику отделов центральной нервной системы: спинного и головного мозга. В этом разделе детальное внимание уделяется расположению и внешнему строению отделов ЦНС, распределению и особенностям строения серого и белого вещества в них.

Третий раздел курса «Анатомия ЦНС» направлен на изучение основ строения периферической нервной системы, а именно, анатомической характеристике спинномозговых и черепных нервов.

Четвёртый раздел посвящён функциональной анатомии соматической нервной системы. Данный раздел включается в себя функциональную анатомию сенсорных систем, моторных систем и речевой системы. Данные темы представляется наиболее значимыми в курсе дисциплины, поскольку они дают характеристику структурно-функциональным взаимосвязям в нервной системе человека. Их знание необходимо для правильного понимания сущности предмета и взаимосвязи его с дисциплинами, изучаемыми на следующих этапах образования.

Пятый раздел дисциплины заключается в изучении функциональной анатомии вегетативной нервной системы: знакомстве со структурно-функциональными взаимосвязями в симпатическом и парасимпатическом отделах.

Шестой раздел посвящён вопросам онтогенеза нервной системы человека.

Особенностью дисциплины «Анатомия ЦНС» является её высокая информационная нагрузка и трудность для освоения студентами. Единственным способом решения этой проблемы является освоение предмета с функциональных позиций. Для этого у студента должно быть чёткое понимание принципа биологической целесообразности.

Суть этого принципа заключается в том, что любая особенность расположения или строения какого-либо структурного элемента живого организма имеет некое значение. Это значение, как правило, заключается в выполнении структурным элементом какой-либо функции.

Освоение настоящей дисциплины с позиции принципа биологической целесообразности означает, что студент, изучая какой-либо конкретный структурный элемент ЦНС одновременно пытается понять, как особенности его строения и расположения связаны с выполняемыми им функциями.

1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Подготовка будущих бакалавров к деятельности по изучению психической деятельности человека, использованию полученных знаний в педагогических, медицинских и профессиональных целях, преподаванию тем по анатомии ЦНС в системе основного и дополнительного образования, освещению вопросов о нервном субстрате психической деятельности и поведения в просветительской работе.

Учебные цели - ознакомить студентов с основными сведениями по строению ЦНС с позиций современной медико-биологической науки:

- уделить основное внимание при изложении анатомического материала раскрытию принципов функциональной организации мозга, прослеживанию становления функциональных возможностей ЦНС;

- сформировать представление о том, что многие психические процессы и состояния человека имеют в мозге определенный морфологический субстрат;

- показать неразрывную связь анатомии ЦНС с другими науками: физиология ЦНС, физиология ВНД, психофизиология, психология.

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Относится к математическому и естественнонаучному циклу дисциплин. Преподается в 1 семестре. Знакомит студентов с морфологическим субстратом психики и поведения, строением центральной нервной системы человека.

- Открывает цикл естественнонаучных дисциплин, дающих базовые представления о природе психических явлений, предшествует курсу «нейрофизиология».

Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

Из курса «Биология»:

Знания: закономерностей возникновения и развития живой природы, взаимосвязей между живыми организмами, живой и неживой природой; законов строения, жизни и развития человеческого организма; основных понятий, отражающих процессы развития живой природы; понимание места человека в системе природы, закономерности индивидуального развития и размножения организмов, основные законы наследственности и изменчивости,

Умения: В процессе работы с учебником учащиеся должны научиться делать конспекты и рефераты, готовить и делать сообщения, а также критически оценивать бытующие среди населения и в средствах массовой информации спекулятивные и некомпетентные взгляды на некоторые результаты и возможности современной биологии.

Владения: применять полученные знания для охраны собственного здоровья, а также для оценки негативного влияния человека на природу и выработки разумного отношения к ней.

Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной:

· «Нейрофизиология»;

· «Психология»;

· «Педагогика»

· «Основы медицинских знаний»

· «Безопасность жизнедеятельности»

3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате изучения дисциплины студент должен приобрести следующие общекультурные и профессиональные компетенции, соотнесенные с общими целями ООП ВПО.

Общекультурные компетенции:

Понимание современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологи (ОК-2);

Владение культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактом и теоретических положений (ОК-3).

Профессиональные компетенции:

Реализация базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК-13);

По окончании изучения курса студент должен:

Знать:

· особенности строения нервной ткани;

· расположение и взаимоотношение нервных центров;

· особенности строения вегетативной нервной системы;

· особенности строения базальных ядер и коры больших полушарий головного мозга.

Уметь:

· объяснить на схемах особенности строения нервных центров;

· воспроизводить рисунки и схемы строения отделов спинного и головного мозга;

· пользоваться информацией о строении нервной системы.

Владеть / быть в состоянии продемонстрировать:

· методами сравнительного анализа данных о строении нервной ткани.

4. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, всего 72 часа, из них 30 аудиторных часов и 42 часа самостоятельной работы.

4.1 Объем дисциплины и виды учебной работы

Таблица 1

Объемы учебной работы, перечень и сроки контрольных мероприятий Форма обучения  
Очная
1. Виды и объемы учебной работы, в часах (зет)  
1.1. Общая трудоемкость дисциплины 72(2)
1.2. Аудиторные занятия:  

 

Таблица 1 (продолжение)

Объемы учебной работы, перечень и сроки контрольных мероприятий Форма обучения
  Очная
Виды и объемы учебной работы, в часах (зет)  
Объемы учебной работы, перечень и сроки контрольных мероприятий Форма обучения
Очная
1.2.1. Лекции  
1.2.2. Практические (семинарские) занятия -
1.2.3. Лабораторные работы  
1.3. Самостоятельная работа  
1.3.1. Курсовой проект (работа) -
1.3.2. Контрольная работа -
1.3.3. Расчетно-графическая работа -
1.3.4. Изучение теоретического материала  
1.3.5. Другие виды самостоятельной работы (домашние задания)  
1.3.6. Подготовка к экзамену (зачету)  
2.График изучения дисциплины  
2.1. Курс I
2.2. Семестр  
2.3. Экзамен (семестр) -
2.4. Зачет (семестр)  
2.5. Курсовой проект (работа) (семестр) -
2.6. Контрольная работа (семестр)  

4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины для студентов очной формы с полным сроком обучения

Таблица 2

№ п/п Разделы учебной дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Лабораторные занятия СРС Консультации
1. Анатомия центральной нервной системы (общая структурно-функциональная характеристика нервной системы)       - - Еженед. Собеседование – 1.
1.1 Микроанатомия нервной ткани       -   Еженед. Собесед. – 2; Участие в лаборат. занятии – 2.
1.2 Рефлекс и рефлекторная дуга.       -   Еженед. Тестовый контроль – 3; Участие в лаборат занятии – 3.
1.3 Отделы нервной системы.           Еженед. Собесед. – 4; Участие в лаборат занятии – 4.
1.4 Анатомия отделов центральной нервной системы   5-17 - - - Еженед. Решение ситуационной задачи – 5; Участие в лаборат. занятии – 6.

 

 

Таблица 2 (продолжение)

№ п/п Разделы учебной дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Лабораторные занятия СРС Консультации
1.4.1 Анатомия спинного мозга           Еженед. Собесед. – 5; Участие в лаборат. занятии – 6.
1.4.2 Анатомия головного мозга   6,7       Еженед. Собесед. – 6; Участие в лаборат. занятии – 7.
1.5 Общая характеристика периферической нервной системы   8,9       Еженед. Тестовый контроль – 8; Участие в лаборат. занятии – 8.
1.6 Функциональная анатомия сенсорных систем   10,11       Еженед. Собесед. – 9; Участие в лаборат. занятии – 10.
1.7 Функциональная анатомия моторных систем мозга   12,13       Еженед. Участие в лаборат. занятии – 11; решение ситуационной задачи – 11.
1.8 Функциональная анатомия речевой системы мозга   14,15       Еженед. Участие в лаборат. занятии – 12; терминологический диктант – 12.

 

 

Таблица 2 (окончание)

№ п/п Разделы учебной дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Лабораторные занятия СРС Консультации
1.9 Функциональная анатомия вегетативной нервной системы           Еженед. Участие в лаборат. занятии – 13
1.10 Нервная система в онтогенезе человека       -   Еженед. Собесед. – 14; Участие в лаборат. занятии – 15.
Итого за 1 семестр         Зачет
                         

 

4.3. Содержание дисциплины

Анатомия спинного мозга

Расположение и внешний вид спинного мозга.

Сегмент спинного мозга. Его строение. Распределение серого и белого вещества в спинном мозге. Количество сегментов. Понятие о корешках, спинномозговых нервах и спинномозговых узлах.

Серое вещество спинного мозга. Его строение и функциональная характеристика. Строение рефлекторной дуги, замыкающейся на уровне спинного мозга.

Белое вещество спинного мозга. Его строение и функциональная характеристика. Проводящие пути спинного мозга. Их классификация. Характеристика основных проводящих путей.

 

 

Анатомия головного мозга

Отделы головного мозга, их взаимное расположение. Распределение серого и белого вещества в головном мозге.

Продолговатый мозг. Его расположение, внешнее и внутреннее строение. Ядра продолговатого мозга. Их афферентные и эфферентные связи. Проводящие пути продолговатого мозга. Функциональное значение продолговатого мозга

Варолиев мост. Его расположение, внешнее и внутреннее строение. Ядра моста. Их афферентные и эфферентные связи. Проводящие пути моста. Функциональное значение варолиева моста.

Мозжечок. Его расположение, внешнее и внутреннее строение. Кора мозжечка. Её слои, афферентные и эфферентные связи. Ядра мозжечка. Функциональное значение мозжечка.

Средний мозг. Его расположение, внешнее и внутреннее строение. Отделы среднего мозга: ножки мозга и крыша мозга. Особенности их расположения и строения. Ядра среднего мозга. Их афферентные и эфферентные связи. Проводящие пути среднего мозга. Функциональное значение среднего мозга.

Промежуточный мозг. Его расположение, внешнее и внутреннее строение. Отделы промежуточного мозга: таламус, гипоталамус, эпиталамус.

Таламус. Его внутренне строение. Ядра таламуса. Их классификация. Характеристика афферентных и эфферентных связей основных групп ядер. Функциональное значение таламуса.

Гипоталамус. Его внутреннее строение. Зоны гипоталамуса. Их структурно-функциональная характеристика. Понятие о нейросекреции. Функциональное значение гипоталамуса.

Эпиталамус. Его строение и функциональное значение.

Конечный мозг. Его расположение. Рельеф полушарий большого мозга. Распределение серого и белого вещества в конечном мозге.

Коры большого мозга. Древняя, старая и новая кора. Их расположение в полушариях большого мозга. Понятие о цитоархитектонике коры.

Структурно-функциональная характеристика новой коры. Понятие о первичных, вторичных и третичных (ассоциативных) полях. Основные функциональные зоны коры большого мозга.

Базальные ядра. Их расположение, структура и функциональное значение.

Ретикулярная формация ствола мозга. Особенности строения ретикулярной формации. Её основные зоны. Связи и функциональное значение основных зон ретикулярной формации.

Оболочки спинного и головного мозга. Их строение и расположение.

Полости головного и спинного мозга. Спинномозговая жидкость. Её продукция, циркуляция и всасывание. Функциональное значение ликвородинамики.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В преподавании курса «Анатомия центральной нервной системы» используются следующие формы:

· лекции, лабораторные занятия, в рамках которых решаются задачи, обсуждаются вопросы лекций и домашних заданий;

· тестирование по отдельным темам дисциплины;

· самостоятельная работа студентов, включающая усвоение теоретического материала, выполнение домашних заданий;

· рейтинговая технология контроля учебной деятельности студентов для обеспечения их ритмической работы в течение семестра;

· консультирование студентов по вопросам учебного материала.

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

6.1. Темы рефератов и эссе для подготовки к лабораторным занятиям

1) Микроанатомия нервной ткани. Строение нейрона. Структурные и функциональные особенности отростков нейрона. Классификация нейронов по количеству отростков, по месту в рефлекторной дуге.

2) Сегмент спинного мозга. Его строение. Распределение серого и белого вещества в спинном мозге. Количество сегментов. Понятие о корешках, спинномозговых нервах и спинномозговых узлах.

3) Полости головного и спинного мозга. Спинномозговая жидкость. Её продукция, циркуляция и всасывание. Функциональное значение ликвородинамики.

4) Полости головного и спинного мозга. Спинномозговая жидкость. Её продукция, циркуляция и всасывание. Функциональное значение ликвородинамики.

5) Общая характеристика периферической нервной системы. Понятие о периферическом нерве. Чувствительные, двигательные, вегетативные, нервные волокна. Их формирование.

6) Понятие о сенсорных системах. Структура сенсорных систем.

7) Общая характеристика моторных систем мозга.

8) Общая характеристика мозговых структур, отвечающих за речевую функцию. Ассоциативные зоны коры, отвечающие за речевую функцию.

9) Сравнительная характеристика вегетативной и соматической нервной системы.

10) Формирование нервной пластинки и нервной трубки. Характеристика процессов, их сроки. Особенности развития головного и туловищного отделов нервной трубки.

Темы лабораторных работ

Лабораторная работа 1.

Общие анатомические вопросы.

1. Из каких основных частей и отделов состоит нервная система человека?

2. Какие принципы заложены в выделении тех или иных частей и отделов ЦНС?

3. Кратко охарактеризуйте структуры ЦНС.

4. Что представляют собой и где располагаются элементы периферической нервной системы?

5. Что означает термин «иннервация»?

6. Какие методы исследования используются в нейроанатомии для изучения строения мозга?

7. Какие методики используются для исследования микроструктуры нервной ткани?

8. Какие основные анатомические термины, указывающие на взаиморасположение отдельных частей и их структуру чаще всего используются?; приведите примеры.

9. Что представляет собой стереотаксический метод исследования структур головного мозга?

10. Какие основные координатные оси и плоскости используются при описании взаиморасположения структур в анатомической практике?

11. Что представляет собой внутренняя среда ЦНС?

12. Какими образованьями защищен головной и спинной мозг от внешних воздействий?

13. Каковы особенности строения твердой оболочки головного и спинного мозга?

14. Что представляет собой ликвор, и как происходит его циркуляция?

15. Какие структурно-функциональные комплексы обеспечивают гематоэнцефалический барьер?

16. Каковы особенности кровоснабжения головного мозга?

 

Лабораторная работа 2.

Лабораторная работа 3

Лабораторная работа 4.

СПИННОЙ МОЗГ

1. Как в структурном плане организован спинной мозг?

2. Какое количество сегментов содержится в каждом из отделов спинного мозга и каковы их особенности?

3. Каково соотношение чувствительных и двигательных элементов в спинном мозге?

4. Что является субстратом переднего корешка?

5. Что является субстратом заднего корешка?

6. Что является субстратом спинномозгового ганглия?

7. Какой структурой заканчивается спинной мозг, и на каком уровне позвоночника?

8. Какие утолщения выделяют в спинном мозге, и почему?

9. Какие нейроны образуют передние столбы, и какие функции они обеспечивают?

10. Какие нейроны образуют задние столбы, и какие функции они обеспечивают?

11. Какие нейроны образуют боковые столбы, и какие функции они обеспечивают?

12. Как организовано белое вещество спинного мозга?
13. Какие основные эфферентные тракты (канатики) имеются в спинном мозге, и как они располагаются?

14. Какие основные афферентные тракты (канатики) имеются в спинном мозге, и как они располагаются?

Лабораторная работа 5

Лабораторная работа 6

Средний мозг

1. Где располагается средний мозг, и какие структуры с ним граничат?

2. Какие анатомические образования составляют средний мозг?

3. Чем образованы ножки мозга?

4. Какие структуры залегают в центральной части среднего мозга, и какую функциональную нагрузку они несут?

5. Как анатомически и функционально организована «крыша» среднего мозга?

6. Какие черепные нервы выходят из области среднего мозга, и каково их функциональное значение?

Черепные нервы

1. На какие функциональные группы принято разделять черепные нервы?

2. Каковы особенности входа волокон I,II и VIII пар черепных нервов в мозговые структуры?

3. Какие группы мышц иннервируют XI и XII пары черепных нервов, и, соответственно, какие функциональные нарушения могут возникнуть при их патологии?

4. Что иннервируют III, IV и VI-я пары черепных нервов, и, соответственно, какие функциональные нарушения могут возникнуть при их патологии?

5. Что иннервирует тройничный нерв (V пара), и какие функциональные нарушения могут возникнуть при его патологии?

6. Что иннервирует лицевой нерв (VII пара), и какие функциональные нарушения могут возникнуть при его патологии?

7. Что иннервирует языкоглоточный нерв (IX пара), и какие функциональные нарушения могут возникнуть при его патологии?

8. К какому отделу нервной системы относится X пара, и каковы особенности его иннервации?

 

Лабораторная работа 7

Промежуточный мозг

1. Где располагается промежуточный мозг, и с какими структурами он граничит?

2. Из каких анатомических образований состоит промежуточный мозг?

3. Из каких типов ядер состоит серое вещество таламуса, и в чем заключается их функциональная роль?

4. Каково взаиморасположение «специфических» ядер таламуса?

5. Какие структуры образованы волокнами белого вещества, исходящими из «специфических» ядер таламуса, и где они заканчиваются?

6. Где располагается и что обеспечивает в функциональном плане система «неспецифических» ядер таламуса?

7. Что понимается под «ассоциативными» ядрами таламуса, и где они располагаются?

8. Какие анатомические структуры выделяют в гипоталамической области?

9. В какие основные топографические группы ядер организованы нейроны гипоталамуса?

10. Регуляцию, каких процессов в организме обеспечивают отдельные ядерные комплексы гипоталамуса?

11. Как изменились некоторые виды клеток гипоталамуса, и что, в отличии от типичных нейронов, они обеспечивают?

12. Какая группа ядер гипоталамуса связана с парасимпатическим отделом нервной системы, а какая с симпатическим отделом?

Мозжечок

1. Какие анатомические образования выделяют в мозжечке?

2. Каково взаиморасположение мозжечка и окружающих структур головного мозга?

3. Какую структуру имеют полушария мозжечка?

4. Как организовано серое вещество внутренней (медиальной) части мозжечка?

5. Как организовано серое вещество поверхностной части полушарий (неоцеребелум)?

6. Сколько ножек у мозжечка, и из чего они состоят?

7. С какими структурами ножки связывают мозжечок, и каково их функциональное значение?

8. Какие функции обеспечивают структуры мозжечка, и какая ведущая неврологическая симптоматика возникает при их повреждениях?

Лабораторная работа 8

Оформление контрольной работы.

Контрольная работа выполняется на формате А4 или в обычной тетради. Предпочтителен компьютерный вариант. В случае невозможности напечатать работу реферат пишется от руки четким разборчивым почерком. Объем работы (оба вопроса) в пределах 8-10 страниц компьютерного текста.

Номер варианта задания выбирается студентом в соответствии с двумя последними цифрами номера его зачетной книжки по предлагаемой схеме:

 

№ варианта задания Две последние цифры номера зачетной книжки
  01, 21, 41, 61, 81 02, 22, 42, 62, 82 03, 23, 43, 63, 83 04, 24, 44, 64, 84 05, 25, 45, 65, 85 06, 26, 46, 66, 86 07, 27, 47, 67, 87 08, 28, 48, 68, 88 09, 29, 49, 69, 89 10, 30, 50, 70, 90 11, 31, 51, 71, 91 12, 32, 52, 72, 92 13, 33, 53, 73, 93 14, 34, 54, 74, 94 15, 35, 55, 75, 95 16, 36, 56, 76, 96 17, 37, 57, 77, 97 18, 38, 58, 78, 98 19, 39, 59, 79, 99 20, 40, 60, 80, 00

 

Темы контрольных работ

Вариант 1

1. Спинной мозг. Внешнее строение и расположение спинного мозга. Сегменты спинного мозга. Строение спинного мозга на поперечном срезе. Распределение серого и белого вещества в спинном мозге, их функциональное значение. Формирование спинномозговых корешков и спинномозговых нервов. Изобразите поперечный срез спинного мозга и обозначьте его основные структурные элементы.

2. Промежуточный мозг. Внешнее строение и расположение промежуточного мозга. Отделы промежуточного мозга. Гипоталамус. Распределение серого и белого вещества в гипоталамусе. Основные ядра гипоталамуса. Их афферентные и эфферентные связи. Взаимосвязь гипоталамуса с гипофизом. Понятие о нейросекреции. Функциональное значение гипоталамуса.

 

 

Вариант 2

1. Соматосенсорная система. Рецепторы, проводящие пути, подкорковые и корковые нервные центры соматосенсорной системы. Функциональное значение соматосенсорной системы.

2. Нервная система в онтогенезе человека. Понятие онтогенеза. Образование нервной пластинки и нервной трубки. Сегментация нервной трубки. Образование трёх, пяти мозговых пузырей. Формирование серого и белого вещества. Появление коры большого мозга. Структурно-функциональное совершенствование ЦНС во второй половине антенатального онтогенеза и в постнатальном онтогенезе. Понятие о миелинизации, значение процессов миелинизации.

Вариант 3

1. Нейрон. Строение нейрона. Структурно-функциональная характеристика тела и отростков нейрона. Классификации нейронов по количеству отростков, расположению в рефлекторной дуге. Синапсы. Их строение и классификация. Изобразите нейрон и укажите его основные структурные элементы.

2. Сегменты спинного мозга. Определение понятия. Количество и классификация сегментов. Строение сегмента спинного мозга на поперечном срезе: распределение серого и белого вещества. Структурно-функциональная характеристика серого вещества. Корешки спинного мозга и спинномозговые нервы, механизм их формирования. Изобразите сегмент спинного мозга на поперечном срезе и укажите его основные структурные элементы.

Вариант 4

1. Рельеф полушарий большого мозга. Борозды и извилины верхнелатеральной, медиальной и нижней поверхностей полушарий большого мозга. Доли полушарий.

2. Нервная система в онтогенезе человека. Понятие онтогенеза. Образование нервной пластинки и нервной трубки. Сегментация нервной трубки. Образование трёх, пяти мозговых пузырей. Формирование серого и белого вещества. Появление коры большого мозга. Структурно-функциональное совершенствование ЦНС во второй половине антенатального онтогенеза и в постнатальном онтогенеза. Понятие о миелинизации, значение процессов миелинизации.

Вариант 5

1. Промежуточный мозг. Расположение и внешнее строение промежуточного мозга. Отделы промежуточного мозга. Таламус. Общий план строения таламуса: распределение серого и белого вещества. Ядра таламуса. Их классификации по топографическому и структурно-функциональному принципам. Афферентные и эфферентные связи ядер таламуса. Функциональное значение таламуса.

2. Ретикулярная формация ствола мозга. Определение понятия. Зоны ретикулярной формации: медианная, медиальная и латеральная. Их основные афферентные и эфферентные связи. Функциональное значение ретикулярной формации.

Вариант 6

1. Тройничный и лицевой нервы. Ядра, формирование нервных волокон тройничного и лицевого нервов, их основные ветви и области иннервации. Изобразите схемы формирования тройничного и лицевого нервов.

2. Моторные системы. Общий план строения моторных системы. Пирамидная и экстрапирамидная системы. Их структурно-функциональная характеристика.

Вариант 7

1. Белое вещество спинного мозга. Его формирование. Характеристика основных проводящих путей спинного мозга. Изобразите поперечный срез белого вещества спинного мозга и обозначьте расположение основных проводящих путей.

2. Мозжечок. Расположение и внешнее строение мозжечка. Распределение серого и белого вещества в мозжечке. Кора мозжечка. Её послойное строение, основные связи. Ядра мозжечка. Функциональное значение мозжечка.

 

Вариант 8

1. Языкоглоточный и блуждающий нервы. Ядра, формирование нервных волокон языкоглоточного и блуждающего нервов, их основные ветви и области иннервации. Изобразите схемы формирования языкоглоточного и блуждающего нервов.

2. Речевая система мозга человека. Структурно-функциональная характеристика отделов ЦНС, обеспечивающих реализацию речевой функции человека.

Вариант 9

1. Продолговатый мозг. Внешнее строение и расположение продолговатого мозга. Ядра продолговатого мозга. Основные группы ядер, характеристика афферентных и эфферентных связей ядер продолговатого мозга. Проводящие пути продолговатого мозга. Функциональное значение продолговатого мозга.

2. Базальные ядра. Их расположение и общий план строения. Основные афферентные и эфферентные связи базальных ядер. Функциональное значение базальных ядер.

Вариант 10

1. Полости головного и спинного мозга. Строение полостей головного и спинного мозга. Ликвор. Его химический состав. Механизмы образования и всасывания ликвора. Функциональное значение ликвородинамики.

2. Соматосенсорная система. Рецепторы, проводящие пути, подкорковые и корковые центры соматосенсорной системы. Функциональное значение соматосенсорной системы.

Вариант 11

1. Варолиев мост. Внешнее строение и расположение варолиева моста. Ядра варолиевого моста. Их основные группы ядер, характеристика афферентных и эфферентных связей отдельных ядер варолиевого моста. Проводящие пути моста. Функциональное значение моста.

2. Кора большого мозга. Классификация коры на древнюю, старую и новую. Особенности строения древней, старой и новой коры. Понятие о цитоархитектонике коры большого мозга. Понятие о классификации цитоархитектонических полей по К. Бродману.

Вариант 12

1. Чувствительные черепные нервы. Ядра чувствительных черепных нервов, формирование нервных волокон, области иннервации.

2. Вегетативная нервная система. Сравнительная характеристика соматической и вегетативной нервной системы. Симпатический отдел вегетативной нервной системы. Его общая характеристика. Основные симпатические центры и симпатические нервы. Области иннервации симпатических нервов.

Вариант 13

1. Средний мозг. Расположение и общий план строения среднего мозга. Отделы среднего мозга. Ядра среднего мозга. Характеристика их афферентных и эфферентных связей. Проводящие пути среднего мозга. Изобразите поперечный срез среднего мозга и обозначьте на нём основные структурные элементы.

2. Черепные нервы, иннервирующие мышцы глазного яблока. Их ядра, формирование нервных волокон и объекты иннервации.

Вариант 14

1. Вегетативная нервная система. Сравнительная характеристика соматической и вегетативной нервной системы. Парасимпатический отдел вегетативной нервной системы. Его общая характеристика. Основные парасимпатические центры и парасимпатические нервы. Области иннервации парасимпатических нервов.

2. Зрительная и слуховая сенсорные системы. Характеристика рецепторов, проводящих путей, подкорковых и корковых центров зрения и слуха.

Вариант 15

1. Промежуточный мозг. Расположение и внешнее строение промежуточного мозга. Отделы промежуточного мозга. Таламус. Общий план строения таламуса: распределение серого и белого вещества. Ядра таламуса. Их классификации по топографическому и структурно-функциональному принципам. Афферентные и эфферентные связи ядер таламуса. Функциональное значение таламуса.

2. Спинномозговые нервы. Формирование двигательных, вегетативных и чувствительных нервных волокон спинномозговых нервов. Основные ветви спинномозговых нервов. Шейное и плечевое сплетения, их формирование и области иннервации.

Вариант 16

1. Вегетативная нервная система. Сравнительная характеристика соматической и вегетативной нервной системы. Сравнительная характеристика симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы.

2. Вкусовая и обонятельная сенсорные системы. Характеристика рецепторов, проводящих путей, подкорковых и корковых центров вкуса и обоняния.

Вариант 17

1. Рецепторы. Определение понятия. Классификация рецепторов по локализации в организме, по характеру воспринимаемого раздражителя и по взаимодействию с афферентным нейроном. Строение рецепторов разных видов.

2. Структурно-функциональная организация новой коры. Цитоархитектоника новой коры. Понятие о классификации цитоархитектонических полей по К. Бродману. Первичные, вторичные и ассоциативные поля, их общая характеристика. Локализация и структурные особенности соматосенсорной, слуховой, зрительной и моторной зон коры. Структурно-функциональные особенности ассоциативных полей коры большого мозга.

Вариант 18

1. Ретикулярная формация ствола мозга. Определение понятия. Зоны ретикулярной формации: медианная, медиальная и латеральная. Их основные афферентные и эфферентные связи. Функциональное значение ретикулярной формации.

2. Нервная система в онтогенезе человека. Понятие онтогенеза. Образование нервной пластинки и нервной трубки. Сегментация нервной трубки. Образование трёх, пяти мозговых пузырей. Формирование серого и белого вещества. Появление коры большого мозга. Структурно-функциональное совершенствование ЦНС во второй половине антенатального онтогенеза и в постнатальном онтогенезе. Понятие о миелинизации, значение процессов миелинизации.

Вариант 19

1. Нейроглия. Определение понятия. Классификация нейроглии. Особенности строения и функциональное значение отдельных видов глиальных клеток.

2. Средний мозг. Расположение и внешнее строение среднего мозга. Отделы среднего мозга. Ядра среднего мозга. Их афферентные и эфферентные связи. Проводящие пути среднего мозга. Изобразите поперечный срез среднего мозга и обозначьте его основные структурные элементы.

Вариант 20

1. Спинномозговые нервы. Формирование двигательных, вегетативных и чувствительных нервных волокон спинномозговых нервов. Основные ветви спинномозговых нервов. Крестцовое и поясничное сплетения, их формирование и области иннервации.

2. Речевая система мозга. Структурно-функциональная характеристика отделов ЦНС, обеспечивающих реализацию речевой функции человека.

6.4. Вопросы для подготовк



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 414; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.220.239 (0.025 с.)