Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2. Предпринимательская деятельность в средние века (XIV - XVII). 37

Поиск

Е. П. Хорькова

ИСТОРИЯ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

И МЕЦЕНАТСТВА

В РОССИИ

МОСКВА

1998
Хорькова Е. П.

История предпринимательства и меценатства в России: учебное пособие для вузов. - М.: "Издательство ПРИОР", 1998. - 496 с.

ISBN 5-7990-0056-0

Рецензенты: доктор исторических наук, профессор К. А. Пономарев (кафедра истории и политологии Удмуртского государственного уни­верситета); доктор юридических наук, профессор М. К. Каменский (Высший юридический колледж, г. Ижевск).

Учебное пособие посвящено теме, практически неизвестной совре­менному читателю. Автор последовательно и скрупулезно разво­рачивает картину развития и особенностей эволюции российского предпринимательства, начиная с времен Киевской Руси вплоть до пе­риода НЭПа Советской России.

Книга написана на обширном историческом материале, касающем­ся российских предпринимателей и меценатов.

Учебное пособие предназначено для студентов вузов и учащихся средних специальных учебных заведений.

© Е. П. Хорькова

© «Издательство ПРИОР», 1998


Содержание

Введение. 4

Глава 1. Предпринимательская деятельность на территории Древнерусского государства (до XV века). 11

Глава 2. Предпринимательская деятельность в средние века (XIV - XVII). 37

Глава 3. Предпринимательство в петровскую и послепетровскую эпохи (XVIII в.) 78

Глава 4. Предпринимательство в эпоху генезиса капитализма (нач. XIX в. - 1861 г.) 132

Глава 5. Подъем предпринимательской деятельности во второй половине XIX в. - начале XX в. В России. 176

Глава 6. Развитие предпринимательства в период НЭПа (20-е гг. XX в.) 228

Глава 7. Благотворительность и меценатство в истории России. 250

Заключение. 281

 

Введение

Необычайный интерес к проблемам прошлого своей страны и народа сегодня связан по крайней мере с двумя основными причинами. Первая заключается в появлении неизвестной ин­формации об исторических событиях, и эта информация требу­ет осмысления на уровне современных понятий. Вторая причина обуславливается первой: получая более полные и объ­ективные сведения по истории своего отечества, люди хотят через переосмысление прошлого понять сегодняшнюю жизнь.

Тема данного учебного пособия как нельзя более полно связана с этими причинами. История предпринимательства и меценатства попала в сильный информационный вакуум: имеющиеся сведения либо умалчивались, либо подавались тен­денциозно. И это было понятно - носители предприниматель­ских отношений и само предпринимательство были списаны в архивы истории как не имеющие перспективы развития. Сего­дня же предпринимательство возрождается, существует и имеет довольно активных носителей. Но без своих оборванных исто­рических корней оно вбирает в себя случайные черты, повторя­ет уже сделанные ошибки, не знает своих великих предшест­венников, не учитывает опыт миллионов предков, ставивших перед собой аналогичные цели и действовавших в том же на­правлении. Точное определение такого рода интереса дал Гете, который считал, что историческую хронику пишет тот, кому важно настоящее.

Всякое явление имеет свою историю и всякая деятельность людей непременно опирается на опыт предшествующих поко­лений. Исходя из этого, главной задачей данного исследования является знакомство с таким сравнительно неизученным и ос­тающимся без объективной исторической оценки явлением, как предпринимательство в истории России.

Предпринимательство понимается здесь в достаточно широ­ком смысле слова. Это самостоятельная деятельность людей, организующих производство или торговлю, то есть имеющих свое дело, которое приносит им определенный доход. Включается сюда и деятельность мелких производителей - кре­стьян, ремесленников, кооператоров, если она связана с товар­ным производством и обменом. Носители этой деятельности -так называемое третье сословие: купцы, промышленники, фаб­риканты, мелкие и крупные торговцы и производители, по­лучившие ранее общее название "буржуазия".

В современных условиях нашей страны более употребимым является определение "предприниматели", которым мы и будем пользоваться в дальнейшем.

Исторический путь развития предпринимательства боль­шинство народов мира прошло в поступательном развитии. В истории России этот путь пытались пройти неоднократно на витке предпринимаемых реформ, но по ряду исторических причин не довели ни один цикл этих реформ (а собственно, и развитие предпринимательства) до конца. В работе анализиру­ются эти причины. Среди них выделяются особенности дейст­вия геополитического фактора, своеобразие политического уст­ройства России, влияние выбора религиозной конфессии, особенности психологического склада народов, проживающих на территории России, влияние контактов с другими странами и народами. Такие исследования дают возможность понять, почему наряду с другими, не развитыми в результате этих ре­форм явлениями и процессами, предпринимательство оказалось и сегодня в эмбриональном состоянии. Поэтому все, что связа­но с историей предпринимательства, имеет практическое значение сегодня, так как в состоянии объяснить некоторые перспективы современного его развития.

Тема предпринимательства достаточно актуальна сегодня и по другой причине, имеющей скорее не практическую, а мо­ральную окраску. В условиях разложения своеобразной, доста­точно организованной формы общественного сознания, сло­жившейся в последние десятилетия в нашей стране, мы должны искать новые точки опоры в своем прошлом, так как именно на основе прошлого формируется настоящее и будущее. Сегодня рушатся прежние кумиры и идеалы, и, чтобы не остаться со­всем без истории, необходимо воссоздать те события, факты, имена исторических личностей, которыми в самых сложных обстоятельствах укреплялось государство, которые помогали народу возродиться и двигаться дальше по своему исто­рическому пути.

Российских предпринимателей мы прежде представляли по пьесам А. Н. Островского, Д. Мамина-Сибиряка, А. Мельни­кова (Печерского) и других, пропуская подчеркнутые великими писателями основательность, предприимчивость, справедли­вость, доброту, отзывчивость на чужие страдания, которые в такой же мере были присущи этим людям, как и всем другим; и даже более того, не осознавая, что в этом общественном слое хорошие качества могут скорее найти выражение, так как идеи добра здесь подкрепляются большими возможностями что-то сделать для униженных и оскорбленных. В головах читателей книг о богатых и предприимчивых чаще возникали другие мыс­ли - а не виноваты ли эти "денежные мешки" в том, что про­стым людям живется так плохо? Эти мысли удачно сочетались с революционной пропагандой - и готов образ кровопийцы и эксплуататора, который мы специально выделяли в правдивых произведениях великих русских писателей. Этот образ душите­лей народных (вместе с другими представителями господ­ствующего класса и обеспеченной интеллигенции, но о них разговор особый) облекался ненавистными чертами, становился объектом огульного осуждения и всеобщей неприязни. Против него и было направлено негодование действительно униженных и оскорбленных, именно эти слои в первую очередь подверга­лись, тотальному истреблению не в качестве негодных личностей, а как класс, как явление, до последнего представи­теля. История в России и некоторых других странах довела этот процесс до логического конца - и что же еще? Появились но­вые трудности и проблемы, не лучше стала жизнь (появился гарантированный кусок общественного богатства, но была уте­ряна историческая инициатива, потеряны импульсы движения, эффективность и мобильность жизни, уменьшился пресловутый "градус свободы"). Быстрее всего это почувствовала интелли­генция, активные, предприимчивые люди, которых сколько ни уничтожали, они возрождались и снова действовали и тревожили своими действиями других. Скорее всего, племя предпринимателей существовало всегда, даже в самые глухие годы реакции, но разви­валось уродливо и расплачивалось за свою активность. И вот сво­бода вновь объявлена, и не требуется специальных указов и наси­лия для тех, кто давно уже готов действовать, что-то предпри­нимать, улучшать свою и чужую жизнь. Но многие традиции активности потеряны, кумиры повержены, информации еще не достаточно. Отсюда огромный интерес к историческому прошлому предпринимательства, личности предприимчивых людей, их идеа­лам, образу жизни, поведению, достоинствам и недостаткам.

Предпринимательство в нашей стране имеет сложную судьбу с самого начала образования Российского государства и более древнего его предшественника - Киевской Руси. Обстоятельст­ва, влияющие на предпринимательство и торговлю, оказывали на них в основном негативное влияние, поэтому особенно ин­тересно, что эта деятельность все же развивалась и достигала определенных высот в различные исторические периоды. На­пример, внешняя торговля в Киевской Руси, торгово-предпринимательская деятельность в Северо-Западной Руси (Новгород, Псков), активность купцов и промышленников в XVII веке, в начале XX века, мелкое предпринимательство и торговля в период НЭПа. Но неблагоприятных факторов было больше. Они действовали на протяжении всей истории, усили­ваясь и ослабевая, приобретая порой доминирующее значение.

Прежде всего следует отметить влияние геополитического фактора. Неограниченные возможности для территориального расширения благоприятствовали развитию натурального, а не товарного производства. Экстенсивный в связи с этим путь ве­дения хозяйства также не способствовал созданию лишних то­варов для обмена. Даже в самом производстве не было особой необходимости, так как можно было просто брать у природы ее богатства, сначала пушного зверя, грибы, ягоды, мед, пеньку для экспорта, а потом точно также нефть и газ. Можно было до истощения эксплуатировать целинные земли и переходить на точно такие же новые.

Забирать, а не производить - этому способствовала и поли­тика колонизации земель, населенных более отсталыми наро­дами. Грабительское присвоение их труда не было здесь самым главным, хотя оно имело место и развращало определенную часть русского населения. Важнее всего - снижение уровня предприимчивости и активности под влиянием менее диффе­ренцированного местного населения, растворения активности пришлых людей в общей более инертной массе.

Осваивая новые территории, Русское государство брало на себя и функции их защиты. Для России это сыграло отрица­тельную роль, так как усиливало функцию государства и воени-зированность населения. Война же никогда не способствовала, а только мешала производству, обмену, приобретению бо­гатств, - такие действия выглядели дезертирскими, шкурными и повсеместно осуждались.

Обширность и равнинность территории России повлияли на предпринимательство и торговлю и в другом смысле. Только очень ленивый сосед не предпринимал попыток завоевания рабочей силы трудолюбивых и терпеливых славян. В более поздние времена появились и теоретические варианты завоева­ния - обращение в католичество, наставление на путь цивили­зации отсталых народов, установление "нового порядка" на территории, которая не используется местным населением для улучшения своей жизни и все равно пропадает зря. В условиях нашествий и войн больше всего страдают богатые и предпри­имчивые, их грабят свои и чужие, личное благополучие вообще отступает на второй план, когда враг у порога.

Уязвимость для нашествий и превращение страны в воен­ный лагерь порождали много неблагоприятных для торговли следствий. Военная опасность и военные действия усиливают централизацию, как в любой армии. Богатства концентрируют­ся в центре и распределяются наиболее целесообразно (целесообразность определяет распределяющий, поэтому про­цветают воровство и казнокрадство). Есть и психологический момент - как можно наживаться в минуту опасности для Родины? Скорее всего, этот тезис исходит от верхов (государственной вла­сти), а не от низов, - власти выгодно отбирать у людей "лишнее" во имя "спасения Родины". Но проникают эти идеи и в низы, тем более, что многие "предприниматели" действительно наживают­ся на народных несчастьях. И вообще военные действия и подготовка к войне очень мешают производству, созданию про­дукции и торговле. Хотя экономисты подсчитали абсолютно точно, что доход от торговли между народами превышает во много раз все, что приобретается во время самой удачной вой­ны, самой большой контрибуции, самого полного грабежа по­бежденных. Абсолютно прав был великий Адам Смит, ставя на первое место процветание и богатение народов, мир между ни­ми, а также легкие налоги, которые в условиях военных дейст­вий невозможны. Есть и еще один момент в положении оборо­няющегося государства: накачав военные мускулы, оно не замечает, как от обороны переходит в наступление, под благо­видными предлогами защиты (иногда действительной) и госу­дарственных интересов завоевывает территории других народов. То есть пресловутое ружье, если оно имеется, обязательно стре­ляет. В этой ситуации торговля и взаимная выгода заменяются простым присвоением, централизацией ресурсов и распределе­нием их, исходя скорее из политических (и личных, конечно), чем экономических соображений. Массам достаются мелочи, даже более того, для удержания завоеванных территорий хищ­нически используются и богатства метрополии, держава рас­продается, но без участия граждан. Частная торговля и предпри­нимательство нарушают распределительные потоки богатств, требуют свободы для своих действий. Против таких "активных" нетрудно опять же направить народный гнев. Причем участие торговцев и производителей в защите державы не ставится им в заслугу. Например, купцы выкупили московского князя Василия Темного из плена, финансировали верховную власть в борьбе против татар, снаряжали на свои деньги отряды с полным содер­жанием в период Смуты, но это не помешало последующим мос­ковским князьям, а потом и царю Ивану Грозному грабить и притеснять купцов и состоятельных людей, присваивать и разда­вать своим приближенным их богатства.

Психология получения богатства путем военных трофеев особенно усилилась в процессе и после татаро-монгольского нашествия. Для чего производить и торговать, если нажитое тяжелым трудом забиралось в виде дани или отбиралось просто так? Отнимали и грабили не только татары. Развитию торговли мешали и княжеские междоусобицы, во время которых русские князья убивали и грабили своих соседей-соотечественников не хуже татар. Мешали и границы между княжествами, и тяжесть труда, и опасность торговли. Все это порождало неприлежание к систематическому труду, легкое присвоение чужого, даже продажу соотечественников в рабство для получения легкой прибыли, потом появлялась привычка к воровству. Складыва­лись и передавались черты неприязни к трудолюбивым, спо­собным, удачливым, ведь выходили же они из нищеты своим старанием и упорством. А по вышеуказанным причинам возмож­ности (даже если есть желание) показать себя в предприниматель­стве и торговле имели не многие. В дальнейшем общественное сознание и стереотипы, отражающие неблагоприятные для пред­принимательства и торговли обстоятельства, исключали эту дея­тельность из достойных и уважаемых занятий.

Рассуждая в этом направлении, мы находим еще одну причину слабого развития торговли и предпринимательства. В условиях постоянной военной опасности Русское государство приобретало военно - этнический характер московского образца. Причем победил этот порядок в борьбе с другими концепциями устройства политической и общественной жизни - торгово-промышленным развитием Новгорода, Пскова, а также Севера Руси (Углич, Галич). Представляла другой миропорядок и Ли­товская Русь (Другая Русь) - более демократический и свобод­ный для жизни граждан. Но на громадной территории Москов­ской Руси, а потом и Русского государства централизованное и жестокое устройство политической жизни сковывало и эконо­мическую свободу, и торговлю. Возникал общественный пара­докс - чем более могучим становилось Русское государство, чем более росла его военная мощь, тем более приходила в упадок экономика; чем большим экономическим и физическим гоне­ниям подвергались богатые и предприимчивые люди, тем бед­нее был весь народ, тем непригляднее и неухоженнее станови­лись российские просторы, тем забитее граждане - ведь бороться с чиновниками и властью могли только богатые и сильные люди.

Но нельзя сказать, что торговля и ремесленное производство вообще не развивалось на российских просторах. Замечательные исследования средневековой экономической жизни С. В. Бах­рушина, Ю. В. Готье, Б. Б. Кафенгауза, А. В. Демкина раскры­вают все сложности этого процесса. Умели торговать и хотели производить на Руси многие, при малейшем послаблении влас­тей затевали дело, шли в неизведанные края (сначала перво­открыватель, а с ним священник и купец), осваивали Сибирские земли и Дальневосточный край.

Но в условиях служилого государства любой представитель третьего сословия без учета характера деятельности мог быть разорен, задушен военными и прочими налогами, превратиться в податного, прикрепленного к земле и ограниченного в дея­тельности человека. А ведь для предпринимательства и торгов­ли нужны и свобода передвижения, и свобода маневра, и сво­бода действий: торговать и производить - это значит идти на риск, действовать на грани существующего закона (или пере­ступать его), воспользоваться моментом.

Централизованное государство всей своей мощью прижима­ло (придушивало) предприимчивых людей, и это было харак­терно практически для всей истории Российского государства, хотя способы придушения были самыми разными - они будут более подробно описаны в каждом историческом периоде раз­вития предпринимательства и торговли. И вновь приходится повторить, что не развивающееся свободно явление или про­цесс развивается уродливо, всеми нелюбимо и презираемо, вы­нуждено идти на обман и применение недостойных методов для выживания.

Существенным фактором, неблагоприятно влияющим на предпринимательство и торговлю, было влияние религии в той конфессии, в которой она существовала в России - последова­тельное православие, сохранившее свою чистоту от ересей. Каноны Православной Церкви, сам дух Православия не спо­собствовали активности человека, проявлению инициативы, выделению из общего ряда, без чего невозможен предпринима­тельский риск и приобретение независимости через растущее богатство третьего сословия. Источником всех норм морали в Православии является власть, значение персоны очень слабо выражено, а ведь это обязательное условие действующих и ак­тивных людей. Человек может лишь принимать порядок вещей и покоряться ему. Общественным идеалом в православии явля­ется аскет, убивающий плоть "ради общего блага". Не случайно боярское окружение первых Романовых, да и сами цари, сорев новавшиеся в роскоши друг с другом, заискивали перед нищи­ми и убогими, раздавали им милостыню. Но если богатство богатых и знатных все же оправдывалось и допускалось, как идущее от Бога, то стремление к благосостоянию низших слоев (а именно из них выходили сметливые торговцы и основатели промыслов и предприятий) с недоверием воспринималось Цер­ковью. Хотя потом, ощущая поток пожертвований от этих лю­дей, Церковь меняла свою точку зрения. Но недоверие к богат­ству оставалось в народе, так как в заповедях нравственной жизни определено, что праведником может быть только бед­ный. Чаще всего и само третье сословие подтверждало это, не всегда по причине своей безнравственности и порочности. Просто вышеназванные труднейшие для развития предприни­мательства российские условия позволяли богатеть только через обман, воровство, надувательство и даже настоящий грабеж ("обманывай, пока тебя не обманули"). Следующие православ­ные заповеди касались осуждения гордыни простого смертного, которая означала стремление выделиться из окружающих, про­явить свою индивидуальность. Все должны быть одинаковы и равны и в жизни, и в работе, и в потреблении, и в приобрете­нии. Предпринимательство же предполагало совсем другие качества: не будь как все, действуй решительно, знай свое дело и не слишком ориентируйся на мнение окружающих. Кстати, именно таким путем пошло протестантство, отколовшееся от католической религии. Уважение прав человека, признание за­кона основанием жизни, богатение через упорный труд, уме­ренность в земных удовольствиях, а в некоторых сектах (баптисты, мормоны) - и постоянная взаимопомощь. В какой-то степени эти идеи осуществились в действительности русских старообрядцев и некоторых сект и ересей, но Российская Цер­ковь сумела успешно от противников отбиться и сохранить нравственный идеал в чистоте. Поэтому-то православные стра­ны дольше всего сопротивлялись капитализму и всему, что с ним связано, именно поэтому в православных странах естест­веннее был воспринят социализм и принципы его эконо­мической жизни, плохо прививались принципы свободного предпринимательства. И не только "верхи", но и "низы" долго сопротивлялись установлению права частной собственности, особенно на землю, процветанию особо предприимчивых лю­дей, свободе производства и торговли. А к началу XX века, ко­гда угроза традиционному укладу экономической жизни в России со стороны новых (капиталистических, буржуазных) порядков стала серьезной (реформы С. Витте, П. Столыпина), народ восстал и произошла саморегуляция общества - возврат к запрету на свободную торговлю, предпринимательство, частную собственность; победила традиционная общинность. Правда, зерна, посеянные реформами и практикой короткого периода сравнительно свободного предпринимательства в конце XIX ве­ка, дали свои всходы, подтверждая то, что основные преобразо­вания начинаются только после смерти реформаторов. Корот­кий опыт НЭПа показал, что многие люди уже почувствовали вкус свободного экономического поведения и получаемых от этого благ. И лишь тотальным насилием - не только "верхов", но и тех, кто еще не смог принять новые порядки из самого народа - прекратили этот опыт на полстолетия. Этот опыт осо­бенно интересен для изучения потому, что торговать и произ­водить (и богатеть) стали представители самой забитой, необра­зованной и униженной части российского общества - крестьяне (у городских жителей эти возможности были уже минимальны). Эта новоявленная мелкая буржуазия поражала своим трудолюби­ем, рачительностью, предприимчивостью, умением основать де­ло, вопреки расхожему мнению о русском мужике, о его лени и неспособности работать без кнута.

Процесс свободного развития экономической жизни и сво­бодного предпринимательства людей затормозился еще на семь десятилетий. И вновь в обществе, освобожденном от догм мыс­ли и поведения, связанных с канонами разрушенной религии (здесь есть и отрицательные черты, вместе с догматичностью религиозной православной веры разрушили и положительные черты религии - смягчение нравов, любовь к ближнему, мило­сердие к испытывающим трудности в жизни), проявился, воз­родился под влиянием успехов западной да и восточной циви­лизации, живущих по законам свободного рынка (в рамках закона). Вырос, благодаря советской власти, и интеллектуаль­ный, образовательный уровень россиян. Не случайно, кроме теневиков, управленцев и торговых работников, в свободное предпринимательство первыми пошли интеллигенты самых разных профессий. В этом смысле история предпринимательст­ва пишется и сегодня, так как это еще не устоявшийся, а заро­ждающийся процесс, и его первопроходцы могут задать тон всему дальнейшему движению.

История российского предпринимательства достаточно проти­воречива. И в данной книге не ставится задача ее облагоражива­ния или учета только положительных черт. В условиях существо­вания в России неразвитого законодательства, запретительных функций государства, отсутствия цивилизованных отношений предпринимателей и работников некоторые стороны этой дея­тельности вызывали справедливый социальный протест. Какие-то из этих сторон были неизбежны (одна часть населения бога­тела гораздо быстрее другой). Другие проблемы могли быть разрешены в ходе исторического развития (забота о работниках фирм и предприятий). В данном случае вопрос стоит иначе: есть ли альтернатива такому неравному для различных слоев общества развитию? Мировой и наш исторический опыт пока­зал, что альтернативы свободному (в рамках закона) предприни­мательству, активности людей, их неравенству (но не нищете) на данном историческом этапе нет. Эффективность экономики де­лает богатым общество, а через регулирующие, разумные меха­низмы государственной деятельности (вот где роль политики и государства!) - значительную часть его граждан.

После подтверждения права свободного предпринимательст­ва и самих предпринимателей на достойное место в обществе возникает другая проблема. Общество не может не ставить сво­боду предпринимательства в определенные рамки, чтобы не ущемлять интересы других слоев и групп населения. С другой стороны, любой, самый совершенный закон, при хорошем зна­нии законодательства и известной ловкости, можно обойти. Общество от этого страдает, отношения и нравы ухудшаются. Большую роль в разрешении этой проблемы может сыграть предпринимательская культура. Эта культура, при сходстве об­щих черт с мировой и европейской, имеет свои неповторимые черты в России. В этом смысле наше прошлое, возрождаясь из небытия, дает нам ценный не только исторический, но и прак­тический опыт.

Западный капитализм вырос из этики честного труда про­тестантов, российские предприниматели тоже ориентировались на религиозные и нравственные заповеди. Например, сущест­вовала традиция порядочности российских купцов, которые не нарушат данного слова даже в ущерб себе. Пусть так происхо­дило далеко не везде и не всегда, но это создавало определен­ный нравственный ориентир для людей.

Необходимым дополнением к изучению истории предпри­нимательства является, на наш взгляд, разработка темы меце­натства (покровительства искусству, наукам). Служители муз во все времена без поддержки богатства не могли полноценно су­ществовать. Благотворительность такого рода имела честь быть в России. И если на Западе это явление, наряду с нравствен­ным, имело и юридические основания (снижение налогов или освобождение от них), то в России оно чаще всего было связа но с религиозными, нравственными понятиями, подчинялось требованиям общественного мнения. Развитие современной культуры свободного и социально ответственного предприни­мательства требует восстановления вековых традиций эконо­мической жизни нашей страны и осознания новым поколением отечественных предпринимателей своей миссии: не только ры­вок к эффективности и экономическому успеху своих фирм, но и содействие благосостоянию и их собственные позиции.

Подходы к нашей экономической истории и роли в ней предпринимательства могут уточняться и углубляться - данное учебное пособие лишь первый опыт подхода к данной проблеме.

Предпринимательство здесь предполагается рассматривать не столько как экономическое явление, сколько через персо­нальную деятельность российских промышленников, купцов, торговцев, действовавших в определенных исторических об­стоятельствах. Интересен для исследования и современный опыт нарождающегося предпринимательства, и короткий опыт НЭПа.

Если внимание к теме предпринимательства данным иссле­дованием привлечено - то цель достигнута.

Литература, рекомендованная к каждой главе учебного по­собия, очень неравнозначна. Прежде всего следует отметить, что строго по теме ее явно недостаточно, сказывается пренеб­режение к истории третьего сословия в последние десятилетия в советской литературе эта сторона жизни российского общест­ва не отражена. Но, учитывая то, что фактический материал историки собрали значительный, выводы можно будет сделать в процессе анализа и размышления. Очень интересны в этом плане произведения русских дореволюционных историков -классиков российской истории Д. Иловайского, В. Н. Тати­щева, В. О. Ключевского, С. М. Соловьева, Н. М. Костомарова, Н. М. Карамзина - и более поздние научные труды С. В. Бахру­шина, а также исследования новейшей волны историков (после 90-х гг.). Но современные авторы к теме только приближаются. Данная работа задумана как введение в историю российского, предпринимательства.

Читатель, который захочет углубить свои знания по этой те­ме, может обратиться к специальной научной литературе и ис­кать ответы на вопросы сам. В данной работе практически от­сутствуют сведения о предпринимательстве в отдельных регионах - Сибири, Востоке, Севере. Эти области требуют спе­циальных исследований и разработок.


Глава 1. Предпринимательская деятельность на территории Древнерусского государства (до XV века).

Возраст русского предпринимательства далеко перевалил за тысячу лет. Его корни в жизни древнейших народов, насе­лявших территорию современной России. Первые ростки про­стейших цивилизаций появляются именно тогда, когда усилия человека приносят ему не только то, что абсолютно необходимо для жизни, но и кое-что сверх этого. В районах с умеренным климатом, к которым относится и территория Русского госу­дарства, дополнительные средства к жизни первоначально поя­вились только благодаря особой изобретательности и трудолю­бию древнего человека, который, выходя из рамок более чем традиционного и связанного обычаем древнего общества, под­нимался от дикого состояния, создавая первые ростки культуры и ремесел. В этом смысле предпринимательство по праву мож­но отнести к одной из древнейших, если не к самой древней­шей, профессии человека, выходящего из состояния дикости.

Обращаясь к истокам российского предпринимательства, мы решаем задачу не только описания его истории, но и пытаемся определить, какие древние процессы способствовали или пре­пятствовали высокому развитию торговли и ремесел.

Предпринимательская активность племен, населявших ко­гда-то территорию России, складывалась под влиянием не­скольких факторов и определялась ими длительное время. Прежде всего умеренный климат требовал активности в освое­нии природы, деятельность наших предков должна была быть более активной и предприимчивой, чем деятельность людей в странах с жарким климатом. Но наличие достаточных природ­ных богатств - зверя в лесах, рыбы в реках, а также того, что дают богатые лесные угодья - позволяло только брать от приро­ды, используя свои умения лишь на производство орудий, до­бывающих эти обильные средства к жизни, а не производить их самим. Поэтому первоначальной деятельностью наших предков была добывающая, обменная, а не производственная. Такому состоянию дела способствовало и то, что кочующие племена часто воевали друг с другом и со своими соседями, а следстви­ем войны является военная добыча, которая снижает необходи­мость в более активной производственной деятельности. Рабы-военнопленные, захваченные в сражениях и используемые как товар, еще меньше развивают производительные силы и пред­приимчивость, так как в бою требуется преимущественно сила, а не смекалка и расчет. Продажа рабов (челяди) дает хороший доход, не требуя производительных усилий.

Влияли на развитие предпринимательских способностей наших предков и особенности ландшафтно-географической среды. Сво­бодное расселение древних славян по Восточно-Европейской рав­нине не создавало дефицита земель и необходимости обла­гораживать определенную территорию и выживать на ней через повышение производительности и эффективности труда.

Самая древняя предпринимательская деятельность на терри­тории нашей страны - это обмен добытыми у природы продук­тами. На территории нашей страны обмен предположительно начинается в эпоху трипольской культуры (IV - III тыс. до н. э.). Обмен объективно способствовал росту производитель­ного труда, так как он предполагал дифференциацию, а именно дифференциация, а не традиционность двигали человеческое общество вперед. Влияние экономических факторов оказывает­ся в это время скрытым в глубине процессов, где они действу­ют медленно, но верно. Результаты их действия проявляются не через годы и даже поколения, а через века и века развития об­щества. Эти факторы накапливаются и дают новое качество жизни.

Население с культурой славянского типа, благодаря поя­вившемуся в конце II тыс. до н. э. плужному земледелию, до­билось и известных хозяйственных результатов. К VI - V вв. до н. э. из этого района был налажен регулярный вывоз зерна в Грецию через черноморский порт Оливию. Торговля такого типа является важным показателем уровня развития общества, так как, будучи связана с производством, оказывает на него обратное существенное влияние.

Само же производство без предпринимательства не движет общество, а оставляет его на уровне простого воспроизводства. Предпринимательство связано не с категорией "потребность", а с категорией "интерес". Производство товара на продажу и да­же на заказ пробуждает этот интерес. Появляются первые древ­ние предприниматели - торговцы-скупщики, чья деятельность не производительна, но весьма полезна, связана с выгодой, с риском; эта деятельность и раскручивает и ускоряет маховик цивилизации.

Места, где жили славянские племена - Поднепровье, По-ильменье, Окско-Волжский бассейн, - в докиевские времена были местами оживленного торгового обмена. В V - IV вв. до н. э. торговали с Кавказом, греческими причерноморскими ко­лониями, в I - III вв. н. э. - с римлянами, с III - VI вв. - с го­тами. Позднее, в V - VI вв., непосредственно перед возникно­вением Киевского государства, восточные славяне вовлекались в торговлю с Хазарским Каганатом, через него с Азией, с кочевыми тюркскими племенами на востоке, с племенами Си­бири, северных районов (финнами), с северо-западным, Скан­динавским миром.

Эти направления торговли подтверждаются нумизма­тическими находками. С VIII в. отмечены связи с Арабским Халифатом. Путь "из варяг в арабы" был хорошо освоен рус­скими, так как арабы не были мореплавателями. Главной свя­зующей дорогой русских и арабов была Волжская система, этим путем двигались на юго-восток новгородские, суздальские, рос­товские, владимирские и рязанские купцы (и их предки) со своими товарами. Существовало два основных центра торговли Востока с Русью - столица Хазарии Итиль и Булгар на Волге. И. П. Козловский считает, что Волга была древнейшим путем с севера на юг и только позднее уступила свое значение Днепру3. Особенно интенсивно Волжский путь, так же как и Донской, стал использоваться со второй половины IX в., когда там в мас­совом количестве появляется русское население. В представле­нии арабов руссы были торговым народом. Русские вещи най­дены в Волжской Булгарии, в арабских землях. Примерно в середине IX века Ибн-Хордадбах - восточный исследователь отмечал, что купцы-руссы с мехами бобров и лисиц ездят по рекам, а иногда возят товары на верблюдах в Багдад. По свиде­тельству Гардизи, персидского историка XI века, руссы и сла­вяне не продают товара иначе как за чеканные диргемы.

С IX в. постепенно организуется торговля с Корсунем, а за­тем с Константинополем. Особый интерес представляли развитое Черноморское побережье и Византия. Местоположение Киева, основанного в конце V - начале VI вв., было связано с контролем движения в Днепровское низовье, а также перепра­вы через Днепр. Чтобы проплыть мимо Киева, надо было пла­тить городу пошлину. Умение использовать выгоды геогра­фического положения ради прибыли не выделяло восточных славян из других народов, но и хуже других в смысле понима­ния своего интереса славяне тоже не были.

Общаясь с греками, наши пре



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 597; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.134.196 (0.014 с.)