Тема 7.1. Характеристика рынка ценных бумаг. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 7.1. Характеристика рынка ценных бумаг.



Тема урока:

1. Понятие ценных бумаг и их классификация.

2. Рынок ценных бумаг и история его развития.

3. Структура рынка ценных бумаг.

 

1. Ценная бумага – это денежный документ, удостоверяющий имущественные права владельца, а также право на получение прибыли в конце года в виде дивидендов или %.

К ценным бумагам относятся документы, подтверждающие получение банковского кредита, внесение суммы в депозиты (кроме депозитных сертификатов, долговых расписок, потребительских билетов, страховок)

Под обращением ценных бумаг понимается их купля-продажа, а также действия, приводящие к смене владельца ценных бумаг.

Порядок выпуска и обращения ценных бумаг на территории РФ их регистрация, устанавливается Мин. финансов РФ.

К выпуску в обращение допускаются только ценные бумаги, которые прошли государственную регистрацию (т.е. листинг).

Листинг – это допуск ценных бумаг к торгам на фондовой бирже, включая их в котированный лист осуществления контроля за финхоз. положением – эмитентом.

Эмитент – это юр. лицо, государственный орган местной администрации, выпускающий ценные бумаги и несущий ответственность от своего имени по выплате % или дивидендов перед владельцами ценных бумаг.

Инвестор – это гражданин или юр. лицо, приобретающее ценные бумаги от своего имени и за свой счёт.

Классификация ценных бумаг:

1. Долевые – все виды акций, отражающие право собственности.

2. Долговые – облигации, векселя, казначейские обязательства, депозитные и сберегательные сертификаты.

3. Производные – опционы, фьючерсы, варранты на ценные бумаги.

Опцион – это продажа права на покупку или продажу ценных бумаг.

а) опцион – пут – право покупателя опциона, но не обязанность продавать актив;

б) опцион – колл – право покупателя опциона, но не обязанность купить актив;

в) опцион – стеллаж – право покупателя опциона, либо продать, либо купить опцион по базисной цене.

Фьючерс – это контракт на куплю-продажу актива в будущем.

Варрант – производная ценных бумаг представляет собой сертификат, дающий держателю право покупать ценные бумаги по оговорённому курсу в течение определённого промежутка времени.

Производные фин. инструменты призваны обслуживать непосредственно сами ценные бумаги, существуют фин. инструменты, которые выпускаются непосредственно фондовыми биржами – опционы, фьючерсы, варранты; и банками – сберегательные депозиты, инвестиционные сертификаты.

 

2. Рынок ценных бумаг (фондовый рынок) – это часть фин. рынка. Рынок ценных бумаг дополняет систему банковского кредита и взаимодействует с ней.

Выпуская ценные бумаги предприятия может получать финансовые средства на длительный период времени – на 10-летие (облигация), или бессрочное пользование – через акции.

Рынок ценных бумаг обеспечивает механизм, с помощью которого в экономику привлекаются инвестиции. Он связывает тех, кто привлекает инвестиции, выпуская ценные бумаги (эмитенты), и тех, кто желает вложить фин. средства в финансовые инвестиции проектов и тех, кто осуществляет деятельность на рынке.

Рынок ценных бумаг имеет богатую историю, его предшественниками были вексельные ярмарки, которые то возникали, то исчезали в 18-19 вв.

С торговлей векселями связывают появление первых профессиональных участников рынок ценных бумаг и первых бирж, где совершались сделки с товарами и векселями.

С появлением акционерных компаний и усилением инвестиционной активности государства в 19 веке зародился рынок ценных бумаг в современном понимании.

Вплоть до 19 в. АО были редкостью и их ценные бумаги обеспечивали незначительную долю фондового оборота, а большую часть составляли государственные ценные бумаги.

В 60х гг. 19 века в Германии появились универсальные инвестиционные банки, взявшие роль посредника по операциям с ценными бумагами в интересах основавшейся тяжёлой индустрии. Они сыграли большую роль в индустриализации Германии, США, Швеции.

Виды рынка ценных бумаг.

1. Международные и национальные;

2. Национальные и территориальные;

3. Рынки конкретных видов ценных бумаг;

4. Рынки государственных и негосударственных ценных бумаг (корпоративные);

5. Рынки первичных и производственных ценных бумаг.

 

3. Структура рынка ценных бумаг.

1) первичный рынок ценных бумаг осуществляет размещение впервые выпущенных ценных бумаг.

2) вторичный рынок ценных бумаг – обращение ранее выпущенных ценных бумаг.

Основными участниками первичного рынка являются:

- эмитенты

- инвесторы

Именно первичный рынок мобилизует временно-свободные денежные средства отраслей и сфер экономики и перераспределяет их, направляя в отрасли с наибольшими доходами. Первичный рынок является наиболее важным для размещения государственных ценных бумаг.

В России первичный рынок развивался на основании массивного акционирования государственных предприятий, акции выпускаются АО – открытого и закрытого типа на основании ФЗ от 26.12.95 г. №208 «Об АО» с изменениями и доп. от 07.08.01 г. и ФЗ от 22.04.96 г. №39 «О рынке ценных бумаг» с изменениями и дополнениями от 26.11.98 г., от 08.07.99, от 07.08.01 и 2002 года.

Условиями при размещении является государственная регистрация ценных бумаг, а при объёме более 50 тыс. МРОТ – при открытой подписке, нужна регистрация проспекта эмиссии – это сведения об эмитенте, его фин. состоянии и о предлагаемых ценных бумагах.

Способы осуществления первичной эмиссии:

1. Самостоятельный (эмитентом)

2. С помощью профессиональных участников рынка ценных бумаг (брокеров, дилеров)

3. С помощью инвестиционного синдиката.

Вторичный рынок ценных бумаг, основные участники:

- игроки, последующее получение прибыли в виде курсовой разницы, на основе перепродаж ценных бумаг.

Этот рынок несёт элемент спекуляции – влияние вторичного рынка на экономику:

1. Отрицательное – в отличие от первичного не влияет на размеры инвестиций и накоплений в государстве.

2. Положительное:

а) обеспечивает ликвидность ценных и создаёт условия, для реализации ценных бумаг даже тех предприятий, которые исчерпали возможности роста и прибыли.

б) даёт возможность быстро превращать их в наличные деньги и осуществить инвестиции.

в) формирует равномерный курс, по которому продавцы согласны продать, а покупатели – купить ценные бумаги.

г) предоставляет инвестору возможность перепродажи и подтверждает ликвидность ценных бумаг.

Тема 7.2. Фондовая биржа.

1. Понятие, сущность и история возникновения фондовой биржи.

2. Задачи и формы фондовой биржи.

3. Участники фондовой биржи и требования, предъявляемые к ним.

4. Виды биржевых курсов, биржевые индексы.

 

1. Правовая база регулирования деятельности фондовой биржи – это:

1. ФЗ №39 «О рынке ценных бумаг» от 22.04.96 г. с изменениями и дополнениями от 2002 г.

2. ФЗ №46 «О защите прав инвесторов на рынок ценных бумаг» от 05.03.99 г.

Фондовая биржа – только организатор торговли на рынке ценных бумаг не совмещающий деятельность по организации торговли и иными видами деятельности, за исключением: депозитарный и деятельности по определению взаимных обязательств.

Фондовая биржа – создаётся как некоммерческое партнёрство и организует торговлю только между членами биржи, другие участники рынка ценных бумаг могут осуществлять операции на бирже только через посредничество членов биржи, служащие биржи не могут быть учредителями и профессиональными участниками, а также самостоятельно участвовать в деятельности биржи в качестве предпринимателей.

Членами биржи могут быть:

- любые проф. участники рынка ценных бумаг.

- брокеры

- дилеры

- депозитарии

- регистраторы

- доверительные управляющие

- клиринговые учреждения.

Биржа самостоятельно определяет вступление в её члены. Все члены биржи равны: не допускается неравноправное положение членов, временное членство, сдача в аренду мест и их перепродажа в золы лицом, не являющимся членом биржи.

На бирже обеспечивается гласность и публичность торгов, она не вправе устанавливать размеры вознаграждения, взимаемого её членами за совершение биржевых сделок.

Биржа (от лат. «кошелёк») впервые биржи появились в 15-16 вв в Италии, как валютная и товарная на основе мануфактур и роста внешней торговли, в 16 же веке на бирже впервые стали появляться государственные ценные бумаги правительств Англии, Португалии, Испании, Франции.

В начале 17 в. наиболее важную роль играла биржа в Амстердаме, она одновременно была и товарный и фондовой, а ней одновременно котировались государственные ценные бумаги и акции Голландских и Британских торговых компаний. В 18 в. на I место выдвигается Лондонская фондовая биржа. В России первая фондовая биржа появилась в С-П в 1703 г, к 1914 г их насчитывалось более 115.

Этапы развития бирж в современной России.

I. 1988 по 1990 гг. – появилась система аукционной торговли, произв. ресурсами по коммерческим ценам, через органы Госсноба СССР – торги ресурсами.

II. 1990 – 1991 гг. – крупные биржевые структуры – Московская товарная биржа, Универсальная биржа вторичных ресурсов, Российская биржа недвижимости, а также нефтяные, бумажные, лесные и продовольственные.

В этот период в России число зарегистрированных бирж превышало кол-во во всём мире.

III. 1992-1996 гг. – принят закон «О товарных биржах и биржевой торговле», который установил контроль государственных органов да деятельностью бирж.

IV. С 1996 г. по настоящее время (2004 г), принят закон «О рынке ценных бумаг» от 22.04.96 г., который действует и в наст. время, сейчас действуют 20 фондовых бирж, 8 валютных, 84 товарных, наиболее активные торги ведутся в Москве, С-П, Р-на-Д, Новосибирске, Самаре, Саратове, Н-Новгороде, Екатеринбурге, Владивостоке.

2. Задачи фондовых бирж:

1. Представление места для торгов на фондовых биржах.

2. Установление равновесной биржевой цены.

3. Обеспечение гласности, предоставление информации о ценных бумагах

4. Гарантия исполнения сделок.

5. Обеспечение биржевого арбитража.

6. Обеспечение биржевого хеджирования (страхования)

7. Определение и установление устава и Правил поведения участников.

 

Формы бирж:

1. По виду биржевого товара:

а) фондовые

б) товарные

в) валютные

2. По принципу организации бирж:

а) государственные

б) смешанные

3. По организационно-правовой форме:

а) валютные (АО)

б) коммерческие ассоциации, некоммерческие партнёрства

4. По форме участия посетителей:

а) закрытые (только члены биржи)

б) открытые

5. По перечню товаров, которые являются объектом биржевого торга:

а) универсальные

б) специализированные

6. По месту и роли бирж в мировой торговле:

а) международные

б) национальные

 

3. Требования к членам биржи.

- соблюдать требования устава биржи и др. внебиржевых документов;

- взносить вклады и долевые взносы в порядке и размере, предусмотренном уставом и др. документами;

- оказывать биржи содействия в осуществлении её деятельности.

Биржа даёт возможность своим членам:

1. участвовать в общих собраниях и управлять её делами.

2. выбирать и быть избранным в органы управления и контроля.

3. пользоваться имуществом биржи, имеющейся информацией и любыми услугами, которые она оказывает.

 

4. Биржевая котировка – это процесс выявления цены в процессе биржевого торга, а также обработка данных о ценах и подготовка их для публикации в биржевых бюллетенях.

Курс – это цена, по которой заключается сделка и ценные бумаги переходят к новым владельцам.

Виды биржевых курсов:

1) единый биржевой курс – когда всё внимание привлекают сделки, заключаемые через официальных курсовых маклеров.

2) фиксинг – состояние торгов, когда объём заявок на продажу становится равным объёму заявок на покупку.

3) курс открытия – это обычно цена закрытия предыдущего дня

4) курс закрытия – это обычно средневзвешенная цена по заключенным сделкам или цена исходя из средних цен, предложенных на покупку и продажу.

Биржевые индексы:

Это термины «средний показатель» и «индекс», когда употребляются как синонимы, т.к. в их основе лежит средняя цена акции из выбранного списка на определённую дату.

Индекс – это число, лишённое стоимостного выражения или др. единицы измерения.

В России Федеральная комиссия ценных бумаг признала наилучшим индекс «РТС – Интерфакс», базой является 100 крупнейших российских компаний, в нём используется не цена 1 акции, а суммарная цена акций в конкретный день.

В России методика Доу-Джонса не применима, т.к. это среднеарифметическая цена акций многих компаний и разница в номиналах акций.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.190.144 (0.038 с.)