Искусство стран Дальнего Востока (Китай, Япония). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Искусство стран Дальнего Востока (Китай, Япония).



Искусство народов мира

 

Пути развития искусства, отличные от европейского. Определяются истоками развития и факторами, развитие направляющими.

 

Искусство мусульманского мира (памятники Ближнего, Среднего Востока, Северной Африки, Испании)

 

Истоки развития – культура поздней античности (общая с европейской культурой) и Сасанидского Ирана. Направляющий фактор развития – религия Ислама (с 6 в. н.э.), запрет на изображение людей и животных, строгая регламентация всех сторон жизни. Развитие математических наук (абстрактное мышление).

Ведущий вид искусства – орнамент: геометрический, растительный, каллиграфический, мелкий, сплошь заполняющий поверхности. Архитектурный декор – резьба по камню, поливная керамика, росписи; ковры, изделия из металла, керамики и др. виды декоративно-прикладного искусства. Орнамент лишает формы материальности, пластической весомости.

Архитектура – однообразие плановых и объёмных решений при богатстве орнаментальной обработки поверхностей. Типы построек: мечеть, медресе, жилой дом, дворец – двор, окруженный аркадой и крестово-купольными ячейками помещений; мавзолей – центричный крестово-купольный объём; минарет – башня.

Персидская миниатюра (книжная иллюстрация) – допускала фигурные изображения, сюжетные сцены. Изображение плоскостное, ковровый характер композиций, отсутствие перспективы, прочтение композиций справа налево (как арабские надписи). Совмещение разновременных событий в одной композиции. Повышенная декоративность.

В исламском искусстве нет: светотени, перспективы, станковой картины, Монументальной скульптуры, эмоциональной выразительности, авторской индивидуальности. Каноничный характер культуры, отсутствие развития. Разрушение самобытности исламского искусства под влиянием западной культуры.

 

Новое искусство

Развитие традиций сюрреализма в «новой вещественности».

 

Френсис Бэкон (Англия, 50 – 70-е гг.) – сюрреалистическое (аморфное) искажение форм человеческой анатомии, деструкция образа обыденной действительности.

Генри Мур (Англия) – скульптура. Спонтанное формообразование, органика объёмов, пластика пустот.

 

Глоссарий.

 

Что такое искусство?

Форма познания (в отличие от науки), продукт человеческой деятельности (в отличие от природы), проекция сознания во внешний мир, отражение мира в образной форме.

Что такое образ?

Информация об объекте, переданная в пластической форме, + отношение к ней. Образ возникает в сознании при восприятии информации: организованной художественными средствами, восходит к представлению, основывается на зрительной памяти. Образ конкретен (в различной степени).

Художественные средства – способы организации пространства и смысла в искусстве: композиция (плоскостная, условно и иллюзорно глубинная, объёмно-пространственная), цвет, светотень, тематика, особенности авторской манеры…

 

Стиль – подчинение художественных средств искусства какой-либо формобразующей идее; характеризуется определёнными принципами формобразования и специфическим набором элементов (мотивов). Примеры стилей: геометрический, органический, скифский звериный, египетский, античный, иконописный, романский, готический, ренессанс, барокко, классицизм, модерн, конструктивизм…

 

Художественная система – совокупность законов и правил искусства, набор которых определяется:

- постановкой художественной задачи (отразить реальность, выразить отношение к реальности, создать новую реальность);

- установками восприятия (объективными, субъективными);

- формальными художественными средствами (способами организации пространства, передачи формы предметов, колоритом…).

Художественная система (та или иная) определяет характер художественного обучения.

 

Классификация искусства

Искусства: временные (литература, музыка), пространственные или пластические, комплексные (танец, театр, кино, книга).

Пространственные (пластические) искусства: плоскостные (графика, живопись), объёмно-пространственные (архитектура, скульптура), комплексные (декоративно-прикладное искусство).

Виды пространственных искусств: изобразительные (живопись, графика, скульптура); конструктивные (архитектура, технический дизайн); комплексные (декоративно-прикладное искусство). Конструкция есть в любом виде изобразительного искусства (материалы, техника); изобразительное (образное) начало есть в любой конструкции (ассоциативные эмоциональные и смысловые значения).

 

 

Искусство народов мира

 

Пути развития искусства, отличные от европейского. Определяются истоками развития и факторами, развитие направляющими.

 

Искусство мусульманского мира (памятники Ближнего, Среднего Востока, Северной Африки, Испании)

 

Истоки развития – культура поздней античности (общая с европейской культурой) и Сасанидского Ирана. Направляющий фактор развития – религия Ислама (с 6 в. н.э.), запрет на изображение людей и животных, строгая регламентация всех сторон жизни. Развитие математических наук (абстрактное мышление).

Ведущий вид искусства – орнамент: геометрический, растительный, каллиграфический, мелкий, сплошь заполняющий поверхности. Архитектурный декор – резьба по камню, поливная керамика, росписи; ковры, изделия из металла, керамики и др. виды декоративно-прикладного искусства. Орнамент лишает формы материальности, пластической весомости.

Архитектура – однообразие плановых и объёмных решений при богатстве орнаментальной обработки поверхностей. Типы построек: мечеть, медресе, жилой дом, дворец – двор, окруженный аркадой и крестово-купольными ячейками помещений; мавзолей – центричный крестово-купольный объём; минарет – башня.

Персидская миниатюра (книжная иллюстрация) – допускала фигурные изображения, сюжетные сцены. Изображение плоскостное, ковровый характер композиций, отсутствие перспективы, прочтение композиций справа налево (как арабские надписи). Совмещение разновременных событий в одной композиции. Повышенная декоративность.

В исламском искусстве нет: светотени, перспективы, станковой картины, Монументальной скульптуры, эмоциональной выразительности, авторской индивидуальности. Каноничный характер культуры, отсутствие развития. Разрушение самобытности исламского искусства под влиянием западной культуры.

 

Искусство стран Дальнего Востока (Китай, Япония).

Истоки развития – искусство неолита (геометрический орнамент), общее для всех культур мира.

Направляющие факторы развития – древняя религия, даосская, конфуцианская философия, дзен-буддизм, характер письменности (иероглифы).

Китай

Эпоха бронзы (14 – 12 вв. до н.э.) – культ кровожадного божества, человеческие жертвоприношения. Бронзовые сосуды с «маской тао-те» и облачным орнаментом. Жесткие агрессивные формы.

Деревянная архитектура, стоечно-балочная конструкция, консольный вынос крыш выгнутого профиля с драконообразным декором. Прямоугольные планы. Буддистские пагоды – ярусные башни. Резной и живописный декор.

Живопись – образно-символическое выражение даосско-буддисиской философии. Природные формы – символы стихий, философских понятий. Водные потоки – образ Дао. Ведущий жанр – «горы – воды» (пейзаж). Композиция глубинная, многоплановая. Подвижная точка зрения, порядок рассматривания – сверху вниз (как читаются иероглифы, как течёт вода). Нет разработанной системы линейной перспективы, архитектура изображается в аксонометрии. Воздушная перспектива: туман, дымка. Типы пространства: высокие дали, широкие дали (формат свитка). Жанр «птицы – цветы», в изобразительные мотивы заложен символический смысл. Портрет – характерность в нескольких чертах. Повествовательные многофигурные сцены – горизонтальные свитки. Техника: свободная кистевая живопись по шелку, бумаге; тушь, тонировка водяными красками. Тип картины; свиток, временное экспонирование. Включение иероглифических надписей в композицию картины, переплетение изобразительного искусства и каллиграфии. Ярко выраженное авторское начало, подробно разработанная теория и методика обучения живописи.

Скульптура; монументальная и малых форм – фигуры Будды, персонажей буддистской и традиционной местной мифологии, животных.

Декоративно-прикладное искусство (специфические национальные виды) – фарфор, резьба по полудрагоценному камню, кости, лаковые изделия (резьба, роспись) и др. – витиеватость, многодельность, органический характер декора.

Япония (отличия от Китая)

Простота, отсутствие декоративности в архитектуре, вариантность пространства (раздвижные перегородки, ширмы). Эстетика естественности, натуральных материалов. Маленькие домашние сады, подражающие формам дикой природы (камни, кривые деревья). Икебана (искусство составления букетов). Оригами. Нецке (карманная скульптура). 17 – 18 вв. – развитие гравюры на дереве.

 

Традиционный характер дальневосточного искусства, цикличность и замедленность развития. Сохранение и восстановление разрушенных (Китай, 20 век) традиций искусства; влияние, оказываемое в 18 – 20 веках на культуру Запада.

 

Искусство Индии, Америки - для самостоятельного знакомства.

 

 

Новое искусство



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 1036; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.41.214 (0.014 с.)