Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Архитектура, декоративно-прикладное искусство и дизайн второй половины 19 – 20 вв.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Факторы развития архитектуры: - новые функциональные задачи – технические объекты, промышленные сооружения, крупные общественные, спортивные сооружения; необходимость в перекрытии больших площадей, в новых объёмно-пространственных решениях для новых форм организации жизненных и производственных процессов; - новые конструкции, материалы (металл, железобетон, каркас…); - смена стилей, эстетических представлений (внутрихудожественные тенденции развития).
В 19 веке функциональные и конструктивные новшества опережают эстетическое развитие. Новаторская структура сооружений облекается в традиционный декор (эклектика, модерн).
Дж. Пакстон (Англия), Кристалл-Палас (1851) – экспозиционный павильон для Всемирной выставки в Лондоне. Чугунные конструкции, стеклянные стены и перекрытия. Г.Эйфель (Франция), башня и экспозиционные павильоны на Всемирной выставке в Париже (1889) –чугунные конструкции, сооружения большой высоты, перекрытие больших площадей. В.Шухов (Россия), павильоны Нижегородской ярмарки (1896), водонапорные башни, дебаркадер Киевского вокзала в Москве, Радиобашня (нач.20 в.) - различные типы инженерных конструкций, высотные объекты, перекрытие больших пространств. Л.Салливен (США, 90 – 10-е гг.) – конторские здания повышенной этажности, каркасная конструкция, железобетон (прототипы небоскрёбов).
В начале 20 века происходит очищение архитектуры от декора. Роль формального эксперимента в станковом искусстве для сложения художественного языка архитектуры (Малевич, «супрематизм» – разработка пластического языка простых геометрических форм).
Ф.Л.Райт (США, 10 – 50-е гг.) – частные сельские дома, конторские и др. общественные здания. Свободные асимметричные планы, взаимоперетекание открытых пространств, остекление стен. Гармония архитектуры и природной среды. Ле Корбюзье (Франция, 20 – 60-е гг.) – провозгласил 5 принципов современной архитектуры (независимость планировки интерьера и расположения стен от несущего каркаса, опора свободно стоит в интерьере; свободный план, пластика пространства; свободный фасад; плоские обжитые крыши; облегчение основания здания, дома на «ножках»). Градостроительные принципы: свободно стоящие здания, типовая застройка. В.Гроппиус, Л.Мис ван дер Роэ (Германия, 20 – 3-е гг., учебное заведение Баухауз; с 40-х гг. – США) – строгий функционализм, максимальное упрощение и геометризация форм, дома – «коробки». А.Алто (Финляндия, 30 – 50-е гг.) – органическая архитектура, смягченные криволинейные формы, естественные материалы, гармония сооружения с природной средой. И.Утцон (Австралия, 60-е гг.) – образное начало в функциональной форме (театр в Сиднее, сходство с парусами). Фрай Отто (Германия, 70 – 80-е гг.) – зонтичные, вантовые, плёночные и др. современные конструкции и их пластическая разработка.
Россия: 20 – 30-е гг. – конструктивизм. Формы сооружений заданы функцией и конструкцией. Эстетика конструкции, рациональные объёмно-пространственные решения, свободная планировка, асимметрия, динамика форм, Эстетика чистой формы, отрицание декора. Братья Веснины, Мельников, Голосов, Леонидов и др. Учебное заведение – ВХУТЕМАС. Консервативное направление (существовало и на Западе, наиболее ярко представлено в России и Германии). Опора на стереотипы восприятия, культивирование традиционных ордерных форм, декоративизм. Продолжение тенденций неоклассики начала века. А.Щусев – мавзолей Ленина. 1933 – 1935 – конкурс на Дворец Советов. Победил проект Иофана, Гельфрейха, Щуко: ярусная башня со статуей наверху. Образ величия, стабильности. Декоративность архитектурных форм (возрождение ордера). Архитектурные объекты 30 – 50-х гг. в Москве: ансамбль ВСХВ. Метро, высотные дома – идеальный образ социализма, помпезность, декоративизм. Противоречие современной конструкции и функции архаичным планировочным решениям и обилию накладного декора («излишества»). 1954 г. – постановление ЦК КПСС о борьбе с излишествами, начало развития массового типового жилищного строительства. Возвращение к эстетике конструктивизма в обеднённом виде (обезличенность, пластическая невыразительность форм, казённый монументальный стиль). Современное состояние архитектуры – постмодернизм (стилевая эклектика, цитатность). Принципы новаторской архитектуры 20 века вошли в традицию наряду с историческими стилями. Свободный выбор и причудливое сочетание разнородных элементов. «Лужковский стиль» - возрождение ретроспективизма, излишеств. Новейшие тенденции – экология в архитектуре, идеи охраны природной и исторической среды. Тактичное включение новых построек в ландшафты.
Декоративно-прикладное искусство 20 века – разнообразие тенденций, роль массового промышленного производства. Вторая половина 19 в. – эклектика, национальные и исторические стилизации (Фаберже, работы Строгановского училища, Абрамцевских мастерских). Конец 19 – начало 20 в. – стиль «модерн» - органика форм, парадоксальность материалов. 10 – 20-е гг. – влияние абстрактного искусства, функциональность и геометризм форм, появление рационального художественного проектирования – производственного искусства (основа современного дизайна). На Западе 20 – 30 -е гг. – стиль «ар нуво» – смягчённый модный геометризм с элементами ретроспекции и экзотики. С 40-х гг. – различные направления в дизайне (совокупность методов художественного проектирования изделий промышленного производства, опирается на принципы технической эстетики). Россия: 20-е гг. – концепции, художественная и учебная практика производственного искусства. Работы Малевича, Татлина, Родченко, Поповой, Степановой, и др. в различных видах декоративно-прикладного искусства (интерьеры, мебель, фарфор, ткани, костюм…). Учебное заведение (прогрессивные методы художественного обучения) – ВХУТЕМАС. Техническая эстетика и агитационная тематика в традиционных художественных производствах (агитационный фарфор, ткани). Обновление художественного языка традиционных народных промыслов на основе восстановления утраченных традиций (Палех, Мстёра, Хохлома и др.) 30 – 50-е гг. – реализм и ретроспективизм, повышенный декоративизм форм. Утрата школы художественного проектирования. Конец 50-х – первая половина 60-х гг. – очищение и облегчение форм, массовое производство изделий ширпотреба, новые синтетические и искусственные материалы, борьба с излишествами и «мещанским» вкусом, возрождение художественного проектирования (дизайн). Возвращение художественных промыслов к подлинным традиционным истокам (керамика Гжели). Вторая половина 60-х – до наших дней – новый расцвет декоративизма, развитие «станкового» декоративного искусства (выставочные художественные объекты, по формам восходящие к утилитарным предметам, но лишенные функциональности, выполненные в традиционных материалах и техниках декоративного искусства; свобода творчества и формообразования). Профессиональное развитие, специализация различных отраслей дизайна. В художественных промыслах – консервация, формализация и утрата традиций, нарастание многодельности, декоративной перегруженности форм.
Глоссарий.
Что такое искусство? Форма познания (в отличие от науки), продукт человеческой деятельности (в отличие от природы), проекция сознания во внешний мир, отражение мира в образной форме. Что такое образ? Информация об объекте, переданная в пластической форме, + отношение к ней. Образ возникает в сознании при восприятии информации: организованной художественными средствами, восходит к представлению, основывается на зрительной памяти. Образ конкретен (в различной степени). Художественные средства – способы организации пространства и смысла в искусстве: композиция (плоскостная, условно и иллюзорно глубинная, объёмно-пространственная), цвет, светотень, тематика, особенности авторской манеры…
Стиль – подчинение художественных средств искусства какой-либо формобразующей идее; характеризуется определёнными принципами формобразования и специфическим набором элементов (мотивов). Примеры стилей: геометрический, органический, скифский звериный, египетский, античный, иконописный, романский, готический, ренессанс, барокко, классицизм, модерн, конструктивизм…
Художественная система – совокупность законов и правил искусства, набор которых определяется: - постановкой художественной задачи (отразить реальность, выразить отношение к реальности, создать новую реальность); - установками восприятия (объективными, субъективными); - формальными художественными средствами (способами организации пространства, передачи формы предметов, колоритом…). Художественная система (та или иная) определяет характер художественного обучения.
Классификация искусства Искусства: временные (литература, музыка), пространственные или пластические, комплексные (танец, театр, кино, книга). Пространственные (пластические) искусства: плоскостные (графика, живопись), объёмно-пространственные (архитектура, скульптура), комплексные (декоративно-прикладное искусство). Виды пространственных искусств: изобразительные (живопись, графика, скульптура); конструктивные (архитектура, технический дизайн); комплексные (декоративно-прикладное искусство). Конструкция есть в любом виде изобразительного искусства (материалы, техника); изобразительное (образное) начало есть в любой конструкции (ассоциативные эмоциональные и смысловые значения).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 328; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.156.13 (0.01 с.) |